--
DOI 10.54770/20729316-2022-1-385
Б.Б. Горяева, Д.В. Убушиева (Элиста)
МОТИВ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В СКАЗОЧНО-ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ КАЛМЫКОВ
Аннотация. Систематизация фольклорных образцов на уровне мотивов представляется актуальной и значимой для исследования генезиса и развития сказочных и эпических текстов, восходящих к одной этнической традиции, а также для дальнейшего сравнительно-типологического изучения на более широком материале. Целью данной статьи является рассмотрение мотива рождения в устной традиции калмыков на материале сказок и эпоса в сравнении с мотивами монгольского эпоса, систематизированными С.Ю. Неклюдовым. Материалом для исследования мотивов сказочно-эпической традиции калмыков явились архивные материалы, тома «Хальмг туульс», тома «Свода калмыцкого фольклора». Анализ показал, что мотив рождения семантически неразложим, морфологически он раскладывается на отдельные элементы. Предикат (функция) рождение героя в сказочно-эпической традиции калмыков сопровождается различными мотивировками. Отсутствие наследника вызывает необходимость действовать, чтобы устранить это обстоятельство. Сказка развернуто показывает обстоятельства появления сына у престарелых родителей. Мотив рождения героя в сказочной традиции расширяется за счет описания бесчисленного множества скота четырех видов. В эпосе ситуация отсутствия наследника характеризуется лаконизмом изложения -недосказанностью. При этом мотив трансформируется с сохранением условий чудесного рождения героя от небесной девы. Эпический текст представляет архаические мифы о материнском начале Земли, отраженные в рудименте мотива петрогенеза. Мотив рождения, реализуемый через формулу «чудесные дети», дополняется обстоятельством рождения героя у бездетных стариков, а устойчивая формула данного мотива характеризует в эпосе персонаж старшего поколения Алтана Чееджи. В сказочной традиции поздний пласт представлений о рождении героя связан с воззрениями буддизма.
Ключевые слова: калмыцкий фольклор; сказочно-эпическая традиция; мотив; чудесное рождение; герой.
B.B. Goryaeva, D.V. Ubushieva (Elista)
The Motif of the Hero's Birth in the Fairy Tale And Epic Tradition of the Kalmyks
Abstract. The systematization of folklore samples at the level of motifs seems relevant and significant for the study of the genesis and development of fairy tale and epic texts dating back to one ethnic tradition, as well as for further comparative typological research on a broader material. The purpose of this article is to consider the motif of the birth in the oral tradition of the Kalmyks on the material of fairy
tales and epics in comparison with the motifs of the Mongolian epic, systematized by S.Yu. Neklyudov. Archival materials, volumes of "Hal'mg tuul's" (Kalmyk fairy tales), volumes of the Kalmyk Folklore Corpus served as material for studying the motifs of the fairy tale and epic tradition of the Kalmyks. The analysis showed that the motif of the birth is semantically indecomposable, morphologically it breaks up into separate elements. Predicate (function) the birth of a hero in the fairy tale and epic tradition of the Kalmyks is accompanied by various motivations. The absence of an heir makes it necessary to take measures to eliminate this circumstance. The fairy tale shows in detail the circumstances of the appearance of a son from elderly parents. The motif of the hero's birth in the fairy tale tradition is expanded by describing the countless number of pets of four species. In the epic, the situation of the absence of an heir is characterized by laconism of presentation - understatement. At the same time, the motif is transformed with the preservation of the conditions of the miraculous birth of the hero from the heavenly virgin. The epic text presents archaic myths about the maternal origin of the Earth, reflected in the rudiment of the petrogenesis motif. The motif of the birth, realized through the formula "wonderful children", is complemented by the circumstance of the birth of the hero among childless old people, and the stable formula of this motif describe the character of the older generation of Altan Cheeji in the epic. In the fairy tale tradition of the Kalmyks, the late layer of ideas about the birth of a hero is associated with the views of Buddhism.
Key words: Kalmyk folklore; fairy tale and epic tradition; motif; wonderful birth; hero.
В отечественной фольклористике растет интерес к анализу мотивов, к теории мотива в целом. Систематизация фольклорных образцов на уровне мотивов представляется актуальной и значимой для исследования генезиса и развития сказочных и эпических текстов, восходящих к одной этнической традиции, а также для дальнейшего сравнительно-типологического изучения на более широком материале.
Материалом для исследования мотивов сказочно-эпической традиции калмыков явились архивные материалы [РО БВФ СПбГУ. Calm. C. 17], тома «Хальмг туульс» (Калмыцкие сказки) [Хальмг туульс 1961; Хальмг туульс 1974], тома Свода калмыцкого фольклора [Калмыцкие богатырские сказки 2017; Калмыцкий героический эпос 2020; Калмыцкие волшебные сказки 2020]. В последнем издании представлены репрезентативные тексты, зафиксированные известными монголоведами, записи фольклорных экспедиций, а также архивные материалы без вторжения в аутентичный текст. К сожалению, практика показывает, что тексты сказок и эпоса на калмыцком язык проходили цензуру и издавались с «исправлениями». При рассмотрении не учитывались также переводы, так как при публикации фольклорные образцы подвергались «литературной обработке», когда произведение излагалось в рамках идеологии коммунистической партии.
Методологической основой послужили исследования о категории мотива, разработанные в трудах отечественных ученых А.Н. Веселовско-го, О.М. Фрейденберг, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Е.М. Мелетинского,
И.В. Силантьева, С.Ю. Неклюдова и др.
