Научная статья на тему 'Москва многонациональная в пешеходных экскурсиях'

Москва многонациональная в пешеходных экскурсиях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
718
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / МОСКВОВЕДЕНИЕ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРОД / ПЕШЕХОДНЫЕ ЭКСКУРСИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Томан Инга Бруновна

Москва испокон веков была многонациональным и многоконфессиональным городом. Убедиться в этом наглядно лучше всего во время пешеходных экскурсий по ее историческому центру. В данной статье описаны четыре маршрута, которые помогут несколько по-новому увидеть историю и культуру Москвы в ее прошлом, настоящем и будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Москва многонациональная в пешеходных экскурсиях»

Москва многонациональная в пешеходных экскурсиях Multinational Moscow through walking tours

Томан И.Б.

I. Thomann

Москва испокон веков была многонациональным и многоконфессиональным городом. Убедиться в этом наглядно лучше всего во время пешеходных экскурсий по ее историческому центру. В данной статье описаны четыре маршрута, которые помогут несколько по-новому увидеть историю и культуру Москвы в ее прошлом, настоящем и будущем.

At all times Moscow has been a multinational and multiconfessional city. The best way to prove it is by walking tours of its historic center. This article describes the four routes to take a fresh look at the history and culture of Moscow in its past, present and future.

Ключевые слова: Москва, москвоведение, многонациональный и многоконфессиональный город, пешеходные экскурсии

Keywords: Moscow, Moscow Studies, multinational and multiconfessional city walking tours.

Москва испокон веков была многонациональным городом. Об этом свидетельствует ее топонимика (Армянский переулок, Большая и Малая Грузинские улицы, Большая Татарская улица, улица Маросейка, Хохловский переулок, Шведский тупик, переименованная в Бауманскую Немецкая улица, Голландский (ныне Денисовский) переулок и др.), а также бесчисленные памятники архитектуры. Они хранят память о своих создателях, о людях, живших и бывавших в них, о событиях, свидетелями которых они стали. И все же в Москве почти нет зданий, связанных исключительно с историей одной национальной диаспоры. Каждый памятник напоминает о совершенно разных судьбах, соединившихся в одном художественном пространстве.

Об истории национальных диаспор Москвы написано немало. Что

касается данной статьи, то она призвана, прежде всего, показать, каким образом возможно за несколько прогулок увидеть важнейшие памятники архитектуры, отражающие историю многонациональной и многоконфессиональной столицы России. Ее логика - логика пешеходных экскурсий, и потому последовательность изложения и выбор информации зависят исключительно от местонахождения объектов.

Отрадно, что в последнее время заметно умножилось число ценителей неспешных краеведческих прогулок по Москве. По историческому центру столицы проводится множество пешеходных экскурсий, и никого уже не удивляют бродящие по переулкам и дворам одиночки с большими фотоаппаратами, замирающие в экстазе перед фрагментом старинной кладки, необычным орнаментом ограды или притаившимся под карнизом маленьким монстром.

Автобусные экскурсии, рассчитанные преимущественно на спешащих и невзыскательных приезжих, постепенно уходят в прошлое. Увидеть город из окна автобуса, даже специально оборудованного, нельзя. По городу надо ходить пешком. Только тогда можно не только рассмотреть памятники архитектуры, но и понять логику их расположения, расслышать и понять диалог эпох и стилей, увидеть город как живое одушевленное существо с бесконечно сложным внутренним миром, в который нам иногда удается заглянуть.

Городские пешеходные экскурсии сопряжены с рядом проблем. В первую очередь, это обилие автотранспорта, который нередко отравляет удовольствие от прогулки. Однако тщательно спланированный маршрут поможет этого избежать. Существуют десятки пешеходных экскурсий по Москве, проходящих почти исключительно по тихим переулкам, дворам и зеленым зонам, так что их участники не только расширяют свой культурный кругозор, но и проводят время с пользой для здоровья. В последнее время возможностей для этого стало больше благодаря уменьшению количества автотранспорта в центре столицы и расширению пешеходных зон. Хочется надеяться, что данная тенденция

сохранится и Москва будет городом для людей, а не для машин.

Цель данной статьи - совершить с читателем четыре виртуальные прогулки по историческому центру Москвы, в ходе которых мы увидим храмы трех монотеистических религий и достопримечательности, связанные с культурой 14 национальных диаспор. Каждая прогулка рассчитана на 2-3 часа и проходит преимущественно по спокойным и малолюдным районам Москвы, сохранившим, несмотря на многочисленные утраты, обаяние старины.

1. Между Кремлем и Китай-городом

Первые три экскурсии мы начнем у станции метро Китай-город. Китайцы здесь ни при чем, а об итальянцах стоит вспомнить. Китайгородская стена, протяженностью около двух с половиной километров и имевшая двенадцать башен, была сооружена в 1535-1538 гг. по проекту итальянского архитектора, известного в России под именем Петрок Малый Фрязин (фрязинами тогда называли итальянцев). О его настоящем имени и судьбе достоверной информации нет. Относительно этимологии названия Китай-город существуют разные точки зрения. Скорее всего, оно происходит от итальянского слово ЫИа (ЫИаёеПа), то есть крепость, укрепленный город. В 1934 году Китайгородскую стену снесли. В 1960-1970-е годы и в 1990-е годы она была частично воссоздана, однако ее нынешний облик весьма далек от оригинала.

