СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2023, T. 7 (3)_2023, Vol. 7 (3)
Дата публикации: 01.09.2023 Publication date: 01.09.2023
DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_03_39 DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_03_39
УДК 796.35; 159.9.072 UDC 796.35; 159.9.072
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ВЫБОРА АМПЛУА СПОРТСМЕНАМИ-
ФЛОРБОЛИСТАМИ
Ю.И. Сиренко, А.С. Гречко
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, Россия
Аннотация. Мотивация является ведущим элементом структуры личности, оказывая влияние на самого спортсмена, его направленность, характер, способности, эмоции, психические процессы. Мотивация раскрывает нам сущность и содержание её активности, устанавливает связь с выполняемой деятельностью. Она не только является одной из основных характеристик личности игроков, но и оказывает влияние на характер всех процессов деятельности спорта (реакция на нагрузку, восстановление, усвоение нового и многое другое). Флорбол с его интенсивной тренировочной работой и психически трудным выступлением на соревнованиях является той самой средой человеческой деятельности, где мотивация проявляется очень ярко, и результат игрока в первую очередь зависит от нее.
Ключевые слова: результативность, проблема, амплуа, мотивация.
MOTIVATION AS A FACTOR IN CHOOSING A ROLE BY FLOORBALL ATHLETES Yu.I. Sirenko, A.S. Grechko
Dostoevskij Omsk State University, Omsk, Russia
Annotation. Motivation is the leading element of the personality structure, being an innate part of an athlete's life and having effect on their direction of actions, personality traits, abilities, emotions, mental processes. It reveals to us the essence and content of its activity, makes a connection with the activity to be performed. It is not only one of the main characteristics of the players' personality, but also influences the nature of all the processes of sports activity (reaction to stress, recovery, learning new things, and much more). Floorball, with its intense training work and mentally difficult performance at competitions, is the very environment of human activity where motivation manifests itself very vividly, and the result of the player primarily depends on it. Keywords: effectiveness, problem, role, motivation.
Введение. В условиях мощного соперничества, полнейшей самоотдачи и, в конечном счёте, достижения поставленной цели можно ожидать результата лишь от мотивированного игрока. В мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. Изучение структуры мотивации в студенческом флорболе, особенностей её проявления и формирования представляется актуальной проблемой спортивной психологии [1-5]. Не зная особенностей потребности в этой сфере, тренеру трудно готовить его к соревнованиям, формировать устойчивую, сильно проявляющую мотивацию. Одним из
важных направлений педагогической работы является формирование крепкого интереса к спортивной работе, устремлённости к поставленной цели, активного отношения к занятиям и участию в соревнованиях. Для этого необходимо учитывать значение личностных факторов спортсмена, одним из которых является мотивация. В спорте есть множество ситуаций, когда максимальный уровень мотивации желателен для достижения высокой результативности [4, 6]. В то же время наблюдения показывают, что в практике всего тренировочного процесса существует лидирующая установка на техническую, а также
физическую и тактическую подготовку. Мотивационной сфере подготовки у студентов-флорболистов нет должного внимания как в теории, так и на практике [2, 3, 4, 7, 8, 9, 10].
Цель нашего исследования - выявить особенности мотивации флорболистов 17-18 лет.
Объектом исследования была выбрана мотивационная сфера флорболистов 17-18 лет.
Предмет исследования - уровень развития мотивации достижения успеха у флорболистов 17-18 лет.
Гипотезой предполагается, что амплуа флорболистов 17-18 лет определяет уровень мотивации достижения успехов.
Методы и организация исследования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Выявить уровень мотивации достижения успеха у флорболистов 17-18 лет;
- Установить связь мотивации достижения успеха и амплуа игроков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- Изучение и анализ научно-методической литературы;
- Психологическое диагностирование;
- Методы математической обработки.
