Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ'

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Мотивация / мотивирующий фактор / работник / Motivation / motivating factor / employee

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азадова З. Р.

В статье рассматриваются факторы мотивации работников, а также рассматриваются средства воздействия на мотивацию работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FACTORS

In the article factors of motivation of workers are considered, and also means of influence on motivation of workers are considered.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ»

Азадова З.Р. студент 5 курса факультет психологии Дагестанский Государственный университет

филиал в г. Кизляр научный руководитель: Халилова А.А.

ст. преподаватель научный руководитель: Шарбузова Х.З., к.п.н.

доцент

Россия, Респ. Дагестан, г. Кизляр МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация: В статье рассматриваются факторы мотивации работников, а также рассматриваются средства воздействия на мотивацию работников.

Ключевые слова: Мотивация, мотивирующий фактор, работник

Azadova Z.R.

A fifth year student of the Faculty of Psychology Dagestan State University, branch of Kizlyar Russia, Republic of Dagestan, Kizlyar Scientific advisors: st.prep. Khalilova A.A. Candidate of Technical Sciences Sharbuzova H.Z.

MOTIVATION FACTORS

Annotation: In the article factors of motivation of workers are considered, and also means of influence on motivation of workers are considered.

Key words: Motivation, motivating factor, employee

Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Работник — субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя и получающее за это заработную плату.

Часто можно слышать, что людей можно мотивировать только деньгами, что деньги - это самый главный мотиватор. Но с этим не соглашаются не только специалисты по человеческим ресурсам, но и многие руководители. Так, К. Ферлинг, шведский специалист, являющийся и консультантом по управлению, и руководителем высшего звена шведской компании SKF, которая имеет штат в 200 тыс. чел., работающих в Швеции и в десятках стран за ее пределами, приводит такие факты. Когда в ходе проекта по изучению мотивации у людей выясняли, что их мотивирует, то практически во всех странах этот список был одинаковым. Всегда на первом месте среди мотивирующих факторов была команда, рабочая группа, в

которую входит человек. На втором - то, насколько интересной для него является выполняемая работа. На третьем месте стоял такой мотивирующий фактор, как способность контролировать свою работу, уровень самостоятельности в работе. Зарплата шла только на седьмом месте. Зарплата была на первом месте только в тех странах, где это вопрос выживания. К сожалению, Россия сейчас относится к таким странам.

Успешное применение тех или иных форм материального стимулирования способно обеспечить определенные преимущества, но мотивационный потенциал так называемых мягких составляющих эффективности - дружбы, партнерства, командной работы - часто оказывается гораздо важнее.

К. Ферлинг, опрашивая работников в разных странах мира, задавал им вопрос относительно того, что, по их мнению, мотивирует их директора. Хотя по большей части рабочие вообще не видели своих директоров, они единодушно высказывали мнение, что в первую очередь директора мотивируют деньги. Когда же в ходе того же исследования генерального директора компании спросили, что его мотивирует, то он перечислил факторы, которые сильно не отличались от факторов, названных рабочими: возможность развития на работе, команда, совет директоров. И у всех топменеджеров зарплата стояла на одиннадцатом, тринадцатом, четырнадцатом местах. При этом на вопрос о том, что мотивирует рабочих, сто процентов директоров ответили: «Деньги».

Это самое большое заблуждение: всех мотивируют деньги, кроме меня. Именно это и мешает многим руководителям использовать более широкий набор средств воздействия на мотивацию подчиненных. Мы привыкли к тому, что деньги - это важнейший рычаг воздействия на мотивацию сотрудников. И трудно представить, что деньги могут выступать в качестве мощнейшего средства, разрушающего мотивацию персонала. А ведь в большинстве российских компаний именно это и происходит, когда людям не доплачивают за их работу, и неудовлетворенность работников оплатой своего труда - явление повсеместное.

Если организация рассчитывает на высокие рабочие показатели персонала, то для этого необходимо в организационной и рабочей среде создать необходимые условия. Это должны быть условия, компенсирующие демотивирующее действие недостаточного уровня оплаты труда и формирующие такую мотивацию работников, которая будет максимально располагать их к высоким трудовым достижениям. У людей будет выше удовлетворенность своей работой, если она соответствует их ценностям, потребностям, установкам и ожиданиям. Еще лучше, если рабочая среда превышает ожидания работников, например, в отношении зарплаты, карьерных перспектив или отношений с руководством. Естественно, что в каждом конкретном случае факторы, определяющие высокий уровень трудовой мотивации персонала могут различаться.

Для того чтобы руководители могли расширить «ассортимент»

используемых неденежных средств воздействия на мотивацию работников, им следует присмотреться к таким средствам, которые неразрывно связаны с самим процессом управления (постановка целей, оценка и контроль, информирование и др.). Приведем перечень неденежных методов воздействия на мотивацию подчиненных, которые могут быть использованы руководителями.

