УДК 351.74
МОТИВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
В. И. Барко, П. В. Макаренко
Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к психодиагностике мотивационных стратегий сотрудников органов внутренних дел и представляет результаты авторского исследования психодиагностических возможностей проективного теста «Конструктивность мотивации».
Ключевые слова: психологическая диагностика, мотивационные стратегии, мотивация достижения, мотивация отношения.
Профессиональный отбор, подбор и оптимальная расстановка кадров органов внутренних дел (ОВД) требуют научно обоснованных подходов к психологической диагностике профессионально важных качеств кандидатов на должности и действующих сотрудников милиции. Чрезвычайно важное значение при этом имеет исследование их мотивации и, соответственно, определение типологии мотивации. На фоне большого числа разного рода психологических типологий важно выделить причинную типологию, основания которой позволяют противопоставить ее традиционным описательным. Причинная типология не только упорядочивает отношения индивидуального и типологического, но также объясняет их существенными отличиями способов взаимодействия внутреннего и внешнего в структуре личности, выступающими в качестве ведущих мотивов такого взаимодействия '.
Как известно, основными параметрами личности, через которые преломляется сущность основных способов взаимодействия внутреннего и внешнего, являются: а) направленность, представляющая человека как личность и как субъекта деятельности в мотивах и других регулятивных образованиях; б) активность, представляющая человека как индивидуальность в характерологических образованиях; в) реактивность, которая представляет человека в темпераменте и иных индивидуально-индивидных образованиях. В комплексе они создают возможности, которые представляют человека в виде целостного образования, имеющего родовую сущность и соответствующие родовые и индивидуально-своеобразные способности, склонности и одаренность, онтогенетически проявляющиеся в виде личностных свойств. По каждому из этих основных параметров описание типов не является исчерпывающим: оно лишь означает сущность индивидуальносвоеобразного в человеке, который рассматривается с позиции процессов социализации 2.
Как известно, Б. Г. Ананьев выделил четыре основные макрохарактеристики человека как индивида, субъекта (деятельности), личности и индивидуальности. В модели личности каждая из них опосредуется активностью человека. Благодаря профилям свойств личности по параметрам реактивности и активности возможно получить наглядное представление о том, как с помощью темперамента и характера, а также других, сопут-
ствующих, свойств в структуре личности, создается представленность целостного человека как индивида и индивидуальности. Причинные типологии индивидуальных отличий опираются именно на представление о единстве личности и относительной независимости человека, что позволяет объяснить и регулировать его поведение 3. В этих типологиях в качестве принципов построения объединяются реактивность и активность, аффект и интеллект, отношения и мотивации. Способы функционирования личностных образований выступают в роли смыслообразующих мотивов и, в то же время, в роли ха-рактеро- и темпераментообразующих форм привлечения личности к деятельности. При таком объединении мотивации, темперамента и характера разрешается проблема оснований причинных типологий и узловой вопрос исследования характера, поставленный С. Л. Рубинштейном, в плане перехода от ситуативных мотивов к стойким личностным побуждениям 4.
Следовательно, есть основания считать, что полноценная диагностика темперамента и характера оказывается зависимой от адекватного анализа мотивации человека. Соответственно, основания причинных типологий темперамента и характера находятся в тесной связи с основаниями типологии мотивации. Формирование человеческой мотивации осуществляется в процессе овладения ребенком основными способами деятельности как воплощенными мерами активности и реактивности. Именно динамика последних отвечает сущности становления уравновешенного поведения, сначала связанного с доминированием реактивности, которая выражается в непосредственности детского поведения. Поэтому сначала формируется не содержательная, а динамическая сторона мотивации, причем существенными являются как высоко-генерализованные особенности нервной системы, так и обстоятельства привлечения ребенка к разным ситуациям жизнедеятельности 5.
Реактивность и растущая активность человека в онтогенезе, которые проявляются в темпераменте и характере, постепенно расширяют личностный смысл индивидуально-своеобразных способов и стиля деятельности. Формируется более адекватная самооценка, речевая саморегуляция поведения начинает доминировать над сенсорной. В целом — подобно тому, как основные способы деятельности сначала определяют формирование мотивации, так и позже они (одновременно со свойствами характера) обеспечивают развитие содержательного плана мотивации.
Таким образом, способы деятельности выступают не только в качестве основополагающих факторов темперамента и характера, но и основ мотивации. Здесь динамическая сторона мотивации обращена к темпераменту, а содержательная — к характеру. Это означает, что в мотивации осуществляется синтез реактивности и активности человека, представленный индивидуально-своеобразными особенностями саморегуляции поведения.
