Научная статья на тему 'Мотивация оператора и производительность человеко-машинных систем'

Мотивация оператора и производительность человеко-машинных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЧМС (ЧЕЛОВЕКО-МАШИННАЯ СИСТЕМА) / ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОПЕРАТОРА / УБОРОЧНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL AND PSYCHO-TECHNOLOGICAL OPERATOR’S PROPERTIES / MOTIVATION / MOTIVE / PRODUCTIVITY / HUMAN-MACHINE SYSTEM / OPERATOR-PERSON / HARVEST AND TRANSPORT COMPLEX / WORKING CAPACITY / ACTIVITY / INDIVIDUAL QUALITIES OF THE OPERATOR-PERSON / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Надежда Владимировна

Представлен новый подход к изучению человеко-машинных систем. Рассмотрены взаимодействие человека-оператора с технической подсистемой на основе проявляемых психофизиологических и психотехнологических свойств в составе ЧМС; особое развитие и трансформация мотивации оператора в процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности. Сделаны выводы о повышении производительности ЧМС и МТА в целом на основе дифференцированного подхода к управлению мотивационными свойствами различных групп операторов ЧМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of the operator and human-machine systems productivity

The new point of view to studying of human-machine systems is presented. The interaction of the operator-person with a technical subsystem on the on the basis of shown psycho-physiological and psycho-technological properties as a part of human-machine system is considered. The special development and transformation of the operator motivation in the course of profession development during training and labor activity are considered. Conclusions on increase of the human-machine system and the machine and tractor assembly productivities as a whole on the basis of the differentiated approach to management of the various operators groups motivational properties are drawn.

Текст научной работы на тему «Мотивация оператора и производительность человеко-машинных систем»

УДК 62-501.72

МОТИВАЦИЯ ОПЕРАТОРА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ

© 2012 г. Н.В. Петренко

Представлен новый подход к изучению человеко-машинных систем. Рассмотрены взаимодействие человека-оператора с технической подсистемой на основе проявляемых психофизиологических и психотехнологических свойств в составе ЧМС; особое развитие и трансформация мотивации оператора в процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности. Сделаны выводы о повышении производительности ЧМС и МТА в целом на основе дифференцированного подхода к управлению мотивационными свойствами различных групп операторов ЧМС.

Ключевые слова: мотивация, мотив, производительность, ЧМС (человеко-машинная система), человек-оператор, психофизиологические и психотехнологические свойства оператора, уборочно-транспортный процесс, работоспособность, деятельность,

индивидуальные качества человека-оператора, профессиональная деятельность,

профессиональное мастерство.

The new point of view to studying of human-machine systems is presented. The interaction of the operator-person with a technical subsystem on the on the basis of shown psychophysiological and psycho-technological properties as a part of human-machine system is considered. The special development and transformation of the operator motivation in the course of profession development during training and labor activity are considered. Conclusions on increase of the human-machine system and the machine and tractor assembly productivities as a whole on the basis of the differentiated approach to management of the various operators groups motivational properties are drawn.

Key words: motivation, motive, productivity, human-machine system, operator-person, psycho-physiological and psycho-technological operator’s properties, harvest and transport complex, working capacity, activity, individual qualities of the operator-person, professional activity, professional skill.

Практика показывает, что создание лучших условий на уборочных работах, а именно звеньев технического и культурнобытового обслуживания, проведение высококачественных подготовительно-заключи-тельных операций далеко не исчерпывает закономерности

функционирования человека-оператора в этой человеко-машинной системе (ЧМС).

Изучение человека как подсистемы уборочного процесса ранее ограничивалось рассмотрением его квалификации, обеспеченностью культурно-бытовым обслуживанием. Представляется

целесообразно изучить человека не как случайный параметр уборочного процесса, а как его детерминированную составляющую в отличие от стационарных машинных процессов. В действительности оператор имеет динамические

характеристики, которые изменяются в течение смены, уборочного сезона.

В статье рассматривается следующий этап взаимодействия человека-оператора с техническим средством:

психофизиологические и

психотехнологические его ЧМС, но в пределах взаимодействием с средством.

Наряду с

организационными использования ЧМС,

физиологической надежности оператора оказывают подчас большее влияние на эффективность использования уборочных агрегатов, чем надежность механической подсистемы, что обуславливает

переменный характер производительности, которая изменяется во времени, откуда и возникает необходимость восстановления первоначального уровня физиологической активности человека для того, чтобы сохранять показатели

свойства в ограниченных техническим

известными

принципами

факторы

(производительность) на более высоком уровне.

