Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ВОЛОНТЕРСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ)'

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ВОЛОНТЕРСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративное волонтерство / добровольчество / дагестанское население / социальная ответственность / гражданская активность / милосердие. / corporate volunteering / volunteerism / Dagestani population / social responsibility / civic engagement / charity.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Муллахмедов Х.С.

В советский период развития российского государства огромное внимание уделялось социальной сфере, распространенным было шефское движение, в постсоветский период распространение получило корпоративное волонтерство. В статье анализируется корпоративное волонтерство в современном дагестанском обществе и мотивация участия в нем. Результаты авторского социологического исследования показывают отсутствие в общественном сознании опрошенного дагестанского населения информации о добровольческой деятельности организации, в которой они работают; основным информационным источником о волонтерской и благотворительной деятельности компании выступает официальная информация. Индивидуальное участие в корпоративном добровольчестве респонденты объясняют личными нравственными и религиозными убеждениями. В результате, анализ мотивации участия в корпоративном волонтерстве показывает, что респонденты малоинформированы о добровольческих мероприятиях и акциях осуществляемых по месту их работы. Основными источниками выступают решения руководства организаций, предприятий о проведении тех или иных акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Муллахмедов Х.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR PARTICIPATION IN CORPORATE VOLUNTEERING (using the example of the Dagestani population)

During the Soviet period of the development of the Russian state, great attention was paid to the social sphere, the patronage movement was widespread, and corporate volunteering became widespread in the post-Soviet period. The article analyzes corporate volunteering in modern Dagestan society and the motivation for participation in it. The results of the author's sociological research show the lack of information in the public consciousness of the surveyed Dagestani population about the volunteer activities of the organization in which they work; the main information source about the volunteer and charitable activities of the company is official information. Respondents explain individual participation in corporate volunteerism by personal moral and religious beliefs. В результате, анализ мотивации участия в корпоративном волонтерстве показывает, что респонденты малоинформированы о добровольческих мероприятиях и акциях осуществляемых по месту их работы. Основными источниками выступают решения руководства организаций, предприятий о проведении тех или иных акций.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ВОЛОНТЕРСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ)»

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.47.33.004 УДК 316.4

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ВОЛОНТЕРСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ)

Муллахмедов Х.С.

Дагестанский государственный технический университет

Аннотация. В советский период развития российского государства огромное внимание уделялось социальной сфере, распространенным было шефское движение, в постсоветский период распространение получило корпоративное волонтерство. В статье анализируется корпоративное волонтерство в современном дагестанском обществе и мотивация участия в нем. Результаты авторского социологического исследования показывают отсутствие в общественном сознании опрошенного дагестанского населения информации о добровольческой деятельности организации, в которой они работают; основным информационным источником о волонтерской и благотворительной деятельности компании выступает официальная информация. Индивидуальное участие в корпоративном добровольчестве респонденты объясняют личными нравственными и религиозными убеждениями. В результате, анализ мотивации участия в корпоративном волонтерстве показывает, что респонденты малоинформированы о добровольческих мероприятиях и акциях осуществляемых по месту их работы. Основными источниками выступают решения руководства организаций, предприятий о проведении тех или иных акций.

Ключевые слова: корпоративное волонтерство, добровольчество, дагестанское население, социальная ответственность, гражданская активность, милосердие.

MOTIVATION FOR PARTICIPATION IN CORPORATE VOLUNTEERING (USING THE EXAMPLE OF THE DAGESTANI POPULATION)

Hadzhimurad S. Mullahmedov

Dagestan State Technical University

Abstract. During the Soviet period of the development of the Russian state, great attention was paid to the social sphere, the patronage movement was widespread, and corporate volunteering became widespread in the post-Soviet period. The article analyzes corporate volunteering in modern Dagestan society and the motivation for participation in it. The results of the author's sociological research show the lack of information in the public consciousness of the surveyed Dagestani population about the volunteer activities of the organization in which they work; the main information source about the volunteer and charitable activities of the company is official information. Respondents explain individual participation in corporate volunteerism by personal moral and religious beliefs. В результате, анализ мотивации участия в корпоративном волонтерстве показывает, что респонденты малоинформированы о добровольческих мероприятиях и акциях осуществляемых по месту их работы. Основными источниками выступают решения руководства организаций, предприятий о проведении тех или иных акций.

Keywords: corporate volunteering, volunteerism, Dagestani population, social responsibility, civic engagement, charity.

Введение. В науке сложилось понимание корпоративного волонтерства как одного из «наиболее важных способов и инструментов, которые позволяют поддерживать социальную активность организации... способствует формированию устойчивых отношений как с государством, так и с местными сообществами» [1, с. 127].

