Научная статья на тему 'Мотивационное управление: перспективы развития'

Мотивационное управление: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
517
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УБЕЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MOTIVATION MANAGEMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МОТИВАЦИОННЫЙ ВЫБОР / MOTIVATION CHOICE / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ / INNOVATIVE TYPE OF THINKING / SOFT-ДИРЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOFT-POLICY MANAGEMENT / PERSUASION / INCENTIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пую Юлия Валерьевна

В статье исследуются вопросы мотивационного управления, его специфические признаки и особенности, соотношение категорий «мотивация» и «мотив» деятельности, а также рассматривается мотивация как сложный процесс и психологический феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION MANAGEMENT: DEVELOPMENT PROSPECTS

The article is devoted to the issues of the motivational management, its specific features and peculiarities, the ratio of the categories of "motivation" and "motive" activities, as well as motivation is considered as a complex process and psychological phenomenon

Текст научной работы на тему «Мотивационное управление: перспективы развития»

Организация, стимулирование деятельности и формирование опыта общественного поведения в значительной степени зависят от правильного применения методов убеждения и принуждения в единстве с материально-организационным методом. Следовательно, формирование опыта общественного поведения, а также организация и стимулирование деятельности представляют собой вид социального управления. Цель его состоит в том, чтобы все общество в целом, а также составляющие его социальные группы и индивиды функционировали и развивались в рамках существующих общественных отношений на основе определенных, принятых в данном обществе норм морали и права. Решение подобной задачи предполагает наличие специфических методов управления этими социальными образованиями, то есть наличие комплекса методов социального управления. Цель и смысл всякого управления состоят в том, чтобы путем специального, целенаправленного воздействия на объект управления добиться его функционирования в желательном для управляющей системы направлении. Решить эту задачу можно только в том случае, если методы управления, выбранные субъектом управления, способны вызвать в объекте управления желаемые результаты. Следовательно, методы управления всегда вторичны, производны от объекта управления.

Таким образом, сущность и специфика метода управления определяются природой и особенностями объекта управления. Но это возможно только в том случае, если мы уже располагаем определенной суммой знаний об этом объекте, его природе, характере, особенностях, ведь именно на них мы собираемся воздействовать. Без наличия этих знаний сознательное и целенаправленное управление невозможно.

Первенство убеждения вытекает из самой сущности прогрессивного общества, морали и права. С теоретической точки зрения в любом обществе (не исключение и наше) каждый человек имеет возможность жить и трудиться. Однако далеко не каждый честно живет и честно трудится. Принимая во внимание сложившуюся в сегодняшней России ситуацию, отметим, что мораль и право часто оторваны от реального процесса жизни людей. Чтобы это противоречие преодолеть, есть единственный способ - соединить в одном лице собственника и труженика. Тогда воспитание не будет связано с выработкой навыков подчинения. Сущность убеждения как метода организации деятельности и формирования опыта общественного поведения состоит в том, что он представляет собой вид социальной, целенаправленной деятельности, в результате которой идеи, ценности и установки, формулируемые обществом в целом или отдельными социальными группами и первоначально внешние по отношению к конкретному человеку, становятся его внутренними, личными идеями, установками и ценностями, то есть становятся его убеждениями, определяющими всю его жизнедеятельность в условиях свободного выбора.

Убеждение - это определенное духовное состояние личности или группы людей, в соответствии с которым личность или группа сознательно избирают принципы своего поведения, образ действий, поступков, рассматривая их в качестве единственно возможных и обязательных в конкретных условиях.

Исходя из данного определения, убеждение можно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком плане убеждение понимается как всякая деятельность государственных и общественных организаций, направленных на воспитание у людей нравственно-правовой культуры. В данном случае убеждение как метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения чрезвычайно эффективен. Это объясняется тем, что установки и ценности, заложенные в морали и праве, совпадают с установками и ценностями подавляющей массы граждан. Объективной основой этого совпадения является то, что действительная человеческая мораль и право есть воля людей, возведенная в закон. Это совпадение воли народа и нравственно-правовых установлений имеет принципиальное значение, определяющее основные закономерности формирования функционирования и развития нравственно-правовой культуры и формирования опыта общественного поведения.

Убеждение в узком плане представляет собой профессиональную деятельность особых государственных и общественных организаций, направленную на формирование определенных, в нашем случае нравственно-правовых, взглядов у отдельных лиц или социальной группы.

Таким образом, рассмотрение убеждения как метода организации деятельности и формирования опыта общественного поведения позволяет выделить в нем два важнейших структурных элемента. С одной стороны, убеждение есть вид социальной деятельности, направленной на достижение определенной цели. В этом качестве убеждение выступает как непрерывный процесс целенаправленного воздействия общества на социализацию своих членов, в частности на формирование у них определенного нравственно-правового сознания и нравственно-

правовой культуры. С другой стороны, убеждение - результат, продукт данного процесса. Здесь убеждение проявляется как определенное состояние сознания, как совокупность мотивационных и ценностных установок личности, определяющих ее деятельность и поведение.

Оба отмеченных момента необходимо учитывать при организации практической работы по формированию убеждений человека. Признавая то положение, что процесс убеждения и его результат тесно взаимосвязаны, нельзя забывать об их относительной самостоятельности.

Убеждение как специфический вид деятельности направленно воздействует прежде всего на сознание человека. Известно, что сознание включает в себя знания, эмоции, чувства и волю. Исходя из этого процесса, убеждение может вестись в двух основных формах: в форме логических построений, основанных на логических доказательствах и рациональных аргументах, и в форме оценочно-нормативной. Убеждая, мы можем не только что-то логически доказать, но и утверждать ценность, справедливость выдвигаемых положений. Каждая из этих форм имеет свои сильные стороны. Задача состоит в том, чтобы их правильно и разумно использовать.

