ISSN 2221-7347
Экономика и право
УДК 332.132
Е.С. Ершова
МОТИВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
В статье рассматриваются мотивационные инструменты активизации человеческого фактора. Исследуются социально-психологические методы управления персоналом, стимулы, направленные на изменение поведения работника.
Ключевые слова: мотивационные инструменты, системный анализ, человеческий фактор, социально-психологические методы, мотив, стимул.
Современные условия развития мировой экономики с учетом процессов глобализации способствовали трансформации концепции «экономического человека» в концепцию «человеческих ресурсов» (HR), что явилось причиной пересмотра системы взглядов на мотивацию и стимулирование HR и особенностей применения мотивационных инструментов активизации человеческого фактора. В этих условиях предполагается использование мотивов и стимулов трудовой деятельности, направленных на изменение психологии работника, получающего удовлетворение не только от повышения заработной платы, но и от самого процесса работы (разработка балльно-рейтинговой системы, премии за рационализацию, участие в прибылях и акционерном капитале и т.д.). Разработка концепции HR предполагает применение социальноэкономических методов управления персоналом, использование стимулов, ориентированных на изменение поведения работника с целью повышения эффективности его деятельности и закрепления HR в конкретных условиях (предприятиях, организациях, малом бизнесе и др.).
Анализ дискуссий мирового сообщества по проблемам управления человеческими ресурсами позволил выделить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на каждую из подсистем мотивации трудовой деятельности работников (рис. 1), на примере страховых компаний Смоленской области.
К наиболее распространенным факторам, определяющим состояние подсистемы «Материальное денежное стимулирование», относят уровень образования и квалификации, сложность и объемы выполняемой работы, личный вклад работника в коллективный результат деятельности [1; 2].
Проведенный анализ научных источников показывает, что эффективность нематериального стимулирования подвержена в наибольшей степени воздействию таких факторов, как: опыт работы и профессионализм, гибкость мышления, коммуникативные навыки, умение работать в команде и др.
Результаты исследования показали, что одним из наиболее значимых видов нематериального стимулирования является поощрение (55% всех респондентов), самостоятельность в работе (20%), пример работы руководителя (15%). Следует отметить, что всего 10%, участвующих в анкетировании работников страховых компаний, отнесли порицание к действенным методам нематериального стимулирования (рис. 2).
© Ершова Е.С., 2014.
81
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
Рис. 1. Система мотивации трудовой деятельности работников
наказание
пример работы руководителя 15%
самостоятельно сть в работе 20%
10%
Поощрение
55%
Рис. 2. Структура ответов респондентов по признанию эффективного вида воздействия на персонал
Основные направления нематериального стимулирования, применяемыми страховыми компаниями в области подбора и развития персонала, представлены на рисунке 3.
82
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Рис. 3. Направления в области подбора и развития персонала
Страховыми компаниями применяется «Памятка агента» как мотивационный инструмент, влияющий на эффективность деятельности сотрудника, в которой отражаются рекомендации по способам продвижения страхового продукта и алгоритм действий страхового агента.
Данный документ позволит существенным образом повысить уровень самоорганизации агента и в значительной степени повлиять на эффективность его работы, что оказывает влияние на конечный результат.
В процессе исследования были выявлены существенные недостатки применяемой системы мотивации персонала страховых компаний:
- недостаточное использование социальных мотивов труда;
- низкая заинтересованность и инициативность работников в труде;
- недостаточно благоприятные условия труда;
- проблема текучести страховых агентов;
- отсутствие системы адаптации начинающих агентов;
- отсутствие у агентов стремления к карьерному росту и др.
Таким образом, основными мотивационными инструментами активизации человеческого фактора в деятельности страховых компаний в сложившихся условиях, характерными не только для Смоленского региона как типичного представителя демографически проблемных областей Центральной России [3; 4], могут стать:
- усовершенствование системы оплаты труда (использование новых стимулирующих форм);
- совершенствование условий труда;
- стимулирование к карьерному росту страховых агентов;
- решение проблемы текучести кадров в агентской сети;
- развитие института кураторства (наставничества) начинающих агентов;
- мероприятия, направленные на повышение инновационной активности персонала [5] и другие.
83
Новый университет. 2014. № 1 (35)
ISSN 2221-7347
Библиографический список
1. Кондрашов В.М., Шеломенцева М.В., Власова М.А. Основные тенденции развития малого бизнеса Смоленской области // Предпринимательство. 2013. № 4. С. 37-42.
2. Лапшова М.В., Шеломенцева М.В. Инновационный потенциал трудовых ресурсов Смоленской области в условиях демографических ограничений // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 174. С. 222-226.
3. Кожевникова Г.П., Шеломенцева М.В. Сравнительный анализ состояния трудовых ресурсов муниципалитетов Смоленской области // Региональные исследования. 2013. № 2. С. 33-36.
4. Шеломенцева М.В. Демографические барьеры экономического роста Смоленской области // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 85-88.
5. Лапшова О.А. Инновационная активность трудовых ресурсов как фактор развития экономики региона // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 60-61.
Статья поступила в редакцию 31.01.2014.
ЕРШОВА Екатерина Сергеевна - студент, Финансовый университет при Правительстве РФ (Смоленский филиал).
UDC 332.132
E.S. Ershova
MOTIVATIVE INSTRUMENT OF THE ACTIVIZATION OF THE HUMAN FACTOR
Motivative instrument of the activization of the human factor are examined in this article. Social-psychological methods of staff management, incentive which direct to change personnel behaviour are considered.
Keywords: motivative instruments, system analysis, human factor, motive, incentive, social-psychologist methods.
84