Научная статья на тему 'Мосты в событийном пространстве города'

Мосты в событийном пространстве города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1227
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / МОСТ / СИМВОЛИКА МОСТОВ / СЛАВЯНСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ / СВАДЕБНЫЙ МАРШРУТ «СЕМЬ МОСТОВ» / WEDDING ROUTE "SEVEN BRIDGES" / CITY EVENT SPACE / BRIDGE / SYMBOLISM OF BRIDGES / SLAVIC WEDDING TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агамирова Екатерина Валерьевна, Лапочкина Виктория Владимировна

В статье рассматривается значение событийного пространства в развитии городов. Авторами освещается роль мостов в жизни города на примере известных городов мира, раскрывается и их ценность в событийном пространстве, объясняется символика мостов и предлагается специализированный продукт, построенный с включением мостов Москвы — свадебный маршрут «Семь мостов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of event space in development of cities is considered in the article. On the example of famous world cities authors highlight role of bridges in city life, their value in event space. The symbolism of bridges is explained and specialized product including Moscow bridges — wedding route "Seven bridges" — is proposed.

Текст научной работы на тему «Мосты в событийном пространстве города»

Мосты в событийном пространстве города

Агамирова Е.В., Лапочкина В.В.

В статье рассматривается значение событийного пространства в развитии городов. Авторами освещается роль мостов в жизни города на примере известных городов мира, раскрывается и их ценность в событийном пространстве, объясняется символика мостов и предлагается специализированный продукт, построенный с включением мостов Москвы — свадебный маршрут «Семь мостов».

Ключевые слова: событийное пространство города, мост, символика мостов, славянские свадебные традиции, свадебный маршрут «Семь мостов»

Role of event space in development of cities is considered in the article. On the example of famous world cities authors highlight role of bridges in city life, their value in event space. The symbolism of bridges is explained and specialized product including Moscow bridges — wedding route "Seven bridges" — is proposed.

Key words: city event space, bridge, symbolism of bridges, Slavic wedding traditions, wedding route "Seven bridges"

«В то время в Париже насчитывалось более дюжины парфюмеров. Шестеро из них жили на правом берегу, шестеро — на левом, а один как раз посередине, а именно на мосту Менял, соединявшем правый берег с островом Сите. Этот мост с обеих сторон был так плотно застроен четырехэтажными домами, что с него ни в одном месте нельзя было увидеть реку, так что создавалось впечат-

ление вполне нормальной, основательной, хорошо мощеной и к тому же чрезвычайно элегантной улицы. В самом деле, мост Менял считался одним из самых модных кварталов города. Здесь находились знаменитые лавки, где свой товар предлагали ювелиры, резчики по черному дереву, лучшие изготовители париков, чемоданов, сумок и кошельков, тончайшего нижнего белья и чулок...»

Патрик Зюскинд «Парфюмер»

Город сегодня — это огромный механизм, приводящий в движение динамично связанные между собой его части: дома, проспекты, площади, предприятия, машины...

Законы жизнедеятельности этого механизма понятны, изучены и описаны с помощью статистических данных, различных показателей и определенных законов, по которым живут мегаполисы и небольшие города.

Однако у каждого города есть свой уникальный образ, выражающийся не только в его архитектурном обличии, но и в духовном мире, психологии, поведении, творческой деятельности его обитателей. Совокупность впечатлений о городе, его целостность и уникальность, «душа» с индивидуальным стилем культуры, ее своеобразием, формируются благодаря важному качеству городской системы — многофункциональности городского пространства. Облик города составляют не только его инфраструктура и архитектурное наследие, но и исторически сложившийся опыт жиз-

Мост Кремербрюкев Эрфурте «Мост Лавочников» [7]

ни людей, культурные ценности, традиции и события, представляющие важную часть образа города. В свою очередь событие является значимым элементом, формирующим общественное пространство и целостный образ города.

