Научная статья на тему 'Мотивация экономической деятельности человека: направления повышения эффективности'

Мотивация экономической деятельности человека: направления повышения эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2760
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ / МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА СТИМУЛОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AGENCY COSTS / MOTIVATION / INCENTIVE STRUCTURE / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Игорь Викторович

В современных экономических условиях, при наличии ограничений в привлечении экзогенных ресурсов, одним из эффективных способов экономического развития общества становится обращение к человеку, его мотивированности, способностям и накопленному опыту. Настоящая работа посвящена определению и обоснованию основных направлений повышения мотивации человека в процессе экономической деятельности. Повышение эффективности мотивации экономической деятельности происходит по пути преобразования внешней во внутреннюю мотивацию. Данное преобразование сопровождается значительной экономией издержек агентских отношений, ведет к более эффективному распределению ресурсов и соответствует Парето-улучшению. Применение методологического инструментария новой институциональной экономики, дополненного сопряженной с ним психологической концепцией самодетерминации, позволяет выделить три основных направления повышения мотивации хозяйствующих индивидов. К ним относится повышение экономической идентичности хозяйствующих индивидов. В статье рассмотрены два варианта ее формирования. Кроме того, показано, как творческая деятельность и наделение индивида дополнительными правами собственности способствуют формированию внутренней мотивации. Полученные результаты нацелены на создание новых методологических подходов к совершенствованию институтов и разработке действенной структуры экономических стимулов в обществе с целью обеспечения устойчивого развития его хозяйственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation in Human Economic Activity: Approaches to Increasing Efficiency

Modern economic theory creates an effective methodological platform for enriching the arsenal of means and methods of state regulation of the economy. In modern economic conditions, with the restrictions on attracting exogenous resources, one of the most effective ways of economic development of the society is the appeal to the person, their motivation, abilities and accumulated experience. The article is devoted to establishing and examining the main approaches to increasing the motivation of a person in the process of economic activity. Increasing the effectiveness of motivation of economic activity is connected with the shift from external motivation to internal one. This transformation is accompanied by significant savings in the costs of agency relations, leads to a more efficient allocation of resources and corresponds to the Pareto improvement. Analysis of modern economic views, complemented by associated psychological concepts, allows us to distinguish three main areas of increasing motivation of economic individuals. The main directions include the increase in the economic identity of individuals, two variants of its formation are identified in the article. Creative activity and the empowerment of the individual also contribute to the formation of internal motivation. The authors’ conclusion is a suggestion for the creation of new methodological approaches to the development of institutions and the development of an effective structure of economic incentives in the society aimed at ensuring sustainable development of the economy.

Текст научной работы на тему «Мотивация экономической деятельности человека: направления повышения эффективности»

Экономические вопросы управления

Щербаков И.В.

Мотивация экономической деятельности человека: направления повышения эффективности

Щербаков Игорь Викторович — кандидат экономических наук, докторант кафедры философии и методологии экономики, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 7736-9240

Аннотация

В современных экономических условиях, при наличии ограничений в привлечении экзогенных ресурсов, одним из эффективных способов экономического развития общества становится обращение к человеку, его мотивированности, способностям и накопленному опыту. Настоящая работа посвящена определению и обоснованию основных направлений повышения мотивации человека в процессе экономической деятельности. Повышение эффективности мотивации экономической деятельности происходит по пути преобразования внешней во внутреннюю мотивацию. Данное преобразование сопровождается значительной экономией издержек агентских отношений, ведет к более эффективному распределению ресурсов и соответствует Парето-улучшению. Применение методологического инструментария новой институциональной экономики, дополненного сопряженной с ним психологической концепцией самодетерминации, позволяет выделить три основных направления повышения мотивации хозяйствующих индивидов. К ним относится повышение экономической идентичности хозяйствующих индивидов. В статье рассмотрены два варианта ее формирования. Кроме того, показано, как творческая деятельность и наделение индивида дополнительными правами собственности способствуют формированию внутренней мотивации. Полученные результаты нацелены на создание новых методологических подходов к совершенствованию институтов и разработке действенной структуры экономических стимулов в обществе с целью обеспечения устойчивого развития его хозяйственной системы.

Ключевые слова

Издержки агентских отношений, мотивация, структура стимулов, экономическая деятельность.

