Научная статья на тему 'Мотивация как фактор организационного развития информационного общества в Республике Крым'

Мотивация как фактор организационного развития информационного общества в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЗНАНИЕ / КЛАСТЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голосов Александр Александрович, Филенко Алла Степановна, Сорока Яна Михайловна, Сулейманов Руслан Асанович

В статье прослеживаются проблемы организационного развития социально-экономических отношений информационного общества в формировании современной парадигмы цивилизации на основе мотивационных процессов и роста потенциала личности. Авторы пытаются обозначить и установить возможные проблемы становления новых информационных отношений на основе экономики знаний в региональном аспекте, анализируют экспликацию основных характеристик этого общества, доказывают необходимость управления условиями содействующими повышению значимости знаний и инноваций посредствам государственного регулирования мотивации и развития мотивационного потенциала человека в в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация как фактор организационного развития информационного общества в Республике Крым»

Мотивация как фактор организационного развития информационного общества в Республике Крым Motivation as a factor of organizational development of the information society in the Republic of Crimea

Голосов Александр Александрович Golosov Aleksandr Aleksandrovich Кандидат экономических наук Доцент кафедры менеджмента и государственного управления Университет ГБОУ ВО РК «КИПУ», Симферополь

e-mail: [email protected]

Филенко Алла Степановна Filenko Alla Stepanovna

Кандидат экономических наук Старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного управления

Университет ГБОУ ВО РК «КИПУ», Симферополь

e-mail: [email protected] Сорока Яна Михайловна Soroka Yana Mikhailovna Магистр II курса, группы ММ-14 Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Университет ГБОУ ВО РК «КИПУ», Симферополь

e-mail: yana [email protected] Сулейманов Руслан Асанович Suleimanov Ruslan Asanovich Магистр I курса, группы М-ЗГМУ-15 Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

Университет ГБОУ ВО РК «КИПУ», Симферополь

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье прослеживаются проблемы организационного развития социально-экономических отношений информационного общества в формировании современной парадигмы цивилизации на основе мотивационных процессов и роста потенциала личности. Авторы пытаются обозначить и установить возможные проблемы становления новых информационных отношений на основе экономики знаний в региональном аспекте, анализируют экспликацию основных характеристик этого общества, доказывают необходимость управления условиями содействующими повышению значимости знаний и инноваций посредствам государственного регулирования мотивации и развития мотивационного потенциала человека в в обществе.

Summary

This article describes the problems of organizational development of socioeconomic relations of the information society in the formation of the modern paradigm of civilization on the basis of motivational processes and the growth of personal potential. The authors try to identify and to establish potential problems of the formation of new information relations on the basis of the knowledge economy in a regional aspect, analyze the explication of the basic characteristics of this society, proving the need for management of conditions contributing to the enhancement of knowledge and innovation through state regulation of motivation and development of human motivational potential in society.

Ключевые слова: информационное общество, знание, кластерная мотивация, мотивационный потенциал, менеджмент знаний.

Keywords: information society, knowledge cluster motivation, motivational potential, knowledge management.

Введение. Становление цивилизации на основе информационного общества во всем мире становится основным элементом развития и формирования новой социально-экономической реальности на базе информационных отношений, внедрения компьютерной техники, технологий в экономике, обществе и жизни человека, которые качественно изменили не только экономические отношения, но систему управления и мотивации человека, его роль и место в социально-экономической системе.

Изменения, начавшиеся в информационно-коммуникационном секторе экономики, связанные с ранее не используемыми информационными технологиями способствовали развитию и генерированию новых отношений в недрах постиндустриального общества представление, о котором формировалось не один десяток лет многими авторами на основе анализа этого общества с использованим различных терминов таких как «knowledge economy», «knowledge-based economy», «knowledge-intensive industries», «new economy» знаний как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society» и т.д.

