Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ОЦЕНКИ И ВОСПРИЯТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ДАГЕСТАНЦЕВ'

КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ОЦЕНКИ И ВОСПРИЯТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ДАГЕСТАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕР / КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БЕДНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муллахмедов Хаджимурад Сайдахмедович

В статье рассматривается корпоративное волонтерство и его распространение в современном дагестанском обществе. Показано, что государственные и частные предприятия и организации активно участвуют в добровольческом движении. Однако имеется отличительная черта, которая выражается в том, что корпоративное волонтерство и благотворительность порой подменяют другу друга, что показали данные авторского исследования. Опрошенное население больше осведомлено о благотворительных фондах и их деятельности, по сравнению, с корпоративным волонтерством. Результаты исследования показывают, что респонденты содержание корпоративного волонтерства в основном усматривают в реализации социальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Муллахмедов Хаджимурад Сайдахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE VOLUNTEERING: ASSESSMENTS AND PERCEPTIONS IN THE PUBLIC CONSCIOUSNESS OF DAGESTANIS

The article discusses corporate volunteering and its spread in modern Dagestan society. It is shown that public and private enterprises and organizations actively participate in the voluntary movement. However, there is a distinctive feature, which is expressed in the fact that corporate volunteering and charity sometimes replace each other, as shown by the data of the author's research. The surveyed population is more aware of charitable foundations and their activities, compared with corporate volunteering. The results of the study show that respondents mainly see the content of corporate volunteering in the implementation of social programs.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО: ОЦЕНКИ И ВОСПРИЯТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ДАГЕСТАНЦЕВ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.52.72.001

Муллахмедов

Хаджимурад Сайдахмедович

аспирант кафедры психологии и социально-культурного сервиса, Дагестанский государственный технический университет mr.mullakhmedov@mail.ru

Hadzhimurad S. Mullahmedov

Postgraduate Student of the Department of Psychology and Socio-Cultural Service, Dagestan State Technical University mr.mullakhmedov@mail.ru

Корпоративное волонтерство:

оценки и восприятие в общественном сознании дагестанцев

Corporate volunteering:

assessments and perceptions in the public consciousness of dagestanis

Аннотация. В статье рассматривается корпоративное волонтерство и его распространение в современном дагестанском обществе. Показано, что государственные и частные предприятия и организации активно участвуют в добровольческом движении. Однако имеется отличительная черта, которая выражается в том, что корпоративное волонтерство и благотворительность порой подменяют другу друга, что показали данные авторского исследования. Опрошенное население больше осведомлено о благотворительных фондах и их деятельности, по сравнению, с корпоративным волонтерством. Результаты исследования показывают, что респонденты содержание корпоративного волонтерства в основном усматривают в реализации социальных программ.

Ключевые слова: волонтерство, волонтер, корпоративное волонтерство, добровольчество, волонтерская деятельность, дагестанское общество, благотворительность, бедность, материальное неблагополучие, социальная незащищенность.

Annotation. The article discusses corporate volunteering and its spread in modern Dagestan society. It is shown that public and private enterprises and organizations actively participate in the voluntary movement. However, there is a distinctive feature, which is expressed in the fact that corporate volunteering and charity sometimes replace each other, as shown by the data of the author's research. The surveyed population is more aware of charitable foundations and their activities, compared with corporate volunteering. The results of the study show that respondents mainly see the content of corporate volunteering in the implementation of social programs.

Keywords: volunteering, volunteer, corporate volunteering, volunteerism, volunteer activity, Dagestan society, charity, poverty, material disadvantage, social insecurity.

В ведение. В постсоветский период наблюдается активизация деятельности бизнес-сообщества, которое стало участвовать в реализации социально значимых программ, оказывать помощь социально-незащищенным категориям населения; причем, субъектами оказания такой помощи выступали не только сотрудники кампаний, частных фирм, заводов, фабрик, но и люди, которые столкнулись с определенными проблемами, которые они не в силах решать самостоятельно. Справедливости ради, следует отметить, что корпоративное волонтерство не является новым для российского общества явлением, потому что в советский период имело широкое распространение шефство и масштабы его распространения были большими.

Прежде чем перейти к анализу института волон-терства, следует изложить суть данного явления. По истории появления волонтерства, его функциях, типах и специфике в отечественной науке

существуют фундаментальные исследования, в частности, работы Н.И. Горловой [1], С.Г. Климовой и И.А. Климова[2], Л.А. Кудринской [3], А.В. Невского [4], М.В. Певной [5] и др.

