Повышение качества подготовки
специалистов в высших учебных заведениях
МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. М. Фадеева, доктор социологических наук
В сохранении и развитии российской высшей школы в период реформ существенную роль играет мотивация преподавателей, способствующая качественному осуществлению образовательной и научно-исследовательской деятельности, проведению научных разработок, совершенствованию форм и методов преподавания, повышению профессионализма.
Научно-педагогическое сообщество функционирует на основе устойчивых научно-педаго-гических коллективов отдельных организаций — высших учебных заведений. Научно-педагогический коллектив является уникальным социальным явлением, так как объединяется на основе совместной педагогической и научно-исследовательской деятельности и связывается системой социальных взаимоотношений. Науч-но-педагогическое сообщество определяется как сообщество индивидов, разделяющее общие интересы, нормы и традиции, связанные с производством и развитием знания, находящееся в постоянной коммуникации с коллегами и студентами с целью обмена знаниями, научными и педагогическими идеями и достижениями. Исследования свидетельствуют об исключительной устойчивости иерархии мотивов преподавателей высшей школы, которых волнуют как вопросы физического выживания на заработную плату, которая порой не удовлетворяет даже минимальные потребности высококвалифицированной профессиональной группы, так и реальные условия осуществления научно-педагогической деятельности.
Институциональная структура формирует среду, в которой складывается мотивационная структура агентов. Под мотивом понимают внутреннее побуждение к действию, осмысленную причину действий. Культурно-нормативные схемы, определяемые сферой профессиональной деятельности, формируют специфические социальные контексты, в рамках которых существуют правила, идеальные и практические стандарты поведения, разделяемые агентами и санкционируемые обществом. В ситуации активной трансформации социальных отношений в российском обществе развитие мотивационной структуры нередко отстает от институциональной, порождая противоречия и дополнительную нагрузку на агентов, например, преподавательский корпус. Кроме того, мотивационная структура различных агентов в иерархии высшего учебного заведения различна. Так, структура мотивов управленческого звена отличается от мотивации профессорско-преподавательского состава.
В рамках социологического исследования, проведенного в Мордовском государственном университете в 2004 г. «Мотивация преподавателей к профессиональной деятельности в университете», были выявлены следующие мо-тивационные факторы: приоритеты и ценности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, уровень их удовлетворенности работой, перспективы карьерного роста и повышения квалификации, а также факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности.
© И. М. Фадеева, 2007
12
ВЕСТНИК
I 2007 1 № 1
Повышение качества подготовки седиалистов в высших учебных заведениях
В качестве объекта исследования выступили штатные преподаватели университета, работающие на должностях ассистента или преподавателя (25 %), старшего преподавателя (19 %), доцента (40 %), заведующего кафедрой (12 %), заместителя декана (1 %), декана (2 %), проректора (1 %). Количество опрошенных составило 10 % профессорско-преподавательского состава университета. Среди респондентов 56 % имели ученую степень кандидата наук, 9 % — степень доктора наук. Средний возраст опрошенных — 39 лет. Возрастную группу до 29 лет составили 24 %, от 30 до 59 лет — 69 %, 60 лет и старше — 8 %. Среди опрошенных — 42 % мужчин и 58 % женщин. Объем выборочной совокупности составил 155 человек, выборка квотно-пропорциональная.
Проанализировав ответы респондентов относительно основных предпочтений работы в университете, автор получил следующие результаты: возможность заниматься любимой работой (78 %); возможность профессионального общения (59 %); творческая атмосфера, поддерживаемая в коллективах (54 %). Работа в университете для большинства преподавателей является интересной и любимой. Именно эта позиция стоит на 1-м месте среди приоритетов для преподавательского сообщества. На 2-м месте — профессиональное общение, на 3-м — творческая атмосфера, необходимая для работы преподавателя и ученого. К промежуточным значениям могут быть отнесены позиции «вузовские традиции» (49 %) и «гибкий график работы» (27 %). Таким образом, структура на-учно-педагогического сообщества университета представлена высокомотивированными на творческую и высокопрофессиональную деятельность специалистами, имеющими достаточно высокий уровень квалификации и придерживающимися вузовских традиций.
Среди факторов, определивших выбор сферы профессиональной деятельности преподавателей, выступают следующие: влияние личности преподавателя вуза (36 %), родителей и других родственников (31 %), престижность профессии преподавателя (23 %). Среди других факторов назывались влияние друзей, возможность совмещать работу и учебу. Такое распределение ответов дает основание сделать следующие выводы: при выборе университета как сферы профессиональной деятельности определяющую роль играет субъективный фак-
тор, ориентирующии на традиционные модели занятости — обоснованно претендуют на преподавательские должности наиболее активные и талантливые выпускники вуза, с одной стороны, и мотивированные по признаку семейной принадлежности (преподавательские династии) — с другой.