При рассмотрении мотива основополагающим является определение А.Н. Веселовского: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития, такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты» [Веселовский 1989, 305].
В своем историографическом исследовании «Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике» И.В. Силантьев показал многозначность и разнообразие трактовки термина «мотив» [Силантьев 1999]. Рассмотрев мотив повествовательный - «в том русле его понимания, которое было разработано в традиции исторической поэтики и, в частности, в трудах А.Н. Веселовского» [Силантьев 1999, 3], ученый объединил представления о повествовательном мотиве в четыре концептуальных ряда: семантический (А.Н. Веселовский, А.Л. Бем, О.М. Фрей-денберг), морфологический (В.Я. Пропп, Б.И. Ярхо), дихотомический (на стадии его формирования - А.Л. Бем, А.И. Белецкий и снова В.Я. Пропп) и тематический (Б.В. Томашевский, В.Б. Шкловский, А.П. Скафтымов). «Главное различие этих подходов заключается в том, как трактуется важнейший критерий неразложимости мотива и как понимается соотношение моментов целостности и элементарности в самом статусе мотива» [Силантьев 1999, 40], - пишет Силантьев.
Учеными отмечается, что, являясь выражением единицы народного мировоззрения или обобщением народного опыта, мотив семантически неразложим, морфологически он раскладывается на отдельные элементы: субъект - действие - объект - обстоятельства (мотивировки). Главным среди них считается предикат (функция) [Силантьев 1999; Силантьев 2004].
Мы также считаем, что мотив состоит из вышеуказанных составляющих как динамичный элемент темы, имеющий сюжетообразующую функцию.
В калмыцкой фольклористике отдельные мотивы сказочно-эпической традиции калмыков в разных аспектах проанализированы А.Ш. Кичико-вым [Кичиков 1997], Э.Б. Оваловым [Овалов 2004; Овалов 2008], В.Т. Са-ранговым [Сарангов 2015], Т.Г. Борджановой (Басанговой) [Борджанова 1978], Е.Э. Хабуновой [Хабунова 2002; Хабунова 2018; Хабунова 2019], Б.Э. Мутляевой [Мутляева 1978], Б.Б. Манджиевой [Манджиева 2016; Манджиева 2020; Манджиева 2021], Ц.Б. Селеевой [Селеева 2007а; Се-леева 2007Ь; Селеева 2019], Д.В. Убушиевой [Убушиева 2019; Убушиева 2020; Убушиева 2021], Б.Б. Горяевой [Горяева 2018а; Горяева 2018Ь].
Целью данной статьи является рассмотрение мотива рождения в устной традиции калмыков на материале сказок и эпоса в сравнении с мотивами монгольского эпоса, систематизированными С.Ю. Неклюдовым.
На основе архаических мотивов сказочно-эпической традиции калмыков А.Ш. Кичиков изучил происхождение героя и реконструировал целост-
Новый филологический вестник. 2022. №1(60). --
ное повествование о героическом сватовстве - «тууль-улигер» - эпическое произведение, стадиально предшествующее героическому эпосу типа калмыцкого «Джангара» и повествующее о подвигах чудеснорожденного богатыря (его женитьба на «суженой» - волшебной деве из далекой страны, истребление чудовищ-мангусов, освобождение народа от насильников и установление мира на земле) [Кичиков 1978, 3-6].
В этой связи нами рассмотрен мотив рождения героя в сказках и песнях эпоса «Джангар» в свете систематизации, разработанной С.Ю. Неклюдовым на основе эпической традиции монгольских народов. Обобщив опыт изучения типовых сюжетных элементов в монгольском эпосе А.Ш. Кичи-кова [Кичиков 1978], Т.Г. Борджановой [Борджанова 1978], В. Хайссига [Heissig 1979] и других им составлен каталог мотивов [Неклюдов 2019, 62-72].
Выделенные ученым 58 мотивов классифицированы по 9 более общим рубрикам: «Рождение героя», «Чудесные помощники», «Советчики», «Враги», «Обман», «Женитьба», «Поражение», «Чудесные средства (разные)», «Спасение», «Оживление», «Исцеление», «Борьба и победа» [Неклюдов 2019, 68-72]. Исследователем отмечаются следующие реализации мотива рождения героя в монгольском эпосе:
1. Создание героя небесными богами, которые посылают его в мир для уничтожения злокозненного мангаса.
2. Петрогенез, рождение героя из скалы.
3. Рождение героя после принесения жертвы (~ прочтения молитвы) на горе / горе / горным духам; ~ горный дух прямо наделяет супругов сыном.
4. Рождение героя (~ близнецов) у бездетных стариков.
5. Рождение героя в отсутствие отца.
6. Рождение ребенка с золотой грудью и серебряным задом; укладывание его в железную колыбель.
7. Необыкновенная (стальная, бронзовая, каменная) пуповина новорожденного, которую невозможно перерезать обычными средствами.
8. Необыкновенная пуповина новорожденного - одно из вместилищ его «жизни-души» (амин сунэсу).
9. Наделение именем, которое сыну (~ близнецам) дает некий старик [Неклюдов 2019, 68-69].
Далее приведем примеры реализации мотива чудесного рождения героя в сказочно-эпической традиции калмыков в сопоставлении с мотивами, выделенными С.Ю. Неклюдовым на материале эпоса монгольских народов.
1. Создание героя небесными богами, которые посылают его в мир для уничтожения злокозненного мангаса.
