Научная статья на тему 'Свои и чужие в языковом сознании сибиряков'

Свои и чужие в языковом сознании сибиряков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / АВТОСТЕРЕОТИП / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / SUB-ETHNIC STEREOTYPE / AUTO-STEREOTYPE / PSYCHOLINGUISTIC SURVEY / ASSOCIATIVE FIELD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фельде Ольга Викторовна

Объектом исследования в статье является фрагмент языкового сознания сибиряков, включающий субэтнические стереотипы. Впервые в сопоставительном аспекте рассматриваются ассоциативные поля «сибиряки» и «москвичи», выявляются языковые единицы, вербализующие ценностные и познавательные компоненты субэтнических стереотипов, анализируются их гендерные разновидности. В основе исследования лежат результаты свободного психолингвистического эксперимента, проведенного в шести университетах Томска и Красноярска. В ходе работы получены сведения о наличии у сибиряков специфических особенностей в мировосприятии, что отразилось на характере представлений о сибиряках («своих») и жителях российской столицы («чужих среди своих»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Widespread opinions on ethnic, social, age, and gender groups or on separate representatives of these groups (stereotypes) attract attention of researchers of different branches of linguistics and allied sciences. But the large list of psycholinguistic and cross-cultural studies lacks researches on subethnic stereotypes. Sub-ethnic stereotypes are common beliefs about certain communities that are integral parts of some ethnos but have their cultural peculiarities and peculiarities in the perception of the world, as well as established opinions about somebody or something. Variations of sub-ethnic stereotypes comprise the images of the Siberians and the citizens of Moscow. The sub-ethnic stereotypes are mainly predicated on historical and geographical factors and relate to the notion of regional linguistic consciousness. These issues are relatively unexplored in modern linguistics. However, the importance of such researches is obvious, since they: 1) facilitate dealing with a fundamental problem "language ethnos / sub-ethnos culture" 2) broaden our views on the mental space of the Russians 3) ease the understanding of the national and regional linguistic world-image phenomena. The goal of this research is to analyse sub-ethnic auto-stereotypes of the Siberians. Such associative fields as "the Siberians" and "the Muscovites" are first explored in comparison: linguistic units verbalizing axiological and cognitive components of the stereotypes are determined, their genderspecific variations are considered. As a part of the research students of the following six Siberian institutions of higher education were surveyed: Siberian Federal University (the city of Krasnoyarsk), Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Siberian Institute of Business, Management and Psychology (the town of Krasnoyarsk), Tomsk State University, Tomsk State Pedagogical University, and Tomsk Institute of Business. The methods widely applied in psycholinguistics, such as association experiments and phrase completion, were used in the survey. The survey revealed that the emotional component of the sub-ethnic stereotypes "the Siberians" and "the Muscovites" stands out in the first place, with positive features being attributed to "the native" and negative features attributed to the citizens of the Russian capital. The results of the association experiment show that the Siberians have their peculiarities in the perception of the world, which is reflected in the established collective beliefs about "the native" and the citizens of the Russian capital ("the foreign among the native"). The survey participants in general have a negative attitude towards the citizens of the capital of the Russian Federation, which is accounted for a number of economic, political and socio-cultural reasons.

Текст научной работы на тему «Свои и чужие в языковом сознании сибиряков»

2011 Филология №3(15)

УДК 83'23

О.В. Фельде

СВОИ И ЧУЖИЕ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СИБИРЯКОВ

Объектом исследования в статье является фрагмент языкового сознания сибиряков, включающий субэтнические стереотипы. Впервые в сопоставительном аспекте рассматриваются ассоциативные поля «сибиряки» и «москвичи», выявляются языковые единицы, вербализующие ценностные и познавательные компоненты субэтни-ческих стереотипов, анализируются их гендерные разновидности. В основе исследования лежат результаты свободного психолингвистического эксперимента, проведенного в шести университетах Томска и Красноярска. В ходе работы получены сведения о наличии у сибиряков специфических особенностей в мировосприятии, что отразилось на характере представлений о сибиряках («своих») и жителях российской столицы («чужих среди своих»).

Ключевые слова: субэтнический стереотип, автостереотип, психолингвистический эксперимент, ассоциативное поле.

