Научная статья на тему 'Мотивация преподавателей университета как фактор повышения качества высшего образования'

Мотивация преподавателей университета как фактор повышения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация преподавателей университета как фактор повышения качества высшего образования»

Повышение качества подготовки

специалистов в высших учебных заведениях

МОТИВАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. М. Фадеева, доктор социологических наук

В сохранении и развитии российской высшей школы в период реформ существенную роль играет мотивация преподавателей, способствующая качественному осуществлению образовательной и научно-исследовательской деятельности, проведению научных разработок, совершенствованию форм и методов преподавания, повышению профессионализма.

Научно-педагогическое сообщество функционирует на основе устойчивых научно-педаго-гических коллективов отдельных организаций — высших учебных заведений. Научно-педагогический коллектив является уникальным социальным явлением, так как объединяется на основе совместной педагогической и научно-исследовательской деятельности и связывается системой социальных взаимоотношений. Науч-но-педагогическое сообщество определяется как сообщество индивидов, разделяющее общие интересы, нормы и традиции, связанные с производством и развитием знания, находящееся в постоянной коммуникации с коллегами и студентами с целью обмена знаниями, научными и педагогическими идеями и достижениями. Исследования свидетельствуют об исключительной устойчивости иерархии мотивов преподавателей высшей школы, которых волнуют как вопросы физического выживания на заработную плату, которая порой не удовлетворяет даже минимальные потребности высококвалифицированной профессиональной группы, так и реальные условия осуществления научно-педагогической деятельности.

Институциональная структура формирует среду, в которой складывается мотивационная структура агентов. Под мотивом понимают внутреннее побуждение к действию, осмысленную причину действий. Культурно-нормативные схемы, определяемые сферой профессиональной деятельности, формируют специфические социальные контексты, в рамках которых существуют правила, идеальные и практические стандарты поведения, разделяемые агентами и санкционируемые обществом. В ситуации активной трансформации социальных отношений в российском обществе развитие мотивационной структуры нередко отстает от институциональной, порождая противоречия и дополнительную нагрузку на агентов, например, преподавательский корпус. Кроме того, мотивационная структура различных агентов в иерархии высшего учебного заведения различна. Так, структура мотивов управленческого звена отличается от мотивации профессорско-преподавательского состава.

В рамках социологического исследования, проведенного в Мордовском государственном университете в 2004 г. «Мотивация преподавателей к профессиональной деятельности в университете», были выявлены следующие мо-тивационные факторы: приоритеты и ценности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, уровень их удовлетворенности работой, перспективы карьерного роста и повышения квалификации, а также факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности.

© И. М. Фадеева, 2007

12

ВЕСТНИК

I 2007 1 № 1

Повышение качества подготовки седиалистов в высших учебных заведениях

В качестве объекта исследования выступили штатные преподаватели университета, работающие на должностях ассистента или преподавателя (25 %), старшего преподавателя (19 %), доцента (40 %), заведующего кафедрой (12 %), заместителя декана (1 %), декана (2 %), проректора (1 %). Количество опрошенных составило 10 % профессорско-преподавательского состава университета. Среди респондентов 56 % имели ученую степень кандидата наук, 9 % — степень доктора наук. Средний возраст опрошенных — 39 лет. Возрастную группу до 29 лет составили 24 %, от 30 до 59 лет — 69 %, 60 лет и старше — 8 %. Среди опрошенных — 42 % мужчин и 58 % женщин. Объем выборочной совокупности составил 155 человек, выборка квотно-пропорциональная.

Проанализировав ответы респондентов относительно основных предпочтений работы в университете, автор получил следующие результаты: возможность заниматься любимой работой (78 %); возможность профессионального общения (59 %); творческая атмосфера, поддерживаемая в коллективах (54 %). Работа в университете для большинства преподавателей является интересной и любимой. Именно эта позиция стоит на 1-м месте среди приоритетов для преподавательского сообщества. На 2-м месте — профессиональное общение, на 3-м — творческая атмосфера, необходимая для работы преподавателя и ученого. К промежуточным значениям могут быть отнесены позиции «вузовские традиции» (49 %) и «гибкий график работы» (27 %). Таким образом, структура на-учно-педагогического сообщества университета представлена высокомотивированными на творческую и высокопрофессиональную деятельность специалистами, имеющими достаточно высокий уровень квалификации и придерживающимися вузовских традиций.

