Научная статья на тему 'Мотивационный характер конкурентных рисков в инновационной экономике'

Мотивационный характер конкурентных рисков в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / КОНКУРЕНТНЫЕ РИСКИ / COMPETITIVE RISKS / МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / MOTIVATIONAL COMPONENT / ТВОРЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / CREATIVE SELF-IMPROVEMENT / ИННОВАЦИОННОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЫНКИ / INNOVATIVE MARKETS / РЫНКИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / HIGH END MARKETS / СОВРЕМЕННЫЕ РЫНКИ ТРУДА / MODERN LABOUR MARKETS / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОТНИКИ / SKILLED WORKERS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырев Кирилл Александрович

В статье рассмотрены особенности исследовательского обоснования функциональных изменений, присущих высокомотивированному осуществлению конкурентных рисков на таких основных рынках инновационной экономики, как рынки высоких технологий и современные рынки труда, где мотивационная составляющая конкурентных рисков проявляет себя в виде инновационной зависимости уровня рыночной мотивации, а также уровней коммерческого и конкурентных рисков. При этом в инновационной экономике творческая деятельность предпринимателей и квалифицированных работников приобретает признаки формирования своего инновационного характера, одним из которых является мотивационное проявление конкурентных рисков на рынках высоких технологий и современных рынках труда. Это обуславливает осознание проблемы формирования мотивационного характера конкурентных рисков во всей её сложности в контексте выработки адекватных сложившейся ситуации коммерческих решений. В статье аргументируется теоретическое положение о том, что в инновационной экономике формирование мотивированного характера конкурентных рисков происходит в многофакторной системе разнообразных творческих действий её основных участников. Поэтому постоянный анализ коммерческих неожиданностей, возникающих в результате конкурентных рисков, производится и предпринимателями, и квалифицированными наемными работниками с целью получения ими на инновационных рынках дополнительных доходов от своей предпринимательской и профессиональной деятельности. В результате этого, как для предпринимателей, так и квалифицированных наемных работников рыночная мотивация конкурентных рисков находит свое основное коммерческое проявление в «эффекте особых творческих интересов». Их предпринимательская и профессиональная реализация на инновационных рынках обуславливает аналитическую оценку и предпринимателями, и квалифицированными работниками действия конкурентных рисков, а также системную разработку эффективных факторных мероприятий по устранению вероятного влияния на их рыночные последствия: конкурентной уязвимости, коммерческих неожиданностей, а также соответствующей мотивационной компенсации для каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATIONAL NATURE OF COMPETITIVE RISKS IN THE INNOVATION ECONOMY

In the article the peculiarities of the research justification of the functional change inherent in the implementation highly motivated competitive risks in such major markets innovation economy, as the markets of high technology and modern labor markets, where the motivational component of competitive risk manifests itself in the form of innovation depending on the level of market motivations, and levels of commercial and competitive risks. While in the innovation economy the creative activities of entrepreneurs and skilled workers acquires the characteristics of formation of their innovative nature, one of which is a motivational manifestation of the competitive risks in the markets of high technology and modern labour markets. This leads to awareness of the problem of formation of the motivational nature of competitive risks in all its complexity in the context of the formulation adequate to the situation of commercial solutions. The article discusses the theoretical provision that in the innovative economy formation of the motivated nature of competitive risk occurs in multi-factor system a variety of creative actions of its key participants. Therefore, continuous analysis of commercial surprises that arise as a result of market risks is performed and entrepreneurs, and skilled employees with the goal of getting them in innovative markets additional income from its business and professional activities. As a result, for entrepreneurs and qualified employees, market competition risk motivation finds its primary manifestation in the commercial "the effect of a special creative interests." Their business and professional implementation of innovative markets results in the analytical evaluation and entrepreneurs and qualified workers, actions of competitive risks as well as the system development factor effective measures on elimination of the likely impact on their market implications: competitive vulnerability, commercial surprises, as well as the corresponding motivational compensation for each of them.

