УДК 372.3/.4+373
Голубева Мария Владимировна
Педагог дополнительного образования, культурно-образовательный центр «Брайтон», golubeva19952001@yandex.ru, ORCID 0000-0002-1959-6671, Новосибирск
мотивация родителей к обучению детей старшего
дошкольного возраста английскому языку
Аннотация. Изучение детьми иностранного языка набирает популярность среди родителей. Цель исследования - выявить уровень мотивации родителей к обучению английскому языку детей старшего дошкольного возраста и установить зависимость между уровнем мотивации родителей и посещением дошкольниками занятий по английскому языку.
Методологическую основу составили исследования М. Г. Агавелян, С. А. Козловой, С. Г. Шабас, Ю. В. Толмачевой, Я. А. Плачковой, которые разрабатывали проблему взаимодействия педагогов дошкольного и дополнительного образования с родителями.
Исследовательская часть. Исследование проводилось на базе двух организаций в г. Новосибирске: МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея» и культурно-образовательный центр «Брайтон». Нами была разработана анкета, включающая 14 вопросов, раскрывающих разные стороны изучения иностранного языка. Вопросы анкеты носят закрытый характер и предполагают выбор одного из трех предложенных ответов. В список анкетируемых в МКДОУ д/с № 508 «Фея» вошли 10 родителей, чьи дети старшего дошкольного возраста не изучают английский язык, а опрошенными в культурно-образовательном центре «Брайтон» явились 10 родителей, дети которых посещают дополнительные занятия по английскому языку.
Результаты исследования. Цель исследования достигнута: установлено, что родители, чьи дети посещают дополнительные занятия по английскому языку, имеют высокий уровень мотивации к изучению их детьми иностранного языка.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, иностранный язык, обучение английскому языку, сотрудничество с родителями, мотивация родителей.
Научная экспозиция. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в современной системе образования. ФГОС дошкольного образования, регламентируя деятельность дошкольной образовательной организации, оставляет возможность для варьирования образовательной программы за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. Одним из направлений этой части программы может стать изучение иностранного языка. Дошкольное детство - важный период в развитии речи ребенка, потому что именно в это время у ребенка закладываются основы общения с окружающей действительностью. Погружение ребенка в другую культуру способствует его пониманию традиций, особенностей данной культуры,
а главное - иноязычной речи [7].
Изучение английского языка дошкольниками набирает популярность среди родителей в силу того, что на занятиях иностранным языком дети, помимо языковых навыков, развивают свои коммуникативные способности, мышление, память. Также данное явление обусловлено тем, что английский язык необходим не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни [8, с. 298]. Практика иностранной речи в различных ее формах будет способствовать усвоению иностранного языка детьми, что подготовит их к дальнейшему изучению языка в школе. На занятиях по английскому языку у ребенка будет возможность не только слышать иноязычную речь, но и практиковать ее, играя и выполняя различные упражнения.
Кроме того, актуальна проблема взаимодействия педагогов дошкольного и дополнительного образования с родителями. Семейное воспитание играет важную роль в воспитании, развитии, образовании ребенка. Однако некоторые родители могут нуждаться в помощи в ситуациях, связанных с взаимодействием с ребенком. Эту помощь могут оказать педагоги. Для планирования целенаправленной работы с родителями педагогические работники должны быть профессионально подготовлены и компетентны в своей области [3]. Просвещая родителей, они не только делают их более компетентными в вопросах воспитания и образования дошкольника, но и способствуют созданию лучших условий для детей в семье.
Целью статьи является выявить уровень мотивации родителей к обучению английскому языку детей старшего дошкольного возраста и установить зависимость между уровнем мотивации родителей и посещением дошкольниками занятий по английскому языку. Достижению цели способствует реализация следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать анкету для родителей с целью выявления уровня их мотивации к изучению английского языка детьми старшего дошкольного возраста;
3) провести анкетирование родителей с целью выявления уровня их мотивации к изучению английского языка детьми старшего дошкольного возраста;
4) интерпретировать результаты анкетирования родителей;
5) сформулировать выводы о мотивации родителей к изучению английского языка детьми старшего дошкольного возраста.
На основании поставленной цели и задач была сформулирована гипотеза, заключающаяся в предположении, что мотивация родителей, чьи дети посещают дополнительные занятия по английскому
языку, выше, чем у родителей, дети которых не изучают иностранный язык.
Методы исследования:
1) теоретический (анализ психолого-педагогической, методической литературы);
2) эмпирический (анкетирование, интерпретация результатов).
