Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / МОТИВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Синякова Марина Геннадьевна, Буданов Борис Владимирович, Захарова Лариса Александровна, Овчинникова Дина Геннадьевна

В настоящее время возрастает актуальность вовлечения добровольцев в деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Однако, как показывают имеющиеся аналитические материалы, волонтерских студенческих объединений, реализующих свою деятельность в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, немного и нет динамики их роста. В этой связи актуализируется проблема выявления мотивационных особенностей волонтеров, которые ориентируются на деятельность в области безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является изучение специфических мотивов деятельности волонтеров по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности, определение актуальных направлений подготовки этой группы волонтеров. Теоретическая часть исследования проводилась на материалах уже имеющихся теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению мотивов включения личности в волонтерскую деятельность. Эмпирическая часть исследования включала в себя диагностику участников I Межрегионального форума волонтеров безопасности (г. Екатеринбург, октябрь 2021 г.; n=130) с помощью следующих методик: самотест «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта); методика Е. Ю. Мандриковой «Опросник самоорганизации деятельности»; опросник «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» (А. Яссингер), тест «Ваш образ жизни» (Л. Г. Качан). В ходе проведенного исследования были выявлено, что для волонтеров в сфере безопасности характерны такие мотивы, как ориентация на здоровый образ жизни и соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, а также стремление к саморазвитию и самоорганизации. Для повышения качества волонтерской деятельности в области безопасности жизнедеятельности необходима их подготовка по двум направлениям: отработка навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и отработка навыков целеполагания и планирования как собственной деятельности, так и коллективной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL BASES FOR TRAINING VOLUNTEERS FOR ACTIVITIES IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

Currently, the relevance of involving volunteers in activities to ensure life safety is increasing. However, as the available analytical materials show, there are few volunteer student associations implementing their activities in the field of ensuring life safety and there is no dynamics of their growth. In this regard, the problem of identifying the motivational characteristics of volunteers, who are guided by activities in the field of life safety, is being updated. The purpose of the article is to study the specific motives for the activities of volunteers in the direction of ensuring life safety, to determine the current areas of training for this group of volunteers. The theoretical part of the study was carried out on the materials of already existing theoretical and empirical studies devoted to the study of the motives for including a person in volunteer activities. The empirical part of the study included diagnosing the participants of the I Interregional Forum of Security Volunteers (Ekaterinburg, October 2021; n=130) using the following methods: self-test “Readiness for self-development” (T. A. Ratanova, N. F. Shlyakhta ); methodology of E. Yu. Mandrikova “Questionnaire for self-organization of activity”; questionnaire “Do you know how to lead a healthy lifestyle and work productively?” (A. Yassinger), test “Your way of life” (L. G. Kachan). In the course of the study, it was revealed that security volunteers are characterized by such motives as focusing on a healthy lifestyle and compliance with life safety standards, as well as the desire for self-development and self-organization. To improve the quality of volunteer activities in the field of life safety, it is necessary to train them in two areas: to develop skills for safe behavior in emergency situations and to develop the skills of goal-setting and planning both their own activities and collective activities.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI

ГРНТИ 15.21.51

УДК 378.147:364.4 ББК Ч448.024+С91р

Код ВАК 19.00.07 (5.3.4)

Синякова Марина Геннадьевна,

доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: msinykova@yandex.ru

Буданов Борис Владимирович,

доцент кафедры безопасности в ЧС, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: b2v2010@mail.ru.ru

Захарова Лариса Александровна,

доцент кафедры государственной службы и кадровой политики, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: larisa.zaxarova.67@list.ru

Овчинникова Дина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры государственной службы и кадровой политики, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России; 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: Ovchinnikovadina@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка волонтеров; волонтерская деятельность; социально-педагогический феномен; мотивы волонтерской деятельности; безопасность жизнедеятельности.