Среди факторов, определивших выбор сферы профессиональной деятельности преподавателей, выступают следующие: влияние личности преподавателя вуза (36 %), родителей и других родственников (31 %), престижность профессии преподавателя (23 %). Среди других факторов назывались влияние друзей, возможность совмещать работу и учебу. Такое распределение ответов дает основание сделать следующие выводы: при выборе университета как сферы профессиональной деятельности определяющую роль играет субъективный фак-

тор, ориентирующии на традиционные модели занятости — обоснованно претендуют на преподавательские должности наиболее активные и талантливые выпускники вуза, с одной стороны, и мотивированные по признаку семейной принадлежности (преподавательские династии) — с другой.

В науке и образовании существует особенная система мотивации. Основным движущим фактором, согласно классикам социологии науки, в частности Р. Мертону, является высокое профессиональное признание. Именно посредством признания преподаватель удовлетворяет потребность в профессиональной деятельности. В качестве ценностей профессиональной деятельности в исследовании в первую очередь указаны позиции «уважение окружающих, коллег» (72 %) и «повышение уровня образования и культуры» (73 %).

Важными по значимости являются ценности «социальная активность» (39 %) и «достижение высокого статуса» (33 %). Полученные результаты еще раз подтверждают гипотезу о том, что на преподавательских должностях способны работать достаточно активные и целеустремленные личности. Ценность «достижение материального достатка» (29 %) стоит на 5-м месте среди ценностей профессиональной деятельности преподавателей, и она является приоритетной почти для трети опрошенных. Следует отметить неудовлетворительную систему оплаты труда преподавателей вузов, когда на нижних ступенях профессиональной лестницы она не соответствует даже минимальным потребностям. Такое положение свидетельствует о продолжающемся оттоке молодых и талантливых преподавателей, которые рассматривают университет лишь в качестве «стартовой площадки для дальнейшего карьерного роста» (по нашим оценкам, таковыми являются до 60 % преподавателей в возрасте до 30 лет).

Оценивая уровень удовлетворенности в работе, следует указать различные стороны профессиональной деятельности преподавателя вуза. Эта деятельность осуществляется в качестве преподавателя, ученого-исследователя, администратора, во внеучебной работе со студентами. Значительная часть опрошенных полностью удовлетворена своей работой. Высокие позиции удовлетворенности занимает преподавательская деятельность (48 %). Среди занятых научной, административной и внеучебной

Повышение качества подготовки социалистов в высших учебных заведениях

чит|ии.и»мп1 чн III ни ни— тиши ■ л 1—^1 <шив|1 и. IJ М1Р адмм 1 ■■ — ".'УД' хтжътятщамшпштштшт^иш яш тинишии ■пишяммшичши ■■ и ¡штляттжштаяятт*

работой таковых значительно меньше (30 %, 26 %, 20 % опрошенных соответственно). В числе отчасти удовлетворенных научной работой — 57 % опрошенных, преподавательской работой — 50 %, внеучебной работой со студентами — 56 %, административной работой — 46 %. Среди неудовлетворенных работой большая часть опрошенных связывает это состояние с внеучебной работой со студентами (21 %). Среди неудовлетворенных административной работой — 17 % опрошенных, научной работой — 14 %. Таким образом, большинство преподавателей удовлетворены полностью или частично своей работой, однако удовлетворенность возрастает в тех видах деятельности, где преподаватель может полностью реализовать профессиональные знания, умения и компетенции, если для этого созданы необходимые условия.

Важной стороной профессиональной деятельности являются взаимоотношения с коллегами. Среди позиций, представленных для оценки, были выбраны характеристики отношений в соответствии с возможными типами организационной культуры, предложенными К. С. Камероном и Р. Э. Куинном (клановый («отношения теплые, дружеские»), рыночный («отношения соперничества, конкуренции»), иерархический («деловые отношения»), адхок-ратический («отношения, поддерживаемые духом творчества») типы субкультуры). Опрошенные отметили, что на кафедрах доминируют «деловые отношения» (50 %) и «теплые, дружеские отношения, подобные большой семье» (40 %). Тип взаимоотношений, поддерживаемый духом творчества и являющийся ведущим, назван в оценках 10 % респондентов. Такое соотношение свидетельствует о том, что на микроуровне (коллективы кафедр университета) доминируют иерархический и клановый типы организационной культуры. Невысокими оказались результаты респондентов относительно адхократического типа культуры, без которого невозможны полноценная преподавательская и научно-исследовательская деятельность. Данный факт объясняется тем, что творческий компонент присутствует в индивидуальной деятельности преподавателей, но он пока не стал доминирующим в конструировании взаимоотношений в группах и творческих коллективах, который в большей степени формируется при выполнении научных грантов и

совместных педагогических проектов, в том числе и публикаций (статей, учебников, учебных пособий и т. д.).