Введение

Одна из фундаментальных задач государственного регулирования экономики

состоит в систематическом совершенствовании условий функционирования

хозяйственной системы общества. Оно включает в себя развитие существующих

институтов и разработку действенных мер, позволяющих наиболее эффективным образом

задействовать способности и накопленный опыт хозяйствующих индивидов. Решение

данных задач оказывает значительное влияние на траекторию экономического развития

общества. Развитие институтов и технологическое обновление неизбежно влекут за собой

трансформацию структуры действующих стимулов, что в первую очередь отражается на

изменении форм мотивации экономической деятельности человека. В современных

экономических условиях, при возрастающей роли человеческого капитала, мотивация

экономической деятельности становится не просто конструктом, который способствует объяснению, регулированию и прогнозированию экономического поведения людей. Она образует самостоятельный имплицитный фактор экономического развития, а также является действенным средством повышения эффективности таких специфических активов, как способности и накопленный опыт индивида. Мотивация экономической деятельности демонстрирует, каким образом человек интегрирован в действующую систему производства, распределения и потребления создаваемых благ. Выбор средств повышения мотивации экономической деятельности как важнейшей задачи государственного регулирования экономики должен подкрепляться теоретическими разработками и базироваться на глубинных методологических достижениях современной экономической науки.

Цель настоящей работы — определить, руководствуясь методологическим инструментарием новой институциональной экономической теории, основные направления повышения мотивации экономической деятельности человека в современных условиях. Повышение эффективности мотивации экономической деятельности рассматривается как процесс преобразования внешней мотивации во внутреннюю мотивацию индивида. Внешняя мотивация формируется при доминировании императивного воздействия внешней среды, которое обеспечивается значительной величиной издержек агентских отношений, т. е. разновидностью трансакционных издержек по принуждению, надзору и мониторингу его экономической деятельности1. Для экономического поведения индивида, формируемого внешней мотивацией, характерны постановка извне целей и задач деятельности и постоянный внешний мониторинг. Интенциональность хозяйствующего индивида определяется внешне воспринимаемым локусом каузальности, а основным регулятором экономического поведения выступает вознаграждение. Экономическое поведение, формируемое внутренней мотивацией, означает самостоятельную постановку индивидом целей и задач деятельности и предполагает большую свободу при осуществлении хозяйственных действий. Внутренняя мотивация экономической деятельности человека образуется на основе его внутренних источников активности, которые обеспечивают существенную экономию издержек агентских отношений. Сама экономическая деятельность воспринимается индивидом в

1 JensenM.C., Meckling W.H. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure // Journal of Financial Economics. 1976. Vol. 3. No 4. P. 305-360.

качестве награды. С экономических позиций, процесс преобразования внешней мотивации хозяйственной деятельности во внутреннюю означает существенную экономию издержек агентских отношений, которая, согласно теореме Коуза, ведет к более эффективному распределению ресурсов, что в конечном итоге способствует поступательному развитию хозяйственной системы в целом.

Экзистенциальная предрасположенность человека к экономическим действиям, согласно психологической концепции самодетерминации, определяется его врожденными потребностями в самоопределении, взаимодействии с другими людьми и компетентности2. Самоопределение индивида в процессе хозяйственной деятельности означает повышение значимости собственного выбора человека при существующем императивном воздействии внешней среды. Компетентность предполагает эффективное реагирование индивида на происходящие изменения в экономике. Невозможность или дефицит взаимодействия индивида в процессе деятельности может обернуться экономической депривацией, ведущей к разрушению хозяйственных связей и полной автаркии. Формирование внутренней мотивации у хозяйствующего индивида предполагает повышение уровня его компетентности и самоопределения.

Экономическая деятельность в настоящей работе понимается, по Дж. Коммонсу, как деятельность человека по отчуждению и присвоению прав собственности3. Трудовая деятельность — как разновидность экономической деятельности, при которой индивид на условиях полной исключительности прав собственности обладает только рабочей силой, а права собственности на остальные ресурсы предоставляются ему только на время выполнения контракта.