В ранее проведенных исследованиях оператор рассматривался как подсистема ЧМС, при этом изучалась динамика изменения производительности в течение смены в зависимости от применяемого режима работы [3...5]. Однако оператор -это значительно более сложная многоуровневая

система, требующая более детального изучения, которое позволит установить факторы, способствующие повышению производительности, и численные области их существования. Для этого необходимо рассмотреть его более разносторонне. Углубленный анализ психотехнической деятельности оператора ЧМС необходим, чтобы выработать определеннее принципы поддержания высокой производительности более длительное время на протяжении всей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности и эмоциональных состояний и иных психотехнических процессов оператора, а также их взаимоотношения и взаимопереходы в контексте развивающейся деятельности исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели [1].

Психотехническая система

деятельности формируется на основе

индивидуальных качеств человека-оператора путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов, целей и условий. Потребности комбайнера, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психофизических функций, нейродинамических качеств, свойств личности являются исходной базой для формирования психотехнической системы деятельности.

На рисунке 1 представлена обобщенная схема психотехнической системы деятельности оператора ЧМС, которая позволяет представить

психотехническую систему деятельности в развитии и функционировании (динамике).

Всякое внешнее воздействие всегда опосредствуется совокупностью

внутренних условий, важнейшими из которых являются способности оператора. Понять закономерности системогенеза профессиональной деятельности в составе ЧМС невозможно без анализа того, как деятельность преломляется в

профессионально важных качествах и как качества человека формируются в деятельности. В силу сказанного в схему системы деятельности введен блок индивидуальных качеств оператора ЧМС (рис. 2).

Рис. 1. Общая структура психотехнологической системы деятельности оператора ЧМС

Рис. 2. Психотехническая система деятельности оператора ЧМС

На рисунке 3 представлена схема мотивации деятельности оператора ЧМС. Под мотивацией мы будем понимать -побуждение к действию; динамический

процесс физиологического и

психологического пла-на, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность,

активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Принятие профессии порождает желание выполнять связанную с ней трудовую деятельность определенным образом, вызывает детерминирующую тенденцию [2] и служит исходным моментом формирования психотехнической системы деятельности оператора ЧМС.

В процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотивации оператора ЧМС. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых,

происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.

Все многообразие потребностей механизатора не может быть замкнуто на профессиональную деятельность. Через труд человек удовлетворяет только часть

своих потребностей. Но даже та их часть, которая удовлетворяется в деятельности, претерпевает определенную трансформацию в плане конкретных условий и форм их удовлетворения. Поэтому процесс формирования мотивов трудовой деятельности заключается, прежде всего, в дальнейшем раскрытии возможностей профессии по удовлетворению потребностей механизатора в конкретных формах. Например, познавательные потребности могут быть удовлетворены в различных формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование технологического процесса, способов труда; такие психогенные потребности, как потребность в престиже, признании, достижении и повышении статуса, потребность в общении и т.д. опосредуются уровнем профессионального мастерства.

Рис. 3. Схема мотивации деятельности оператора ЧМС

Таким образом, целый класс психогенных потребностей может «проявляться» через уровень профессионального мастерства оператора ЧМС. Вначале они не связаны с

деятельностью и реализуются за ее пределами. И только через достижения в труде появляется возможность их удовлетворения в деятельности. Значительную роль в удовлетворении

социальных потребностей играет включение механизатора в

производственный коллектив, в систему формальных и неформальных отношений. В ходе профессионализации потребности личности идет формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности и отдельных ее аспектов, осознание которого находит отражение в характере выполнения отдельных действий и деятельности в целом. Тогда, если принятие деятельности комбайнером порождает стремление выполнить ее определенным образом, то установление личностного смысла ведет к дальнейшему ее преобразованию. Это проявляется в установках на качество и

производительность, в специфике выполнения деятельности, в ее динамике, напряженности, что, в конечном счете, формирует специфическую

психотехническую систему деятельности оператора ЧМС.

В процессе профессиональной деятельности механизатора происходит дальнейшее изменение мотивационной сферы, которое выражается в появлении новых и инволюции ряда старых мотивов; в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов; в изменении структуры мотивов.