Если обратиться к корпоративному волонтерству, то ему уделяется большое внимание в отечественной науке, в частности, висследованиях Ю. Белановского [6], С.М. Восленского [7], А. Га-рибяна [8], Н.П. Гатиной [9] и др.

Таким образом, можно констатировать, что из года в год наблюдается повышение интереса к волонтерству, в целом, и участию в волонтерской работе, в частности. Особенно активно в данном процессе молодое поколение и интерес к этой работе формируется в учебных заведениях [10]. К сожалению, оказалось забытым распространенное среди подростков «тимуровское» движение, на основе которого в общественном сознании

формировалось чувство сострадания, сочувствия, желания оказать посильную помощь нуждающимся, причем, не только людям, но и пострадавшим животным.

Либерально-демократические ценности с тезисами защиты прав человека искоренили из жизни человека представления о необходимости оказать помощь и содействие незнакомому человеку. Вместе с тем, существовавшие не одно десятилетие принципы взаимопомощи, в реальной жизни оказались востребованными и активное участие в этом принимают не только простые граждане, но и государственные и частые кампании. Поэтому в полной мере можно согласиться с мнением о том, что «интерес политиков и социальных аналитиков к теме волонтерства/добро-вольчества... в последние годы не уменьшился. Со временем, первоначальный энтузиазм по поводу роста разнообразных форм социальной активности россиян сменился более критичной, но и более спокойной аналитической работой, выявляющей особенности, имманентные трудности и внешние препятствия для этой формы общественной активности» [11, с. 59].

Что такое корпоративное волонтерство? Каковы механизмы его осуществления? Как и кто должен заниматься организационным аспектом корпоративного волонтерства? Куда направить благотворительный сбор? - это далеко не полный перечень вопросов, которые требуют своего осмысления.

Корпоративное волонтерство, «прежде всего, это система общих ценностей, основанная на взаимодействии между клиентами, сотрудниками и обществом» [12]. Однако «с волонтерством, вообще, все не очень хорошо, а с корпоративным -еще хуже. К тому же, коммерческая организация просто так привлечь волонтеров не может, ей нужно создавать какой-то благотворительный фонд. Либо ей нужно направлять волонтеров в какие-то некоммерческие организации. В целом, понятно, что речь идет о добровольцах, которые организуются, благодаря компании, которая является их основным местом деятельности. Это может быть инициатива снизу, когда сотрудники начинают кому-то помогать, а компания поддерживает их материально, морально и как-то еще. Или сверху, что бывает еще чаще. Какая-то деятельность в рамках корпоративной стратегии либо в рамках своих собственных идей о том, как нужно работать с человеческими ресурсами., чтобы сплотить коллектив, повысить его командный дух» [13]. Аналогично звучит позиция «не интерес бизнеса к тому, что происходит в сфере благотворительности, особенно ярко контрастирует на фоне того, как бизнес хочет нас всему научить. Они говорят что-то вроде: «Ну, вы же понимаете, чтобы с нами сотрудничать, вы должны соответствовать». У них не возникает идеи спросить: «Скажите, а чему мы должны соответствовать, чтобы вы стали нашими партнерами?» [14, с. 95].

Какие преференции имеют участники корпоративного волонтерства?

О. Решетников выделяет следующие преимущества:

«1) денежный дар как рычаг;

2) рекрутинг сотрудников;

3) стабильные обязательства;

4) групповая работа;

5) лидерство;

6) новые способности;

7) укрепление имиджа корпорации;

8) развитие корпоративной культуры, корпора-тивнойсплоченности;

9) разнообразие видов социальной деятельности организации свободного времени;

10) создание новых социальных связей, способствующих»^, с. 24].

Результаты исследования. В рамках исследования корпоративного волонтерства в Дагестане, был проведен пилотажный опрос. Результаты на вопрос: «Какие благотворительные фонды, организации, проекты Вы знаете?» показывают, что опрошенные хорошо информированы о фонде «Инсан» (73,1 %), что вполне объяснимо - он активно участвует в помощи социально-незащищенным категориям населения. Далее, 57,1 % указали на «Чистое сердце», 63,5 % отметили Благотворительный фонд имени Сайидмухамада Абубакарова, 35,1 % - «Благосфера» (фонд, помогающий детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации), 31,3 % подчеркнули «Фирдаус», 24,1 % - «Живи и Дари Жизнь Другим», 19,3 % -«Теплый дом на горе», 18,1 % - «Надежда».

