Научная статья на тему 'Мотив чудесного рождения героя в башкирском и русском героических эпосах'

Мотив чудесного рождения героя в башкирском и русском героических эпосах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1316
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ЭПОС / РУССКИЙ ЭПОС / ОБРАЗ БОГАТЫРЯ / МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ / ТОТЕМИСТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ / ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кульсарин Н. Г.

В статье исследуется мотив чудесного рождения богатыря в башкирском и русском героических эпосах. На основе анализа башкирских сказаний «Урал-батыр», «Алпамыша», «Заятуляк и Хыухылу» и русских былин о Волхе Всеславовиче, Илье Муромце и Сокольнике, Алеше Поповиче и др. выявляются моменты чудесного появления на свет героев, раскрывается связь данного мотива с тотемистическими верованиями народа. В работе также определены приемы создания внешнего портрета и принципы раскрытия духовного мира богатыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотив чудесного рождения героя в башкирском и русском героических эпосах»

УДК 398(470.57)

МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В БАШКИРСКОМ И РУССКОМ

ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСАХ

© Н. Г. Кульсарин

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 272 74 63.

Е-mail: kulsarin-nur@yandex. т

В статье исследуется мотив чудесного рождения богатыря в башкирском и русском героических эпосах. На основе анализа башкирских сказаний «Урал-батыр», «Алпамыша», «Заятуляк и Хыухылу» и русских былин о Волхе Всеславовиче, Илье Муромце и Сокольнике, Алеше Поповиче и др. выявляются моменты чудесного появления на свет героев, раскрывается связь данного мотива с тотемистическими верованиями народа. В работе также определены приемы создания внешнего портрета и принципы раскрытия духовного мира богатыря.

Ключевые слова: башкирский эпос, русский эпос, образ богатыря, мотив чудесного рождения, тотемистические верования, эпическая традиция.

Центральным героем башкирского и русского эпосов является воин-богатырь, в образе которого воплощаются высокие нравственные черты личности, народный идеал. По мнению Б. Н. Путилова, богатыри «являют собой образы синтетической природы: в основе своей это культурные герои, родовые и племенные герои, персонажи, пришедшие из мифологии и архаического мира, но трансформированные классическим эпосом в героев народных, национальных, региональных. Они - обитатели эпических городов и царств, иногда сами - правители и вожди, чаще - рядовые воины и воеводы, выполняют свой долг перед народом, перед государственной властью, перед родной землей» [1].

На сходство между произведениями героического эпоса у разных народов обратили внимание многие исследователи [2; 3]. Этот процесс безусловно имеет глубокий и всесторонний характер и охватывает общие жанровые признаки эпоса, его идейное содержание, круг эпических мотивов и сюжетов, идеализирующих воинские подвиги народных героев, типы действующих лиц и ситуаций действия, жанровую структуру и ее эволюцию, особенности эпического стиля с его типическими формулами, повторениям, постоянными «украшающими» эпитетами или сравнениями, наконец, условия общественного бытования эпического наследия.

И в тюркских, и в славянских эпосах наблюдается много фантастического, чудесных моментов в происхождении героя. Легенды о чудесном зачатии и рождении будущего героя имеют одинаково широкое распространение у обоих народах.

В башкирском эпосе «Алпамыша» герой рождается в семье престарелых родителей, ростом в полтора аршина. Растет не по дням, а по часам: «За день он рос, как за месяц, а за месяц - как за целый год. В однодневном возрасте стал он на ноги. А в двухдневном - вышел на улицу, начал бегать и резвиться вместе с другими мальчишками, играть с ними в городки» [4, с. 227]. Богатырь, достигший через 25 дней роста 70 аршин, получает имя Алпамыша. По всей округе снискал он себе славу истинного батыра: «Ступит на землю - вода пробьется, на камень присядет - камень под ним крошится, а в гору упрется - гора рушится под его рукой» [4] .

