Научная статья на тему 'МОТИВАЦИИ УСПЕХА СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ: СТАВКА НА ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ'

МОТИВАЦИИ УСПЕХА СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ: СТАВКА НА ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ УСПЕХ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УСПЕХА / ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ УСПЕХА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Викторук Елена Николаевна, Москвич Юрий Николаевич

В статье рассматривается пространство университета как поле приложения сил прикладной этики. Проведен анализ изменений характеристик этики успеха в современном обществе. Рассмотрены факторы влияния на ценностные установки молодого поколения и их отличия от более старших поколений. Представлены результаты исследования ценностей, мотивов успеха и их иерархии у студентов вузов г. Красноярска. Установлено наличие у студентов небольшого числа преобладающих мотиваций достижений успеха, связанных с внутренними ценностными установками, такими как дело по душе, удачное достижение желаемой цели, самореализация и удовлетворенность собой. Проводится детальный анализ обнаруженного приоритета внутренних личностных мотиваций успеха и соответствия его современным тенденциям модернизации российского социума и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Викторук Елена Николаевна, Москвич Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR STUDENT SUCCESS TODAY: BET ON INTERNAL RESOURCES

The article examines the space of the university as a field of application of forces of applied ethics. The analysis of changes in the characteristics of the ethics of success in modern society is carried out. Factors of influence on the values of the younger generation and their differences from older generations are considered. The study of values and motivations for success and their hierarchy of the university students of Krasnoyarsk was performed. The technique of psychological diagnosis of the students motivations for success proposed by S.A. Pakulina was used. A small number of the dominant "internal" motivations to achieve the success, such as "a favorite work", successful achievement of the desired goal, self-realization and self-satisfaction were found out. The least attractive motifs of successful activity for them is external success: to have their own business, the need to command, influence other people make decisions for them, to have their own business. A detailed analysis of the detectedpriority of the internal motivations of personal success and of its conformity with modern trends of modernization of the Russian society and education was carried out.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИИ УСПЕХА СТУДЕНТОВ СЕГОДНЯ: СТАВКА НА ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ»

Е.Н. Викторук, Ю.Н. Москвич

УДК 177

Мотивации успеха студентов сегодня: ставка на внутренние ресурсы

Аннотация. В статье рассматривается пространство университета как поле приложения сил прикладной этики. Проведен анализ изменений характеристик этики успеха в современном обществе. Рассмотрены факторы влияния на ценностные установки молодого поколения и их отличия от более старших поколений. Представлены результаты исследования ценностей, мотивов успеха и их иерархии у студентов вузов г. Красноярска. Установлено наличие у студентов небольшого числа преобладающих мотиваций достижений успеха, связанных с внутренними ценностными установками, такими как дело по душе, удачное достижение желаемой цели, самореализация и удовлетворенность собой. Проводится детальный анализ обнаруженного приоритета внутренних личностных мотиваций успеха и соответствия его современным тенденциям модернизации российского социума и образования.

Ключевые слова: современное образование, модернизация, ценности и мотивации достижения успеха, внутренний и внешний успех, этические проблемы успеха, психология и социология успеха, глобальные вызовы.

Введение

Одним из реальных вкладов НИИ прикладной этики ТИУ в исследование современных этических проблем является анализ меняющегося этоса университета и вопросов, связанных с этическими аспектами современного образования [4, 7, 22]. Прикладная этика в настоящее время охватывает целый ряд форматов - от проектной работы до экспертных оценок и прогнозов. Это разнообразие подходов, отраженное в публикациях «Ведомостей прикладной этики» на протяжении более двадцати лет, по-своему уникально и плодотворно. Они не только отражают основные тренды развития прикладной этики в России и в мире, но и задают новые горизонты, формируют новые инструменты исследования, вырабатывают новые видения, опираясь на выявленные «зародыши будущего» в настоящем и прошлом.

Мир последних десятилетий невероятно полон изменениями. Они являются естественными порождениями успешного марша на-

учных достижений, формирующих новый мир технологий, продуктов и услуг вокруг нас. Известный исследователь Р. Кроуфорд еще в начале 90-х годов прошлого века пророчески сформулировал новую роль знаний и технологий в судьбе мира: «...новое знание приводит к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что, в свою очередь, приводит к социальным политическим изменениям, что, в итоге, приводит к созданию новой парадигмы или нового видения мира» [1]. Эту мысль можно продолжить: «что, в свою очередь, приводит к изменению ценностей правил поведения всех людей, живущих в этом новом изменившемся мире». Эти изменения требуют во многом иного взгляда на современные этические практики.