Текст научной работы на тему «Мотивационный характер конкурентных рисков в инновационной экономике»

экономические науки

Болдырев Кирилл Александрович МОТИВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ...

УДК 330.117

МОТИВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР КОНКУРЕНТНЫХ РИСКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

© 2018

Болдырев Кирилл Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления Луганский национальный университет имени Владимира Даля

(91034, Луганск, кв. Молодежный, 20-а, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассмотрены особенности исследовательского обоснования функциональных изменений, присущих высокомотивированному осуществлению конкурентных рисков на таких основных рынках инновационной экономики, как рынки высоких технологий и современные рынки труда, где мотивационная составляющая конкурентных рисков проявляет себя в виде инновационной зависимости уровня рыночной мотивации, а также уровней коммерческого и конкурентных рисков. При этом в инновационной экономике творческая деятельность предпринимателей и квалифицированных работников приобретает признаки формирования своего инновационного характера, одним из которых является мотивационное проявление конкурентных рисков на рынках высоких технологий и современных рынках труда. Это обуславливает осознание проблемы формирования мотивационного характера конкурентных рисков во всей её сложности в контексте выработки адекватных сложившейся ситуации коммерческих решений. В статье аргументируется теоретическое положение о том, что в инновационной экономике формирование мотивированного характера конкурентных рисков происходит в многофакторной системе разнообразных творческих действий её основных участников. Поэтому постоянный анализ коммерческих неожиданностей, возникающих в результате конкурентных рисков, производится и предпринимателями, и квалифицированными наемными работниками с целью получения ими на инновационных рынках дополнительных доходов от своей предпринимательской и профессиональной деятельности. В результате этого, как для предпринимателей, так и квалифицированных наемных работников рыночная мотивация конкурентных рисков находит свое основное коммерческое проявление в «эффекте особых творческих интересов». Их предпринимательская и профессиональная реализация на инновационных рынках обуславливает аналитическую оценку и предпринимателями, и квалифицированными работниками действия конкурентных рисков, а также системную разработку эффективных факторных мероприятий по устранению вероятного влияния на их рыночные последствия: конкурентной уязвимости, коммерческих неожиданностей, а также соответствующей мотивационной компенсации для каждого из них.

Ключевые слова: инновационная экономика, конкурентные риски, мотивационная составляющая, творческое самосовершенствование, инновационное саморазвитие, инновационные рынки, рынки высоких технологий, современные рынки труда, квалифицированные работники.

THE MOTIVATIONAL NATURE OF COMPETITIVE RISKS IN THE INNOVATION ECONOMY

© 2018

Boldyrev Kirill Alexandrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Department of public administration Luhansk national University named after Volodymyr Dahl (91034, Lugansk, Youth quarter, 20-a, e-mail: [email protected])

Abstract. In the article the peculiarities of the research justification of the functional change inherent in the implementation highly motivated competitive risks in such major markets innovation economy, as the markets of high technology and modern labor markets, where the motivational component of competitive risk manifests itself in the form of innovation depending on the level of market motivations, and levels of commercial and competitive risks. While in the innovation economy the creative activities of entrepreneurs and skilled workers acquires the characteristics of formation of their innovative nature, one of which is a motivational manifestation of the competitive risks in the markets of high technology and modern labour markets. This leads to awareness of the problem of formation of the motivational nature of competitive risks in all its complexity in the context of the formulation adequate to the situation of commercial solutions. The article discusses the theoretical provision that in the innovative economy formation of the motivated nature of competitive risk occurs in multi-factor system a variety of creative actions of its key participants. Therefore, continuous analysis of commercial surprises that arise as a result of market risks is performed and entrepreneurs, and skilled employees with the goal of getting them in innovative markets additional income from its business and professional activities. As a result, for entrepreneurs and qualified employees, market competition risk motivation finds its primary manifestation in the commercial «the effect of a special creative interests.» Their business and professional implementation of innovative markets results in the analytical evaluation and entrepreneurs and qualified workers, actions of competitive risks as well as the system development factor effective measures on elimination of the likely impact on their market implications: competitive vulnerability, commercial surprises, as well as the corresponding motivational compensation for each of them.

