Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СКАУТСКОГО ОТРЯДА'

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СКАУТСКОГО ОТРЯДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественная организация / скаутский отряд / участие / родители / волонтерство / civic organization / scout troop / participation / parents / volunteering

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власова Татьяна Анатольевна

При изучении практик добровольной помощи необходимо учитывать как мотивацию разных категорий волонтеров, так и особенности организаций, которые являются бенефициарами этой помощи. Исследование, представленное в настоящей статье, фокусируется на участии родителей в деятельности скаутской организации. На ресурсы, исходящие от родителей, рассчитывают разные формальные и неформальные детские организации и учреждения. Гипотеза настоящего исследования состояла в том, что установка на помощь со стороны родителей скаутскому отряду опирается на интеграционное замыкание, под которым понимается система значимых для них взаимоотношений внутри сообщества. Эмпирическая база исследовательского кейса скаутского отряда «Лесные коты» из Ижевска опирается на данные групповых интервью и опроса (n = 91). Тип мероприятий скаутского отряда (приключения, походы, соревнования) способствует вовлечению родителей и других членов семьи. Привлечение родителей к помощи во время мероприятий приводит к появлению устойчивого сообщества, в котором родители хорошо знают друг друга и детей. При поддержке членов сообщества потенциальные волонтеры переходят к проведению регулярных занятий с группами скаутов. По материалам опроса, родители демонстрируют типичную мотивацию относительно волонтерской работы с преобладанием ценностей причастности к общему делу и стремлением к деятельности, объединяющей семью. Трудности, о которых сообщают респонденты, связаны с ресурсными ограничениями: недостатком времени и неуверенностью в своих умениях и навыках. При этом родители, имеющие опыт добровольческой помощи, сообщили о сложившейся установке на взаимную поддержку внутри родительского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF PARENTAL PARTICIPATION IN ACTIVITIES OF CHILDREN’S PUBLIC ORGANIZATIONS: THE SCOUT TROOP CASE

When studying voluntary assistance practices, it is necessary to consider both the motivation of different categories of volunteers and the characteristics of organizations that are beneficiaries of this assistance. The research presented in this article focuses on the participation of parents in the activities of a scout or-ganization. Various formal and informal children’s organizations and institutions rely on the resources coming from parents. The hypothesis of the present study is that the orientation toward help to be provid-ed to the scout troop by parents is formed by integration closure, which is defined as a system of signifi-cant relationships within the community. The empirical base of the research case of the scout troop «For-est Cats» from Izhevsk is based on data from group interviews and surveys (n = 91). The type of activities of the scout troop (adventures, hiking, competitions) promotes the involvement of parents and other fami-ly members. The involvement of parents in helping during events leads to the emergence of a sustainable community in which parents know each other and children well. With the support of the community members, potential volunteers move on to regular classes with scout groups. According to the survey ma-terials, parents demonstrate a typical motivation regarding volunteer work perceiving it as a means of in-volvement in the common cause with their child and as a way to satisfy their desire to be engaged in ac-tivities that unite the family. The difficulties reported by respondents are related to their resource con-straints: lack of free time and lack of confidence in their skills. At the same time, parents with experience in volunteering reported on the strong orientation toward mutual support within the parent community.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СКАУТСКОГО ОТРЯДА»

2024

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

PERM UNIVERSITY HERALD. PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY

Выпуск 1

УДК 316.023.4

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-117-131

Поступила: 01.02.2024 Принята: 12.03.2024 Опубликована: 11.04.2024

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ

СКАУТСКОГО ОТРЯДА

Власова Татьяна Анатольевна

Российский государственный университет социальных технологий (Москва)

При изучении практик добровольной помощи необходимо учитывать как мотивацию разных категорий волонтеров, так и особенности организаций, которые являются бенефициарами этой помощи. Исследование, представленное в настоящей статье, фокусируется на участии родителей в деятельности скаутской организации. На ресурсы, исходящие от родителей, рассчитывают разные формальные и неформальные детские организации и учреждения. Гипотеза настоящего исследования состояла в том, что установка на помощь со стороны родителей скаутскому отряду опирается на интеграционное замыкание, под которым понимается система значимых для них взаимоотношений внутри сообщества. Эмпирическая база исследовательского кейса скаутского отряда «Лесные коты» из Ижевска опирается на данные групповых интервью и опроса (п = 91). Тип мероприятий скаутского отряда (приключения, походы, соревнования) способствует вовлечению родителей и других членов семьи. Привлечение родителей к помощи во время мероприятий приводит к появлению устойчивого сообщества, в котором родители хорошо знают друг друга и детей. При поддержке членов сообщества потенциальные волонтеры переходят к проведению регулярных занятий с группами скаутов. По материалам опроса, родители демонстрируют типичную мотивацию относительно волонтерской работы с преобладанием ценностей причастности к общему делу и стремлением к деятельности, объединяющей семью. Трудности, о которых сообщают респонденты, связаны с ресурсными ограничениями: недостатком времени и неуверенностью в своих умениях и навыках. При этом родители, имеющие опыт добровольческой помощи, сообщили о сложившейся установке на взаимную поддержку внутри родительского сообщества. Ключевые слова: общественная организация, скаутский отряд, участие, родители, волонтерство.

Для цитирования:

Власова Т.А. Мотивация участия родителей в деятельности детских общественных организаций на примере скаутского отряда // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 1. С. 117-131. https://doi.oigA 0. 17072/2078-7898/2024-1-117-131

© Власова Т.А., 2024

Received: 01.02.2024

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-117-131 Accepted: 12.03.2024

Published: 11.04.2024

MOTIVATION OF PARENTAL PARTICIPATION IN ACTIVITIES OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS: THE SCOUT TROOP CASE

Tatiana A. Vlasova

Russian State University of Social Technologies (Moscow)

When studying voluntary assistance practices, it is necessary to consider both the motivation of different categories of volunteers and the characteristics of organizations that are beneficiaries of this assistance. The research presented in this article focuses on the participation of parents in the activities of a scout organization. Various formal and informal children's organizations and institutions rely on the resources coming from parents. The hypothesis of the present study is that the orientation toward help to be provided to the scout troop by parents is formed by integration closure, which is defined as a system of significant relationships within the community. The empirical base of the research case of the scout troop «Forest Cats» from Izhevsk is based on data from group interviews and surveys (n = 91). The type of activities of the scout troop (adventures, hiking, competitions) promotes the involvement of parents and other family members. The involvement of parents in helping during events leads to the emergence of a sustainable community in which parents know each other and children well. With the support of the community members, potential volunteers move on to regular classes with scout groups. According to the survey materials, parents demonstrate a typical motivation regarding volunteer work perceiving it as a means of involvement in the common cause with their child and as a way to satisfy their desire to be engaged in activities that unite the family. The difficulties reported by respondents are related to their resource constraints: lack of free time and lack of confidence in their skills. At the same time, parents with experience in volunteering reported on the strong orientation toward mutual support within the parent community. Keywords: civic organization, scout troop, participation, parents, volunteering.