Лишь в подземном переходе у станции метро Китай-город можно увидеть подлинник XVI века - фрагмент фундамента Варваринской башни.

Выйдем на улицу Ильинка и направимся в сторону Кремля мимо доходного дома Московского купеческого банка (№14; 1894, арх. Б.В.Фрейденберг) и Русского Внешнеторгового и Сибирского банков (№12; 1904, арх. Р.И.Клейн). Свернем направо в Большой Черкасский переулок, а затем налево, в Старопанский. Некогда этот район назывался Старые Паны, так как здесь в XVI веке находился Панский двор, где останавливались выходцы из Польши, приезжавшие в Москву по дипломатическим и торговым делам. Переулок же стал Старопанским лишь в 1922 году, а раньше он назывался Космодамианским, по имени многократно перестраивавшейся церкви Косьмы и

Дамиана XVII века (№4, стр.2).

Торговый дом Аршинова. Арх. Ф. Шехтель (1900). Старопанский пер., 5

Напротив - Торговый дом Аршинова (№5), построенный в 1900 году по проекту одного из самых ярких представителей московского модерна Франца Альберта (Федора Осиповича) Шехтеля (1859-1926), выходца из поволжских немцев. В Москве сохранилось более сорока построенных им зданий, в том числе и Ярославский вокзал. Рядом - Банк Товарищества П.М.Рябушинского (№2), также построенный по проекту Шехтеля в 1904 году.

Торговый дом Аршинова (фрагмент)

Выходим в Богоявленский переулок. Перед нами - бывший Богоявленский

монастырь, основанный в XIV веке и считающийся древнейшей московской обителью. Перед собором, построенным в конце XVII столетия, - памятник выдающимся просветителям братьям Лихудам.

Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды были уроженцами греческого острова Кефалонии. Получив образование в Венеции и Падуанском университете, преподавали в Константинополе. В 1685 году были приглашены в Москву в школу при Богоявленском монастыре. Через год ее перевели в Заиконоспасский монастырь и преобразовали в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую первым высшим учебным заведением России.

Выходим на Никольскую улицу, где сохранился собор бывшего Заиконоспасского монастыря (№7-9, стр. 3; XVII-XVIII вв.). Далее находился основанный в конце XIV века Никольский Греческий монастырь (№11-13), где останавливались монахи из Византии. С XVIII века монастырский собор служил усыпальницей живших в России молдавских князей Кантемиров; здесь находилось захоронение поэта Антиоха Кантемира. Собор не сохранился, и о монастыре напоминают лишь отдельные принадлежавшие ему строения, в частности, доходный дом (№13; 1901, Г.А.Кайзер).

Московский государственный историко-архивный институт (фрагмент фасада). Никольская ул., 15

Далее - здание Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (№15). Здесь находилась первая

русская типография - Московский печатный двор, где в 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую русскую печатную книгу -«Апостол». В начале XVIII века Печатный двор передали духовному ведомству и переименовали в Синодальную типографию. В конце XVIII -начале XIX века его древние постройки были разобраны, и на их месте в 18111815 гг. по проекту А.Н.Бакарева и И. Л.Мироновского возведено новое здание с фасадом в неоготическом стиле, который тогда ассоциировался с традициями не только европейского, но и русского Средневековья. На фасаде изображены лев и единорог, которые были на гербе Печатного двора.

Древнегреческая богиня здоровья Гигиея внимательно наблюдает за нами

с фасада аптеки Феррейна

В доме №17 находился ресторан «Славянский базар», где во второй половине XIX-начале ХХ века еженедельно собиралось московское немецкое хоровое общество «Лидертафель». В 1990-е годы здание сильно пострадало от пожара, и в настоящее время здесь располагается Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского. В доме №21 находится аптека (1899, А.Э.Эрихсон), основанная потомственным фармацевтом, сыном уроженца Пруссии, Владимиром Карловичем Феррейном (1834-1918). Москвичи и поныне называют ее аптекой Феррейна.

Торговый дом Московского купеческого общества. Арх.Ф.Шехтель (1911). Большой Черкасский пер., 7, стр.1

Сворачиваем в Большой Черкасский переулок. Дом №7, стр.1 - торговый дом Московского купеческого общества, построенный по проекту Ф.О.Шехтеля в 1911 году. От более ранних построек он отличается лаконизмом и простотой архитектурных форм, что делает его одним из предшественников конструктивизма.

Большой Черкасский переулок выведет нас снова на Ильинку. Свернем направо. На противоположной стороне улицы под №10 - Московский торговый банк (1882, арх. Б.В.Фрейденберг); далее - торговый дом (№8, стр.3; 1875, арх. А.С.Каминский); за ним - доходный дом (№8, стр.1) и Дом Московского купеческого общества (№8), построенные по проекту Б.В.Фрейденберга в 18891890 гг. Дом №6 - здание Купеческой биржи (1875, арх. А.С.Каминский). Пересечем Биржевую площадь и пойдем дальше, вдоль Старого гостиного двора (№4), перестроенного в 1990-е годы. Вскоре мы увидим храм Илии Пророка (№3, стр.2), давший название улице. Он был заложен в XVI веке, однако от того времени в его облике мало что сохранилось.