В обобщенной форме эти особенности саморегуляции выступают как программы, которые сложились в сфере общения, стратегии поведения, имеют мораль-
ное значение и связаны с образом «Я». Поэтому диагностика типологии мотивации может опираться как на опосредованное ее познание через синтетическое проявление свойств реактивности и активности, так и на непосредственное выявление стратегий поведения. Полагаем, что оптимальными средствами в первом случае являются методики, направленные на получение развернутых структур мотивации из многих ее составляющих, а во втором — ценностно-ориентированные методики. В обоих случаях целесообразно использовать проективные методики, особенно если необходимо установить основные стратегии поведения; типы этих стратегий представляют содержательную основу построения причинной типологии мотивации 6.
Причинная типология мотивации адекватна бимодальному представлению побуждения, поскольку его составные векторы активности и реактивности имеют противоположные направления. Эта точка зрения совпадает с подходами (В. Г. Асеев, О. П. Елисеев), в соответствии с которыми бимодальность любого активно-действенного побуждения заключается в противоречивом единстве позитивного переживания желательного состояния действительности и, одновременно, негативного переживания имеющегося ее состояния; в зависимости от разного соотношения этих модальностей образуются побуждения, с преобладанием той или другой эмоциональной модальности (позитивной или негативной, в виде влечения или необходимости и т. п.). Причинная типология мотивации более содержательна по смыслу, поскольку допускает не только положительно-негативную интонацию побуждений, отвечающую темпераменту, но и смысловое их наполнение, связанное с характером и содержанием деятельности.
Причинная типология мотивации не допускает распределения на высшие и низшие стратегии и типы поведения. Неравноправность типов мотивации возникает, когда типология является непричинной, т. е. такой, которая не имеет внутреннего критерия своего системного образования. По внутреннему критерию самоактуализации человека причинная типология мотивации опирается на четыре равноправных и независимых стратегии (типы) поведения. Каждая стратегия имеет собственную причину мотивации, а все четыре вместе представляют ее содержательное теоретическое объяснение. Причинная типология мотивации имеет собственный внутренний критерий содержательного построения, объединяет сходные типологии темперамента и характера, совместно применяющиеся для интегральной характеристики индивидуальности. Единый класс причинных типологий позволяет осуществить сравнительную межмодальную диагностику основных личностных свойств, при этом становится возможным оперативное установление не только актуализированных возможностей человека, но и его потенциала (интеллектуального, морального и т. п.) относительно основных видов деятельности, типов профессий и специализаций обучения 7.
Ведущие мотивы воплощают четыре основные подструктуры взаимодействия внутреннего и внешнего,
разворачивающиеся в соответствующие мотивационные стратегии (типы). Одним из оснований такой типоло-гизи служат представления о существовании объект-объектных и субъект-субъектных отношений в процессе деятельности и обучения (В. А. Якунин, О. П. Елисеев). Подобный подход позволяет выделить четыре дихотомические мотивационные типа или стратегии в ортогональной системе координат: интернально-субъектный тип; экстернально-субъектный тип; интернально-объектный тип; экстернально-объектный тип.
Интернально-субъектный тип (стратегия ИС). Основной способ (мотив) взаимодействия — доминирование внутреннего над внешним, единство мотивации достижения и мотивации отношения. Результатом этой мотивации является избегание сложных ситуаций, в которых возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего («избегание конфликта», по К. Томасу). Духовная работа над собой, обостренная рефлексия представляют этот тип как интернала, обращенного на себя, вовнутрь, что адекватно интроверсии. Мотивация отношения к себе доминирует над мотивацией достижения; отношения доминируют над целями — важнейшими становятся достижения, направленные на себя. Отсюда общая направленность на виды деятельности, которые допускают отделенность труда: ученый, писатель, композитор (в системе ОВД — практический психолог, эксперт-криминалист, преподаватель, научный сотрудник) и тому подобное. Позитивный имидж этого типа основывается на личностной самодеятельности, которая не исключает возможность сотрудничества в сфере творчества. Данная стратегия имеет своей осознаваемой целью осуществление самоактуализации человека.