Следует отметить, что из 680 некоммерческих организаций 103 являются благотворительными фондами, но опрошенное дагестанское население информировано только о тех фондах, которые ведут активную благотворительную деятельность. При этом их количество существенно увеличилось с 62 в 2012 г. до 171 в 2021 г. [16].

Далее, был задан вопрос, показывающий степень участия опрошенного населения в благотворительности. Подавляющая часть респондентов ответила, что они выплачивают закят и считают это посильной помощью для нуждающихся (73,4 %). Далее, 58,3 % помогают одеждой, продуктами питания; одна треть перечисляет денежные средства в фонды, которые объявляют сбор на оказание высоко квалифицированной помощи. В ходе исследования было выявлено, что имеются, если так можно назвать, «личные благотворительные фонды», когда человек по личной инициативе привлекает своих друзей, знакомых, родственников для оказания помощи бедным категориям населения. Как удалось выяснить автору, 1 человек вместе с другими (обычно 3-4 человека) берут под опеку несколько семей (количество зависит от изначально собранной суммы) и ежемесячно от имеющихся средств оказывают помощь

(покупают продукты, овощи, фрукты, если есть дети, то смеси, памперсы, или же отдельно на них дают деньги). При этом по собранным деньгам велся отчет и в социальных сетях показывали, кому и в какой сумме была оказана помощь. К сожалению, в группе, которой помогали, как выяснили сами добровольцы, отвозившие помощь, оказались непорядочные люди, которые пользовались помощью этих людей, что, в конце концов, привело к тому, что такая работа была свернута.

Далее, данные на вопрос показывают, что подавляющая часть опрошенного населения не имеет представления о существовании на территории Дагестана корпоративного волонтерства (71,2 %). Знают, что государственные и частные кампании оказывают помощь нуждающимся 19,3 % процента, и, в основном, они называли С. Керимова, который каждый год отправляет дагестанцев в хадж. При этом, по мнению 40,1 % респондентов, корпоративное волонтерство заключается в реализации социальных программ, включающих помощь детдомам, геронтологическим центрам, школам-интернатам; 37,3 % отмечают важность участия в решении экологических проблем, 22,2 % суть данной деятельности усматривают в налаживании наставничества, как это было при социалистическом строе, когда на предприятиях, заводах, фабриках оно имело распространение; наряду с решением вопроса загрязнения природы, 20,4 % указали на необходимость озеленения территории проживания, и этот вопрос очень актуален для Махачкалы, когда при обновлении дорожного полотна были вырублены деревья. Есть в городе улицы, на которых нет ни одного дерева, что причиняет большие неудобства для горожан в летнее время. Очень часто люди сталкиваются с необходимостью получить консультации у юристов, врачей, социальных педагогов, и в данном направлении, разумеется, корпоративное добровольчество могло бы оказать существенную поддержку, особенно неимущим гражданам. При этом статистически незначимая часть указала на отсутствие потребности в корпоративном волонтерстве (3,0 %), видимо, это обусловлено тем, что данная когорта уверена в собственных силах и не видит необходимости обращаться за помощью к незнакомым людям. Вместе с тем, одна пятая часть респондентов затруднилась выразить свою позицию, и это объясняется тем, что, по мнению автора, они не знают, во-первых, о волонтерстве, в целом, во-вторых, что в российском обществе существует корпоративное добровольчество и его функции существенны, в первую очередь, в формировании позитивного климата внутри коллектива.

Каковы масштабы распространения корпоративного волонтерства в Дагестане? К сожалению, статистические данные не показывают реальную картину, и остается только предположить, что на республиканском уровне предприятия оказывают помощь нуждающимся. Поэтому больше половины опрошенных затруднились ответить на вопрос: «Как Вы думаете, в последнее время, число предприятий, заводов, фабрик оказывающих помощь выросло?». По мнению 24,1 % опрошенных, доля таковых снизилась на фоне ухудшения социально-экономического положения, роста цен,

изменения самой социальной политики государства в пандемийный период. Затруднились ответить на вопрос 23,1 % респондентов. В массив исследования попали респонденты, работающие в частном секторе. При конкретизации вопроса о том, какую помощь оказывает организация, в которой они трудятся - результаты исследования показывают, что они представления не имеют о социальной деятельности своей организации. При этом основная часть ответивших отметила, что их предприятие занимается волонтерской деятельностью; акцент делали на том, что во время религиозного мусульманского праздника, организация участвует в коллективном ифтаре (совместное принятие пищи во время поста месяца Рамадан), то есть, выделяют деньги на продукты. Несомненно, что в дагестанском обществе есть социальная группа, которая проживает за чертой бедности. Общественные деятели, политики подчеркивают, что тревогу вызывает низкий уровень материальной обеспеченности именно занятых на производстве: низкий уровень оплаты труда не позволяет им обеспечить достойный уровень жизни.

