Научная статья на тему 'Мост культур: паломнические дороги Рерихов по Азии и Европе'

Мост культур: паломнические дороги Рерихов по Азии и Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / КУЛЬТУРНАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕРИХОВ / PILGRIMAGE / CULTURE AND SCIENCE ACTIVITY OF ROERICH FAMILY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яламов Тодор

В статье идет речь о сакральном характере путешествий членов семьи Рерихов. Автор приходит к выводу, что многогранная деятельность Рерихов заложила духовный магнит нового паломнического пути пути культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Culture Bridge: the Roerichs’ pilgrim ways throughout Asia and Europe

The article is dedicated to the sacral character of travels of Roerich family. The author comes to a conclusion that many-sided Roerichs’ activities put a spiricual magnet of new pilgrim way as a culture way.

Текст научной работы на тему «Мост культур: паломнические дороги Рерихов по Азии и Европе»

УДК 341.232.7(4+5)

Тодор Яламов

Мост культур: паломнические дороги Рерихов по Азии и Европе1

В статье идет речь о сакральном характере путешествий членов семьи Рерихов. Автор приходит к выводу, что многогранная деятельность Рерихов заложила духовный магнит нового паломнического пути - пути культуры.

Ключевые слова: паломничество, культурная и научная деятельность членов семьи Рерихов

T. Yalamov

The Culture Bridge: the Roerichs' pilgrim ways throughout Asia and Europe

The article is dedicated to the sacral character of travels of Roerich family. The author comes to a conclusion that many-sided Roerichs' activities put a spiricual magnet of new pilgrim way as a culture way.

Keywords: pilgrimage, culture and science activity of Roerich family.

1. Исторические пути культуры

Паломничество или хождение верующих к святым местам на поклонение возникло в очень древние эпохи, когда еще не было письменности и информация передавалась устным путем.

В самых старых религиях, существовавщих в Индии, Непале и Тибете это была К0ра - ритуальный обход вокруг какой-либо святыни. У индусов это посещение Алахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов - Сарнатх (Индия), у синтоистов - посещение Нара (Япония), у ламаистов - посещение Лхасы (Тибет) и другие.

В Элладе посещение Дельфийского храма, участие в Самофракийских мистериях или в Олимпийских состязаниях входило в жизнь каждого образованного грека.

Возникновение христианства создало новые пути - путешествие к Святой земле и другим географическим местностям - Рим (Италия), Сантьяго де Ком-постела (Испания), Афон (Греция), Ефес (Турция) и многие другие, имеющие сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы.

С появлением мусульманства образовались новие пути и Хадж - посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов, сделалось для них обезательной практикой.

Обычай паломничества основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Буддой, Мухаммедом, Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в свя-

щенные воды реки Ганг и Иордан и святые источники.

Слово паломничество возникло от слова «палома» - пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа, а пиллигримство в Западной Европе от слова «пилигрим» - специальний плащ, пелерина, которие носили верующие богомольцы на своем пути.

В древнем мире существовала разветленная сеть караванних дорог, по которым развозились разнообразные товары из Азии в Европу и обратно. Самый известный - это Великий шелковый путь, связывающий Китай, Тибет, Индию, Иран с средневековними европейскими государствами. Это были мощные торговые магистрали, которые оказали существенную роль в развитии Востока и Запада. Они строились в течение многих столетий, менялись или разрушались во время войн, но потом быстро восстанавливались и снова по ним с риском для себя и товаров шли караваны верблюдов, коней или яков в высокогорных районах. Весь путь был усыпан скелетами животных и погибших путников, но это не останавливало следующих торговцев и паломников.

Семья Рерихов прошла значительную часть Шелкового пути в Китае, Тибете и Индии, поэтому их наблюдения очень ценны для всех исследователей миграции народов и обмена культурными идеями.

Чтобы понять, почему Рерихи успели увидеть глубокое значение караванных путей для переноса культурных ценностей, нобходимо проследить их развитие в этом направлении.

2. Пути семьи Рерихов

Молодой Николай Рерих начал изучение древних культур еще с школьних лет и это оказалось серьезным увлечением на всю жизнь. Он первым в России изучает орудия каменного века с художественной стороны. С 1898 г. ведет факультативный курс лекций и практические работы «Художественная техника в применении к археологии» в Императорском Петербургском Археологическом институте (ИПАИ) и проводит археологические экскурсии.

Так он на практике столкнулся с древними торговыми путями, по которым расспространялись товары и культурные идеи, которые были и палоническими путями древних народов к святым местам. Вместе с Еленой Рерих он в 1903 г. изучал Поволжье, потом Кавказ, Северо-запад, Новгород и всюду ему сопутствовала большая удача в находках. Рерих собрал огромную научную коллекцию - более 1 500 предметов, часть которых показал в 1905 г. на международном научном конгрессе в Периге, Франция. До начала Первой мировой войны он много ездит по Европе, участвует на международных выставках своими оригинальними картинами и паралельно изучает коллекции древних эпох в Прусском и Римском музее. Открывает большое сходство с европейскими каменными и янтарными предметами. С 1906 г. он получает диплом действительного члена в Археологическом

Обществе «Пруссия» (Кенигсберг), а с 1909 года в Обществе по доисторическим исследованиям (Франция) и почетный протектор Исторического общества Парижской академии.

Еще в 1897 г. Николай Константинович, начинающий художник, избран членом-сотрудником ИРАО (Императорское Российское археологическое общество), а с 1905 года он стал его действительным членом.