Событийное городское пространство — это пространство, структурным объектом которого является само событие как наблюдаемое действие, наделенное индивидуальным и групповым социальным смыслом. Создание городского событийного пространства (социального, физического, виртуального, символического), является важной задачей, связанной с наличием полифункциональных архитектурных, градостроительных объектов, способных выполнять коммуникативную функцию. Таким полифункциональным архитектурно-строительным объектом, необходимым для организации непрерывных коммуникаций города, является мост.

Мосты необходимы для создания взаимосвязанной сети транспортных путей, способствующих быстрому, безопасному и комфортному преодолению человеком крупномасштабных или сложных препятствий. Однако утилитарное назначение мостов далеко не исчерпывает их многоплановой роли. Во многих европейских городах мосты, сооруженные еще в средневе-

ковье, выполняли не только свое основное предназначение. Очень часто на мостах возводили торговые лавки, а то и строили целые дома, в которых на первых этажах располагались магазины, а выше жили сами торговцы.

Улица-мост Кремербрюке в немецком городе Эрфурт является единственным в своем роде сооружением, получившим название «мост Лавочников». Уже на протяжении нескольких столетий это сооружение связывает берега узкой реки Геры и служит оно не только переправой, но еще и местом расположения целого жилого квартала, где можно приобрести множество необходимых для хозяйства вещей.

В средневековье уклад жизни людей отличался от современного. Об этих далеких временах напоминают крепостные стены и башни, узкие извилистые европейские улочки, как бы слитые воедино дома. Постройки возводились таким образом для экономии пространства. Город окружали крепостные стены, и места для новых сооружений катастрофически не хватало. Подобные мосты в системе жесткой экономии пространства занимали особое место и в частности становились своеобразными жилищами. Строительство домов на таких мостах в те далекие времена было экономически выгодно во всех смыслах. Улица-мост Кремербрюке в Германии является одним из прекрасно сохранившихся и наиболее красочным образцом мостов такого типа.

Мост Кремербрюке в Эрфурте «Мост Лавочников» [7]

Мост Кремербрюке в Эрфурте «Мост Лавочников» [7]

Впервые в истории о существовании оживленной переправы в Эрфурте упоминалось в 1117 году. В летописях повествуется о деревянном мосте, разрушенном огнем. Этот мост впоследствии горел не раз, пока на его месте в 1325 году не выстроили каменный мост. Постепенно на нем возвели 62 фахверковых дома1, после чего мост неоднократно подвергался реконструкциям, которые проводились обычно по причине пожаров. Так, со временем некоторые дома объединялись с соседними домами, именно поэтому на Эрфуртском мосту сейчас их насчитывается только 32.

Название мост получил благодаря местным купцам и торговцам, которые в основном жили в тех домах, что стояли на мосту, и здесь же держали свои торговые лавки. На сегодняшний день мост Кремербрюке является одной из основных хорошо

1 Фахверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служит пространственная секция из наклонных (под различным углом) балок из древесины хвойных пород. Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид.

сохранившихся достопримечательностей Эрфурта. В последний раз здания, расположенные на нем, восстанавливались и реконструировались в 70-х годах прошлого столетия, с того времени постройки только поддерживаются в надлежащем состоянии. В одном из домов на мосту находится музей, экспозиция которого подробно представляет историю Кремербрюке. В остальных домах моста Лавочников по-прежнему располагаются маленькие магазинчики, в основном это лавки, торгующие сувенирами и антиквариатом.

Каждый год в июне горожане здесь устраивают праздник Кремербрюкен Фест в честь моста. На протяжении трех дней местные жители и гости города празднуют и веселятся, делают покупки и посещают концерты.

Нельзя не обратить внимание на такое величественное сооружение как Карлов мост, соединивший между собой два района Праги, которые, пожалуй, можно назвать одними из самых примечательных и интересных. Карлов мост — самое посещаемое сооружение в городе. По нему с раннего утра до наступления ночи нескончаемым потоком проходят туристы.

