Научная статья на тему 'Москвичи и приезжие: специфика авто- и гетеро-стереотипов'

Москвичи и приезжие: специфика авто- и гетеро-стереотипов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Москвичи и приезжие: специфика авто- и гетеро-стереотипов»

ФРиСО

Москвичи и приезжие: специфика авто- и гетеростереотипов

А. Потапова,

ДР 4-4

Москва - крупнейший город России по количеству жителей и самый населенный из городов, полностью находящихся в Европе. По данным Росстата на 2013 год, численность населения составляет 11 979 529 чел., а плотность населения - 4770,82 чел./км2. Из них русских -9 930 410 (91,65%).

С 50-х годов прошлого века дела москвичей пошли в гору, доходы и уровень жизни стали расти. На вредных и низкооплачиваемых местах появился дефицит рабочих рук, по той причине, что столичные жители не желали работать за маленькие деньги. Было принято решение привлекать на фабрики и заводы жителей провинции. В производственных общежитиях приезжим выделялось строго определенное количество мест с временной пропиской - лимит. Через десять лет работы на предприятии рабочему полагалось собственное жилье в Москве с уже постоянной пропиской.

Сами же коренные жители Москвы очень скоро стали негативно относиться к приезжим «лимитчикам». Провинциалы были в общей массе не слишком культурны, недостаточно образованы, слишком непосредственны, со смешным деревенским говором, непрезентабельны внешне, но очень энергично пробивали себе дорогу в жизнь.

Рабочие активно мигрировали в Москву, каждое последующее десятилетие население столицы увеличивалось на 1 000 000 человек. Вместе с тем росло недовольство коренных жителей. Самым большим «бичом» считались «лимитчицы» - они ехали в Москву не только за деньгами, но и за мужьями, которых и москвичкам-то не хватало. Как пример, можно вспомнить сюжет фильма «Москва слезам не верит».

220

Еще больше различия в уровне жизни Москвы и провинции усилились в 90-е годы, когда стало общим представление о том, что нормально жить можно только в Москве: здесь сконцентрированы огромные денежные средства, есть работа, город растет и строится, а не рушится и приходит в упадок, как многие другие города и села России.

Концентрация ресурса в одном городе, каким бы большим он ни был, вызывает, во-первых, рост местного патриотизма, который всячески (и весьма успешно) формировался и поддерживался городскими властями. Во-вторых, в столице идет невидимое противоборство между москвичами и приезжими. Борьба за место под солнцем, за славу и богатство. Чтобы увидеть, кто в ней побеждает, достаточно посмотреть на многих известных нам людей - в политике, шоу-бизнесе, в деловом мире.

Приезжие более нацелены на достижение успеха. Человек, приехавший в чужой город, уже сделал серьезный шаг - уехал из родного дома в неизвестность, вышел из привычной зоны комфорта. Это показывает его решимость жертвовать своим комфортом ради каких-то новых горизонтов. Приезжие, как правило, имеют очень четкие цели. Они очень ясно видят их перед глазами и стремятся к ним.

Отношение москвичей к приезжим и приезжих к москвичам, строится в основном на стереотипах. Стереотип - это стойкие эмоционально окрашенные представления об окружающей человека действительности с оттенком упрощения.

Стереотипы подразделяются на:

1) автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной референтной группе, например, этнической общности или землякам; обычно содержат комплекс положительных оценок;

2) гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других социальных группах и их членах. Бывают как положительными, так в отрицательными - в зависимости от опыта взаимодействия своей и «чужой» группы.

В ходе нашего исследования был проеден опрос 30 человек. Из них 15 москвичей в возрасте от 20 до 50 лет и 15 - приезжих в возрасте от 20 до 35 лет.

Среди москвичей - 10 женщин и 5 мужчин. Среди приезжих -7 женщин и 7 мужчин.

Исследование состояло из двух этапов:

1. Испытуемые москвичи должны были высказать свое мне-ние/отношение к приезжим, а приезжие, соответственно - к москвичам.

2. Из высказанных мнений были выделены основные стереотипы и, предложены испытуемым. С целью более точно выяснить отношение москвичей к приезжим и наоборот, что их не устраивает друг в друге.

221

В ходе исследования получились следующие результаты. Из 15 москвичей 8 хорошо относятся к приезжим - считают, что среди них есть «много хороших, образованных, вежливых людей». 3 человека относятся нейтрально, а еще трое, считают, что без приезжих Москва была бы лучше - чище, культурнее и было бы меньше пробок.

Из 15 приезжих - 5 считают москвичей «адекватными и приветливыми», 3 человека относятся нейтрально «какая разница, где родился, главное - какой человек». И 7 человек недолюбливают москвичей, считая их очень высокомерными и ленивыми.

В целом, можно сказать, что и москвичи, и приезжие считают, везде есть как хорошие, так и плохие люди. И нельзя судить о человеке просто по месту, где он родился и вырос.

Москвичи очень гордятся местом своего рождения, городом детства (15 из 15 человек). Приезжие (9 из 15) любят свой город и очень рады, что родились именно там, а остальные (6 из 15) - хотели бы родиться в Москве и с презрение относятся к своему городу и его жителям.

В ходе второго этапа исследования были выделены основные стереотипы.

Стереотипы у приезжих о жителях столицы:

1. Все москвичи «купаются в золоте».

2. Все москвичи ленивые, сдают квартиры бабушек, дедушек и не работаю.

3. В вузах не учатся, а в основном - покупают зачеты и экзамены.

4. Москвичи - приверженцы гламура.

5. Москвичи слишком высокомерны.

Стереотипы у москвичей о приезжих:

1. Приезжие некультурные и необразованные.

2. Провинциальные девушки мечтают выйти замуж за богатого москвича.

3. Занимают бюджетные места в вузах.

4. Делают город более грязным.

5. Считают, что Москва - это город-сказка.

Итак, исследование выявило определенные «напряжения» в отношениях москвичей и приезжих, отразившиеся в специфике их гетеростереотипов. Как изменить данную ситуацию?

Первое - ломать стереотип об исключительности Москвы и москвичей, улучшая имидж других городов России - PR в пользу других столиц. Объявить Москву - нашу «маленькую Америку» - городом приезжих. Это поможет снизить напряжения в отношениях, возникающие между жителями столицы и других местностей.

Второе. Кроме психологического, есть еще социально-экономический уровень рассмотрения. Нужно сделать так, чтобы россияне

222

могли реализоваться в других столицах. Например, Новосибирск - столица науки, Питер - русской культуры, Екатеринбург - оборонной промышленности. Вся Россия будет развиваться более сбалансированно. Москва перестанет высасывать ресурсы из остальной страны. Она займет достойное место среди других столиц. Решится проблема «прописки» (регистрации), сократятся расходы на управление миграционными потоками.

И жители России, возможно, перестанут недолюбливать Москву и москвичей. Есть свидетельства о том, что когда произошла трагедия в «Норд-Ост», не все жители регионов относились к этому сочувственно, потому что в заложниках были москвичи.

И москвичи, возможно, перестанут противопоставлять себя приезжим. В настоящее время фиксируется еще одна интересная особенность приезжих: когда провинциалы становятся москвичами, они сами начинают культивировать ненависть к иногородним. Замкнутый круг.

По нашему мнению, там, где ты можешь реализоваться, там и столица. Повышая свой статус, формируя нужный тебе имидж, ты повышаешь статус и формируешь имидж места, где живешь. Престиж заключается не в формальном звании «столичный житель», а в возможности реализовать себя так, как это сегодня доступно, к сожалению, преимущественно, жителям Москвы.

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.