МОТИВАЦИОННО-УСТАНОВОЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОРТОДОНТИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Коваленко Михаил Эдуардович
канд. мед. наук, доцент Воронежской государственной медицинской академии,
РФ, г. Воронеж E-mail: kovalenko [email protected] Татаринцев Михаил Михайлович канд. мед. наук, доцент Воронежской государственной медицинской академии,
РФ, г. Воронеж E-mail: kovalenko [email protected] Золотарева Елена Юрьевна канд. мед. наук, ассистент Воронежской государственной медицинской
академии, РФ, г. Воронеж E-mail: [email protected]
MOTIVATIONAL AND ATTITUDE ASPECTS IN EDUCATIONAL PROCESS FOR ORTHODONTIST IN MEDICAL SCHOOL
Elena Zolotareva
candidate of med. sciences, assistant professor of Voronezh State Medical Academy,
Russia Voronezh Kovalenko Michael
candidate of med. sciences, associate professor of Voronezh State Medical Academy,
Russia Voronezh Tatarintzev Mikhail
candidate of med. sciences, associate professor of Voronezh State Medical Academy
Russia Voronezh
АННОТАЦИЯ
Целью работы являлась характеристика и анализ мотиваций и установок, определяемых для студентов в ходе преподавания ортодонтии. Накопленный опыт свидетельствует, что качественное овладение указанной специальностью возможно только при условии серьезной, глубоко-мотивированной заинтересованности обучающегося лечебно-диагностической методологией данной дисциплины. В представленной работе резюмируется опыт преподавания ортодонтии, основанный на анализе мотивов и установок, определяемых для учащихся в процессе изучения указанной специальности.
ABSTRACT
Orthodontics is one of the very interesting , but also the most difficult clinical disciplines which taught to students of dental medical schools . Pedagogical
experience shows that quality mastering is possible only if serious deeply motivated student interest are situated in medical diagnostic methodology of the discipline. In the present paper summarizes the experience of teaching orthodontics, based on an analysis of motives and attitudes defined for students in the study of orthodontic specialty.
Ключевые слова: студенты; ортодонтия; мотивация; установка
Keywords: students; orthodontics; motivation; attitude
Ортодонтия является одной из самых интересных, но и самых сложных дисциплин, преподаваемых студентам стоматологических факультетов медицинских ВУЗов. Накопленный нами опыт свидетельствует, что качественное овладение указанной специальностью возможно только при условии серьезной, глубоко-мотивированной заинтересованности обучающегося лечебно-диагностической методологией данной дисциплины [5, c. 16].
В представленной работе резюмируется опыт преподавания ортодонтии, основанный на анализе мотивов и установок, определяемых для учащихся в процессе изучения указанной специальности.
Первично побуждение к изучению специальности реализуется через внешнюю мотивацию, когда на вводной лекции студентам вменяется в обязанность знание предмета, входящего в базовую программу подготовки врача-стоматолога. Отсутствие зачета или экзамена по данной дисциплине с вероятной перспективой отчисления из ВУЗа можно рассматривать как компонент отрицательной мотивации, тогда как хорошие успехи в ее изучении с возможностью поступления в ординатуру и устройство на высокооплачиваемую работу определяют положительный аспект в мотивации учащихся. Последняя сентенция может определяться как статусная мотивация образовательного процесса [1, c. 98].
Таким образом, на первом этапе изучения специальности способность к активному восприятию материала у большинства студентов детерминируется факторами нормативной и принудительной мотивации. Нормативная мотивация в таком случае реализуется через информирование, внушение, психологическое заражение и убеждение. Принудительная мотивация основана на использовании ресурсов административного воздействия, потенциальной угрозе быть наказанным, подвергнуться социальной обструкции в группе сокурсников.
Внутренняя мотивация начинает формироваться у студентов в процессе изучения дисциплины, по мере овладения основными навыками специальности. На основе внутренней мотивации студенты старших курсов действуют более целенаправленно; они добросовестнее выполняют порученные им задания, затрачивают меньше сил, лучше понимают поставленные перед ними задачи и овладевают знаниями.