Мир «параллельных этических норм» становится более разнообразным. В него буквально врываются новые поколения, выросшие в ином информационном и коммуникационном пространстве, чем все предшествующие. Подтверждение этому - недавние качественные исследования жизни современных молодых людей от 5 до 15 лет, в результате которых выявлены 30 отчетливых отличий от взрослых: в обработке информации, отношении с родителями, самовосприятии, установках и ценностях, фрустрациях и страхах, ожиданиях от будущего [10]. Многолетний мониторинг эволюции духовной культуры выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева также показывает радикальные изменения в восприятии студентами окружающей среды. Доля выпускников этого университета, «с уверенностью и оптимизмом смотрящих в завтрашний день», неуклонно росла последние 20 лет: в 1993 году их было всего 25%, в 1997-м - 32%, в 2000 году 42%, а в 2011-м уже составило почти две трети (64%) [9]. В исследованиях разных видов оптимизма у представителей различных возрастных групп путем сравнительного анализа также выявлен достаточно высокий уровень оптимизма в жизни российской молодёжи, существенным образом сказывающийся на её поведении [20].

Проведенное нами исследование установки на достижение успеха у студенческой молодежи в этой связи очень своевременно и представляет собой практически синтез основных прежних «технических заданий», которые нам предлагали в проектах предыдущих лет ответственные редакторы «Ведомостей прикладной этики»: этика успеха, инженерная этика, образовательный этос в новых условиях и для новой адресной группы.

Новый подход к этике успеха студентов

Исследование по «заданной теме» - будь то инженерная этика, парадигмы прикладной этики, этика успеха - приобретает характер

не только возможности «высказаться о наболевшем», но и отправной точки для исследований в определенном направлении. Так, тема этики успеха, заданная авторами проекта еще в 90-е годы прошлого века [23], была актуализирована в недавних выпусках «Ведомостей» как успех университетского администратора, успешного / честного профессора [14, 22] и др. Исследования образовательного этоса в этой связи реализуются как своего рода «успехологический дискурс» и как дискурс педагогического успеха. В этом случае предполагается, что наблюдающиеся заметные изменения условий жизни трансформирующегося общества, вследствие значительной «жесткости» усвоенных ценностных установок «взрослых поколений», оказывают незначительный эффект на переструктурацию личностью своих базовых смысложизненных и достижительных установок.

Ситуация с новым - иным - «молодым поколением» студенчества требует более внимательного подхода. Следует понять, каким образом иное «проживание в мире» этих молодых людей меняет их мотивации к успеху как в учебе, так и в жизни? является ли это поколение целостным или существенно расколотым? На наш взгляд, ответ на эти вопросы может дать комплексный подход: когда философский, социологический, психологический, управленческий подходы дополняют друг друга. Исходя из этого была предпринята попытка применить психологический подход для выявления предполагаемой «смены парадигмы успеха» у нового поколения студентов. Исследования реального ценностного мировосприятия различных групп населения интересны не только с научной точки зрения. Они становятся крайне необходимыми как для понимания готовности населения России к работе и жизни в обществе Нового времени, так и к осознанной корректировке образовательных программ обучения, формированию новых сред учебных практик, проектной и исследовательской деятельности студентов и их адаптации к новым вызовам и к новым требованиям взрослой жизни.

Ранее нами проводились исследования готовности студентов Красноярска к инновационной предпринимательской деятельности [6], восприятия ими ценностей прогрессивного развития [15], зафиксировавших заметную смену ценностных установок. В данной работе проводится исследование мотиваций достижения успеха у студентов нескольких университетов Красноярска. Методика и результаты этого экспериментального исследования опубликованы в [8].