Keywords: innovative economy, competitive risks, motivational component, creative self-improvement, innovative development, innovative markets, high end markets, modern labour markets, skilled workers.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность темы обусловлена тем, что в современной экономике происходят глубокие инновационные и информационные преобразования, свойственные «экономике знаний», в которой главным фактором постоянного развития является рост интеллектуального потенциала и научно-технические инновации, где конкурентный успех определяется, прежде всего, профессиональными знаниями, опытом и умением высокомотивированных предпринимателей и работников с высоким творческим потенциалом. В инвестиционно-инновационном развитии стран, экономика которых базируется на исполь-

зовании высоких технологий и квалифицированной рабочей силы, все более конструктивную роль играет мо-тивационная определенность не только коммерческого, но и конкурентного риска. В классификации экономических рисков взаимозависимость их мотивационной и конкурентной компонент обусловлена необходимостью снижения современными организациями коммерческих рисков при формировании и принятии ими сложных решений, реализуемых на инновационных рынках [4].

В инновационной экономике тенденции изменения спроса и предложения на основных рынках варьируют вокруг решения их субъектами двух основных задач: - осуществления научно-обоснованной оценки раз-

личных коммерческих рисков, а в них - двухуровневых мотивационных и конкурентных составляющих, от которых зависит стабильность доходов участников инновационной экономики [2];

- применения надлежащих страховых механизмов, работающих в сфере мониторинга конкурентоспособности действия инновационных способов и методов, а также инвестиционных форм и средств конкурентной борьбы, касающейся анализа конъюнктуры любого основного рынка [6].

Вышеперечисленные две задачи определяются ответственностью принятия субъектами инновационной деятельности таких рискованных решений, которые постоянно возникают в двух рыночных ситуациях: во-первых, когда такие субъекты принимают высокомотивированные, но рискованные решения, связанные с конкурентной реализацией какой-то инновационной бизнес идеи и, во-вторых, когда ими разрабатываются и подписываются рискованные, но финансово выгодные соглашения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Инновационная необходимость и инвестиционная возможность информационного развития современной экономики привлекает все большее исследовательское внимание многих отечественных, а также зарубежных ученых и специалистов. Весомый вклад в научно-исследовательскую разработку мотивационной составляющей не только коммерческих, но и конкурентных рисков внесли такие ученые и специалисты, как: В. Боков, И. Бузько, В. Кабаков, А. Кузьмина, В. Мортиков, Х. Хекгаузен, Р. Хендерсон, Н. Осыченко, Дж. О'шонесси, Е. Портер, Н. Розанова, А. Тоффлер, Ф. Найт, Г. де Бекер, Ф. Фармер, В. Глущенко.

В концептуальном контексте их основные исследовательские обоснования сводятся к тому, что конкурентный характер инновационной рыночной экономики может эффективно проявлять свои мотивационные черты, стимулирующие коммерческие признаки и другие побуждающие свойства лишь в условиях информационной эксплуатации, прежде всего, таких двух преимущественно интенсивных факторов сбалансированного экономического роста, как высокие инновационные технологии и высокомотивированная рабочая сила.

Формирование целей статьи. Цель статьи - раскрыть особенности использования в инновационной экономике мотивационной составляющей конкурентного риска на, прежде всего, современных рынках труда.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В инновационной экономике любая высокомотивированная деятельность любых её участников является конкурентным атрибутом, с помощью которого происходит творческое самосовершенствование и саморазвитие каждого из них. При этом имеется в виду самосовершенствование и саморазвитие участников инновационной экономики, оказывающих помощь самим себе путем самопознания, в системе которого интеллектуальные уровни доминируют над эмоциональными, двигательными и инстинктивными, так как они определяют характер мотивации конкурентных рисков каждого из них на инновационных рынках. [3].