В рассмотренных нами текстах этот мотив в указанном виде не обнаружен. Но имеется эпизод, когда сын Хормусты тенгрия решает переродиться в мире людей в виде серой шкуры, которую принесла верблюди-
ца хана: «Шиир, сээрнь идщэсн цагт хаана нег темэн ботхлна. Эвгн одад хэлэнэ - хоосн кек арсн hарна. Кек арсиг евчэд, гер дотран делгчкэд, евгн шиир, сээрэн цуглулхар hарад йовна» («Когда ели кости и позвонки, одна из верблюдиц хана стала рожать. Старик пошёл посмотрел - только серая шкура вылезла. Старик, серую шкуру выделав, расстелил её в юрте и отправился собирать кости и позвонки» [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 124]).
Обстоятельства рождения героя в мире людей узнаем из речи белобородого старца, который объяснил девушке происхождение ее супруга, причины того, почему он покинул ее: «Йир чик седклэр йовсн ^н чи санщ. Терчн Хурмстн тецгрин отхн кевYн санщ. Хойр эгчтэ санщ. Шикрлг дала гидг далад еемдг санщ. Отхн дY кевYн унтсн санщ. "Дордын дорд ориг оч амращ щирhэнэв", - гиhэд, чини эцкинчн темэнэ геснд оч терсн санщ. Дэкэд чини эгччн ирэд таращ. Эмн бийднь уга ^н билэ, кек арснд билэ. Кек арснь hалд тYлсн телэд тегэд иим зовлц YЗЩ йовх ^н чи, - гинэ. -Нэ, йир тYнгичн арhлщ Yзсв. Шикрлг далад ирэд еемх. Би нег ном ээлдэд нееринь кYргсв, унтад одхлань, тегэд бэрщ авх, арЬга болхла бэрщ ав! -гинэ» («Ты, оказывается, человек, который жил праведно. [Твой муж] был младшим сыном тенгрия Хормусты. У него было две сестры. Они плавали в море, называемом Шикирлиг. Младший брат уснул. "Сделаю счастливым нижний мир", - сказав, переродился во чреве верблюдицы твоего отца. Потом твоя сестра пришла и всё расстроила. У [твоего мужа] душа была не в теле, а в серой шкуре. Из-за того, что серую шкуру спалили в огне, ты испытываешь такие страдания, - сказал. - Но, попробую помочь. Он прилетит плавать в море Шикирлиг. Я прочитаю одну молитву, она его в сон погрузит, когда уснет, надо поймать, если сможешь, поймай! - сказал» [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 140-141]).
Младший сын Хормусты тенгрия «пришел» в мир людей через чрево верблюдицы. И это неслучайно: верблюд весьма почитался в народе.
По представлениям калмыков, происхождение грома и молнии связано с образом дракона - лу, напоминающего верблюжонка с большими добрыми глазами и вытянутой шеей [Борджанова 1999, 35-36]. О принадлежности верблюда к верхнему миру говорится и в калмыцких загадках: «Атн темэн а^с гищ, / Арhмщин YЗYP гилвс-гилвс гищ» («Холощеный верблюд зевнул, конец веревки блеснул») («Лу ду hарх, hал цэклх / Гром, молния»). «В текстах загадок говорится о верблюде-громовержце, белом небесном верблюде, связанном с верхним миром» [Басангова 2019, 79], - пишет Т.Г. Басангова.
«Связь верблюда с небом просматривается в его мироустроительной функции в широко распространенном в фольклоре монгольских народов предании о появлении созвездия Плеяды (Мечин) - благодаря верблюду на земле становится тепло, а на небе появляется новое созвездие» [Со-дномпилова, Нанзатов 2013, 39], - отмечают исследователи, анализируя представления о верблюде в традиционных воззрениях монгольских народов. Отмечается также связь верблюда с миром мертвых, так как он может
находиться в запретной для всех живых зоне: контакт с умершим и его душой не угрожает ему [Содномпилова, Нанзатов 2013, 42].
2. Мотив петрогенеза, рождение героя из скалы можно усмотреть в Ба-гацохуровском цикле эпоса «Джангар». Примечательно, что о чудесном рождении героя мы узнаем из плача, предваряющего временную смерть богатыря, что ложится в русло бинарной логики рождение - смерть. Так, отец богатыря Хонгора в своем плаче по нему же произносит: I песня Б.Ц. 17 (32) «xada ciluni xabcilasu yaqcar (33) uruyuqsan narin ulan bura mini bilu:» [РО БВФ СПбГУ. Calm. C. 17, 17] («Из расселины скалы одиноко выросшая тонкая лоза моя»).
3. Мотив рождения героя после принесения жертвы разработан в сказке на сюжетный тип «Благодарный мертвец», когда бездетные престарелые супруги, обладая богатствами (многочисленными стадами четырех видов), не имеют наследника. Сын рождается после того, как старик по совету мальчика-манджика (послушника в буддийском храме) поднес дары священнослужителям, раздал милостыню, соорудил золотой храм: «КYрч ирн, байн евгн эврэннь нутгин лам, гелц, гецл, ман^нрт кев-кевэрнь бэрц бэрэд, Мецгн Эргчк байнас Алтн Эргчк хаани нутгин уга-яду, елн-тYPY, hуульнч-hуурнчд erah егнэв г^эд, дервн ЗYг нээмн зувкд зар тархаснд, би уга-яду, би енчн-евр, би eлн-тYPY гиЬэд, цуглрн бээ^, долан хонгт тегргтэн буурин чи[ц]гэ hазрт эрэ багтм олн ^н цуглрв. Тегэд тер улст кев-кевэрнь мал, мецг, эд-тавр тер^тнь eглh егч» («Добравшись, старик-богач поднёс столько даров ламам, гелюнгам, гецулам, манджикам, сколько следовало каждому, а когда возвестили во всех четырёх сторонах и восьми направлениях, что богач Мёнген Оргечику будет раздавать милостыню бедным, голодным, нищим из нутука Алтан Оргечику хана, называвшие себя бедными, сиротами, голодными целых семь дней собирались. Людей собралось так много, что они едва могли бы поместиться на пространстве размером со стойбище. Всем этим людям он раздал столько скота, серебра, имущества, сколько должен был получить каждый» [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 198-199]).