Экономика на основе информационного общества продуцировала конкурентные преимущества в глобальных масштабах, первоначально в информационном секторе, мотивируя человека к деятельности в сфере торговли, движении факторов производства, способствуя росту финансовых операций и рынка капитала, доли новых технологий и информационных услуг, объектов интеллектуальной собственности.

Актуальность и практическая значимость тематики исследования как раз и определяется новыми возможностями информационного общества и возможностями мотивации в росте мотивационного потенциала личности обеспечивающем дальнейшее его развитие.

Цели исследования, направлены на всесторонний научный анализ современных тенденций и новых возможностей информационного общества в сфере мотивации и развития потенциала личности, в условиях научно-технического прогресса, инновационных технологий, непосредственно связанных с экономической стабильностью и формированием базисных компонентов структуры информационного общества, процессов мотивации во всесторонней деятельности современного человека.

Основной раздел. В настоящее время, при многообразии точек зрения, информационное общество рассматривается как качественно новый тип экономических отношений, преобладающей особенностью, в которых считается сбор, обработка и использование информации и знаний. Информационное общество зарождается, считает И.З. Абдулаев: «...в условиях, когда информационные технологии, делают весь спектр общественных отношений взаимосвязанными» [4 c. 7].

Тем не менее не менее, концепция информационного общества также должна, по нашему мнению, анализироваться с учетом роли человека и мотивов его деятельности, в сравнении условий направленных на реализацию и выявление новых экономических, духовных, социальных, технических, политических, и культурных особенностей этого общества с разграничением его стадий развития и практического воплощения идей, в том числе и на конкретном предприятии.

Информационное общество большинство исследователей рассматривает как очередной этап развития цивилизации связанный с совершенствованием средств массовой информации и коммуникаций, особо не выделяя экономическую сущность деятельности человека в процессах информатизации и мотивы его поведения.

По мнению Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.В. Соколова, А.Д. Урсула Г.Т. Артамонов, К.К. Колин процесс информатизации, включает в себя [9]: - медиатизацию - процесс совершенствования сбора, хранения и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

- интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и порождению информации (знания), т.е. процесс повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

В этом же аспекте анализируя опыт многих стран можно согласиться, что информатизация радикальным образом изменила формы и факторы развития хозяйственной жизни, технологии, отношение к инвестициям, интеллектуальным и финансовым ресурсам, формам менеджмента, однако при этом нельзя не учитывать мотивационные процессы способствующие формированию личности.

Кроме того, уже на начальной стадии становления информационного общества важны изменения на уровне личности, содействующие формированию мотивов в повышении потребности в притоке информации, в постоянном информационном контакте, так как информационная связь с окружающим миром, социальной средой, становиться одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности человека в таком обществе.

Детерминантами этих условий, в сответствии с нашими исследованиями, являются процессы отраженные на рисунке 1.

Характеристика процессов Направление мотивации

1. Глобальное информационное пространство, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие людей;

2. Свобода доступа к мировым информационным ресурсам;

3. Число людей, занятых в секторе информационных технологий;

4. Информатизация всех общественных отношений;

5. Доступность информационных продуктов, услуг и рост их доли в валовом внутреннем продукте региона;

Рисунок 1 - Направления и условия формирования мотивационных

процессов

*Составлено авторами по данным [5, 7, 9].

Надо отметить, что при выборе мотиваторов или их отсутствии направленных на соблюдение этих характеристик, наряду с прогрессом и преимуществами такая социальная реальность несет в себе, и негативные последствия, формирует новые проблемы, конфликты и условия для общества и самого человека.

Исходя из выше изложенного на первый план выходит проблема «цифрового неравенства» употребление термина связано с г. Саймоном Мурсом, который впервые употребил выражение «digital divide» как «цифровой разрыв», для обозначения различия в возможности доступа к компьютерным технологиям и сети Интернет, навыками владения новыми технологиями различных групп населения.

