Научная статья на тему 'Мотив "двойничества" и символика "растительного кода" в адыгском фольклоре'

Мотив "двойничества" и символика "растительного кода" в адыгском фольклоре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГИ / РАСТЕНИЯ / МИФОЛОГИЯ / СКАЗКИ / ПЛОДОРОДИЕ / БЛИЗНЕЦЫ / ADYGHES / PLANTS / MYTHOLOGY / FAIRY TALES / FERTILITY / TWINS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудаева Зинаида Жантемировна

Выявляются и анализируются ранее малоизученные мифопоэтические воззрения адыгов, связанные с идеей происхождения человека от растений, тесно переплетенной с элементами «близнечного мифа». Результаты исследования способствуют дальнейшему углублению теоретических представлений о мифопоэтических воззрениях, свойственных адыгской традиционной культуре. Методика исследования основана на сопоставительном анализе соответствующих мотивов, нашедших отражение в различных жанрах адыгского фольклора. Символика «растительного кода», включающая основные идеи циклического угасания и возрождения природы, происхождения человека от растения, а также плодородия, служит сюжетообразующей основой различных мифо-эпических, сказочных сюжетов и мотивов, а также лежит в основе некоторых примет-правил. Идея происхождения человека от растений предстает во взаимодействии и взаимообусловленности с элементами близнечного мифа. На основе анализа как известного, так и ранее не публиковавшегося фольклорного материала, в научный оборот вводятся ряд ранее малоизученные элементы мифопоэтических воззрений адыгов, связанных с растительным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motive of "duality" and symbolics of "a vegetable code" in the Adyghe folklore

This paper sheds light on and analyzes the previously poorly studied mythopoetic views of the Adyghes connected with the idea of origin of the person from plants which is closely bound with elements of «the myth on twins». Results of this research promote further deepening the theoretical ideas of the mythopoetic views peculiar to the Adyghe traditional culture. The technique of this research is based on the comparative analysis of the corresponding motives which have found reflection in various genres of the Adyghe folklore. The symbolics of «a vegetable code» including the main ideas cyclic fading and revival of the nature, origin of the person from a plant, as well as fertility, serves a plot-forming basis of various epic mythological, fantastic plots and motives and also is the cornerstone of some signs rules. The idea of origin of the person from plants appears in interaction and interdependence with elements of the myth on twins. On the basis of the analysis of both the known, and earlier unpublished folklore material, a number of earlier poorly studied elements of mythopoetic views of the Adyghes connected with flora are introduced for scientific use.

Текст научной работы на тему «Мотив "двойничества" и символика "растительного кода" в адыгском фольклоре»

Фольклористика

УДК 398:3 (470.621)

ББК 82.3 (2=Ады)

К 88

Кудаева З.Ж.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. e-mail: zina_777@bk.ru

Мотив «двойничества» и символика «растительного кода»

в адыгском фольклоре

(Рецензирована)

Аннотация:

Выявляются и анализируются ранее малоизученные мифопоэтические воззрения адыгов, связанные с идеей происхождения человека от растений, тесно переплетенной с элементами «близнечного мифа». Результаты исследования способствуют дальнейшему углублению теоретических представлений о мифопоэтических воззрениях, свойственных адыгской традиционной культуре. Методика исследования основана на сопоставительном анализе соответствующих мотивов, нашедших отражение в различных жанрах адыгского фольклора. Символика «растительного кода», включающая основные идеи - циклического угасания и возрождения природы, происхождения человека от растения, а также плодородия, служит сюжетообразующей основой различных мифо-эпических, сказочных сюжетов и мотивов, а также лежит в основе некоторых примет-правил. Идея происхождения человека от растений предстает во взаимодействии и взаимообусловленности с элементами близнечного мифа. На основе анализа как известного, так и ранее не публиковавшегося фольклорного материала, в научный оборот вводятся ряд ранее малоизученные элементы мифопоэтических воззрений адыгов, связанных с растительным миром.

Ключевые слова:

Адыги, растения, мифология, сказки, плодородие, близнецы.

Kudaeva Z.Zh.