И, наконец, из этих зависимостей становится ясным, почему бывает так неэффективен процесс убеждения, если он направлен на определенную группу лиц, а именно тех лиц, которые не только не испытывают к нам симпатий и доверия, а наоборот, настроены откровенно враждебно.

Рассмотрев убеждение как метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, мы можем сказать, что его главное достоинство состоит в том, что с его помощью достигается максимальный успех. Проблема убеждения тесно связана с проблемой мотивации деятельности.

Вопросы мотивации - о целях, причинах и формах деятельности или социальной системы -занимали человека, по существу, с ранних периодов его существования. От простейших форм использования мотивация прошла сложный путь поисков. Эти поиски продолжаются и сейчас, исходя, во-первых, из активных потребностей развития общественного производства, требующих доминирующей роли человека, и, во-вторых, с учетом чрезвычайной сложности познания и объяснения поведения человека.

Исследование столь сложной, многоаспектной и актуальной научной и прикладной категории, каковой является мотивация, требует углубленного понимания ее сути, внутренней динамики, специфических признаков и выяснения на этой основе современных проблем и путей ее практического использования.

Будучи по своей природе психологическим феноменом, мотивация по мере развития общественного производства приобретает многоплановый, «диверсифицированный» характер, как мощный фактор развития. Являясь абсолютным атрибутом биосоциальных систем, она во многом, а зачастую в решающей степени, обусловливает поведение и развитие не только отдельного индивида, но и различных систем в целом.

Поскольку развитие крупных социально-экономических систем и их элементов становится все более динамичным и сопровождается усложнением объективных взаимодействий, постольку в их регулировании чрезвычайно возрастает роль человека как уникального субъекта сознательного управления. А такое управление во многом связано и обусловлено мотивацией.

Сущность, содержание и функциональные свойства мотивации как составной части организационной части управленческого процесса существенно расширились. Несводимость мотивации только к эмоционально-эмпирическим побуждениям человека или социальной системы является предметом современных теоретических исследований. Ведь до сих пор на уровне обыденного, а нередко и научного сознания мотивация и ее роль в управлении трактуется весьма поверхностно.

Слово «мотивация» происходит от французского шоНу и означает побудительную причину, повод к действию. Вместе с тем мотивация как процесс по своей сущности и содержанию является значительно более сложным явлением, чем одноразовая побудительная причина. Она включает в себя комплекс сложнейших биопсихических состояний и реакций человека, формирующих все его действия как сознательные, так и бессознательные.

Если степень удовлетворения потребности высока, то и мотивы поведения будут усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать, вплоть до отрицательных действий. Принципиальная трудность в объяснении и оценке категорий «мотивация» и «мотив» состоит в том, что напрямую ненаблюдаемы, а значит, недоступны непосредственному познанию и носят скорее умозрительный характер. Побуждения работника чаще всего можно понять и оценить по его действиям и их результатам. Возникает вопрос: в чем же суть мотивов и мотивации? В практике поведения человека существует «нечто», что позволяет выбрать между

различными вариантами действий механизм, который доводит действия до конца. Считается, что именно это «нечто» и выступает как мотивация, а многочисленные промежуточные частные переменные в этом нечто и есть мотивы. В основе мотивации лежит сложный и непрерывный процесс выбора субъектом того или иного типа поведения и оценки результатов. Мотивационный выбор обусловлен многообразием и интенсивностью внешних воздействий и уровнем развития сознания человека или социума.

Внешние воздействия есть стимулы, побуждающие или вынуждающие человека или социум действовать определенным образом и являющиеся внешними причинами поведения. Стимулы, проходя через сознание и трансформируясь им, становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения человека или социума, иначе говоря, мотивы и есть осознанные стимулы.

Поведение человека или социума определяется сложным и непрерывным взаимодействием стимулов и мотивов. С точки зрения управления стимулировать поведение - значит создавать такие внешние условия воздействия на работника, которые вынуждают его действовать в установленном режиме для достижения поставленных целей. Мотивировать поведение - значит понять, каким образом работник реагирует на внешние воздействия, и побудить его к сознательному выбору действий по достижению цели*.

Таким образом, совершенно очевидно, что под мотивационным управлением необходимо понимать часть общего процесса управления, связанную с осознанием и выбором способов преобразования воздействий внешней и внутренней среды на основе оценки ситуации, принятия решений, ожидания и корректировки соответствующих результатов деятельности на уровне индивидов, организаций, социальных систем посредством согласования их ценностных ориентаций, норм и интересов. Из данного определения вытекают специфические признаки мотивационного управления: во-первых, носителем-субъектом и воспринимающей стороной-объектом мотивационного управления является человек или социальная система, во-вторых, особенностью мотивационного управления является сложное единство эмоциональных, рациональных и эмпирических подвидов управления в их взаимосвязи, в-третьих, задачей мотивационного управления является выяснение и предвосхищение изменений и адаптирование к ним работников. Таким образом, видно, что одной из центральных функций мотивационного управления является трансформация мышления и поведения к постоянно обновляющимся изменениям внешней среды. Такая трансформация учитывает различия в мотивационном потенциале различных людей, организаций, систем. Прежде всего, это относится к типу мышления управляющих и персонала. Наиболее важное место занимает инновационный тип мышления. Не вызывает сомнения, что мотивационное управление можно отнести к 80Й-директивному управлению, которому принадлежит будущее в смысле формирования эффективных методов и средств управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.