Научная статья на тему 'Мотив жертвы в каменных изваяниях индейцев Центральной Америки'

Мотив жертвы в каменных изваяниях индейцев Центральной Америки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
38
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА / КАМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ / CENTRAL AMERICA / STONE SCULPTURE / RITUAL SACRIFICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дэвлет Екатерина Георгиевна

Центральноамериканские каменные монументальные и портативные изваяния, изображающие связанных персонажей; фигуры, держащие в руке или подвешенными на веревке отрезанные головы-трофеи; зернотерки или ритуальные столики, плиты, окаймленные рядами антропоморфных голов, а также подобные головы, выполненные отдельно в виде небольших по размеру скульптурных произведений, соотнесены с культовой практикой различных центральноамериканских племен, которая подразумевала человеческие жертвоприношения, ритуальный и бытовой каннибализм. Иконографические данные конца I середины II тыс. н.э. соотнесены с археологическими и письменными источниками, поскольку дифференцированные человеческие жертвоприношения описаны многими хронистами, релевантные наблюдения зафиксированы и этнографически. Особое внимание голове приносимого в жертву характерно для центральноамериканской обрядности: головы помещали в специально отведенных местах, имевшихся в каждом селении. Распространенной практикой мумификации трофейных голов и их хранения можно объяснить небольшие размеры голов (имеющих не только и не столько череповидный облик), изображенных в руках персонажей победителей. Помимо хранения высушенных трофейных голов, аналогичным образом мумифицировались головы почитаемых соплеменников. Смерть на жертвенном камне народы Центральной Америки и Мезоамерики приравнивали к смерти в бою, она признавалась достойным завершением жизненного пути, поскольку душам павших на поле брани суждено было попасть на небо, в обитель богов. Обычаи ритуального жертвоприношения, каннибализм и культ трофейных голов у народов Центральной Америки можно связать с преодолением оппозиции жизнь-смерть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дэвлет Екатерина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VICTIM MOTIVE IN STONE SCULPTURE OF CENTRAL AMERICAN INDIANS

Central American stone monuments and smaller statues depicting tied persons, figures either holding severed heads in hands or suspended on a rope as a trophy, grindstones (metates), or ritual tables, plates with anthropomorphic heads on the edges and separate similar heads correlate with ceremonial practice of various Central American tribes. This practice implied human sacrifice, ritual and common cannibalism. Iconographic data of the late 1st the first half of the 2nd millennium AD correspond to archeological and historical sources as differentiated human sacrifice was described by many chronists, relevant observations being documented ethnographically. Paying specific attention to the head of a victim is distinctive of Central American customs: heads were stored in special places in every settlement. The common practice of mummification trophy heads and conditions of their storage explain the small size (not reminding of a skull at all) of the heads in the hands of victorious figures. Besides, heads of worshiped members of the communities were mummified in a similar manner. For the peoples of Central America death on a sacrificial altar was similar to death in a battle and was considered to be a decent way of ending one’s life as souls of fallen warriors were destined to ascend to heaven where the gods resided. Customs of ritual sacrifice, cannibalism and the cult of trophy heads of the Central American peoples may be linked to overcoming the life-death opposition.

Текст научной работы на тему «Мотив жертвы в каменных изваяниях индейцев Центральной Америки»



Институт археологии РАН, Москва, Россия

eketek@yandex.ru

Аннотация. Центральноамериканские каменные монументальные и портативные изваяния, изображающие связанных персонажей; фигуры, держащие в руке или подвешенными на веревке отрезанные головы-трофеи; зернотерки или ритуальные столики, плиты, окаймленные рядами антропоморфных голов, а также подобные головы, выполненные отдельно в виде небольших по размеру скульптурных произведений, соотнесены с культовой практикой различных центральноамериканских племен, которая подразумевала человеческие жертвоприношения, ритуальный и бытовой каннибализм. Иконографические данные конца I - середины II тыс. н.э. соотнесены с археологическими и письменными источниками, поскольку дифференцированные человеческие жертвоприношения описаны многими хронистами, релевантные наблюдения зафиксированы и этнографически. Особое внимание голове приносимого в жертву характерно для центральноамериканской обрядности: головы помещали в специально отведенных местах, имевшихся в каждом селении. Распространенной практикой мумификации трофейных голов и их хранения можно объяснить небольшие размеры голов (имеющих не только и не столько череповидный облик), изображенных в руках персонажей-победителей. Помимо хранения высушенных трофейных голов, аналогичным образом мумифицировались головы почитаемых соплеменников. Смерть на жертвенном камне народы Центральной Америки и Мезоамерики приравнивали к смерти в бою, она признавалась достойным завершением жизненного пути, поскольку душам павших на поле брани суждено было попасть на небо, в обитель богов. Обычаи ритуального жертвоприношения, каннибализм и культ трофейных голов у народов Центральной Америки можно связать с преодолением оппозиции жизнь-смерть.

