© Ю.Р. Шарипова, 2016 ЮЛИЯ РАМИЛЬЕВНА ШАРИПОВА
студентка РАНХиГС, Челябинский филиал, г. Челябинск, Россия
МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ТРУД И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: МИРОВОЙ ОПЫТ
Аннотация. Молодежная политика исходит их того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал, однако часто он остается незадействованным из-за низкой мотивации молодежи к труду. В мотивации нуждается каждый человек, так как при этом он получает максимальную отдачу от своего труда. Изучение некоторых особенностей образовательных систем разных стран в области мотивации молодежи к труду позволило выделить несколько наиболее эффективных инструментов повышения мотивации молодежи к труду и экономической самостоятельности. Это такие инструменты, как развитие уважительного отношения в обществе и государстве к школьным успехам детей, ориентированность на личность в процессе обучения, введение новых социальных программ, увеличение числа практик для студентов.
Ключевые слова: мотивация молодежи, трудовой потенциал, молодежь, зарубежный опыт.
В мотивации нуждается каждый человек, так как при этом он получает максимальную отдачу от своего труда. Особенно остро в этом нуждается молодежь, которой нужно развиваться для получения необходимого опыта в деловой сфере, а также повышения своей эффективности на рабочем месте, ведь период молодости — важный этап в социализации человека.
Молодежная политика исходит их того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. В Челябинской области проживает около 684 146 граждан в возрасте от 15 до 30 лет, что составляет около 20% от всего населения. Миссия современной молодежной политики заключается в том, что каждый молодой житель Челябинской области должен быть не менее конкурентоспособен, чем любой молодой житель
европейских стран, в связи с чем уровень безработицы молодежи показывает, что регион нуждается в преобразовании, в первую очередь, сферы образования для обеспечения необходимого уровня мотивации человека.
В настоящее время для Челябинской области актуальна проблема безработицы как взрослого населения, так и молодежи. Всё чаще мы сталкиваемся с безынициативными молодыми людьми, у которых не хватает мотивации к труду и экономической самостоятельности.
Исходя из данных статистики региона за июнь 2015 года, можно отметить, что уровень безработицы в Челябинской области составил 7,0 %, что выше среднего уровня по России (5.6%) на 1,4% [9]. Как показывает график (рис. 1), молодежь занимает «лидирующие» позиции среди всех возрастов безработных региона.
ствие этого школьник сдает экзамены, которые ему по силам сдать, и идет туда, «куда возьмут».
2. Выбор профессий, которые им не подходят. У школьников сформировался и укрепился в сознании стереотип о неких «успешных», по их мнению, профессиях. Теперь все хотят стать бизнесменами, топ-менеджерами, экономистами и юристами, но мало кто задумывается о том, является ли эта профессия действительно их призванием, захочется ли в будущем каждый день просыпаться и идти на эту работу, и, самое важное, будут ли они любить эту работу.
3. Ориентированность на «не те» ценности. Множественные социальные исследования показали, что современные студенты больше ценят такие понятия, как «деньги» и «активная жизнь», чем «самостоятельность» и «конкурентоспособность». Результаты опросов показывают, что больше 60%
Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения
в июне 2015 года
(в % от экономически активного населения, без корректировки сезонных колебаний)
40 35 30 25 20 15 10 5 0
32-5 32,0
14.4 14.8
7.4 4.7,_, гП 3,4 4,6 7,5 3.9 - г- 5.9 3,2 г~ 5.3 3,7 1— 2.8 2.0
Всего 15-1 в лет 20-24 пода 25-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60-72 года □ Городское население □ Сельское население
Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам, %
Для объяснения данной тенденции можно привести несколько причин.
1. Малая забота молодых людей о своем будущем. Ни для кого не секрет, что почти каждого старшеклассника приводит в смятение вопрос: «На кого пойти учиться?». Как известно, не так много людей озадачивается данным вопросом до 9 класса. Вслед-
опрошенных старшеклассников считают, что главным условием трудоустройства для них является заработная плата, которая превышает среднюю заработную плату по стране. По сути, если человек будет самостоятельным и конкурентоспособным, то он будет перспективным, а значит, у него в будущем при карьерном росте будет и постоянный доход, и активная жизнь.
© Ю.Р. Шарипова, 2016
О
Мптор-Сйтй
И Л У К А РАЗВИТИЯ
№2/2016
4. Перегруженность школьников и студентов «лишними» предметами в образовательной программе. Исследования показали, что чем больше насыщена школьная программа, чем хуже успеваемость учащихся. Поэтому и бытует мнение, что троечники успешнее отличников, так как ориентируются на каком-то одном любимом деле и развиваются в этой сфере, а отличники же учат все, что от них требуется, и порой забывают об интересующих их самих занятиях. Успешный опыт Японии показывает, что ряд базовых, академических предметов гораздо полезнее множества экзотических дисциплин.
