Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339).
Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 30-32.
Г. М. Булякова, Р. М. Латыпова
МОТИВ ВОЛШЕБНОГО РОЖДЕНИЯ БАТЫРОВ В ЭПОСАХ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
Исследуя эпическое наследие народов мира, можно обнаружить немало единообразных событий, ситуаций и мотивов происходящего. Рассматривается один из таких общих моментов героических эпосов тюркских народов - мотив необычного, сказочно волшебного рождения героя.
Ключевые слова: фольклор тюркских народов, эпическое наследие, эпос, мотив, герой, рождение героя, батыр (богатырь).
При исследовании эпосов разных народов можно обнаружить немало одинаковых событий, ситуаций и мотивов происходящего. Это единообразие вызвано, по-видимому, взаимопроникновением друг в друга сюжетных основ описываемых событий и картин действительности, бытованием у родственных народов общих черт жизнедеятельности и мышления, существованием однотипных жанровых многообразий общих для них фольклорных произведений и т. д. В данном случае мы хотим обратить внимание на один из таких общих моментов фольклорных произведений - на мотив необычного, сказочно волшебного рождения героя - батыра - в героических эпосах.
Мысль о высокой предназначенности батыра отмечается сразу же в самом начале многих эпосов через волшебное появление его в этом мире - в эпизоде его рождения.
В широко известном эпосе киргизского народа «Манас» есть отдельный раздел под названием «Рождение Манаса», описывающий его появление на свет. В самом начале этого раздела в обычной повествовательной форме излагаются печальные размышления богатого, завоевавшего в народе уважение и признание, но уже достигшего преклонного возраста мужчины по имени Джакып об отсутствии сына -продолжателя рода:
Все, что нажил своим трудом,
Кому в наследство я отдам,
Когда умру, весь этот хлам?
А что твои богатства, власть,
Коль нет потомства за тобой,
Чтоб жизнью насладиться всласть!
К чему родился? Жил зачем,
Не смог я если на земле,
Оставить жить родную кровь? [1].
В один из подобных моментов размышлений Джакып видит удивительный сон. Будто однажды он поймал на охоте сказочную птицу - кречета по имени Буудайик и, запутав ему
ноги и крылья, положил на землю возле себя. Тут неожиданно множество небесных птиц слетается и начинает отдавать поклоны этому кречету:
Когда кречет бросал свой призыв,
Его голос был звонче, чем у других птиц. Блеск его головы и хвоста Затемнял белоснежное оперение лебедя. Когда взгляд его сверкал угрожающе -Он был страшен, как птица Алп Каракуш. Отсвет его перьев на ногах Соперничал с чистым золотом.
Крепость его когтей
Могла поспорить со сталью булата.
Его стремительный полет оставлял за собой горы трупов.
Его клюв пробивал как клюв ястреба.
Его когти раздирали добычу, как острый клинок [6].
В этом сне можно уловить намек на рождение в будущем сына Джакыпа - батыра Манаса, заставившего покориться себе многих людей. Аксакалы предсказывают ему подобное будущее: «У тебя родится сын, Джакып. И будет он батыром непомерной силы. Подчинит он себе все земли, что освещает луна, и станет владыкой всех стран, что озаряются солнцем» [6].
