Научная статья на тему 'Мотивационный аспект выбора рационального поведения'

Мотивационный аспект выбора рационального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
639
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / СТИМУЛЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MOTIVATION / NEEDS / INTERESTS / INCENTIVES / RATIONAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданов С. А.

Статья посвящена анализу причин поступков человека и раскрывает инструменты и методы управляющего воздействия на выбор рационального с точки зрения целей организации поведения. На основе системного подхода к исследованию проблемы определена роль и значение потребностей и мотивов как причины поступков и движущей силы деятельности человека. Обосновано, что сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для индивида. Сделан вывод, согласно которому направление действий становится для индивида приоритетным, если он считает возможное вознаграждение за определенные действия с соответствующими затратами на их реализацию достаточным для удовлетворения потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL ASPECT OF RATIONAL BEHAVIOR

The paper analyzes the causes of human behavior and reveals tools and methods for ensuring the choice of rational behavior with regard to organization needs. On the basis of a systematic approach the author defines the role and importance of needs and motivations as driving forces of human behavior. It is proved that motivational strength is determined by the degree of relevance of a particular need for the individual. The conclusion is made that course of action becomes a priority for individuals if they consider the possible rewards for certain actions with associated costs to implement them sufficient to meet those needs.

Текст научной работы на тему «Мотивационный аспект выбора рационального поведения»

1S8

пренебрежения микровоздействия, так как упорядоченная и неупорядоченная фазы отличаются друг от друга незначительно, а энергия микровоздействия не может объяснить нового состояния. Если в системе возможно несколько устойчивых состояний, то микрофизический анализ помогает увидеть, как флуктуацию выбирает одно из них.

Таким образом, применение синергетических технологий не может реализовываться как критика предшествующего состояния системы, а предполагает внимание к масштабу анализа. Одной из эвристичных стратегий является применение разработанной Фуко микрофизики власти. Подход Фуко открывает возможности синергий-

ного анализа процессов социального проектирования и управления.

1. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS. 1994. № 5.

2. Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996.

3. Капустин В.С. Введение в теорию социальной самоорганизации. М., 2003.

4. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

6. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Вып. 1. М., 1991.

7. Фуко М. Безопасность, территория, население: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977 - 1978 учебном году. СПб., 2011.

УДК 316.628 С.А. Жданов

МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Статья посвящена анализу причин поступков человека и раскрывает инструменты и методы управляющего воздействия на выбор рационального с точки зрения целей организации поведения. На основе системного подхода к исследованию проблемы определена роль и значение потребностей и мотивов как причины поступков и движущей силы деятельности человека. Обосновано, что сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для индивида. Сделан вывод, согласно которому направление действий становится для индивида приоритетным, если он считает возможное вознаграждение за определенные действия с соответствующими затратами на их реализацию достаточным для удовлетворения потребности.

Ключевые слова: мотивация, потребности, интересы, стимулы, рациональное поведение.

S.A. Zhdanov

MOTIVATIONAL ASPECT OF RATIONAL BEHAVIOR

The paper analyzes the causes of human behavior and reveals tools and methods for ensuring the choice of rational behavior with regard to organization needs. On the basis of a systematic approach the author defines the role and importance of needs and motivations as driving forces of human behavior. It is proved that motivational strength is determined by the degree of relevance of a particular need for the individual. The conclusion is made that course of action becomes a priority for individuals if they consider the possible rewards for certain actions with associated costs to implement them sufficient to meet those needs.

Key words: motivation, needs, interests, incentives, rational behavior.

Существенный вклад в действительно научное объяснение целенаправленного и рационального поведения человека внесли К. Маркс и Ф. Энгельс, которые определили роль и значение потребностей человека как причины и движущей силы его поступков и деятельности. Все другие, используемые при описании поведения человека понятия, будь то ценности, интересы, мотивы, установки, диспозиции, являются производными от потребностей, порождаются ими. Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г. Чернышевский. Через потребности, считал он, можно определить роль материально-экономических условий для развития личности, понять отношение субъекта к объекту. В 20-е и последующие годы XX столетия в зарубежной научной литературе появляются теории мотивации (Г. Мюррей, К. Левин, Г. Олпорт), в которых наряду с физиологическими выделяются

вторичные потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним относятся потребности в аффиляции и агрессии, достижении успеха, уважении и защите, потребность в независимости и противодействии и т.д.