4. Рождение героя (~ близнецов) у бездетных стариков.
Сказка «Алтн Эргчк хаани нутгт бээдг Мецгн Эргчк байна кeвYн Ман^ин Зэрлг элч кeвYн хойрин тууль» («Сказка о Манджин Зарлике сыне богача Менген Оргечику из нутука хана Алтан Оргечику и его мальчике-работнике») рисует бездетных престарелых супругов мифологического возраста: старик 555 лет, старуха (445 лет) [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 194].
В сказке «Тарв^ хан» («Хан Тарваджи») у бездетных старика и старухи рождается сын после того, как они выходили хромого орла: «Туунэсн доhлц улан залу келв: - Би далн хойр хYвлhтэв, Тарв^ хан гидг хан би. Би алвтан тарв^ бол^ хYвлэд, эрг^ йовад, бууhин сумн харhад, нег кел мини хуhр^ оркла. Ода та хойр эн кевтэн ^ирhэд укхг, Yкхэс емн нег кeвYн hарх. Тегэд тер кeвYhэн нарн суух Yзгт Тарв^ хан гидг хан бээдг г^эд, нааран илгэ^ орктн! - гив» («Хромой молодой мужчина сказал: - Я хан, зову-
щийся Тарваджи, обладаю семидесятью двумя перевоплощениями. Обернувшись орлом, кружил я над своими владениями, но попавшая в меня ружейная пуля перебила мне ногу. Вы вдвоём будете жить в благополучии до самой смерти, а перед смертью у вас родится сын. Того сына отправьте ко мне, сказав, что в стороне заходящего солнца живёт хан Тарваджи! -сказал» [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 436-437]).
Таким образом рождение сына у стариков явилось своего рода благодарностью хана Тарваджи, имевшего семьдесят два перевоплощения.
Появление у стариков детей связано также с тем, что они получают сына в образе пресмыкающегося. В сказке «Моhа кевYн» («Юноша-змея») среди бурьяна, собранного как топливо, старуха принесла змею: «Тер шарлщн заагт нег моhа ирщ. Тер моhа нег хонад, термин нег Yдэрт кYрнэ. Хойр хонад, термин хойр YДэрт кYрнэ, hурв хонад, термин hурвн Yдэрт кYрнэ. Не, аав ээщ хойр, хаанд худ болий гищ келтн, - гинэ» («Среди того бурьяна была змея. Та змея за ночь на одно деление стенной решетки выросла. Через две ночи на два деления стенной решетки выросла, через три ночи на три деления стенной решетки выросла. Ну, отец и мать, езжайте свататься к хану, - сказал» [Хальмг туульс 1961, 204-206]).
В сказке «Меклэ дурстэ кевYтэ эмгн евгн хойр» («Старик и старуха с сыном в лягушачьем облике») старик, ловя неводом рыбу, поймал лягушку с золотой грудью и серебряной мордой: <Лурв шYYлhнднь алтн чеещтэ, мецгн дурстэ меклэ hарч ирнэ» («на третий раз в невод попалась лягушка с золотой грудью и серебряной мордой» [Хальмг туульс 1974, 11-15]).
Малодербетовский цикл демонстрирует рождение героя, восходящее к архаическому сказочному эпосу, основой которого является мотив вымаливания ребенка бездетными стариками. Недетородный возраст Ага Шавдал вынуждает Джангара оставить ее и отправится в странствие. Эту ситуацию А.Ш. Кичиков характеризует как «поражающую лаконизмом изложения - недосказанностью, обусловленной глубиной архаического подтекста» [Кичиков 1997, 34]. Он встречает волшебную деву, которая рожает ему сына Шовшура. Налицо трансформация мотива рождения героя у бездетных стариков с соблюдением условий чудеснорожденности: «Некр-нээщнр болв, / Туундэн нутг-усн болв. / Тер хатн саата болв, / Арвн сарин нYP Yзэд, кевYн hарв». («Супругами стали они, / Здесь и остались они. / [Затем] та хатун [здесь и далее курсив оригинала - Б.Г., Д.У.] понесла, / Через десять месяцев сын родился» [Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл 2020, 306-307]).
5. Рождение героя в отсутствие отца.
Герой чудесным образом рождается у престарелых родителей в отсутствие отца, который отправляется осмотреть стада четырех видов домашних животных, на охоту или войну, крайний случай - это гибель отца. Так, в сказке «Догшн Хар баатрин хойр кевYнэ тууль» («Сказка о двух сыновьях богатыря Догшин Хара») отец, не послушавшись совета сына, поднимается на Богзатинскую серую гору, где находит свою погибель. После смерти мужа мать героя рожает сына от муса и подбрасывает его на пути
старшего сына Алдарьи. Младший брат следует за старшим, помогает ему добыть суженую, побеждает в состязаниях, забирает Кюджин Герел дочь Кёгшин Буурал хана [Хальмг туульс 1961, 11-15].