Из анализа личностных ценностей оператора ЧМС в зависимости от возраста, семейного положения, образования, стажа работы и квалификации следует, что перечисленные факторы оказывают существенное влияние на оценку тех или иных качеств профессии.

Например, представители младшей возрастной группы предъявляют более высокие требования к работе в коллективе сверстников, к возможностям повышения квалификации, к продолжению

образования. У молодежи меньше выражена ориентация на материальную сторону труда. Повышение

заинтересованности в оплате труда в группе механизаторов 30...50 лет можно объяснить фактом построения и содержания семьи, что требует увеличения материальных затрат. Вместе с тем следует отмстить, что операторы этой возрастной группы в среднем имеют более высокий

разряд, они высоко ценят в работе наличие проблемных ситуаций, требующих проявления инициативы и

изобретательности. При этом у них снижаются требования к возможностям продвижения по должностной линии. Это означает, что человек нашел себя в работе и главное внимание уделяет профессиональному совершенствованию.

Существенные различия в требованиях к профессии наблюдаются в зависимости от общеобразовательного уровня механизатора. Как показывает исследование, повышение образования стимулирует рабочего к переходу в более высокую профессиональную группу, становится побудительным мотивом профессионального совершенствования. Так, возможность повышения

квалификации оценивается операторами ЧМС, имеющими среднее образование, в 8,9 балла, окончившими училище - в 9,0 балла, техникум - в 9,3 балла, а обучающиеся в вузе - в 9,8 балла [1]. Полученные данные свидетельствуют, что с повышением уровня образования механизаторов ориентация на продвижение по должностной линии уступает ориентации на творческие компоненты деятельности.

Анализ требований к профессии в зависимости от стажа работы показывает, что новички предъявляют высокие требования к возможности работать в коллективе сверстников, повышать

профессиональное мастерство, иметь высокий уровень исходной умелости и т.д.

Проведенные исследования

показывают, что существенным фактором, обусловливающим удовлетворенность работой, являются высокие

производственные показатели. При этом у лиц с высокими и низкими показателями наблюдаются существенные расхождения в требованиях к профессии.

Опрос механизаторов показал, что операторы ЧМС с высокими показателями производительности ориентируются на сам процесс деятельности. Для комбайнеров с низкими показателями ориентация на деятельность не является ведущей. Механизаторы с высокими показателями более эффективно применяют средства механизации. За счет сокращения времени на повороты, маневрирование, полного

использования ширины захвата жатки, у них наблюдается некоторое стремление к самостоятельному выполнению работы, операторы с низкими показателями

предпочитают размеренную работу в коллективе (так как работа в коллективе всегда предполагает поддержку и помощь).

В процессе деятельности по профессии в мотивационной сфере

происходят значительные изменения. Оператор ЧМС, овладевая профессией, раскрывает в ней все новые аспекты, грани, способные удовлетворить его потребности. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем

профессионального мастерства. В значительной мере она обусловлена полом, возрастом, семейным положением и

личностными особенностями.

Таким образом, мотивация оператора ЧМС оказывает существенное влияние на уровень производительности труда, который он стремится поддерживать в течение всего рабочего времени и уборочного сезона.

Литература

1. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. Москва: Наука, 1977. - 304 с.

2. Шадриков, В.Д. Проблемы

системогенеза профессиональной

деятельности

/ В.Д. Шадриков. - Москва: Наука, 1982.

3. Петренко, Н.В. Эффективность использования кадров механизаторов на уборочных работах / Н.В. Петренко // Вестник аграрной науки Дона. - 2010. - № 1. - Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2010.

4. Петренко, Н.В. Работа оператора зерноуборочного комбайна - основа повышения его производительности / Н.В. Петренко // Техника и оборудование для села. - 2010. - № 4 (154).

5. Петренко, Н.В. Направления повышения эффективности уборочных работ / Н.В. Петренко // Вестник аграрной науки Дона. - 2010. - № 3. - Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2010.

Сведения об авторе

Петренко Надежда Владимировна - канд. техн. наук, ассистент кафедры безопасности технологических процессов и производств Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г. Зерноград). Тел. 8-905-455-30-22.

E-mail: nadezhda.rabota2@mail.ru.

Information about the author

Petrenko Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, instructor of the safety of technological processes and productions department, Azov-Black Sea State Agroengineering Academy (Zernograd). Phone: 8-905-455-30-22. E-mail:

nadezhda.rabota2@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.