В оценках факторов, влияющих на эффективность работы в университете, высокие позиции занимает морально-психологический климат, который является значимым для 64 % респондентов. Среди опрошенных значительная часть отметила, что атмосфера в коллективах является неконфликтной и дружественной. Вместе с тем такие позиции, как «возможность карьерного роста» и «уровень заработной платы» являются стимулирующими для незначительной части опрошенных (21 % и 19 % соответственно). На вопрос «Как в целом оцениваете Вашу профессиональную карьеру в Мордовском университете?» 24 % ответили, что считают ее успешной, 71 % считают ее «не такой уж и плохой». К неудачникам отнесли себя всего 3 % опрошенных.

Профессиональную мобильность в современном обществе часто связывают с желанием поменять социальный статус на более высокий. Исследования показывают, что сокращение и увеличение занятости в экономике Мордовии за последние 15 лет происходило в одних и тех же отраслях. Что касается образования, то здесь отмечается тенденция снижения занятости мужчин и увеличения доли женщин. Уход из университета респонденты связывают с состоянием здоровья (43 %), давлением администрации (25 %), семейными проблемами (19 %), отсутствием перспектив карьерного роста (19 %), конфликтной ситуацией с коллегами (17 %).

Важной составляющей мотивации профессиональной деятельности в высшем учебном заведении является возможность постоянно повышать квалификацию и заниматься самообразованием. Перспективы самообразования доступны практически всем опрошенным. Как единственно возможную форму повышения квалификации их назвали 32 % опрошенных. Более трети респондентов — 35 % (18,7 % среди не имеющих ученой степени и 16 % среди имеющих ученую степень) — считают, что способны повышать квалификацию в аспирантуре и докторантуре. В качестве важной формы повышения квалификации 25 % намерены участвовать в стажировках, причем 20 % выбрали бы для этого отечественный вуз, 5 % — зарубежный.

Неравнодушны преподаватели и к проблемам, которые существуют в сфере их профессио-

14

ВЕСТНИК

I 2007 | № 1

Повышение качества подготовки социалистов в высших учебных заведениях

нального труда. Среди наиболее волнующих были выделены: тяжелое материальное положение сотрудников и преподавателей (87 %), рост числа коммерческих студентов с низким уровнем успеваемости (50 %), неудовлетворительные условия труда, связанные с материально-технической базой вуза (47 %), снижение качества высшего образования (40 %). Среди других проблем преподавателей волнует коррупция (14 %) и встречающиеся случаи несправедливости (10 %).

Отмечается достаточно развитая вторичная занятость преподавателей (76,8 %). Около половины всех опрошенных (47,0 %) как форму вторичной занятости используют совместительство в университете. Совмещают в другом вузе — 9,0 %, вне высшей школы — 16,0 %. Вместе с тем около четверти опрошенных (23,2 %) не имеют возможности совмещения где-либо (в университете и других организациях).

Предложения по изменению мотивации профессорско-преподавательского состава были сгруппированы по частоте упоминания: первая и самая многочисленная группа ты» (44 %) — не вносит никаких предложений; вторая группа — «материалисты» (41 %) — предлагает повысить заработную плату; третья группа — «реформаторы»

«пессимис-

Поступила 9.04.07.

(15 %) — мотивирующим фактором считает обеспечение необходимым социальным пакетом. Кроме того, преподаватели предлагают изменить систему повышения квалификации, снизить учебную нагрузку, изменить рейтинговую систему оценки результативности деятельности, которая позволит связать заработную плату с качеством труда.

Результаты исследования показывают, что в университетском сообществе большая часть профессорско-преподавательского состава имеет мотивационную структуру, сформированную еще в дореформенное время, где основное место занимали ценности коллективного труда, способствующие осуществлению деятельности на достаточно высоком профессиональном

уровне. Значительная часть профессорско-пре-

1 >

подавательского состава неравнодушна к проводимым в вузе изменениям и готова активно включиться в них. Однако такие факторы, как снижение статуса преподавателя и ученого в обществе в целом, недостаточная материально-техническая база, коммерциализация

4

высшего образования, сужение социальной базы университета отрицательно влияют на профессиональную деятельность преподавателя и поэтому требуют качественно иных мотивирующих правил и установок.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

И. Н. Краковская, кандидат экономических наук

Творческие способности выпускников вузов не менее важны, чем теоретические знания, и высоко ценятся на современном рынке труда. Научно-техническая и исследовательская работа студентов (НТРС и НИРС) являются

неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным обра-

зованием.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами в учебные планы

© И. Н. Краковская, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.