Что такое корпоративное волонтерство? По мнению Н.И. Горловой:

«1) корпоративное волонтерство - это привлечение коллектива организации к различным благотворительным мероприятиям, организатором

которых выступает как сама компания, так и сторонние организации;

2) корпоративное волонтерство - это добровольное участие сотрудников в различных социальных проектах, реализуемых в рамках компании;

3) корпоративное волонтерство - это партиси-пация коллектива в добровольной работе своей компании, которая организуется и проводится при ее непосредственной поддержке в формате различных социальных программ;

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

4) корпоративное волонтерство - это любые формы поддержки и поощрения компанией участия своих работников, а также членов их семей в жизни местного сообщества (или в социальных программах большего масштаба) в качестве добровольцев по оказанию безвозмездных социальных, юридических, образовательных, медицинских и иного рода услуг» [2, с. 57].

В настоящее время программы корпоративного волонтерства получили широкое распространение в мире в целом. Появление частных крупных компаний закономерно способствовало формированию в их политике социального аспекта, подразумевающего оказание помощи учреждениям и организациям, которые испытывают сложности с финансированием. Реалии свидетельствуют о том, что корпоративное волонтер-ство выполняет важную функцию в консолидации социума, воспитании в обществе принципов милосердия, сочувствия, сострадания, взаимопомощи. Кроме того, нельзя игнорировать и воздействие вероучения на волонтерство в целом, обозначение духовными лидерами важности служения обществу. Разумеется, имеет место различия в корпоративном волонтерстве по регионам: экономически развитые субъекты, в которых функционируют мощные промышленные предприятия, естественно, имеют возможность поддерживать социальные объекты, поощрять своих работников участвующих корпоративных добровольческих акциях.

Различные аспекты корпоративного волонтер-ства исследуются Краснопольской [3],С.П. Пере-гудовым и И.С. Семененко [4], А.Д. Галюк и М.Р. Хайдаршиной [5], Т.Ю. Шахнес [6], А.А. Шлихтером [7] и др.

Рассмотрение корпоративного волонтерства затрагивает и вопрос корпоративной социальной ответственности. Широкое распространение получила пирамида Керрола, которая включает в себя:

а) экономическую ответственность;

б) юридическую ответственность;

в) этическую ответственность [8, с. 66].

Методика исследования. Социологический опрос по изучению корпоративного добровольчества проведен в 2023 г. в городах и районах Республики Дагестан. Участниками опроса выступили сотрудники коммерческих торговых центров, частных медицинских клиник, компаний по реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, производства мебельной продукции N = 649.

Результаты. В рамках изучения корпоративного волонтерства, был задан вопрос: «Знаете ли Вы, какие направления волонтерства и благотворительной деятельности есть в компании, в которой Вы работаете?». Полученный материал пока© Муллахмедов Х.С.

зывает, что 42,3 % опрошенных не владеют информацией о добровольческой деятельности организации, в которой они работают, следовательно, не знают какие программы есть в компании. Далее, 11,3 % знают о существовании грантов для сотрудников, 8,3 % указали на оказание своей компанией помощи про-боно (использование профессиональных знаний, опыта), 7,4 % участие своей компании в благотворительных акциях, 6,4 % отметили осуществление шефства над социальными учреждениями.

Однако ответы на «контрольный вопрос»: «Каким учреждениям организациям Ваша компания оказывает помощь?» свидетельствуют о том, что сотрудники малознакомы с корпоративным добровольчеством. Данное обстоятельство вызывает ряд вопросов, в частности: «Насколько развита в современном дагестанском обществе корпоративное волонтерство?», «Как часто те или иные организации оказывают помощь социальным учреждениям?», «Выделение финансовой и продуктовой помощи во время мусульманского поста (Ураза) как рассматривать - выполнение религиозного постулата или добровольческий акт?».

Участие в корпоративном волонтерстве определяется деятельностью самой организации, которая принимает участие в определенных акциях оказания различной помощи. Кроме того, привлечение сотрудников компании к добровольческой работе напрямую зависит от информированности работников в такой работе: «корпоративное волонтерство, как мощный инструмент изменения корпоративной культуры и корпора-т ив н ы х ценностей, позволяет сотрудникам отечественных фирм проявить себя, получить опыт управленческих навыков, публичных выступлений и др.

Кроме того, корпоративное волонтерство целесообразно оценивать не только с точки зрения его эффективности и результатов для компании и ее сотрудников, но и для социального окружения. Ведь вовлеченность в волонтерство взрослых позитивно влияет на формирование мировоззренческих установок членов семьи и детей, воспитывающихся в семьях добровольцев» [9, с. 132].

