МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ТУРИЗМОМ
Т.Ю. Тарасеня
Цель работы - повышение эффективности физического воспитания студентов средствами спортивно-оздоровительного туризма в сочетании со средствами физической подготовки.
Для повышения эффективности физического воспитания студентов была исследована методика спортивно-оздоровительного туризма в условиях вуза. В ходе педагогического эксперимента изучалась мотивация студентов к занятиям спортивно-оздоровительным туризмом по выборам типов, видов и форм туризма на начальном этапе. Изменения мотивации и связанная с этим динамика выбора типов, видов и форм туризма оценивалась после одного года занятий. Эти изменения являлись основой для корректировки учебнотренировочных планов для второго года занятий. Сводная матрица первого выбора типов, видов и форм туризма представлена в табл. 1
Таблица 1
Сводная матрица первого выбора типов, видов и форм туризма
№ п/п Коли- чество выбо- ров Ранг Про цент № п/п Коли- чество выбо- ров Ранг Про- цент № п/п Коли- чество выбо- ров Ранг Про- цент
Типы туризма Виды туризма Формы туризма
1.1 68 3 24,6 2.1 18 5 6,5 3.1 82 2 29,7
1.2 16 5 5,8 2.2 71 1 25,7 3.2 8 5 2,9
1.3 18 4 6,5 2.3 67 2 24,3 3.3 48 3 17,4
1.4 92 1 33,3 2.4 58 3 21 3.4 40 4 14,5
1.5 4 6 1,4 2.5 53 4 19,2 3.5 6 6 2,2
1.6 78 2 28,4 2.6 9 6 3,3 3.6 92 1 33,3
Т 276 21 100 Т 276 21 100 Т 276 21 100
Студентам были предложены на выбор следующие типы туризма:
1.1 - культурно-познавательный (экскурсионный) туризм;
1.2 - культурно-развлекательный (игровой) туризма;
1.3 - краеведческий туризм;
1.4 - рекреационный (активный отдых в природных условиях, туристских походах) туризм;
1.5 - реабилитационный (лечебно-восстановительный) туризм;
1.6 - спортивный туризм.
Основой матрицы являются результаты выборов (предпочтений), полученные по анкетному опросу в начале эксперимента. Все выборы были проанализированы в соответствии с процентными показателями выборов.
По результатам первого выбора типа туризма можно сказать, что рекреационный туризм привлек внимание всех опрошенных студентов контрольной и экспериментальной групп и получил первый ранг предпочтительности. На втором месте оказался спортивный туризм с достаточно высоким уровнем выбора. На третьем месте - культурно-познавательный (экскурсионный) ту-
ризм. Остальные типы туризма практически не привлекли внимание студентов. В связи с этим было принято решение формировать экспериментальную программу, направленную на занятия рекреационным и спортивным туризмом с включением элементов культурно-познавательного туризма.
Студенческий выбор вида туризма также определял направленность учебно-тренировочных занятий. Были предложены на выбор занятия по следующим видам туризма:
2.1 - велосипедный туризм;
2.2 - пешеходный туризм;
2.3 - лыжный туризм;
2.4 - горный туризм;
2.5 - водный туризм;
2.6 -спелеотуризм.
В связи с определенной мотивацией студентов, в соответствии с выбранными предпочтениями, в экспериментальную программу были включены занятия, отражающие специфику пешеходного, лыжного и горного туризма.
Студенческий выбор форм туризма оказывал влияние на реализацию экспериментальной программы. Студентам были предложены на выбор различные варианты форм туризма, реализуемые в практике занятий спортивнооздоровительным туризмом:
3.1 - самодеятельный туризм (организованный самостоятельно с помощью заинтересованных организаций);
3.2 - планово-путевочный туризм (коммерческий, организованный туристскими фирмами);
3.3 - ближний туризм (в пределах Ленинградской области);
3.4 - дальний туризм (за пределами Ленинградской области);
3.5 - семейный туризм;
3.6 - учебный туризм.
Изменение мотивации студентов по выбору типов, видов и форм туризма определялось после года занятий и участия студентов в лыжных, пешеходных и водных походах в каникулярное время на самодеятельной основе. Сводная матрица второго выбора типов, видов и форм туризма представлена в табл.
2. Для определения возможной корреляции результатов первого и второго выбора по типам, видам и формам туризма был проведен расчет ранговых коэффициентов корреляции раздельно по выборам типов, видов и форм туризма.