Грани успеха вчера и сегодня

Смена «парадигмы успеха» отмечается в последнее время исследователями различных областей социально-гуманитарного зна-

ния (менеджмент, социология, психология, социальная философия, этика). Эта смена выражается прежде всего в смещении содержательных и смысловых акцентов в трактовке концепта успеха как особой формы мотивации достижительности, уходящей корнями в американскую деловую культуру. Культурологи, этики, менеджеры активно используют модель кросс-культурной деловой коммуникации, разработанную Р.Льюисом [11], который делит все мировые культуры на три большие группы: моноактивные, полиактивные и реактивные. Каждой из названных культур соответствуют и три различные по наполнению модели успеха. При этом успех как «достижительная» мотивация соответствует моноактивной культуре, образом которой является американская бизнес-культура. Так исторически сложилось, что «именно Америка культивировала и произвела на свет концепт успеха, успешного человека, и именно "американскими стандартами" определяются достижения индивида» вне зависимости от принадлежности к той или иной культуре или нации [12]. В США «успех» прошел множество стадий культурно-исторической эволюции, став сильной и функциональной национальной идеей, естественной частью «американской мечты» [2]/ Но и здесь происходит трансформация парадигмы успеха: смещение «точки опоры» развития личности с внутренних оснований на внешние. Это «переворачивание» схемы адаптации: социальное самоутверждение становится решающим фактором в формировании человека.

Общеизвестна классификация ценностных ориентаций Ф.Тром-пенаарса, продолжившего наработки Т.Парсонса. Анализируются две «культуры успеха» - культура достижений и культура принадлежности [21]. Для нашего исследования эта классификация важна тем, что коррелирует с выделяемыми в психологии типами мотивации на внутренний (интериоризированный) и внешний (экстериори-зированный) успех. Культура достижений характеризуется тем, что статус члена общества определяется успешностью выполнения им своих функций, здесь высока значимость новаторства, предприимчивости и т.п. В культуре принадлежности статус определяется причастностью человека к той или иной группе по кровно-родственному или профессиональному признаку, здесь значимы факторы связей, «лояльности организации» и срока работы в ней. К культурам достижений относятся Австрия, США, Великобритания, Швейцария, Мексика, Германия. Лидерами в низких значениях этого индекса находятся Венесуэла, Индонезия, Чили, страны СНГ. Здесь еще раз подчеркивается, что различные парадигмы успеха, присущие отдельным индивидам, большим (страны, нации) и малым (организационные, деловые) культурам, находятся в постоянной динамике.

«Успех» как ценность (его параметры, пути достижения) обсуждается не только в научной, но и в популярной литературе, в прикладных исследованиях, в ходе учебных семинаров и консультационных практикумов. Тема успеха приобретает новое звучание благодаря всевозможным движениям, ориентированным на самосовершенствование личности в деловой, профессиональной и личностной сферах. Серьезной критике идея успеха подвергается в дискуссиях о современном российском обществе [15]. Противоречивость тенденций понимания и практической реализации различных моделей успеха с особой остротой ставит вопрос об этике успеха и этической безопасности идеи успеха [4]. Многие исследователи [18] связывают сущность этики успеха с ориентацией на нравственно-позитивную ценность успеха, подтверждаемую как общественным признанием потребности личности в уважении, чести, славе, так и удовлетворенностью «победителя» результатами собственной самореализации. Помимо этого, этика успеха с необходимостью предполагает риск в сфере морального выбора [3]. Субъекта с сильной мотивацией успеха характеризует поиск и создание ситуаций, в которых можно получить удовлетворение от достижений. Успешные (в полном смысле слова) люди сами устанавливают для себя стандарты достижения, не полагаясь на внешние, в том числе ситуативные, стимулы и ориентируются на эти стандарты. Общество, где набирается «критическая масса» людей с такими качествами, начинает изменяться. Настоящий успех - дело личного выбора и ответственности. Это позволяет понять направление изменения парадигмы успеха в модернизирующемся российском социуме. Хотя и остаются вопросы: насколько в меняющихся представлениях об успешном (состоявшемся) человеке важен социально-публичный план? а в какой мере более важными становятся достижения, связанные с самовоспитанием и саморазвитием? Формирование этики успеха становится актуальной задачей российского образования, от школьного до университетского.

Методика опроса

В опросе использовалась методика психологической диагностики мотиваций достижения успеха студентов, разработанная С.А. Па-кулиной [17]. В ней определены девять ключевых категорий успеха, характерных для студентов университетов: успех - материальный уровень; успех-удача; успех-признание; успех-власть; успех как результат, личный успех; успех - психическое состояние; успех-преодоление; успех-призвание. Их анализ позволяет выявить предпочтение студентов внешнему (экстериоризированному) успеху, т.е. успеху, направленному на внешнюю, предметную сферу, или внутреннему

(интериоризированному) успеху, успеху затратной внутренней деятельности человека.