В исследовании был задан вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о волонтерской и благотворительной деятельности компании?», который показывает, что основными источниками выступают «официальные письма и распоряжения» и «объявления от руководителя, а также оповещение на совещаниях» - 42,3 % и 37,1 %, соответственно; для 15,4 % опрошенных источником являются «печатные объявления на стендах, телепанелях в офисе», 11,3 % указали на новости и объявления на официальном сайте совей организации. При этом 8,7 % узнают о добровольческой работе своей компании из разговоров с коллегами, статистически незначи-

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

мая часть не имеет какой-либо информации о корпоративном волонтерстве (3,5 %).

Насколько активно респонденты участвуют в проводимых руководством организации добровольческой работе и волонтерских акциях? Эмпирический материал показывает, что 48,7 % затруднились вспомнить о своем участии в волонтерских мероприятиях, организованных компанией, 21,3 % принимали участия, 25,7 % респондентов участвовали в добровольческих акциях организованных не компанией, в которой они трудятся, а другими людьми (друзьями, родственниками, соседями). Как правило, эти меро-

приятия носят экологический характер, помощь питомникам, поиск пропавших людей и т.д.

Какова мотивация у опрошенных участвовать в мероприятиях корпоративного волонтерства? По мнению А.Д. Галюк и М.Р. Хайдаршиной, «развитие человеческого потенциала - одна из основных выгод от программ корпоративного волонтерства. Эта деятельность позволяет мотивировать персонал на эффективную работу, разъяснять корпоративные ценности, а также через оценку степени участия сотрудников в добровольческих проектах выявлять их потенциал» [10, с. 210]. Результаты опроса таблица 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Почему лично Вы участвуете в мероприятиях корпоративного волонтерства в Вашей компании?» (%)

Варианты ответов %

В этой деятельности участвуют мои руководители 11,2

Это позволяет мне научиться чему-то новому 9,3

Мне нравятся поощрения со стороны компании 14,0

Эта деятельность важна для компании 12,3

Это соответствует моим религиозным принципам 49,6

Эта деятельность улучшает мои отношения с коллегами по работе 21,1

Потому что обладаю специальными знаниями и умениями, важными для решения проблем 7,3

Это интересно и нужно для самореализации 10,0

Эта деятельность может помочь мне в карьере 9,1

Эта деятельность важна для развития моей страны 6,1

Я получаю положительные эмоции, удовлетворение 39,3

Я хочупомочь конкретным людям 41,1

Это хорошая форма проведения досуга 6,8

Потому что мои коллеги тоже участвуют в этой деятельности 8,8

Моя семья, родственники поддерживают меня в этом 29,3

Я считаю участие в добровольческой работе своим моральным долгом 67,1

Полученный материал показывает, что опрошенное население активно участвует в добровольческой работе и здесь доминируют 4 позиции: «я считаю участие в добровольческой работе своим моральным долгом», «добровольческая деятельность соответствует моим религиозным принципам», «хочу помочь конкретным людям», «я получаю положительные эмоции, удовлетворение».

Авторская гипотеза, что ключевой причиной участия сотрудников компании в корпоративном волонтерстве являются поощрения, возможность для карьерного роста, сопричастность коллективу, участие руководства не подтверждается: эмпирический материал показывает, что мотивацией волонтерства для респондентов выступают личные моральные и религиозные убеждения, желание оказать помощь нуждающимся в помощи социальным группам.

Далее результаты на вопрос: «В каких именно волонтерских мероприятиях компании участвовали Вы?» показывают, что 68,6 % были вовлечены в оказание помощи «где было личное общение с людьми и помощь тем, кто в ней нужда-

ется», 12,3 % участвовали в мероприятиях, которые проходили без личного контакта волонтера и нуждающегося в помощи и 19,1 % «в тех, и в других», то есть где они могли непосредственно видеть когорту получающую помощь, а могли не видеть.

Заключение. Таким образом, анализ мотивации участия в корпоративном волонтерстве показывает, что респонденты малоинформированы о добровольческих мероприятиях и акциях осуществляемых по месту их работы. Основными источниками выступают решения руководства организаций, предприятий о проведении тех или иных акций.

Вместе с тем, для участников исследования ключевыми доводами участия в добровольческой деятельности являются религиозные постулаты, а также моральные убеждения и принципы сострадания, милосердия. Предположение, что в основе корпоративного волонтерства лежит стремление работников получать определенные привилегии в трудовой сфере - полученными результатами социологического опроса не подтверждается.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Горлова Н.И. Корпоративное волонтерство как элемент устойчивого развития организации / Н.И. Горлова, З.А. Троска, О.В. Грибкова // Наука Красноярья. Т. 6. № 4. 2017. С. 126-151.