У храма перейдем Ильинку и по Хрустальному переулку (в нем находились хрустальные торговые ряды) выйдем на Варварку, прямо к церкви Варвары Великомученицы, сооруженной на месте древней постройки в начале XIX века. Рядом - музей «Английское подворье» (№4а), находящийся на территории Старого Английского двора, в палатах XVI века. Посещением

этого интересного музея, экспозиция которого повествует о пятисотлетней истории русско-английских торговых и дипломатических связей, можно закончить нашу экскурсию.

2. Под сенью Старых Садов Следующая прогулка, как и предыдущая, начинается от станции метро «Китай город», на этот раз на улице Маросейка. Здесь в XVII веке располагалось Малороссийское (Украинское) подворье, где останавливались приезжавшие из Украины купцы, дипломаты и священнослужители. О живших в этом районе украинцах напоминает и близлежащий Хохловский переулок.

Напротив выхода из метро - церковь святого Николы Чудотворца (Казанской Богоматери) в Блинниках (Кленниках) (№5, XVII-XVIII вв.). Ее название объясняется тем, что неподалеку торговали блинами. Другой вариант названия связан, возможно, с бывшей здесь когда-то кленовой рощей.

Пройдем немного по правой стороне Маросейки и свернем в Большой Спасоглинищевский переулок, наименование которого напоминает о снесенной в 1931 году Спасо-Преображенской церкви и об особенностях здешней почвы.

В этом переулке находится Московская хоральная синагога (№10). Ее история начинается в 1870 году, когда здесь заложили еврейский молитвенный дом. В 1891 году было завершено строительство синагоги по проекту С.С.Эйбушитца и С.К.Родионова, однако сразу после своего открытия она была опечатана в связи с массовым выселением евреев из Москвы и ограничением их гражданских прав. Лишь в 1906 году в синагоге, перестроенной к тому времени по проекту Р.И.Клейна (будущего архитектора Музея изящных искусств им.Александра III, ныне Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), начались регулярные богослужения. Напротив синагоги - скульптура Игоря Бурганова «Птица счастья» (2001 год). Рядом - уменьшенная копия Стены плача в Иерусалиме.

Ивановский монастырь. Ул. Забелина, 4

В конце Большого Спасоглинищевского переулка свернем налево, на улицу Забелина, названную в честь известного историка И.Е.Забелина (18201908). Близ дома №5 - памятник О.Э.Мандельштаму (1891-1938).

Далее, на противоположной стороне улицы, - Ивановский женский монастырь (№4), основанный в конце XV века. (Сохранившиеся памятники архитектуры на его территории были построены во второй половине XIX века по проекту М.Д.Быковского). Эта обитель служила не только местом молитв, но и женской тюрьмой. Самая известная его узница - помещица Дарья Салтыкова (прозванная Салтычихой) (1730-1801), до смерти замучившая более 70 крепостных. Жила в монастыре и таинственная инокиня Досифея. По преданию, ее звали Августой Таракановой, и она была дочерью императрицы Елизаветы Петровны и ее морганатического супруга А.К.Разумовского. Она была похищена из-за границы по приказу Екатерины II и заточена в монастырь. В настоящее время обитель, закрытая в годы Советской власти, возрождена.

Рядом с монастырем - церковь святого Владимира в Старых Садах (XVII-XIX вв.) (Старосадский пер., 9). Она напоминает о крестителе Руси киевском князе Владимире и обширных садах, окружавших резиденцию московского князя Василия I.

Свернем налево, в Старосадский переулок. Это название появилось только в 1922 году, а раньше переулок именовался Космодамианским, по церкви

Косьмы и Дамиана, которая находится в его конце, у пересечения с улицей Маросейка. В доме №9 - Государственная публичная историческая библиотека, открытая в 1938 году.

Свернем снова налево, в Петроверигский переулок. Его название напоминает о церкви «Поклонения честным веригам святого апостола Петра». Она была заложена в 1669 году боярином И.Д.Милославским в честь бракосочетания дочери с царем Алексеем Михайловичем, совершенного в день памяти вериг апостола. Вериги - это цепи. По преданию, когда апостол Петр был в тюрьме, ангел освободил его и снял с него вериги. В 1844 году церковь снесли.

В Петроверигском переулке находилась мужская гимназия и реальное училище при Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви (№10) с преподаванием на немецком языке.

Первая немецкая школа в Москве появилась в начале XVII века при евангелическо-лютеранской церкви. Среди учеников были дети разных национальностей, но немцы составляли большинство, и преподавание велось на немецком языке. С XVIII века в немецкие школы при евангелическо-лютеранских церквях Москвы и Петербурга стали принимать русских. Благодаря высокому качеству преподавания они пользовались большим авторитетом. Многие русские родители стремились обучать там своих детей, ибо знали, что ее выпускники получат основательные знания по всем предметам и свободное владение немецким языком, который был тогда необходим и для предпринимательской деятельности, и для занятий наукой. В результате в начале ХХ века русские составляли около трети учащихся в московских немецких школах. Основным языком преподавания, вплоть до Первой мировой войны, был немецкий. По-русски преподавался Закон Божий для православных, русский язык и история российской словесности, а также история и география России. Большинство педагогов составляли немцы, однако «русскоязычные» предметы преподавали русские учителя; французский язык -французы; английский (преподавался только в реальном училище) - англичане.