Деньги призваны стимулировать людей к напряженному труду. Зарплата также должна решать еще две важные задачи: привлечение и удержание хороших работников. Если возникают затруднения в выплате работникам конкурентоспособной (по сравнению с другими компаниями, работающими в этом же секторе) зарплаты, то это приводит к серьезным затруднениям в привлечении и удержании квалифицированных кадров. Кроме того, посредством денег компания демонстрирует работнику, что она ценит его труд и его профессиональные достижения.

Средства аоздейст а и я Основное содержание средств &оз денете и в на мотивацию

Орган и за- L LИЯ работ • Разнообразие навыков, требуемых дл я вы пол нения работы - ЗаКОНЧеННОСТЬ ВЫПОЛНЯеМЬСХ тщаний - Значимость и ответственность работы - Предоставление самостоятельности работнику - Своевременная информация о соответствии работы установлен ны м требованиям

М ате р нал ь-ное сти мул и р о-вание - Ко н ку ре нтосп ос о&н ость п ролла гае м ой за ра &отн о й платье - Соотношение постоянной и переменной частей заработной платье - Связь оплаты и рабочих результатов - Возможность дифференцировать оплату в рамках одной профессиональной группы или должностной категории

Моральное сти мул и р о-вание Широкий набор не мате риал: ьных стимулов, используемых как непосредственным руководителем, та к и ал министра-цией предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фото на Доске почета и др.)

Постановка целей Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Ключевые требования, обеспечивающие мотивиру еощий эффект пел ей : - конкретность; - привлекательность цели для работника; - достижимость

Оценка и контроль Различные формы контроля за работой исполнителя, осуществляемые непосредственным руководителем, и оценка его рабочих результатов и рабочего поведения

И н фор ми -рование Своевременность и полнота удовлетворения потребности работников в значимой для них информации

Практика управления Качество управления, доминирующий в организации стиль управления и его соответствие важнейшим ситуационны м переменным

М е ры дисцип-ли на рно го воздействия - Правильный выбор места - С вое врем енно сть д ис ц и п л и на рн ого воз де й ствия - Соразмерность строгости наказания тяжести проступка - Разъяснение причин - Вн елиг [ностн ы й ха ракте р н ака за н и й

05 ращение к наиболее значимым для работника LIO н н остя м - Самоуважение - Финансовое благополучие - Опэетстъенноеть перед командой (коллективом) - И нте ре сы ко м пан и и (п ре дп ри я ти я ч о рга н и за ц и и) - Карьерные перспективы - Интересы семьи и др.

Для лучшего понимания тех задач, которые приходится решать для повышения мотивации работников к труду, надо взглянуть на ситуацию глазами самого работника. В каком случае у него появляется искреннее желание максимально полно использовать в работе свои знания, профессиональные навыки и опыт? Когда он готов работать напряженно, с полной самоотдачей? Очевидно, это желание возникает лишь в том случае, если работник видит тесную связь своих личных интересов (карьерные цели, получение признания и уважения, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне и др.) с той работой, которую он выполняет в компании. Эти обязательства переживаются работником как искреннее стремление к добросовестной работе в интересах компании, они определяют его заботу о ее репутации, о ее имидже в глазах партнеров и потребителей.

Пример такого отношения приводят Т. Питерс и Р. Уотермен в своей

книге «В поисках совершенства». Рабочий из компании «Хонда», который в нерабочее время, по дороге домой, если видел, что дворники на машинах его фирмы погнуты, останавливался и поправлял их. Он был просто не в состоянии смотреть на то, что в машинах его фирмы что-то плохо работает.

Люди, работающие в организации, - это тот ключевой фактор успеха, без эффективного использования которого рассчитывать на высокие результаты в бизнесе невозможно. Только приверженные компании работники готовы на дополнительные усилия в работе, не требуя за это дополнительных выплат.

Приверженность имеет три составляющие:

1) веру в корпоративные ценности и принятие целей данной организации;

2) вовлеченность в работу, желание прилагать максимальные усилия в интересах данной организации;

3) лояльное отношение к организации, желание оставаться членом данной организации.

Все эти составляющие приверженности усиливаются, если работника удовлетворяют условия его труда и перспектива профессионального роста, когда он встречает в компании справедливое признание своих заслуг и видит возможности профессионального или должностного роста. Приверженность персонала растет, сотрудники начинают работать лучше, если у них есть внутренние обязательства перед компанией, если они понимают и принимают цели и задачи бизнеса. Таким образом, неравнодушное отношение к проблемам своей компании, готовность внести свой вклад в ее развитие и решение ее проблем основаны на ясном понимании работником целей и направления развития компании, на сближении его собственных интересов с ее интересами.

Использованные источники:

1. Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / А.М. Айламадян// Вопр. психологии. - 1990 - № 4

2. Ансофф И. Стратегическое управление [Текст]: пер. c англ. /И. Ансофф. -М.: Экономика, 1989

3. Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Аритова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. - 1998 -№ 4

4. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб.-практ. пособие / А.В. Батаршев. - М.: Дело, 2005

5. Блинов А.О. Мотивация персонала корпоративных структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.