Изучение и анализ научно-
методической литературы проводился с целью определения понятия мотивации, связи мотивации и спортивной деятельности. Психологическое диагностирование включало в себя тест-опросник А. Мехраби-ана, М.Ш. Магомет-Эминова и шкалу мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу. Данный тест-опросник даёт возможность выявления доминирующего мотива у испытуемого: мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых ситуаций в спорте. Для изучения и измерения
МОБЕКК КБиЕБ ОБ ВЮМЕБГСШЕ 2023, Уо1. 7 (3)
мотивации одобрения использовали разработанную американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу шкалу мотивации одобрения. Русский вариант шкалы включает 20 вопросов-суждений, где каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка включает подсчёт с помощью ключа итогового показателя. Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и, следовательно, выше готовность человека в одобрении других. С целью количественного анализа полученных данных были использованы общепринятые методы математической обработки: вычисление среднего арифметического значения и 1-критерий Стьюдента для сравнения долей [1, 6, 11, 12], нормальность распределения определялась по критерию Колмогорова-Смирнова.
Исследование включало 3 этапа с 01.09.22 по 01.06.23 гг. на базе спортивного клуба ОмГУ им. Ф.М. Достоевского г. Омска. Первый этап проводился в период с 01.09.22 по 01.11.22 г. Он предполагал подбор и изучение научной и научно-методической литературы, проводился анализ и отбор литературных источников по проблеме. Было изучено 12 источников. В результате анализа и обобщения теоретических сведений были определены цель, задачи и гипотеза исследования. Второй этап, который проводился в период с
01.11.22 по 01.03.23 гг. заключается в изучении мотивации деятельности флорболистов 17-18 лет. В исследовании приняли участие 25 спортсменов флорбольной команды «СК - ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» г. Омска. Третий этап проводился с 01.03.23 по
01.06.23 г. и предусматривал анализ и интерпретацию полученных результатов, формулирование выводов.
БИОМЕДИЦИНЫ 2023, T. 7 (3)
BIOMEDICINE 2023, Vol. 7 (3)
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных результатов показал, что мотив избегания неудач присутствует у 48% испытуемых, мотивом
стремления к успеху руководствуется всего 24% испытуемых. У остальных 28% испытуемых ни одна из мотивационных установок не доминирует (рис. 1).
60 50 40 30 20 10
48
28
24
0
о^ не доминирует избегание неудач успех
Рис. 1. Результаты испытаний мотивационных установок флорболистов
Отсюда видно, что около половины игроков-флорболистов в поведении и деятельности руководствуются мотивом, который не способствует достижению успеха, и лишь четвертая часть проявляет в своей деятельности активность, настойчивость, стремление победить. В целом для команды показатель мотивации можно оценить, как неблагополучный.
В результате исследования получилось, что 44% испытуемых имеют средний уровень мотивации одобрения, у приблизительно одинакового количества испытуемых уровень мотивации одобрения выше среднего - 28% и ниже среднего - 24%. Высокий уровень мотивации одобрения имеют всего 4% испытуемых-флорболистов (рис. 2).
50 40 30 20 10 0
44
24
28
4
уровень мотивации
ниже среднего средний выше среднего высокий Рис. 2. Результаты испытаний уровня мотивации одобрения у флорболистов
Отсюда видно, что у половины флорбо-листов нет преобладающего типа мотивации. Треть испытуемых имеет уровень мотивации одобрения высокий или выше среднего. Отсюда можно сделать вывод, что результативность их деятельности во
многом зависит от «одобрения» их действий окружающими, тогда как четверть испытуемых имеют уровень мотивации одобрения ниже среднего и, как мы считаем, «одобрение» действий этих игроков не играет значительной роли на результативность их
МОБЕКК КБЦЕБ ОБ БЮМЕБГСШЕ 2023, Уо1. 7 (3)
деятельности [1, 2, 5, 6, 11]. Сопоставив результаты, полученные с помощью двух методик, было обнаружено совпадение показателей. Большинство флорболистов, руководствующихся мотивом избегания неудач, имеют средний уровень мотивации одобрения. Испытуемые, которые руководствуются мотивом стремления к успеху,
имеют уровень мотивации одобрения выше или ниже среднего.
Мотивация достижения успеха является доминирующим у большинства атакующих - 80±2,5%, в то время, как у вратарей это 25±3,4%, у игроков обороны - 50±2,8% (табл. 1).