2. Горлова Н.И. История и перспективы развития российского корпоративного волонтерства / Н.И. Горлова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4(40). С. 56-61.

3. Краснопольская И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики / И. Краснополь-ская; Отв. ред. Т. Бачинская // Корпоративное волонтерство в России: сб. лучших практик. Изд. 2-е. М. : Центр развития филантропии «Сопричастность», 2012. С. 36-42.

4. Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С.П. Перегудов, И.С. Семененко. М. : Прогресс-Традиция, 2008. 447 с.

5. Галюк А.Д. Повышение вовлеченности персонала на основе корпоративного волонтерства / А.Д. Галюк, М.Р. Хайдаршина; Отв. ред.: А. А. Сукиасян // Инновации, технологии, наука. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 208-211.

6. Шахнес Т.Ю. Корпоративное волонтёрство как важнейшая составляющая социально ответственного бизнеса / Т.Ю. Шахнес // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2016. № 2. С. 114-119.

7. Шлихтер А.А. Направления и механизмы взаимодействия социально ответственного бизнеса с некоммерческим сектором США. М. : ИМЭМО РАН, 2010. 104 с.

8. Бадмаева Л.Б. Диалектика развития концепции корпоративной социальной ответственности / Л.Б. Бад-маева // Проблемы современной экономики. 2010. № 4. С. 65-68.

9. Горлова Н.И. Корпоративное волонтерство как элемент устойчивого развития организации / Н.И. Горлова, З.А. Троска, О.В. Грибкова // Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 4. С. 126-151.

10. Галюк А.Д. Повышение вовлеченности персонала на основе корпоративного волонтерства / А.Д. Галюк, М.Р. Хайдаршина; Отв. ред. А.А. Сукиасян // Инновации, технологии, наука. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 208-211.

References:

1. Gorlova N.I. Corporate volunteerism as an element of sustainable development of the organization / N.I. Gor-lova, Z.A. Troska, O.V. Gribkova // Science of Krasnoyarsk region. 2017. Vol. 6. № 4. P. 126-151.

2. Gorlova N.I. History and prospects of development of Russian corporate volunteerism / N.I. Gorlova // Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2016. № 4(40). P. 56-61.

3. Krasnopolskaya I. Corporate volunteering in Russia: main characteristics / I. Krasnopolskaya; Ed. by T. Bachinskaya // Corporate volunteering in Russia: collection of best practices. Ed. 2-E. M. : Center for the Development of philanthropy « Ownership», 2012. P. 36-42.

4. Peregudov S.P. Corporate citizenship: concepts, world practice and Russian realities / S.P. Peregudov, I.S. Semenenko. M. : Progress-Tradition, 2008. 447 p.

5. Galyuk A.D. Increasing staff engagement based on corporate volunteering / A.D. Galyuk, M.R. Khaidarshina; Ed.: A.A. Sukiasyan // Innovations, technologies, science: Collection of articles of the International scientific and practical conference. 2016. P. 208-211.

6. Shakhnes T.Yu. Corporate volunteering as the most important component of socially responsible business / T.Yu. Shakhnes // Bulletin of the Moscow International Higher School of Business MIRBIS. 2016. № 2. P. 114-119.

7. Shlichter A.A. Directions and mechanisms of interaction of socially responsible business with the non-profit sector of the USA. M. : IMEMO RAS, 2010. 104 p.

8. Badmaeva L.B. Dialectics of the development of the concept of corporate social responsibility / L.B. Badmae-va // Problems of modern economics. 2010. № 4. P. 65-68.

9. Gorlova N.I. Corporate volunteerism as an element of sustainable development of the organization / N.I. Gorlova, Z.A. Troska, O.V. Gribkova // Science of Krasnoyarsk region. 2017. Vol. 6. № 4. P. 126-151.

10. Galyuk A.D. Increasing staff involvement based on corporate volunteering / A.D. Galyuk, M.R. Khaidarshina; Rep. ed. A.A. Sukiasyan // Innovation, technology, science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 208-211.

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 3 (март)

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Информация об авторе

Муллахмедов Хаджимурад Сайдахмедович

аспирант кафедры

психологии и социокультурного сервиса, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала mr.mullakhmedov@mail.ru ОЯСЮ 0009-0005-1215-2452

Hadzhimurad S. Mullahmedov

Graduate Student of the Department Psychology and Sociocultural Service, Dagestan State Technical University, Makhachkala mr.mullakhmedov@mail.ru ORCID 0009-0005-1215-2452

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.