УДК 796.012 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S2-264-269
МОТИВАЦИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
СЕМЕЙНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАТИВНОГО ПРОЕКТА
Г.Н. Голубева1, И.Р. Губайдуллин1,2
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия 2Казанский кооперативный институт, Казань, Россия
Аннотация
Цель исследования - экспериментально проверить метод «30 секунд» для повышения эффективности мотивации в формировании компетенций по подготовке и самопрезентации физкультурно-оздоровительного туристско-рекреативного проекта для семьи.
Методы и организация исследования: моделирование, экспертная оценка, эксперимент, методы математической статистики. Эксперимент проводился в 2 этапа. На втором этапе (основном, в процессе занятия) ставилась задача - за 30 секунд убедить экспертов в намерении участвовать в проекте, используя навыки самопрезентации (без фото и видеопрезентации), четко и понятно изложив суть проекта (основные критерии: время, содержание и организация проекта: что, где, каким образом, когда, продолжительность, участники, результат, убедительность) - подсчитывалось количество попыток самопрезентации до одобрения экспертов. Результаты исследования и их обсуждение. Всего было разработано 23 физкультурно-оздоровительных туристско-рекреативных проекта для семьи. Обобщение результатов эксперимента показало, что в течение одного занятия было реализовано 84 попытки по указанному методу «30 секунд» при самопрезентации проектов, диапазон эффективности находился в пределах 30-100 процентов (баллов), а средняя эффективность составила 82,7%.
Заключение. Доказано, что использование разработанного нами метода «30 секунд» позволило повысить эффективность ситуационной готовн ости студентов к совершенствованию умений самопрезентации и довести ее до 100% в целом по группе, решить поставленную перед занятием задачу, сформировать необходимые компетенции.
Ключевые слова: студенты, мотивация, метод «30 секунд», туристско-рекреативный проект, самопрезентация.
MOTIVATION FOR SELF-PRESENTATION OF A FAMILY PHYSICAL CULTURE AND HEALTH TOURISM AND RECREATIONAL PROJECT
G.N. Golubeva1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2440-749Х I.R. Gubaidullini'2, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0009-2180-6752 iVolga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia 2Razan Cooperative Institute, Kazan, Russia
Abstract
The research purpose is to experimentally test the "30 seconds" method to increase the effectiveness of motivation in the formation of competencies in the preparation and self-presentation of a physical culture, health, tourism and recreational project for a family.
Methods and organization of research: modeling, expert assessment, experiment, methods of mathematical statistics. The experiment was conducted in 2 stages. At the second stage (mainly during the lesson), the task was to convince the experts of the intention to participate in the project in 30 seconds using self-presentation skills (without photo and video presentations), clearly stating the essence of the project (the main criteria: time, content and organization of the project: what, where, how, when, duration, participants, result, persuasiveness) - the number of self-presentation attempts was counted before the experts approved.
The research results and their discussion. A total of 23 physical culture, health, tourism and recreational projects for the family were developed. The generalization of the results of the experiment showed that during one lesson 84 attempts were made using the specified "30 seconds" method for self-presentation of projects, the efficiency range was within 30-100 percent (points), and the average efficiency was 82.7%.
Conclusion. It has been proven that the use of the developed "30 seconds" method made it possible to increase the effectiveness of students' situational readiness to improve their self-presentation skills, and bring them to 100% in the whole group, solve the task set before the lesson and form the necessary competencies. Keywords: students, motivation, the "30 seconds" method, tourism and recreational project, self-presentation.
ВВЕДЕНИЕ
В год семьи и масштабного развития туристской отрасли в стране актуальной задачей является проектирование туристско-рекреативных туров в регионах Российской Федерации. Эффективность создания туристско-рекреативного проекта и его самопрезентации зависит от умения оперативно управлять своими ресурсами [1, 2, 6, 9] в процессе проектной физкультурно-оздоровительной деятельности, важность которой подчеркивают ряд ученых [2, 5]. Одним из ключевых моментов реализации умения является поиск методов ситуативной мотивации [4, 6, 7, 8, 9, 10] и самопрезентации [3, 10]. Мы согласны с трактовкой О.Ю. Малоземова [4], который считает, что развитие ситуативной мотивации заключается во взаимодействии различных мотивацион-ных систем (например, эмоций успеха-неудачи), их совместном проявлении, способности привлекать друг друга в достижении целей человека. Достижение целей должно быть связано с преодолением препятствий (преодолимых), что и послужило основанием для нашего исследования. Цель исследования: экспериментально проверить метод «30 секунд» для повышения эффективности мотивации в формировании компетенций по подготовке и самопрезентации физкультурно-оздоровительного туристско-ре-креативного проекта для семьи.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Использовались следующие методы исследования: моделирование, экспертная оценка, эксперимент, методы математической статистики. Эксперимент проводился в рамках занятия со студентами по дисциплине «Физкультурно-оздоровительные технологии в семье». На первом этапе, предварительном, участниками эксперимента создавались проекты, на втором этапе — основном, ставилась задача — за 30 секунд убедить экспертов (преподаватель, аспиранты, студенты группы как представители семей) в намерении участвовать в проекте, используя навыки самопрезентации (без фото и видеопрезентации), четко и понятно изложив суть проекта. Если все критерии выполнены —
время (использовался секундомер), содержание и организация проекта (что, где, каким образом, когда, продолжительность, участники, результат, убедительность) — эксперты готовы участвовать (все аплодируют), если есть дополнительные вопросы, то проект отправляется на доработку. Подсчитывалось количество попыток самопрезентации до одобрения экспертов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В рамках дисциплины «Физкультурно-оздоровительные технологии в семье» направления подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм профиля «Спортивно-оздоровительный туризм» в ходе эксперимента мы формировали следующие компетенции: УК-6 — Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
ПК-1 — Способен самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, ту-ристско-краеведческой и рекреационно-реаби-литационной деятельности.