В науке и образовании существует особенная система мотивации. Основным движущим фактором, согласно классикам социологии науки, в частности Р. Мертону, является высокое профессиональное признание. Именно посредством признания преподаватель удовлетворяет потребность в профессиональной деятельности. В качестве ценностей профессиональной деятельности в исследовании в первую очередь указаны позиции «уважение окружающих, коллег» (72 %) и «повышение уровня образования и культуры» (73 %).
Важными по значимости являются ценности «социальная активность» (39 %) и «достижение высокого статуса» (33 %). Полученные результаты еще раз подтверждают гипотезу о том, что на преподавательских должностях способны работать достаточно активные и целеустремленные личности. Ценность «достижение материального достатка» (29 %) стоит на 5-м месте среди ценностей профессиональной деятельности преподавателей, и она является приоритетной почти для трети опрошенных. Следует отметить неудовлетворительную систему оплаты труда преподавателей вузов, когда на нижних ступенях профессиональной лестницы она не соответствует даже минимальным потребностям. Такое положение свидетельствует о продолжающемся оттоке молодых и талантливых преподавателей, которые рассматривают университет лишь в качестве «стартовой площадки для дальнейшего карьерного роста» (по нашим оценкам, таковыми являются до 60 % преподавателей в возрасте до 30 лет).
Оценивая уровень удовлетворенности в работе, следует указать различные стороны профессиональной деятельности преподавателя вуза. Эта деятельность осуществляется в качестве преподавателя, ученого-исследователя, администратора, во внеучебной работе со студентами. Значительная часть опрошенных полностью удовлетворена своей работой. Высокие позиции удовлетворенности занимает преподавательская деятельность (48 %). Среди занятых научной, административной и внеучебной
Повышение качества подготовки социалистов в высших учебных заведениях
чит|ии.и»мп1 чн III ни ни— тиши ■ л 1—^1 <шив|1 и. IJ М1Р адмм 1 ■■ — ".'УД' хтжътятщамшпштштшт^иш яш тинишии ■пишяммшичши ■■ и ¡штляттжштаяятт*
работой таковых значительно меньше (30 %, 26 %, 20 % опрошенных соответственно). В числе отчасти удовлетворенных научной работой — 57 % опрошенных, преподавательской работой — 50 %, внеучебной работой со студентами — 56 %, административной работой — 46 %. Среди неудовлетворенных работой большая часть опрошенных связывает это состояние с внеучебной работой со студентами (21 %). Среди неудовлетворенных административной работой — 17 % опрошенных, научной работой — 14 %. Таким образом, большинство преподавателей удовлетворены полностью или частично своей работой, однако удовлетворенность возрастает в тех видах деятельности, где преподаватель может полностью реализовать профессиональные знания, умения и компетенции, если для этого созданы необходимые условия.
Важной стороной профессиональной деятельности являются взаимоотношения с коллегами. Среди позиций, представленных для оценки, были выбраны характеристики отношений в соответствии с возможными типами организационной культуры, предложенными К. С. Камероном и Р. Э. Куинном (клановый («отношения теплые, дружеские»), рыночный («отношения соперничества, конкуренции»), иерархический («деловые отношения»), адхок-ратический («отношения, поддерживаемые духом творчества») типы субкультуры). Опрошенные отметили, что на кафедрах доминируют «деловые отношения» (50 %) и «теплые, дружеские отношения, подобные большой семье» (40 %). Тип взаимоотношений, поддерживаемый духом творчества и являющийся ведущим, назван в оценках 10 % респондентов. Такое соотношение свидетельствует о том, что на микроуровне (коллективы кафедр университета) доминируют иерархический и клановый типы организационной культуры. Невысокими оказались результаты респондентов относительно адхократического типа культуры, без которого невозможны полноценная преподавательская и научно-исследовательская деятельность. Данный факт объясняется тем, что творческий компонент присутствует в индивидуальной деятельности преподавателей, но он пока не стал доминирующим в конструировании взаимоотношений в группах и творческих коллективах, который в большей степени формируется при выполнении научных грантов и
совместных педагогических проектов, в том числе и публикаций (статей, учебников, учебных пособий и т. д.).