В свою очередь, потребности человека проявляются в мотивах и реализуются в поведении при посредстве мотивов. Несмотря на тесную взаимосвязь потребностей и мотивов, последние относительно самостоятельны и специфичны. Мотивы, во-первых, являются осознанной потребностью. Поэтому мотив - это уже не сама потребность, а ее отражение, проявление. Это как бы трансформированная и конкретизированная потребность. Понимание мотива как осознанной потребности весьма существенно для уяснения его специфики. Трактовка мотива как осознанной потребности означает, что мотив не идентичен любым внутренним побуждениям

человека, а является осознанным проявлением его активности. Если человек по каким-либо причинам неверно истолковывает (осознает) свои внутренние потребности, то направления действий, выбранные им, не приведут к их удовлетворению.

Любой человек обладает определенным набором потребностей, однако степень актуализации этих потребностей в силу самых различных причин как внутреннего, так и внешнего порядка у людей различна. Чтобы стать мотивом, эти потребности должны активизироваться, выйти на первый план, стать насущными. По словам Н.Д. Кондратьева, в каждый данный момент человек может испытывать ряд потребностей, но действовать он будет в соответствии с победившей или победившими потребностями [2, с. 201]. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для индивида. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует индивид.

У субъекта процесс удовлетворения потребностей является целенаправленным поведением. Осознавая потребность и ставя перед собой цель, человек отыскивает и мобилизует средства достижения данной цели, при этом он может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или же, в определенных случаях, устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Мотив не только побуждает субъекта к действию, но и ставит его перед выбором тех или иных действий. У разных людей они могут быть самыми различными и зависят от условий, в которых находится человек, его личных качеств и т.д. Выбрать то или иное поведение

- значит увязать возможности удовлетворения потребностей со своими силами, знаниями, опытом, моралью, установками, а также с окружающими обстоятельствами

- объективными требованиями законов, экономической ситуацией, социальными и другими факторами.

Принятие человеком решения в связи с возникающими и активизирующимися потребностями как сознательный преднамеренный мотивационный акт составляет основное содержание когнитивных теорий мотивации. Во второй половине XX в. появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д.Макклеланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Немаловажное значение в принятии решения о выборе направлений удовлетворения потребностей отводится присущим индивиду интересам, актуальность исследования которых в настоящее время все более возрастает. Это, в частности, связано с тем, что вытеснение преимущественно административных методов руководства экономическими означает переход к управлению интересами и через интересы. Над разработкой данной проблемы трудились многие исследователи, но различия во взглядах еще далеко не устранены даже в таком исходном пункте, как использование самого термина «интерес».

Общим в высказываниях ученых в определении интереса является то, что речь идет о движущих силах,

побуждающих субъекта к функционированию. Интерес (от лат. interest - то, что имеет значение, представляется важным) является реальной причиной социальных действий, событий, свершений, стоящей за непосредственными побуждениями (мотивами, помыслами, идеями и т.д.) участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов [4].

Действительно, потребности людей, а точнее необходимость их удовлетворения, требует от них поиска средств, при помощи которых произойдет устранение потребности. При этом в качестве средств устранения потребности очень часто выступают такие, которые позволяют получить промежуточный результат или вознаграждение, не связанные прямо с устранением потребности, а создающие условие для ее удовлетворения [2, с. 203]. Следует сказать и о таких средствах, которые в состоянии удовлетворить комплекс потребностей индивида: например, получение заработной платы, победа в борьбе с администрацией за сохранение рабочих мест, получение искомой должности и т.д.

В силу своей важности и значимости, на наш взгляд, данные средства удовлетворения исходных потребностей получают самостоятельное значение и определяются через интересы личности. Очень близкое по сути определение интереса дает В.П. Каманкин, утверждающий: «... Экономический интерес возникает во взаимодействии, по меньшей мере, двух элементов, двух сторон. Эти стороны выражены двумя экономическими потребностями, каждая из которых имеет свою, присущую ей форму. Ни одна из сторон, взятая изолированно, не образует интереса. Они дают его только в единстве. Но роль этих сторон в интересе неравнозначна. Одна экономическая потребность находится в состоянии непосредственного, текущего удовлетворения. Однако внутренняя суть этого процесса глубже самого по себе удовлетворения текущей потребности и состоит в том, чтобы подготовить к реализации другую, новую, стоящую на очереди экономическую потребность. Следовательно, удовлетворение текущей экономической потребности всегда является лишь средством, условием, предпосылкой реализации последующей (курсив мой. - С.Ж.)». И далее: «Интересом же является такое взаимодействие во времени между качественно различными потребностями, одна из которых не является простой составной частью другой, а служит причиной, фактором, необходимой предпосылкой, средством удовлетворения другой. Например, взаимодействие между производством (включая приготовление) пищи и ее потреблением есть интерес» [1, с. 33, 34].

