Научная статья на тему 'Мотивация руководящих кадров в системе социального управления высшим образованием на следование российским традициям'

Мотивация руководящих кадров в системе социального управления высшим образованием на следование российским традициям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / MOTIVATION / MANAGEMENT / TRADITION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова В.П.

В статье рассматривается проблема мотивации в системе управления образования за счет утрачивания российских традиций. Предлагаются пути решения за счёт опыта мотивационных механизмов, использовавшихся ранее в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF MANAGERS IN THE SOCIAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION ON COMPLIANCE WITH RUSSIAN TRADITIONS

The article considers the problem of motivation in the management system of education due to the loss of Russian traditions. Offered solutions through the experience of motivational mechanisms used previously in the country.

Текст научной работы на тему «Мотивация руководящих кадров в системе социального управления высшим образованием на следование российским традициям»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В.П. Серикова

аспирант,

НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»,

специалист ВЦИОМ, г. Москва

МОТИВАЦИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА СЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКИМ ТРАДИЦИЯМ

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации в системе управления образования за счет утрачивания российских традиций. Предлагаются пути решения за счёт опыта мотивационных механизмов, использовавшихся ранее в стране.

Ключевые слова: мотивация, управление, традиции, образование.

V.P. Эепкоуа, Modern Humanitarian Academy, Moscow

MOTIVATION OF MANAGERS IN THE SOCIAL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION ON COMPLIANCE WITH RUSSIAN TRADITIONS

Abstract. The article considers the problem of motivation in the management system of education due to the loss of Russian traditions. Offered solutions through the experience of motivational mechanisms used previously in the country.

Keywords: motivation, management, tradition, education.

Актуальность заявленной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:

а) российское образование всегда было одним из передовых в мире, позволявшим готовить кадры, обеспечивавшие стране возможность быть геополитическим центром мира, иметь приоритет в различных сферах общественной жизни - от освоения космоса до лидерства в мировом спорте;

б) образованность населения - это условие стабильного общественного порядка, гражданской ответственности, политической активности, патриотизма, сплоченности нации и национальной безопасности [3, с. 22];

в) уровень общей культуры населения, в том числе образовательной, как показывают наблюдения практики подготовки специалистов в вузах, снижается;

г) большая часть профессорско-преподавательского состава вузов за последнюю четверть века подготовлена по западным традициям и не стремится в своей деятельности использовать опыт прошлых достижений российских специалистов, обусловленные российской культурой и геополитическими условиями;

д) коммерционализация системы вузовского образования и связанная с ней перестройка системы управления на получение доходов (денег) любой ценой.

Мотивацию следует понимать и объяснять как осознаваемые морально-материально, принудительно-поощрительные и морально-физические побуждения личности руководителя структур Минобрнауки РФ на деятельность, обусловленную идеологическими и материальными потребностями, общественным мнением, традициями, психологическими свойствами личности, национально-психологическими, культурно-историческими и иными особенностями.

Причины неиспользования отечественного опыта (традиций) специалистами системы управления образованием позволяют утверждать, что основной из них является низкий уровень подготовки управленцев высшего звена, отсутствие у них достаточной практики работы в образовательных организациях.

В ходе исследования эксперты (N=12) отметили, что россияне продолжают обладать

особыми национально-психологическими, физиологическими качествами и потому способны, в отличие от европейцев и американцев, на самоотверженный производительный труд без каких-либо специально созданных условий. В этой связи российским традициям в образовании продолжают следовать не только старшее поколение управленцев, но и часть молодежи, несмотря на информационное и административное давление. Однако факт «исключительности» и «терпимости» наших соотечественников, как показали результаты исследования (выборка 398 чел., ошибка выборки - 5%), в реальности не подтверждается. Кроме того, он используется конкурентами (противниками, соперниками) для нанесения нашему образованию вреда, т.к. это способствует расхолаживанию и дезорганизации планомерной деятельности органов федеральной (региональной, муниципальной) государственной власти по созданию благоприятной социальной среды для обучения и воспитания российского населения. В связи с этим одним из приемов ведения информационно-психологической войны с Россией является убеждение наших соотечественников-управленцев в своей «исключительности», которая якобы обеспечит возможность быстро восстановить утраченное нами в образовательной культуре страны, тем самым нейтрализуя их стремление к инновациям в подготовке к деятельности в усложняющейся обстановке.