To cite:

Vlasova T.A. [Motivation of parental participation in activities of children's public organizations: the scout troop case]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology], 2024, issue 1, pp. 117-131 (in Russian), https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-117-131

Исследования проблемы участия родителей в деятельности образовательных учреждений были инициированы академическими дискуссиями о проявлении неравенства в разных сферах социальной жизни. Социологическое изучение феномена родительского участия, начиная с классической теории П. Бурдье [Бурдье П., Пас-срон Ж.-К., 2007] и вплоть современных исследований [Alireisoglu A., Ozsoy M., 2022; Deva-ney C., Cross R., 2023; Hoffmann L. et al., 2023; Власова Т.А., 2019; Шаброва Н.В., 2022], демонстрируют взаимозависимость объема социального, финансового и символического капиталов семьи и общественной активности родителей. Исследования в России сфокусированы на специфике регионального образования и том влия-

нии, какое региональные особенности оказывают на отношение родителей к системе образовательных учреждений [Галеев Ю.В. и др., 2012, Попов Е.А. и др., 2023, Шманкевич Т.Ю., 2006]. В меньшей степени исследованы формы участия родителей в деятельности неформальных и/или общественных детских организаций, которые опираются на разные организационные принципы и идейные установки.

В рамках настоящего исследования была изучена деятельность скаутской организации «Лесные коты», действующей в Удмуртской Республике. Исследования скаутского движения чаще представляют собой описание принципов работы скаутских отрядов [Аболина Н.В., 2020] или анализ воспитательных результатов [Козина Е.В., Логинова В.С., 2016; Нечаев М.П.,

2014]. Сфера неформального образования позволяет компенсировать ряд сложностей, которые характерны для государственных образовательных учреждений. При этом такие организации не могут рассчитывать на стабильное бюджетное финансирование, что ограничивает их организационный потенциал. Имея статус общественных и/или автономных организаций, скаутские отряды существуют за счет родительской платы, а также грантового финансирования и фандрайзинга. Небольшое количество постоянных штатных сотрудников способствует расширению различных форм помощи от родителей-волонтеров, участвующих в основной деятельности скаутских отрядов и оказывающих разовую помощь в организации мероприятий.

Цель исследования заключается в выявлении мотивации участия родителей в волонтерской деятельности общественной скаутской организации. В основе исследования лежит метод кейс-стади. В качестве кейса был выбран отряд «Лесные коты» в г. Ижевске. Этот выбор был обусловлен, во-первых, автономностью данной детской общественной организации от учреждений системы формального образования и воспитания. Отряд «Лесные коты» входит в ассоциацию клубов «Скауты-разведчики НОРС-Р», но при этом организационно совершенно самостоятелен. Во-вторых, в отряде занимается около 150 детей, тогда как другие отряды в Ижевске намного меньше: 20-25 чел. В-третьих, руководство отряда инициирует и оказывает организационную поддержку различным исследованиям, в том числе в рамках настоящего проекта.

Методология исследования включает количественные и качественные методы. Для оценки уровня вовлеченности родителей в январе 2023 г. были проведены два групповых интервью: одно из них с родителями-волонтерами, другое — с руководителями скаутских отрядов из разных городов РФ. Кроме того, в период с 25 января по 6 февраля 2023 г. были опрошены родители детей, являющихся членами скаутского отряда «Лесные коты» в г. Ижевске. При опросе использовалась стихийная выборка. В скаутском отряде занимается около 150 детей, но часто в разные группы ходят дети из одной семьи. Было принято решение опросить по одному из родителей, соответственно, объем генеральной совокупности составил 110 родителей (достижимость составила 81 %). Опрос проводился онлайн с рекрутированием респондентов

через группу в социальной сети «ВКонтакте». В ходе исследования было опрошено 91 информантов. Кроме того, руководители отряда самостоятельно проводят опросы, направленные на оценку различных направлений деятельности. Хотя эти опросы не опирались на структурированную выборку, они отражают мнение и установки родителей, чьи дети занимаются в отряде. Результаты этих опросов также использовались в тех случаях, когда эта информация существенно дополняла данные, собранные в ходе настоящего исследования.

Статья состоит из трех разделов: в первой части обосновывается потенциал теории интеграционного замыкания применительно к анализу позиции родителей в рамках образовательных пространств, во второй части представлен социальный портрет родителей, чьи дети занимаются в скаутском отряде, в третьей части дана характеристика волонтерских установок родителей детей-скаутов.

Теория интеграционного замыкания

Эффект интеграционного замыкания был выявлен Дж. Коулманом при изучении академического успеха учеников в школах разного типа в Чикаго. Анализируя статистические данные об оценках школьников и проводившиеся в ходе исследования срезы знания, Дж. Коулман выявил высокие показатели у учеников католических школ. Кроме того, в католических учебных заведениях было значительно меньше отчисленных старшеклассников: 3,4 % по сравнению с 14,4 % в государственных школах. Указанное различие не могло быть связано с тем, что школы были частными, потому что в негосударственных нерелигиозных школах процент отчисления был также высокий — 11,9 % [Coleman J.S., 1988]. Успех католических школ, по мнению Дж. Коулмана, связан с интенсивным вовлечением родителей и других членов религиозной общины в воспитательный процесс. Взаимодействие католиков внутри приходской общины способствует формированию обширной сети знакомых. Если в обычной ситуации родители одноклассников знают друг друга только по школе, то родители-католики знакомы и вне школьного пространства. Поэтому такие родители контролируют не только собственных детей, но и любого ребенка, которого знают и в отношении которого чувствуют ответственность [Coleman J.S., 1988].

