Бесмелъдинова Д.ЗЗ.,
филиал АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Павлодарской
области» г.Павлодар
Нег1зг1 свздер: уэждеме, цажеттшктер, вз мум-ктдттерт жузеге асыру, сапа, узд1кс1з, ынталанды-ру, шарттар.
Ключевые слова: мотивация, потребности, самореализация, качество, непрерывность, стимулирование, условия.
Keywords: motivation, requirements, self-realization, quality, continuity, encouragement, provisions.
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ К САМОРАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Макала педагогтердi Yздiксiз кэаби же^луге уэждеу мэселесше арналган. Уэждеу мен бЫм беру сапасыньщ езара байланысы керсетшген. Педагогтердщ жеке элеу-етш жYзеге асыруга, сапалы нэтижелерге кол жетюзуде-ri басты фактор ретiндегi езiн-езi жетiлдiруге ^мтылуга кемектесетiн педагогикалык ецбекп багалау жYЙесiнде, мектепiшiлiк эдiстемелiк жумысты ^йымдастыруда, педагогикалык кадрлардыц бiлiктiлiгiн арттыру жYЙесiн-дегi езгер^тердщ багыттары ^сынылган.
Аннотация
Статья посвящена проблеме мотивации педагогов к непрерывному профессиональному совершенствованию. Показана взаимосвязь мотивации и качества образования. Представлены направления происходящих изменений в системе повышения квалификации педагогических кадров, организации внутришкольной методической работы, системе оценивания педагогического труда, способствующих реализации личностного потенциала педагогов, его стремлению к самосовершенствованию как главному фактору достижения качественных результатов.
Annotation
The article is dedicated to the issue of teachers' motivation to continuous professional development. Correlation between motivation and education quality is shown. Current changes trends are presented in the framework of the system of teaching staff professional development, intrascholar methodological activity organization, teaching work assessment system, which facilitate personal teacher fulfillment, aspiration to self-development as a key factor of quality results achievement.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни и этапу модернизации образования,бесспорно, является необходимым условием реализации целей и задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы[1]. Инновационный характер
ü
перемен привнес коррективы в перечень профессиональных компетенций педагога (способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, управлять проектами, разрабатывать учебно-методические материалы, выполнять работу экспертов).
Перед учителем сегодня стоят задачи повышенной сложности. Нужно не только много знать по своему предмету, но и постоянно пополнять знания. Нужно не только прекрасно владеть методикой преподавания, но и непрерывно её совершенствовать. Нужно быть готовым к любым вызовам времени, к решению принципиально новых задач по формированию и развитию функциональной грамотности школьников. Успех в этом деле зависит от наличия фундаментальных качеств личности каждого педагога, его стремления к рефлексии, саморазвитию, его мотивов и стремлений к постоянному самосовершенствованию. А значит должна быть изначально определена не только цель, но и система моральных и материальных стимулов.
В контексте происходящих изменений целью системы повышения квалификации становится создание организационных и содержательных условий для достижения высокого уровня квалификации педагога как профессионала, мотивированного на личностный рост, изменение и развитие себя в ходе профессиональной деятельности.
Стратегия обновления системы повышения квалификации сфокусирована как на повышение качества курсовой подготовки, так и на развитие потребности работников образования в профессиональном росте.
По мнению канадского ученого Майкла Фуллана- «Внутренняя мотивация, улучшение преподавания, командная работа и всеобщий охват - решающие условия успешности целостной реформы. Причины неудач реформирования многих систем - в игнорировании этих принципов»[2].
В науке под системой мотивации про-
фессионального роста педагогов понимается совокупность связанных между собой элементов, упорядочивающих процесс формирования устойчивых мотивов по достижению личностно значимых целей в профессиональной деятельности. Оптимизация системы мотивации профессионального роста педагогов может быть достигнута путем реализации комплекса мер, побуждающих развитие мотивов профессионального роста у педагогов.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, АН. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А.Маслоу, Х.Хекхаузен и др.). Пирамида потребностей А.Маслоу позволяет понять, что потребности в уважении, самоуважении, признании со стороны других, в претворении в жизнь своего личностного потенциала - это есть потребности роста[3].Нужны соответствующие условия.
Создание условий для личностного роста и творческой самореализации педагогов, обеспечивающих переживание успеха и формирующих стремление к саморазвитию, а так же черты зрелой личности, происходит через организацию командного взаимодействия в контексте формирования единого ценностно-смыслового пространства.
Не случайно в числе приоритетов мо- S дернизации системы повышения квали- ^ фикации - развитие социального и про- § фессионального партнерства, проектной культуры педагогов, научно-методическо- о го сопровождения экспериментальной дея- § тельности, формирование профессиональ- о ных педагогических сообществ. О
В перечень новых направлений деятель- ^ ности института прочно вошли дистанци- ^ онное обучение, вебинары, он-лайн кон- tg сультации. Такие формы расцениваются g как своеобразный механизм «гибкого ре- р агирования» на запросы методического и
и
технологического характера с мест.
Диагностика мотивов обучения, удовлетворенности курсами становится важной составляющей частью мониторинга оценки эффективности курсовой подготовки. Анализ ответов слушателей позволяет сделать вывод о том, что большая часть из них (до 70%) хотят лучше разобраться в проблемах модернизации образования, получить информацию об обновленном содержании учебного предмета, международном опыте организации процесса обучения. И тот факт, что практически все слушатели (94%) считают наиболее удобными формами повышения квалификации обучение в ИПК ПР, накладывает особую меру ответственности за эффективность деятельности системы.