5. Трудовая деятельность студентов
(в ущерб учебной деятельности) в последнее время приобретает массовый характер. Вследствие этого у молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и о способах их достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Отмена системы распределения выпускников, коммерциализация образования и высокий уровень инфляции, характерный для Российской Федерации, превращают жизнь современного человека в выживание, что является одной из острейших проблем.
Безусловно, с проблемой низкой мотивации к труду молодежи Челябинская область знакома не первый год, и государство, ВУЗы, школы и другие госструктуры пытаются повысить мотивацию с помощью различных программ. Например, «Всероссийский конкурс молодежных проектов», «Школьный чемпионат по интеллектуальным играм», проект «Академия лидерства» и многие другие конкурсы.
Также каждое лето функционирует множество обучающих и развивающих форумов, лагерей для студентов с разных уголков России и других стран. Наиболее известные из них — это Селигер, Летний Кампус Президентской академии, Утро РФ и прочее. Формированию представления о будущей профессии, а также активному
обмену опыта между студентов разных стран способствует Национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills, участниками которого российские студенты стали сравнительно недавно (впервые в 2012 г.) [6, С. 9]. Все эти мероприятия, без всяких сомнений, повышают мотивацию на труд студентов и школьников, однако была замечена такая тенденцию, что в данных мероприятиях участие принимают молодежь, которая уже имеет достаточный уровень мотивации, а низкомотивированные учащиеся остаются в стороне.
Как показали педагогические исследования профессионального образования и занятости молодежи в Западной Европе, именно преобразования занятости молодежи, в первую очередь, на региональном уровне имеет принципиальное значение, так как именно в регионах формируются точки роста инновационной экономики. Таким образом, Челябинская область нуждается в более масштабных мероприятиях и более действенных инструментах повышения мотивации молодых людей на труд и экономическую самостоятельность.
Ранее были описаны причины низкой мотивации молодежи к труду и экономической самостоятельности. Для их решения были проанализированы наиболее эффективные инструменты повышения уровня мотивации молодежи в других странах. Несколько таких инструментов, которые можно использовать в Челябинской области, описаны ниже.
1. Развитие уважительного отношения в обществе и государстве к школьным успехам детей.
По данным ряда исследований низкая мотивация зарождается в самом детстве. Американский ученый Гарольд Стивенсон провел интересное исследование [7, С. 148]. Он сравнил систему образования США, основанную на индивидуализме, и систему образования Японии, основанную на коллективизме. Выяснилось, что в детском саду китайцы, японцы и американцы интеллектуально почти не отличаются
друг от друга, но зато в первом классе резко вырвались вперед китайцы. Стивенсон отмечает, что они были более развитыми, подготовленными и сплоченными. К пятому классу пропасть между азиатскими и американскими детьми сильно возросла. Исходя из этого, следует сделать вывод, что все дело в системе образования.
Опыт Японии показывает нам, что ряда базовых, необходимых дисциплин в школах и ВУЗах с хорошей системой преподавания гораздо полезнее того огромного числа дисциплин, что современная российская система образования старается вложить в учащихся.
Однако на практике оказалось, что очень много предметов являются бесполезными для жизни и поэтому целесообразно в старших классах оставить некоторый набор общеобразовательных предметов (русский язык, математика, иностранный язык, обще-ствознание и т.д.), а остальные сделать предметами «по выбору», чтобы каждый ученик мог выбрать лишь необходимые для себя предметы. Таким же образом следует поступить с ВУЗами и успеваемость студентов и школьников резко возрастет.
Стивенсон выяснил, что «отставание» американских студентов — это недооценка школьных успехов детей. В настоящее время образовательная система Китая, Японии и Индии основана на том, что детей с раннего детства учат тому, что учеба в школе — это главный труд, что каждая хорошая отметка идет на благо обществу. Таким образом, ребенок ощущает некую
ответственность, сопричастность и чувствует себя частицей всего народа. Именно поэтому в данных странах дети учатся лучше, чем в Америке, где господствует индивидуализм.
2. Ориентированность на личность в процессе обучения.
В этом плане преуспевает как раз американская система образования, знаменитая своим либерализмом. Следует обеспечить максимальную свободу выбора заданий для студента.
Ориентируясь на личность, можно предлагать различные индивидуальные задания, дать возможность студентам самим разрабатывать друг для друга задания различной степени сложности. Все эти преобразования важны в силу того, что каждый человек развивается по-разному, например, у кого-то более развита зрительная память, у кого-то — слуховая; один студент предпочитает выполнять контрольные работы в виде тестов, а другой — в виде развернутых ответов на вопросы. Это совсем не означает, что один глупее другого, напротив, скорее всего, они оба усвоили тему, просто имеет место разный тип исследования. Практика показывает, что присутствие такой свободы в образовательном процессе способствует повышению успеваемости, развитию в людях творческих начал и повышению
уровня мотивации, так как человек делает то, что ему действительно нравится.