Исследования взаимодействия семьи и образовательных институтов подчеркивают, что интерес родителей к учебе детей позитивно влияет на школьные достижения, в частности, на успеваемость и участие в школьных мероприятиях [Абрамова М.А. и др., 2015; Menheere A., Hooge E.H., 2010]. При этом родители с низким социально-экономическим статусом имеют меньше возможностей для встреч и обмена информацией с учителями, посещений мероприятий в школе из-за отсутствия транспорта, денег или из-за сверхнормативной занятости [Jordan C. et al., 2001; Hoff E., 2006]. В то же время все агенты — администрация, учителя, родители и дети — заинтересованы в более активном взаимодействии друг с другом [Oostdam R., Hooge E.H., 2013]. В российских школах попытки привлечь родителей к вопросам управления образовательным процессом носят преимущественно формальный характер. Основными каналами влияния остаются родительские комитеты и попечительские советы, которые подотчетны школьной администрации (см.: [Шпаков-ская Л.Л., 2015; Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л., 2023; Шуклина Е.А., Шаброва Н.В., 2020]). Родители с трудом вовлекаются в практики волонтерского участия, часто ограничиваясь финансовой помощью образовательным учреждениям.

Организации, чья деятельность является социально значимой (в западной социологии их называют социальными сервисами), требует кооперации с акторами вне организации, такими как управленческие структуры, другие организации, общественные активисты [Brandsen T., Honingh M., 2015]. Детские общественные организации, не имея бюджетного финансирования, в меньшей степени контактируют с управленческими структурами. Тем важнее для таких организаций система горизонтальных связей, например, с другими скаутскими или некоммерческими организациями. Кроме того, отсутствие бюджетного финансирования не позволяет иметь постоянный штат сотрудников, поэтому скаутские организации для проведения занятий и мероприятий рекрутируют волонтеров из числа родителей.

Деятельность волонтеров и феномен добровольчества хорошо изучен как в зарубежной [Malinen S., Harju L., 2017; Traeger C. et al., 2022], так и в отечественной [Сухарькова М.П., 2017; Краснопольская И.И. и др., 2022] социологии. При этом исследования посвящены моло-

дежным волонтерским движениям и феномену волонтерства людей старшего возраста [Пев-ная М.В. и др., 2021; Ростовская Т.К. и др., 2021; Серова Е.А., Клюева Н.В., 2022; Парфенова О.А., Галкин К.А., 2023]. В отличие от молодежи и пенсионеров, родители составляют такую категорию волонтеров, которая трудно фиксируется, поскольку их добровольная помощь образовательным организациям (родительские взносы, помощь в классе и в школе, сопровождение учеников на мероприятия) не осознается как волонтерская. Общественные детские организации маркируют участие родителей как во-лонтерство, развивают различные формы поощрения добровольчества и, таким образом, повышают его ценность.

Признание ценности волонтерской помощи в скаутских отрядах мотивирует родителей. Согласно исследованиям, решающее значение для мотивации имеет совпадение ценностей организации и личных ценностей волонтеров [Клепикова А.А., 2011; Englert B. et al., 2019]. Такое совпадение обеспечивает лояльность волонтеров к деятельности организации, их инициативу, стремление расширять круг общения внутри сообщества [Wilson J., 2000; Ellemers N., Boezeman E.J., 2010]. В рамках настоящего исследования можно предположить, что те же качества родителей-волонтеров способствуют установлению интеграционного замыкания внутри родительского сообщества.

Скаутский отряд «Лесные коты»: дети и родители

Скаутский отряд «Лесные коты» возник в Ижевске в 2018 г. Он является частью скаутской организации НОРС-Р, действующей с 1998 г. и объединяющей 70 скаутских отрядов в разных регионах РФ. Филиал в Удмуртии включает три отряда: в Ижевске, Якшур-Бодье, деревне Киг-баево. Все скауты разделены на группы («стаи» и «патрули»). «Стая» состоит из 8-12 детей младшего возраста (5-11 лет). «Патруль» представляет собой группу из 6-8 старших детей, чей возраст 11-17 лет. С каждой группой занимается волонтер. Обычно такими волонтерами являются родители, чьи дети тоже являются скаутами. Руководители отряда ведут активную работу, рекрутируя волонтеров из числа наиболее активных родителей. Одним из приемов работы является использование разных каналов информирования родителей о принципах скаутского

движения, о направлениях деятельности отряда и о мероприятиях. Скаутский отряд, будучи менее формализованной организацией, чем школы, предполагает слабо иерархизированную структуру отношений, где востребованы, прежде всего, добровольное участие и высокая степень вовлеченности детей-скаутов и их родителей.

Структура выборки опроса демонстрирует следующее соотношение: женщины составляют большинство (73,6 %), около четверти составляют мужчины (26,4 %). Более активное участие женщин в воспитании детей типично для современного распределения семейных обязанностей. Другой важный фактор — сплочение семьи, когда в деятельность скаута и одного из родителей (обычно мамы) включаются старшие и младшие дети, а также отцы. Участники фокус-группы замечали, что отцы включаются в подготовку мероприятий, если требуются технические навыки. Информанты из Ижевска вспоминали конструирование машинок на «котогонки» и корабликов на «которегату». Также отцы помогали организовать поездки, обеспечивая доставку детей к месту проведения мероприятий, в том числе за городом. Но, как правило, ведущими активистами являются женщины, привлекая своих мужей к той работе, где нужны «мужские руки». Одна из руководителей скаутского отряда из Казани назвала свои усилия, направленные на вовлечение мужчин, «приручением отцов». Своеобразной механикой «приручения» является передача им инициативы в организации мероприятий. Так, например, отцы приглашались на собрания, где им предлагалось организовать мероприятия, посвященные празднованию 8 марта, которое предполагало сюрприз для их жен и дочерей. Тон, которым описывается опыт привлечения мужчин, бывает ироническим: «Они прямо вынуждены, бедняжки, прийти и как-то друг с другом коммуницировать» (жен., руководитель скаутского отряда). Тем не менее, все информанты были согласны с тем, что отцы откликаются на прямую просьбу о помощи.