Таблица 2
Сводная мат рица второго выбо ра типов, видов и ( )орм туризма
№ п/п Коли- чество выбо- ров Ранг Про- цент № п/п Коли- чество выбо- ров Ранг Про- цент № п/п Коли- чество выбо- ров Ранг Про- цент
Типы туризма Виды туризма Формы туризма
1.1 48 3 21,6 2.1 6 5 2,7 3.1 74 1 33,3
1.2 7 5 3,2 2.2 48 4 21,6 3.2 2 6 0,9
1.3 19 4 8,6 2.3 49 3 22,2 3.3 8 5 3,6
1.4 72 2 32,4 2.4 62 1 27,9 3.4 54 3 24,4
1.5 2 6 0,9 2.5 55 2 24,7 3.5 18 4 8,1
1.6 74 1 33,3 2.6 2 6 0,9 3.6 66 2 29,7
I 222 21 100 I 222 21 100 I 222 21 100
Для типов туризма корреляция между первым и вторым выборами оказалась очень высокой (г = 0,94); коэффициент корреляции по выборам форм туризма ниже (г = 0,76), а по видам туризма - 0,49.
Изучение предпочтений студентов в выборе средств туризма осуществлялось с помощью анкетирования. На начальном этапе эксперимента полученные результаты анкетирования использовались для формирования комплекса средств туризма, представляющих определенный интерес для студентов. Повторное анкетирование после года занятий позволило уточнить учебный план экспериментальной группы студентов. Сводная таблица выбора средств туризма на начальном этапе педагогического эксперимента и после года занятий спортивно-оздоровительным туризмом дает представление о динамике выбора средств туризма (табл. 3).
Таблица 3
№ п/п Наименование Количество выборов (первый выбор) Ранг Про цент Количество выборов (второй выбор) Ранг Про- цент
1 Походы выходного дня 70 1 25,3 22 6 9,9
2 Туристские слеты и фестивали 64 2 23,2 29 4 13,1
3 Многодневные походы 32 4 11,6 24 5 10,8
4 Соревнования по туристским походам 5 9 1,8 20 7 9,0
5 Соревнования по туристскому многоборью 48 3 17,4 50 1 22,5
6 Туристские экспедиции 8 8 2,9 6 8 2,7
7 Туристские конкурсы 9 7 3,3 4 9 1,8
8 Туристские сборы учебные 24 5 8,7 35 2 15,8
9 Учебные специализированные занятия в спортзале 16 6 5,8 32 3 14,4
I Суммарное количество 276 45 100 222 45 100
Таким образом, из средств туризма наиболее привлекательными в начале занятий для студентов оказались походы выходного дня (25,3 %), туристские слеты и фестивали (23,2 %),а также соревнования по туристскому многоборью (17,4 %). После года занятий предпочтения студентов в средствах туризма существенно изменились. Первый ранг начального выбора - походы выходного дня переместились на шестое место (9,9 %), на первое место вышли соревнования по туристскому многоборью (22,5 %). Второе место (15,8 %) заняли туристские учебные сборы. Учебные специализированные занятия в спортзале переместились с шестого места (5,8 %) на третье (14,4 %). В целом после одного года занятий спортивно-оздоровительным туризмом произошла дифференциация интересов к средствам туризма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие / Б. Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.
2. Рыжкин, Ю. Е. Теория и практика физической рекреации / Ю. Е. Рыжкин, Л. Г. Рубис // Тез. докл. Всесоюз. конф. - М., 1990. - 73 с.
3. Таймазов, В. А. Биоэнергетика спорта / В. А. Таймазов, А. Т. Марьянович. - СПб.: Изд. «Шатон», 2002. - 122 с.
4. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник для студентов вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 - Физическая культура и спец. 022300 - Физическая культура и спорт / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2002. - 361 с.
СЕМАНТИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ», «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ», «ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов, Д.Е. Бахов
В процессе развития теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки, которая как отрасль теории физического воспитания, безусловно, принесла положительный эффект, наступает кризисная ситуация. Связана она с двумя факторами:
1) содержание понятия (развитие физических качеств и двигательных навыков, необходимых для эффективной деятельности в определенной профессии) перестает выражать весь перечень поставленных перед ней жизнью задач;
2) изменяется идеология обучения и воспитания (гуманизация образования активизирует личностно-ориентированный подход, который, в свою очередь, требует ответственности личности за свой выбор и свое состояние).
Понимание того, что физические упражнения вызывают не только изменение физического состояния, но и воздействуют на личность, приводят к тому, что понятие ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) начинает толковаться расширенно. Авторы (Жолдак В.И. , 1971; Ильинич В.И., 1990; Кандауров А.М., Полунин Е.А., 1984 и др.), считают, что так называемыми профессионально-важными способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зависит не только результативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в ней экстремальных ситуациях, например, аварийных. Но ведь адекватность поведения, безусловно, не может относиться к физической подготовленности.
Изучая мануальные координационные способности девушек и их развитие в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (на примере штукатуров - маляров), К.Д. Сташ приходит к следующим выводам: «Из определения ППФП следует, что состав используемых средств, направленность воздействия, методика проведения занятий определяется профессиональной деятельностью. Поэтому конкретизация задач ППФП возможна лишь при учете требований, предъявляемых видом деятельности, развития и воспи-