Жена Джакыпа, наравне с мужем стойко переживавшая свое безродие, байбисэ Чий-ырды в ту же ночь видела необычный сон. Ей снилось, что некий безбородый старец протянул ей крупное яблоко. «Съела его Чийырды и так располнела, что не могла ни стоять, ни сидеть. И родила она большое живое существо. Не успело страшное чудовище выйти на свет белый, как раскрыло оно свою грозную пасть и проглотило сразу весь мир» [6]. В этом эпизоде, как видим, предугадывается будущее рождение сына Джакыпа и его становление властелином мира. В действительности байбисэ вскоре забеременела. В пору беременности ей очень захотелось отведать тигриного сердца,
она успокоилась только после того, как попробовала. Это тоже намекало на то, что Манас будет бесстрашным, отважным человеком. Так и случается. Вот как изображается батыр в произведении: «Широк его лоб, видно мудрость заложена в нем, узка макушка головы, сразу видно, что будет младенец батыром. Горбат нос, подобно носу кочкора, нахмурены брови, и пристален взгляд. Красноречивым кажется рот, широки скулы и губы толсты. Вперед выдается подбородок, глубоко в орбиты запали глаза. Ладони широкие, руки открытые, если выедет верхом, то путь ему всегда открыт. Спина сильна и крепка, ровен характер, приятен нрав, но гнев его всемогущ, а ярость - безмерна. Мощью своей он подобен слону. Тигриная шея, крепкие мышцы, широкие плечи, сердце-скала, змеиные веки, глаза, как звезды, волчьи уши, словом, во всем подобен он тигру» [6].
В эпосе подробно описывается и процесс рождения Манаса. Он рождается в течение девяти дней и девяти ночей, при рождении у него в руке был зажат кровяной комочек. Если вспомнить о том, что при рождении Чингисхан, стремящийся покорить весь мир, также держал комок крови в руке, это положение Манаса намекало на что-то похожее.
Будущий преданный спутник Манаса - его конь также предопределяется заранее и рождается в один и тот же день с хозяином:
Что за кони пасутся там?
У кобылы будет приплод.
Жеребенка мне принесет, -Жеребенка сыну отдам.
Если сбудется наяву Откровение чудного сна,
Если сына родит мне жена,
Джоргобоза я назову «Покровителем лошадей»! [1].
В героическом эпосе алтайского народа «Маадай-Кара» рождение алыпа (богатыря), прозванного Когюдей Мэргэн, изображается таким образом:
Маадай-Кара, войдя в аил,
Сел на кошму у очага,
Жену печальную спросил:
«Ээй, ээй, Алтын-Тарга,
На теле мальчика примет Каких-нибудь случайно нет?»
Ему ответила жена:
«Приметы есть, и не одна:
Между лопатками как раз,
Величиной с овечий глаз, -Она сказала, - есть пятно,
Коричневатое оно.
Грудь золотая у него,
Зад у сынка из серебра...»
«Пятно? А больше ничего?» -Опять спросил Маадай-Кара.
«Еще родился без пупка,
И черный камень у сынка Девятигранный был в руке,
Зажат с рожденья в кулаке.
Через два дня он «мать» сказал,
Крича - пеленки разорвал.
Через шесть дней «отец» сказал,
Пиная - люльку разломал» [5].
Рождение ребенка с определенными отметинами - это предзнаменование рождения батыра, в далеком будущем ограждающего алтайский народ от большой беды. На самом деле, когда Кара (черный) каан, т. е. хан, подчинив себе весь Алтай, все народы превращает в рабов, именно ребенок с отметинами приходит на помощь народу.
Во многих эпических произведениях отмечается богатырское телосложение будущего батыра с рождения. Например, мать героя в эпосе казахского народа «Кобланды батыр» во время проводов сына на поле сражения вспоминает момент его рождения:
Даже ребра гнулись мои,
Гнулись все десять пальцев моих,
Когда из колыбели его брала,
Как гусенка, водила его за собой [3].
А эпический герой якутского народа олон-хо «Нюргун Боотур Стремительный» с зачатия уже заявляет о своем мужестве и подвиге, он «не может даже терпеть» положенных девятимесячных внутриутробных своих сроков: Непомерно тяжелое бремя свое Не под силу ей было носить.
Задолго до девяти лунной поры Из чрева прекрасный хотун,
Расторгнув утробу ее,
Одержимо неистовством бунтовским, Выкатилось каменное дитя,
Звонко, отрывисто хохоча. [7].
Мотив необычного, волшебного рождения героя прослеживается и в эпосе башкирского народа «Урал батыр», хотя события в нем начинают описываться с подросткового периода жизни Урала, и ни одного слова о его рождении - появлении на свет:
Двое детей родились у них,
Двое сыновей удалых.