Ключевые слова: Центральная Америка, каменная скульптура, жертвоприношение

Яркая камнерезная традиция коренного населения Центральной Америки отражает мифологические представления аборигенов, их верования, культы и обряды, особенности развития и стратификации общества. Для уточнения семантики некоторых из фигуративных изделий из камня рассмотрены письменные, археологические и этнографические свидетельства, относящиеся к ритуальным жертвоприношениям. Для центральноамериканской обрядности характерна диф-

Дэвлет Екатерина Георгиевна - доктор исторических наук, профессор, ученый секретарь ИА РАН, руководитель Центра палеоискусства.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-31-01015.

Problemy filologii, ки1Чшу

4 (2017), 250-254 © The АшШог^) 2017

Проблемы истории, филологии, культуры 4 (2017), 250-254 ©Автор(ы) 2017

МОТИВ ЖЕРТВЫ В КАМЕННЫХ ИЗВАЯНИЯХ ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ

Е.Г. Дэвлет

© 1А ЫАБ, ММБШ, ШРЫСБ, 2017| БО! 10.18503/1992-0431-2017-4-58-250-254

Рис. 1. Изображения трофейных голов стиля «мерседес», Коста-Рика (фото Е. Дэвлет)

ференциация жертв. Различия делались между мужчинами-воинами, мужчинами - рядовыми общинниками, юношами, женщинами, девушками и детьми. Их «ценность» была различной, а главные божества пантеона требовали особых жертв. Иерархизации общества сопутствовала иерархизация жертвоприношений и даров, что определяется представлениями об особой сакральной силе обращения к богам элиты, приобщенной эзотерическому знанию. Различия, которые делались между рабами, пленными общинниками и пленными воинами, обреченными на принесение в жертву, вероятно, отражены в скульптуре стиля «мерседес» (с середины IX по XV в.), где средствами индивидуализации служат в том числе и маркеры социального статуса, такие как атрибуты и символика власти, оружие, особые прически, пояса, украшения. Возможно, обнаженные фигуры со связанными руками, лишенные украшений, могли изображать захваченных в плен общинников-земледельцев. Некоторые из так называемых отдельных скульптурных голов и изваяний со сложными прическами или в замысловатых головных уборах могли быть портретными изображениями и воплощать черты тех великих воинов, которые ушли в иной мир на жертвенном камне (рис. 1).

П. Мартир различает два вида жертв, ими могли быть рабы и пленные. В зависимости от того, кто был предназначен для принесения в жертву, выбирался и способ ритуального убийства. Рабов иногда специально держали для этой цели, в таком случае они приобретали статус полубожеств и жили относительно сво-бодно1. Пленных содержали и откармливали, как и рабов, наподобие домашних животных. С целью добычи пленных - «продовольствия», угодного божеству, совершались специальные облавы. «Охота за головами» во многих регионах стала регулярной, они «... начали похищать людей из племен. Вот как они умерщвляли этих людей. Они схватывали человека, когда он шел один, или двух, когда они шли вместе... и приносили их в жертву... После этого они кропили на дороге кровью и разбрасывали головы убитых по отдельности на дороге»2. Пленение и жертвопри-

1 ЬоШгор 1926, 35.

2 Пополь-Вух (1993), 102.

252

ДЭВЛЕТ

ношение воина, отличившегося в боях и принадлежавшего к высокому воинскому сословию, заслуживало особого одобрения и считалось почетным. Смерть на жертвенном камне народы Центральной Америки приравнивали к смерти в бою, и она признавалась достойным завершением жизненного пути. Существовало представление, что души павших в бою обязательно отправляются на небо, в обитель богов. Есть свидетельства, что пленный добровольно отверг предложенную ему свободу, предпочтя ей будущее счастье, гарантированное в загробном мире.

Существовало представление, что добыча пленников на войне, их жертвоприношение - залог жизни коллектива. Оппозиция смерть-жизнь реализовывалась через жертвоприношение. Надо полагать, что с этими представлениями связан круг образов, воплощенных в каменных навершиях жезлов или булав, среди которых часто встречаются совы. В мифологии майя совы - посланники владык подземного царства Шибальбы, которые являются медиаторами между обитателями подземного мира и людьми3.

Ритуальный и бытовой каннибализм получил широкое распространение. Обычай ритуального поедания тела убитого пленника мог быть связан с представлениями о том, что мощь побежденного перейдет к победителям, употребившим в пищу его плоть. И хотя данный обычай имел церемониальное происхождение,

впоследствии у некоторых других племен стал обыденным явлением.