3. Введение новых социальных программ.
За основу преобразований можно взять идею недавно разработанной программы Франции. Программа «Занятость на будущее» создана для молодых людей, которые не имеют оконченного образования и постоянного места работы [2]. К сожалению, в Челябинской области, как и в других регионах России, таких людей много. Суть программы заключается в том, что оказывается государственная материальная поддержка работодателям, принимающим на работу таких молодых людей. Во Франции эта поддержка составляет 75% от уровня заработной платы принимаемых на работу людей. Однако помимо материально поддержки это может быть и снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. Таким образом, при проведении такой политики, молодые люди без образования смогут найти постоянную работу, повышая тем самым и уровень своей жизни, и экономического благосостояния региона.
4. Увеличение числа практик для студентов.
В настоящее время в Челябинской области далеко не все студенты начинают проходить производственную практику с 1 курса (в основном, со 2-го или 3-го), но даже если и проходят, то редко, когда студента допускают до основной деятельности предприятия.
Подобные возможные преобразования основаны на дуальном образовании, распространенном в Германии. Суть данной методики заключается в том, что учащиеся
одновременно приобретают теоретические знания в учебных заведениях и практические навыки, работая на работодателя. Программа перекрестного образования строго регламентирована, и списки профессий, которые можно приобрести при дуальном образовании, закреплены на уровне законов. Такое образование продолжается 2-3 года, студент примерно 3 дня трудится на предприятии, выполняя сугубо те поручения, которые пересекаются с изучением данной профессии, остальное время тратит на профобразование. В конце требуется сдать государственный экзамен с возможными двумя пересдачами. Преимущества данного вида образования заключаются в том, что студент начинает получать практические навыки с самого начала обучения, у него четко сформировывается представление о своей профессии (характер выполняемых операций, реальная оплата труда) и высока возможность остаться работать на данном предприятии на постоянной основе после окончания ВУЗа. То есть, это действует почти как целевое место.
Итак, современным молодым людям в Челябинской области необходимо быстро адаптироваться к потребностям рынка труда после получения диплома, однако в силу разных факторов, молодые люди оказываются недостаточно мотивированными на труд и экономическую самостоятельность. Эта проблема является серьезнейшей в регионе, поэтому предложенные инструменты повышения мотивации молодых людей к труду могут пойти на пользу развитию молодежной политики Челябинской области.
Библиографический список
1. Резник Г.А., Курдова М.А. Проблема социально-экономической устойчивости вуза в условиях реформирования // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: сборник статей. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский дом знаний, 2012.
2. Интернет-портал «Российская газета». Материалы по теме: Кадровая политика Франции [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/01/15/kadri.html (дата обращения: 28.09.2015).
3. Кокшарова В. В. Мотивация студентов на обучение зависит от тенденций рынка труда // Политематический журнал научных публикаций. 2013. N 7 (37). С. 43-47.
4. Кучигина С.К. Формирование трудовой мотивации молодых специалистов в условиях рыночной экономики // Мир науки. 2014. N 3. С. 3.
© Ю.Р. Шарипова, 2016 ОУМПТОР-СЙТЙ №2/2016
1 НАУКА РАЗВИТИЯ
5. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. г. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 166-168.
6. Московцева Е.А. Современные проблемы молодежи на рынке труда // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ», 2013, Т. 4, N 2, С. 15-20 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles/2013/TGU_4_09.pdf (дата обращения: 03.10.2015).
7. Пахомова Е.А. Взаимосвязь профессионального образования и занятости молодежи в Западной Европе и России // Актуальные проблемы профессиональной педагогики, 2014. N 3(15). С. 9.
8. Столярова Н.К. Уроки нашей жизни. Историко-политические мемуары. М., 2001. 248 с.
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики: Численность и состав населения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:
http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 29.09.2015).
10. Толмачев О.М. Особенности мотивации труда молодых специалистов в современных условиях России // Проблемы МСУ. 2010. N 39. С. 29-31.
11. Федеральная служба государственной статистики: Занятость и безработица в Российской Федерации в июне 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/151.htm (дата обращения: 01.10.2015).
Motivation of Chelyabinsk Region Youth to Labor and Economical Self-Dependence: the World Experience
Summary. Youth policy presumes youth powerful innovative potential but this potential is often stay inactive because of low motivation of young people to labor. Motivation is necessary for every person because he has maximal return of his labor in this case. Study of some features of different countries educational systems in the sphere of youth motivation to labor let the author gather the most effective instruments to rise motivation of youth to labor and economical self-dependence. The instruments are the following: formation of respectful public attitude to school success of children, orientation to a person in educational process, introduction of a new social programs and increasing the quantity of practices for university students.
Key words: youth motivation, labor potential, youth, world experience.