В промежуточную аттестацию студента входило практическое задание — разработать физкультурно-оздоровительный туристско-рекре-ативный проект для семьи и презентовать его на зачетном занятии. Основные требования к содержанию проекта были следующими: 1 Название проекта.
2. Задачи проекта.
3. Описание проекта:
- содержание, технология проведения, требования к участникам.
4. Особенности реализации.
Перед обучающимися студентами на предварительном этапе (до занятия) была поставлена задача: подготовить проект и представить его на занятии. Во время занятия необходимо было получить одобрение проекта экспертами, затратив на самопрезентацию 30 секунд. Всего было разработано 23 проекта, основная суть их представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Основные характеристики физкультурно-оздоровительного туристско-рекреативного проекта для семьи с балльной оценкой попыток
Table 1 - Main characteristics of a physical culture and health tourism and recreation project for a family with a point assessment of attempts
Попытка, балл -
№ Название Name Суть проекта The essence of the project % успешности Attempt, points - % success
1 2 3 4 5
1. Туристская семейка Прохождение различных туристских этапов в соревновательном виде. Участники: семья (ребенок, папа, мама). Место проведения: парки, Дубравный лес. 50 60 80 100 -
2. Босоногая прогулка Ходьба по природным и искусственно созданным тропам и дорожкам в парке, в лесу. Участники: семья. Место проведения: парки, экологические тропы 80 100 - - -
3. Семейная йога Индивидуальные и парные упражнения. Участники: семья. Место проведения: парки, зоны отдыха 70 90 100 - -
4. Плоггинг Забег на дистанцию, совмещенный со сбором мусора. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 60 80 100 - -
5. Спортивное ориентирование «Дети и родители» Соревнование, поиск с помощью карты контрольных пунктов (КП) в произвольном порядке (по выбору). Участники: семьи с детьми от 5 до 14 лет. Место проведения: парк Урицкого 60 80 90 100 -
6. Семейное спортивное ориентирование Соревнование - спортивное ориентирование. Участники: в команде два-три человека (ребенок, родители). Место проведения: Горкинско-Ометьевский лес 50 70 90 100 -
7. Туристический полигон Полигон с препятствиями для прохождения со страховочной системой и без. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 50 70 70 80 100
8. Пикничок Приготовление и прием пищи, игры и развлечения. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 70 90 100 - -
9. Фитбокс Тренировка, включающая сочетание фитнеса, бокса и музыки с использованием тренировочных мешков. Участники: семья. Место проведения: тренировочный зал 50 60 80 90 100
10. «Здоровым быть здорово» Совместная деятельность детей и родителей через комплекс ГТО. Участники: семья. Место проведения: спортивная площадка 60 80 90 100 -
11. Семейное сплочение: «Здоровый отдых вместе» Разносторонний подход к ЗОЖ в семье: походы, прогулки, катание на сапах, участие в соревнованиях и т.д. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес, тренировочный зал, спортивная площадка 60 80 100 - -
12. Дорога к солнцу Туристский маршрут для семьи с достопримечательностями, досугом и ночевкой. Участники: семья. Место проведения: лес 50 60 80 90 100
13. Первобытный фитнес Фитнес на свежем воздухе, где вместо тренажеров и другого спортивного оборудования используются окружающие предметы. такие как камни, бревна, рельеф местности. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 70 90 100 - -
14. Маршрут по неизведанному Маршрут по интересным местам, указанным на карте с заданием в виде фотоотчета. Участники: семья. Место проведения: в загородных местах (леса, лесостепи) 60 80 90 100 -
15. Поход в баню на «Голубом озере» Совмещение пешеходного туризма с закаливающими процедурами в бане. Участники: семья. Место проведения: в загородных местах (лес, парки) 70 90 100 - -
16. Быстрая прогулка Северная ходьба по ровной местности. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 50 70 90 100 -
17. Семейный плоггинг В виде соревнования, организованного семьей самостоятельно, бег, сбор мусора, его взвешивание, награждение за лучший результат, совместное чаепитие. Участники: семья. Место проведения: парк Урицкого 40 50 80 90 100
18. «Кабы не было зимы» Соревнования по лыжному туризму. Участники: семья (два взрослых и минимум один ребенок). Место проведения: Горкинско-Ометьевский лес 60 80 100 - -