Для того чтобы облегчить русским и немецким детям вхождение в билингвальную среду, была устроена подготовительная школа с русскоязычным и немецкоязычным отделениями. Помимо гимназий, реального училища и подготовительной школы, при Петропавловской церкви была еще начальные школы для мальчиков и девочек. Обучались там бесплатно или за небольшую плату дети из малообеспеченных семей, принадлежавших к Петропавловской общине. В 1915 году преподавание в немецких школах было переведено на русский язык, а после Октябрьской революции они прекратили свое существование.

Вернемся в Старосадский переулок. В глубине двора - Петропавловская евангелическо-лютеранская церковь (№7).

Первая евангелическо-лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 году; прихожанами ее были шведы, взятые в плен во время Ливонской войны. Местонахождение церкви и ее внешний облик неизвестны. В 1652 году по приказу Алексея Михайловича всех иноземцев выселили за пределы Земляного города - тогдашней границы Москвы, - дабы оградить православных от нежелательного иностранного влияния. Так появилась Иноземная, или Немецкая, слобода. (Слово немец происходит от слова немой, то есть не умеющий говорить по-русски. В Древней Руси так называли всех европейцев, а не только выходцев из германских земель). Здесь находились две евангелическо-лютеранские церкви, реформатская церковь и костел. Во время пожара 1812 года лютеранская Петропавловская церковь сгорела. В 1819 году ее восстановили, но не на прежнем месте, а в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, в районе которого к тому времени жили многие прихожане. Нынешнее здание церкви было построено в неороманском стиле в 1905 году по проекту Виктора фон Коссова. В 1936 году церковь была закрыта, а ее последний пастор расстрелян. В 1990-е годы храм был возвращен московской евангелическо-лютеранской общине. До 1930-х гг. большинство его прихожан составляли немцы, и богослужение велось на немецком языке. В настоящее время богослужения проходят на русском и немецком языках. Кроме

того, в соборе регулярно бывают концерты классической музыки.

Петропавловская евангелическо-лютеранская церковь. Арх. В. фон Коссов (1905). Старосадский пер., 7

Рядом с церковью - часовня, построенная по проекту Ф.О.Шехтеля. Красное здание поодаль - Женская гимназия при Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви (Колпачный пер.,10; 1892, А.Е.Вебер).

Пройдем вдоль церкви по двору. Справа от арки - древняя кирпичная кладка «палат Мазепы», фасадом выходящих в Колпачный переулок (№10). Впрочем, достоверных источников, подтверждающих принадлежность этого дома XVII века знаменитому гетману Украины, не найдено.

* I

Особняк Г.П.Юргенсона (фрагмент). Арх. В.Д.Глазов (1912). Колпачный

пер., 9

Выйдем через арку в Колпачный переулок. Перед нами - особняк Г.П. Юргенсона, сына известного музыкального издателя Петра Юргенсона (№9, 1912, В.Д.Глазов).

Свернем налево. Дом №7 (конец XIX - начало ХХв.; А.С.Каминский, К.В.Трейман, Б.В.Фрейденберг) принадлежал Теодору фон Кноопу. Рядом -особняк его брата Андреаса фон Кноопа (№5, 1901, К.В.Трейман). Их отец -Людвиг фон Кнооп (1821-1894), уроженец Бремена, был одним из крупнейших предпринимателей России, о чем свидетельствует и поговорка: «Что ни церковь - то поп, что ни фабрика - то Кноп».

Особняк Андреаса фон Кноопа. Арх. К.В.Трейман (1901). Колпачный пер.,

5

Напротив особняка Андреаса фон Кноопа войдем в арку дома №6. Здесь находится дворец Долгоруковых (XVII-XVIIIв.). Покинув двор через другую арку, мы вновь окажемся в Колпачном переулке. Тропинка, проходящая справа от особняка Теодора фон Кноопа, выведет нас к церкви Живоначальной Троицы в Хохлах (Хохловский пер., 12), сооруженной в конце XVII века в стиле московского барокко.

Неподалеку - перестроенные палаты XVII столетия. Здесь в XVIII-XIX вв. находился Московский архив коллегии иностранных дел (Хохловский пер.,7). В 1766-1783 гг. им руководил известный историк и путешественник

Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

Г.-Ф.Миллер - выпускник Лейпцигского университета, автор многочисленных работ по истории России, среди которых особенно известна трехтомная «История Сибири». Материалы для нее он собирал в течение десяти лет, будучи участником Второй Камчатской экспедиции (1733-1743). С 1766 года Миллер жил в Москве. Из склада никому не нужных старых бумаг Миллер превратил вверенный ему архив в научное учреждение, обеспечивавшее историков необходимыми материалами для исследований. Фактически Миллер создал первый в России исторический архив, ставший предшественником нынешнего Российского государственного архива древних актов. Незадолго до смерти Миллер передал в него свою бесценную коллекцию древних рукописей и старопечатных книг. Современные историки пользуются до сих пор этим собранием, известным под названием «портфели Миллера». Во многом благодаря Г.-Ф. Миллеру служба в Московском архиве коллегии иностранных дел стала считаться весьма престижной. В XIX веке здесь работали юноши из знатных московских семейств, которых упоминает А.С. Пушкин в седьмой главе «Евгения Онегина»: «Архивны юноши толпою / На Таню чопорно глядят, / И про нее между собою / Неблагосклонно говорят". Эти старинные палаты помнят и самого А.С.Пушкина: в 1836 году он изучал здесь архивные документы. В 1875 году здание было передано Московскому отделению Русского музыкального общества для Московской консерватории, не имевшей тогда собственного помещения, а в 1882 году здесь разместилась нотопечатня П.И.Юргенсона, в которой впервые увидели свет почти все произведения П.И.Чайковского.