В древних летописях рассказывается о том, что этот мост построен в весьма опасном месте, поскольку именно здесь воды реки Влтавы ранее уже сносили два сооружения, построенных видимо не настолько прочно, как нынешний мост. Прага после того, как разрушился второй мост — Юди-тина, вовсе осталась без переправы. Прославленный чешский король Карл IV тогда распорядился построить крепкий и самый большой мост через эту бурную реку, полагаясь на то, что новое сооружение наконец-таки положит конец всем бедам.

Со всей страны в Прагу начали свозить куриные яйца и молоко, с помощью которых стали замешивать раствор для строительства моста. Когда подготовительные работы были завершены, король согласно

Карлов мост в Праге

точным указаниям астрологов в 1357 году 9 июля в 5 утра заложил первый камень, положивший началу строительства основы моста. Руководил возведением моста архитектор Петр Парлерж. Благодаря его проекту и почти полувековой работе строители создали настоящее чудо — один из самых красивых в Европе мост. Староместская башня Карлова моста украшена птицами зимородками, считавшимися символом короля Вацлава IV.

Со стороны Мала Страны расположена вторая башня моста — Юдитина. До наших дней она сохранилась практически в первозданном виде. Спустя три века к ней пристроили еще одну башню, благодаря которой получились ворота. Позже их украсили гербами земель, подчиненных Вацлаву IV.

Протяженность моста 520 метров, а ширина 10 метров. Основой всей его конструкции являются 16 мощных арок. По инициативе иезуитов позже мост украсили статуями. Сегодня Карлов мост — это еще и настоящий музей под открытым небом.

На мосту установлено 30 статуй, каждая из которых имеет свою таинственную историю или легенду. Наиболее старой скульптурой считается статуя святого Яна Непомуцкого, который являлся королевским священником. Рассказывают, что Непомуцкий так и не открыл Вацлаву

тайну исповеди королевы Анны. Священник утонул, а когда его бренное тело было найдено на берегу реки, то вокруг его головы сияли пять звездочек. Статуя католика считается священной и люди, соприкасаясь с ней, просят осуществить их мечты и желания.

Но не все знают, что желания лучше всего загадывать не у скульптуры, а у мраморной доски, украшенной пятью звездами и крестом и укрепленной на парапете моста, так как именно здесь святой мученик был сброшен в реку. Знатоки заверяют, что при загадывании желания нужно левую руку положить на крест, а правой ступней коснуться позолоченного штыря, торчащего внизу.

С Карлова моста открываются потрясающие виды города и близлежащих окрестностей, от красоты которых просто дух захватывает!

Московская столица тоже не обделена мостами-достопримечательностями. Мосты в Москве появились одновременно с зарождением города. Местность, изрезанная руслами многочисленных рек, ручьев, оврагов вынуждала первых жителей города к строительству мостов для налаживания контактов с разными уголками Москвы. Сегодня в российской столице насчитывается более 450 мостов. Это и переправы через реки, каналы, и мосты-путепроводы, акведуки, мосты в парках

Вид с Карлова моста

Реконструкция славянского свадебного обряда [6]

и на территории предприятий и т. д. Мостов, имеющих историческую или художественную ценность, — около 50, самые известные из них — Большой каменный мост, Крымский мост, Москворецкий, Андреевский.

Следует подчеркнуть, что архитектурно-строительная деятельность во все времена, обеспечивая практические потреб -ности людей, нередко помещала в свои творения внутреннюю духовную сущность. Более того, метафизический смысл вкладывался не только в сооружения, относящиеся к идейным или религиозным постройкам, но и в инженерно-технические конструкции и объекты, выполняю -щие исключительно утилитарные функции. Яркое подтверждение этому можно найти в символике мостов.

Символический смысл мостов обнаруживается в разных культурах и выражает переход из одного пространства и состояния в другое. Мост является знаком перемен, преобразований, воссоединения, встреч и общения между людьми. В славянской мифологии мост является образом места связи между разными сторонами сакрального пространства. Мост в этом значении знаменует прохождение самой сложной части дороги и представляется как предзнаменование выбора еще неизвестного пути.

