Научная статья на тему 'Мотивация интернет пользователей, или почему возникает зависимость от интернета'

Мотивация интернет пользователей, или почему возникает зависимость от интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3107
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / ИГРОВАЯ И АЗАРТНАЯ ЗАВИСИМОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайнцев Егор Григорьевич

В данной статье исследованы мотивации интернет пользователей, причины их возникновения. Рассмотрены и проанализированы виды интернет-зависимостей (от социальных сетей, игровая зависимость, зависимость от переписки), выявлены причины их появления и степень его развития. Раскрыты вопросы возникновения феномена интернет-зависимости, рассмотрено, чем привлекает пользователей интернет, причины быстрого роста интернет-пользователей и чем он мотивирует их. Выявлено, какие факторы влияют на мотивацию пользователей в социальных сетях (чатах, форумах и так далее), в он-лайн играх и других сервисах. Представлены выводы, почему интернет стал привлекательным местом для времяпровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация интернет пользователей, или почему возникает зависимость от интернета»

УДК 316

Гайнцев Егор Григорьевич

аспирант кафедры философии, социологии и педагогики Башкирского государственного аграрного университета f-sprint@mail.ru

Мотивация интернет

ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ИЛИ ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНТЕРНЕТА

Egor G. Gayntsev

graduate student at

the Department of philosophy,

sociology and pedagogics.

Bashkir State Agricultural University f-sprint@mail.ru

The motivation of

INTERNET USERS, OR WHY IS THERE AN ADDICTION ON INTERNET

Аннотация. В данной статье исследованы мотивации интернет пользователей, причины их возникновения. Рассмотрены и проанализированы виды интернет-зависимостей (от социальных сетей, игровая зависимость, зависимость от переписки), выявлены причины их появления и степень его развития. Раскрыты вопросы возникновения феномена интернет-зависимости, рассмотрено, чем привлекает пользователей интернет, причины быстрого роста интернет-пользователей и чем он мотивирует их. Выявлено, какие факторы влияют на мотивацию пользователей в социальных сетях (чатах, форумах и так далее), в он-лайн играх и других сервисах. Представлены выводы, почему интернет стал привлекательным местом для времяпровождения.

Ключевые слова: интернет-зависимость, мотивация пользователя, игровая и азартная зависимости, социальные сети, социальные проблемы.

Annotation. This article describes the motivation of Internet users, the reasons for their occurrence. The types of Internet dependency (from social networks, gaming dependence, correspondence) are reviewed and analyzed; the reasons for their occurrence, and the degree of its development are identified. The author reveals the courses of the phenomenon of Internet addiction, considers the subjects attracting Internet users, the causes of the rapid growth in the number of Internet users and how it motivates them. In the paper it’s identified what factors influence the motivation of users in social networks (chat, forum, and so on), online games and other services. The author presents the findings of why the Internet has become an attractive place for hanging out.

Keywords: internet-addiction, motivation of the user, computer addiction, social network, gambling addiction, social problems.

С развитием интернета количество его пользователей неуклонно растет. Чем же обусловлен данный рост? Чем он привлекает пользователей? В чем заключается мотивация постоянного пребывания в интернете? Эти и многие другие вопросы возникают в связи с феноменом интернет-зависимости.

Социальные сети. Интернет для многих пользователей является средством общения с другими людьми, посредством социальных сетей, чатов, форумов и других ресурсов. Отметим, что 82 % людей предпочитают интернет-общение реальному, это сказывается вследствие того, что интернет позволяет быть анонимным и позволяет абстрагироваться от реальности, позволяет стать тем, кем он захочет в интернете. Ввиду этого, сильной мотивацией интернет-пользователей становится его отрешенность от обыденности, сокрытие своих страхов, боязнь личного общения и реакций на его поведение. Интернет-общение - это не только переписка в социальных сетях, но и изменение своей личности, часто бывает не в лучшую сторону, пользователь прикрывается масками, чтобы их приняли в какое-либо сообщество.

Сообщества в интернете - это объединения людей по интересам, старожилы которых редко принимают в свои ряды новичков. По мнению старожилов сообществ, члены этих комьюнити уже нечто большее, чем просто клуб по интересам, они считают себя семьей, лучшими друзьями, «братьями по разуму». Примером этих сообществ могут служить:

- форумы по интересам;

- чаты;

- имиджборды.