19. Фитнес-тур: активный отдых для всей семьи Комплексное мероприятие включает разнообразные фитнес-упражнения, обучение основам туризма, семейные походы и экскурсии, спортивные соревнования. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 30 50 80 100 -
20. Катание на лошадях Инструктаж и мастер класс, прогулка в лес. Участники: семья. Место проведения: парки, скверы, лес 40 70 90 100 -
21. Хайкинг Пеший тур по тропам и маршрутам. Участники: семья. Место проведения: парки, лес 60 80 100 - -
22. Туристский поход Совместный туристский поход семьями и компаниями. Участники: семьи. Место проведения: в загородных местах (лес) 30 70 80 100 -
23. Семейная прогулка по лесу Распределение обязанностей в семье: маршрут, время, игры. Участники: семья. Место проведения: в загородных местах (лес) 40 50 70 100 -
24. В среднем (% баллов от участников попытки) Average (% of points from participants in the attempt) 54,8 73,3 89.1 96,4 100
Таблица 2 - Количество попыток самопрезентации проекта участников эксперимента Table 2 - Number of attempts at self-presentation of the project by the experiment participants
Участники / Participants Кол-во попыток / Number of attempts
«1» «2» «3» «4» «5» Всего попыток / Total attempts
Количество / Number 0 1 9 10 3 84
% 0% 4,4% 39,1% 43,5% 13% Средняя эффективность - 82,7% Average efficiency - 82.7%
Рисунок - Количество попыток самопрезентации проекта до 100% одобрения экспертами (% участников) Figure - Number of attempts at self-presentation of the project up to 100% approval by experts (% of participants)
Как видно из таблицы 1, диапазон баллов участников эксперимента за первую попытку составил от 30 до 70, за вторую попытку — от 50 до 100, за третью попытку - от 70 до 100, за четвертую — от 80 до 100. Результаты исследования по количеству попыток в группе и средней эффективности представлены в таблице 2.
Обобщение результатов эксперимента показало, что в течение одного занятия было реализовано 84 попытки по указанному методу «30 секунд», диапазон эффективности находился в пределах 30-100 процентов (баллов), а средняя эффективность составила 82,7%. Наглядно результаты готовности к самопрезентации представлены на рисунке.
Из рисунка видно, что студентов, готовых к самопрезентации по заданному методу и требованиям с первого раза, не было, со второго раза
— 4,4%. Задача занятия — за 30 секунд убедить экспертов в одобрении проекта, используя собственные умения самопрезентации: проектировочные, организаторские, конструктивные, коммуникативные — в течение занятия. Время, затраченное на корректировку самопрезентации, составило от 13 до 62 минут.
ВЫВОДЫ
Использование разработанного нами метода «30 секунд» позволило повысить эффективность ситуационной готовности студентов к совершенствованию умений самопрезентации и довести ее до 100% в целом по группе, решить поставленную перед занятием задачу, сформировать необходимые компетенции. Участники эксперимента научились четко и убедительно презентовать проект, используя собственные ресурсы самопрезентации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Голубева, Г. Н. Самоменеджмент будущего специалиста по физической культуре и спорту / Г. Н. Голубева, А. И. Голубев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 54.
2. Зайцев, А. А. Проектирование физкультурно-рекре-ационной деятельности молодежи Республики Саха (Якутия) средствами туризма / А. А. Зайцев, Д. К. Гар-маева, Н. В. Саввина и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 109-115. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-109-115.
3. Зюзькевич, Ю. А. Взаимосвязь тактик самопрезентации с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов вуза / Ю. А. Зюзькевич // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2023. - № 3(15). - С. 134145. - DOI 10.17853/2686-8970-2023-3-134-145.
4. Малоземов, О. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность с позиции ситуативного развития мотивации / О. Ю. Малоземов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-5. - С. 321-330.
5. Полякова, Г. Г. Метод проектов как способ мотивации самостоятельной работы обучающихся / Г. Г. Полякова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 1. - С. 84-87.
REFERENCES:
1. Golubeva, G. N. Self-management of a future specialist in physical culture and sports / G. N. Golubeva, A. I. Go-lubev // Theory and practice of physical culture. -2015. - No. 5. - p. 54.