Таблица 1
Мотивация флорболистов в зависимости от амплуа
Амплуа Мотив достижения успеха Мотив избегания неудач Р<
вратари 25±3,4% 75±2,6% 0,05
игроки обороны 50±2,8% 50±2,8% 0,05
атакующие игроки 80±2,5% 20±3,7% 0,05
Половина игроков обороны имеют средний уровень мотивации одобрения. Приблизительно одинакового количества присутствует уровень мотивации одобрения ниже среднего - 20±3,7% - атакующие игроки. У большинства игроков линии нападения (80±2,5%) средний уровень мотивации одобрения, 20±3,7% нападающих имеют уровень мотивации одобрения
ниже среднего. Таким образом, из данных исследования видно, что у большинства вратарей средний уровень мотивации одобрения. У всех оборонительных игроков уровень мотивации одобрения приблизительно одинаков, зато у игроков линии нападения ярко выражен средний уровень мотивации одобрения (табл. 2) [5, 6, 11, 12].
Таблица 2
Уровни мотивации одобрения у флорболистов разного амплуа
Амплуа ниже среднего 1 средний 2 выше среднего 3 высокий 4 Р
вратари 25±3,4% 50±2,8% 25±3,4% - 2-1,3<0,05
игроки обороны 20±3,7% 30±3,2% 40±3,0% 10±3,9% 1-2,3,4<0,05 2-4<0,05
атакующие игроки 20±3,7% 80±2,5% - - 1-2<0,05
Сопоставляя результаты исследований, выявили, что у игроков линии обороны, имеющих мотив избегания неудач, уровень мотивации одобрения средний или выше среднего, тогда как игроки линии нападения, руководствующиеся мотивом стремления к успеху, имеют средний или ниже среднего уровень мотивации одобрения. Мы полагаем, что это может быть вызвано тем, что игроки, у которых доминирует мотив избегания неудач, нуждаются в «одобрении» своих действий, так как
похвала для них означает правильность выполненного действия, и, следовательно, возможность избежать неудачи. Игроки, имеющие мотив стремления к успеху, менее подвержены влиянию окружающих в одобрении своих действий, так как стремление к успеху для них является главным стимулом [2, 3, 6, 9, 10]. Из данного исследования можно сделать вывод, что мотивация флорболистов в достижения успехов определяет уровень выбора амплуа игрока.
БИОМЕДИЦИНЫ 2023, T. 7 (3)
Заключение:
1. Полученные результаты показали, что мотив избегания неудач присутствует у 48% испытуемых, мотивом же стремления к успеху руководствуются всего 24% испытуемых. У остальных 28% испытуемых ни одна из мотивационных установок не доминирует. В результате исследования выявлено, что 44% испытуемых имеют средний уровень мотивации одобрения, у приблизительно одинакового количества испытуемых уровень мотивации одобрения составляет всего 4% испытуемых-флорболистов. Большинство игроков руководствуется мотивом избегания неудач, имеют средний уровень мотивации
BIOMEDICINE 2023, Vol. 7 (3)
одобрения. Испытуемые, которые руководствуются мотивом стремления к успеху, имеют уровень мотивации одобрения выше или ниже среднего.
2. Игроки оборонительного плана, которые боятся совершить неудачное действие, меньше мотивированы. Видимо, это связано с тем, что они выполняют функции, в которых риск совершения ошибок сводится к минимуму, тогда как у игроков, стремящихся к успеху и проявляющих такие качества, как активность, упорство к победе, доминирует выбор амплуа нападающего, что, вероятно, зависит во многом от мотивации.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психология деятельности тренера: учеб. пособие / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. - Томск: изд-во ТПУ, 2006. - 90 с.
2. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка / Ю. И. Гришина. - М.: Феникс. 2012. -249 с.
3. Зайцев, В. К. Технология моделирования программ подготовки хоккеистов: Теория и практика проф. спорта / В. К. Зайцев,
A. Н. Филиппенко. - М.: РГАФК. 2002. - 94 с.
4. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность: учебное пособие / А. Г. Маслоу. - СПб., 2013. -479 с.
5. Смоленцева, В. Н. Исследование сформиро-ванности спортивной мотивации у спортсменов-волейболистов различной квалификации /
B. Н. Смоленцева, Е. В. Милованова // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26 февраля 2019г. - Омск: СибГУФК, 2019. - С. 90-92.
6. Фискалов, Л. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В. Д. Фискалов. -М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.