В языковом сознании этноса все явления природного и социального мира подвергаются категоризации на «своё» и «чужое». Эта культурная дихотомия занимает важное место в ценностной картине мире любого народа. По справедливому мнению Ю.С. Степанова, она лежит в основе этнического самосознания, формирует коллективные, массовое, народное мироощущение [1. С. 126-143]. Этнические представления людей могут быть локально окрашенными, существовать в различных региональных вариациях. Человек духовно отождествляет себя со своим народом или с какой-либо локальной группой (сибиряки, кубанские /терские /яицкие/ забайкальские казаки и др.) на основе имеющихся знаний о мире, представлений о региональной самобытности совокупного этнического «Я». Комплексы наивных представлений о «своих» и «чужих», т.е. этнические стереотипы, «составляют содержание культурно-языковой компетенции носителей конкретного языка», на их основе «формируются символы культуры» [2. С. 5]. Этим объясняется повышенный интерес специалистов различных отраслей лингвистики и смежных с нею наук к данному феномену [3-9]. В обширном круге работ психолингвистической и кросскультурной направленности недостает исследований, посвященных субэтническим стереотипам - устойчивым представлениям о компактно проживающих сообществах людей, которые являются частью какого-либо этноса, не нарушают его единства, однако обладают специфическими чертами в культуре, мировосприятии, имеют сходные устоявшиеся мнения о чем-л., ком-л. Актуальность исследований субэтнических стереотипов очевидна, поскольку это способствует решению фундаментальной проблемы «язык - этнос / субэтнос - культура»; расширяет наши представления о границах русского ментального пространства; помогает постигнуть феномены национальной и региональной языковой картины мира. Содержание субэтнических стереотипов определяется факторами исторического и географического порядка и соотносится с понятием ареальных образов сознания.

Объектом настоящего исследования является фрагмент языкового сознания русских и русскоговорящих жителей Сибири, включающий субэтниче-ские стереотипы «сибиряки» и «москвичи». Впервые в сопоставительном аспекте выявляются языковые единицы, вербализующие ценностные компоненты структуры избранных для анализа стереотипов, анализируются их гендерные разновидности.

Социальным объектом настоящего исследования стали студенты шести сибирских вузов: Сибирского федерального университета (Красноярск), Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Сибирского института бизнеса, управления и психологии (Красноярск), Томского государственного университета, Томского государственного педагогического университета и Томского института бизнеса1 -сибиряки во 2-3-м поколении, рожденные в русских и русскоязычных смешанных семьях. В ходе работы были использованы широко применяемые в психолингвистике методики выявления набора ассоциаций на слова-стимулы «сибиряки», «сибиряк», «сибирячка», «москвичи», «москвич», «москвичка» и продолжения заданных фраз с кванторами всеобщности: «Все сибиряки...», «Все москвичи...». Кроме того, участникам эксперимента было предложено продолжить фразы: «Сибиряки любят /не любят.», «Москвичи любят /не любят.», «Как истинный сибиряк. /москвич.» и пояснить выражения «Сибиряки есть сибиряки», «Москвичи есть москвичи». Результативность серии таких исследовательских процедур неоднократно подтверждена трудами ученых Московской психолингвистической школы [10, 11], а также лингвистов из стран СНГ [12, 13]. Всего было опрошено около 600 человек. Отобрано по вышеназванным критериям 575 анкет.

Лингвистический аспект изучения субэтнических стереотипов предполагает выделение языковых единиц, которые их вербализуют, а также выяснение того, как соотносятся субэтнический и этнический стереотипы, «какие сферы жизни того или иного народа, личные свойства людей, составляющих стереотип, их интеллектуальные, психические, антропологические особенности, становятся объектом оценки» [14. С. 10]. Автостереотип сибиряков вербализуют слова и словосочетания, содержащие в своей семантике положительную оценку свойств, типичных для «своих». Они самовозвышают себя (явление мегаломании). По мнению большинства респондентов, сибиряки - это сильные и смелые люди, которые мужественно переносят трудности, не боятся холода, отличаются отменным «сибирским здоровьем» и любят свой суровый край. В одной из анкет прямо говорится, что «если человек, живущий в Сибири, не любит тайгу и Енисей, не способен восхищаться красотой окружающей природы, - он не сибиряк». Представления о сибиряках опираются на элементы мифологического и обыденного сознания. Все респонденты подчеркивают жизнелюбие и оптимизм сибиряков, их телесную могучесть и крепость духа. Типичные реакции на слово-стимул «си-

1 Благодарю заведующую кафедрой теории и истории языка ТГПУ доцента О.В. Орлову, доцентов кафедры общей педагогики и психологии ТГПУ Н.Б. Буртовую и А.К. Коллегова, профессора кафедры русского языка ТГУ Е.А. Юрину, доцента кафедры русского языка ТГУ В.Г. Наумова за организационную помощь в проведении анкетирования томских студентов.