АННОТАЦИЯ. В настоящее время возрастает актуальность вовлечения добровольцев в деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Однако, как показывают имеющиеся аналитические материалы, волонтерских студенческих объединений, реализующих свою деятельность в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, немного и нет динамики их роста. В этой связи актуализируется проблема выявления мотивационных особенностей волонтеров, которые ориентируются на деятельность в области безопасности жизнедеятельности. Целью статьи является изучение специфических мотивов деятельности волонтеров по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности, определение актуальных направлений подготовки этой группы волонтеров. Теоретическая часть исследования проводилась на материалах уже имеющихся теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению мотивов включения личности в волонтерскую деятельность. Эмпирическая часть исследования включала в себя диагностику участников I Межрегионального форума волонтеров безопасности (г. Екатеринбург, октябрь 2021 г.; п=130) с помощью следующих методик: самотест «Готовность к саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта); методика Е. Ю. Мандриковой «Опросник самоорганизации деятельности»; опросник «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» (А. Яссингер), тест «Ваш образ жизни» (Л. Г. Качан). В ходе проведенного исследования были выявлено, что для волонтеров в сфере безопасности характерны такие мотивы, как ориентация на здоровый образ жизни и соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, а также стремление к саморазвитию и самоорганизации. Для повышения качества волонтерской деятельности в области безопасности жизнедеятельности необходима их подготовка по двум направлениям: отработка навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и отработка навыков целеполагания и планирования как собственной деятельности, так и коллективной деятельности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Синякова, М. Г. Мотивационные основы подготовки волонтеров к деятельности в области безопасности жизнедеятельности / М. Г. Синякова, Б. В. Буданов, Л. А. Захарова, Д. Г. Овчинникова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 2. - С. 141-150.

Sinyakova Marina Gennadievna,

Doctor of Psychology, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of

Russia B.N. Yeltsin; Ural Institute of the State Fire Service Emercom of Russia, Ekaterinburg, Russia

Budanov Boris Vladimirovich,

.Associate Professor of Department of Safety in Emergency Situations, Ural Institute of the State Fire Service Emercom of Russia,

Ekaterinburg, Russia

Zakharova Larisa Alexandrovna,

Associate Professor of Department of Public Service and Personnel Policy, Ural Institute of the State Fire Service Emercom of

Russia, Ekaterinburg, Russia

Ovchinnikova Dina Gennadievna,

Senior Lecturer of Department of Public Service and Personnel Policy, Ural Institute of the State Fire Service Emercom of Russia, Ekaterinburg, Russia

МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Синякова М. Г., Буданов Б. В., Захарова Л. А., Овчинникова Д. Г., 2022

MOTIVATIONAL BASES FOR TRAINING VOLUNTEERS FOR ACTIVITIES IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

KEYWORDS: training of volunteers; volunteer activities; socio-pedagogical phenomenon; motives for volunteering; life safety.

ABSTRACT. Currently, the relevance of involving volunteers in activities to ensure life safety is increasing. However, as the available analytical materials show, there are few volunteer student associations implementing their activities in the field of ensuring life safety and there is no dynamics of their growth. In this regard, the problem of identifying the motivational characteristics of volunteers, who are guided by activities in the field of life safety, is being updated. The purpose of the article is to study the specific motives for the activities of volunteers in the direction of ensuring life safety, to determine the current areas of training for this group of volunteers. The theoretical part of the study was carried out on the materials of already existing theoretical and empirical studies devoted to the study of the motives for including a person in volunteer activities. The empirical part of the study included diagnosing the participants of the I Interregional Forum of Security Volunteers (Ekaterinburg, October 2021; n=i30) using the following methods: self-test "Readiness for self-development" (T. A. Ratanova, N. F. Shlyakhta ); methodology of E. Yu. Mandrikova "Questionnaire for self-organization of activity"; questionnaire "Do you know how to lead a healthy lifestyle and work productively?" (A. Yassinger), test "Your way of life" (L. G. Kachan). In the course of the study, it was revealed that security volunteers are characterized by such motives as focusing on a healthy lifestyle and compliance with life safety standards, as well as the desire for self-development and self-organization. To improve the quality of volunteer activities in the field of life safety, it is necessary to train them in two areas: to develop skills for safe behavior in emergency situations and to develop the skills of goal-setting and planning both their own activities and collective activities.

FOR CITATION: Sinyakova, M. G., Budanov, B. V., Zakharova, L. A., Ovchinnikova, D. G. (2022). Motivational Bases for Training Volunteers for Activities in the Field of Life Safety. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 141-150.

Актуальность исследования.

В последние десятилетия появилось достаточно много исследований, посвященных изучению феномена волонтерства.

Специалисты выделяют ряд особенностей развития волонтерского движения (в сравнении с добровольчеством) в современной России [19]:

1) относительная независимость от государственных структур;

2) отсутствие четкой нормативно-правовой регламентации для ряда новых для России форм реализации волонтерской деятельности;

3) признание в изменяющемся российском обществе творческого (в том числе волонтерского) ресурса человека как основного ресурса общественного развития;

4) осознание необходимости создания детско-молодежных общественных объединений социальной направленности, которые помогают создать социальный круг общения, формирующий у молодежи навыки активного противостояния давлению негативного социального окружения.

В большей степени авторы изучают во-лонтерство как социально-педагогический феномен. В этом контексте волонтерство рассматривается как форма вовлечения молодежи в социальную практику, возможность реализации своего потенциала, развитие созидательной активности и условие будущего профессионального роста [20; 22; 23]. Также волонтерская деятельность, с точки зрения других исследователей, может стать и средством формирования гражданственности молодых людей [3; 5; 17].