В русских народных сказках на Калиновом мосту герой вступает в схватку со змеем. Иногда противоборство происходит на трех мостах: сначала на медном, потом на серебряном и, наконец, на золотом. Одним из самых сложных в русских сказках является миссия построить большой чудесный мост только за одну ночь! Символика моста также широко используется в свадебных обрядах. В народных поверьях и гаданиях мост и вода связаны с символикой любви и брака. Девушка оставляла на ночь рядом со своей кроватью сосуд с водой или строила из поленьев колодец, а затем связывала из прутьев мостик и клала его сверху. По легенде во сне ей должен был явиться жених и перевести через мост.

Как небесный мост, соединяющий небо и землю, истолковывается и радуга, по ней ангелы поднимаются на небо с душами праведников или снисходят на землю, чтобы передать праведным людям Божью волю.

Большая часть современных свадебных обычаев зародились на Руси во времена язычества. После принятия Христианства языческие обряды и церемонии несколько изменились, но не исчезли. Одним из таких дохристианских обрядов было посещение языческих капищ, которое уступило место венчанию в храме. Так идея заключения союза на святом месте, месте поклонения богу сохранилась. Ритуал венчания на капище описывается в свадебной славянской поэзии и также включает проход по мосту. По дороге на капище заранее сооружается деревянный, каменный или из расстеленного полотна мост, через который проходят жених и невеста.

Их проход сопровождается ритуальной песней:

Из-за гор, гор, высоких гор,

Из-за леса, леса темного

Вылетали ветры буйные,

Отбивали лебедь белую

Что от стаи лебединыя,

Прибивали лебедь белую Что ко гусям, серым уточкам.

То не лебедь — красна девица,

То не гуси, серы уточки, —

То жених с своей дружиною. Расспалился Огонь-батюшка, Расплескалась Вода-матушка, Вострубили трубы медные —

Сужены идут да ряжены,

По мосту идут на капище,

Скатертью дорога стелется! [1]

В настоящее время возрождается традиция переезда семи мостов во время свадебной церемонии. Она имеет многоплановое практичное объяснение. Согласно славянским верованиям, когда девушка выходит замуж, она как бы «умирает» в своей семье и «возрождается» в новой, мужниной. А река является символом перехода между жизнью и смертью.

Переходя мосты и таким образом преодолевая препятствия — реки — это «рубежи», символизирующие рождение, молодые переходят к новой жизни. Повторяя ритуал семь раз (магическое число), они закрепляют священную основу, на которой строится главное предназначение семьи — рождение детей. Доброжелательность и поддержка сил-хранителей рода позволяет новой семье прожить совместную жизнь в любви и согласии. Традиция перенести невесту на руках через последний мост перед жильем жениха, опирается на старинное верование в то, что силы, хранящие покой рода, настороженно относятся к чужакам, приходящим на их территорию. Но те, кто «появился» на этой территории, а не пришел на нее своими ногами (например, новорожденные) воспринимаются благосклонно. Поэтому невеста, «появившаяся» на земле жениха, изначально пользуется поддержкой и охраной покровителей этой земли. Это же послужило причиной возникновения обряда вносить невесту в дом жениха на руках.

Современные московские мосты — это не только воплощение инженерного таланта мостостроителей, но иногда и прекрасные архитектурные достопримечательности. Для туристов особенно интересными могут показаться пешеходные мосты Москвы, такие как Патриарший мост, Лужков мост, а также Бородинский, Андреевский и Краснолужский.

Особым вниманием стоит удостоить Лужков мост, который стал излюбленным местом молодоженов.

После того как в 2007 году на мосту появилось первое в Москве «дерево любви» — металлическая скульптура, предназначенная специально для того, чтобы на нее влюбленные люди вешали замки «на счастье», мост перестали называть как-то иначе, кроме как Мост любви. Первый замок на дерево любви повесили 21 апреля 2007 года Константин и Марина Якимовы.