Возрастная категория респондентов соответствует людям, чьи дети являются школьниками: 67 % респондентов — 30-40 лет, 29,7 % — 4050 лет. Результаты опроса демонстрируют типичную структуру современной городской среды, где в большинстве семей (52,7 % ответов) два ребенка. Около четверти респондентов сообщили, что имеют одного ребенка (27,5 %). По данным Удмуртстат, в семьях, где дети роди-

лись в 2012-2017 гг., именно они составляют основной контингент участников скаутского отряда, в половине случаев были вторыми детьми в семье1. Родители, чьи дети занимаются в отряде «Лесные коты», имеют достаточно высокий уровень образования: 78 % респондентов получили высшее образование. Но при этом значительное количество работают в сферах с относительно невысокими доходами: 27,8 % — в социальной сфере (учителя, врачи), 21,5 % — в производственной сфере, 13,9 % — в сфере торговли. Во всех этих сферах уровень заработной платы не превышает среднюю по Удмуртской Республике, составляющей в 2023 г. 50 013,1 руб.2 В ходе группового интервью участники сообщали, что люди из их окружения, т.е. со сходным уровнем образования и дохода, предпочитают для своих детей такие виды деятельности, которые предполагают сочетание физической активности, расширение кругозора и взаимодействие со сверстниками. Как показывает опрос, сами родители ориентированы на активные виды досуга, где могут принять участие их дети. Большинство родителей для проведения досуга в семье выбирают совместные прогулки (81,3 %), настольные игры (71,4 %), посещение развлекательных мест (69,2 %) (рис. 1).

В рамках опроса, посвященного открытию загородной базы для мероприятий, которым проводили руководители отряда, было выявлено желание родителей проводить больше мероприятий, предполагавших «выезд на природу». Выяснилось, что помимо участия в скаутских походах, более половины респондентов организуют

1 Естественное движение населения УР с 1939 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. URL:

https://18.го88Ш^оу.ги/81ет^е/те111аЬапк/Естественное движение населения УР с 1939 года.хк (дата обращения: 09.03.2024).

2 Среднемесячная заработная плата работников всех организаций по видам экономической деятельности за август 2023 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. URL: https://docviewer.yandex.ru/?tm=1712487484&tld= ru&lang=ru&name=zarp(42).pdf&text=Среднемесячная+зара ботная+плата+работников+всех+организаций+по+видам +экономической+деятельности+за+август+2023+года+/+Те рриториальный+орган+Федеральной+службы+ государственной+ста-тистики+по+Удмуртской+ Республике&url=https%3A//18.rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/zarp%2842%29.pdf&lr=50&mime=pdf&l10 n=ru&sign=69d6dc2502f4558c9a26bf47ca92e902&keyno=0 (дата обращения: 09.03.2024).

семейные пикники и прогулки за городом. Кроме того, 81,4 % родителей, имея выбор, предпочли бы отдых на природе отдыху в городе. Одна из причин интереса к занятиям в скаутском отряде и со стороны родителей, и со стороны де-

тей — регулярные походы, где может принимать участие вся семья. По результатам исследования, большинство родителей были с детьми в походах, не предусматривавших ночевки (рис. 2).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Что вы обычно делаете совместно с ребенком/детьми в свободное время?» (процент от числа ответивших)

Fig 1. The distribution of answers to the question «What do you usually do with your child/children during free time?» (percentage of the number of respondents)

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В каких мероприятиях скаутского отряда вы участвовали/хотели бы принять участие вместе с ребенком?» (количество ответов)

Fig. 2. The distribution of answers to the question « What Scout troop activities have you participated in or would you like to participate in with your child?» (number of responses)

Участие в выездных мероприятиях скаутского отряда создает дополнительные возможности для неформального общения детей и родителей. Также для родителей большое значение имеет социальный капитал, выражающийся в значимых связях, и культурный капитал — приобретение ценных умений и навыков детьми. Родители отмечают формирование самостоятельности (74,6 %) и ответственности (64,4 %) у ребенка, связывая их с участием в походах и другими видами деятельности в скаутском отряде. Результаты опроса показывают, что около трети респондентов (35,2 %) лично знают друзей своего ребенка по скаутскому отряду. При этом почти половина респондентов (48,4 %) сообщили, что их дети рассказывают им о своих друзьях, но лично они этих друзей не знают.

Руководители скаутских отрядов в интервью сообщили о достаточно высокой степени вовлеченности родителей, отмечая при этом значение личных связей и непосредственного контакта между родителями для повышения активности детей. Однако родители предпочитают опираться на уже сложившиеся дружеские связи. Таким образом, воспроизводится деление родителей на активных и неактивных, в рамках которого обе этих группы ощущают «разрыв». В ходе группового интервью проявлялось переживание, связанное с тем, что какие-то действия одних родителей, например, во время похода или мероприятия, могут вызвать недовольство или возмущение у других, которые сами не принимали участия в походах. Этот контраст особенно очевиден при сравнении тех фрагментов интервью, где информанты рассказывают, как они решали проблемы коммуникации с детьми при проведении занятий или на выездных мероприятиях.

Инф. 1. Общение со взрослыми, потому что каждый где-то вот в своем мире у нас, есть совершенно космические родители. Да, вот так ласково.

Инт: Инопланетные?

Инф. 1: Да, они в каком-то своем мире живут, ты им говоришь какие-то вещи, они тебя либо вообще не воспринимают, либо воспринимают ну там как-то, не знаю. <...> Для каждого свой ребенок, он пусечка, лапочка.

Инф. 2: И его все обидели.

Инф. 1: Да. А то, что вы тут не справляетесь!

Сами родители описывают эти противоречия, сопоставляя их со сложностями, которые характерны для отношений в рамках взаимодействия в школьных классах. Тем не менее, именно из тех, кто оказывает помощь в организации походов и мероприятий, рекрутируются волонтеры, которые ведут занятия с группами скаутов. Выездные мероприятия, где востребованы отношения взаимопомощи и дружеской поддержки, выступают основой для установления отношений интеграционного замыкания.