Данная роль волонтерской деятельности в формировании социальной позиции молодых людей нашла отражение в современной молодежной политике РФ. Ключевыми целями государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года стали совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны1. Для их достижения планируется реализовать шесть групп задач, одной из который является формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи.

Данное направление отражает деятельность тех волонтерских организаций, которые ориентированы на оказание реальной помощи профессиональным пожарным и спасателям МЧС России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Более того, такие детские и молодежные объединения - это еще и резерв буду-

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: Consultant.ru>document/ cons_doc_LAW_i7i835.

щих спасательных сил.

Необходимость развития данного направления волонтерского движения мы связываем с тем, что волонтерство в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах имеет под собой высоконравственную основу - это естественное желание людей помогать друг другу. Результатом грамотной и слаженной работы профессионалов и волонтеров становятся спасенные жизни и безопасность граждан.

Однако, как показывают аналитические материалы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ (2020 г.) [8], Ассоциации волонтерских центров России (2020 г.) [6], волонтерских студенческих объединений, реализующих свою деятельность в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, немного и нет динамики их роста. При этом имеются исследования, подтверждающие, что добровольческая деятельность как неформальный образовательный процесс и качественная площадка для получения практического опыта может рассматриваться в качестве инструмента для повышения индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности, формирования идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности у молодежи [15].

При этом необходимо подчеркнуть, что привлечение и набор добровольцев для работы в различных волонтерских акциях осуществляется в соответствии с внутренними стандартами и правилами, предъявляемыми организатором мероприятия и/или организатором волонтерской деятельности или самой волонтерской органи-зации1. Одним из важнейших условий отбора волонтеров являются мотивы, и как следствие - степень готовности посвятить необходимое количество времени волонтерской деятельности [21].

Имеющиеся на сегодняшний день исследования указывают на разнообразие мотивов участия людей в волонтерской деятельности [22; 26; 28].

Среди основных мотивов исследователи называют: альтруистические [21; 24]; нравственная активность [2; 10; 18]; мотивы помощи и просоциального поведения [7; 9; 27]; мотивы совместной деятельности и поддержки в волонтерской среде [7; 21].

В целом все специалисты считают, что исследование вопросов, касающихся волонтерской деятельности, не может проходить без указания мотивационных причин, стимулирующих добровольцев быть задейство-

1 Стандарт Событийного Волонтерства. Москва: Ассоциация волонтерских центров, 2020.

ванными в каком-либо виде волонтерства.

В этой связи актуализируется проблема выявления мотивационных особенностей волонтеров, которые ориентируются на деятельность в области безопасности жизнедеятельности.

Целью данного исследования стало выявление теоретическим и эмпирическим путем специфических мотивов деятельности волонтеров по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Методология и методы исследования. Теоретическая часть исследования проводилась на материалах уже имеющихся теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению мотивов включения личности в волонтерскую деятельность. Эмпирическая часть исследования включала в себя диагностику участников I Межрегионального форума волонтеров безопасности (г. Екатеринбург, октябрь 2021 г.; п=130). Для диагностики волонтеров были выбраны следующие методики:

- Методика Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта самотест «Готовность к саморазвитию» [16]. Цель данной методики - диагностировать готовность к саморазвитию по 2 основным показателям: 1) потребность знать самого себя (ГЗС - готовность знать себя: хочу знать себя); 2) готовность самосовершенствоваться (ГМС - готовность: могу самосовершенствоваться).

- Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) - авторская психодиагностическая методика Е. Ю. Мандриковой (2010), созданная при переводе и расширенной адаптации англоязычного опросника структуры времени (Time Structure Questionnaire, TSQ, M. Bond & N. Feather, 1988) [12]. Предназначена для диагностики сформирован-ности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности, самоорганизации.

- Опросник «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» А. Яссингер и тест «Ваш образ жизни» Л. Г. Качан [4]. Данные опросники направлены на выявление у молодых людей мотивации на культуру безопасной жизни.

Изложение основного материала. Нами были рассмотрены уже имеющиеся исследования, которые посвящены изучению мотивов волонтеров, занятых в деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей.

А. М. Попова, О. С. Залевская, Н. И. Ро-манчук в своем исследовании указывают на то, что само занятие волонтерской деятельностью в области безопасности жизнедеятельности стимулирует развитие мотивов, связанных с формированием безопасного

типа поведения у самих волонтеров [15].

Также специалисты подчеркивают, что у волонтеров, занятых в деятельности, связанной с безопасностью человека в разных сферах, должна быть сильная ориентация на здоровый образ жизни [1; 11].