Петр Иванович Юргенсон (1836-1903) был сыном эстонского рыбака. Несмотря на бедность и раннюю смерть отца, он получил образование в Ревеле. В 14 лет он стал работать в нотопечатне в Петербурге, а в 25 лет организовал собственное музыкальное издательство, которое впоследствии стало одним из крупнейших в России.

Пройдем дворами по направлению к Большому Трехсвятительскому

переулку. Немного не доходя до него, во дворе, мы увидим флигель, где с 1889 по 1900 год жил и работал И.И.Левитан (Большой Трёхсвятительский переулок, 1, стр.2). Флигель находится близ особняка московской купчихи М.Ф.Морозовой (Большой Трёхсвятительский пер.,1; 1898, арх. П.А.Дриттенпрейс), которая, по просьбе своего сына Сергея, подарила его художнику.

Выйдем в Большой Трёхсвятительский переулок. На его противоположной стороне - бывшая гимназия при Реформатской церкви (№4). В 1914 году для нее было построено новое здание по проекту А.Э.Эрихсона. Как и другие учебные заведения при протестантских церквях, эта гимназия была многонациональной и многоконфессиональной. Среди ее воспитанников назовем знаменитого полярника Эрнста Теодоровича Кренкеля, тепло вспоминавшего о ней в своих мемуарах.

Свернем направо к Морозовскому саду, находящемуся между Хохловским и Большим Трёхсвятительским переулками. Здесь можно немного отдохнуть.

Выйдя из сада, свернем налево, в Подкопаевский переулок, а затем еще раз налево, в Малый Трёхсвятительский. На углу с Хитровским переулком -храм Трех святителей, что на Кулишках (XVII в., Хитровский пер.,1). (Три святителя - это Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст).

Пройдя чуть дальше, увидим бывшую Реформатскую церковь (Малый Трёхсвятительский пер., 3). Она была основана в XVII веке в Немецкой слободе, а в XIX веке ее перенесли на это место. Нынешнее здание церкви было построено в 1865 году по проекту Г.И. фон Ниссена. Среди ее прихожан были голландцы, швейцарцы, французы и немцы. После революции большинство из них эмигрировало, и впоследствии церковь передали евангельским христианам-баптистам и адвентистам седьмого дня.

На углу Малого Трёхсвятительского и Хитровского переулков - усадьба военного и государственного деятеля Федора Андреевича Остермана (Хитровский пер.,2). Его отец, Генрих Иоганн Фридрих (Андрей Иванович) Остерман (1687-1747), родился в семье пастора в Вестфалии, учился в Йенском

университете. В 17 лет из-за дуэли бежал в Россию, где вскоре стал одним из доверенных лиц Петра I; в 1720-1730-е годы руководил внешней политикой Российской империи. По приказу Елизаветы Петровны был арестован и приговорен к казни, которую заменили пожизненной ссылкой в Березове. Впоследствии здесь располагалась Мясницкая полицейская часть. В конце XIX века в ее помещении находилась квартира доктора Д.П.Кувшинникова и его жены художницы Софьи Петровны - ученицы и возлюбленной И.И.Левитана. У Кувшинниковых нередко собирались писатели, художники и артисты. Хозяина дома можно увидеть в роли рассказчика на картине В.Г.Перова «Охотники на привале», а взаимоотношения супругов Кувшинниковых с Левитаном отражены в рассказе А.П.Чехова «Попрыгунья».

Хитровский переулок приведет нас к Хитровской площади, названной в честь генерала Н.З.Хитрово, благоустроившего ее в 1824 году. Во второй половине XIX-начале ХХ века это место считалось одним из самых криминогенных районов Москвы. Здесь велась бойкая торговля краденым; находились дешевые трактиры и ночлежные дома; сюда приходили сотни голодных людей, готовых на любой труд за самое скромное вознаграждение. Быт и нравы обитателей Хитровки отразились в пьесе А.М.Горького «На дне».

Свернем направо, в Подколокольный переулок, а затем еще раз направо, на улицу Солянка, которая выведет нас к станции метро «Китай-город». По дороге обратите внимание на церковь Николая Чудотворца, что в Подкопаях (Подколокольный пер., 9; XVII-XVIII вв.), церковь Рождества Богородицы на Стрелке (ул. Солянка,5/2; начало XIX в.), а у самой станции метро - на церковь Всех Святых на Кулишках (XVII в.)