На региональном уровне для решения этой проблемы необходимо сопоставить технологическое неравенство Республики Крым, не только с технологически развитыми странами, но и уровнем информатизации внутри разных субъектов Федерации, различных социальных групп. Теоретически обоснованно, что недостаточный уровень компьютеризации, отставание населения в «электронно-технологическом» развитии замедляет общий процесс развития новых информационных отношений.

В процессе реконструкций не менее опасными и негативными последствиями для развития информационного общества в Крыму может стать политико-экономическое давление производителей компьютерных информационных технологий как новой формы противостояния. Этот фактор может оказать негативное влияние в долгосрочной перспективе, поскольку носит характер политических санкций.

Все более сложной становиться проблема информационной зависимости населения от «новостной» информации, развлекательных, игровых программ распространяемых средствами массовой информации

(СМИ), с определённой целью (коммерческой политической и т.д.) и другими организациями. В тоже время практически отсутствует мотивация потребителей информационых услуг по овладению научными знаниями и обучающими программами, так как на этой стадии формируються основные мотивы, ключевые элементы и потребности дальнейшего развития исходя из рисунка 1.

Следовательно необходимо эфективное управление этими процессами за счет экономических форм воздействия (тарифные, льготные формы создания информационных продуктов, и т. д.), на государственном и законодательном уровне (по увеличению доли программ и законодательных актов, реализации механизмов мотивации обеспечивающих развитие интеллектуального потенциала и знаний человека).

По утверждению М. Кастельса [5], не ведущая роль информации, «а применение...информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций» определяет смысл и значение новых экономических отношений на основе процессов информатизации.

Формирование знаний и есть процесс интеллектуализации и роста потенциала человека (личности). Отсюда, по нашему мнению, под дальнейшей информатизацией следует понимать процесс формирования новых знаний, завершающих ранее описанный этап, который должен стать доминирующей тенденцией. Определить, которую можно, по мнению многих авторов, по возрастанию доли собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

На этом этапе важно поднять значимость знаний, престижа научной работы, как показывает опыт, создание таких мотивов в деятельности человека является дополнительным фактором постоянного роста доли информационного сектора экономики в развитых странах, которая в суммарном рабочем времени уже превышает 50-75% [9]. Так , по данным

ЮНЕСКО к 2000году в 20 странах было сконцентрировано 95 % ученых мира и именно в этих странах доход на душу населения ежегодно возрастает на $200, а в остальных странах этот рост составляет всего на $10 в год [8].

Отсюда, осуществление лишь первого этапа без последующей программы мотивации и становления научного потенциала общества, не приведет к росту производительности труда и эффективности информационной экономики.

В новой экономике знания являются непосредственным продуктом деятельности, предметом потребления, распределения или транзакции, орудием и инструментом менеджмента знаний. Сегодня общепринятым является мнение о том, что в инновационной экономике в себестоимости предлагаемого продукта доля оплаты труда интеллектуальных работников, отчисления за патенты и изобретения должна составлять больше 50%.

Из выше изложенного следует, что мотивационные процессы личности становяться дальнейшей основой экономического развития и использования информационно-коммуникационных возможностей нового общества, созданных на первом этапа при условии увеличения потребности человека и общества в образовательных и научных программах. Эти процессы раскрывают информационно-коммуникационные возможности нового общества по формированию потребностей человека и общества в образовательных и научных программах.

В.Л. Макаровым утверждает, что знания нельзя отделить от их носителя и создателя - человека, поэтому экономика знаний - это «неразделимая триада рынков: рынка знаний, рынка услуг и рынка труда» [6].

В концепте такого подхода без создания данной триады еще на первом этапе и мощной базы мотивации и стимулирования формирования научных знаний, системы исследовательских центров при университетах, творческих групп ученных, научно исследовательских и инновационных фирм и

широкой научно-исследовательской работы на предприятиях дальнейшее развития общества знаний находиться под большим вопросом.

Следовательно, первоочередное значение приобретает система образования, выступающая важнейшей предпосылкой развития «человеческого капитала» (человеческий капитал, в данном котексте нами понимается, как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом).