Также появились исследования, которые свидетельствуют о стремлении к развитию самоорганизации у волонтеров для оказания помощи нуждающимся [22].

Акцентируя внимание на специфических мотивах участия молодежи в волонтерской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, мы провели эмпирическое исследование. В исследование были включены участники I Межрегионального форума волонтеров безопасности, который прошел в октябре 2021 года. На форум приехали 100 молодых людей из Краснодарского и Красноярского краев, Воронежской, Кировской, Курганской, Ленинградской, Тюменской, Челябинской и Свердловской областей, Республики Крым, Башкортостана и Татарстана. В числе участников были и студенты ведомственных вузов МЧС России (Уральского института ГПС МЧС России, Сибирской пожарно-спасательной академии, Санкт-Петербургского университета и Ака-

демии Государственной противопожарной службы г. Москвы). В качестве организаторов Форума выступили курсанты-волонтеры Уральского института ГПС МЧС России, у которых уже был некоторый опыт подобной деятельности (30 человек).

Целью исследования стало выявление степени проявления специфических мотивов у волонтеров безопасности.

Рассмотрим сначала результаты исследования по методикам, направленным на выявление мотивации волонтеров на культуру безопасности.

Опрос всех участников Форума по опроснику А. Яссингера «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?» показывает, что доминирующее большинство из них принимают принципы здорового образа жизни и реализуют их в своей жизни. Около 40% опрошенных принимают здоровый образ жизни как основу своей жизнедеятельности (рис. 1). При этом различия в указанных позициях между теми, кто только хочет стать волонтером, и теми, кто имеет первоначальный опыт волонтерской деятельности, составляют не более чем в 10%.

Готовность вести здоровый образ жизни и производительно работать, %

Нет ориентации на ЗОЖ

Периодическое соблюдение ЗОЖ

Ориентация на ЗОЖ

ЗОЖ как основа жизни

■ 2

10

56

35

0 10 20 30 40 50 60 ■ Волонтеры Форума ■ Будущие волонтеры

Рис. 1. Результаты опроса по методике А. Яссингера

Эту же позицию подтверждают и результаты опроса участников Форума по тесту Л. Г. Качан «Ваш образ жизни» (рис. 2). Около 60% опрошенных указывают, что периодически соблюдают безопасные условия жизнедеятельности. Интересен тот факт, что

среди тех, кто волонтером только старается стать, готовность поддерживать безопасный уровень жизни на 21% выше, чем среди действующих волонтеров в сфере безопасности жизнедеятельности.

о

Отношение к безопасности жизнедеятельности, %

Не придает значение безопасности жизнедеятельности

Периодически соблюдает безопасные условия жизнедеятельности

27

7

64

63

Готов поддерживать безопасный уровень жизнедеятельности

30

о 10 20 30 40 50 6о 70 ■ Волонтеры Форума ■ Будущие волонтеры

Рис. 2. Результаты опроса по методике Л. Г. Качан

Рассмотрим итоги опроса участников Форума «Волонтеры безопасности» по са-

мотесту Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта «Готовность к саморазвитию» (рис. 3).

Готовность к саморазвитию

Квадрат Г: готов к самопознанию, но не готов самосовершенствоваться Квадрат В: не готов к самопознанию и не готов к самосовершенствованию Квадрат Б: готов к самосовершенствованию и

готов к самопознанию Квадрат А: готов самосовершенствоваться, но не готов к самопознанию

Волонтеры Форума

10

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

89

4 10

20 30 40 50 60 70 80 90 100 Будущие волонтеры

Рис. 3. Результаты опроса по методике Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта

«Готовность к саморазвитию»

Участники форума независимо от опыта волонтерской деятельности демонстрируют высокую мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию (более 8о%).

Результаты диагностирования участников Форума по опроснику самоорганизации деятельности (ОСД) позволяют нам детализировать особенности развития навыков по самоорганизации и саморазвитию по шкалам: ориентация на настоящее, навыки са-

моорганизации, фиксация на деятельности, настойчивость, целеустремленность, планомерность.

При этом с помощью данной диагностики мы выделили особенности проявления этих навыков у тех, кто только выразил желание заниматься этой деятельностью -будущих волонтеров (рис. 4), и у тех, кто уже имеет некоторый опыт этой деятельности - волонтеров Форума (рис. 5).