Участие родителей в волонтерских практиках

Изучение эффекта интеграционного замыкания применительно к сфере образования в современной России сталкивается со сложностями, связанными со слабой степенью автономии сообществ родителей от организационных структур общественных организаций. Если в США родители помимо школы могли взаимодействовать в рамках религиозных или светских общественных движений, то в России родители чаще всего не переносят структуру своих социальных связей из одной сферы социальной активности в другую. Участники исследования в ходе интервью говорили о своем опыте участия в социально значимых инициативах (экологических, молодежных), но с оговоркой, что редко могут применить этот опыт в условиях общеобразовательных школ. Предположительно, сфера дополнительного образования детей, менее формализованная и более автономная, может повлиять на характер социальных связей родителей. Еще одним ограничением для применения концепции интеграционного замыкания является отсутствие возможности сделать вывод о влиянии связей между родителями на образовательную успешность членов скаутского отряда. Во-первых, в скаутском отряде не фиксируется уровень успешности детей в школе. Во-вторых, участники скаутского отряда являются учениками младшей школы, где образовательные показатели менее значимы по сравнению с общей адаптированностью детей к моделям управляемого и ответственного поведения, востребованного как в школе, так и вне ее. Поэтому в рамках настоящего исследования был сделан фокус на то, как влияет волонтер-ство родителей на воспитание качеств, способствующих социальной адаптации детей в ска-

утском отряде, которое потом переносится в школьную жизнь.

В отряде «Лесные коты» ведется регулярная просветительская работа: издаются печатные и видеоматериалы, где разъясняются основные принципы скаутского движения, а также содержательно описываются направления занятий на разных этапах скаутского обучения. Материалы ознакомительных курсов для родителей предполагают онлайн-участие. 45,1 % родителей не принимали в них участие. Но те, кто прошел все (19,8 %) или только некоторые (35,2 %), сочли их очень полезными с точки зрения информированности о содержании деятельности скаутских организаций. В целом, родители заявляют о том, что они хотели бы узнать больше о скаутском движении. Получая больше информации об отряде и опираясь на свой опыт помощи школьным педагогам,

В мотивации родителей-волонтеров доминируют две формы установок: во-первых, осознание социальной значимости и причастности к работе отряда, а во-вторых, желание больше общаться со своими детьми. Комплекс ответов, которые выбирали респонденты, в целом соответствует типичной мотивации волонтеров, включающей получение полезного опыта, по-

74,8 % родителей готовы быть волонтерами в скаутских мероприятиях. При этом большинство волонтеров (72,9 % из ответивших) могут уделять волонтерству не более 1-2 часов в неделю. Еще 17,1 % могут участвовать в волонтерских практиках 3-4 часа в неделю.

Среди предпочтительных форм оказания волонтерской деятельности нужно отметить помощь с доставкой детей (49,3 %), помощь в организации выездных лагерей (45,1 %) и проведение мастер-классов (43,7 %). Это именно те типы волонтерской помощи, которые не требуют специальной подготовки, выполняются совместно с другими родителями и не требуют много времени. В наименьшей степени родители готовы к помощи, требующей специальных навыков (фото- и видеосъемки, программирования или дизайна) (рис. 3).

требность оказывать помощь другим людям, стремление ощущать собственную полезность, желание путешествовать и реализовать свой творческий потенциал (рис. 4).

Сложности волонтерской деятельности, которые отмечают респонденты, связаны с их ресурсными ограничениями (рис. 5). Значительная часть респондентов (65,2%) ссылается на

Обеспечить транспортировку детей Принять участие в организации лагеря Проведение мастер-классов Консультировать детей в экспертных областях П р о в одить за н ятия Принять участие в работе с текстами Оказывать финансовую и ресурсную помощь Ведение страничек в соцсетях Принять участие в работе с фото и видео Принять участие в работе с 1Т-систем а ми Принять участие в работе с дизайном

>8,2%

LS,3%

7? M 2,3% Ш 2,8% Ш 12,7%

49,3%

0,0%

10,0%

20,0%

30,0%

40,0%

50,0%

60,0%

Рис. 3. Формы волонтерской помощи, в которой готовы участвовать родители (процент от числа ответивших)

Fig. 3. Forms of volunteer assistance in which parents are willing to participate (percentage of the number of respondents)

нехватку времени, что участники групповых интервью характеризуют как тактику ухода от волонтерской помощи. Другие сложности, которые называли респонденты, представляют

собой констатацию ограничений навыков в организации мероприятий и неумение общаться с детьми. При этом родители не ссылались на финансовые ограничения.

Рис. 4. Распределение ответов о мотивации участия в волонтерской деятельности

(процент от числа ответивших)

Fig. 4. Distribution of answers about motivation for participation in volunteer activities (percentage of the number of respondents)

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «С какими трудностями в волонтерской деятельности вы сталкивались?» (процент от числа ответивших)

Fig. 5. The distribution of answers to the question « What difficulties have you encountered in volunteering?» (percentage of the number of respondents)

При общем положительном настрое по отношению к волонтерству лишь наиболее мотивированные родители включаются в работу, предполагающую ведение занятий у групп де-

тей разного возраста. Типичной «карьерой» волонтера является переход от активной помощи в организации походов и мероприятий к ведению еженедельных занятий. По словам руково-

дителей, в настоящее время нет сложившихся методик подготовки специалистов по работе со скаутами. Те, кто сами были скаутами, опираются на собственный опыт, а те, кто не был, стараются приобретать методички и пособия, которые пока издаются в очень ограниченном количестве. Сильной стороной работы с родителями-волонтерами в скаутском отряде является поэтапность включения в деятельность отряда, готовность руководителей отряда проконсультировать и помочь на первых порах.

Также важно для волонтеров разнообразие видов волонтерской деятельности (от занятий в бассейне до совместных поездок) и возможность попасть в среду, где поддержат любую инициативу и можно найти компанию для разных видов деятельности:

«...если мы хотим сходить куда-то на экскурсию, мы всегда можем сказать, что, а вот там вот проходит это, давайте сходим, и мы наберем компанию, мы сходим, мы договоримся» (жен., 40 лет, юрист, волонтер скаутского отряда).

Активное сообщество родителей-волонтеров образует достаточно сплоченную команду, объединенную эффектом интеграционного замыкания. Родители-активисты, являясь выпускниками различных образовательных программ (инженерные, педагогические, юридические, экономические) и работая в разных сферах (бизнес, производство, социальная сфера), продуктивно дополняют друг друга. Основой для сотрудничества является позитивное отношение к волонтерству, к которому участники исследования относились как к возможности сделать небольшое, но значимое дело. Участники групповых интервью понимали добровольчество как своеобразную «отдушину»: возможность сделать что-то для других, поделиться навыками, пережить спектр новых положительных эмоций.