Теоретико-методологические подходы к исследованию мотивации в различных парадигмах экономической науки

Согласно неоклассической экономической концепции, поведение человека направлено на максимизацию собственной выгоды или полезности. В данной ситуации остается только наделить хозяйствующего индивида ограниченными ресурсами, чтобы он инстинктивно максимизировал выгоду или минимизировал потери от своей экономической деятельности. В трактовке неоклассической экономической парадигмы

2 Deci E.L. Intrinsic Motivation. New York: Plenum Press, 1975; Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behaviors. New York: Plenum Press, 1985.

3 Commons J.R. Institutional Economics // American Economics Review. 1931. Vol. 21. No 4. P. 648-657.

мотив больше напоминает рефлекс по удовлетворению витальных потребностей человека, и его исследование на данном теоретическом фундаменте становится излишним. В фокусе неоклассических экономических исследований поведения человека оказываются многочисленные формы пользы или выгоды его хозяйственной деятельности, которые объединяются таким конструктом, как «экономический интерес», а также необходимые ресурсы для их достижения. Логично, что изучение мотивации деятельности индивида переходит на уровень прикладных экономических дисциплин.

В прикладных экономических дисциплинах разработано множество концепций мотивации, прежде всего, трудовой деятельности индивида. Данные мотивационные концепции направлены на повышение эффективности трудовой деятельности в рамках конкретных организаций или на приведение в соответствие с целями и задачами предприятия поведения работников. С позиции экономической теории, данные мотивационные концепции ориентированы на эффективное использование трансакционных издержек по мониторингу, контролю и принуждению работников для конкретного предприятия или вида деятельности. Кроме того, на предприятиях лицо, принимающее решение, может оперативно манипулировать исходными ресурсами, изменять условия деятельности, что позволяет производить ротацию кадров с целью поиска работников с требующимися способностями и опытом. В результате эффективных управленческих решений в конкретной организации может быть создана действенная система мотивации труда сотрудников. Эти концепции мотивации носят прикладной характер, они ориентированы на оперативное управление в заданных производственных условиях.

Экономики более крупных хозяйствующих субъектов, таких как регион или государство, обладают несопоставимыми с предприятиями объемами трансакционных операций. Процедуры распределения ресурсов подчиняются объективным экономическим законам. Институциональная среда во многом определяет и устанавливает нормы и правила, действующие на предприятии. В результате функционирование экономики, по мнению Д. Норта, характеризуется высокой степенью неопределенности и эргодичности4. Методологический инструментарий прикладных экономических дисциплин не ориентирован на объяснение, регулирование и прогнозирование поведенческих паттернов

4 Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: ИД ВШЭ, 2010. С. 26.

в экономике и обществе, а также малоэффективен для научного обоснования государственной экономической политики.

Новая институциональная экономическая теория сквозь призму своей исследовательской программы оценивает деятельность хозяйствующего индивида, направленную не только на получение собственной выгоды или пользы (при его полной рациональности и наличии ограниченных ресурсов), но и изучает всевозможные формы экономического поведения, в том числе оппортунистического. Экономическая теория трансакционных издержек отражает психологическую природу человека в процессе его социального взаимодействия. В итоге, новая институциональная экономическая концепция актуализирует необходимость изучения хозяйственной деятельности индивида как разновидности человеческой деятельности вообще. Новая институциональная экономическая теория рассматривает хозяйственную деятельность в целом, как процесс преобразования потребностей человека в конкретные планы и цели при действующих институциональных условиях, с учетом приобретенных и врожденных способностей индивида, его хозяйственного опыта, и, естественно, при наличии ограниченных ресурсов. Таким образом, новая институциональная концепция подключает экономическую теорию со своим научным потенциалом, предметами и объектами исследования, а также накопленными результатами работ, вслед за философией, психологией и социологией, к фундаментальной научной проблеме — исследованию мотивации человеческой деятельности. Методологический инструментарий новой институциональной экономической теории с присущим ему уровнем обобщения и осмысления позволяет выработать универсальные подходы к исследованию мотивации деятельности человека и к определению основных направлений повышения ее эффективности.

В литературе по экономической теории существуют многочисленные определения мотивации хозяйственной деятельности индивида. Общее представление об основных трактовках мотивации, позиционирующих данный конструкт в экономической теории, можно получить из схемы, представленной на Рисунке 1.