7

0

0

Общий показатель Ориентация на настоящее Самоорганизация Фиксация Настойчивость Целеустремленность Планомерность

23

38

12 14

50

26

10

44 42

64

л л

52

48

36

10 20 30 40 50 60 70 80

I высокии ■ среднии ■ низкии

Рис. 4. Развитие самоорганизации деятельности по шкалам

(будущие волонтеры)

Данные опроса указывают на то, что будущие волонтеры показывают более высокие показатели по следующим шкалам: целеустремленность (33% - средний показатель, 48% - высокий); настойчивость (52% - средний показатель, 44% - высокий); ориентация на настоящее (50% -средний показатель, 38% - высокий); фиксация на деятельности (64% - средний показатель, 26% - высокий). В меньшей степени у этой группы волонтеров проявились такие стороны самоорганизации, как: навыки самой самоорганизации (42% -низкий уровень, 44% - средний) и планомерность (36% - низкий уровень, 44% -

средний).

Волонтеры Форума, которые имеют первоначальный опыт волонтерской деятельности, продемонстрировали наибольшее проявление примерно тех же шкал, что и волонтеры без опыта такой деятельности. Однако степень их проявления выражена в основном на высоком и среднем уровнях.

Также в меньшей степени у группы волонтеров Форума проявились такие стороны самоорганизации, как: навыки самой самоорганизации (27% - низкий уровень, 45% - средний) и планомерность (9% -низкий уровень, 45% - средний, 36% - высокий уровень).

Общий показатель Ориентация на настоящее Самоорганизация Фиксация Настойчивость Целеустремленность Планомерность

36

28

9

36

0 10 20 30 40 ■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

55 55

55 55 55

45

50

9

0

9

Рис. 5. Развитие самоорганизации деятельности по шкалам

(волонтеры Форума)

В целом наше исследование подтверждает, что волонтерам в сфере безопасности характерны такие мотивы включения в данную сферу деятельности, как ориентация на здоровый образ жизни и соблюдение норм безопасности жизнедеятельности, а также стремление к саморазвитию и самоорганизации.

При этом необходимо подчеркнуть, что особенность волонтерской деятельности связана с нацеленностью на конкретный ее результат, в рассматриваемом нами случае -обеспечение безопасности жизнедеятельности как самих волонтеров, так и тех, кому они оказывают помощь. В этой связи необходимость постоянного соблюдения основ безопасной жизнедеятельности (а не периодическая ориентация на них) является одной из задач подготовки волонтеров в этой сфере. Кроме того, такие составляющие, как планомерность и навыки проявления организации собственной деятельности, позволят волонтерам в дальнейшем самостоятельно реализовать имеющиеся навыки в других видах деятельности.

В данном контексте мы поддерживаем всех тех, кто считает, что при организации подготовки волонтеров необходима системная работа, включающая в себя технологии привлечения и отбора волонтеров, обучающие программы и тренинги для добровольцев, а также изучение мотивации волонтеров [13; 14].

Именно такой подход был использован в ходе работы Форума. Для повышения качества волонтерской деятельности в области безопасности жизнедеятельности необходима их подготовка по двум направлениям.

Прежде всего подготовка волонтеров была связана с отработкой у них навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: отработкой действий при эвакуации пострадавших с многочисленными травмами, а также действий при разборе

завалов и спасении оказавшихся под ними людей, с освоением навыков оказания психологической помощи в чрезвычайной ситуации, а также навыков ведения поисково-спасательных работ на суше и воде. Занятия проходили под контролем профессионалов.

Другое направление работы с волонтерами было связано с отработкой навыков целеполагания и планирования как собственной, так и коллективной деятельности. Проведение психологических тренингов показало, что у современных молодых людей очень слабо развиты лидерские качества, необходимые для работы с людьми в экстремальных ситуациях. Особая психологическая подготовка и коллективные деловые игры могут стимулировать их развитие.

Выводы. Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что для волонтеров в сфере безопасности жизнедеятельности кроме типичных мотивов для волонтеров вообще (альтруизм, нравственная активность, мотивы помощи и просоциального поведения, мотивы совместной деятельности и поддержки в волонтерской среде) должны проявляться такие мотивы, как ориентация на здоровый образ жизни и соблюдение безопасных основ жизнедеятельности, а также мотивы самореализации и саморазвития.

Для повышения качества волонтерской деятельности в области безопасности жизнедеятельности необходима их подготовка по двум направлениям: отработка навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и отработка навыков целеполага-ния и планирования как собственной, так и коллективной деятельности.

Учет особых мотивов деятельности волонтеров безопасности при их подготовке может максимально способствовать тому, что волонтеры смогут осуществлять свою деятельность более эффективно и безопасно как для себя, так и для клиентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абильтарова, Э. Н. Принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда / Э. Н. Абильтарова. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 10. - С. 78-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-kultury-bezopasnosti-professionalnoy-deyatelnosti-u-buduschih-spetsialistov-po-ohrane-truda (дата обращения: 07.03.2022).