биряки»: Сибирь, «Сибирские Афины», Енисей-батюшка, родина, здоровье, мороз, сила, могущество. Выражение «сибиряки есть сибиряки» объясняется так: «Могут все выдержать. Закалены от рождения. Ценят стабильное и не гонятся за мимолетным, высокие моральные устои»; «В любой ситуации не спасуют». Особо участники эксперимента подчеркивают нравственные качества своих земляков: «Сибиряки - это люди, которые умеют дружить», «всегда придут на помощь», «бескорыстны и больше думают о других, нежели о себе». Сибиряки стремятся «жить союзно», держатся вместе.

В языковом сознании опрошенных образ сибиряка ассоциируется с образом «настоящего мужчины». На первый план выдвигаются такие физические данные, как «сильный» (61 %), «закаленный», «здоровый» (83 %), «крупный», «высокий» (48 %). Этот внешне могучий человек отличается такими нравственными качествами, как храбрость, решительность, гордость, а также умением отстаивать свою точку зрения, готовностью защищать свою Родину и своих близких. В большинстве анкет внешние и внутренние свойства сибиряка органично дополняют друг друга. Типичные ответы: «Как истинный сибиряк, он трудолюбивый, выносливый, упрямый, сильный, храбрый, душа компании»; «Как истинный сибиряк, он мужественный, работяга, не боится сталкиваться с трудностями». Типичный русский недостаток - излишняя любовь к гуляньям, к спиртным напиткам, по мнению респондентов, сибиряку не свойственна вовсе. Совершенно нетипичны для сибиряка хилость, «мерзлявость», любовь к теплу и частые болезни. Не типична любовь к комфорту. Сибиряк лучше чувствует себя на воле, в тайге. В 48 % анкет говорится, что любимыми занятиями сибирских мужчин являются охота и рыбалка. По мнению большинства опрошенных, всякий настоящий сибиряк также любит баню, любит хорошо поесть, предпочитая мясо и рыбу. А вот умственный труд, интеллектуальные занятия - не для сибиряка. Во многих анкетах есть указание на то, что типичный сибирский мужчина вообще не очень образован и интеллигентен. Впрочем, эта черта не оценивается негативно. Ум сибиряку заменяют житейская смекалка и сообразительность: «Как истинный сибиряк, он на выдумки горазд».

Более 50 % респондентов полагают, что настоящий сибиряк отличается большим трудолюбием. В центре ассоциативного поля «Сибиряк» такие частотные реакции, как: работяга /трудяга, работящий, трудоголик, мастер на все руки, добытчик. Нередко характеристика сибиряка сопровождается оценочными словами: хороший работник, хороший хозяин, хороший рыбак, хороший человек, настоящий мужчина, настоящий друг, превосходный охотник, отличный плотник, надежный товарищ, очень гостеприимен.

Образ сибирячки в языковом сознании студентов также вербализуют слова и словосочетания с положительной коннотацией: очень красива, действительно умна, хорошо сложена, намного сильнее мужчины, просто /прямо красавица, хороша собой, хорошая мать, лучшая невеста, настоящая женщина и т.п. Сибирячка, по мнению участников эксперимента, не соответствует общепринятым в современном мире стандартам красоты, она «негламурная». Типичная сибирячка представляется респондентам крупной, крепкой, высокой, белокожей и румяной красавицей, с длиной косой и голубыми