Известно, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятый без должного социологического обеспечения и правовой экспертизы, в пику отечественному коммерческому образовательному лобби способствовал возникновению очередной волны «реформ», продолжающихся почти четверть века [5, с. 125-128]. Уже в год интенсивного распада СССР (Беловежское соглашение заключено 8 декабря 1991 года, а в начале 1992 года произошёл развал страны), неразберихи и паники был разработан и быстро принят Закон РФ «Об образовании», основной целью которого было законодательное закрепление негосударственных некоммерческих образовательных учреждений (ННОУ), смысл существования которых - предпринимательство в образовательной сфере [2, с. 42-55].

В начале 2000-х годов власть пыталась сдержать «утечку умов» из России (ученых, преподавателей, талантливую молодежь) средствами материального стимулирования. На самом высоком властном уровне было сказано, что «если мы создадим хорошие условия для людей, от которых зависит будущее страны, то они будут здесь жить и работать. Силой никого не затащишь и не удержишь в современном мире. Если начнем держать силой, результат будет худший, чем тот, который есть сегодня» [7]. Прошло почти полтора десятка лет, но эта правильная мысль так и осталась для основной части населения лишь лозунгом. Например, некоторые руководители государственных вузов имеют частные негосударственные вузы, и отдельные ректоры ежемесячно получают до полутора миллионов рублей. Так, согласно официальным данным, у ректора Санкт-Петербургского Горного института среднемесячная зарплата составила 703,6 тыс. рублей, у ректора Российского государственного социального университета - 579,4 тыс. рублей, у ректора Российского экономического университета им. Плеханова - более 400 тыс. рублей [1, с. 53].

Как показывают результаты исследования, основными причинами неудовлетворительного (судя по состоянию дел в российской системе образования и науки) решения проблем стимуляции труда персонала системы управления образованием стали: мотивация значительной части представителей власти на быстрое личное обогащение в ущерб должностному предназначению; недостаточный уровень развития созидательных компетенций у высшего персонала органов власти, отобранного по принципу командного формирования систем управления; коррупция, в т.ч. связанная с распределением и реализацией бюджетных средств, выделяемых на развитие образования и науки; административное подавление деятельности в сфере образования части институтов гражданского общества; неэффективный контроль процесса принятия и реализации решений органами управления образованием и многие другие. Разумеется, в такой дезорганизованной системе управления не могли быть реализованы меры по мотивации

участников образовательного процесса на следование российским традициям.

Исследование показало, что в стране медленно решается главная традиционная задача - придание большей моральной привлекательности профессии учителя и преподавателя и, соответственно, престижа, статуса, которые должны быть обеспечены самым высоким материальным вознаграждением, в сравнении с другими профессиями. Тогда в педагогические вузы будут поступать не по «остаточному принципу» (когда в другие вузы нет возможности поступить), а наиболее подготовленные выпускники средних школ.

Ретроспективное исследование показывает, что решать проблему мотивации управленческой системы образования на следование российским традициям можно традиционными способами через использование сил и средств информационных организаций (СМИ). С этой целью возможна подготовка и издание научно-теоретических, методических и информационных материалов с обобщением лучшего отечественного опыта обучения и воспитания населения; архивных материалов, отображающих ретроспективу управления школьным и вузовским образованием; научно-методических пособий по использованию российских традиций в административном и общественном управлении, в педагогическом процессе и др.

Учитывая трудности в разрешении рассматриваемой проблемы, СМИ в обязательном порядке должны быть включены в систему информационного обеспечения процесса внедрения российских традиций в систему управления образованием. Аналогично СМИ работают на всех сложных социальных направлениях, например в США. Так, 37-ой президент США Ричард Никсон в свое время высказался так: «Выгоднее вложить один доллар в СМИ, чем 10 долларов в оружие: оружие вряд ли заговорит вообще, а СМИ с утра до ночи не закрывают рта» [6].