Методологическая основа. Проблему взаимодействия педагогов дошкольного и дополнительного образования с родителями рассматривают многие исследователи. М. Г. Агавелян отводит важное место в исследованиях вопросам сотрудничества детского сада и семьи, выделяет различные формы взаимодействия с родителями (групповые дискуссии, родительские собрания, тематические консультации, оформление информационного стенда и т. д.) [1]. При организации данных форм педагог преследует цель педагогического просвещения родителей и установления доверительного контакта. А. Я. Плачкова, Ю. В. Толмачева отмечают, что в образовании детей важна субъектная позиция родителей в триаде «педагог - родитель -ребенок». По мнению исследователей, формированию данной позиции способствуют такие формы работы с родителями, которые предполагают не пассивное, а непосредственное активное участие их в мероприятиях дошкольной образовательной организации [5]. С. А. Козлова считает, что семья играет немаловажную роль в формировании личности детей, и отмечает, что главным фактором в данном процессе является осознание себя ребенком представителем определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением [4]. Первыми представителями и носителями моделей поведения для ребенка являются родители. Как отмечает С. Г. Ша-бас, «семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и взаимопомощь» [6, с. 6]. В воспитании
ребенка важную роль играет формирование положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Успешная реализация данного процесса возможна только при следовании одинаковым принципам родителями и педагогами дошкольного и дополнительного образования в вопросах взаимодействия с ребенком.
Исследовательская часть. Многие исследователи говорят о том, как создать мотивацию у детей дошкольного возраста к изучению английского языка. Однако немаловажную роль в данном процессе играет позиция родителей. Для ее определения нами была разработана анкета, включающая 14 вопросов, раскрывающих разные стороны изучения иностранного языка. Вопросы анкеты носят закрытый характер и предполагают выбор одного из трех предложенных ответов. Цель анкетирования - выявить уровень мотивации родителей к обучению английскому языку детей старшего дошкольного возраста и установить зависимость между уровнем мотивации родителей и посещением дошкольниками занятий по английскому языку. Анкета включает в себя следующие вопросы.
1. Владеете ли вы иностранным(и) языком(ами)?
2. Пригодилось ли вам знание иностранного языка?
3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок изучал английский язык?
4. Как вы считаете, в каком возрасте можно начинать обучать детей английскому языку?
5. Как вы думаете, ваш ребенок готов к обучению английскому языку?
6. Есть ли у вас дома различные материалы на английском языке (плакаты, книги, видео и т. д.)?
7. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к английскому языку в домашней обстановке?
8. Как вы думаете, изучение английского языка играет важную роль в образова-
нии вашего ребенка?
9. Беседуете ли вы с ребенком о его успехах и неудачах после занятия по английскому языку?
10. Помогаете ли вы ребенку усвоить пропущенный материал, обращаясь за помощью к учителю английского языка?
11. Поощряете ли вы ребенка в том, что он задает вопросы, связанные с овладением английским языком?
12. Играете ли вы дома в игры, связанные с овладением английским языком?
13. Смотрите ли вы видеоматериалы на английском языке дома с ребенком в свободное время?
14. Консультируетесь ли вы с учителем английского языка и следуете ли его рекомендациям по вопросам овладения английским языком вашим ребенком?
С целью определения уровня мотивации родителей к обучению их детей иностранному языку было проведено анкетирование на базе двух организаций в г. Новосибирске: МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея» и культурно-образовательный центр «Брайтон». В список анкетируемых в МКДОУ д/с № 508 «Фея» вошли 10 родителей, чьи дети старшего дошкольного возраста не изучают английский язык, а опрошенными в культурно-образовательном центре «Брайтон» явились 10 родителей, дети которых посещают дополнительные занятия по английскому языку.
Рассмотрим ответы родителей, опрошенных в культурно-образовательном центре «Брайтон». Большинство опрошенных родителей владеют иностранным языком (70 %), 20 % немного интересуются и 10 % не владеют. Большинству анкетируемых пригодились знания иностранного языка (60 %), 30 % иногда обращаются к своим навыкам, у 10 % не было необходимости в использовании иностранного языка. Все родители положительно ответили на вопрос о желании, чтобы их ребенок изучал английский язык: из них 90 % - од-
нозначно да, 10 % - скорее всего. Также 100 % опрошенных считают, что изучение английского языка играет важную роль в образовании ребенка (60 % - однозначно да, 40 % - скорее да, чем нет). Кроме того большинство родителей (90 %) считают, что необходимо начинать изучение английского языка в дошкольном возрас-
те, 10 % - в младшем школьном. Однако 100 % опрошенных уверены, что их дети готовы к обучению английскому языку. При этом родители демонстрируют пассивную позицию в организации условий для изучения английского языка их детьми. В качестве иллюстрации этого представим некоторые ответы родителей (табл.).