Рисунок 1. Основные представления мотивации в экономической теории5

5 Составлено автором. Источники: Ариели Д.Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как зарабатывать на этом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013; Беккер Г. Человеческое

Основные направления повышения эффективности мотивации экономической деятельности

Мы выделили три основных подхода к повышению эффективности мотивации экономической деятельности индивида через преобразование внешней мотивации во внутреннюю. Первый подход — формирование у хозяйствующего индивида экономической идентичности, что достигается двумя способами.

Первый способ. Дж. Акерлоф и Р. Крэнтон6 представляют экономическую идентичность как соответствие действующих институциональных предписаний индивидуальным идеальным представлениям о них. Высокая экономическая идентичность индивидов, по мнению авторов, способствует увеличению эффективности их деятельности в социально-экономической сфере на 10-25%. Ю. Эльстер7 и Дж. Серл8 полагают, что формирование идентичности происходит когда социальные нормы признаются и разделяются в обществе. В этом случае повышается действенность институциональных предписаний и снижается уровень трансакционных издержек. Признание индивидами действующих норм и правил базируется на общей системе ценностей, принятых в обществе. Одним из ключевых элементов в системе ценностей общества, по мнению Дж. Роулза, является справедливость9. Справедливость — одна из форм проявления экономической идентичности, которая оценивает не только отношение индивида к действующим нормам и правилам, но и его отношение к сложившейся системе распределения ресурсов.

Ю.Я. Ольсевич полагает, что важнейшая функция институтов состоит в обеспечении удовлетворения экзистенциальных потребностей населения в социальной безопасности, в защите здоровья, в сдерживании безработицы и т. п. Социальные институты амортизируют воздействие основного капиталистического инстинкта к накоплению

поведение: экономический подход. М.: ИД ВШЭ, 2003; Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства М.: РОССПЭН, 1998; КанеманД. Думай медленно... решай быстро. М.: АСТ, 2014; НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997; Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения. М.: ИНФРА-М, 2009; Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007; Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001; Alchian A.A. Uncertainty, Evolution and Economie Theory // Journal of Political Economy. 1958. No 3. P. 211-221; Foster J. Evolutionary Macroeconomics. London: Allen and Unwin 1987.

6 Акерлоф Дж., Крэнтон Р. Экономика идентичности. Как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны. М.: Карьера Пресс, 2010.

7 Эльстер Ю. Объяснения социального поведения: еще раз об основах социальных наук. М. : ИД ВШЭ, 2011.

8 Серл Дж. Что такое институт? // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 5-27.

9 Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995.

собственности. Данные нормы и правила, обеспечивающие эффективное удовлетворение экзистенциальных потребностей населения, будут им приниматься и разделяться10.

Второй способ формирования экономической идентичности у индивида реализуется, согласно логике М. Олсона11, когда принятие и разделение индивидом действующих норм и правил обусловлено выгодой, получаемой им от коллективного блага. Участие индивида в группах продиктовано его потребностью в получении коллективного блага, которое сопряжено с издержками. Если общая польза коллективного блага превышает общие издержки, то «коллективное благо будет обеспечено и выгода отдельного индивида превысит общие издержки, связанные с добыванием коллективного блага»12. Договоренность в группе распределяет общие издержки, необходимые для создания коллективного блага. В привилегированной группе индивид мотивирован таким образом, что для получения блага может взять все необходимые издержки на себя. Важный вывод, вытекающий из работы М. Олсона, состоит в том, что в малых группах частные интересы индивидов защищены лучше, чем в больших группах. Малые группы предполагают меньшие издержки по образованию организации. В малых социальных группах распределение коллективного блага осуществляется преимущественно по нормальному распределению, что способствует образованию идентичности участников группы.

Второе направление формирования внутренней мотивации экономической деятельности индивида — это творческий труд.

Российские исследователи А.В. Бузгалин и А.И. Колганов, исследуя основные тенденции развития современной экономики, прогнозируют преобладающий вид мотивации экономической деятельности человека в теоретически сконструированном ими будущем общественном устройстве13. Авторы полагают, что технологические новшества современного развития человечества приводят к существенным изменениям в экономической деятельности человека, которые затрагивают ее содержание. Вместо ограниченных ресурсов, по мнению авторов, приходит новый тип ресурсов — «всеобщие культурные ценности», которые неограниченны, неуничтожимы, но потребляемы, т. е. подлежат «распредмечиванию». Условия осуществления экономической деятельности формируют «царство свободы» и образуют креатосферу, которая наполнена свободным творческим трудом. Несоизмеримо возрастает роль способностей человека, поскольку

10 Ольсевич Ю.Я. Указ. соч.