Для эпической традиции характерно наделение героя сверхчеловеческой силой и воинской доблестью, неукротимой энергией и свободолюбием. Так, в башкирском эпосе «Урал батыр» заглавный герой обладает титанической силой: в единоборстве побеждает огромного свирепого быка и четырех чудовищных богатырей падишаха-тирана Катила, уничтожает змеиное царство Кахкахи, а затем и царство дивов Азраки [4, с. 35-134]. В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» герой «был не только красив на вид, но и наделен с детства огромной силой. Если во время игр или баловства возникала ссора или драка, он быстро утихомиривал своих сверстников» [4, с. 177].

В русском фольклоре исполинской силой наделен Святогор: он ездит только по горам или лежит на них, т.к. его мать сыра земля не держит [5, с. 524].

Человеком необузданной стихийной силы, не знающим к чему ее приложить, куда направить представлен и былинный герой Василий Буслаев. Для многих богатырей русского эпоса сила оказывается их природным качеством (Алеша Попович, Сухман, Микула Селянинович, Михаил Потык).

Младенческая сила богатыря раньше всего проявляется в том, что во время игры он калечит своих сверстников. Русские былины знают этот мотив в биографии Добрыни Никитича, Василия Буслаева, молодого Константинушки, сына Саула Леванидовича, и др. Например, в былине «Бой До-брыни с Ильей Муромцем»:

Уж стал-то Добрынюшка до семи годов,

Уж стал-то Добрынюшка побегивать,

На улочку он стал да похаживать Да со малыми ребятами поигрывать.

Он стал-то ведь ребят приобиживать:

Которого ребенка хватит за руку,

Которого ребенка да хватит за ногу. Непомерная игра была да вредная, -Уж вредил-то много он ребятушек [4, с. 96-97]. Необходимо отметить, что такая могучая сила в детском возрасте мешала и заглавному герою башкирского эпоса «Кузыкурпяс и Маянхылу» играть со своими сверстниками. Однажды задел он невзначай единственного сына одной старухи, и тот упал, потеряв сознание [3, с. 249].

1554

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

В русском эпосе Волх Всеславович, князь-кудесник и оборотень, был зачат чудесным образом молодой княжной Марфой Всеславьевной, которая случайно наступила на «лютого змея» во время прогулки в саду. В этом мотиве, на наш взгляд, сохранились древнейшие тотемистические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Когда рождается этот богатырь, всходит луна, гремит гром, колеблются земля и море. Звери, птицы и рыбы в страхе прячутся, потому что пришел в мир великий охотник:

Рыба пошла в морскую глубину,

Птица полетела высоко в небеса,

Туры да олени за горы пошли,

Зайцы, лисицы по чащицам.

А волки, медведи по ельникам,

Соболи, куницы по островам [5, с. 29].

Само имя героя - Волх - указывает на то, что он великий кудесник, волхв, волшебник, владеющий тайнами природы, покоряющий ее. Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд». И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, - это быстрота, с какой Волх овладел науками -грамотой и волшебными премудростями.

Волх не только великий охотник, но и великий воин. Победы он одерживает не столько при помощи военного искусства, сколько волхвованием - волшебным умением. Чтобы обеспечить своих воинов всем необходимым, Волх оборачивается сначала соколом, потом волком. Чародейской охотой он и кормит свою дружину, и одевает ее в шкуры убитых зверей. Волх летит в индийское царство соколом и там, во вражеском стане, обернувшись горностаем, перекусывает тетивы у луков и отламывает наконечники стрел. А потом, обратившись волком, набрасывается на лошадей и загрызает их. Так войско индийского царя становится безоружным и безлошадным. Своих воинов Волх превращает в муравьев, и они беспрепятственно преодолевают неприступные стены и проникают в город. Цели, ради которых Волх идет с войском в чужеземные страны - то в индийское, то в турецкое царство - совсем иные, чем у настоящих русских богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича или Алеши Поповича. Волх совершает набеги ради наживы, ради богатой добычи.