В процессе формирования инновационной экономики в промышленно развитых странах, основные индустриальные рынки, обслуживающие ресурсосберегающие производства в своем развитии уступают пальму первенства рынку финансовых и прочих услуг. Этот рынок стал доминировать в инновационном развитии над другими основными рынками, прежде всего, над современными рынками труда. Это обусловлено, во-первых, спекулятивными операциями, которые превратились на основных индустриальных рынках в норму не только коммерческой, но и творческой деятельности их участ-106

ников и, во-вторых, инвестированием инновационных проектов, которое на основных индустриальных рынках стало зависеть от торговли деньгами, а не товарами. При этом в индустриальной экономике за деньгами очень часто не просматриваются конкурентные успехи, эффективный труд, творческие способности предпринимателей и квалифицированных наемных работников, а также возрастание конкурентных рисков их инновационной деятельности на основных индустриальных рынках.

Комплексный анализ индустриального действия этих и других причинно-факторных условий на рыночное применение и коммерческое использование субъектами хозяйственной деятельности не только высоких технологий, но и квалифицированной рабочей силы свидетельствует о необходимости устранения негативного влияния тех из них, которые деактивируют и демоти-вируют инвесторов в осуществлении инвестиционной стратегии инновационных преобразований на основных индустриальных рынках. К ним, в первую очередь, следует отнести отсутствие на этих рынках, во-первых, выгодных экономико-правовых условий для инвестиционного повышения их инновационной конкурентоспособности; во-вторых, достаточных инвестиционных средств для радикальной модернизации сегментной структуры действующих рынков; в-третьих, финансовых возможностей для устранения регрессивного, асоциального и не конкурентного характера использования трудового и творческого потенциалов квалифицированных работников и специалистов; в-четвертых, инвестиционного развития инновационных «социальных систем» государства и «коммуникационных систем» конкурентоспособных бизнес организаций [6]. Деструктивное действие, прежде всего, этих причинно-факторных условий на инвестиционно-инновационные изменения, происходящие на основных индустриальных рынках, особенно очевидно проявляются на современных рынках труда в силу коммерческого осуществления на этих рынках, прежде всего, конкурентных и мотивационных факторов.

Не случайно, конкурентная и мотивационная структура современных рынков труда до настоящего времени характеризуется инновационной неразвитостью, прежде всего, сегментов квалифицированной рабочей силы их секторов занятости. Все это дестабилизирует коммерческое действие конкурентных и мотивационных факторов, способствующих повышению конкурентоспособности секторов занятости современных рынков труда, так как игнорируются качественные изменения, связанные с повышением инновационной роли новых видов рыночной мотивации предпринимателей и коммерческого стимулирования квалифицированных наемных работников. Этому также не способствуют и такие причинно-факторные условия, при которых происходит демотивация творческой и интеллектуальной деятельности квалифицированной рабочей силы, так как:

- практически полностью девальвируются трудовые ценности;

- производительный труд начинает терять свою интеллектуальную функцию;

- труд превращается из основы здорового образа творческой жизни в коммерческое средство рыночного выживания.

Именно поэтому на индустриальных рынках труда спрос на неквалифицированных наемных работников нередко растет более быстрыми темпами, чем на квалифицированную рабочую силу, а заработная плата на низкоквалифицированную рабочую силу устанавливается на таких рынках труда выше, чем на квалифицированную рабочую силу [7].

В инновационной экономике конкурентоспособное развитие современных рынков труда как раз и направлено на преодоление глубоких структурно-функциональных диспропорций и противоречий, не обеспечивающих формирование как конкурентного, так и мотивацион-ного характера функционирования, прежде всего, сег-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

экономические науки

Болдырев Кирилл Александрович МОТИВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ...