11 Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: ФЭИ, 1995.

12 Там же. С. 29-30.

13 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века (тезисы к формированию научной школы). М.: Едиториал УРСС, 2005.

труд становится креативным и творческим. Происходит изменение социально-экономического содержания труда. Творческий труд человека становится apriori общественно признанным и необходимым. Организационной формой трудовой и творческой деятельности людей становятся свободные ассоциации индивидов для совместного научного, художественного и других видов социального новаторства. Домохозяйство как организационная форма также не исчерпала свои возможности для инновационной деятельности. В данной теоретической конструкции неотъемлемым атрибутом творческой деятельности человека становится внутренняя мотивация14.

Следует заметить, что при любом общественном устройстве творческая деятельность инициируется внутренней мотивацией. В процессе творчества человек самостоятельно устанавливает цели и задачи своей деятельности, определяет ее продолжительность и интенсивность. Результаты труда он связывает с собственными способностями и усилиями. При этом сама деятельность служит индивиду вознаграждением. Внутренняя мотивация в процессе творческой деятельности повышает значение собственного выбора индивида над внешним принуждением. Внутренняя мотивация инициируется собственной активностью человека на основе осознанного самоопределения в процессе хозяйственной деятельности. Непрерывное технологическое и инновационное развитие экономики повышает долю отраслей (видов деятельности), для которых важен творческий труд. Эволюция трудовой деятельности человека служит тому подтверждением: она прошла в своем развитии путь от принудительного до наемного труда и от труда на подряде до современных форм самозанятости.

Третий подход к преобразованию внешней мотивации хозяйственной деятельности во внутреннюю состоит в наделении индивида дополнительными правами собственности или повышении степени их исключительности в обмен на существенную экономию издержек агентских отношений. Данный вид преобразования внешней мотивации во внутреннюю обладает длительной историей. Он наблюдался при процедуре отмене рабства. Вольноотпущенному предоставлялась свобода или полная исключительность прав собственности на рабочую силу в обмен на значительное снижение издержек агентских отношений для рабовладельца. Данный обмен соответствует условиям Парето-эффективности. Процесс преобразования внешней мотивации во внутреннюю при производстве сельскохозяйственных работ на условиях издольщины повторяет ситуацию при отмене рабовладения. Издольщик приобретает дополнительные права собственности (права аренды), ожидая увеличения собственного

14 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч. С. 29.

благосостояния за счет своих способностей и накопленного опыта, а доход землевладельца до издольщины будет сопоставим с арендной платой, увеличенной на заработную плату (уплачиваемой ранее наемному работнику), и размером экономии издержек агентских отношений. При значительном сокращении издержек агентских отношений издольщина будет экономически привлекательна для землевладельца. На формирование внутренней мотивации у топ-менеджеров современных компаний ориентировано их премирование в виде опционов или акций управляемых ими предприятий. Наделение топ-менеджеров дополнительными правами собственности сопровождается значительной экономией соответствующих трансакционных издержек. Данный вид преобразования мотивации активно используется при привлечении новых партнеров (собственников) из числа бывших работников в адвокатских, конструкторских, дизайнерских организациях, где величина издержек агентских отношений может достигать значительной величины. Собственник обладает наиболее полной информацией о принадлежащих ему ресурсах и несет экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Собственник ресурсов самостоятельно определяет цели, устанавливает задачи и оценивает результативность своей деятельности. Следовательно, информационная и контролирующая составляющие мотивации неотъемлемо связываются индивидом с внутренними факторами: со своими способностями и собственным опытом хозяйствования. Права собственности способствуют формированию внутренней мотивации у хозяйствующего индивида.

Выводы

Мотивация — это процесс познания индивидом хозяйственной деятельности с целью самоопределения в системе производства, распределения, обмена и потребления создаваемых благ. Внутренняя мотивация экономической деятельности способствует сокращению издержек агентских отношений как на стадии заключения контракта, так и на постконтрактном этапе исполнения договора, а также предотвращает многие виды оппортунистического и рентоориентированного поведения. Повышение эффективности мотивации экономической деятельности индивида осуществляется путем преобразования внешней мотивации во внутреннюю.