Николай и Елена Рерих были активними паломниками, которое и началось в мае 1903 года и шло до сентября, чтобы следующим летом 1904 г. возобновиться. Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Изборск, Печоры, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Валдай и Звенигород - основные памятные вехи этого паломничества и летописной живописи Н. К. Рериха. А почин столь длительному путешествию положила поездка в Старую Ладогу, которую описал Николай Константинович в очерке «По пути из варяг в греки»: «Старина, притом старина своя, ближе всего человеку. Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу»2. Художник видит Россию как «чудесный и единственный на земле край, куда по воле судеб текут пути многих странников мира, где сталкиваются достояния народов далеких и даже незнакомых друг другу - и из этих столкновений рождается великое и прекрасное зрелище русской культуры»3.

Еще активнее его исследования древних путей переселения народов и распространения культуры продолжались во время Центральноазиатской экспедиции -1925-1928 гг. Эта уникальная по размаху экспедиция собрала удивительную коллекцию предметов быта, легенд и мифов, священные книги тибетцев. По дороге исследовали мегалиты, могилы, наскальные рисунки, каменные изваяния, пещерные храмы, проводили фольклорно-этнографические исследования, что позволило создать Гималайский Институт «Урусвати», где эти исследования и пополнение коллекций продолжались до начала Второй мировой войны.

Вся эта огромная культурная и научная деятельность членов семьи Рерихов позволила им поверх тривиальных фактов осмыслить значение караванных и паломнических путей, как магистрали культуры.

В своей книге «Дары Востока» Николай Рерих пишет: «Соприкасание с народами Востока явилось одним из важнейших импульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. Это был первый расцвет, первый Ренесанс»4. Для Рериха самое главное при соприкосновении разных народов - это не битвы или разрушения, а культурное влияние друг на друга. Торговые магистрали сыграли свою главную роль не в переносе товаров, а как культурная магистраль для духовных ценностей.

Глубокое изучении истории позволило Рериху подтвердить этот вывод многими конкретными фактами из разных областей. «Широкоохватно, как и все проникновение Востока на Запад под знаком Крестовых походов и по следам Вели-

ких Путников. Часто Запад забывает, сколько наследий Востока он воспринял во все века, в века Марко Поло, ПланоКарпини, Рубруквиса, Лонжюмо, д'Анселино и других смелых духом. В 1202 году итальянец Леонардо да Пица издает математический трактат „Либерабаци" с арабскими цифрами. У него же впервые и арабское «зифир» - нуль, пустота. Арабские цифры. Но сами арабы называют их индийскими. Дары Востока безграничны. Алгебра, алидад, зенит, надир, азимут, наконец, Альдебаран, Алгол, Алтаир - все от арабов, все от Востока»5.

Семья Рерихов шла по следам Великих Путников, исследователей огромного континента Азия, дополняя новыми находками сокровищницу истории. Елена Ивановна и Николай Константинович изучали наследие Великих Путников - Учителей целых народов и Николай Рерих воспевал их подвиг в картинах: «Приказ Ригден Джапо», «Майтрейя», „Будда и его ученики" и многих других. Николай и Юрий Рерих опубликовали свои путевые дневники, которые дополнительно осветляют древнюю и новую историю Азии.

Елена Рерих записывала книги «Агни Йога» под руководством Учителей, исследовала буддизм и другие религии во время многолетней Центрально-азиатской экспедиции. Юрий Рерих изучал древние культуры и языки и внес неоценимый вклад в исследовании Центральной Азии. Особую роль в этой успешной деятельности играл организованный ими Институт гималайских исследователей «Урусвати». Почти 10 лет, до начала Второй мировой войны, Институт проводил успешные исследования и экспедиции по Тибету.

Очень точно обобщает культурный подвиг Рерихов Г. Кольжамова: «Чтобы принять энергии Живой Этики и найти земной язык для передачи всего познанного и принятого, нужно было пройти все, что прошла семья Рерихов, нужно было прикоснуться ко всем мировым культурам, древним и современным, ко всем философским и религиозным системам мира. Глубочайшее изучение старославянской и древнерусской культуры - от язычества к христианству, затем глубинное проникновение в основы буддийской, исламской культур, знакомство с вероисповеданиями всех стран и народов. И когда современные религиозные деятели говорят, что был художник, который служил русскому православию, но изменил своей вере, - они не знают, о чем говорят. Он ничему не мог изменить, этот мудрый и знающий человек. Ему был дан великий дар синтеза, и в своих полотнах и литературных трудах Рерих принес человечеству все лучшие накопления Земли и Неба»6.

Все больший поток почитателей Рерихов устремляется сегодня к долине Кулу, в Нагар. Более 100 тысяч людей посещают ето священное для многих место. Открываются новые музеи и памятники семье Рерихов, делаются попытки восстановить деятельность Института «Урусвати» в наши дни.

Рерихи своей деятельностью заложили магнит, который притягивает и таким образом образует новый поломнический путь - путь культуры.

Раздел 1. Актуальность идей Рерихов в общественном движении в защиту культурного...

Примечания

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2012. № 50, дата публикации 05. 06. 2012. URL: http: // grani. agni-age. net (дата обращения: 25. 11. 2014), а также на сайте «Адамант». URL: http: // lomonosov. org (дата обращения: 25. 11. 2014).

2 Рерих Н. К. На пути из варяг в греки // Рерих Н. К. Пути благословения. М.: Сфера, 1999.

3 Эрнст С. Н. К. Рерих, 1916 // Держава Рериха / сост. Д. Н. Попов. М.: Изобраз. искусство, 1993. URL: http: // lib100. com (дата обращения: 27. 08. 2014).

4 Рерих Н. К. Листы дневника. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1995. Т. 1. С. 449.

5 Там же. С. 447.

6 Кальжанова Г. И. «Каменная летопись Руси» Н. К. Рериха // Защитим Культуру: материалы междунар. общ.-науч. конфер., посвящ. 60-летию Пакта Рериха, 1995 г. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.