ментов квалифицированной рабочей силы их секторов занятости. Этому также способствует целостная система хорошо организованных предпринимателями инвестиционно-инновационных мероприятий, стимулирующих структурную сегментацию современных рынков труда с целью конкурентного формирования высокомотивированной рабочей силы с творческим и интеллектуальным потенциалом. При этом повышение конкурентоспособности сегментной структуры современных рынков труда в рациональном использовании их трудового и творческого потенциала, создание мощных мотивов для предпринимательской и сильных стимулов для трудовой деятельности - ключевая задача, без решения которой не представляется возможным обосновать конкурентоспособные контуры инновационной модели современного рынка труда, наличие, прежде всего, в его секторе занятости реального профессионального и творческого потенциала квалифицированной рабочей силы. То же самое относится к тем причинно-факторным условиям, которые стагнируют инновационное развитие конкурентоспособных отношений конкурентного сотрудничества между работодателями и квалифицированными наемными работниками [4].

В противном случае, процесс инвестиционной трансформации индустриальной в инновационную экономику не разблокирует все имеющиеся инвестиционные источники, стимулирующие технологическое и информационное обеспечение творческой насыщенности труда квалифицированной рабочей силы, а также не позволят использовать все инвестиционные средства, повышающие мотивационную привлекательность творческой и интеллектуальной деятельности предпринимателей и квалифицированных наемных работников [2].

В связи с этим следует отметить, что в современной экономике низкий конкурентный уровень структурной сегментации индустриальных рынков является основным демотиватором инвестиционно-инновационной реализации предпринимателями и квалифицированными наемными работниками своего творческого и интеллектуального потенциалов, так как отсутствие, например, в секторах занятости современных рынков труда сегмента квалифицированной рабочей силы не позволяет вскрыть все конкурентные и мотивационные резервы их инновационного развития. Тому препятствуют, по меньшей мере, две рыночные причины.

Во-первых, невозможность осуществить инвестиционную приоритетность инновационного развития сегмента квалифицированной рабочей силы секторов занятости современных рынков труда, а это значит задействовать:

- все финансовые ресурсы, стимулирующие работодателей конкурировать, с одной стороны, за создание современных, а также модернизацию старых рабочих мест и с другой - за выгодное коммерческое использование творческого и интеллектуального потенциала квалифицированной рабочей силы;

- все социально-институциональные ресурсы, мотивирующие превращение квалифицированных наемных работников не столько в собственников средств производства, сколько в собственников творческой и интеллектуальной составляющих своей рабочей силы.

Во-вторых, невозможность стабилизировать побуждающее действие всех рыночных мотивов и коммерческих стимулов за счет социально-институционального обеспечения:

- правами интеллектуальной собственности не только предпринимателей, но и работников;

- высокого уровня образования, профессиональной подготовки, переподготовки и переквалификации, особенно в сфере инженерных наук и высоких технологий;

- функционирования различных научно-производственных форм теоретической разработки и практического внедрения ноу-хау;

- институциональной селекции социальной уникаль-

ности творческого пласта интеллектуальной деятельности высококвалифицированных работников.

Фактически речь идет об инвестиционно-инновационном осуществлении государством и бизнесом совместных мотивостимулирующих мероприятий в инновационной экономике, пробуждающих у предпринимателей и квалифицированных наемных работников творческую и интеллектуальную энергию, наполнителем которой является конкурентоспособная реализация ими своих творческих и интеллектуальных способностей при выполнении каждым из них инновационных требований современных рынков.

Ключевыми мотивационными препятствиями для этого являются:

- неэффективное институционально-правовое обеспечение инновационного развития современных рынков;

- неудовлетворительное инвестирование в конкурентное формирование на современных рынках сильной коммерческой и трудовой мотивации, необходимой для усиления конкурентной борьбы между работодателями за установление цены труда квалифицированных работников, стимулирующее их профессиональный рост, а также между квалифицированными наемными работниками, соответственно, за выгодную продажу своих творческих и интеллектуальных способностей;

- отсутствие на основных современных рынках классифицирующей конвертации творческой и интеллектуальной деятельности предпринимателей и квалифицированных работников в виде инвестиционно-инновационной системы налоговых льгот, социальных преференций, защиты авторских прав, инициативной репутации и т.д.