В башкирском эпосе «Узак-Тузак - последний из рода балабашняков» заглавный герой также в трудную минуту обращается к родной природе: «И каждая живая тварь, каждое растение давали ему советы, своим умом-разумом с ним делились. У медведя научился силу копить, дикий мед в сотах находить, полезные и целебные плоды от вредных отличать; у мухи - мелкую живность ловить; цветок шиповника подсказал ему, как следует вылав-

ливать щурят и подлещиков» [3, с. 245]. В этом эпизоде ярко выражены не только остатки анимистических представлений, а также художественно воспроизведена живая связь человека с природой, с родной землей.

Чудесное рождение подчеркивает необыкновенность героя, обосновывает его будущие подвиги, свершение которых непосильно простому человеку. Так, в известном башкирском эпосе «Урал-батыр» рождение богатыря представлено в словах див-сынсы (предсказателей) следующим образом: «О, владыка! Помнишь, когда только родился Урал-батыр, дивы, что в небесах пролетали, один за другим на землю упали?» [4, с. 75].

Рождение Алеши Поповича также сопровождается традиционными чудесными знамениями -раскатами грома и сверканием молнии. Почти сразу же проявляются богатырские качества героя: Алеша просит мать «не пеленать его пеленами», потому что он уже может самостоятельно сидеть на коне. Едва встав на ноги, Алеша Попович хочет отправиться гулять «по белу свету» [6, с. 84]. Мать обращается к нему со словами: «Свет Алешенька чудородович!». Алеша Попович направляется в Киев, где и встречается с другими богатырями. Постепенно он входит в богатырскую триаду. Как считают некоторые исследователи, Алеша - самый «человеческий» из всех героев русского эпоса, поскольку в его характеристике присутствуют не только традиционные богатырские качества, но и элементы психологической оценки [2; 3]. Описание Алеши Поповича отличается от других персонажей попытками создания динамичного и наделенного индивидуальными свойствами образа. От старших богатырей Алеша отличается хитростью, а также некоторой неуравновешенностью поведения, порывистым и резким характером. Как говорится в былине, «он не силой силен - напуском смел»: побеждает врага не столько силой, сколько хитростью. Иногда Алеша может обмануть не только врага, но и своего соратника Добрыню Никитича. Так, в былине «Женитьба Добрыни и неудавшаяся женитьба Алеши» за подобные поступки он постоянно подвергается наказанию.

Богатыри в эпосах предстают и как духовно одаренные натуры. Они прекрасно поют, импровизируют, играют на музыкальных инструментах. Так, в эпосе «Алпамыша» герой поет песни и играет на курае, чтобы излить свою радость или печаль. Добрыня Никитич играет на гуслях и сочиняет песни. Благодаря своей музыкальной одаренности Садко побеждает новгородцев, поручившись поддержки подводного хозяина.

Есть и отличительные моменты в башкирских и русских эпосах. Это касается социальной природы и социальной принадлежности богатырства. Башкирские батыры в основном происходят из народа, а в русском эпосе встречаются богатыри «высокого» происхождения: боярский сын Дюк Степанович, Василий Буслаев и т.д. Самый известный герой русского эпоса Илья Муромец в XII веке, по свидетельству немецкого сказания об Ортните, не

был ни «старым казаком», каким он стал в XVI-XVII вв., ни крестьянским сыном, как в XVIII-XIX вв., а был княжеским дружинником и считался даже родичем князя Владимира [5, с. 530].

Если герой башкирского эпоса «Акбузат» Хау-бан осиротел в возрасте пяти-шести лет и вынужден был ходить из дома к дому, вымаливая милостыню, то герой эпоса «Ек-Мэргэн», оставшись без родительского присмотра двухлетним младенцем, выживает в диких невыносимых условиях. Хотя в зачине башкирских кубаиров сообщается о том, что отцами Заятуляка, Кузыйкурпеса, Алпамыши были ханы, в формировании характера также рано потерявших родителей героев играет та же народная среда. В образах родителей заглавных героев эпосов «Урал-батыр» - стариков Янбирде и Янбики, «Узак-Тузак -последний из рода балабашняков» -Янузака и Урал-бики - заложена народная мысль о бессмертии богатырей, являющихся преемниками зачинателей человеческого рода на Урале.