Следует отметить, что 75 % пользователей в России подключаются к сети интернет исключительно для проверки своей почты, проверки своего профиля в социальных сетях. Расчет производился ФОМ (Фондом общественного мнения) [2]. Исходя из этого, мотивом для большинства пользователей становится общение в сети интернет, постоянное пребывание он-лайн позволяет беспрерывно обмениваться сообщениями. Социальные сети уже начали объединять не только свой собственный мессенджер, но стали

65

включать в себя sms-сообщения, ICQ профили, электронную почту, чаты и многие другие сервисы обмена сообщениями. К тому же с появлением мобильного интернета интеграция социальных сетей в обществе увеличилась более чем на 150 % (у одного пользователя от одного до трех мобильных устройств), что сказывается на постоянном подключении к сетям интернет и росте пользователей как социальных сетей, так и мобильного интернета [2].

Не стоит забывать, что социальные сети предлагают не только общение, но он-лайн игры, что вызывает дополнительную мотивацию для пользователей проводить больше времени в интернете. Кроме общения, пользователи проводят более 60 % времени за играми, как в социальных сетях, так и в он-лайн играх. Игры набирают большую популярность у пользователей тем, что в них они получают «внутри игровые навыки», рейтинги, очки, бонусы, достижения, которые имеют ценность только в самих этих играх. По данным 2013 года, число активных пользователей он-лайн игр составляет 227 миллионов человек (проводящих более 6 часов игры в день), и с каждым днем это число растет. Большинство пользователей принимают внутриигровые достижения как свои собственные, чем обуславливают свою социальную дезорганизацию. Удивительным становится тот факт, что виртуальные достижения становятся идолом для многих, в отличие от реальных достижений и навыков, которые можно приобрести (социальный статус, хорошая высокооплачиваемая работа, владение иностранными языками и многое другое). Следует выделить, что за достижения и успехи в играх пользователи нередко тратят реальные деньги, к примеру, за прошлый год было потрачено российскими пользователями 7,7 миллионов рублей на микротранзакции (покупка внутриигровых домов, игровой валюты, дополнительные возможности в игре и многое другое) в играх [2]. Разработчики он-лайн игр предполагают, что количество таких покупок в играх вырастет в ближайший год как минимум вдвое.

Исходя из вышесказанного, с появлением первых виртуальных игр уровень социализации (прогулки с друзьями, походы, встреча гостей, общение с друзьями и т.д.) обществе начал падать с каждым годом. Так, с 1960-х годов (развитие первых массовых виртуальных игр) этот уровень упал более чем в два раза. Это связано со многими факторами, и немаловажным стало развитие виртуальных игр, интернета и социальных сетей [1]. Социальные сети дают нам возможность общаться с большим числом людей, но это сказывается на нашей социализации в обществе, теряются отношения и связи с близкими и друзьями. Виртуальные сообщества являются более равноправными, чем реальные, человек может скрыться от общения с реальными людьми не разделяющими его точку зрения, в интернете, где он с легкостью найдет собеседников, разделяющих точку зрения. Анонимность в интернете ведет к усреднению общественных интересов, их ценностей, ведет к размытванию понятия межличностных отношений. Интернет сообщества ограждают пользователя от реаль-

ного общения, которое предоставляет разделение интересов, ценностей и взглядов, которые и ведут к социализации в обществе [1].

Таким образом, социальные сети являются привлекательным средством ухода от реальности за счет анонимности и чувства безопасности общения в сетях. Социальные сети представляют для пользователя возможность реализации его тайных потребностей и желаний, проявления фантазии, и все это с обратной связью. Как правило, за счет анонимности интернет пользователи кардинально меняют свою личность, что и способствует росту социальных сетей, увеличению количества пользователей, ведет к социальной дезорганизации.

Компьютерные игры, последствия и мотивы. Количество компьютерных игроков в мире составляет больше 30 % от всего населения планеты. Рост игроков сказывается с возможностью перенести себя в другие миры, отвлечься от повседневных проблем, реализовать себя в виртуальном мире посредством развития героя компьютерных игр.

Отметим, что компьютерные игры стали «киберспортом», развитие которого началось в 1997 г. с появлением первых он-лайн игр. Необходимо сравнить спорт и «киберспорт». Понятие спорт -организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Безусловно, в «киберспорте» задействованы интеллектуальные способности, возникают и межличностные отношения в процессе игр, однако понятия «киберспорт» и спорт разнятся по одному простому признаку, «киберспорт» не признан обществом как спортивная соревновательная дисциплина. По нашему мнению, нельзя считать спортивными соревнованиями игры на компьютере, даже соперничая с другими командами и игроками.