В данной связи следует заметить, что в промышлен-но развитых странах по мере становления инновационной экономики, современная конкурентная борьба мотивирует её основных участников постоянно внедрять все более совершенные технологии, а также прогрессивные формы организации труда, что, безусловно, вносит инновационные элементы не только коммерческого, но и конкурентного риска. При этом каждый конкурирующий участник инновационной экономики, как правило, имеет дело с коммерческой информацией, конкурентный риск проявления которой представляет собой в их предпринимательской и профессиональной деятельности, рассчитанной на её выгодный исход по принципу высокомотивированного коммерческого осуществления творческих действий в современной конкурентной борьбе со своими соперниками. Хотя, такие действия всегда носят не только рискованный коммерческий характер, в то же время, они приносят более высокий уровень доходности от реализации творческих мероприятий с повышенным конкурентным риском.

В инновационной экономике, осуществляя конкурентоспособные творческие действия, все её участники формируют мотивированный уровень своего конкурентного риска, который ориентируется на общий уровень коммерческого риска, обусловленный получением в перспективе каждым из них дополнительных доходов. В коммерческой деятельности основных участников инновационной экономики, к которым относятся предприниматели и квалифицированные работники, важную роль играет мотивационное влияние не только коммерческой неопределенности, но и конкурентных рисков, возникающих при осуществлении ими своих творческих действий на основных рынках. Мотивационные представления и тех, и других об инвестиционной необходимости и инновационной возможности конкурентных рисков для предпринимателей появляются при принятии высокомотивированных, но рискованных решений, не обеспеченных, прежде всего, точной информацией, с одной стороны, о величине затрат, идущих на продвижение инновационных проектов и с другой - о коммерческой выгоде от их реализации не основных рынках. В свою

очередь, мотивационные представления о конкурентных рисках для квалифицированных наемных работников возникают при оценке ими своих профессиональных и творческих способностей с целью получения каждым из них дополнительного дохода от их реализации на инновационных рынках труда [3].

Поэтому конкурентные риски - это высокомотивированные творческие действия участников инновационных рынков, направленные на выгодное использование конкурентоспособных рыночных способов и методов, а также коммерческих форм и средств нивелирования их нежелательного исхода для каждого из них [5].

Все участники инновационной экономики для получения в перспективе дополнительных доходов производят анализ своей коммерческой деятельности на основных рынках. Каждый из них, используя коммерческую информацию, которая включает, во-первых, системную характеристику базовых рыночных показателей, отражающих коммерческую деятельность на этих рынках и, во-вторых, прогнозную диагностику стратегии принятия к тактике реализации на основных рынках высокомотивированных, но рискованных решений, которую экстраполирует на эффективность затрат, снижающих конкурентные риски, а также устраняющих коммерческие неожиданности, мешающие им получать дополнительный доход.

Границы мотивационного действия инновационных факторов конкурентных рисков проецируются двумя основными функциями, присущими любому конкурентному риску, а именно:

- регулятивной, мотивирующей творческую и интеллектуальную деятельность участников инновационных рынков;

- страховочной - служащей демпфером от принятия участниками инновационных рынков конкурентно рискованных, но высокомотивированных решений, связанных с инициативной разработкой и реализацией ими на инновационных рынках своих творческих и интеллектуальных проектов.

В классификации экономических рисков мотиваци-онная составляющая конкурентных рисков предстает в виде их основного отличительного признака. Он представляет собой мотивационную зависимость между рыночными расходами и коммерческими доходами, разница между которыми компенсирует улучшенную выгоду от выбора основными участниками инновационной экономики конкурентного риска при разработке и реализации принимаемых решений с целью достижения конечного рыночного результата. По этой причине предельные размеры конкурентного риска устанавливаются мотивированными компетенциями участников инновационной экономики, основанными на сбалансированности коммерческих интересов предпринимателей и профессиональных интересов квалифицированных работников [1].