Вышесказанное предполагает разработку и выпуск на конкурсной основе рекламных проспектов, пособий, плакатов, телевизионных роликов, информационных передач, альбомов и т.п., посвященных российским традициям в образовании и других институтах. Как показывает отечественный и западный опыт, большое психологическое значение для решения проблемы мотивации кадров систем управления образованием имеют, например, и такие формы (средства): выпуск монет, знаков, календарей, открыток, марок, посвященных российскому образованию; разработка символики для образовательных организаций, с учетом специфики их деятельности; создание новых кино- и телефильмов, радиопрограмм, постоянных рубрик в печатных средствах информации соответствующей тематики; выделение правительственных или региональных грантов для написания художественных произведений о российском образовании; проведение циклов тематических мероприятий, посвященных лучшим организаторам системы образования и науки; организация проведения конференций, семинаров и лекций, посвященных проблемам защиты системы управления образованием от навязывания деструктивного опыта и т.п. Эти и другие мероприятия, качественно подготовленные и регулярно проводимые, позволят обеспечить необходимый уровень мотивации на деятельность кадров в системе управления образованием.

Анализ современных структур органов управления образованием позволил установить, что институциональное обеспечение мотивации, отбора кадров в образовательную сферу не в полной мере отвечает современным требованиям. Устранить этот недостаток, как показывает советский опыт, можно через активизацию деятельности государственных и общественных объединений, коммерческих организаций. Учитывая значимость института образования в государственной системе, следует создать в Правительстве РФ межведомственную комиссию по проблемам отбора, стимулирования и направления лучших кадров в образовательную сферу.

Прогнозы, основанные на политических, экономических, демографических, конфессиональных и иных показателях, для нашей страны, как представляется, неутешительные. В этой связи она обязательно встанет на путь мобилизационной экономики, и поэтому должна изыскивать внутренние резервы, в том числе образовательные. По мнению экспертов (N=12) - это

возврат к традиционной советской системе образования, т.к. результаты реализации западного опыта оказались для страны провальными. Достаточно сказать, что такой безграмотной в основной своей части молодежи в России даже в XX веке не было никогда.

Анализ нормативной правовой базы (в т.ч. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), регламентирующей отбор и подготовку управленческих кадров в систему образования, показал, что в ней, в большей степени, формально заявлены традиционные советские показатели: аттестация кадров (которая реально не проводится); повышение квалификации (удостоверения часто продаются); публикации в журналах (они, как правило, платные, а значит этот показатель неразумный); опыт работы на предыдущих должностях (в командной системе формирования структур управления практически не учитывается) и т.п. В этих условиях с целью мотивации кадров на исполнение правовых требований (и тем самым их ориентации на реализацию отечественного опыта) законодателю необходимо уточнить уровень ответственности (санкции) для должностных лиц, допускающих халатность или не исполняющих требования нормативных правовых документов. Разумеется, в процессе мотивации управленческих кадров системы образования на следование российским традициям нельзя не использовать силы и средства религиозных конфессий. Наблюдения общественной практики показывают, что в этом деле не оценена роль Православной Церкви и других религиозных конфессий и организаций России.

Результаты исследования показали, что для решения проблемы мотивации управленческих кадров системы образования на соблюдение российских традиций в сложившихся в стране условиях необходимо не только разрешать РПЦ и другим религиозным конфессиям участвовать в образовательной деятельности населения, но и всячески способствовать этому, что объективно подвигнет и управленческие кадры системы управления образованием следовать отечественным традициям. Результаты анкетного опроса на указанной выше выборке показали, что большинство (62%) респондентов считают, что священнослужители в вузах способствовали бы повышению уровня качества образования, соблюдению порядка, нравственности, дисциплины и т.п.

В современной отечественной практике также необходимо использовать силы и средства самых значимых носителей традиций - ветеранов. Именно им принадлежит особая роль в процессе мотивации управленческих кадров на рассматриваемую деятельность. Ветераны -люди с жизненным опытом (опыт - основа традиций), с прочными патриотическими убеждениями, высокими профессиональными знаниями, навыками и умениями.

В ведущих странах мира основная задача государства заключается в приобщении людей пожилого возраста к консультативной и иной деятельности в государственных структурах. Организации ветеранов своим участием в образовании будут стимулировать (мотивировать), предупреждать и в какой-то мере сдерживать вал реформаторских инициатив управленческих кадров, которые, как правило, начинают приносить положительные результаты только после того, как в них вносятся традиционные для российской практики действия. Собственно, сама деятельность ветеранских организаций была традиционной в российской (советской) практике. Например, в советское время большинство ветеранских организаций были объединены (после 27 съезда КПСС) в единую структуру. Их деятельность координировалась и направлялась специально созданным аппаратом (со штатной численность около 120 человек) [4, с. 77]. Результаты опроса экспертов и наблюдения социальной практики показывают, что эту практику необходимо возрождать, для чего, безусловно, нужна политическая воля высшего руководства страны и соответствующее современным реалиям законодательство.