Повышение эффективности мотивации экономической деятельности осуществляется по трем основным направлениям. Первое связано с интернализацией индивидом действующих институтов и формированием экономической идентичности, которая во многом предопределяет гражданскую идентичность в обществе. Мотивация хозяйственной деятельности индивида — это интернализация им основных

экономических стимулов, учитывающая его накопленный опыт, имеющиеся врожденные и приобретенные способности. Второе направление — творческая деятельность, роль которой систематически повышается в современной экономике, функционирующей на основе непрерывного развития техники и технологии. Третье направление — формирование масштабного класса собственников, которые в процессе хозяйственной деятельности принимают экономически взвешенные и ответственные решения.

Научно обоснованное представление о направлениях повышения мотивации экономической деятельности человека в современных условиях хозяйствования позволяет обновлять методологические подходы государственной экономической политики по дальнейшему развитию институтов, совершенствованию структуры действующих экономических стимулов и эффективному распределению ресурсов. Это обуславливает переход к разработке стратегических экономических программ эффективного распределения прав собственности на ресурсы, включающих гармоничное комплексное задействование всех подходов к повышению мотивации экономической деятельности человека.

Список литературы:

1. Акерлоф Дж., Крэнтон Р. Экономика идентичности. Как наши идеалы и социальные нормы определяют, кем мы работаем, сколько зарабатываем и насколько несчастны. М.: Карьера Пресс, 2010.

2. Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как зарабатывать на этом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ИД ВШЭ, 2003.

4. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства М.: РОССПЭН, 1998.

5. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Постсоветский марксизм в России: ответы на вызовы XXI века (тезисы к формированию научной школы). М.: Едиториал УРСС, 2005.

6. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М.: АСТ, 2014.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.

8. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: ИД ВШЭ, 2010.

9. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: ФЭИ, 1995.

10. Ольсевич Ю.Я. Психологические основы экономического поведения. М.: ИНФРА-М, 2009.

11. Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995.

12. Серл Дж. Что такое институт? // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 5-27.

13. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.

14. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.

15. Эльстер Ю. Объяснения социального поведения: еще раз об основах социальных наук. М.: ИД ВШЭ, 2011.

16. Alchian A.A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1958. No 3. P. 211-221.

17. Commons J.R. Institutional Economics // American Economics Review. 1931. Vol. 21. No 4. P. 648-657.

18. Deci E.L. Intrinsic Motivation. New York: Plenum Press, 1975.

19. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behaviors. New York: Plenum Press, 1985.

20. Foster J. Evolutionary Macroeconomics. London: Allen and Unwin, 1987.

21. JensenM.C., Meckling W.H. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure // Journal of Financial Economics. 1976. Vol. 3. No 4. P. 305-360.

Shcherbakov I.V.

Motivation in Human Economic Activity: Approaches to Increasing Efficiency

Igor V. Shcherbakov — Ph.D., doctoral student of the Department of Philosophy and Methodology of Economics, Faculty Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.

E-mail: [email protected] Annotation

Modern economic theory creates an effective methodological platform for enriching the arsenal of means and methods of state regulation of the economy. In modern economic conditions, with the restrictions on attracting exogenous resources, one of the most effective ways of economic development of the society is the appeal to the person, their motivation, abilities and accumulated experience. The article is devoted to establishing and examining the main approaches to increasing the motivation of a person in the process of economic activity. Increasing the effectiveness of motivation of economic activity is connected with the shift from external motivation to internal one. This transformation is accompanied by significant savings in the costs of agency relations, leads to a more efficient allocation of resources and corresponds to the Pareto improvement. Analysis of modern economic views, complemented by associated psychological concepts, allows us to distinguish three main areas of increasing motivation of economic individuals. The main directions include the increase in the economic identity of individuals, two variants of its formation are identified in the article. Creative activity and the empowerment of the individual also contribute to the formation of internal motivation. The authors' conclusion is a suggestion for the creation of new methodological approaches to the development of institutions and the development of an effective structure of economic incentives in the society aimed at ensuring sustainable development of the economy.

Keywords

Agency costs, motivation, incentive structure, economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.