В эпическом нарративе на материале двух ранних циклов эпоса «Джан-гар» данного мотива не обнаружено.
6. Рождение ребенка с золотой грудью и серебряным задом; укладывание его в железную колыбель.
Рождение героя с золотой грудью и серебряным задом явствует о его принадлежности «иному миру». Наиболее ранняя запись сказки 1884 г. на указанный сюжетный тип рисует героя, рожденного «с золотой грудью и серебряным задом» («алтн чее^тэ, мецгн бегстэ») [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 201]. Описание персонажа передается традиционной формулой «чудесные дети», в которой отражается связь компонентов семантического ряда «золотой - солнечный»: золотая грудь персонажа заключает в себе солнце, а задняя часть тела - месяц. В.Я. Пропп отмечал: «все, что окрашено в золотой цвет, этим самым выдает свою принадлежность к другому царству» [Пропп 1986, 285]. В поздних записях герой уже утрачивает «золотистость», которая по наблюдениям В.Я. Проппа «присуща богам, умершим и посвященным» [Пропп 1986, 297].
Пример чудесного происхождения героя связан с известным героем калмыцкого эпоса, с богатырем Алтаном Чеджи. Б.Э. Мутляева пишет: «.. .это имя, означающее в переводе на русский язык "золотая грудь", указывало в древности, вероятно, на внешние необыкновенные признаки героя» [Мутляева 1978, 59]. Это же отмечает А.Ш. Кичиков: налицо «ту-уль-улигерный мотив рождения с золотой грудью и серебряным низом» [Кичиков 1997, 37].
7. Необыкновенная (стальная, бронзовая, каменная) пуповина новорожденного, которую невозможно перерезать обычными средствами.
В эпосе о чудесном рождении героя говорит стальная пуповина Улан Шовшура: «Арвн сарин нYP YЗЭД, кевYн hарв. / Билгин Шарвц нертэ Yлдэр / Хар болд киисинь керчэд авв» («Через десять месяцев сын родился. / Билгин Шарвангом именуемым мечом / Плотную пуповину перерезал он» [Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл 2020, 306-307]).
8. Необыкновенная пуповина новорожденного - одно из вместилищ его «жизни-души» (амин сунэсу).
Если в монгольском эпосе вместилищем души является необыкновенная пуповина, то в сказочном эпосе калмыков - это шкура: «Эмн бийднь уга ^н билэ, кек арснд билэ» («У [твоего мужа] душа была не в теле, а в серой шкуре» [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 140-141]). Человек, у которого была внешняя душа, сосредоточенная в серой шкуре - сын Хор-мусты тенгрия, пожелавший родиться в нижнем мире людей.
Змеиная шкура - это вместилище души героя другой сказки. При сжигании шкуры, ее обладатель уже не может оставаться в мире людей и покидает его в лебедином обличье [Хальмг туульс 1961, 204-206].
9. Наделение именем, которое сыну (~ близнецам) дает некий старик. Этнографический субстрат мотива имянаречения героя представлен в калмыцкой устной традиции в сказке, зафиксированной в конце XIX в. Так, старик после рождения сына проводит пир, начатки угощений он преподнес хану, радостно возвестив о появлении наследника, после чего хан дает имя младенцу [Калмыцкие волшебные сказки 2020, 199-200].
Наречение именем чудеснорожденого младенца демонстрируется в эпической песне «О Шара Гюргю» Малодербетовского цикла: «Ээж аав хойрнь / Эрк^лж; бээhэд, / Ьунхн Улан Шовшур гиж нер егв» («Мать с отцом, / Нежно любя его, / Трёхлетним Улан Шовшуром нарекли» [Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл 2020, 306307]).
Е.Э. Хабуновой на эпическом материале изучено наречение именем богатыря. «По представлениям монгольских народов, приобщение ребенка к социуму начинается с момента обретения имени» [Хабунова 2006, 39], - пишет исследователь.
Таким образом, анализ показал, что образцы сказочно-эпической традиции калмыков представляют сложное переплетение древних воззрений с многочисленными разностадиальными напластованиями, сохранившимися в имплицитном виде, иногда утратившими свою первоначальную семантику или приобретшими новые смыслы. Мотив рождения героя в сказочной традиции расширяется за счет описания обстоятельств его появления у престарелых родителей в сказках на сюжетный тип «Благодарный мертвец», иногда мотивировка чудесного появления героя в мире людей объясняется белобородым старцем.
Эпический текст сохранил представления об архаических мифах рождения: о материнском начале Земли, что отразилось в рудименте мотива петрогенеза.
Мотив рождения, реализуемый через формулу «чудесные дети», дополняется обстоятельством рождения героя у бездетных стариков, а устойчивая формула данного мотива характеризует персонаж старшего поколения, обладающий внешними необыкновенными признаками (Алтан Чееджи).
Поздний пласт представлений о рождении героя связан с вымаливанием, раздачей милостыни, подношением буддийскому духовенству, постройкой храма, а также понятием перерождений, основанным на буддийской мифологии.