Таблица
Результаты анкетирования родителей по вопросам об активности позиции родителей в изучении их детьми английского языка
Вопрос Ответ
Есть ли у вас дома различные материалы на английском языке (плакаты, книги, видео и т. д.)? да, регулярно обновляем (10 %) да, дарили на праздник когда-то (60 %) нет (30 %)
Беседуете ли вы с ребенком о его успехах и неудачах после занятия по английскому языку? да, всегда (50 %) иногда (50 %) нет (0 %)
Помогаете ли вы ребенку усвоить пропущенный материал, обращаясь за помощью к учителю английского языка? да (20 %) иногда (60 %) нет (20 %)
Поощряете ли вы ребенка в том, что он задает вопросы, связанные с овладением английским языком? да (100 %) иногда (0 %) нет (0 %)
Играете ли вы дома в игры, связанные с овладением английским языком? да (20 %) иногда (40 %) нет (20 %)
Смотрите ли вы видеоматериалы на английском языке дома с ребенком в свободное время? да (30 %) иногда (50 %) нет (20 %)
Консультируетесь ли вы с учителем английского языка и следуете ли его рекомендациям по вопросам овладения английским языком вашим ребенком? да (30 %) иногда (50 %) нет (20 %)
Далее будут рассмотрены ответы родителей, опрошенных в МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея», чьи дети не посещают дополнительные занятия по английскому языку. Большинство опрошенных не владеют иностранным языком (60 %), 30 % - немного интересуются, 10 % - владеют. Некоторые родители периодически обращаются к своим знаниям иностранного языка (30 %), но большинству анкетируемых они не пригодились (70 %). Большинство опрошенных отметили важную роль изучения иностранного языка в образовании детей (90 %). Мнение о возрасте, в котором необходимо начинать изучение английского языка, у опрошен-
ных оказалось разным: 30 % родителей уверены, что в дошкольном возрасте, 40 % -в младшем школьном, 30 % - среднем школьном. Анализируя ответы родителей о готовности их ребенка к изучению английского языка, можно отметить следующее.
1. Один из опрошенных родителей выразил лояльное отношение к изучению иностранного языка в дошкольном возрасте, но отметил неготовность своего ребенка к данному процессу.
2. Родители, уверенные, что изучение иностранного языка необходимо начинать в младшем школьном или среднем школьном возрастах, ответили, что не знают, готов ли их ребенок к данному процессу,
что еще рано (60 %), готов, но в младшем школьном возрасте (10%).
Стоит отметить, что среди огрюшенных и в МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея», и в культурно-об°>асователс-ном «ошр» «Биай«он» ТОТ % надителей выражают желание о том, чтобы их ребенок и«чал ан«лидскил язык (80 % - сдси-значно да, 0» % -скорее да, чемиот).
Результаты исследования. Анализ результатов анкетирования показал, что сре-
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Анализ данных, полученных в процессе анкетирования, показал следующее.
1. Все опрошенные желают, чтобы их детиизучалииностранный язык.
2. Родители, анкетируемые в культурно-образовательном центре «Брайтон», считают, что необходимо начинать изучение иностранного языка в дошкольном возрасте.
3. Родители, опрошенные в МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея» имеют разные точки зрения о возрасте, с которого следует начинать изучать иностранный язык: 30 % анкетируемых уверены, что в дошкольном возрасте, 40 % - в младшем школьном, 30 % - среднем школьном.
4. Большинство родителей, опрошенных в культурно-образовательном центре
ди родителей, чьи дети посещают допол-иитоси.ныа Зсшятия по оиглнрккому ИЗР1Ку, ТС % имеют высокий урювень мокивомии и 40 % - средний, низкий уровень отсут-стоует. Среда ргдаоолой, дети тонеры» не ждоают инесаранный язы«, гцюцентаое соотношение уровней одинаковое: 50 % -средапш уровень моеисациг, с0 % - низ-«сой, дысглсй рдооень отсуостоает. ОСалу-ченные результаты анкетирования наглядно представлены в виде диграммы (рис.).
доригсср » оригсср Оригсср
«Брайтон», владеют иностранным языком, а родители, анкетируемые в МКДОУ д/с № 508 комбинированного вида «Фея», не знают иностранного языка.
5. Родители имеют тенденцию к пассивному участию в процессе изучения их детьми английского языка.
Таким образом, цель исследования достигнута: установлено, что родители, чьи дети посещают дополнительные занятия по английскому языку, имеют высокий уровень мотивации к изучению их детьми иностранного языка. Среди родителей, дети которых не изучают иностранный язык, отмечается средний и низкий уровни мотивации к изучению их детьми иностранного языка.
срсдсш
Ридоасрр, чрр дсао тиссщлюа Ридоасрр, чьи дсао сс иаскаик ти лсгррДсуоао языку оиочлюа лсгррДсурД киыу
Рис. Уровнимотивацииродителей к обучениюдетей старшегодошкольноговозрастаанглийскомуязыку
1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 163 с.
2. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Го-ловенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. - М.: Сфера, 2016. - 128 с.