Индикатором творческой активности в послекурсовой период является желание педагогов поделиться своими впечатлениями о курсах с коллегами и представить им новые знания, идеи, подходы. Примечательно, что на вопрос «Вы поделились новыми идеями, собственными впечатлениями о курсах на педагогическом совете, заседании методического объединения?» 94% ответили утвердительно. Практически каждым вторым слушателем проведены мастер-классы на уровне школы, каждым пятым - на уровне района или области, такие же показатели отмечаются и по выступлениям на конференциях и семинарах. ^ Представление учителя о степени
5 успешности собственной профессиональ-§ ной деятельности, мотивирующее его <2 включение в систему непрерывного по-§ вышения своего профессионального ро-3 ста, есть результат взаимодействия многих О слагаемых, которые отражают взаимодей-О ствие учителя с социумом в целом и его ^ конкретными представителями. Существенными стимулами повышения квали-к фикации является аттестация учителей, ^ повышение заработной платы, аттестация ^ учебного заведения.
Следует помнить, что мотивация обуче-
ния достаточно подвижна [4].Чем разнообразнее стимулы мотивации, тем динамичнее происходит проявление ориентации учителей на повышение квалификации, а значит и больше ожиданий и реальных возможностей от качества предоставляемых ими образовательных услуг. Акцент на мотивацию саморазвития и самообучения педагогов обеспечивает правильный фокус и ориентир в разработке новых подходов к системе непрерывного повышения квалификации, в том числе и на уровне любой организации образования.
Система внутришкольной методической работы должна быть способна соответствовать вызовам времени в готовности к созданию и реализации новых подходов, стимулирующих профессиональное развитие педагогов с учетом современных тре-бований.Приоритет в методической работе сегодня должен быть отдан формам, ориентированным на активизацию самостоятельной профессионально-гностической деятельности педагогического работника, обеспечивающей его профессиональное самовыражение, анализ достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности, а также и коллег.
Главное - научить педагога использовать свои профессиональные и личностные резервы.
Одной из наиболее заметных и характерных особенностей развития существующих форм повышения квалификации в последнее время становится быстрое распространение идеи корпоративного обучения.
Корпоративное обучение, по сути, представляет собой личностно- ориентированную и социально значимую внутришколь-ную модель повышения квалификации педагогических кадров.
Идея корпоративного обучения особенно эффективно реализуется, когда обучение происходит в рамках проблематики, необходимой образовательному учреждению для развития, в формате инновацион-
69
ной деятельности или опытно-экспериментальной работы, проведения исследований или реализации проектов.
В рамках корпоративного обучения ведущими являются принципы ориентации на участников, т.е. учителей, на проблемы, значимые для школы и для конкретных учителей, ориентация на практику. Это означает, что опыт, полученный в процессе повышения квалификации, предназначен для применения в школьной практике. Именно соблюдение данного подхода и есть основа для мотивации профессионального развития педагога.
Главными условиями, обеспечивающими эффект мотивации к самосовершенствованию, являются: ориентация на участников, на проблемы значимые для школы и для конкретных учителей, на развитие представлений о желательных преобразованиях в школе, о том, какой школа будет в будущем. Полученный в процессе повышения квалификации опыт должен иметь практическую значимость и быть применим в школьной практике. Должна быть мотивация на наиболее эффективное выполнение задач школы. И если мечта об успехе превращается в конкретные дела, то успех придет обязательно как единственно возможный результат корпоративной зрелости коллектива.
Обновление системы не должно стать формальным действием, а отвечать действительным потребностям коллектива, желающего достичь более высоких результатов в своей педагогической деятельности.
Для этого еще на подготовительной стадии следует прояснить важнейшие интересы организации, связанные с обучением, ответив на следующие вопросы:
• Каковы достижения и проблемы сегодняшнего дня?
• Чем организация планирует заниматься завтра?
• Какие дополнительные профессио-
нальные знания, навыки, и умения требуются работникам для успешного выполнения этих функций и видов деятельности?
• Чему необходимо научиться в первую очередь?
• Какие условия обеспечат реализацию целей?
Активность личности в таком обучении обеспечивается за счет совместной деятельности и общения, проблемности, связи теории и практики.
Стимулированию мотивации к непрерывному профессиональному развитию педагога способствуют и происходящие изменения в оценке его деятельности, смещение акцентов с позиции контроля на оказание помощи. Реализация проекта пилотной инспекции, проводимого Комитетом по контролю в сфере образования МОН РК при содействии международных экспертов, позволяет всем с единых позиций осуществлять оценочные процедуры и принимать объективные выводы и рекомендации, направленные на повышения потенциала педагогических кадров в достижении качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан. Астана, 2010 г.
2. Фуллан, М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной систе-мы[Текст]/М. Фуллан,//Вопросы образования. - 2011. - №4.
3. Жайтапова, А.А. Моделирование и мониторинг профессионального роста учителей в системе повышения квалификации [Текст/ А.А. Жайтапова. Алматы РИПК СО. -2006, С.35-36.
4. Баймолдаев, Т.М. Педагогический менеджмент и управление развитием образования [Текст] /Т.М. Баймолдаев, В.И. Безруков, И.А. Носков, Н.А. Соловова. -Алматы-Самара:, 2007.С. - 294-297.
m о
Рч
w
О *
s
1-4
о §
S
Рч
о