Рассмотренный нами мотив рождения семантически неразложим, морфологически он раскладывается на отдельные элементы. Предикат (функция) рождение героя в сказочно-эпической традиции калмыков сопровождается различными мотивировками. Отсутствие наследника вызывает необходимость действовать, чтобы устранить это обстоятельство. Сказка представляет пространное, живописное изображение обстоятельств появления сына у престарелых родителей. В эпосе эта ситуация А.Ш. Ки-чиковым характеризуется «лаконизмом изложения - недосказанностью», при этом мотив трансформируется с сохранением условий чудесного рож-
дения героя от небесной девы. Сочетание архаических представлений с разностадиальными напластованиями, отражающими этнографические субстраты и более поздние религиозные воззрения, значительно расширяет границы мотива рождения героя в сказочно-эпической традиции калмы-
ИСТОЧНИКИ
1. Калмыцкие богатырские сказки / вступит. ст. Б.Б. Манджиевой; подготовка текстов, переложение калмыцких текстов, пер. Б.Б. Манджиевой, Т.А. Михалевой, Ц.Б. Селеевой; примеч., комментарии, указатели, словарь Б.Б. Манджиевой, Ц.Б. Селеевой; отв. ред. А.А. Бурыкин, В.Л. Кляус, В.В. Куканова, Г.Ц. Пюрбеев. М.: АО «Первая Образцовая типография», Филиал «Чеховский Печатный Двор», 2017. 561 с.
2. Калмыцкие волшебные сказки / вступит. ст. Б.Б. Горяевой; сост., указатели Б.Б. Горяевой, Д.В. Убушиевой; перевод, примеч., коммент., словарь Б.Б. Горяевой, Т.А. Михалевой, Д.В. Убушиевой; отв. ред. А.А. Бурыкин, В.Л. Кляус, В.В. Куканова, Г.Ц. Пюрбеев. Элиста: КалмНЦ РАН, 2020. 584 с.
3. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Малодербетовский цикл / вступит. ст. Б.Б. Манджиевой; сверка текстов песен с оригиналом на «ясном письме» Б.Б. Горяевой, Б.Б Манджиевой, Ц.Б. Селевой; перевод Т.А. Михалевой; примеч., коммент., словарь, указатели Б.Б. Манджиевой, Т.А. Михалевой; отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев, С.Ю. Неклюдов, В.В. Куканова. М.: АО «Первая Образцовая типография», Филиал «Чеховский Печатный Двор», 2020. 544 с.
4. РО БВФ СПбГУ Calm. C. 17 - Рукописный отдел Библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Calm. C. 17. Ед. хр. 1770. Л. 1-28. Строки 30-31. Рукопись на ойратской письм.
5. Хальмг туульс. 1-гч боть / сост. Б. Сангаджиева, Л. Сангаев. Элиста: Калм. кн. гос. изд-во, 1961. 220 х.
6. Хальмг туульс. 4-гч боть / сост. Б.Б. Оконов, Е.Д. Мучкинова. Элиста: Респ. тип. Управления по делам изд-в, полиграфии и книжной торговли Совета министров Калмыцкой АССР, 1974. 274 х.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басангова Т.Г. Животные в калмыцком фольклоре. Элиста: КалмГУ 2019. 192 с.
2. Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста: Калмиздат, 1999. 182 с.
3. Борджанова Т.Г. О жанровой специфике монголо-ойратского героического эпоса // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978. С. 15-24.
4. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 405 с.
5. (а) Горяева Б.Б. Мотив волшебного помощника в калмыцкой сказке // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. 2018. № 5.
С. 76-85.
6. (b) Горяева Б.Б. Традиции народной медицины в мотивах волшебной сказки калмыков // Новые исследования Тувы. 2018. № 4. С. 161-177.
7. Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Наука; Восточная литература, 1997. 320 с.
8. Кичиков А.Ш. О тууль-улигерном эпосе (к постановке вопроса) // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978. С. 3-6.
9. Манджиева Б.Б. К проблеме изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия «Эпосоведение», № 1 (01). 2016. С. 44-50.
10. Манджиева Б.Б. Сюжетообразующие мотивы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 322-334.
11. Манджиева Б.Б. Эпические мотивы Малодербетовского цикла эпоса «Джангар» // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2021. № 2 (35). С. 105113.
12. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типологические и художественные особенности «Джангара». Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978. С. 51-62.
13. Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
14. Овалов Э.Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. Элиста: Джангар, 2008. 304 с.
15. Овалов Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: Джангар, 2004. 183 с.
16. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. 365 с.
17. Сарангов В.Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. Элиста: Издательство КалмГУ, 2015. 104 с.
18. Селеева Ц.Б. Опыт составления указателя эпических мотивов для тома Свода калмыцкого фольклора «Калмыцкий героический эпос «Джангар» // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Сборник научных статей. Элиста, 2007. С. 111-116.
19. Селеева Ц.Б. Функционально-семантические особенности типических мотивов в сюжете синьцзян-ойратской версии «Джангара» // Новый филологический вестник. 2019. № 4 (51). С. 53-64.
20. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 286 с.
21. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Научное издание. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 1999. 104 с. URL https://ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm (дата обращения: 01.03.2022).
22. Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. «Табан хошуу мал»: верблюд в тради-
ционных представлениях монгольских народов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2013. N° 4 (12). С. 34-44.
23. Убушиева Д.В. Мотив смеха и плача в калмыцком фольклоре // Новый филологический вестник. 2021. № 4 (59). С. 382-399.
24. Убушиева Д.В. Мотив чудесного рождения героя в ранних циклах эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 310-321.
25. Убушиева Д.В. Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 5769.
26. Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2006. 255 с.
27. Хабунова Е.Э. Мотив брачных состязаний в национальных версиях эпоса «Джангар»: диапазон варьирования // Сетевое востоковедение: устные и письменные традиции в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы II Международного научного форума. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова. 2018. С. 44-47.