2. Антилогова, Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности / Л. Н. Антилогова. - Текст : электронный // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2016. - № 4 (67). - С. 52-57. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-forma-vyrazheniya-nravstvennoy-aktivnosti-lichnosti (дата обращения: 08.03.2022).

3. Арапов, М. О. Воспитание гражданских качеств молодежи в волонтерском движении / М. О. Арапов. - Текст : электронный // Вестник МГУКИ. - 2012. - № 2 (46). - С. 95-99. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-grazhdanskih-kachestv-molodezhi-v-volonterskom-dvizhenii (дата обращения: 07.03.2022).

4. Войнов, В. Б. Практикум по валеологии / В. Б. Войнов [и др.] ; под ред. Г. А. Кураева. - Ростов-на-Дону, 1999. - 194 с.

5. Горб, В. Г. Повышение уровня гражданственности как цель образовательного процесса в вузе / В. Г. Горб // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 7. - С. 13-21. - https://doi.org/10.26170/po19-07-02.

6. Горлова, Н. И. Обобщение технологий по привлечению добровольцев (волонтеров) для предоставления специальных услуг в организациях социального обслуживания, включая российский и зарубежный опыт / Н. И. Горлова. - Москва, 2020. - 74 с.

7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

8. Климова, И. В. Платформы-агрегаторы волонтеров в условиях пандемии: анализ российского и международного опыта / И. В. Климова, И. В. Мерсиянова, А. Ю. Телицына // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. - 2020. -№ 7. - C. 95-100.

9. Коган, Е. А. Изучение мотивов волонтерской деятельности среди студенческой молодежи / Е. А. Коган, Д. А. Квон // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4 (40). - С. 116-125. - DOI: i0.32744/pse.20i9.4.i0.

10. Косова, У. П. Мотивация волонтерской деятельности / У. П. Косова. - Текст : электронный // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (20). - С. 123-127. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.03.2022).

11. Кузьмина, С. Н. Профессиональный отбор и командообразование в добровольческо-волонтерской общественной деятельности / С. Н. Кузьмина, С. Г. Егорова. - Текст : электронный // Петербургский экономический журнал. - 2020. - № 2. - С. 52-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-otbor-i-komandoobrazovanie-v-dobrovolchesko-volonterskoy-obschestvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.03.2022).

12. Мандрикова, Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е. Ю. Мандри-кова // Психологическая диагностика. - 2010 - № 2. - С. 87-111.

13. Миронова, М. В. Актуальные проблемы организации подготовки к волонтерской деятельности в условиях крупного города / М. В. Миронова. - Текст : электронный // Дискуссия. - 2015. - № 5 (57). -С. 91-95. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-organizatsii-podgotovki-k-volonterskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-krupnogo-goroda (дата обращения: 23.02.2022).

14. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 434 с.

15. Попова, А. М. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи на индивидуальном уровне посредством добровольческой деятельности / А. М. Попова, О. С. Залевская, Н. И. Роман-чук. - Текст : электронный // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 4 (26). - С. 146-157. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-molodezhi-na-individualnom-urovne-posredstvom-dobrovolcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.03.2022).

16. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / Т. А. Рата-нова, Н. Ф. Шляхта. - Москва : Флинта ; Московский психолого-социальный ин-т, 2008. - 319 с.

17. Рахматулина, Б. Р. Педагогические условия формирования гражданственности подростков в добровольческих (волонтерских) трудовых бригадах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Рахматулина Б. Р. - Майкоп, 2021. - 27 с.

18. Ридли, М. Происхождение альтруизма и добродетели / М. Ридли. - М. : Эксмо, 2013. - 336 с.

19. Смирнова, О. Г. Становление волонтерской деятельности и ее мотивы в современной России / О. Г. Смирнова, М. С. Гуляева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XXI Международной конференции памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 22-23 марта 2018 года. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. - С. 1546-1556.

20. Социальная работа с молодежью : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. -М., 2009. - 328 с.

21. Стегний, В. Н. Мотивация волонтерской деятельности / В. Н. Стегний, М. В. Никонов. - Текст : электронный // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 146-156. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 07.03.2022).

22. Сушко, В. А. Проявление волонтерства в современном российском обществе / В. А. Сушко. - Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proyavlenie-volonterstva-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 27.02.2022).

23. Тен, В. В. Волонтерство как проявление гражданских инициатив / В. В. Тен, Е. А. Романенко. -Текст : электронный // Курорты. Сервис. Туризм. - 2013. - № 2-4 (19-21). - С. 37-42. - URL: http: //elibrary.ru/download/ 60635659.pdf (дата обращения: 24.09.2014).