Лужков мост — один из пешеходных мостов через Водоотводный канал — соединяет Болотную площадь с Кадашевской набережной. Со стороны Болотной площади мост выходит к памятнику И.Е. Репину, с противоположной стороны — к Лаврушинскому переулку. Являясь составной частью архитектурно-художественного ансамбля Государственной Третьяковской галереи, его называют «Третьяковским». Мост сооружен по проекту инженера А.О. Хомского и архитекторов Т.В. Астафьева и Г.И. Копанс. Его открытие состоялось в середине 1994 года.

Мост выглядит как однопролетная арка. Дизайн малых форм, осветительной арматуры, также как и рисунок ограды с медальонами выполнены по эскизам скульптора Зураба Церетели в традиционном «московском стиле». По официальной версии название моста связано с Царицыным лугом — одним из старых названий местности, где сейчас расположена Болотная площадь, однако большинство москвичей и гостей столицы уверены, что мост назван

в честь бывшего московского мэра — Юрия Лужкова. Установленное в 2007 году на Лужковом мосту, «Дерево любви» появилось здесь неслучайно, а как результат победы молодоженов в борьбе с московским «Гормостом», боровшимся с несанкционированным навешиванием замков и замочков на кованые ограды московских мостов.

Традиция символически скреплять семейные узы торжественным закрыванием замка с последующим утоплением ключа в Москва-реке победила и молодожены получили в свое распоряжение первые несколько «Деревьев любви». Первые — потому что на небольшом, но достаточно людном Лужковом мосту эти деревья обрастают символами любви невероятно быстро.

Рядом с Мостом Любви установлена оригинальная полукруглая скамейка — для тех, кто поссорился. На ней невозможно долго сидеть на разных сторонах, в конце концов, все равно скатываешься к центру и прижимаешься к своему спутнику. Часто ее не замечают, поскольку расположена она на противоположной от Болотной набережной стороне моста с замками, а значит не там, где обычно паркуются свадебные лимузины. Называется она — Скамья Примирения.

Как же приятно, когда возлюбленный несет невесту на руках! Невеста просто создана для этого! На свадьбах даже есть такая традиция — пронести невесту через семь мостов «На счастье»!

По традиции, молодой супруг должен перенести невесту через мост или мосты. Если он справится, не упадет, не остановится, перенесет невесту через весь мост — значит сможет поставить на ноги свою семью!

Каждый мост — это испытание для семейной пары, преодолев которое молодые будут жить счастливо! В одной вариации мост, через который жених должен пронести невесту, должен быть один — седьмой. Предыдущие шесть можно преодолеть на

свадебном кортеже. В другой вариации жених должен перенести свою новоиспеченную супругу через все семь мостов. Чтобы нести было не скучно, был придуман обряд: останавливаться на каждом мосту и совершать действия. Для этого каждому мосту дали свое имя и предназначение. И на каждом мосту будут свои «приключения».

Мост № 1. Прошлое.

На первом мосту из всех молодожены должны проститься с прошлым и войти в семейную жизнь «с чистого листа».

Для этого молодожены должны написать на бумагах все свои грехи, совершенные до свадьбы, сжечь их и развеять пепел по воде.

Мост № 2. Детство.

Когда влюбленная пара создает свою семью, новую ячейку общества, то они становятся по-настоящему взрослыми: им придется проявлять терпение и взаимопонимание. Спустя какое-то время у молодоженов родятся дети, а это значит, что пришло время проститься со своим детством раз и навсегда. Для этого заранее смастерите из бумаги кораблики — символ детства — и пустите их по реке.

Мост № 3. Будущее.

Каждый из супругов мечтает о счастье в браке. Это желание — едино. Но вот что именно каждому нужно для счастья — знают только они сами. На мосту будущего супруги должны написать друг другу по записке, в которых они укажут три самых заветных своих желания относительно семейной жизни. Запечатав письмо и отдав его партнеру, супруги откроют их только через год и узнают, сбылись ли желания друг друга.

