Научная статья на тему 'Мотив безумия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»'

Мотив безумия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10167
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ БЕЗУМИЯ / МОТИВ БЕЗЗВУЧИЯ / ДУХОВНАЯ ЭНЕРГИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокина Любовь Михайловна

В статье исследуется семантическая наполненность мотива безумия в романе «Мастер и Маргарита». Мотив безумия рассматривается в контексте взаимоотношений Учителя (Мастера) и Ученика (Ивана Бездомного). Подчеркивается, что мотив безумия в романе «Мастер и Маргарита» тесно связан с мотивом беззвучия (немоты), с темой угасания, гибели Слова как высшей духовной энергии в забывшем о Боге мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVE OF MADNESS IN M.A.BULGAKOVS NOVEL «THE MASTER AND MARGARITA»

The article investigates the semantic fullness of the madness motive in the novel «The Master and Margarita». The motive of madness is considered in the context of relationships of the Teacher (Master) and the Pupil (Ivan Bezdomny). The motive of madness in the novel «The Master and Margarita» is shown to be closely connected with the motive of soundlessness (muteness), with the theme of extinction, destruction of the Word as the highest spiritual energy in the world that forgot about the God.

Текст научной работы на тему «Мотив безумия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

УДК 821.161.1.09«1917/1991»

СОРОКИНА Любовь Михайловна, старший преподаватель Московского гуманитарного института имени Е.Р Дашковой. Автор двух научных публикаций

МОТИВ БЕЗУМИЯ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

В статье исследуется семантическая наполненность мотива безумия в романе «Мастер и Маргарита». Мотив безумия рассматривается в контексте взаимоотношений Учителя (Мастера) и Ученика (Ивана Бездомного). Подчеркивается, что мотив безумия в романе «Мастер и Маргарита» тесно связан с мотивом беззвучия (немоты), с темой угасания, гибели Слова как высшей духовной энергии в забывшем о Боге мире.

Мотив безумия, мотив беззвучия, духовная энергия, творчество

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из наиболее загадочных произведений русской литературы советского периода. Исследованием этого романа занимались такие корифеи отечественного булгаковедения, как М.О. Чудакова, Г.Н. Галинская. М.С. Петровский, однако мотив безумия, очень важный для сюжетно-образной ткани романа, на сегодня недостаточно исследован. Этот мотив необходимо рассматривать в контексте проблемы взаимоотношений Мастера и Ивана Бездомного, Учителя и Ученика, общение между которыми происходит в сумасшедшем доме.

Этот мотив возник не случайно. Борис Соколов в «Булгаковской энциклопедии» говорит о литературном прототипе Ивана Бездомного -Стентоне, герое романа английского писателя Чарльза Мэтьюрина (1782-1824) «Мельмот Скиталец». Стентон встречается с Мельмотом, продавшим душу дьяволу, и тот предсказывает Стентону, что их следующая встреча произойдет в стенах сумасшедшего дома ровно в двенадцать часов пополудни1.

В традициях английской классической литературы сумасшедший дом - это пристанище людей, лишенных воображения. Гилберт К. Честертон писал: «Воображение не порождает безумия - его порождает рационалистический ум. Поэты не сходят с ума, с ума сходят шахматисты; математики и кассиры бывают безумны, творческие люди - очень редко»2. От безумия человека могут спасти воля или вера.

Явление дьявола в сумасшедший дом связано с утратой веры в Спасителя. Заметим, что в «Великом канцлере», одной из ранних редакций «Мастера и Маргариты», в психиатрической лечебнице профессора Стравинского перед Иваном Бездомным появлялся не Мастер, а Воланд. Налицо смысловая параллель «Воланд - Мастер» и «Мельмот - дьявол», указывающая на знакомство Мастера и Воланда задолго до появления первого в «нехорошей квартире» после «Великого бала у сатаны». На эту параллель указывает диакон Андрей Кураев в работе «“Мастер и Маргарита”. За Христа или про-

тив»3. Кураев справедливо утверждает, что «изначально автор “романа о Пилате” - Во-ланд. Но по мере переработки романа “исполнителем” рукописи становится человек - мастер»4 .

Впервые на страницах булгаковского романа Мастер появляется довольно поздно - в тетрадях, датированных 1931 годом (позже, чем Маргарита). Автором же романа о Пилате он становится еще позже - только осенью 1933 года. До варианта романа 1933 года авторство Воланда несомненно. «Даже свое имя Мастер заимствовал у Воланда, - указывает в своей работе А. Кураев. - В первых редакциях романа так почтительно именовала Воланда его свита»5. В последней редакции романа свита именует Воланда Мессиром. Тем не менее в отечественном литературоведении существует устойчивый стереотип восприятия Мастера как героя, чуть ли не равного Христу. Получается, что и учительство Мастера - для Бездомного великое благо.