В связи с вышесказанным, возникает необходимость в определении понятия «социальное служение». Что это такое? Оно заключается в оказании помощи нуждающимся людям.

В русле религиозного понимания, данное явление было изучено О.И. Антоновой и Н.Б. Костиной, которые пришли к выводу о том, что «осуществление социальных функций во всем их многообразии и, прежде всего, связанных с социальной защитой (в узком смысле), с социальным обслуживанием, патриотическим и нравственным воспитанием, является «полем сотрудничества» общностей различной конфессиональной принадлежности, с одной стороны, и религиозных общностей и государства, с другой» [17, с. 94]. Иными словами, по мнению автора, корпоративное волонтерство должно быть социальным служением, социальной ответственностью бизнес-сообщества, и такой подход позволить консолидировать многонациональное и поликонфессиональное общество. К сожалению, состоятельные люди свое предназначение усматривают исключительно в том, чтобы помогать религиозным центрам, что ни в коей мере не вызывает вопросов - это право человека, но лучше было бы, если состоятельный человек участвовал в реализации социальных программ, в данном случае, в строительстве школ, детских садиков, в которых ощущается огромная нехватка, особенно в крупных городах (в Махачкале остро о себе дает знать это проблема - дети занимаются в школах в 3 смены; более того, большие классы, что не позволяет педагогам эффективно осуществлять учебный процесс). Также, желательным является активизация корпоративного волонтерства в разрешении экологических проблем, в частности, в восстановлении экосистемы, например, озера Ак-Гель.

Заключение. Анализ корпоративного волонтерства показывает, что данная форма оказания помощи в Дагестане в общественном сознании имеет слабое представление и большей частью связывается с благотворительностью.

Респонденты осознают важность оказания помощи социально незащищенным категориям населения, а также тем, кто столкнулся со сложной жизненной ситуацией. Видимо, корпоративное волонтерство должно заключаться в решении

Литература:

1. Горлова Н.И. Отражение истории волонтер-ства советского периода в фондах центральных российских архивов / Н.И. Горлова // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 3.

2. Климова С. Г. Социокультурные и институциональные механизмы и ресурсы современных и советских солидарных практик (на примере советского шефства и корпоративного волонтерства) / С. Г. Климова , И. А. Климов; Отв. ред. М.К. Горшков // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 18. М. : Новый Хронограф, 2020. С. 55-59.

3. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л.А. Кудринская // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.

4. Невский А.В. Социология волонтерства: определение границ исследования / А.В. Невский // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 1. С. 32-48.

5. Певная М.В. Управление российскимволон-терством: сущность и противоречия / М.В. Певная // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 67-77.

6. Белановский Ю. Чему бизнес может поучиться у благотворительности? Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов. М. : Омега- Л, 2017. С. 94-98.

7. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М. : Захаров, 2005. 640 с.

8. Гарибян А. Корпоративное волонтерство и детские дома для умственно отсталых / А. Гари-бян // Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов. М. : Омега-Л., 2017. С. 257-261.

9. Гатина Н.П. Советская номенклатура: история и перспективы изучения / Н.П. Гатина // Документ. Архив. История. Современность. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 21-22 октября 2010 г. Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2010. С. 53-56.

10. Ковров В.В. Влияние волонтерства на социальную активность обучающихся в российских вузах / В.В. Ковров, Н.Х. Гафиатулина, В.К. Биловус // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 292-296.

11. Климова С.Г. Социокультурные и институциональные механизмы и ресурсы современных и советских солидарных практик (на примере советского шефства и корпоративного волонтерства) /

множества значимых социальных проблем, которым государство не уделяет в полной мере внимания: строительство социальных объектов, защита окружающей среды, восстановление поврежденной экосистемы и т.д.

Literature:

1. Gorlova N.I. Reflection of the history of volunteering of the Soviet period in the funds of the central Russian archives / N.I. Gorlova // Vestn. Sev.(Arctic) feder.un-ta. Ser.: Humanit. and social sciences. 2018. № 3.

2. Klimova S.G. Socio-cultural and institutional mechanisms and resources of modern and Soviet solidarity practices (on the example of Soviet patronage and corporate volunteering) / S.G. Klimova, I.A. Klimov; Ed. by M.K. Gorshkov // Russia reforming: Yearbook. Issue 18. M. : New Chronograph, 2020. P. 55-59.