28. Хабунова Е.Э. Мотив старения ханши Ага Шавдал в калмыцком героическом эпосе «Джангар» // Материалы научных чтений, посвященных памяти профессора А.Ш. Кичикова. Отв. ред. Л.К. Натыров. 2002. С. 297-301.
29. Heissig W. Die mongolischen Heldenepen - Struktur und Motive. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1979. 38 S.
REFERENCES (Articles from Scientific Journals)
1. (a) Goryaeva B.B. Motiv volshebnogo pomoshchnika v kalmytskoy skazke [The Motif of a Magic Helper in the Kalmyk Fairy Tale]. Problemy etnicheskoy istorii i kul'tury tyurko-mongol 'skikh narodov, 2018, no. 5, pp. 76-85. (In Russian).
2. (b) Goryaeva B.B. Traditsii narodnoy meditsiny v motivakh volshebnoy skazki kalmykov [Traditions of Folk Medicine in the Motives of the Kalmyks' Fairy Tale]. Novyye Issledovaniya Tuvy, 2018, no. 4, pp. 161-177. (In Russian).
3. Mandzhieva B.B. K probleme izucheniya motivov kalmytskoy bogatyrskoy skazki i geroicheskogo eposa "Dzhangaf' [Towards the Problem of Studying the Motives of the Kalmyk Heroic Fairy Tale and the Heroic Epic "Dzhangar"]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova: Seriya Eposovedenie, 2016, no. 1 (01), pp. 44-50. (In Russian).
4. Mandzhieva B.B. Syuzhetoobrazuyushchiye motivy v epicheskom repertuare dzhangarchi Teltya Lidzhieva [Plot-Forming Motifs in The Epic Repertoire of Dzhangarchi Aunt Lidzhieva]. Novyy filologicheskiy vestnik, 2020, no. 3 (54), pp. 322334. (In Russian).
5. Mandzhieva B.B. Epicheskie motivy Maloderbetovskogo tsikla eposa "Dzhangaf' [Epic Motifs of the Maloderbet Сycle of the Epic "Dzhangar"]. Severo-Vostochnyy gumanitarnyy vestnik, 2021, no. 2 (35), pp. 105-113. (In Russian).
6. Seleeva Ts.B. Funktsional'no-semanticheskiye osobennosti tipicheskikh motivov
v syuzhete sin'tszyan-oyratskoy versii "Dzhangara" [Functional and Semantic Features of Typical Motifs in the Plot of the Xinjiang Oirat Version of "Dzhangar"]. Novyy filologicheskiy vestnik, 2019, no. 4 (51), pp. 53-64. (In Russian).
7. Sodnompilova M.M., Nanzatov B.Z. "Taban hoshuu mal": verblyud v traditsionnykh predstavleniyakh mongol'skikh narodov ["Taban hoshuu mal": Camel in the Traditional Representations of the Mongolian Peoples]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, 2013, no. 4 (12), pp. 34-44. (In Russian).
8. Ubushieva D.V. Motivy "tuul'-uligera" (arkhaicheskogo eposa) v geroicheskom epose "Dzhangar" [Motifs of "Tuul-Uligef (Archaic Epos) in the Heroic Epos "Dzhangaf']. Novyy filologicheskiy vestnik, 2019, no. 1 (48), pp. 57-69. (In Russian).
9. Ubushieva D.V. Motiv chudesnogo rozhdeniya geroya v rannikh tsiklakh eposa "Dzhangaf' [The Motif of the Miraculous Birth of the Hero in the Early Cycles of the "Dzhangar" Epic]. Novyy filologicheskiy vestnik, 2020, no. 3 (54), pp. 310-321. (In Russian).
10. Ubushieva D.V. Motiv smekha i placha v kalmytskom fol'klore [The Motif of Laughter and Weeping in the Kalmyk Folklore]. Novyy filologicheskiy vestnik, 2021, no. 4 (59). pp. 382-399. (In Russian).
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
11. Bordzhanova T.G. O zhanrovoy spetsifike mongolo-oyratskogo geroicheskogo eposa [On the Genre Specifics of the Mongol-Oirat Heroic Epic]. Tipologicheskiye i khudozhestvennyye osobennosti "Dzhangara" [The Typological and Artistic Features of the "Dzhangar" Epic]. Elista, Kalmytskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1978, pp. 15-24. (In Russian).
12. Khabunova E.E. Motiv stareniya khanshi Aga Shavdal v kalmytskom geroicheskom epose "Dzhangar" [The Motif of Aging of Khansha Agha Shavdal in the Kalmyk Heroic Epic "Dzhangar"]. Materialy nauchnykh chteniy, posvyashchennykh pamyati professora A.Sh. Kichikova [In Memoriam A.Sh. Kichikov: Conference Proceedings]. Elista, Dzhangar Publ., 2002, pp. 297-301. (In Russian).
13. Khabunova E.E. Motiv brachnykh sostyazaniy v natsional'nykh versiyakh eposa "Dzhangaf': diapazon var'irovaniya [The Motif of Marriage Contests in the National Versions of the Epic "Dzhangar": the Range of Variation]. Setevoye vostokovedenie: ustnye i pis'mennye traditsii v kontekste mezhkul 'turnogo vzaimodeystviya. Materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma [Eastern Studies Network. Oral and Written Traditions in the Context of Intercultural Communication. II International Academic Forum Proceedings]. Elista, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov Publ., 2018, pp. 44-47. (In Russian).