Специфической чертой Центральноамериканской обрядности является особое внимание, которое уделялось голове принесенного в жертву. Разные авторы единодушно отмечают, что головы жертв никогда не поедали, а помещали в специальные хранилища, в углублении перед храмом, водружали на столб или на дерево, причем, в каждом селении имелось специальное место для голов убитых. Изображения стоящих мужских фигур с головой-трофеем в одной и орудием в другой руке (стиль «мерседес», вв., Коста-Рика) слу-

жат своеобразной иллюстрацией существования практики обезглавливания убитых у гуэтар (рис. 2). Примечателен тот факт, что голова-трофей значительно меньше по размеру, чем голова основного персонажа. С одной стороны, возможно, таким образом мастер стремился передать превосходство воина над повержен-Рис. 2. Изображение воина с трофейной ным врагом. Подобный изобразительный головой в руке, стиль «мерседес», Коста- прием характерен для древнего искусства Рика (фото Е. Дэвлет) различных континентов. С другой сторо-

3 Пополь-Вух (1993), 34.

ны, нарушение пропорций может быть свидетельством того, что головы подвергались мумификации, в результате которой уменьшались в размере. До недавнего времени этот обычай существовал у хиваро и родственных им племен, обитавших в Западном Эквадоре. С практикой высушивания голов могут быть связаны иконографические особенности некоторых каменных наверший (линии на них могут передавать надрезы на черепе)4. «Технология» мумификации описана Д. де Лан-да. Согласно его свидетельству, у умерших знатных лиц юкатанские майя «отрубали головы... и, сварив их, очищали от мяса; затем отпиливали заднюю половину темени, оставляя переднюю с челюстями и зубами. У этих половин черепов заменяли недостающее мясо особой смолой и делали их очень похожими [на таких], какими они были [при жизни]. Они держали их вместе со статуями и пеплом и все это хранили в молельнях своих домов, со своими идолами, с очень большим почитанием и благоговением. Во все дни их праздников и увеселений они им делали приношения из своих кушаний, чтобы они не испытывали недостатка в них в другой жизни, где, как они думали, покоились их души и пользовались их дарами. Этот народ всегда верил в бессмертие души более, чем многие другие народы, хотя и не имели такой культуры. Ибо они верили, что была после смерти другая жизнь, более хорошая, которой наслаждалась душа, отделившись от тела»5.

ЛИТЕРАТУРА

Дэвлет, Е.Г. 2QQQ: Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. М. Пополь-Вух; Родословная владык Тотоникапана. Пер. Р.В. Кинжалова, М., 1993. Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. Пер. Ю.В. Кнорозова. М., 1994. Lothrop, S.K. 1926: Pottery of Costa Rica and Nicaragua. Vol. I (Contribution from the Museum of American Indians Heye Foundation. Vol. VIII). New York.

REFERENCES

Devlet, E.G. 2QQQ: Khudozhestvennye izdeliya iz kamniya indeytsev Tsentralnoy Ameriki [Stone

artefacts of Central American Indians]. Moscow. Diego de Landa, Soobshchenie o delakh v Yukatane [Diego de Landa, Relación de las Cosas de

Yucatán], Yu.V Knorozov (transl.) Moscow, 1994. Lothrop, S.K. 1926: Pottery of Costa Rica and Nicaragua. Vol. I (Contribution from the Museum

of American Indians Heye Foundation. Vol. VIII). New York. Popol'-Vukh; Rodoslovnaya vladyk Totonikapana [Popol-Vuh; Lineage of Totonicapan Rulers], R.V. Kinzhalov (transl.), Yu.V. Knorozov, (ed.). Moscow, 1993.

4 Дэвлет 2QQQ, 95-1Q5.

5 Де Ланда (1994), 163-164.

VICTIM MOTIVE IN STONE SCULPTURE OF CENTRAL AMERICAN INDIANS

Ekaterina G. Devlet

Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

eketek@yandex.ru

Abstract. Central American stone monuments and smaller statues depicting tied persons, figures either holding severed heads in hands or suspended on a rope as a trophy, grindstones (metates), or ritual tables, plates with anthropomorphic heads on the edges and separate similar heads correlate with ceremonial practice of various Central American tribes. This practice implied human sacrifice, ritual and common cannibalism. Iconographic data of the late 1st -the first half of the 2nd millennium AD correspond to archeological and historical sources as differentiated human sacrifice was described by many chronists, relevant observations being documented ethnographically. Paying specific attention to the head of a victim is distinctive of Central American customs: heads were stored in special places in every settlement. The common practice of mummification trophy heads and conditions of their storage explain the small size (not reminding of a skull at all) of the heads in the hands of victorious figures. Besides, heads of worshiped members of the communities were mummified in a similar manner. For the peoples of Central America death on a sacrificial altar was similar to death in a battle and was considered to be a decent way of ending one's life as souls of fallen warriors were destined to ascend to heaven where the gods resided. Customs of ritual sacrifice, cannibalism and the cult of trophy heads of the Central American peoples may be linked to overcoming the life-death opposition.

Keywords: Central America, stone sculpture, ritual sacrifice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.