7. Михно, Л. В. Содержание и структура спортивной подготовки хоккеистов. Учебное пособие / Л. В. Михно, К. К. Михайлов, В. В. Шилов. - СПб: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2011. -194 с.
8. Савин, В. П. Теория и практика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В. П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.
9. Федотова, Е. В. Соревновательная деятельность и подготовка спортсменов высокой квалификации в хоккее / Е. В. Федотова. - Казань: «Лотос Центр», 2007. - 430 с.
10.Яковлев, В. Д. Основы спортивной психологии: учебное пособие / В. Д. Яковлев. -М.: Советский спорт, 2010. - 209 с.
11.Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - Учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб.: Издательский центр «Академия» Санкт-Петербург, 2002. -508 с.
12.Ишматов, Р. Г. Хоккей от А до Я. Построение учебно-тренировочного процесса для хоккеистов различной квалификации (учебное пособие) / Р. Г. Ишматов, В. В. Шилов. - СПб: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, 2011. - 220 с.
REFERENCES
1. Psychology of coach's activity: study guide. Ed. by G.D. Babushkin, V.N. Smolentseva. Tomsk: TPU Publishing House, 2006. 90 р. (in Russ.)
2. Grishina Yu.I. Physical fitness. Moscow: Feniks. 2012. 249 p. (in Russ.)
3. Zajtsev V.K., Filippenko A.N. Modeling technology for training programs of hockey players:
Theory and practice of professional sports. Moscow: Russian State Academy of Physical Culture. 2002. 94 p. (in Russ.)
4. Maslow A.G. Motivation and personality. Study guide. St. Petersburg, 2013. 479 p. (in Russ.)
5. Smolentseva V.N., Milovanova E.V. The study of forming sports motivation in volleyball players of various qualifications. Youth in the New Millennium: Problems and Solutions. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. Omsk: Siberian State University of Physical Culture, February 26, 2019. pp. 90-92. (in Russ.)
6. Fiskalov L.D. Sport and the system of training athletes: textbook. Moscow: Sovetskij sport, 2010. 392 p. (in Russ.)
7. Mikhno L.V., Mikhajlov K.K., Shilov V.V. The content and structure of sports training of hockey players. Study guide. St. Petersburg: Lesgaft National State University of Physical
MODERN ISSUES OF BIOMEDICINE 2023, Vol. 7 (3)
Culture, Sports and Health, 2011. 194 p. (in Russ.)
8. Savin V.P. Theory and practice of hockey: textbook for students of higher education institutions. Moscow: Publishing Center "Akademia", 2003. 400 p. (in Russ.)
9. Fedotova E.V. Competitive activity and preparation of elite athletes in hockey. Kazan: "Lotos Tsentr", 2007. 430 p. (in Russ.)
10.Yakovlev V.D. Fundamentals of sports psychology: textbook. Moscow: Sovetskij sport, 2010. 209 p. (in Russ.)
11. Il'in E.P. Motivation and motives - study guide. St. Petersburg: Publishing Center "Akademia", 2002. 508 p. (in Russ.)
12. Ishmatov R.G., Shilov V.V. Hockey from A to Z. Building an educational and training process for hockey players of various qualifications (study guide)., St. Petersburg: Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, 2011. 220 p. (in Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Юрий Иванович Сиренко - доцент, доцент кафедры адаптивной и физической культуры, ФГБОУ «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, e-mail: [email protected].
Александр Сергеевич Гречко - кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры адаптивной и физической культуры, ФГБОУ «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», Омск, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Yurij Ivanovich Sirenko - Associate Professor, Associate Professor of the Department of Adaptive and Physical Culture, Dostoevskij Omsk State University, Omsk, e-mail: [email protected]. Aleksandr Sergeevich Grechko - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Adaptive and Physical Culture, Dostoevskij Omsk State University, Omsk, e-mail: [email protected].
Для цитирования: Сиренко, Ю. И. Мотивация как фактр выбора амплуа спортсменами -флорболистами / Ю. И. Сиренко, А. С. Гречко // Современные вопросы биомедицины. - 2023. -Т. 7. - № 3. DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_03_39
For citation: Sirenko Yu. I., Grechko A.S. Motivation as a factor in choosing a role by floorball athletes. Modern Issues of Biomedicine, 2023, vol. 7, no. 3. DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_03_39