Экстернально-субъектный тип (стратегия ЭС). Основной способ взаимодействия и его мотив — взаимное отрицание внутреннего и внешнего, которое обусловливает определенную стабильность развития личности, ее уравновешенность, обстоятельность, неспешность. Это единство мотивации отношения и мотивации достижения, которая в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах адаптации. Первая — форма притеснения, властвования над другими и над собой, она заключается во взаимном отрицании внутреннего мира, своего собственного и мира других. Вторая форма — приспособление к устоям других и к собственным привычкам, обеспечивающее определенную стабильность существования. Представители этого типа являются одновременно экстерналами и интровертами, их поведение может варьировать от покорности, надежды на счастливый случай или судьбу до жесткого притеснения собственной индивидуальности и индивидуальностей окружающих. Вследствие этого в решающие моменты деятельности люди, принадлежащие к этому типу, действуют полностью экстернально: полагаются на других, не отстаивают свои цели, прячутся и т. д. Их имидж защищают хорошая репутация, авторитет, профессионализм. Результатом единства мотивации отношения и достижения является стремление таких людей к компромиссам (по К. Томасу, стремление
к приспособлению). ЭС — стратегия на основе экс-тернальности и интроверсии способствует общему творчеству и преодолению конфликтов и споров.
Интернально-объектный тип (стратегия ИО). Основной способ (мотив) взаимодействия — взаимное принятие внутреннего и внешнего, взаимное их позитивное отрицание, обусловливающее саморазвитие личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству, уравновешенность внутреннего и внешнего, является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности. Этот тип на основе интернальности и экстра-вертированности направлен к общему творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении расхождений (сотрудничество, по К. Томасу). Пассионарность этого типа имеет большое социальное значение, стратегии ИО свойственны людям творческим, интеллектуальным, непритязательным, коммуникабельным, любознательным. Такой тип диагностируется в выборках руководителей, представителей творческих объединений, студентов. Однако при отсутствии достаточной самодисциплины представители этого типа проявляют себя только как экстраверты и интерналы, благодаря чему переходят к другим мотивационным стратегиям, теряя типологический имидж. Осознаваемой целью на основе данной стратегии мотивации является процесс культурного роста. Рассматриваемый тип мотивации является желательным для руководителей органов и подразделений внутренних дел, успешные руководители ОВД преимущественно демонстрируют стратегию ИО.
Экстернально-объектный тип (стратегия ЭО). Основной способ (мотив) взаимодействия — отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим. Такое деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения сказывается в стремлении к определенному соревнованию, соперничеству, по К. Томасу. Цели и отношения человека при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, по экстернальным представлениям, зависит от иррационального, от стечения обстоятельств. В поведении представителей этого типа доминируют экстравертированность и экстернальность, они опосредуют взаимоотношения личностного (внутреннего) и объектного (внешнего). Имидж этого типа является продуктом обстоятельств, которые иногда некритически воспринимаются. Стратегия ЭО присуща людям пассионарным, мужественным, смелым, энергичным, активным. В системе ОВД такой тип мотивации присущ сотрудникам специальных подразделений, подразделений криминальной милиции и т. п.
Приведенные описания типов мотивации могут быть дополнены содержанием, которое относится к проявлениям основных типов темперамента, личностных состояний по параметрама активности и реактивности. Эта сущность не исчезает в стрессовых или благоприятных ситуациях; в целом описание типов мотива-
ции можно развернуть достаточно широко в сравнении с описаниями других типологических свойств личности, поскольку влияние параметра направленности, к которому принадлежат мотивация и другие регулятивные образования, является наиболее ярким. Сущность взаимодействия всегда соответствует в конкретных условиях личностного развития только одному, основному типу взаимодействия из четырех возможных. То есть основания причинной типологии существенны, они соответствуют родовой сущности человека, проявляющейся в четырех основных способах внутреннего и внешнего взаимодействия.
Изучение основных мотивационных стратегий (типов) проводится с помощью проективного теста «Конструктивность мотивации» (КМ).
По характеру стимульного материала (народные поговорки) данная психодиагностическая методика относится к подгруппе проективних тестов самостоятельного выбора обследуемым наиболее приемлемого варианта. Относительно нее в литературных источниках приводятся данные о позитивных корреляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активности. Данные, полученные по этой методике, для большей информативности и основательного анализа мотивационных стратегий поведения сотрудников ОВД, целесообразно дополнить некоторыми другими, в частности методиками поведения в конфликтах К. Томаса и субъективного контроля Дж. Роттера.
Инструкция обследуемому. Представьте себе, что Вы — экзаменатор, который оценивает нижеследующие суждения таким образом: те, с которыми Вы не соглашаетесь, оцениваются баллами 1 и 2, а те, с которыми согласны, баллами 4 и 5. Оценки выставляются на основе первых Ваших впечатлений и записываются напротив номеров суждений.
Список суждений (приводится вариант в модификации О. П. Елисеева, 2006):
Первый блин — всегда комом.
Чья земля — того и хлеб.
Мягко стелет — жестко спать.