3. «Спешите делать добро»

Эта прогулка начинается на том же самом месте, что и предыдущая. Однако мы не сворачиваем в Большой Спасоглинищевский переулок, а идем дальше, по Маросейке. Обратим внимание на внешне ничем не примечательный дом №11. Это перестроенные палаты XVII века, и, войдя во двор, можно увидеть восстановленные наличники того времени. В начале XVIII

столетия в нем располагалась первая российская гимназия, основанная пастором Глюком.

Иоганн Эрнест Глюк(1652-1705), уроженец Веттина близ Магдебурга, много лет служил пастором в Мариенбурге - нынешнем городе Алуксне в Латвии. В отличие от большинства коллег, Глюк преподавал Слово Божие на латышском языке. Он перевел Библию на латышский язык и организовал несколько школ, в которых латышские дети могли получить образование на родном языке. По его инициативе в Мариенбурге была открыта русская школа для детей старообрядцев, бежавших от преследований из России.

В 1702 году, в начале Северной войны, русские войска захватили Мариенбург. Пастор был взят в плен и привезен в Москву, где с 1703 года он стал обучать иностранным языкам нескольких русских детей, которым предстояла служба в Посольском приказе. Глюк, не привыкший к праздности, охотно взялся за новое дело и в начале 1705 года добился присвоения своей школе статуса гимназии. По его замыслу, она должна была готовить не просто государственных служащих со знанием языков, а мыслящих, образованных людей, готовых продолжить образование в европейских университетах. Глюк хотел преподавать в ней немецкий, французский, латинский, древнегреческий, древнееврейский и сирийский языки, географию, физику, политику, философию, а также танцы, верховую езду и этикет. Для своей школы Глюк составил учебники на русском языке, пригласил из-за границы учителей. Но в мае 1705 года он умер, и созданная им гимназия существовала уже без него. Школа была всесословной. Обучались в ней и боярские дети, и солдатские, и дворовые. Образование было бесплатным, и учащимся выдавалась стипендия.

Однако гимназия Глюка оказалась нежизнеспособной. Большинство намеченных им предметов в ней не преподавалось, учителя были не всегда на высоте своего положения, и ученики надолго в школе не задерживались: иные переходили в другие учебные заведения, а иные убегали домой. В 1711 году она распалась на четыре самостоятельные школы, а в 1715-м прекратила свое

существование. И все же начинание Глюка было не напрасным. Гимназия дала России несколько десятков молодых людей, знающих иностранные языки, а это было для того времени уже немало.

Дом №17 одно время принадлежал известному полководцу П.А.Румянцеву-Задунайскому (1725-1796). Считается, что автором проекта был В.Баженов. Напротив, на углу Маросейки и Старосадского переулка, находится церковь Космы и Дамиана, построенная в 1793 году по проекту М.Ф.Казакова. Как мы помним, по этой церкви назывался Космодамианский переулок, переименованный в 1922 году в Старосадский.

Свернем в Армянский переулок. Первая достопримечательность на нашем пути - усадьба Гагариных-Тютчевых (№11/2), где в детстве и юности жил поэт Ф.И.Тютчев.

Название переулка напоминает об армянской диаспоре, жившей в Москве с XVI века. Здесь находилась Армянская Крестовоздвиженская церковь (Сурб Хач, т.е. церковь Святого Креста), снесенная в 1930-е годы; армянские благотворительные и образовательные учреждения, а также Лазаревский институт восточных языков (№2), основанный на средства армянской семьи Лазаревых (Лазарянов) в 1827 году. Здесь учились армяне и представители других национальностей. В Институте преподавали армянский, азербайджанский, грузинский, персидский, турецкий и арабский языки; на особом отделении готовили священников для армяно-григорианской церкви. Выпускники становились чиновниками в Закавказском крае, востоковедами, филологами. Здесь находилась типография, где печатались книги на армянском языке, обширная библиотека, собрание художественных произведений. В 1921 году Лазаревский институт восточных языков вошел в состав Московского института востоковедения (1920-1954). В настоящее время здесь находится посольство Армении.

Напротив Института (№3/5, стр.4) - здания бывшего приюта для армянских детей и богадельни при армянской Крестовоздвиженской церкви. Рядом, в перестроенных палатах XVII века, - музей «Огни Москвы»

(№3/5,стр.1), посвященный истории уличного освещения столицы.

Свернем налево, в Кривоколенный переулок. В доме №4 родился и умер поэт Д.В.Веневитинов (1805-1827). Здесь в 1826 году А.С.Пушкин впервые публично читал свою трагедию «Борис Годунов».

Кривоколенный переулок выведет нас на Мясницкую улицу. Обратите внимание на дом №7. Самый известный его владелец - известный библиофил и историк Александр Дмитриевич Чертков (1789-1858). Его библиотекой пользовались А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Н.В.Гоголь, М.П.Погодин и многие другие литераторы и историки. Сын А.Д.Черткова, Григорий Александрович, в 1863 году сделал библиотеку общедоступной. При нем в доме находилось издательство журнала «Русский архив». В 1873 году Г.А.Чертков продал дом, однако его библиотека сохранилась: она входит в состав Государственной публичной исторической библиотеки.

