Научная статья на тему 'Мотивация обучающихся на уроках обществознания'

Мотивация обучающихся на уроках обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5886
901
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК / СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ / СИТУАТИВНАЯ МЕТОДИКА / "ПРОПУЩЕННАЯ ФРАЗА" / "АБРАКАДАБРА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаренко Л. С.

В статье автор обращает внимание на способы и условия развития мотивации обучающихся, влияющие на формирование заинтересованности в изучении курса обществознания в школе. Также представляет примерный мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока. Учитель делится практическими приемами организации деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация обучающихся на уроках обществознания»

$

Эксперимент и инновации в школе

Внедрение ФГОС в образовательных организациях

№ 1/2015

Овчаренко Л.С.

Мотивация обучающихся на уроках обществознания

Аннотация

Ключевые слова:

В статье автор обращает внимание на способы и условия развития мотивации обучающихся, влияющие на формирование заинтересованности в изучении курса обществознания в школе. Также представляет примерный мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока. Учитель делится практическими приемами организации деятельности.

мотивация, мотивационный блок, способы развития мотивации, ситуативная методика, «пропущенная фраза», «абракадабра».

Термин «мотивация» относительно новый для отечественной педагогики, хотя работы отечественных психологов по этой теме приобрели мировую известность. В советские времена считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации не было необходимости. Однако современные дети слабо заинтересованы в обучении. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов.

В настоящее время вопросы мотивации стали актуальны и для педагогики: рассматриваются общие вопросы мотивации [2, 3, 6, 11], мотивационная готовность [10], мотивация учения [8, 9, 12-14], диагностика мотивации [4] и другие аспекты проблемы.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала [4]. Формированию интереса способствуют занимательность изложения учебного материала (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Другими словами, чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Рассмотрим мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока обществознания в средней и старшей школе [1].

I этап: возникновение мотивации

На данном этапе нужно зафиксировать у учащихся мотивы предыдущих достижений:

— Мы хорошо поработали над предыдущей темой.

Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности:

— Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.

Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность:

— А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях...

II этап: подкрепление и усиление возникшей мотивации

На этом этапе используется чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

Остановимся на конкретных примерах.

1. Ситуативная методика: в ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но должны быть основаны на реальных фактах.

Например, 8-й класс. Тема «Факторы производства». Повествуя о таком факторе производства, как информация, и о том, как с помощью нее можно зарабатывать деньги, можно привести в пример реальную историю обогащения семьи Ротшильдов.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» — классическая фраза, известная каждому. А кто произнес эту

Expirimenti_i innovacii.indd 17

24.03.2015 15:07:27

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

фразу и что общего между ней и понятием «голубиные миллионеры»?

Это было в 1815 г., когда фондовые биржи ждали исхода решающей битвы Наполеона при Ватерлоо. Ждали его и братья Ротшильды: Натан — в Лондоне, Якоб — в Париже, предварительно изрядно пополнив свои голубятни в северо-западной Европе.

Начало сражения явно было за Наполеоном, об этом известили Лондон. Утром Натан уже сокрушался по поводу успехов Наполеона и продавал свои акции. Тот же трюк проделал в Париже и Якоб. На бирже началась паника — ведь Ротшильды, которые все новости узнают первыми, продавали бумаги. Продавать начали все, произошел обвал английских, австрийских, прусских ценных бумаг. А в это время агенты Ротшильдов скупали эти же бумаги за бесценок.

Только через двое суток на бирже узнали, что на самом деле Наполеон битву проиграл. Люди теряли состояния, а братья за один день заработали 40 миллионов фунтов стерлингов и стали обладателями значительной части британской экономики. Но как? Дело в том, что наблюдатели не предвидели, что на помощь английской армии придет прусский корпус, который и решит исход сражения, и Наполеон будет повержен. Но вот голуби с шифрованными донесениями об этом были срочно отправлены Ротшильдам.