24. Batson, C. D. Altruism in humans / C. D. Batson. - Oxford University Press, 2011. - 310 р.

25. Bekkers, R. Participation in voluntary associations: Relations with resources, personality, and political values / R. Bekkers // Political Psychology. - 2005. - № 3. - Р. 439-454.

26. Clary, E. G. Understanding and assessing the motivations of volunteers: A functional approach / E. G. Clary, M. Snyder, R. D. Ridge, J. Copeland, A. A. Stukas, J. Haugen // Journal of Personality and Social Psychology. - 1998. - Vol. 74. - Р. 1516-1530.

27. Dovidio, J. F. The social psychology of prosocial behavior / J. F. Dovidio, J. A. Piliavin, D. A. Schroeder, L. A. Penner. - Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 2006. - 310 р.

28. Finkelstien, M. A. Intrinsic vs. extrinsic motivational orientations and the volunteer process / M. A. Finkelstien // Personality and Individual Differences. - 2009. - Vol. 46 (5-6). - Р. 653-658.

REFERENCES

1. Abil'tarova, E. N. (2018). Printsipy formirovaniya kul'tury bezopasnosti professional'noi deyatel'nosti u budushchikh spetsialistov po okhrane truda [Principles of Formation of a Culture of Safety of Professional Activity among Future Specialists in Labor Protection]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 10, pp. 78-84. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-kultury-bezopasnosti-professionalnoy-deyatelnosti-u-buduschih-spetsialistov-po-ohrane-truda (mode of access: 07.03.2022).

2. Antilogova, L. N. (2016). Tsennostnye orientatsii kak forma vyrazheniya nravstvennoi aktivnosti lichnos-ti [Value Orientations as a Form of Expression of Moral Activity of the Individual]. In Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. No. 4 (67), pp. 52-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-forma-vyrazheniya-nravstvennoy-aktivnosti-lichnosti (mode of access: 08.03.2022).

3. Arapov, M. O. (2012). Vospitanie grazhdanskikh kachestv molodezhi v volonterskom dvizhenii [Education of Civic Qualities of Youth in the Volunteer Movement]. In Vestnik MGUKI. No. 2 (46), pp. 95-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitanie-grazhdanskih-kachestv-molodezhi-v-volonterskom-dvizhenii (mode of access: 07.03.2022).

4. Voynov, V. B., et al. (1999). Praktikum po valeologii [Workshop on Valeology] / ed. by G. A. Kuraev. Rostov-on-Don. 194 p.

5. Gorb, V. G. (2019). Povyshenie urovnya grazhdanstvennosti kak tsel' obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Increasing the Level of Citizenship as the Goal of the Educational Process at the University.]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 7, pp. 13-21. https://doi.org/10.26170/po19-07-02.

6. Gorlova, N. I. (2020). Obobshchenie tekhnologii po privlecheniyu dobrovol'tsev (volonterov) dlya pre-dostavleniya spetsial'nykh uslug v organizatsiyakh sotsial'nogo obsluzhivaniya, vklyuchaya rossiiskii i za-rubezhnyi opyt [Generalization of Technologies for Attracting Volunteers (Volunteers) to Provide Special Services in Social Service Organizations, Including Russian and Foreign Experience]. Moscow. 74 p.

7. Il'in, E. P. (2002). Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. Saint Petersburg, Piter. 512 p.

8. Klimova, I. V., Mersiyanova, I. V., Telitsyna, A. Yu. (2020). Platformy-agregatory volonterov v usloviyakh pandemii: analiz rossiiskogo i mezhdunarodnogo opyta [Platforms-Aggregators of Volunteers in the Context of the Pandemic: An Analysis of Russian and International Experience]. In Analiticheskii byulleten' NIU VSHE ob ekonomicheskikh i sotsial'nykhposledstviyakh koronavirusa v Rossii i v mire. No. 7, pp. 95-100.

9. Kogan, E. A., Kvon, D. A. (2019). Izuchenie motivov volonterskoi deyatel'nosti sredi studencheskoi molodezhi [Study of the Motives of Volunteer Activity among Student Youth]. In Perspektivy nauki i obrazovaniya. No. 4 (40), pp. 116-125. DOI: 10.32744/pse.2019.4.10.

10. Kosova, Yu. P. (2012). Motivatsiya volonterskoi deyatel'nosti [Motivation of Volunteer Activity]. In Vestnik KRAUNC. Gumanitarnye nauki. No. 2 (20), pp. 123-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti (mode of access: 08.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kuz'mina, S. N., Egorova, S. G. (2020). Professional'nyi otbor i komandoobrazovanie v dobrovol'chesko-volonterskoi obshchestvennoi deyatel'nosti [Professional Selection and Team Building in Volunteer Social Activities]. In Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal. No. 2, pp. 52-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnyy-otbor-i-komandoobrazovanie-v-dobrovolchesko-volonterskoy-obschestvennoy-deyatelnosti (mode of access: 08.03.2022).