Перейдем Мясницкую улицу и продолжим прогулку по Милютинскому переулку. Дом №5 - бывшая Центральная телефонная станция, основанная Датско-Шведско-Русским акционерным обществом. Ее восьмиэтажное здание высотой 76 метров было построено в начале ХХ века по проекту А.Э.Эрихсона и О.В.Дессина; в то время оно считалось самым высоким в Москве. По обеим сторонам подъезда - изображения мужчины и женщины, выясняющих отношения по телефону. Напротив «высотки» - дом известного московского архитектора Афанасия Григорьевича Григорьева (1782-1868) (№8). Он обучался у живших в Москве итальянских архитекторов Джованни Жилярди и Франческо Кампорези и впоследствии работал преимущественно с Доменико Жилярди, сыном своего наставника.

Костел св. Людовика. Арх. АЖилярди (1833). Малая Лубянка, 12

За Центральной телефонной станцией - костел св.Людовика (№7), называвшийся до революции французским. Его фасад выходит на улицу Малая Лубянка (№12). Костел был построен по проекту Алессандро Жилярди (двоюродного брата Доменико Жилярди) в 1833 году и освящен в 1849 году. В советское время костел не закрывался. В настоящее время здесь, помимо богослужений, проводятся концерты классической музыки. Рядом(№9) -здание, построенное в 1898 году по проекту О.-Ж.Ф.Дидио для мужской гимназии св.Филиппа Нери и женской гимназии св.Екатерины, находившихся при церкви. Ныне здесь располагается Французский лицей им. А.Дюма.

В Милютинском переулке был еще один костел - святых апостолов Петра и Павла (№18), который именовался польским. В ХУШ-начале XIX века он находился в Немецкой слободе, недалеко от лютеранской церкви Петра и Павла. В 1812 году оба храма сгорели, и впоследствии их восстановили в центре города. Лютеранская церковь, как мы помним, была построена в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, а католическая -в Милютинском переулке. Автором ее проекта был Алессандро Жилярди; освящение состоялось в 1849 году. Среди прихожан костела был святой доктор Фридрих Йозеф Гааз (1780-1852). В первой половине 1930-х годов храм был закрыт, а последний настоятель расстрелян. В результате многочисленных перестроек и попадания авиабомбы в 1941 году облик храма изменен до неузнаваемости, и он до сих пор не возвращен католической общине.

Милютинский переулок выведет нас к доходному дому страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, 6; 1897-1903, арх. А. фон Гоген и Н.М.Проскурин), занимающему квартал между Сретенским бульваром и Милютинским, Бобровом и Фроловским переулками. Обратите внимание на его богатый декор, особенно основания эркеров: вы увидите попугаев, летучих мышей, ящериц и других экзотических животных.

Свернем направо в Бобров переулок. В доме №6 находится Библиотека-читальня им. И.С.Тургенева. Она была построена на Тургенеской площади в 1885 году на средства М.Ф.Морозовой, о которой уже шла речь на прошлой экскурсии. В 1972 году здание библиотеки снесли, а в 1998 году она была вновь открыта в перестроенной старинной усадьбе в Бобровом переулке.

Фролов переулок выведет нас к Сретенскому бульвару, за которым у станции метро Тургеневская начинается Чистопрудный бульвар. Его название напоминает о местности Чистые пруды, однако в настоящее время здесь сохранился только один пруд. До начала XVIII века он назывался Поганым, но в 1703 году по приказу А.Д.Меншикова его почистили и переименовали в Чистый. Чистопрудный бульвар, как и другие московские бульвары, был разбит в начале XIX века на месте стен Белого города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале бульвара - памятник жившему поблизости А.С. Грибоедову (1795-1829). Далее, недалеко от посольства Казахстана, - памятник знаменитому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву (1845-1904). В конце бульвара обратите внимание на дом №14. Он был построен в 1908 году в неорусском стиле по проекту Л. Л. Кравецкого; автор декоративного оформления фасадов - С.И. Вашков. Его главная тема - барельефные изображения фантастических животных, птиц и деревьев, напоминающие белокаменную резьбу XII-XIII вв. Дмитриевского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Однако это не копии, а результат творческого переосмысления древних памятников с точки зрения эстетики модерна.

С Чистопрудного бульвара выйдем на улицу Покровка, название которой

свидетельствует о церкви, уничтоженной еще в конце XVIII века. Повернем налево. Вскоре на противоположной стороне улицы покажется дворец Апраксиных-Трубецких (№22), построенный в 1768 году в стиле барокко, напоминающем манеру работавшего в Петербурге итальянского архитектора Ф. Растрелли. Здесь на уроках танцев бывал в детстве А.С.Пушкин; вероятно, поэт посещал этот дом и в 1826 году. На уроки танцев у Трубецких водили и будущего поэта Ф.И. Тютчева. Племянницей одного из владельцев усадьбы, Ивана Дмитриевича Трубецкого, была мать Л.Н. Толстого Мария Николаевна Волконская. Будучи сиротой, она воспитывалась у дяди, и здесь, в его доме на Покровке, в 1821 году состоялся сговор о ее свадьбе с Николаем Толстым. В 1861 году Трубецкие продали дом, и с этого времени в нем размещалась 4-я московская мужская гимназия. Среди ее питомцев - «отец русской авиации» Н.Е.Жуковский, знаменитый режиссер К.С.Станиславский, прославленный исследователь русских летописей А.А.Шахматов, основатель одной из лучших московских частных гимназий Л.И.Поливанов, писатель А.М.Ремизов, основатель (в 1923 году) и первый руководитель московской станции «Скорой помощи» А.С.Пучков. Кстати, отец А.С. Пучкова, Сергей Васильевич Пучков, долгое время был главным врачом Полицейской больницы для бесприютных, основанной Ф.П. Гаазом, которую мы скоро увидим.