Внутреннее побуждение к действию определяется результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей студентов, поэтому преподаватель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и выявить способы их реализации.
Одним из способов повышения мотивации студентов к изучению ортодонтии, а следовательно улучшения качества образовательного процесса, является определение серии установочных паттернов, интегрированных в отдельные элементы учебно-тематической структуры. Установка определяется как «стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом» [3, с. 29 ] .
Различают следующие виды установок [4, с. 75]:
• Ситуативно-двигательная
• Сенсорно-перцептивная
• Социально-перцептивная
• Когнитивная
• Мнемическая
Далее на конкретных примерах будет продемонстрировано интегрирование этих установок в учебный процесс.
Ситуативно-двигательная (моторная) установка подразумевает способность к точному оперированию большими или малыми предметными субъединицами. Внедрение этой установки осуществляется в виде задачи распределить предложенные для анализа ортодонтические аппараты по группам в соответствии с их рабочими характеристиками: функционально-действующие, механически-действующие, функционально-направляющие; лечебные и ретенционные; одночелюстные, межчелюстные и двучелюстные. Скорость и качество процесса распределения контролируется преподавателем.
Сенсорно-перцептивная установка предполагает выделение наиболее значимой структурной или функциональной единицы из предложенного однотипного материала. Примером установки данного вида является задание по определению из серии предложенных фотографий зубных рядов одной предварительно изученной окклюзионной аномалии. Студентам выдаются гипсовые модели челюстей и предлагается сопоставить выбранную фотографию с одной из наиболее подходящей по морфологическими признакам модели. Преподавателем оценивается качество выполняемой работы, исправляются ошибки. Другим примером указанной установки может является задача, связанная с выбором ортодонтической конструкции, в наибольшей степени адаптированной для лечения определенной аномалии зубного ряда.
Социально-перцептивная установка детерминирует стереотипное восприятие социально значимых объектов [2, с. 81]. Реализация этой установки студентами предполагает определение внешних признаков или черт скелетных аномалий окклюзии. В частности дистальная окклюзия характеризуется вестибулярным положением резцов, западением подбородка, возможным уменьшением нижней трети лица. При мезиальной окклюзии определяется «волевой» подбородок и выраженные носогубные складки. Перекрестная окклюзия сопровождается лицевой асимметрией. В качестве ситуационного
задания студентам предлагается по анфасным и профильным фотографиям пациентов предположить наличие скелетной окклюзионной деформации.
Когнитивная — познавательная установка находит свою реализацию в самостоятельной работе студентов и, в частности, в изучении литературы по предложенной тематике. Преподаватель определяет студенту изучаемую тему и предлагает проанализировать научные публикации по данному вопросу. Особенностью такого исследования является сравнительный анализ различных точек зрения на изучаемый вопрос, резюмируемое определение собственной позиции студента в отношении разобранной темы.
Мнемическая установка — установка на запоминание значимого материала. В ходе занятия студент должен запомнить основные постулаты и тезисы изучаемой темы. Используя форму деловой игры, виды тестового контроля, демонстрационный материал, преподаватель проверяет текущий и остаточный уровень знаний обучающихся.
Таким образом, использование мотивационно-установочных подходов призвано повысить качество преподавания ортодонтии в медицинском ВУЗе, сформировать у студентов проблемно-ориентированное мышление, многофакторное восприятие клинической ситуации при осмотре профильных пациентов.
Список литературы:
1. Золотарев В.Г. Энциклопедический словарь по экономике /В .Г. Золотарев Минск: Полымя, 1997. — 242 с.
2. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль деятельности по управлению персоналом: методология и практика / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001. — 119 с.
3. Словарь-справочник менеджера. М.: ИНФРА-М, 1996. — 270 с.
4. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие/ И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова. 2-е изд. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. — 384 с.
5. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента./Э.А. Уткин М.: Экмос, 2000. — 31 с.