Спорт показывает преодоление социальных барьеров, физических и интеллектуальных, спортсмен выкладывается на полную силу и представляет свою страну и свое общество на соревнованиях. Это является главным и основным отличием спорта от «киберспорта». По нашему мнению, «киберспорт» - это сокрытие под компьютерными играми своей безразличности к действительности, попытка представить это как некое реальное достижение посредством победы в компьютерной игре. Подготовка к «киберсоревнованиям» и тренировка перед ними зачастую превышают 6 часов (т.е. более 6 часов пользователь проводит в играх за компьютером).

Широкое развитие «киберспорт» получил в Южной Корее (страна которая считается столицей «киберспорта»). В этой стране почти каждый второй является зависимым от компьютерных игр, количество пользователей (интернет-

пользователей и игроков) превышает 79 % населения, и многие выбирают своим призванием именно «киберспорт» [2].

66

Основной мотивацией покорения игровых миров становится полное погружение в виртуальную реальность (с новыми технологиями это уже возможно: очки виртуальной реальности Oculus Rift, очки дополненной реальности Google Glass), где игрок стирает грань между реальным и виртуальным, виртуальный герой для игрока становится его вторым я. Достижения, полученные в игре, он накладывает на свои личные достижения и считает их реальными. Компьютерные игры еще более популярны среди населения. По данным аналитической компании NEWZOO, в мире насчитывается более 1,7 миллиарда геймеров, которые проводят за играми более 1 часа в день. Не удивительно, что это число будет расти ежегодно, т.к. игровая индустрия развивается и расширяет свой круг взаимодействия с пользователями интернет.

Статистика показывает, что количество геймеров, зависающих в социальных сетях, чатах, форумах и т.д., ежегодно растет, и темп роста составляет 22,5 % в год по всему миру. По расчетам аналитиков, к 2017 году количество пользователей социальных сетей во всем мире составит 2,77 миллиарда пользователей, и это число не перестанет расти. Чем же это грозит? В частности, многое зависит от индивида, как он относится к социальным сетям, сколько времени проводит, осознает ли свое поведение он-лайн и каких целей он собирается добиться [1]. Но в общем складывается плачевная картина, когда чрезмерное пребывание в социальных сетях грозит многими социальными, психологическими, физическими отклонениями, такими как демографические угрозы; упадок социальной активности; различные заболевание позвоночника; туннельный синдром запястья; ухудшение зрения и слуха и многие другие.

Финансовые потребности и интернет-зависимость. Ухудшающее финансовое положение сказывается на альтернативных поисках дополнительных доходов. Самым популярным средством поиска средств к существованию является интернет. Огромное количество он-лайн казино, тотализаторов, финансовых бирж сказываются на желани пользователя стать финансово независимым. Количество он-лайн казино на 2012 год составляло более 2500, в 2014 году это число выросло более чем на 50 %. Неудивительно, что причина этого роста связана с повсеместной компьютеризацией и доступностью этих услуг в интернете. Одной из опаснейших социальных проблем общества является именно азартная зависимость, нередки слу-

Литература:

1. Бабаееа ЮМ- Интернет: воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. М. : Можайск-Терра, 2000. С. 11-39.

2. Соцсети: кто и для чего их использует. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11718

чаи суицида среди азартных игроков (25 % азартных игроков предпринимали по крайней мере одну попытку суицида), с ростом он-лайн казино, бук-мейкерских контор и тотализаторов фактор риска растет прямо пропорционально росту этих организаций [2]. Следует отметить, что азартная зависимость развивается не только благодаря финансовой потребности, но и исходя из следующих факторов:

• сложности в межличностных отношениях;

• низкой самооценки и самоконтроля;

• нерешение регуляции возбужения от процесса игр;

• иллюзия контроля;

• ошибочные представления о возможности выигрыша и другие.

Азартную зависимость стоит считать самой опасной зависимостью. Она ведет не только к неконтролируемым действиям игрока (трата семейного бюджета), но и ведет к проблемам в семье, в межличностных отношениях, к социальной изоляции в обществе и потере социального статуса. Основная мотивация азартных игроков - получения финансовой прибыли. Но, как выясняется, это ведет только к социальной дезорганизации, и появлению еще больших социальных проблем, помимо финансовых.

Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм.

Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддик-тивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, послезавтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.

Literature:

1. Babaeva U.D. Internet: impact on individuals / U.D. Babaeva, A.E. Voiskunskii, O.V Smyslova. M. : Mozhaisk-Terra, 2000. P. 11-39.

2. Social networks: who and why uses them. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11718

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.