глазами. Сибирячки легко переносят лютые морозы (так считают около 60 % опрошенных), «шубы носят, как царицы». Низкорослость, худоба, тщедушность воспринимаются как серьезные физические недостатки, а утонченность и изящество - как исключение из правил. По мнению большинства, настоящая сибирячка сильна так же, как и сибиряк-мужчина. Она не боится трудностей, отличается целеустремленностью и особенной домовитостью, хозяйственностью. Она, «не смыкая глаз, все лето заготавливает на зиму соленья-варенья», отличается радушием, отзывчива, гостеприимна (более 50 %), любит петь русские песни и частушки. Многие респонденты отмечают темперамент сибирячки. Об этом свидетельствуют реакции «горячая», «с горячим сердцем», «жаркая натура», «жаркая». Сибирячка «сильна духом», «может сделать многое, если есть желание», а самое главное - «она никогда не унывает». В анкетах особо подчеркивается ум сибирячки. Самыми нетипичными чертами сибирячки названы внешняя непривлекательность и глупость. Правда, она «недостаточно хорошо знает иностранные языки» и «не умеет одеваться со вкусом», но это вполне компенсируется «знанием русских традиций» и «семейственностью».

Ценностные императивы сибиряков еще более заметны, когда речь идет о москвичах. Языковое сознание отбирает те признаки, которые характеризуют жителей столицы как своих антиподов. В реакциях на слово-стимул «москвичи» есть повторяющиеся указания на то, что москвичи «живут в Европе», «европеизированные», «склад ума не сибирский, а европейский». Сравнительный анализ ответов на слово-стимул «москвичи» позволяет утверждать, что отношение к москвичам двойственное. Анализ анкет позволил выявить два портрета москвичей. Один - привлекательный - в виде робкого наброска. Другой - негативный - выписан яркими красками. Облик «положительных» москвичей вербализуют единичные реакции: «большинство хорошие люди», «очень активные», «деловые», «напористые», «умные», «более окультуренные, чем мы». К жителям столицы некоторые относятся сочувственно, потому что «они усталые и замученные». Результаты эксперимента, к сожалению, свидетельствуют о том, что большинство опрошенных объединяет реакция неприятия, недооценки, непонимания москвичей. Особенно низкий уровень толерантности демонстрируют красноярские студенты. Они приписывают москвичам многие пороки, о чем свидетельствуют ассоциации: невежество, хамство, бескультурье, снобизм, спешка, жадность, скупость, алчность.

Москвичи, по мнению сибиряков, больше всего на свете любят две вещи: деньги и себя. С материальной сферой жизни связаны такие ответы, как «главное для них - деньги», «деньги найдут и на пустынной дороге», «гонятся за золотым тельцом», «многое измеряют деньгами», «любят роскошь», «желают зарабатывать деньги». Соответственно часто отмечается реакция «богатые», которая входит в ядерную зону ассоциативного поля «Москвичи». Эти меркантильные с непривычным для сибиряков говором люди («тянут слова», «жуткий московский говор», «неприятная манера речи», «акцент») наделяются такими качествами (отметим их в порядке убывания частотности реакций), как: наглые / нагловатые, (сильно, очень) высокомерные,

эгоистичные, с пренебрежением относятся к приезжим, самовлюбленные, испытывают нелюбовь ко всем приезжим россиянам, грубые, считают, что все дозволено, дистанцируются от чужих проблем, обожают шик и клубную жизнь, любят дорогие машины, имеют много знакомых, только о себе и думают, свысока смотрят на провинциалов, не любят оказывать помощь, не знают жизни в глубинке, очень хорошо зарабатывают, хитрые, готовы идти по головам, ничего не объяснят, не замечают друг друга, суетливые, (всегда, вечно) спешат, беготливые и скупые, стремятся найти непыльную работу, считают себя «пупом земли», не ценят свою историю.

Некоторые респонденты полагают, что «истинные москвичи перевелись, остались стяжатели, разные люди, на которых где сядешь, там и слезешь». Их действия характеризуются сниженной лексикой: «выпендриваются», «любят халяву». На просьбу пояснить фразу «Москвичи есть москвичи» получены, в частности, ответы: «Считают, что за МКАДом жизни нет», «У сибиряков души шире», «Сибиряки проще и гостеприимнее».

Анализ гендерных стереотипов также свидетельствует о весьма критичном отношении сибиряков к жителям российской столицы - мужчинам и женщинам. По мнению большинства респондентов, среднестатистический москвич - это существо бездуховное, меркантильное, с низменными инстинктами. Среди ассоциаций - большое число экспрессивов: эгоист, гуляка, тупица, мажор, франт, сноб. «Москвич - не обязательно русский человек», -подчеркивает один из участников эксперимента. Показательна также реакция: «Коренных москвичей почти не осталось».