Анкета опроса представляет собой список из 36 вопросов, определяющих предпочтения студентов каждой - из девяти - категории успеха входящей в методику [18]. Каждому респонденту предлагалось оценить эти 36 выделенных значений понятия «успех для меня - это...» в ключевых областях своей жизни, связав их со смыслом достижений и успешных результатов в его поведении. Каждое суждение следовало оценить в пределах от 1 до 5 баллов, обозначив значимость сделанного выбора в соответствующей графе анкеты в следующих оценках: 5 баллов - очень значимо; 3-4 балла - значимо; 1-2 балла - незначимо.

Опрос проводился в декабре 2016 - январе 2017 года в нескольких университетах г. Красноярска. Всего был опрошен 301 человек, из них 217 девушек и 84 юношей, обучающихся гуманитарным специальностям. Основную часть опрошенных составляли бакалавры и магистры Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (178 студентов), Сибирского государственного технологического университета (89 студентов, обучающихся психологии, социальной работе, управлению персоналом), Сибирского федерального университета (29 студентов культурологов, рекламы и связи с общественностью) и Красноярского государственного медицинского университета (5 студентов).

Результаты и обсуждения

Среди результатов опроса, исходя из задач данной статьи, обратимся к предпочитаемым студентами значениям феномена успеха и видам мотиваций на успех.

Как показывают результаты, наиболее часто студенты выделяли в качестве высоко значимых такие понятия успеха, как: «дело по душе», «удачное достижение желаемой цели», «самореализация», «удовлетворенность в любви и здоровье», «самоуважение, удовлетворенность собой».

Как наименее значимые выделялись такие понятия успеха, как «возможности принимать решения за других», «возможности командовать людьми», «возможности власти, влияния на других» (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение суммарных значений ответов о значении понятия «успех» в целом по всей выборке опроса и отдельно для студентов юношей и девушек, в баллах от 1 до 5

№ Среднее

п/ Вопрос по всей юноши девушки

п группе

1 Переживание удовлетворения, радости 3,97 3,93 3,99

2 Устойчивая позиция личности в конкрет-

ной ситуации 4,08 4,07 4,08

3 Удачное достижение желаемой цели* 4,60 4,60 4,60

4 Материальное благополучие 3,93 3,99 3,90

5 Реализация возможности делать что хо-

чешь 3,97 3,89 4,00

6 Власть, влияние на других 2,68 2,85 2,62

7 Самоутверждение 3,70 3,49 3,79

8 Умение выделиться в обществе 3,09 3,08 3,09

9 Душевное равновесие, эмоциональная ста-

бильность 4,26 4,08 4,33

10 Возможность полнее проявить себя, свои

способности 4,14 4,23 4,11

11 Самоуважение, удовлетворенность собой 4,41 4,24 4,47

12 Положительный результат в учебе, работе 4,20 4,26 4,17

13 Благоприятное стечение обстоятельств 3,53 3,74 3,45

14 Возможность командовать людьми 2,42 2,64 2,33

15 Общественное признание, одобрение 3,43 3,46 3,41

16 Хорошее самочувствие, настроение 4,21 4,25 4,20

17 Возможность поездить по миру 4,02 3,89 4,06

18 Уверенность в безопасности 3,82 3,67 3,88

19 Проявление себя в творчестве 3,66 3,45 3,75

20 Личное благосостояние 4,13 4,04 4,16

21 Источник внутренних сил человека 4,02 3,82 4,09

22 Профессионализм, мастерство 4,34 4,36 4,34

23 Везение в большинстве случаев 3,42 3,45 3,40

24 Признание Вашего авторитета окружаю-

щими 3,32 3,33 3,31

25 Высокий социальный статус 3,42 3,54 3,38

26 Самореализация 4,46 4,32 4,51

Оконч. табл.1

27 Удовлетворенность в любви и здоровье 4,42 4,30 4,46

28 Служение высшей идее 3,24 3,31 3,21

29 Свое дело в предпринимательстве 3,17 3,38 3,09

30 Осуществление ожидаемого результата 4,32 4,39 4,29

31 Возможность попасть в нужное окружение 3,71 3,79 3,68

32 Ощущение положительного эмоциональ-

ного подъема 4,21 3,99 4,29

33 Популярность, значимость для других 3,09 3,11 3,08

34 Самостоятельность, независимость, сво-

бода действий 4,29 4,19 4,32

35 Возможность принимать решения за

других 2,34 2,55 2,25

36 Дело по душе, интересная работа 4,69 4,70 4,69

* Жирным шрифтом в таблице выделены крайние позиции с наибольшей и наименьшей частотностью упоминаний.