Ум хорошо, а два — лучше.
Руби дерево по себе.
Худую траву с поля вон.
Не подмажешь — не поедешь.
На вкус и цвет товарищей нет.
Чужая душа — потемки.
Загнанных лошадей пристреливают.
Лучше поздно, чем никогда.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
На языке мед, а на сердце — лед.
Кто смел, тот и съел.
Цыплят по осени считают.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Выше головы не прыгнешь.
Волков бояться — в лес не ходить.
Лучший способ разрешать споры — избегать их.
Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет. Ласковое телятко двух маток сосет.
Всяк сверчок знай свой шесток.
На свете ничего нет, что заслуживало бы спора. Дружно — не грузно.
И мутную воду пьют в непогоду.
Фоме — землю копать, а Ереме — над ним воеводой стоять.
Дружба дружбой, а служба — службой. Справедливость всегда торжествует.
Обработка результатов осуществляется по сумме оценок с помощью следующего ключа:
1. Интернально-субъектный тип: № вопросов — 3,
7, 11, 15, 19, 23, 27.
2. Экстернально-субъектный тип: № вопросов — 1,
5, 9, 13,17, 21, 25.
3. Интернально-объектный тип: № вопросов — 4,
8, 12, 16, 20, 24, 28.
4. Экстернально-объектный тип: № вопросов — 2,
6, 10, 14, 18, 22, 26.
Уровни сформированности мотивационного типа (стратегии):
— низкий уровень, от 7 до 14 баллов;
— средний уровень, от 15 до 24 баллов;
— высокий уровень, от 26 до 35 баллов.
С помощью данной методики в 2013 г. нами опрошены на базе ГУМВД Украины г. Харьков, а также УМВД Николаевской и Житомирской областей: 110 сотрудников подразделений милиции общественной безопасности (МОБ), 115 сотрудников подразделений криминальной милиции (КМ), 96 руководителей отмеченных подразделений (возраст от 25 до 45 лет, все мужчины, характеризуются экспертами как успешно работающие; в качестве последних выступали руководители, знающие их коллеги и практические психологи подразделений). Полученные результататы представлены в таблице.
Таблица. Распределение сотрудников подразделений милиции и руководителей подразделений по доминирующим типам мотивационных стратегий, %
Как видно из данных таблицы, большинству сотрудников всех подразделений милиции, как и руководителям подразделений, свойственны 3-й и 4-й типы
мотивационных стратегий, что свидетельствует о важности такого базисного личностного качества, как экс-травертированность. Большинство сотрудников МОБ (35%) и, особенно, криминальной милиции (42%), де-монстриуют 4-й тип мотивационных стратегий, который свидетельствует также о важности экстернально-сти. В меньшей степени им присущ 3-й тип мотивационных стратегий (26% и 32% соответственно); 2-й тип (23% и 20%) и 1-й тип выражены слабее (6% и 16% соответственно), что свидетельствует о незначительной роли интроверсии и интернальности для профессиональной деятельности в ОВД. Руководителям подразделений ОВД в наибольшей степени свойствен 3-й тип мотивационных статегий (50%), который на основе интерналь-ности и экстравертированности направлен на совместное творчество и преодоление расхождений, что, очевидно, важно для успешной управленческой деятельности. Четверть руководителей (24%) продемонстрировали 4-й тип, присущий большинству опрошенных сотрудников подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции ОВД. Результаты исследования показали, что для наиболее эффективных сотрудников МОБ и КМ характерны 4-я и 3-я мотивационные стратегии, соответственно руководителям присуща 3-я стратегия.
Таким образом, учет доминирующих мотивационных стратегий имеет большое значение при отборе кандидатов на службу в ОВД и выборе для сотрудника милиции оптимальной специализации, прогнозирования повышения эффективности профессиональной деятельности и планирования возможностей его дальнейшего профессионального и личностного роста. В целом применение теста «Конструктивность мотивации» позволяет практическому психологу делать обоснованные выводы относительно доминирующего типа мотивационной стратегии сотрудников органов внутренних дел.
1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
288 с.
2 Барко В. И., Марченко А. А. Профессионально значимые индивидуально-психологические особенности руководителей органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2 (53) С. 10-14.
3 Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2006. 512 с.
4 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. 416 с.
5 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003. 512 с.
6 Собчик Л. М. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003. 624 с.
7 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: (Основные положения, исследования и применение) / пер. с англ. СПб., 1997. 608 с.
Группа Тип мотивационной стратегии
1 2 3 4
Сотрудники МОБ 16 23 26 35
Сотрудники КМ 6 20 32 42
Руководство 12 14 50 24