Шульгеном старшего нарекли,
Уралом младшего нарекли [8. С. 35].
32
Г. М. Булякова, Р. М. Латыпова
Однако в дальнейших строках эпоса из уст одного из дивов мы получаем информацию о необычном, волшебном рождении Урала:
О, владыка! Помнишь, когда Только родился Урал-батыр,
Дивы, что в небесах пролетали,
Один за другим на землю упали?
Когда похитить хотели дитя,
Убить хотели его, шутя,
Оно в упор взглянуло на них -И разум у дивов смутился вмиг.
Когда ребенок хотел их поймать,
Они, не в силах страха унять,
Рухнули наземь, как горный обвал [8. С. 75]. Достигнув совершеннолетия, Урал добровольно возлагает на себя нелегкую благородную задачу поиска живой воды. В дальнейшем герой «совершает подвиги во имя счастья людей на земле, стремится защитить землю от зла и страданий. Он воистину совершает божественный и гражданский подвиг, отказавшись от представленной возможности приобретения вечной жизни, окропив землю живой водой и вдыхая жизнь всей живой и неживой природе» [4. С. 75].
Как видно из рассмотренных образцов эпического наследия разных народов, уже заранее известно, что в будущем родятся батыры, и они станут настоящими мужчинами-героями, спасут народ, его владения и имущество от беды и вредительства. Существование во многих героических эпосах тюркских народов мотива необычного, волшебного рождения батыров объясняется верой в лучшее будущее. Поэтому многие тюркоязычные эпосы «посвящены прославлению борьбы за свободу и счастье народа... Неудивительно, что в подобных эпических произведениях изображается благополучный исход событий, ведь эпос - это отражение чаяний, надежд народа» [2. С. 163].
Список литературы
1. Байджиев, М. Т. Сказание о Манасе. Поэтическое переложение первой части трилогии кыргызского эпоса «Манас» [Электронный ресурс]. Изд. 2-е. Бишкек, 2010. URL: http://www. eposmanas.ru/library/mb/rrrrrrrr_r_rrrrsr_3/r_ rrrrrrr_rrsssr_8/.
2. Булякова, Г. М. Единство идеи в эпосе «Урал-батыр» и других тюркоязычных эпосах / Г. М. Булякова, Р. В. Уельданова // Вестн. Башкир. ун-та. 2011. Т. 16, № 3-1. С. 162-163.
3. Кобланды-батыр. Казахский народный эпос // Героический эпос народов СССР. Т. II / пер. Н. В. Кидайш-Покровской, О. А. Нурма-гамбетовой [Электронный ресурс]. С. 19-24. URL: http://litrus.net/book/read/76153?p=19.
4. Латыпова, Р. М. Эпос «Урал-батыр» - духовно-культурное наследие словесного искусства башкирского народа / Р. М. Латыпова, Г. М. Булякова // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. С. 75-76.
5. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос / пер. А. Плитченко [Электронный ресурс]. М., 1973. 474 с. URL: http://www.altaiinter.info/ project/culture/Mythology/Folklore/Maad/maad_ p1_02.htm.
6. Манас. Киргизский народный эпос: «Главы из Великого похода» / по вар. С. Орозбакова; пер. С. Липкина, М. Тарловского [Электронный ресурс]. М., 1941. 160 с. URL: http://www. eposmanas.ru/?page=27.
7. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо / воссоздал на осн. нар. сказаний П. Ойунский; пер. В. Державина; ред. С. В. Михалкова [Электронный ресурс]. Изд. 2-е. Якутск, 1982. 432 с. URL: http:// www.gramotey.com/?open_file=1269004373.
8. Урал-батыр / пер. Г. Г. Шафикова // Башкирское народное творчество. Т. I. Эпос. / сост. тома М. М. Сагитов, А. И. Хакимов. Уфа, 1987. 544 с.