Doctor of Philology, Professor of Department of Russian and Foreign Literatures, Kabardino-Balkarian State University named after Kh. M. Berbekov, e-mail: zina_777@bk.ru

Motive of «duality» and symbolics of «a vegetable code» in the Adyghe folklore

Abstract:

This paper sheds light on and analyzes the previously poorly studied mythopoetic views of the Adyghes connected with the idea of origin of the person from plants which is closely bound with elements of «the myth on twins». Results of this research promote further deepening the theoretical ideas of the mythopoetic views peculiar to the Adyghe traditional culture. The technique of this research is based on the comparative analysis of the corresponding motives which have found reflection in various genres of the Adyghe folklore. The

symbolics of «a vegetable code» including the main ideas - cyclic fading and revival of the nature, origin of the person from a plant, as well as fertility, serves a plot-forming basis of various epic mythological, fantastic plots and motives and also is the cornerstone of some signs - rules. The idea of origin of the person from plants appears in interaction and interdependence with elements of the myth on twins. On the basis of the analysis of both the known, and earlier unpublished folklore material, a number of earlier poorly studied elements of mythopoetic views of the Adyghes connected with flora are introduced for scientific use.

Keywords:

Adyghes, plants, mythology, fairy tales, fertility, twins.

В фольклоре адыгов отчетливо предстают воззрения, отображающие анимистический пласт мифопоэтического восприятия мира. Символика растительного кода предстает во взаимодействии и взаимообусловленности с элементами близ-нечного мифа, проявляющемся в различных жанрах адыгского фольклора - эпосе, сказках, приметах. В сказке «Гуэд-зым и къуит1 Мыхьэмэтрэ Мухьэмэдрэ» - «Два сына зерна - Мыхамед и Муха-мед» отражены воззрения, отображающие идею происхождения человека от растения - проса: Гуэдзым щыщу зы хугу хьэдзэ къык1эроху, ар хъыджэбзым къищ-тэри ищхащ. Абы и дежым къыщищтэри хъыджэбзыр лъэщыджэ хъуащ - «Из зерен проса одно зернышко упало, девушка подняла и съела его. В тот же момент девушку схватило и она забеременела» [1]. Отец девушки, князь и владелец селения, требует ее смерти, но его подданные, выслушав девушку, решают оставить ее в живых, и князь вынужден подчиниться: ...жылэм унафэ ящ1 хъыджэбзым и щхьэр памылъэну, ауэ унэ щхьэхуэ ирату ягъэпсэуну, апхуэдэу пщым имыщЫэ жы-лэр хьэрэм хуэхъуну - «.. .жители селения решили девушку не убивать, а позволить ей жить, дать дом и поселить ее отдельно; а если князь не послушается решения, жители откажутся от него» [2].

Мифопоэтические воззрения о происхождении человека от растения - зернышка проса - в сказке «Два сына зерна Мыхамет и Мухамед» тесно переплетены с элементами «близнечного мифа». Мотив отселения (изоляции) матери близ-

нецов, мотивирующийся в сказке как результат нарушения ею принятых моральных, нравственно-этических норм, носит явственно более поздний характер, тогда как имплицитно присутствующей, подлинной причиной ее изоляции служат представления о сакральном характере матери и самих близнецов. Изоляция матери и ее детей-близнецов согласуется с представлениями, согласно которым, по мнению Вяч. Вс. Иванова, мать и близнецы, «рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие ее носителями. Архаический ритуал отделения близнецов, и прежде всего их матери, или обоих родителей от всего племени при этом включается в обрядовый комплекс почитания сакрализованых близнецов и их родителей. На этом этапе развития близнечного культа речь идет уже не просто об избавлении племени от опасности, таящейся в близнецах и их родителях, но и об осознанном обособлении носителей сверхъестественной силы (не только опасной, но часто и благодетельной) от коллектива, их почитающего» [3: 175].