Опираясь на материалы интервью, можно предположить, что институциональные условия в современной школе дают мало возможностей для проявления родительского активизма. У родителей, проявивших инициативу, нет уверенности, что они получат помощь в организации мероприятия от педагогического корпуса или от других родителей. Для родителей волон-

терство в скаутском отряде связано с двумя позитивными факторами: чувством причастности к значимому делу, в которое включены их дети, и появлением круга людей с близкими интересами. Почти все активные родители до сотрудничества со скаутским отрядом имели опыт волонтерской деятельности, который позволил им сформировать соответствующую личностную установку по отношению к практикам добровольной помощи. Вовлечение родителей в волонтерскую деятельность коррелирует с активностью детей. Информанты отмечали, что их собственные дети принимают участие в большем количестве мероприятий, легче справляются с заданием, проявляют собственную инициативу. Среди примеров такой инициативы перечислялись разработка своих вариантов скаутских нашивок, самостоятельное проведение мастер-классов, подготовка номеров для концертов. Дети родителей-волонтеров чаще склонны брать ответственность за сверстников, а также опекать детей младшего возраста. Есть основания предполагать, что активная позиция детей в скаутском отряде переносится в сферу школьного взаимодействия. Обоснование этих предположений требует дальнейшего изучения. ■к -к -к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках социологических исследований можно выявить, в какой степени разные категории населения вовлечены в волонтерскую деятельность. По сравнению с подростками и молодежью, а также людьми пенсионного возраста, экономически активные люди реже становятся волонтерами, т.к. не располагают свободным временем. При этом представители именно этой социальной категории обладают наибольшим объемом ресурсов. В то же время значительная часть экономически активного населения являются родителями, их ресурсный потенциал востребован в формальных учреждениях образования и воспитания. Детские неформальные общественные организации, которые еще в большей степени, чем школы, нуждаются в ресурсной поддержке со стороны родителей, используют различные инструменты их вовлечения. Типологически способ взаимодействия в неформальных организациях сходен с явлением интеграционного замыкания, которое Дж. Коулман зафиксировал в католических школах. В образовательных пространствах ин-

теграционное замыкание проявляется как связь между родителями, позволяющая осуществлять контроль и заботу не только в отношении собственных детей, но детей членов сообщества.

Скаутские отряды, где нет постоянного штата сотрудников, а программа обучения включает большое количество мероприятий, предполагающих активные формы занятий, остро нуждаются в добровольной помощи родителей. Процесс организации планомерной работы с родителями, из которых рекрутируются волонтеры, исследовался на примере отряда «Лесные коты» (Ижевск, Удмуртская Республика). На основании материалов интервью выявлено два аспекта проблемы вовлечения родителей в деятельность детской общественной организации. Первый аспект связан с формированием установки родителей по отношению к деятельности скаутского отряда и организации практик во-лонтерства. Социально-демографические характеристики родителей, чьи дети являются членами скаутского отряда, типичны для городских семей. Особенность их установки заключается в ориентации на активное взаимодействие с детьми. Занятия в скаутском отряде требуют вовлеченности родителей в процесс выполнения заданий, сбора атрибутики, организации походов. Благодаря видеоурокам для родителей повышается их осведомленность о направлениях деятельности отряда, о скаутских принципах и возможных формах добровольной помощи со стороны взрослых. Однако основным каналом рекрутирования волонтеров для проведения регулярных занятий являются личные взаимоотношения и дружеские связи между родителями.

Второй аспект проблемы — особенности организации волонтерского участия в работе скаутского отряда. Родители-волонтеры демонстрируют обычные мотивационные паттерны, сочетающие представления об общественной пользе с ценностями внутрисемейной сплоченности. Большинство родителей готовы оказывать помощь в рамках мероприятий (доставка детей на личном транспорте, организация мероприятий, проведение мастер-классов) в режиме, требующем не более 1-2 часов в неделю. Трудности волонтерства, которые отмечают родители, касаются ресурсных ограничений при общем позитивном отношении к добровольной помощи. Сложности частично объяс-

няются тем, что разработка методики подготовки добровольцев находится на начальном этапе, поэтому обучение новичков основывается на передаче личного опыта. С другой стороны, личные отношения между волонтерами, а также между волонтерами и руководителями отряда, углубляют эффект интеграционного замыкания. Родители вовлекаются в устойчивые сети общения, обеспечивающие воспроизводство дружеских связей и взаимопомощи.

Список литературы

АболинаН.В. Скаутское движение как фактор воспитания молодежи // Modern Science. 2020. № 11(4). С. 198-201.

АбрамоваМ.А., ГончароваГ.С., Костюк В.Г. Влияние уровня образования родителей на формирование образовательных стратегий детей (на примере выпускников школ Новосибирской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 2. С. 87-102.

Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.

Власова Т.А. Инклюзия и селективность в католических школах в Польше // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 3. С. 407-422. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3-407-422

Галеев Ю.В., Гильмутдинов А.Х., Алишев Т.Б. Региональная система общего образования в представлениях его участников // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 232-256. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-2-232-256 Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 3. С. 391-416.

Козина Е.В., Логинова В.С. Воспитательный потенциал социума: из опыта скаутского движения в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7(4). С. 60-63.

Краснопольская И.И., Гусева П.Д., Мейс Л., Кнаан Р. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384-408. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2113

Нечаев М.П. Технологии скаутского воспитания в становлении личности гражданина России //

Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). С. 102-111.

Парфенова О.А., Галкин К.А. Социальная активность и участие пожилых россиян в контексте активного долголетия // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 1. С. 200223. DOI: https://doi.Org/10.31119/jssa.2023.26.1.8

Певная М.В., Кульминская А.В., Широкова Е.А., Шуклина Е.А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 492-510. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.202L3.1930

Попов Е.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Подъ-япольский А.Д., Козлова В.А. Социальные практики участия родителей в жизнедеятельности школы (по материалам социологического исследования в г. Барнауле) // Социодинамика. 2023. № 5. С. 23-40. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.5.40593

Ростовская Т.К., Сизикова В.В., Толмачев Д.П. Волонтерская деятельность старшего поколения: региональный аспект // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 61-68. DOI: https://doi.org/ 10.17213/2075 -2067-2021-3-61-68

Серова Е.А., Клюева Н.В. Межпоколенческие различия в ценностях и выборе видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4. С. 454-461. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-454-461

СухарьковаМ.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. C. 12-16. DOI:

https://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.2

Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2023. 224 с.