3. Дмитриева У. М., Чеснокова Г. С. Инновационная деятельность студентов как условие их профессионального становления // Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. - 2017. - № 1 (9). - С. 102-105.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для сред. проф. образования по специальности «Дошкольное образование». -8-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
5. Плачкова Я. А., Толмачева Ю. В. Формирование субъектной позиции родителей в триаде «Педагог - родитель - ребенок» в условиях дошкольного образовательного учреждения // Профессиональное образование в России и за
ескии список
рубежом. - 2017. - № 3 (27). - С. 182-186.
6. Шабас С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 8 (80). - С. 4-11.
7. Dmitrieva U. M., Golubeva M. V. The English vocabulary development of pre-school age children with the usage of L. Carroll's fairy-tale «Alice's Adventures in Wonderland» // Science and Education: Materials of the XII International research and practice conference. - Munich: Vela-Verlag, 2016. - P. 140-144.
8. Golubeva M. Preschoolers' Arbitrary Memory Development by Didactic Games during the English Learning Process // Conference Proceedings: ICT for Language Learning: 10th Conference Edition (9-10 November 2017). -Florence: Pixel, 2017. - P. 298-300.
9. ShabasS. Relationships Between Parents and Preschool-Age Children Attending Kindergartens // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2016. - Vol. 233, 17 Oct. - P. 269-273.
Поступила в редакцию 23.04.2018
Golubeva Maria Vladimirovna
Teacher of Additional Education, Cultural and Educational Center «Brighton», ORCID 0000-00021959-6671, golubeva19952001@yandex.ru, Novosibirsk
parents' motivation for preschoolers' english language learning
Abstract. The scientific exposition. The preschoolers' foreign language learning is a popular direction among parents.
The goal setting. The aim of the study is to identify the parents' motivation level to preschoolers' English learning and to determine the connection between the parents' motivation level and preschoolers' attendance of English lessons.
Methodological basis. The methodological basis includes the following researchers, who study the problem of teachers of preschool and additional education interaction with parents: M. G. Agavelyan, S. A. Kozlova, S. G. Schabas, Y. V. Tolmacheva, I. A. Plachkova.
Research part. The study was organized in two organizations in Novosibirsk: the kindergarten № 508 combined type "Fairy", cultural and educational center «Brighton». We have created a questionnaire with 14 questions, revealing different aspects of foreign language learning. The questions are closed and suggest the choice of one of the three proposed answers. The respondents in the kindergarten № 508 "Fairy" are 10 parents whose children do not learn English, and respondents in the cultural and educational center "Brighton" are 10 parents whose preschoolers attend additional English lessons.
Research results. The aim of the study is achieved: it is confirmed that the parents' motivation to preschoolers' foreign learning is high, whose children attend additional English lessons.
Keywords: preschoolers, foreign language, English language learning, cooperation with parents, parents' motivation.
References
1. Agavelyan, M. G., 2005. Interaction of teachers of preschool educational institutions with families of pupils: educational and methodical manual. Novosibirsk, 163 p. (In Russ.)
2. Babynin, T. F., Gilmanova, L. V., Goloven-ko, V. E., 2016. Dialogue with parents. Methodical aspect of interaction of kindergarten and family. Moscow, 128 p. (In Russ.)
3. Dmitrieva, U. M., Chesnokova, G. S., 2017. Innovative activity of students as a condition of their professional development. Duma Bulletin: theory and practice of additional education, 1, pp. 102-105. (In Russ., abstract in English)
4. Kozlova, S. A., 2007. Preschool pedagogy: textbook for students in the specialty "Preschool education". Moscow, 416 p. (In Russ.)
5. Plachkova, I. A., Tolmacheva, Y. V., 2017. Formation of subjective position of the parents in the triad "Teacher - parent - child" in pre-school educational institutions. Professional education in Russia and abroad, 3 (27), pp. 182-186. (In Russ., abstract in English)
6. Shabas, S. G., 2017. Cooperation with parents as a condition of quality of preschool education. Modern preschool education. Theory and practice, 8 (80), pp. 4-11. (In Russ., abstract in English)
7. Dmitrieva, U. M., Golubeva, M. V., 2016. The English vocabulary development of pre-school age children with the usage of L. Carroll's fairy-tale "Alice's Adventures in Wonderland". Science and Education: Materials of the XII International research and practice conference. Munich: Vela-Verlag Publ., pp. 140-144. (In Russ., abstract in English)
8. Golubeva, M., 2017. Preschoolers' Arbitrary Memory Development by Didactic Games during the English Learning Process. Conference Proceedings: ICT for Language Learning: 10th Conference Edition (9-10 November 2017). Florence, pp. 298-300. (In English)
9. Shabas, S., 2016. Relationships Between Parents and Preschool-Age Children Attending Kindergartens. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 233, pp. 269-273. (In English)
Submitted 23.04.2018