Мост № 4. Судьба.

Судьбоносный мост определит, сколько лет проживут влюбленные в семейной жизни. Для этого жених должен взять невесту на руки и перенести ее через мост. Сколько шагов жених сделает, столько лет супруги проживут вместе. Так что в интересах обеих сторон жениху следует шагать часто!

Но и это еще не все. На середине моста необходимо остановиться и выкинуть коробочку от колец в воду. Тогда обручальным кольцам некуда будет вернуться!

Мост № 5. Любовь.

Если про обряды на предыдущих мостах знали немногие влюбленные, то о том, что необходимо сделать на мосту любви, знают почти все!

Признаваясь друг другу в любви, молодожены должны повесить на перила моста замочек. Существуют специальные замочки в форме одинарного и двойного сердца, а так же Вы можете сделать на них гравировку с именами и датой свадьбы. Защелкнув замочек, бросьте ключ в воду, чтобы никто и никогда не смог открыть замок и похитить Вашу любовь.

Мост № 6. Желание.

Стоя на этом мосту, молодожены должны выпустить в небо голубей или воздушные шарики, загадав желание. Современный вариант — небесный фонарик, но только учтите, какое время суток это будет: днем фонарики смотрятся не так красиво, как ночью, а воздушные шары — наоборот.

Мост № 7. Гадания.

Какая же свадьба без гаданий! Вот и на мосту тоже можно погадать, кто будет хозяином дома. Для этого молодоженам необходимо взять по цветку, встать на один край моста и синхронно кинуть цветы в воду. Подбежать к другому краю и посмотреть, чей цветок выплывет первым. Кто первый — тот и будет править «семейной лодкой»!

Эти интересные свадебные ритуалы вполне могут стать основой интересного свадебного продукта, который можно будет предлагать в дворцах бракосочетания и загсах. Если предположить, что местом росписи молодоженов был выбран Кутузовский отдел ЗАГС, то можно предложить следующий проект маршрута для совершения свадебного обряда «Семь мостов».

Навигация маршрута «Семь мостов»

Отъезжаем от ЗАГСа по Кутузовскому проспекту в сторону центра и первый мост по ходу движения — Новоарбатский мост (1 мост), далее следуем по улице Новый Арбат до Новинского бульвара, поворачиваем направо и движемся далее по Смоленскому бульвару, Зубовскому бульвару до второго моста — Крымский мост (2 мост). Далее по улице Крымский Вал, поворачиваем налево в сторону Крымской набережной, далее Якиманская набережная, Кадашевская набережная, с Овчинниковской набережной сворачиваем налево — Комиссариатский мост (3 мост) Далее по проезду Устьинскому до Большого Устьинского моста (4 мост). С моста резкий поворот на направо на Устьинскую набережную, на первом повороте свернуть направо на Котельническую набережную. Продолжаем движение по Москворецкой набережной в сторону Китайгородского проезда. Сворачиваем с него направо на Васильевский спуск, на перекрестке с Красной площадью поворачиваем направо и выезжаем на Большой Москворецкий мост (5 мост). Поворачиваем направо в сторону Болотной улицы, далее она переходит в Болотную площадь, поворачиваем направо в сторону Софийской набережной, далее налево на набережную, а с набережной налево на улицу Серафимовича. Доезжаем до Малого Каменного моста (6 мост). Продолжаем движение по улице Большая Полянка, сворачиваем направо на Якиманскую набережную, разворачиваемся и далее по Кадашевской набережной на Мост Любви — Лужков мост (7 мост).

Весь путь занимает 12 км, движение по маршруту без учета пробок и остановок составит 30 минут.