В «Булгаковской энциклопедии» об Иване Бездомном сказано: «При встрече с Иваном, тогда еще Бездомным, Воланд призывает поэта сперва поверить в дьявола, рассчитывая, что Бездомный убедится в истинности истории Пон-тия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, а затем поверит и в существование Спасителя»6. И далее: «Взращенные революцией, вышедшие из народа поэты-самородки, по мнению писателя, были слитком далеки от ощущения “религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной”, и утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. “Прозревший” и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне»7. О каком прозрении идет речь и зачем Воланду, подобно миссионеру, убеждать Ивана в существовании Спасителя, можно узнать из текста романа.

«“Прощай, Ученик”, - чуть слышно сказал Мастер и стал таять в воздухе». Именно так завершается 30 глава романа «Мастер и Маргарита», названная М.А. Булгаковым «Пора, пора!».

Фраза режет слух, во-первых, потому что сумасшедший дом - не лучшее место для обу-

чения, во-вторых, потому что ученичество требует кропотливого труда как Учителя, так и Ученика. Ученичество же Бездомного, как и учительство Мастера, длится две ночи или три календарных дня, если считать от четверга до субботы. На право быть учителями Бездомного претендуют и Берлиоз, и Воланд. Не много ли учителей для одного человека?

Благодаря вмешательству в его судьбу, поэт Бездомный в три года превращается из веселого, рыжеватого плечистого здоровяка в ковбойке в скромно одетого, тихого Ивана Николаевича Понырева, сотрудника Института истории и философии, профессора, жизнь которого целиком и полностью зависит от инъекций жидкости густого чайного цвета, фактически наркотика. Без этой спасительной инъекции профессор вновь и вновь оказывается пациентом Дома скорби. Профессор Понырев буквально скован страхом: страшен приходящий во сне палач, страшно «неестественное освещение, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю»8. Ночные кошмары - это отражение общего психического состояния человека. Ночные страхи у взрослого человека указывают на возбуждение, тревогу, агрессию. Страхи Ивана - это постоянно сдерживаемая наркотиками агрессия, мания фурибунда, скрытая ярость (именно так определено заболевание Ивана в ранних редакциях романа9). Истинной причиной столь разительной метаморфозы являются наркотики, которые старательно вкалывают пациенту. Ночным кошмарам и страхам Ивана каждой весной в полнолуние предшествует одно и то же действие, которое можно назвать своеобразным ритуалом: профессор садится «на ту же самую скамейку, на которой сидел в тот вечер <.. .> давно позабытый всеми Берлиоз»10.

Все, что далее происходит с Иваном на Патриарших, не менее интересно: «...Сидя на скамейке Иван откровенно разговаривает сам с собой, щурится то на луну, то на хорошо памятный ему турникет»11. О чем говорит сам с собой человек, которому каждую страстную пятницу приходит видение казни, понять не сложно, потому что каждый раз Иван повторя-

ет один и тот же маршрут. Речь идет о маршруте, по которому Бездомный преследовал Боланда после смерти-казни Берлиоза на Патриарших: по Спиридоновке в арбатские переулки. Этот маршрут подобен крестному ходу мимо снесенных храмов. Правда, идет туда герой, как во сне: «с пустыми и незрячими глазами». Но, может быть, именно это помогает ему увидеть истину?

Михаил Эпштейн в книге «Методы безумия и безумие метода» писал: «Безумие - это язык, на котором культура говорит не менее выразительно, чем на языке разума. Безумие - это не отсутствие разума, а его потеря, т.е. третье, послеразумное состояние личности. В природе есть беззвучие, тишина, но молчание свойственно лишь говорящим. В природе есть неразумность, немыслие, но безумие свойственно лить мыслящим и разумным»12. Безумие сродни немоте, беззвучию, утрате Слова.

Беззвучие, как следует из романа, было даровано Мастеру Воландом. Об этом говорит следующая цитата: «Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной»13 . Тишина, беззвучие тождественны молчанию. Однако для писателя молчание обозначает духовную смерть. К этому беззвучию Мастер движется постепенно: сначала подвал, из окна которого видны только ноги, затем клиника Стравинского, где единственным собеседником Мастера был Иван, потом наступает полное беззвучие.

Домик с цветущими вишнями едва ли можно назвать спасительной пристанью навеки умолкшего героя. Ведь вишня - дерево, приносящее цветы раньше, чем листья - символизирует то, «что человек рождается в этом мире нагим и нагим же его принимает земля»14. В данном случае у Мастера отнят его талант. Воланд, прощаясь с Мастером, наставляет его: «Неужели вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?»15 . Сатана лукавит. Мастер - не химик,

чтобы сидеть над ретортами. Тем не менее в черновых набросках Мастер часто именуется именно Фаустом, в ранних версиях романа роль мастера выполняет ученый Феся16. Писать, подобно Фаусту, гусиным пером - занятие весьма условное и символическое, ведь гусь или гусыня, чьими перьями предлагается писать мастеру, считается символом «нисхождения в ад»17. В представлении европейских алхимиков гомумнкулус - это существо, подобное человеку, которое можно получить искусственным путем18. Именно гомункул появляется из реторты Фауста в трагедии И.В. Гете «Фауст».