3. Kudrinskaya L.A. Volunteer labor: essence, functions, specificity / L.A. Kudrinskaya // Sociological research. 2006. № 5. P. 15-22.

4. Nevsky A.V. Sociology of volunteering: defining the boundaries of research / A.V. Nevsky // Bulletin of the Institute of Sociology. 2020. Vol. 11. № 1. P. 32-48.

5. Pevnaya M.V. Management of Russian volunteering: the essence and contradictions / M.V. Pevnaya // Sociological research. 2016. № 12. P. 67-77.

6. Belanovsky Yu. What can business learn from charity? Corporate and social volunteering.The experience of brands and expert opinions. M. : Omega- L, 2017. P. 94-98.

7. Voslensky M.S. Nomenclature. The ruling class of the Soviet Union. M. : Zakharov, 2005. 640 p.

8. Garibyan A. Corporate volunteering and orphanages for the mentally retarded / A. Garibyan // Corporate and social volunteering. The experience of brands and expert opinions. M. : Omega-L., 2017. P. 257-261.

9. Gatina N.P. Soviet nomenclature: history and prospects of study / N.P. Gatina // Document. Ar-chive.History.Modernity.Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, October 21-22, 2010 Yekaterinburg : Ural Publishing House. unita, 2010. P. 53-56.

10. Kovrov V.V. The influence of volunteering on the social activity of students in Russian universities / V.V. Kovrov, N.Kh. Gafiatulina, V.K. Bilovus // State and municipal management. Scientific notes. 2022. № 4. P. 292-296.

11. Klimova S.G. Socio-cultural and institutional mechanisms and resources of modern and Soviet solidarity practices (on the example of Soviet patronage and corporate volunteering) / S.G. Klimova,

С.Г. Климова, И.А. Климов; Отв. ред. М.К. Горшков // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 18. М. : Новый Хронограф, 2020. С. 55-79.

12. Посаженников М. Возникновение корпоративного волонтерства как перспективного социального партнерства в России. URL : https://csrjou rnal.com/12763-vozniknovenie-korporativnogo-volo nterstva-kak-perspektivnogo-socialnogo-partnerstv a-v-rossii.html (дата обращения 10.01.2023).

13. Эксперты о корпоративном волонтерстве: взгляд главного редактора «Филантропа». URL : https://volonter-school.ru/2016/03/eksperty-o-korpo rativnom-volonetrstve-matvej-masaltsov (дата обращения 11.01.2023).

14. Белановский Ю. Чему бизнес может поучиться у благотворительности? / Ю. Белановский // Корпоративное и социальное волонтерство Опыт брендов и мнения экспертов. М. : Омега- Л., 2017. С. 94-98.

15. Решетников О. Корпоративное волонтерство Теоретические основы / О. Решетников // Корпоративное и социальное волонтерство Опыт брендов и мнения экспертов. М. : Омега-Л., 2017. С. 23-37.

16. URL : https://dagstat.gks.ru/gos_vo_obsh (дата обращения 11.01.2023).

17. Антонова О.И. Роль религиозных общностей в реализациисоциальной политики / О.И. Антонова, Н.Б. Костина // Социологические исследования. 2009. № 9. С. 89-96.

I.A. Klimov; Ed. M.K. Gorshkov // Russia reforming. Yearbook. Issue 18. M. : Novy Chronograph, 2020. Р. 55-79.

12. Posazhennikov M. The emergence of corporate volunteering as a promising social partnership in Russia. URL : https://csrjournal.com/12763-voznikno venie-korporativnogo-volonterstva-kak-perspektivno go-socialnogo-partnerstva-v-rossii.html (date of the application 10.01.2023).

13. Experts on corporate volunteering: the view of the editor-in-chief of «Philanthropist». URL : https://vo-lonter-school.ru/2016/03/eksperty-o-korporativnom-volonetrstve-matvej-masaltsov (date of the application 11.01.2023).

14. Belanovsky Yu. What can business learn from charity? / Yu. Belanovsky // Corporate and social volunteering Brand experience and expert opinions. M. : Omega-L., 2017. Р. 94-98.

15. Reshetnikov O. Corporate volunteering Theoretical foundations / O. Reshetnikov // Corporate and social volunteering Brand experience and expert opinions. M. : Omega- L., 2017. Р. 23-37.

16. URL : https://dagstat.gks.ru/gos_vo_obsh (date of the application 11.01.2023).

17. Antonova O.I. The role of religious communities in the implementation of social policy / O.I. Antonova, N.B. Kostina // Sociological research. 2009. № 9. Р. 89-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.