Таким образом, по мере концентрации и усложнения задач, связанных с рыночной необходимостью и конкурентной возможностью снижения предпринимателями и квалифицированными работниками коммерческих убытков от разработки ими инноваций, мотивационная составляющая любого конкурентного риска играет все большую роль для каждого из них. В частности, это обусловлено тем, что в инновационной экономике происходит возрастание, с одной стороны, коммерческой неопределенности и с другой - уровня мотивации конкурентных рисков, так как в современной конкурентной борьбе нужно всегда быть новатором и при этом целесообразно не совершать рыночных ошибок. По этой причине при мотивационной оценке конкурентных рисков задача состоит в определении, являются ли они: во-первых, выгодными при осуществлении предпринимателями и квалифицированными работниками всех защитных и страховочных мероприятий, каковые являются, как правило, многосторонними, многофакторными, 108

капиталоемкими, а также затратными, во-вторых, слабо конкурентными в плане получения в перспективе дополнительных рыночных доходов [5].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1. В инновационной экономике мотивационный характер конкурентных рисков, в первую очередь, проявляется, во-первых, в процессе диверсификационного и информационного обеспечения производства инновационных продуктов и, во-вторых, при мотивированном объекте инвестирования производства инновационных продуктов с целью повышения его конкурентоспособности за счет индикативного планирования, страхования, а также делегирования определенной доли такого риска коммерческим и финансовым организациям, осуществляющим совместные инвестиционные проекты.

2. Исходя из качества интеллектуальных ресурсов, находящихся в инновационной экономике, учет её участниками мотивационных возможностей конкурентных рисков, как неотъемлемой части их рыночной деятельности, основывается на коммерческом инструментарии оценки ими не только выгодности реализации продуктов инновационной технологии, но и также происходит благодаря выявлению высокомотивированных альтернатив, в которых величина конкурентного риска остается приемлемой в творческой и интеллектуальной деятельности каждого из них.

3. Процесс принятия любых высокомотивированных решений, имеющих конкурентную ориентацию на творческую и интеллектуальную деятельность ключевых участников инновационной экономики рыночно претенциозен, в том смысле, что вбирает в себя два взаимоисключающих компонента: их творческая и интеллектуальная деятельность, с одной стороны, обуславливает высокий уровень мотивации и с другой - сопряжена с немалым конкурентным риском не получить как предпринимателями, так и квалифицированными работниками максимально полной отдачи от технологических и организационно-управленческих инноваций в качестве конкурентных преимуществ каждого из них, соответственно, на рынках высоких технологий и современных рынках труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бадалова А.Г., Москвитин К.П. Управление кадровыми рисками предприятия // Российское предпринимательство. - 2005. - Том 6. - № 7. - С. 92-98.

2. Горгорова В.В., Кобина Л.А. Выбор и реализация стратегии мотивации персонала организации // Инженерный вестник Дона, № 4. - 2013.

3. Зюзина Н.Н. Риски: понятие и управление в современных условиях // Территория науки. 2014. №3. С.43-49

4. Кабаков В. С. Предпринимательские риски: сущность, виды, возможности управления // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №3. С.81-86

5. Каточков Е.В., Багиев Г.Л. Основные концептуальные подходы в развитии риск-менеджмента организации // Проблемы современной экономики, № 2 (38), 2011.

6. Хендерсон Р.И. Компенсационный менеджмент. 8-е изд. /пер. с англ. Под ред. Горелова Н.А. - СПб.: Питер, 2004, 880 с.

7. Шестаков И.В. Анализ подходов к формированию стратегии промышленных предприятий с учетом их инновационной активности // Современные технологии управления, 2012. - № 11 (23).

Статья поступила в редакцию 30.01.2018

Статья принята к публикации 26.03.2018

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.