На основании показателей таблицы 1 выявлено заметное (более 5%) гендерное различие ответов юношей и девушек. Оно наблюдается почти в половине значений мотиваций успеха (в 16 из 36). Юноши в большей степени, чем девушки, относят к значимым для успеха «Возможность командовать другими людьми» (3,74 и 3,45); «Возможность принимать решения за других» (2,55 и 2,25); иметь «Свое дело в предпринимательстве» (3,38 и 3,09) и «Власть, влияние на других» (2,85 и 2,62); «Благоприятное стечение обстоятельств» (3,74 и 3,45 - соответственно). Девушки в свою очередь в большей степени, чем юноши, считают значимыми для успеха «Душевное равновесие, эмоциональную стабильность» (4,33 и 4,08); «Уверенность в безопасности» (3,88 и 3,67); «Самореализацию» (4,51 и 4,32); «Самоутверждение» (3,79 и 2,85) и «Проявление в творчестве» (3,75 и 3,45 - соответственно).

В целом же эти различия невелики (не более 10%), они касаются всего нескольких видов успеха, что указывает на наличие единых доминирующих мотивационных установок на успех для всех опрошенных студентов.

Итоговые показатели оценки значимости мотиваций успеха представлены в таблице 2. В соответствии с используемой в исследовании методикой диагностики мотивации успеха студентов, 36 его мотиваций подразделяются на 9 групп разного вида.

Таблица 2

Распределение оценок значимости по видам мотивации успеха всеми участниками опроса, %

№ во- Количество оценок

проса 1 2 3 4 5

1 1,99 3,65 24,58 34,55 35,22

2 1,00 3,32 20,27 37,87 37,54

3 0,33 0,33 4,65 28,24 66,45

4 1,00 5,32 21,93 43,52 28,24

5 2,99 7,97 19,93 27,24 41,86

6 15,61 28,57 32,23 18,94 4,65

7 4,32 7,97 27,91 32,56 27,24

8 7,64 22,59 32,89 26,91 9,97

9 1,66 4,65 9,97 33,55 50,17

10 0,66 2,66 15,61 44,19 36,88

11 1,33 2,66 9,63 26,58 59,80

12 1,00 4,98 13,29 34,88 45,85

13 4,65 12,62 28,90 32,89 20,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 23,92 33,22 23,92 15,28 3,65

15 5,32 12,96 32,23 32,89 16,61

16 2,66 3,65 10,96 35,22 47,51

17 3,65 8,31 14,29 30,23 43,52

18 4,65 7,31 21,93 33,22 32,89

19 5,98 10,63 24,25 29,24 29,90

20 0,33 3,32 19,27 37,54 39,53

21 1,99 4,32 19,60 38,21 35,88

22 1,66 1,00 9,63 36,88 50,83

23 6,98 13,29 31,56 27,57 20,60

24 5,32 15,28 36,54 28,24 14,62

25 4,65 15,28 30,23 32,89 16,94

26 1,00 0,66 7,97 32,56 57,81

27 1,66 2,66 7,64 28,57 59,47

28 8,31 16,61 30,56 32,23 12,29

29 12,29 17,61 28,90 22,92 18,27

30 1,00 1,66 11,96 35,22 50,17

31 2,99 8,31 28,57 34,88 25,25

32 0,66 2,66 15,61 37,54 43,52

33 5,65 23,59 36,54 24,58 9,63

34 1,33 2,66 13,62 30,90 51,50

35 24,58 33,89 28,24 9,97 3,32

36 0,66 0,66 4,32 17,28 77,08

Внешнюю мотивацию достижения успеха (экстериоризирован-ный успех) составляют четыре вида успеха.

1. Успех-удача, или везение по основанию «созревание во времени», определяет неустойчивый, ситуативный результат деятельности (высказывания анкеты 3, 13, 23, 31).

2. Успех как материальный уровень жизни представляет собой ценность материального продукта деятельности, внешнее результативное достижение, определяющее удовлетворение второго уровня потребностей по А. Маслоу (высказывания анкеты 4, 17, 20, 29).

3. Социальное подкрепление составляет успех-признание, который определяет популярность личности в социальном окружении, одобрение авторитетными «значимыми другими» (высказывания анкеты 8, 15, 25, 33).