Еще больше оценочной, в том числе и ненормативной, лексики встречаем среди реакций на слово-стимул «москвичка»: фифа, девки, ворона-москвичка, ой сука (с припиской: «просто общался: знаю, что говорю»); жа-дина-говядина-соленая сосиска.

Участники эксперимента характеризуют внешние данные, моральный облик, интеллект, бытовые черты, социальное поведение, жизненные ценности москвички. Так, характеристика внешности типичной москвички - это описание особы молодой, красивой (симпатичной, привлекательной), сексуальной, гламурной, элегантной, модной (супермодной), стильной, ухоженной. При этом высоко оценивается интеллект москвички: «образованная», «находчивая, с чувством юмора».

Её бытовые черты и предпочтения подчеркиваются реакциями «любит ходить по магазинам и дорогим бутикам», «богатая, многое может себе позволить», «занимается шопингом», «стремится окружить себя знаменитостями», «обожает ночные клубы», «одинокая», «ищет состоятельного мужа», «расточительна». Социальное поведение, жизненные устремления москвички респонденты оценивают неоднозначно. С одной стороны, она - «карьеристка, материалистка, с железной хваткой», «самодостаточная», «стремится к славе». С другой - «светская львица», «не любит работать», «привыкшая к халяве».

Негативно оценивается моральный облик и характер москвички. В частности, отметим такие реакции, как: «большинство распущенные девки», «вульгарная», «ветреная, испорченная», «высокомерная, заносчивая», «упря-

мая», «стервозная», «надменная», «наглая», «вредная», «подчеркивает свое превосходство перед окружающими», «жестокая», «презирает провинцию».

В целом участники эксперимента демонстрируют критическое отношение к жителям столицы Российской Федерации, что обусловлено целым рядом экономических, политических и социокультурных факторов. В языковом сознании сибиряков представлены два противоположных образа граждан своей страны. Данные ассоциативного эксперимента свидетельствуют о наличии у сибиряков специфических особенностей в мировосприятии, что отразилось на характере устойчивых коллективных представлений о земляках («своих») и москвичах («чужих среди своих»). Установлено, что в структуре рассмотренных субэтнических стереотипов выделяются в первую очередь эмоциональные компоненты (позитивная интерпретация черт, приписываемых «своим», и негативная интерпретация черт, приписываемых жителям российской столицы). Познавательная составляющая стереотипов (знания о характерных объективных признаках) ослаблена.

Литература

1. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 990 с.

2. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. 598 с.

3. Бартминьский Е. Базовые стереотипы и их профилирование (на материале польского языка) // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 11-21.

4. Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян: Этнолингвистическое исследование: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.03 / Ин-т славяноведения РАН. М., 2006. 35 с.

5.БерезовичЕ.Л. Язык и традиционная культура. М.: Индрик, 2008. 600 с.

6. Сорокин Ю.А. Маскулинные образы в киргизской лингвокультурной среде (азиаты и европейцы) // Образ России извне и изнутри / отв. ред. Е.Ф. Тарасов. Калуга, 2008. С. 55-61.

7. Фельде О.В. Этнические автостереотипы сибиряков как средство постижения русского национального характера // Психолингвистика в 21 веке: результаты, проблемы, перспективы: XVI междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 15-17 июня 2009 г. / отв. ред. Е.Ф. Тарасов. М., 2009. С. 248-249.

8. Фельде О.В. Сибиряк и сибирячка в языковом сознании красноярских студентов // Речевое общение и вопросы экологии русского языка: К 80-тилетию проф. А.П. Сковородникова / под ред. Г.А. Копниной. Красноярск, 2009. С. 320-329.

9. Сверкунова Н.В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 2002. 191 с.

10. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самосознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 1996. С. 144-162.

11. Тарасов Е.Ф. Образ России: методология исследования // Вопр. психолингвистики. 2006. № 4. С. 69-73.

12. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков: Ра-Каравелла, 2001. 320 с.

13. Дмитрюк Н.В. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной лингвокультурной среде: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 60 с.

14. Крысин Л.П. Этностереотипы: отражение в языке представлений о своем и чужом этносе // Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М., 2008. С. 169-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.