Смысловая параллель «Мастер - Фауст» позволяет выяснить природу странного выигрыша мастером значительной суммы денег как раз перед началом работы над романом о Пон-тии Пилате. Более того, эта смысловая параллель помогает признать «гомункулусом», т.е. существом, страдающим от двойственности собственной природы, ученика Мастера - Ивана Николаевича Понырева. Его профессорство мнимо, искусственно. Поэтому и являются ежегодно к Ивану Мастер и Маргарита, которая целует в лоб свое мнимое дитя, боль отступает, едва Иван начинает «всматриваться в ее глаза»19.

Какая же роль уготована ученику в сцене прощания его с Мастером? Он должен написать продолжение романа, начатого Мастером, но не о Пилате, а о самом Воланде («Вы о нем продолжение напишите»20). Именно о Воланде спрашивает Иван Мастера в момент прощания: «Вы встретили его?»21. Миссия, возложенная учителем на ученика настолько тяжела, что она стала причиной тщательно скрываемой от окружающих болезни Бездомного. Конечно, Ивану старательно внушают, что он «стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился и после этого вылечился»22, но излечения, как видим по готовности жены в подходящий момент сделать заветную инъекцию, не наступает. Возникает вопрос, способен ли Иван творчески выполнить поставленную задачу? Есть ли у него вообще поэтический дар: ведь Мастер критиковал Ива-нушкины стихи. Иван сдержал слово, данное

Мастеру, и перестал писать стихи. Как же обстоит дело со способностями Ивана в конце романа? Нельзя не заметить, что в финале романа Мастер уже не останавливает Ивана, не высмеивает его намерения, но сам же подбадривает ученика. Вероятно, талант у Ивана все же есть, и этот талант в начале романа заметил еще Берлиоз, когда сказал, что Христос в поэме Ивана получился, хоть и нарисованный черным цветом, но «совершенно как живой»23.

У Ивана - профессора, зависящего от спасительных инъекций, талант приглушен и задавлен. Каждый раз после ночи весеннего полнолуния просыпается он молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его телесное

здоровье сопровождается духовной болезнью, утратой Слова как высшей духовной энергии. Таким образом, безумие как утрата веры сродни страху, который парализует личность, способствует угасанию дару Слова, способности высказаться, явить себя миру и быть понятым этим миром.

М.А. Булгаков в своих произведениях уделил огромное внимание проблеме творчества как духовной энергии. Свой закатный роман «Мастер и Маргарита» он завершал на фоне так и не понятой врачами болезни. Однако именно в этом романе писателю удалось художественно ярко и философски насыщенно раскрыть оппозиции духовного здоровья и болезни, мудрости и безумия, слова и беззвучия.

Примечания

1 СоколовБ.В. Булгаковская энциклопедия. Сер. «Энциклопедии великих писателей». М., 2007. С. 52.

2 Честертон Г.К. Ортодоксия: Власть догмы и поиски приключений II Его же. Избр. произведения: в 3 т. М., 1990.

3Л^аевА«МастериМаргарига».ЗаХристаилипротив.М.,2004. С. 13.

4 Там же.

5 Там же.

6 Соколов Б.В. Указ. соч. М., 2007. С. 52.

7 Там же.

8 Булгаков М.А. Полн. собр. соч.: в 8 т. СПб., 2004. Т. 4. С. 146.

9Его же. Черновики: Черный маг, Копыто инженера. Черновики романа. Тетр. 1.1928-1929 гг. М., 2000.

10Булгаков М.А. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 100.

11 Там же.

12 Эпштейн М. Методы безумия и безумие метода. М., 2004. С. 512-540.

13Булгаков М.А. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 120.

ыКерлотХ.Э. Словарь символом. КеА-Ьоок, 1994. С. 112.

15Булгаков М.А. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 150.

16Его же. Черновики...

11 Там же. С. 164.

пГуревичП.С. Философия человека. Ч. 2. М., 2001.

19Булгаков М.А. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 210.

20 Там же. С. 229.

21 Там же. С. 229.

12Тамже. С. 346.

23 Там же. С. 5.

Sorokina Lyubov

MOTIVE OF MADNESS IN M.A.BULGAKOV’S NOVEL «THE MASTER AND MARGARITA»

The article investigates the semantic fullness of the madness motive in the novel «The Master and Margarita». The motive of madness is considered in the context of relationships of the Teacher (Master) and the Pupil (Ivan Bezdomny). The motive of madness in the novel «The Master and Margarita» is shown to be closely connected with the motive of soundlessness (muteness), with the theme of extinction, destruction of the Word as the highest spiritual energy in the world that forgot about the God.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - Хухуни Г.Т., доктор филологических наук, профессор Московского гуманитарного института имени Е.Р. Дашковой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.