Каждый город с его традициями и обычаями, событиями и современными праздниками является уникальным культурным центром. События с неизбежностью вызывают интерес и вовлеченность

Лубянка 0

О Кита* Город

Александра*скин Сад

„Бгёлиотма.^-

U ilfJJbtml П*4А1

1ьм АрОаг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Арбатская

ОВыстаючная

Крополоиаая©

Кммм ⹫в<*и

1 \шькям О

©Студенческая

Скор

Девичьего

Поля

Полянка О

Замоскворечье %

о

Павелецкая павепегеой , *«ю»л

Пере'Усадьбе Трубецкие в Хамовниках'

% ул Житная ДобрымьккаяО

Пресненский **СМОП*0"КШЧ

Плацздь

Pi-аОгалцли

Парк Красная

1 — Кутузовский отдел ЗАГС

2 — Новоарбатский мост

3 — Крымский мост

4 — Комиссариатский мост

5 — Большой Устьинский мост

6 — Большой Москворецкий мост

7 — Малый Каменный мост

8 — Лужков мост

Схема свадебного маршрута «Семь мостов»

большого числа людей, объединяя их и позволяя им непосредственно участвовать в жизни города, а обряды и традиции — являются культурным наследием.

Мосты исторически играют очень важную роль в жизни Москвы, предоставляя возможность социального взаимодействия и публичной коммуникации жителей. С мостами связано формирование множе-

Литература

1. Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы. Серия «Литературные памятники». Сборник. — Л.: Наука,1973 г.

2. Макарова Е. Постиндустриализм, джен-трификация и трансформация городского пространства в современной Москве // Журнал «Неприкосновенный запас» № 2(70) 2010 (портал журнального клу-

ства традиций, что делает их культурными символами.

Участвуя в событиях, воссоздавая традиции, жители и гости города становятся частью чего-то значительного, происходящего в этот момент, и открывают для себя душу города. Традиции, как «мосты», связывая человека прошлым, открывают ему перспективу свободы в настоящем и будущем.

ба «ИНТЕЛРОС», Журнал «ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия») http://www. intelros.ru/readroom/nz/nz_70 (дата обращения 06.05.2013 г.)

3. Обычаи и обряды русского народа: От крестин до поминок (сост. Панкеев И.А.). — М.: АСТ/Астрель/Олимп, 2008 г.

4. Плотникова Н.И. «Обитаемые» мосты. Роль и место в историческом формировании городского контекста. Электронный журнал «Архитектура и современные информационные технологии» (Международный электронный научно-образовательный журнал по научно-техническим и учебно-методическим аспектам современного архитектурного образования и проектирования с использованием видео и компьютерных технологий), № 2(7), 2009 г. — http://www. marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Plotnikova/ Artide.php(дата обращения 06.05.2013 г.)

5. Покка Е.В. Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города. Жунал «Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета» Издательство: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Казань), № 1 (11), 2009 г., стр: 17-23.

6. Сайт «Перуница» Русский языческий сайт» http://www.perunica.ru/ — (дата обращения 07.05.2013 г.)

7. Сайт фоторепортажей http://foto-moscow. net/report/703-lavochnyy-most-v-erfurte. html (дата обращения 02.05.2013 г.)

8. Сардаров А. Символика мостов — Архитектурно-строительный портал, www.ais. by Статья от 23.04.2004 (журнал «Архитектура и строительство») (дата обращения

08.05.2013 г.)

9. Свадебный портал «Семь мостов» (ООО «7 мостов» г. Калуга)Ь|Пр://7мостов.рф/ (дата обращения 08.05.2013 г.)

10. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов: Избранные труды. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996 (выпуск «Этнографической библиотеки» — http://rutracker.org/forum/ viewtopic.php?t=3246086, дата обращения

08.05.2013 г.).

11. Фольклорные сокровища Московской земли. Т. 1: Обряды и обрядовый фольклор / Сост. Т.М. Ананичева, Е.А. Самоде-лова. — М.: Наследие, 1997.

12. Чернявская О.С. Город как коммуникативное пространство. В кн.: Город меняющийся: траектории развития и культурные пространства. Отв. ред.: Ю.О. Папушина; науч. ред.: Л. Е. Зиновьева. — Пермь: Пермский филиал НИУ ВШЭ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.