Проведенные нами исследования показывают, что большинство как башкирских, так и русских богатырей все-таки не принадлежат к знати: Алеша - сын священника, Добрыня - сын рязанского богатыря и т.д. Не обладая никакими особыми званиями, богатыри - непременные участники дворцовых пиршеств, где подчас играют главную роль: их поведение, их слова за столом часто определяют дальнейший ход событий в эпосе. В некоторых случаях герои получают задания от князя и даже против собственного желания отправляются на их выполнение, выступая как подданные правителя. В других же случаях богатыри сами вызываются решить дело, которое не под силу княжескому окружению. Богатыри берегут свое звание, с которым связаны их независимость, самостоятельность, смелость поведения. По ходу событий им часто предлагают обогащение, получение власти (князь готов наградить их), но в отличие от сказочного героя, который в конце обретает высокое положение (часто становится царем), богатыри всегда остаются в своем прежнем состоянии.

В былинах об Илье Муромце важную роль играет мотив чудесного исцеления героя, сиднем сидевшего тридцать лет. В некоторых вариантах былин Илью Муромца исцеляют калики перехожие, иногда являющиеся святыми:

Пришла к нему нища братия,

Сам Иисус Христос, два Апостола.

В эпосе нечасто встречается целостное описание портрета богатырей. Так, величественный образ Урал-батыра создается через действия, славные дела, а также реплики-оценки других персонажей и

размышления самого Урала. Из разрозненных характеристик становится ясно, что Урал-алып, т.е. великан, исполин («...видно, преград для батыра-алыпа нет» - слова Хумай), обладает титанической силой, о чем свидетельствуют сцены боя с громадным быком в царстве Катила, многоголовыми чудовищами во владеньях Кахкахи, а также с демонологическими существами - дивами во главе с Азра-кой, эпизод с подбрасыванием камня весом в семьдесят батманов на майдане (сцена испытания силы жениха); честен, благороден и бескорыстен («Еге-том истинным ты оказался, Ничьих угроз не испугался» - слова старика из толпы); верен своим идеалам («Знайте: людей я не обижаю, / Их жилища не разрушаю. / Смерть-злодейку хочу отыскать, / Хочу я смерти ее предать») [4, с. 61, 101, 49].

Об Илье Муромце также узнаем от черниговских мужичков: «Ты удаленький дородный добрый молодец, А и ты славныя богатырь святорусскии!» [6, с. 7].

Тотемистические верования народа сохранились и в былине о сыне Ильи Муромца. Звали его Сокольником (Сокольничком). Данный образ исследован в фольклористике недостаточно, хотя и открывает глубинный пласт русского былинного эпоса. Матерью Сокольника является загадочная Златыгорка (Латыгорка): «Она зла поленница да преудалая, да сама она была еще одноокая» [5, с. 173]. Чудесное рождение Сокольника произошло в краю таинственного Алатырь-камня, близ Студеного моря, то есть на побережье Ледовитого океана. Сын Ильи Муромца сам так говорит о своей отчине и родословной:

От того же я от камешка от Латыря,

Да от той же я девчонки да Златыгорки... [5, с.

172].

Таким образом, мотив чудесного рождения героя играет важную роль в идейно-художественной структуре башкирского и русского эпоса, предо -пределяя героическую биографию народного богатыря и батыра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путилов Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 288с.

2. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 434 с.

3. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 243 с.

4. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 544 с.

5. Былины / сост., вступ.ст., подгот.текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Советская Россия, 1988. 576 с.

6. Былины/ Послесловие В. Аникина. М.: Художественная литература, 1986. 300 с.

Поступила в редакцию 06.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.