2. Zaitsev A.A., Garmaeva D.K., Savvina N.V., Tarasov A.E. Designing physical culture and recreational activities for youth of the Republic of Sakha (Yakutia) by means of tourism. Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, № 2, pp. 109-115 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-88262022-10-2-109-115.
3. Zyuzkevich, Yu. A. The relationship of self-presentation tactics with the motivation of success and avoidance of failures among university students / Yu. A. Zyuzkevich // Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT). - 2023. - № 3(15). - pp. 134-145. - DOI 10.17853/2686-8970-2023-3-134-145.
4. Malozemov, O. Yu. Physical culture and wellness activities from the perspective of situational development of motivation / O. Yu. Malozemov // Problems of modern pedagogical education. - 2016. - № 52-5. - pp. 321-330.
5. Polyakova, G. G. The project method as a way of motivating independent work of students / G. G. Polyakova // Questions of pedagogy. - 2019. - № 1. - pp. 84-87.
6. Gan T.; Zheng, J.; Li, W.; Li, J.; Shen, J. Health and Wellness Tourists' Motivation and Behavior Intention: The Role of Perceived Value. Int. J. Environ. Res. Public Health 2023, 20, 4339. https:// doi.org/10.3390/ijer-ph20054339.
7. Haldar P. (2023) Wellness Tourism: An Empirical Study on Tourists Motivation / OPJU Business Review. -2 (2023), p. 58-69.
8. Hasnizam Ab Dulhamid, Mohd Ismail Isa, Badaruddin Mohamed, Muhamad Ferdhaus Sazali (2023) Motivation of outdoor recreation participation among rural and urban communities/ Planning Malaysia: Journal of the Malaysian Institute of Planners. - volume 21, issue 1 (2023), Page 470-483.
9. Lin C. and Chuang, Y. (2021) A Study of Participation Motivation, Experience and Satisfaction in Camping Tourists/ Open Journal of Applied Sciences, 11, 190-201. doi: 10.4236/ojapps.2021.112013.
10. Thomas J. Aicher, Jessica Brenner (2015) Individuals' Motivation to Participate in Sport Tourism: A Self-Determination Theory Perspective/ International Journal of Sport Management Recreation & Tourism, Vol. 18, p. 56-81, 2015. DOI: 10.5199/ijsmart-1791-874X-18d.
6. Gan, T.; Zheng, J.; Li, W.; Li, J.; Shen, J. Health and Wellness Tourists' Motivation and Behavior Intention: The Role of Perceived Value. Int. J. Environ. Res. Public Health 2023, 20, 4339. https://doi.org/10.3390/ijer-ph20054339.
7. Haldar P. (2023) Wellness Tourism: An Empirical Study on Tourists Motivation/ OPJU Business Review - 2 (2023), p. 58-69.
8. Hasnizam Ab Dulhamid, Mohd Ismail Isa, Badaruddin Mohamed, Muhamad Ferdhaus Sazali (2023) Motivation of outdoor recreation participation among rural and urban communities/ Planning Malaysia: Journal of the Malaysian Institute of Planners. - volume 21, issue 1 (2023), Page 470-483.
9. Lin, C. and Chuang, Y. (2021) A Study of Participation Motivation, Experience and Satisfaction in Camping Tourists. Open Journal of Applied Sciences, 11, 190-201. doi: 10.4236/ojapps.2021.112013.
10. Thomas J. Aicher, Jessica Brenner (2015) Individuals' Motivation to Participate in Sport Tourism: A Self-Determination Theory Perspective/ International Journal of Sport Management Recreation & Tourism, Vol.18, p.56-81, 2015. DOI: 10.5199/ijsmart-1791-874X-18d.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Голубева Галина Николаевна (Golubeva GaLina Nikolaevna) - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры адаптивной физической культуры; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, Россия, г. Казань, территория Деревня Универсиады, 35; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2440-749X.
Губайдуллин Ильнур Раисович (Gubaidullin Ilnur Raisovich) - преподаватель кафедры физической культуры и спорта; Казанский кооперативный институт; 420061, Россия, г. Казань, ул. Николая Ершова, 58; e-mail: mr.gubaidullin-ilnur@ yandex.ru, ORCID: 0009-0009-2180-6752.
• Поступила в редакцию 02 сентября 2024 г.
• Принята к публикации 30 сентября 2024 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Голубева, Г.Н. Мотивация самопрезентации семейного физкультурно-оздоровительного туристско-рекреативного проекта / Г.Н. Голубева, И.Р. Губайдуллин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № S2. - С. 264-269. Э01: 10.36028/2308-8826-2024-12^2-264-269.
FOR CITATION
GoLubeva G.N., GubaiduLLin I.R. Motivation for seLf-presentation of a family physical culture and health tourism and recreational project. Science and sport: current trends, 2024, vol. 12, no. S2. - pp. 264-269. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-S2-264-269.