Поселенная за пределами селения девушка рождает двух сыновей-близнецов - Мыхамата и Мухамада. Два брата не антагонистичны друг другу, но, вместе с тем, предстают воплощением двух различных стихийных сфер. В образе старшего из братьев - Мухамада - отчетливо предстает характерная для близ-нечного мифа символика плодородия и связи со стихией воздуха, ветра. В образе младшего из братьев воплощено проти-

воположное плодородию начало (колючки - къадзыгъуэ банэ, растущие из следов его коня), которое предстает в противоречивом сочетании с символикой небесной воды - тучами. Соотношение братьев-близнецов с различными стихиями проявляется через их связь с выбором каждым из них своего коня: А шыт1ым языр пшэм дэк1уэрт, ахэр зытеува щ1ым къадзыгъуэ банэ къык1ык1ырт. Адрей зы шыр жьым дэк1уэрт, арик1 ф1алъэк1э зытеува щ1ым удз 1эрамэ къик1ык1ырт. Му-хьэмэд жьым дэк1уэ шыр къыщ1ищащ ик1и абы к1эрылъ1эщэфащэхэмк1э зиху-эпащ - «Один из этих двух коней скачет с тучами, из его следов вырастает колючка (репейник). Другой конь скачет с ветром, и там, где ступили его копыта, вырастает [целая] охапка травы. Мухамед вывел коня, скачущего с ветром, и надел на себя одежду и оружие, прикрепленные к коню» [4]. Аналогичная связь близнецов с их конями прослеживается в древ-негерманской и балтийской мифологии [5: 176]. Отражением позднейшей трансформации близнечного мифа в адыгской сказке является тот факт, что братья-близнецы (Мыхамат и Мухамад) не антагонистичны друг другу, они не соперники, а союзники. Когда старший брат (Му-хамад) попадает в беду, не справившись с трудным, инициационным по своей природе заданием, младший отправляется к нему на выручку и, проявив присущую ему еще большую силу и мощь, спасает брата и наказывает обидчиков.

Таким образом, в основе сказочного сюжета лежит близнечный миф о братьях-союзниках, рождение которых от просяного зернышка отображает связанную с ним идею плодородия, а также анимистические представления о происхождении человека от растения.

Близнечные представления, опосредованно связанные с идеей плодородия, прослеживаются также и в нартском эпосе, в частности в сказании «Нартхэ я дыщэ жыгыр» - «Золотое дерево нартов», в ко-

тором содержится предыстория рождения братьев-близнецов - нартов Уэзырмэ-са и Имыса. На яблоневом дереве (Золотом дереве нартов) каждый день вырастает один плод - яблоко, один бок которого красный, а другой белый. Когда женщина съедает красную половину яблока - рождается мальчик, съедает белую - рождается дочь, прекрасная как ангел. Яблоки начинают исчезать, их уносят и съедают три сестры, представительницы хтони-ческого подводного мира (море). Братья-близнецы Пызгъэщ и Пыджэ решают вернуть волшебные яблоки. Однако по возвращении, из-за недоразумения, в порыве ревности, один из братьев убивает другого, а затем, в раскаянии, и себя. Символика циклического угасания и возрождения плодородия связана в сюжете с исчезновением волшебных плодов яблони, их возвращением и рождением близнецов. Мотив близнечного рождения в сюжете сказания удвоен, поскольку отец Уэзыр-мэса и Имыса - также один из братьев-близнецов - Пызгъэщ.

С более ранними формами близнеч-ных представлений связано понятие удво-енности, парности, которое у адыгов, как и у многих других народов, считалось неестественным, уродливым. В адыгских приметах-правилах семантика удвоенно-сти и парности, по шкале благоприятности/ неблагоприятности оцениваются как явление, негативное по своим последствиям. Это находит отражение в запретах для женщин, особенно беременным, употреблять в пищу сросшиеся, спаренные овощи, фрукты, яйца с двойным желтком. Например: Мы1эрысэ зыгуэт фызым ирагъ-эшхтэкъым, mIy къелъху зэуэ, жа1эрти - «Сросшееся (двойное) яблоко женщине есть не давали, двойню родит, говорили». Щ1алэгъуалэм ирагъэшхтэкъым пхъэщхьэмыщхьэ зэгуэт: хадэхэк1 зэгу-эт, кугъуит1 зэрылъ джэдык1э, ф1ыкъым, жа1эрти - «Молодым людям не давали есть двойные (сросшиеся) овощи, фрукты, яйца с двумя желтками, нехорошо, го-

ворили» [6: 287, 302].