Шаброва Н.В. Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 3. С. 142-161. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834

Шманкевич Т.Ю. Школа и город: «родительские стратегии» как гражданские практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9, № 3. С. 129-136.

Шпаковская Л.Л. Городская инфраструктура заботы о детях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 4. С. 111-125.

Шуклина Е.А., Шаброва Н.В. Образовательная политика в оценках родителей «успешных» и «неуспешных» школьников // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 22-43. DOI: https://doi.Org/10.15593/2224-9354/2020.3.2

AlireisogluA, ÖzsoyM. Investigation of the effect of adaptation trainings for parents of primary school students on the level of family participation after the pandemic // Social Science Development Journal. 2022. Vol. 7, iss. 30. P. 166-182. DOI: https://doi.org/10.31567/ssd.577

Brandsen T., Honingh M. Distinguishing Different Types of Coproduction: A Conceptual Analysis Based on the Classical Definitions // Public Administration Review. 2015. Vol. 76, iss. 3. P. 427435. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.12465

Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95-120. DOI: https://doi.org/ 10.1086/228943

Devaney C., Cross R. Parenting support and parental participation // International Perspectives on Parenting Support and Parental Participation in Children and Family Services / ed. by C. Devaney, R. Crosse. London: Routledge, 2023. P. 15-33. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003334248-3

Ellemers N., Boezeman E.J. Empowering the volunteer organization. What volunteer organizations can do to recruit, content, and retain volunteers // The psychology of prosocial behavior: Group processes, intergroup relations, and helping / ed. by S. Stürmer, M. Snyder. Oxford, UK: Wiley-Blackwell, 2010. P. 245-266. DOI: https://doi.org/10.1002/ 9781444307948.ch13

Englert B., Thaler J., Helmig B. Fit Themes in Volunteering: How Do Volunteers Perceive PersonEnvironment Fit? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. Vol. 49, iss. 2. P. 336-356. DOI: https://doi.org/10.1177/0899764019872005

Hoff E. How social contexts support and shape language development // Developmental Review. 2006. Vol. 26, iss. 1. P. 55-88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2005.11.002

Hoffmann L., Völlm C., Bernard M., Fink A., Richter M., Dawal B. What does social participation mean? A qualitative study exploring the concept of participation from the perspectives of experts and parents // BMJ Open. 2023. Vol. 13, iss. 7. URL:

https://bmjopen.bmj.eom/content/bmjopen/13/7/e072 684.full.pdf (accessed: 09.03.2024). DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-072684

Jordan C., Orozco E, Averett A. Emerging Issues in School, Family & Community Connections: Annual Synthesis. Austin, TX: Southwest Educational Development Laboratory, 2001. 76 p.

Malinen S., Harju L. Volunteer engagement: Exploring the distinction between job and organizational engagement // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2017. Vol. 28, iss. 1. P. 69-89. DOI: https://doi.org/ 10.1007/s11266-016-9823-z

Menheere A., Hooge E.H. Parental involvement in children's education: A review study about the effect of parental involvement on children's school education with a focus on the position of illiterate parents // Journal of the European Teacher Education Network (JETEN). 2010. Vol. 6. P. 144-157.

Oostdam R., Hooge E.H. Making the difference with active parenting; forming educational partnerships between parents and schools // European Journal of Psychology of Education. 2013. Vol. 28, iss. 2. P. 337-351. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-012-0117-6

Traeger C., Alfes K., Furstenberg N. Perceived Organizational Support and Volunteer Outcomes: Evidence from a German Environmental Nonprofit Organization // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2022. Vol. 52, iss. 3. P. 763-786. DOI: https://doi.org/10.1177/08997640221103292

Wilson J. Volunteering // Annual Review of Sociology. 2000. Vol. 26. P. 215-240. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.L215

References

Abolina, N.V. (2020). [The scout movement as a factor of youth education]. Modern Science. No. 11(4), pp. 198-201.

Abramova, M.A., Goncharova, G.S. and Kost-yuk, V.G. (2015). [The influence of parents' level of education on the formation of children's educational strategies (example of school graduates of the Novosibirsk region)]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy an-tropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 18, no. 2, pp. 87-102.

Alireisoglu, A. and Ozsoy, M. (2022). Investigation of the effect of adaptation trainings for parents of primary school students on the level of family participation after the pandemic. Social Science Development Journal. Vol. 7, iss. 30, pp. 166-182. DOI: https://doi.org/10.31567/ssd.577

Bourdieu, P. and Passeron, J.-C. (2007). Vospro-izvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya [Reproduction in education, society and culture]. Moscow: Prosveschenie Publ., 267 p.

Brandsen, T. and Honingh, M. (2015). Distinguishing different types of coproduction: a conceptual analysis based on the classical definitions. Public Administration Review. Vol. 76, iss. 3, pp. 427-435. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.12465

Chernova, Zh.V. and Shpakovskaya, L.L. (2023). Putevka v zhizn': Sotsiologicheskie esse ob obra-zovanii, klassovom neravenstve i sotsial 'nom isklyuchenii v Rossii [A start in life: Sociological essays on education, class inequality and social exclusion in Russia]. St. Petersburg: European University Publ., 224 p.