Наблюдения социальной практики, результаты ретроспективного анализа советского опыта мотивации людей на эффективный самоотверженный труд показывают, что гласность в освещении деятельности людей сама по себе является сильнейшим средством стимулирования. Она, по сути, в любом обществе всегда была традицией в организации соревнования людей в их трудовой дея-

тельности. Так, в СССР было массовое движение рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства. Оно - следствие пропаганды, например, трудового подвига А.Г. Стаханова и предоставления ему всего комплекса советских льгот. В этой связи закрытость сведений о заработной плате сотрудников системы управления образованием демотивирует кадры на эффективный труд и этим наносит значительный социально-психологический ущерб. Так, например, опрос преподавателей четырех московских государственных вузов (N=55) показал, что все они не владеют информацией о заработной плате своих коллег, сотрудников системы управления образованием.

Традиционным в советской практике было стимулирование карьерного роста управленческих кадров повышенным денежным содержанием. И это было известно всем, что, разумеется, подвигало людей на занятие ими вышестоящих должностей для честного и безопасного получения преимуществ (принцип соревнования) в материальном обеспечении.

Результаты исследования показывают, что один из необходимых (традиционных) методов мотивации (стимулирования) управленческих кадров на следование российским традициям - это регулярный общественный контроль за их деятельностью. В свое время ельцинской командой был ликвидирован Комитет народного контроля, а также была запрещена деятельность в государственных учреждениях институтов гражданского общества (партий, движений, объединений и т.п.). Это стало одной из причин снижения уровня всех видов национальной безопасности, в том числе образовательной. Комитет народного контроля СССР, который работал на правах министерства, мог вносить в Совет министров СССР предложения по проблемам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в образовании и других общественных сферах. По-видимому, такая организационная структура сегодня очень востребована и в системе образования.

Таким образом, мотивация управленческих кадров системы образования на следование российским традициям - это осознаваемые морально-материально, принудительно-поощрительные и морально-физические побуждения личности руководителя структур Минобрнауки РФ на деятельность, обусловленную идеологическими и материальными потребностями, общественным мнением, традициями, психологическими свойствами личности, национально-психологическими, культурно-историческими и иными особенностями. В ее процессе есть необходимость проведения комплекса мероприятий с целью:

1. Совершенствования отбора кадров в систему государственного управления образованием.

2. Активизации деятельности СМИ в решении рассматриваемых проблем.

3. Использования сил и средств религиозных конфессий.

4. Привлечения к решению указанной социальной задачи носителей традиций - ветеранов систем управления образования и других институтов.

5. Следования западному опыту и возврату к отечественной традиции формирования трудовых династий.

6. Обеспечению гласности в освещении деятельности управленческих кадров системы образования, в разработке и реализации решений по материальному стимулированию кадров.

7. Организации всестороннего контроля деятельности руководящих кадров в сфере выполнения должностных обязанностей.

8. Придания профессии учителя и преподавателя большей моральной привлекательности и, соответственно, престижа, статуса, которые должны быть обеспечены самым высоким материальным вознаграждением, в сравнении с другими профессиями.

Список литературы:

1. Гостев, А.Н. Коррупция в системе образования: региональный аспект: монография [Текст] / А.Н. Гостев, Е.А. Борисова, Т.С. Демченко - М.: СГА, 2014. - 214 с.

2. Гостев, А.Н. Проблемы комплектования негосударственных вузов: социально-управленческий аспект [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко, Д.Н. Певчев // Социология образования. - 2014. - № 1. - С. 42-55.

3. Гостев, А.Н. Система трудоустройства населения: социологический аспект [Текст] / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко // Социология образования. - 2014. - № 12. - С. 22-42.

4. Голяков А.И. Всесоюзная организация ветеранов войны и труда // Военно-исторический журнал. - 1988. - № 5. - С. 77.

5. Демченко, Т.С. Протестные формы неформального социального контроля высшего образования (социологический анализ) [Текст] / Т.С. Демченко // Управление мегаполисом. - М., 2012. - № 1. - С. 125-128.

6. Известия. - 2010. - 5 апреля.

7. Независимая газета. - 2001. - 14 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.