Представления о происхождении человека от растения и связанная с этим идея плодородия прослеживаются также в сказке «Гуэдзк1э лъэщыджэ хъуа хъыд-жэбз» - «Девушка, забеременевшая от зернышка» [7: 3]. Как и в вышеописанном сюжете, девушка съедает упавшее зернышко, беременеет, ее отец хочет ее казнить, но жители селения верят ее рассказу и спасают ее. У нее рождается сын, которого называют Гуэдз и къуэ - «Сын зерна», который становится героем и совершает череду подвигов.

В сказке «Гъажэ джэршыр» [8] герой рождается из бобового зернышка - фасоли и получает имя Джэрш - «Фасоль». Однако в этой сказке уже отсутствует мотив «непорочного зачатия». Фасолевое зернышко сажает в землю старушка, у которой уже есть взрослые дети. Когда змей похищает

дочь стариков и бросает в яму ее и братьев, герой сказки превращается из фасолевого зерна в человека. Он спасает попавших в беду сестру и двух старших братьев и, помимо этого, совершает целый ряд подвигов: убивает змея, поедающего девушек, уничтожает «лесных мужей» - мэзылI, грабящих селение, заставляет ведьму расколдовать тысячу превращенных ею в камень юношей, освобождает похищенных и заточенных в подземелье девушек.

Таким образом, символика растительного кода, включающая основные идеи - циклического угасания и возрождения природы, происхождения человека от растения, а также плодородия - служит сюжетообразующей основой различных мифо-эпических, сказочных сюжетов и мотивов [9, 10]. С идеей плодородия связаны также элементы близнечных представлений.

Примечания:

1. Архив КБИГИ Ф 1. Оп. 1. Папка № 6-б, паспорт 3.

2. Архив КБИГИ. Ф 1. Оп. 1. Папка № 6-б, паспорт 3.

3. Иванов Вяч.Вс. Близнечные мифы // Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 174-176.

4. Архив КБИГИ. Ф 1. Оп. 1. Папка № 6-б, паспорт 3.

5. Иванов Вяч.Вс. Указ. соч. С. 174-176.

6. Адыгэ псэлъэжьхэр / зыгъэхьэзырар А. Гъук1эмыхъу, З. Къардэнгъущ1. Налшык: Эльбрус, 1994. 325 н.

7. Архив КБИГИ. Ф. 1. Оп. 1. Папка. 6-б, паспорт 2.

8. Архив КБИГИ. Ф. 1. Оп. 1. Папка. 6-б, паспорт 5.

9. Паранук К.Н. Мифопоэтика и структура художественного текста в современном адыгском романе (Ю. Чуяко, Н. Куек, Д. Кошубаев) // Вестник Адыгейского государственного университета. Мйкоп, 2006. Вып. 1. С. 210-216.

10. Куек А.С. Священное дерево в мифопоэтических воззрениях адыгов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 2 (121). С. 161-167.

References:

1. Archive of KBIGI. F. 1. Op. 1. Folder No. 6-b, passport 3.

2. Archive of KBIGI. F. 1. Op. 1. Folder No. 6-b, passport 3.

3. Ivanov Vyach.Vs. Myths about twins // Myths of the peoples of the world: an encyclopedia. M., 1980. Vol. 1. P. 174-176.

4. Archive of KBIGI. F. 1. Op. 1. Folder No. 6-b, passport 3.

5. Ivanov Vyach.Vs. The mentioned work. P. 174-176.

6. Adyghe proverbs / ed. by A. Gukemukhov, Z. Kardangushev. Nalchik: Elbrus, 1994. 325 pp.

7. Archive of KBIGI. F. 1. Op. 1. Folder 6-b, passport 2.

8. Archive of KBIGI. F. 1. Op. 1. Folder. 6-b, passport 5.

9. Paranuk K.N. Mythological poetics and structure of the literary text in the Adyghe modern novel (Y. Chuyako, N. Kuyek, D. Koshubaev) // Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2006. Iss. 1. P. 210-216.

10. Kuyek A.S. Sacred tree in mythic poetic views of Adyghes // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2013. Iss. 2 (121). P. 161-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.