12. Mandrikova, E. Yu. (2010). Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel'nosti (OSD) [Development of a Questionnaire of Self-Organization of Activity (QSOA)]. In Psikhologicheskaya diagnostika. No. 2, pp. 87-111.

13. Mironova, M. V. (2015). Aktual'nye problemy organizatsii podgotovki k volonterskoi deyatel'nosti v usloviyakh krupnogo goroda [Actual Problems of Organizing Preparation for Volunteer Activities in a Large City]. In Diskussiya. No. 5 (57), pp. 91-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-organizatsii-podgotovki-k-volonterskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-krupnogo-goroda (mode of access: 23.02.2022).

14. Pevnaya, M. V. (2016). Upravlenie volonterstvom: mezhdunarodnyi opyt i lokal'nye praktiki [Volunteer Management: International Experience and Local Practices]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta.

434 p. ...

15. Popova, A. M., Zalevskaya, O. S., Romanchuk, N. I. (2017). Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti molodezhi na individual'nom urovne posredstvom dobrovol'cheskoi deyatel'nosti [Creating a Culture of Youth Safety at the Individual Level Through Volunteerism]. In Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. No. 4 (26), pp. 146-157. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-molodezhi-na-individualnom-urovne-posredstvom-dobrovolcheskoy-deyatelnosti (mode of access: 07.03.2022).

16. Ratanova, T. A. (2008). Psikhodiagnosticheskie metody izucheniya lichnosti [Psychodiagnostic Methods of Studying Personality]. Moscow, Flinta, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut. 319 p.

17. Rakhmatulina, B. R. (2021). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanstvennostipodrostkov v dobrovol'cheskikh (volonterskikh) trudovykh brigadakh [Pedagogical Conditions for the Formation of Citizenship of Adolescents in Volunteer Labor Brigades]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Maykop. 27 p.

18. Ridli, M. (2013). Proiskhozhdenie al'truizma i dobrodeteli [The Origin of Altruism and Virtue]. Moscow, Eksmo. 336 p.

19. Smirnova, O. G. (2018). Stanovlenie volonterskoi deyatel'nosti i ee motivy v sovremennoi Rossii [The Formation of Volunteer Activity and Its Motives in Modern Russia]. In Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sov-remennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy XXI Mezhdunarodnoi konfer-entsii pamyati prof. L. N. Kogana. Ekaterinburg, Ural'skii federal'nyi universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina, pp. 1546-1556.

20. Basov, N. F. (Ed.). (2009). Sotsial'naya rabota s molodezh'yu [Social Work with Young People]. Moscow. 328 p.

21. Stegny, V. N., Nikonov, M. V. (2018). Motivatsiya volonterskoi deyatel'nosti [Motivation of Volunteer Activity] In Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. No. 1, pp. 146-156. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/motivatsiya-volonterskoy-deyatelnosti-1 (mode of access: 07.03.2022).

22. Sushko, V. A. (2017). Proyavlenie volonterstva v sovremennom rossiiskom obshchestve [Manifestation of Volunteering in Modern Russian Society]. In Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. No. 11. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-volonterstva-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (mode of access: 27.02.2022).

23. Ten, V. V. (2013). Volonterstvo kak proyavlenie grazhdanskikh initsiativ [Volunteering as a Manifestation of Civil Initiatives]. In Kurorty. Servis. Turizm. No. 2-4(19-21), pp. 37-42. URL: http://elibrary.ru/ download/60635659.pdf (mode of access: 24.09.2014).

24. Batson, C. D. (2011). Altruism in Humans. Oxford University Press. 310 p.

25. Bekkers, R. (2005). Participation in Voluntary Associations: Relations with Resources, Personality, and Political Values. In Political Psychology. No. 3, pp. 439-454.

26. Clary, E. G., Snyder, M., Ridge, R. D., Copeland, J., Stukas, A. A., Haugen, J. (1998). Understanding and Assessing the Motivations of Volunteers: A Functional Approach. In Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 74, pp. 1516-1530. _

27. Dovidio, J. F., Piliavin, J. A., Schroeder, D. A., Penner, L. A. (2006). The Social Psychology of Prosocial Behavior. Mahwah, NJ, Lawrence Erlbaum Associates. 310 p.

28. Finkelstien, M. A. (2009). Intrinsic vs. Extrinsic Motivational Orientations and the Volunteer Process. In Personality and Individual Differences. Vol. 46 (5-6), pp. 653-658.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.