Coleman, J.S. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology. Vol. 94, pp. 95-120. DOI: https://doi.org/ 10.1086/228943

Devaney, C. and Cross, R. (2023). Parenting support and parental participation. C. Devaney, R. Cross (eds.) International perspectives on parenting support and parental participation in children and family services. London: Routledge Publ., pp. 15-33. DOI: https://doi.org/10.4324/ 9781003334248-3

Ellemers, N. and Boezeman, E.J. (2010). Empowering the volunteer organization. What volunteer organizations can do to recruit, content, and retain volunteers. S. Stürmer, M. Snyder (eds.) The psychology of prosocial behavior: Group processes, intergroup relations, and helping. Oxford, UK: Wiley-Blackwell Publ., pp. 245-266. DOI: https://doi.org/ 10.1002/9781444307948.ch13

Englert, B., Thaler, J. and Helmig, B. (2019). Fit themes in volunteering: How do volunteers perceive person-environment fit? Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 49, iss. 2, pp. 336-356. DOI: https://doi.org/10.1177/0899764019872005

Galeev, Yu.V., Gil'mutdinov, A.Kh. and Ali-shev, T.B. (2012). [The regional system of public education in the participants' points of view]. Voprosy obrazovanija [Educational Studies]. No. 2, pp. 232256. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-2-232-256

Hoff, E. (2006). How social contexts support and shape language development. Developmental Review. Vol. 26, iss. 1, pp. 55-88. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.dr.2005.11.002

Hoffmann, L., Völlm, C., Bernard, M., Fink, A., Richter, M. and Dawal, B. (2023). What does social participation mean? A qualitative study exploring the concept of participation from the perspectives of ex-

perts and parents. BMJ Open. Vol. 13, iss. 7. Available at: https://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/ 13/7/e072684.full.pdf (accessed 09.03.2024). DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-072684

Jordan, C., Orozco, E. and Averett, A. (2001). Emerging issues in school, family & community connection: annual synthesis. Austin, TX: Southwest Educational Development Laboratory Publ., 76 p.

Klepikova, A.A. (2011). [Charity organisation volunteers in a state institution for people with severe disabilities: constructs of volunteering and professionalism]. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 9, no. 3, pp. 391-416.

Kozina, E.V. and Loginova, V.S. (2016). [The educational potential of society: from the experience of the Scout movement in Russia]. Aktual'nye prob-lemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Current Problems of the Humanities and Natural Sciences]. No. 7(4), pp. 60-63.

Krasnopol'skaya, I.I., Guseva, P.D., Meys, L. and Knaan, R. (2022). [Determinants of the episodic volunteer satisfaction]. Monitoring obshestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 2(168), pp. 384-408. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2113

Malinen, S. and Haiju, L. (2017). Volunteer engagement: Exploring the distinction between job and organizational engagement. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 28, iss. 1, pp. 69-89. DOI: https://doi.org/10.1007/s11266-016-9823-z

Menheere, A. and Hooge, E.H. (2010) Parental involvement in children's education: A review study about the effect of parental involvement on children's school education with a focus on the position of illiterate parents. Journal of the European Teacher Education Network (JETEN). Vol. 6, pp. 144-157.

Nechaev, M.P. (2014). [Technologies of scout education in the formation of the personality of a Russian citizen]. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of the Academy of Children's and Youth Tourism and Local Lore]. No. 1(110), pp. 102-111.

Oostdam, R. and Hooge, E.H. (2013). Making the difference with active parenting; forming educational partnerships between parents and schools. European Journal of Psychology of Education. Vol. 28, iss. 2, pp. 337-351. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-012-0117-6

Parfenova, O.A. and Galkin, K.A. (2023). [Social activity and participation of older Russians in the context of active longevity]. Zhurnal sotsiologii i sot-

sial 'noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 26, no. 1, pp. 200-223. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.L8

Pevnaya, M.V., Kul'minskaya, A.V., Shiroko-va, E.A. and Shuklina, E.A. (2021). [Youth volunteering during the pandemic: a portrait of a hero of a difficult time]. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 3(163), pp. 492-510. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.202L3.1930 Popov, E.A., Akhmedova, A.R., Koda, E.A., Podyapol'skiy, A.D. and Kozlova, V.A. (2023). [Social practices of parents' participation in the life of the school (based on the materials of a sociological study in Barnaul)]. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. No. 5, pp. 23-40. DOI:

https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.5.40593 Rostovskaya, T.K., Sizikova, V.V. and Tolma-chev, D.P. (2021). [Volunteer activity of the older generation: a regional aspect]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta (NPI). Seriya: Sotsial 'no-ekonomicheskiye nauki [Bulletin of the South-Russian state technical University (NPI). Series: Socio-economic Sciences]. Vol. 14, no. 3, pp. 61-68. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-61-68 Serova, E.A. and Klyueva, N.V. (2022). [Inter-generational differences in values and volunteer activity in young and senior volunteers]. Vestnik Ke-merovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. Vol. 24, no. 4, pp. 454-461. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-454-461

Shabrova, N.V. (2022). [Institutional opportunities and practices for the participation of American parents in the school system]. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. Vol. 13, no. 3, pp. 142-161. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834

Shmankevich, T.Yu. (2006). [School and city: «Parental strategies» as civic practices]. Zhurnal sotsiologii i sotsial 'noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 9, no. 3, pp. 129-136.

Shpakovskaya, L.L. (2015). [Urban infrastructure of childcare: the real and the ideal spaces]. Zhurnal sotsiologii i sotsial 'noy antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology]. Vol. 18, no. 4, pp.111-125.

Shuklina, E.A. and Shabrova, N.V. (2020). [Educational policy from the perspective of parents of «successful» and «unsuccessful» schoolchildren].

Vestnik Permskogo natsional 'nogo issle-dovatel 'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial 'no-ekonomicheskiye nauki [PNRPU Sociology and Economics Bulletin]. No. 3, pp. 22-43. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.3.2

Sukhar'kova, M.P. (2017). [Approaches to studying motivation to participate in volunteer practices]. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. No. 9, pp. 1216. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.2

Traeger, C., Alfes, K. and Fürstenberg, N. (2022). Perceived organizational support and volunteer out-

comes: Evidence from a German environmental nonprofit organization. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. Vol. 52, iss. 3, pp. 763-786. DOI: https://doi.org/10.1177/08997640221103292

Vlasova, T.A. (2019). [Inclusion and selection in catholic schools in Poland]. Zhurnal issledovaniy sot-sial'noypolitiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 17, no. 3, pp. 407-422. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3 -407-422

Wilson, J. (2000). Volunteering. Annual Review of Sociology. Vol. 26, pp. 215-240. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.L215

Об авторе

Власова Татьяна Анатольевна

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры социологии и медиакоммуникации

Российский государственный университет социальных технологий, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49; e-mail: tavlasova@yandex.ru ResearcherlD: X-4689-2018

About the author

Tatiana A. Vlasova

Candidate of Philosophy, Docent,

Associate Professor of the Department of Sociology

and Media Communication

Russian State University of Social technologies, 49, Losinoostrovskaya st., Moscow, 107150, Russia; e-mail: tavlasova@yandex.ru ResearcherID: X-4689-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.