14. Kichikov A.Sh. O tuul'-uligernom epose (k postanovke voprosa) [On the Tuul-uliger Epic (Towards the Question)]. Tipologicheskiye i khudozhestvennyye osobennosti "Dzhangara" [The Typological and Artistic Features of the "Dzhangar" Epic]. Elista, Kalmytskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1978, pp. 3-6. (In Russian).
15 Mutlyayeva B.E. Motiv chudesnogo rozhdeniya geroya v tyurko-mongol'skom geroicheskom i skazochnom epose [The Motif of the Hero's Miraculous Birth in the
Turco-Mongolian Heroic and Magic Epic]. Tipologicheskiye i khudozhestvennyye osobennosti "Dzhangara" [The Typological and Artistic Features of the "Dzhangar" Epic]. Elista, Kalmytskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1978, pp. 51-62. (In Russian).
16. Seleeva Ts.B. Opyt sostavleniya ukazatelya epicheskikh motivov dlya toma Svoda kalmytskogo fol'klora "Kalmytskiy geroicheskiy epos 'Dzhangar' " [The Experience of Compiling an Index of Epic Motifs for the Volume of the Kalmyk Folklore Code "Kalmyk heroic epic 'Dzhangar' "]. Molodezh' v nauke: problemy, poiski, perspektivy [Youth in Science: Problems, Avenues for Research, Prospects]. Elista, 2007, pp. 111-116. (In Russian).
(Monographs)
17. Basangova T.G. Zhivotnyye v kalmytskom fol'klore [Animals in Kalmyk Folklore]. Elista, KalmGU Publ., 2019. 192 p. (In Russian).
18. Bordzhanova T.G. Magicheskaya poeziya kalmykov: issledovaniya i materialy [Magical Poetry of the Kalmyks: Studies and Materials]. Elista, Kalmizdat Publ., 1999. 182 p. (In Russian).
19. Heissig W. Die mongolischen Heldenepen - Struktur und Motive. Opladen, Westdeutscher Verlag, 1979. 38 S. (In German).
20. Khabunova E.E. Geroicheskiy epos "Dzhangar": poeticheskiye konstanty bogatyrskogo zhiznennogo tsikla (sravnitel'noye izucheniye natsional'nykh versiy) [The Heroic Epic of "Dzhangar": Poetic Constants in the Hero's Life Cycle (Comparative Studies of National Versions)]. Rostov-on-Don, North Caucasus Higher School Research Center Publ., 2006. 255 p. (In Russian).
21. Kichikov A.Sh. Geroicheskiy epos "Dzhangar". Sravnitel'no-tipologicheskoye issledovaniyepamyatnika [The Heroic Epos "Dzhangar". Comparative and Typological Research of a Manuscript]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 1997. 320 p. (In Russian).
22. Neklyudov S.Yu. Fol'klornyy landshaft Mongolii. Epos knizhnyy i ustnyy [The Folklore Landscape of Mongolia: Written and Oral Epics]. Moscow, Indrik Publ., 2019. 592 p. (In Russian).
23. Ovalov E.B. Tipologiya motivov i syuzhetov v epose mongol 'skikh narodov [The Typology of Motives and Plots in the Epos of the Mongolian People]. Elista, Dzhangar Publ., 2004. 183 p. (In Russian).
24. Ovalov E.B. Syuzhetno-stilevyye traditsii v epose "Dzhangar" i ego versiyakh [The Plot and Style Traditions in the Epic Poem "Dzhangar" and Its Versions]. Elista, Dzhangar Publ., 2008. 304 p. (In Russian).
25. Propp V.Ya. Istoricheskiye korni volshebnoy skazki [The Historical Roots of the Magic Tale]. Leningrad, Leningradskiy universitet Publ., 1986. 365 p. (In Russian).
26. Sarangov V.T. Poetika i stil'kalmytskoy bogatyrskoy skazki [Poetics and Style of the Kalmyk Heroic Fairy Tale]. Elista, KalmGU Publ., 2015. 104 p. (In Russian).
27. Silantyev I.V. Teoriya motiva v otechestvennom literaturovedenii i fol'kloristike: ocherk istoriografii [The Theory of Motive in Russian Literary Studies and Folklore Studies: an Essay of Historiography]. Novosibirsk, IDMI Publ., 1999, 104 p. (In Russian).
28. Silantyev I.V. Poetika motiva [The Poetics of Motif]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2004. 286 p. (In Russian).
29. Veselovskiy A.N. Istoricheskaya poetika [Historical Poetics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 405 p. (In Russian).
Горяева Баира Басаиговиа, Калмыцкий научный центр Российской академии наук.
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы. Научные интересы: фольклор монгольских нардов, сказочная традиция, сюжетный фонд, сказочник, текст.
E-mail: baira.goryaewa@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-9386-653X
Убушиева Даиара Владимировна, Калмыцкий научный центр Российской академии наук.
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы. Научные интересы: фольклор монголоязычных народов, монгольская эпическая традиция, типология и поэтика эпоса.
E-mail: bib.danara@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-5547-4006
Baira B. Goryaevа, Kalmyk Scientific Center of the RAS.
Candidate of Philology, Senior Research Associate, Department of Folklore and Literature Studies. Research interests: folklore of the Mongolian people, fairy-tale tradition, narrative fund, storyteller, text.
E-mail: baira.goryaewa@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-9386-653X
Danara B. Ubushieva, Kalmyk Scientific Center of the RAS.
Candidate of Philology, Senior Research Associate, Department of Folklore and Literature Studies. Research interests: folklore of the Mongolian people, Mongolian epic tradition, typology and poetics of the epos.
E-mail: bib.danara@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-5547-4006