В оценках факторов, влияющих на эффективность работы в университете, высокие позиции занимает морально-психологический климат, который является значимым для 64 % респондентов. Среди опрошенных значительная часть отметила, что атмосфера в коллективах является неконфликтной и дружественной. Вместе с тем такие позиции, как «возможность карьерного роста» и «уровень заработной платы» являются стимулирующими для незначительной части опрошенных (21 % и 19 % соответственно). На вопрос «Как в целом оцениваете Вашу профессиональную карьеру в Мордовском университете?» 24 % ответили, что считают ее успешной, 71 % считают ее «не такой уж и плохой». К неудачникам отнесли себя всего 3 % опрошенных.
Профессиональную мобильность в современном обществе часто связывают с желанием поменять социальный статус на более высокий. Исследования показывают, что сокращение и увеличение занятости в экономике Мордовии за последние 15 лет происходило в одних и тех же отраслях. Что касается образования, то здесь отмечается тенденция снижения занятости мужчин и увеличения доли женщин. Уход из университета респонденты связывают с состоянием здоровья (43 %), давлением администрации (25 %), семейными проблемами (19 %), отсутствием перспектив карьерного роста (19 %), конфликтной ситуацией с коллегами (17 %).
Важной составляющей мотивации профессиональной деятельности в высшем учебном заведении является возможность постоянно повышать квалификацию и заниматься самообразованием. Перспективы самообразования доступны практически всем опрошенным. Как единственно возможную форму повышения квалификации их назвали 32 % опрошенных. Более трети респондентов — 35 % (18,7 % среди не имеющих ученой степени и 16 % среди имеющих ученую степень) — считают, что способны повышать квалификацию в аспирантуре и докторантуре. В качестве важной формы повышения квалификации 25 % намерены участвовать в стажировках, причем 20 % выбрали бы для этого отечественный вуз, 5 % — зарубежный.
Неравнодушны преподаватели и к проблемам, которые существуют в сфере их профессио-
14
ВЕСТНИК
I 2007 | № 1
Повышение качества подготовки социалистов в высших учебных заведениях
нального труда. Среди наиболее волнующих были выделены: тяжелое материальное положение сотрудников и преподавателей (87 %), рост числа коммерческих студентов с низким уровнем успеваемости (50 %), неудовлетворительные условия труда, связанные с материально-технической базой вуза (47 %), снижение качества высшего образования (40 %). Среди других проблем преподавателей волнует коррупция (14 %) и встречающиеся случаи несправедливости (10 %).
Отмечается достаточно развитая вторичная занятость преподавателей (76,8 %). Около половины всех опрошенных (47,0 %) как форму вторичной занятости используют совместительство в университете. Совмещают в другом вузе — 9,0 %, вне высшей школы — 16,0 %. Вместе с тем около четверти опрошенных (23,2 %) не имеют возможности совмещения где-либо (в университете и других организациях).
Предложения по изменению мотивации профессорско-преподавательского состава были сгруппированы по частоте упоминания: первая и самая многочисленная группа ты» (44 %) — не вносит никаких предложений; вторая группа — «материалисты» (41 %) — предлагает повысить заработную плату; третья группа — «реформаторы»
«пессимис-
Поступила 9.04.07.
(15 %) — мотивирующим фактором считает обеспечение необходимым социальным пакетом. Кроме того, преподаватели предлагают изменить систему повышения квалификации, снизить учебную нагрузку, изменить рейтинговую систему оценки результативности деятельности, которая позволит связать заработную плату с качеством труда.
Результаты исследования показывают, что в университетском сообществе большая часть профессорско-преподавательского состава имеет мотивационную структуру, сформированную еще в дореформенное время, где основное место занимали ценности коллективного труда, способствующие осуществлению деятельности на достаточно высоком профессиональном
уровне. Значительная часть профессорско-пре-
1 >
подавательского состава неравнодушна к проводимым в вузе изменениям и готова активно включиться в них. Однако такие факторы, как снижение статуса преподавателя и ученого в обществе в целом, недостаточная материально-техническая база, коммерциализация
4
высшего образования, сужение социальной базы университета отрицательно влияют на профессиональную деятельность преподавателя и поэтому требуют качественно иных мотивирующих правил и установок.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
И. Н. Краковская, кандидат экономических наук
Творческие способности выпускников вузов не менее важны, чем теоретические знания, и высоко ценятся на современном рынке труда. Научно-техническая и исследовательская работа студентов (НТРС и НИРС) являются
неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным обра-
зованием.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами в учебные планы
© И. Н. Краковская, 2007