Подтверждением сформулированного определения является также высказывание авторов книги «Управление персоналом организации»: «Интерес - форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции. Интересы личности могут быть крайне разнообразны: интерес к музыке, технике, природе и т.д. Главное в данном понятии связано с тем, что, проявив интерес к какому-либо предмету, человек может сделать этот интерес средством достижения своих целей (курсив мой. - С.Ж.)» [3, с. 344].

Люди обладают относительно одинаковым набором потребностей, хотя степень их актуализации и осознания индивидуальны. Эта степень зависит от уровня удовлет-

воренности или неудовлетворенности одних потребностей, возможностей, которыми обладает индивид, для удовлетворения других. Поэтому совокупность насущных потребностей, а также выбор средств их удовлетворения будет зависеть от условий, от той среды, в которой находится человек. Потребности собственников средств производства, капитала, равно как людей, не имеющих такой собственности, могут быть одинаковыми, но интересы их различны. Если интересы первых - получение прибыли с вложенного капитала, то интересы других -продажа своей рабочей силы и получение за это вознаграждения (заработной платы).

Анализ предложенных в научной литературе определений интересов позволяет выделить две крайние точки зрения. В одном случае они трактуются как социально детерминированные потребности, а в другом - как осознанные потребности, т.е. лишь как элемент сознания человека вне зависимости от общества. Наиболее правильной, на наш взгляд, является трактовка интереса как средства удовлетворения насущных потребностей, распространяемого на определенные слои, группы людей, которые в силу сложившихся условий, своих личных качеств могут удовлетворять эти потребности только таким образом. Интересы являются более унифицированными, чем субъективные потребности, и носят общественный характер. Если мотивы строго индивидуальны, то интересы включают в себя группу мотивов, которые объединяют людей определенного слоя, группы, коллектива. Здесь можно говорить об интересах молодежи, интересах собственников, интересах работников коллективов предприятий. Поскольку люди обладают значительным набором потребностей, различные их сочетания могут объединять интересы данной личности с интересами групп по самым разнообразным признакам: по степени направленности (экономические, политические, духовные); характеру субъекта (национальные, государственные, партийные); степени общности (групповые, общественные) и т.д.

Отнесение себя в силу сложившихся жизненных условий, личных качеств к определенной социальной группе определяет для индивида выбор средств удовлетворения потребностей, которые обусловлены присущими данной социальной группе интересами. Интересы выступают основой формирования цели деятельности.

Однако мотивационный процесс на этапе определения цели не завершается. Дело в том, что возможностей ее реализации через осуществление различных конкретных действий существует очень много , однако размер и качество результата могут быть разными.

Может сложиться ситуация, в которой реализация цели вообще окажется неосуществимой. Например,

цель может противоречить законодательству, или могут отсутствовать обеспечивающие факторы, или условия реализации цели окажутся для субъекта неприемлемыми. В этом случае мотивационный процесс прерывается и субъект отказывается от удовлетворения лежащей в его основе потребности либо корректируется цель, иногда в ущерб собственным интересам. То есть человек может быть «замотивирован» на осуществление каких-то действий, он готов работать в направлении реализации сформулированной цели, но существующие условия не позволяют ему этого (рис. 1).

Реально процесс мотивации материализуется в конкретных действиях и поступках человека. И если человек работает плохо, то это еще не означает, что он недостаточно «замотивирован», что он не стремится работать лучше. Причиной могут быть неприемлемые условия труда.

Побуждение человека к более эффективной работе со стороны, например, управляющего органа в такой ситуации ни к чему не приведет. Здесь требуются усилия, связанные с созданием и улучшением условий деятельности, которые позволят работнику наиболее полно реализовать свои способности и обеспечить достижение стоящих пред ним целей.