Суммируя выше сказанное можно констатировать, что для реализации поставленных целей, фактором развития становиться кластерная система мотивации объединяющая множество объектов функционально различных между собой, собранных в одно целое и выполняющих задачи по формированию ключевых компонентов дальнейшего развития информационного общества, наиболее общие положения которого можно сформулировать следующим образом:

- всепроникающее влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и глобальных телекоммуникационных сетей (ГТС) во всех сферах социально-экономических отношений;

- формирование нового Человека Информационного (Homo Informaticus), в жизни которого информация - это важнейший жизненный ресурс.

- постоянное совершенствование компьютерной техники и программного обеспечения, средств коммуникации;

При анализе уроня мотивационных процессов и мотивационного потенциала всех членов общества не стоит упускать из виду также основные признаки информационного общества:

- информация становится приоритетным, главным ресурсом по сравнению с другими ресурсами;

- □ информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы деятельности человека;

- □ создается информационная целостность всей человеческой цивилизации;

- □ полностью реализуется свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам цивилизации;

- решение проблем информационного кризиса, то есть дисгармонии между информационной лавиной и информационным голодом.

Заключение. Исходя из зарубужного опыта, ключевое значение в решении этих задач занимает позиция государства и проводимая политика посредствам государственных программ [3], стратегии развития информационного общества. В Российской Федерации последовательно проводилась федеральная целевая программа «Электронная Россия» до 2010 года [1].

Новая программа развития «Информационное общество», рассчитана до 2020года [2] . Относительно участия государства в информатизации общества, в научной теории сложилось два подхода, которые условно называют западный (или либеральный) и восточный (или азиатский). Либеральный подход, характеризуется активной поддержкой частных инвестиций, а восточный напротив предусматривает формирование на государственном уровне культурных ценностей и ориентиров информационного общества. Хотя и тот и другой подход предполагает создание благоприятных возможностей для саморазвития «Человека Информационного», тем неменее, исходя из реалий современного положения Крыма, по нашему мнению, предпочтительнее восточный подход на основе государственных программ, позволяющих сократить возможное отставание в некоторых вопросах формирования выше изложенных условий по развитию информационного общества и устранению нежелательных тенденций. Этому обязаны способствовать как государственные, так муниципальные программы по развитию уже сложившихся информационных технологий и сетевых структур, увеличению капиталовложений в наукоемкие технологии

и приумножению информационного сектора экономики, просветительных программ и развитию «человеческого капитала».

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «Об утверждении федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» [Текст] // СПС «Консультант Плюс».

2. Распоряжение Правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы) [Текст] // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Текст] // СПС «Консультант Плюс».

4. Абдуллаев, И.З. Информационное общество и глобализация: критика неолиберальной концепции [Текст] : монография / И.З. Абдуллаев ; изд-во «Фан ва технология». - Т., 2006. - 191 с.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура [Текст] : монография / М. Кастельс. - М.: ГУ-ВШЭ, 2012. 608 с.

6. Макаров, В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. № 3. С. 15.

7. Формирование эффективной социально-экономиской системы современного менеджмента : опыт, проблены и преспективы реализации [Текст] : коллективная монография / под общей ред. М.Н. Стефаненко -Уфа : Аэтерна, 2015. - 212 с.

8. Martin Andersson. Knowledge Accessibility and Regional Economic Growth / Martin Andersson , Charlie Karlsson // Working paper of the Departm ent of Economics & CESIS, Jonkoping International Business School. - 2006. - P. 26

9. Голосов, А.А. Формирование организационного механизма инновационной деятельности, предпринимательства, бизнеса и менеджмента [Электронный ресурс] / А.А. Голосов // Проблемы материальной культуры - Экономические науки : журн. // Культура

народов Причерноморья. - 2010 - №177 - С.57-62 - Режим доступа:

http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/36073/12-

Golosov.pdf?sequence=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.