4. Успех-власть выступает как потребность доминирования над другими, желание субъекта контролировать социальное окружение (высказывания анкеты 6, 14, 24, 35).

Внутреннюю мотивацию достижения успеха (интериоризиро-ванный успех) составляют пять видов успеха.

1. Успех как результат собственной деятельности представляет собой ориентацию на достижение результата (высказывания анкеты 5, 12, 22, 30).

2. Личный успех характеризуется высоким уровнем притязаний, самоуважением, стремлением к познанию и актуализации своих возможностей (высказывания анкеты 11, 18, 26, 27).

3. Успех как психическое состояние характеризуется положительным эмоциональным подъемом, переживанием чувства удовлетворенности, заключается в усилении и поддержке исходного побуждения к цели и обладает закрепляющим действием, на базе которого формируются более сильные мотивы деятельности (высказывания анкеты 1, 9, 16, 32).

4. Успех как преодоление препятствий выражается в поисковых действиях в зоне нереально возможного успеха и обеспечивает настойчивость в преодолении возникающих трудностей в учении и адаптации (высказывания анкеты 2, 7, 21, 34).

5. Успех-призвание предполагает рефлексивную оценку значимости не только результата, а прежде всего самой деятельности, поведения и растворения себя в профессиональном деле, составляет потенциал личности. Человек, воспринимающий карьеру как призвание, сосредоточен на целях, задачах и усилиях необходимых для их достижения. Такая концентрация усилий приводит к достижению желаемых результатов (объективному успеху), за которым следует удовлетворенность собственной деятельностью - субъективный успех (высказывания анкеты 10, 19, 28, 36).

Распределение оценок значимости мотиваций успеха по группам внутреннего и внешнего успеха показывает, что наибольшее число наиболее значимых оценок отдано группам внутреннего успеха (см. табл. 3).

Таблица 3

Итоговое распределение оценок значимости по группам успеха

всеми участниками опроса (в процентах)

Ключ. категории Количество оценок

мотивации дос- 1 2 3 4 5

тижения успеха

Экстериоризация успеха

1. Успех-удача 3,74 8,64 23,42 30,90 33,31

2. Успех как

материальный уровень жизни 4,32 8,64 21,10 33,55 32,39

3. Успех-

признание 5,81 18,60 32,97 29,32 13,29

4. Успех-власть 17,36 27,74 30,23 18,11 6,56

Интериоризация успеха

5. Успех как ре-

зультат собст-

венной деяте-

льности 1,66 3,90 13,70 33,55 47,18

6 Личный успех 2,16 3,32 11,79 30,23 52,49

7. Успех как

психическое со-

стояние 1,74 3,65 15,28 35,22 44,10

8. Успех как

преодоление препятствий 9. Успех- 2,16 4,57 20,35 34,88 38,04

признание 3,90 7,64 18,69 30,73 39,04

Таким образом, проведенные исследования показывают, что для подавляющего числа принявших участие в опросе студентов г. Красноярска внешние мотивы достижения успеха вторичны по сравнению с внутренними мотивациями успеха. Именно они составляют основу личностных ценностных установок студентов в настоящее время. Приоритетными пространствами мотивации достижения успеха для них являются пространства саморазвития, самоконтроля и самоопределения: «успех как результат собственной деятельности», «личный успех», «успех как психическое состояние», «успех как преодоление препятствий» и «успех-признание».

Более детальный анализ данных таблицы 3, проведенный с использованием теории локус-контроля [19], показывает, что преобладающей мотивационной тенденцией у респондентов проведенного нами опроса является внутренний (интериоризированный) успех. Он является локус-контролем подавляющего числа опрошенных (94,01 %, 283 человека из 301 опрошенного, 78 юношей и 218 девушек). Внешний (экстериоризированный) успех значим всего для 18 респондентов (для 5 юношей и 13 девушек) [8].

Новая парадигма успеха очень близка к образу «успешного человека» в «обществе риска» [5] и «инновационных обществах» XXI века [16], постоянно формирующих новые вызовы и проблемы. Очевидно, что наиболее адаптивными к этим изменениям будут, прежде всего, люди с сильными внутренними мотивациями преодоления возникающих трудностей, конфликтов и кризисных ситуаций. Отмеченная выше внутренняя мотивация достижения успеха является частью нового востребованного человеческого капитала. Появление в университетах новых содержательных внутренних мотиваций на желаемое достижение успеха «сейчас и здесь» делает среду обучения в принципе более оптимистичной, однако возможны также и обострения, столкновения и даже неизбежные конфликты между представителями различных возрастных и этнических групп студентов и преподавателей, механизмами разрешения которых могут быть как обновленные образовательные программы, так и расширение пространства коммуникации и совместная работа в разновозрастных исследовательских и образовательных проектных группах.