То, что процесс мотивации охватывает также формирование условий достижения целей, было обосновано еще Ф. Герцбергом в «мотивационно-гигиенической теории» . И хотя по его определению «гигиенические» факторы, или факторы здоровья, не являются мотивирующими, они выступают неотъемлемым атрибутом мотивационного процесса, поскольку обеспечивают условия его осуществления.

Актуализированные потребности (МОТИВЫ)

X

Потребности индивида

Ж

й 1 и Л иУ л а % |1 гь продукты, цяьги

I я “I I *

Возможные средства удовлетворения потребностей (ИНТЕРЕСЫ), присущие различным социальным группам

ГЬолутаяхне прибыли

б результате Формирование

открытия 4— цели

со&ственного деятельности

бизнеса

-з--

Конкретные направления деятельности в связи с корректировкой цели

Внешние условия

г

осуществления

деятельности

(например, высокий

уроппш крдкурспдии)

Рис. 1. Механизм «корректировки» цели поведения индивида

Следует, очевидно, согласиться с авторами философского энциклопедического словаря, отметившими, что мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений [4]. При этом принятие решений происходит в результате учета и анализа внутренних и внешних факторов, в том числе предлагаемых извне стимулов.

Если субъект считает, что возможное вознаграждение, которое он получит за осуществленные конкретные действия, по своим параметрам соответствует затратам на реализацию цели и будет достаточным для удовлетворения потребности или как можно большего количества потребностей, то такое направление действий становится для индивида приоритетным. С определенными допущениями можно признать правомерным высказывание авторов учебника «Управление персоналом организации», что «.мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» [3, с. 367]. Не соглашаясь с тем, что внешние факторы

- это обязательно стимулы, а внутренние - мотивы, все же отметим, что учет этих факторов определяет окончательный выбор направления, осуществление которого, по мнению субъекта, может обеспечить ему получение вознаграждения, необходимого и достаточного для удовлетворения потребности.

Таким образом, рассмотренные положения позволяют выявить структуру и элементы мотивационного процесса, который может быть представлен следующим образом (рис. 2).

Возникающие потребности определяют мотив поведения человека. Человек начинает искать возможность удовлетворения своих потребностей через осуществление той или иной деятельности. Причем он не просто

выбирает определенный вид деятельности, а как бы внутренне взвешивает, какой из них дает ему большую возможность реализовать свои потребности, т.е. получить большее вознаграждение при оптимальной затрате сил. Оценка возможностей независимо от того, происходит ли она сознательно или бессознательно, осуществляется с учетом свойств самого индивида, а также внешних по отношению к индивиду обстоятельств. Так, знания в определенной сфере, которыми обладает человек, обуславливают возникновение желания заниматься деятельностью именно в этой сфере, а не в какой-то другой, которая, может быть, и дает возможность удовлетворить потребность, но менее полно или при осуществлении очень значительных затрат труда. С учетом внешних факторов, а также предлагаемых стимулов человек определяет стратегию и тактику своего поведения по реализации цели деятельности.

Поведение человека складывается из большого количества составляющих, позволяющих удовлетворять комплекс текущих потребностей. Выбрав определенный путь наиболее полного (с точки зрения субъекта) удовлетворения потребности, индивид в дальнейшем следует ему, превращая такое поведение в постоянно повторяющийся, рутинный процесс.

Стремление к повторению своего поведения, ведущему к удовлетворению потребностей, все же связано у человека с поиском более оптимального способа действий, позволяющего с меньшими затратами сил и энергии достичь большего результата. Облегчение условий деятельности также создает предпосылки для включения в поведение человека новых элементов, расширяющих круг удовлетворяемых потребностей, которые ранее подавлялись либо рассматривались как

второстепенные.

Данный подход квы-яснению структуры мотивации, на наш взгляд, является наиболее плодотворным с точки зрения управления этим процессом, а также не противоречит или заменяет общепринятые. Он лишь выводит анализ мотивационного процесса на новый уровень, рассматривая его с позиции постоянно повторяющегося явления.

1. Каманкин В.Л. Экономические интересы развитого социалистического общества. М., 1978.

2. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения / ред. кол.: Л. И. Абалкин и

др.; сост. В.М. Бондаренко, В.В. Иванов, С.Л. Комлев и др. М., 1993.

3. Управление персоналом организации: учеб. / под ред. А.Я. Кибанова. М., 2005.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 2011.

Рис. 2. Структура мотивационного процесса принятия решения о выборе индивидом типа поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.