Так Ротшильды продемонстрировали всему миру пример, что значит первыми узнавать новости, и пример полезности наличия хобби (в данном случае разведение почтовых голубей).

2. Использование нескольких терминов или понятий: ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить.

Например, обучающимся дается ряд терминов: плюрализм, многопартийность, принцип разделения властей, народовластие.

Вопрос к обучающимся: определите тему сегодняшнего урока.

Правильный ответ: демократия.

И тут же звучит несколько определений термина «демократия», выводящих на дискуссию, задача которой — точно установить единственно верное определение.

3. Интерактивные методики «Пропущенная фраза» и «Абракадабра»: эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание или предложение.

Например, «Равенство ... не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются» (Сенека) — прав.

«Женщины только тогда достигнут ... с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) — равенства.

«Ран-тно-ле-то-сть» (толерантность).

«За-ма-гу-ни-я-ци» (гуманизация).

«Фес-про-си-зм-ли-она» (профессионализм).

4. Проведение аналогий с произведениями художественной литературы. В сказке Андерсена «Новое платье короля» король покупает у портных платье, т. е. он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть?

В конце урока учащиеся объяснят, что потребитель — это тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье — спецодежда, то король не потребитель.

5. Афоризмы и цитаты известных людей: необходимо прочитать цитату и понять ее смысл, соотнеся с темой урока, термином, понятием и т. д.

Например, тема 10-го класса «Познание». «Малое знание дает людям гордыню, великое — дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери», — так говорил Д.С. Мережковский.

Вопрос к обучающимся: о чем говорит эта цитата?

Ответ: о многообразии путей познания.

6. Творческий портрет идеального политика (госслужащего и т. д.): описать идеального политика, его характер, темперамент, профессиональные качества.

Например, закончите мысль: «Идеальный политик — это. » На основе предложенных вариантов творческих групп составьте общий портрет идеального политика и сравните с образцом, представленным в учебнике и др. [7].

Можно дополнить этот список и такими технологиями, как:

► использование групповой формы работы и общения в динамических (сменных) парах;

► предварительная подготовка учеников-консуль-тантов;

► технология «сотрудничества», когда «каждый учит каждого» и «каждый работает на себя и других»;

► просмотр видеосюжета (Парфенов, «9 рота» и др.) и т. д.

III этап: мотивация позитивного завершения учебной деятельности

Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т. е. положительная мотивация перспективы. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив.

Все перечисленные виды приемов мотивации учащихся на уроке обществознания должны развивать интерес к данному предмету. Но нельзя забывать о внеучебной школьной мотивации: заинтересованность в различных делах, проходящих в школе, которые тесно перекликаются с обществознанием. Приведем лишь несколько примеров: участие обучающихся в ученическом самоуправлении, социальных акциях и мероприятиях, в тематических конкурсах, экскурсиях, встречах со знаменитыми людьми и др.

И в заключение подведем итог и перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности у обучающихся: содержание учебного материала; организация учебной деятельности (поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала); стиль педагогической деятельности учителя (занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия); коллективные, групповые формы учебной деятельности (принцип педагогики сотрудничества); оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике (учет различий в готовности к обучению, способностях учащихся); активная внеклассная деятельность по преподаваемому предмету («подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости).

Expirimenti_i innovacii.indd 18

24.03.2015 15:07:27

ф

Мотивация обучающихся на уроках обществознания

С

9

Литература

1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 4. С. 13-19.

2. Бабич Э.А., Корякова А.А. Реализация Программы «Здоровье» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 55-61.

3. Бакурадзе А.Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С. 18-22.

4. Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению // Школьный психолог. 2000. № 23. С. 1-3.

5. Ведута О.В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 62-67.

6. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

7. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания. Великий Новгород, 2007. С. 77.

8. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.

9. Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 53-56.

10. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 28-31.

11. Сиденко Е.А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения // И нновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С. 35-48.

12. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 32-35.

13. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 7-9.

14. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 13-17.

Ф

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 19

24.03.2015 15:07:27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.