Исследование смены «парадигмы успеха», по указанной методике, у студентов Красноярска в настоящее время находится в стадии завершения: опрошен 591 человек. Задача этого этапа выявить различия установок на успех у студентов гуманитарных и инженерно-технических специальностей (315 и 276 опрошенных соответственно). Полученные данные показывают, что принципиальных различий в понимании успеха в этих группах не обнаружено, что указывает на наличие у современных студентов общей мотивационной установки -установки на приоритет собственных внутренних ресурсов в достижении успеха со всеми вытекающими из этого поведенческими и этическими последствиями.

Список литературы

1. Crawford P. In the era of Human capital: The Emergence of Talent, Intellegence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What it means to Managers and Investors. New York: Harper Bussiness, 1991.

2. Анатомия американской мечты. URL: http://art.thelib.ru/scie-nce/ unusual/misc/anatomiya_amerikanskoy_mechti.html.

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Чурилов В.А. Этика успеха. Введение в доктрину. Спецкурс // Издание центра прикладной этики. Тюмень-Москва. 1996.

4. Возвращение этики успеха? Ведомости прикладной этики. Вып. 48 / Под ред. В.И. Бакштановского, О.А. Новоселова. Тюмень : НИИ ПЭ, 2016. -246 с.

5. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.

6. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Культурные и ментальные запросы инновационного развития и ценности студенческой молодежи. Человек: образ и сущность. 2012. С. 122-139.

7. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Этика меняющихся университетов: новые граничные условия успеха // Возвращение этики успеха? Ведомости прикладной этики. Вып. 48 / Под ред. В.И.Бакшта-новского, О.А.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. - 246 с.

8. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н., Довыденко Л.В., Ардюкова О.С. Смена парадигмы успеха ценностей студентов Красноярска. Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2017. Ч. 1. С.795-801.

9. Гендин А.М., Пинаев В.А., Сергеев В.А. Десять лет спустя: эволюция духовной культуры выпускников педагогического вуза (по материалам мониторинга): монография. Научн. ред. О.А. Карлова. Красноярс. гос. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. - 248 с.

10. Исследования Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. URL:https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml.

11. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001. - 448 с.

12. Михайлова О.В. Экспликация понятия «успех» в американском культурно-историческом контексте// URL: http://elibrary.ru/down-load/elibrary_11520380_18682992.pdf.

13. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Этика делового общения / Уч.-метод. пособие. Минск: БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. - 18 с.

14. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Как трудно быть профессором эпохи перемен. Конкуренция этических стратегий успеха. // «Успешный профессор» VS «Честный профессор»? Ведомости прикладной этики. Вып. 49 / Под ред. В.И. Бакштановского, О.А. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. С. 41-56.

15. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Ценности инновационной деятельности для студентов, экспертов и предпринимателей Красноярска: желаемый идеал, надежды и реальность. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т.4. №11. С.1507-1525.

16. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года). Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 3-12.

17. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. М.: Изд-во СГУ, 2008. - 201с.

18. Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе. URL: http://lib.herzen.spb.ru/te-xt/pakulina_12_88_2 3_32.pdf

19. Роттер Джулиан. Теория социального научения. URL: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt21.htm

20. Темницкий А. Л. Социокультурные факторы оптимизма современной молодёжи России // Социологическая наука и социальная практика. 2016. №4. С. 19-35. DOI: https: // doi.org/10.19181/sn-sp.2016.4.4.4760

21. Тромпенаарс Ф., Хэпден-Тернер Ч. Четыре типа корпоративной культуры. Минск: Попурри, 2012.

22. «Успешный профессор» VS «Честный профессор»? //Ведомости прикладной этики. Вып. 49 / Под ред. В.И. Бакштановского, О.А. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. - 230 с.

23. Российская идея успеха: экспертиза и консультация // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР / Под ред. В.И.Бакштановского и В.А.Чурилова. Вып. 11. Тюмень-Москва: Издание Центра прикладной этики и Финансово-инвестиционной корпорации «Югра», 1997. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.