Рядом - существенно перестроенная церковь Воскресения в Барашах(№26). (Бараши - ремесленники, изготовлявшие шатры). По преданию, здесь состоялось венчание императрицы Елизаветы Петровны и ее морганатического супруга Алексея Григорьевича Разумовского.

Пересечем улицу Покровка. Пройдя до конца Лялин переулок, свернем в Малый Казенный переулок (в XVI-XVII вв. в этом районе была Казенная слобода, населенная дворцовыми ремесленниками). Здесь, в доме №5, находилась Полицейская больница для бесприютных, основанная Фридрихом Йозефом (Федором Петровичем) Гаазом.

Фридрих Йозеф Гааз (1780-1853), прозванный в России "святым доктором", родился в городке Бад-Мюнстерайфель близ Кельна. Получив

медицинское образование, он по приглашению одного из своих пациентов приехал в Москву. Вскоре его назначили главным врачом Павловской больницы. В 1809-1810 гг. на Кавказе в горах Машук и Бештау Ф.П. Гааз открыл серно-щелочные источники минеральных вод и написал книгу об их целебных свойствах. Такими образом, он является одним из основоположников российской курортологии, и неудивительно, что в его честь названы улицы в Ессентуках и Железноводске. Во время войны с Наполеоном Ф.П. Гааз был военным хирургом. После войны доктор Гааз возвратился в Москву. Он считался самым искусным врачом в городе, и от пациентов не было отбоя. Кроме того, Федор Петрович преподавал в Медико-хирургической академии и безвозмездно работал в Преображенской и Екатерининской богадельнях.

В 1829 году Ф.П. Гааза назначили главным врачом московских тюрем, и с этого времени вся его жизнь была посвящена помощи заключенным. В 1831 году он распродал всю свою недвижимость (дом на Кузнецком мосту, имение в Тишково, суконную фабрику) и вырученные деньги потратил на помощь нуждающимся. В 1832 году он организовал больницу при пересыльной тюрьме на Воробьевых горах, в 1836-м - школу для детей арестантов, в 1844-м -больницу при Старо-Екатерининском приюте. В 1833 году Ф.П. Гааз добился отмены прута - стержня, к которому приковывали несколько арестантов во время этапирования в Сибирь; в 1836 году тяжелые кандалы были заменены облегченными, обшитыми изнутри войлоком или сукном. Ф.П. Гааз неоднократно ходатайствовал об освобождении невинно осужденных и о сокращении срока наказания. На его средства было выкуплено множество крепостных, чтобы они могли сопровождать своих родственников в Сибирь.

Ф.П. Гааз не только оказывал заключенным материальную помощь. Зачастую он был единственным человеком, который проявлял сочувствие и участие к самым, казалось бы, закоренелым преступникам. Нередко он несколько километров шел по этапу, беседуя с кем-либо из заключенных, и многие из них на всю жизнь сохранили благодарную память о «святом докторе».

В 1845 году на средства доктора Гааза и собранные им частные пожертвования в Малом Казенном переулке была открыта больница для бесприютных. В одном из ее флигелей Ф.П. Гааз прожил свои последние годы, почти до последнего дня неутомимо трудясь и помогая всем, кто к нему обращался. «У Гааза нет отказа», - говорили о нем москвичи. В 1909 году во дворе больницы ему был поставлен памятник по проекту скульптора Н.А.Андреева. Копия этого памятника находится в родном городе доктора Гааза, где его именем названа одна из улиц.

По Малому Казенному переулку можно выйти на улицу Земляной вал, откуда недалеко до станции метро Курская.

4. Замоскворецкая восьмерка

Замоскворечье - район, который традиционно ассоциируется с историей русского купечества. Однако и здесь издревле жили представители самых разных национальностей, так что Замоскворечье, подобно России в миниатюре, стало местом встречи Востока и Запада.

Нашу прогулку мы разобьем на две части, каждая из которых имеет кольцеобразный маршрут, начинаясь и кончаясь у станции метро Третьяковская. Таким образом, траектория нашего пути имеет форму восьмерки.

Экскурсия начинается на Малой Ордынке. Ее название, как и название параллельной ей Большой Ордынки, напоминает о средневековых жителях этого района - выходцах из Золотой Орды.

Первая достопримечательность на нашем пути - музей А.Н.Островского (№9), который находится в доме, где родился будущий драматург. Среди его произведений - «Записки замоскворецкого жителя» - интереснейший источник о быте и нравах обитателей здешних мест в середине XIX века. Напротив -памятник русского узорочья XVII века, церковь св.Николая в Пыжах (№6), а пройдя немного дальше, мы увидим алтарную часть храма Иверской иконы Божьей Матери на Всполье (№22; конец XVIII-начало XIX в.).

Особняк В.И.Рекк. Арх. С.В. Шервуд (1897). Пятницкая ул., 64

Свернем налево в Большой Ордынский переулок, который выведет нас на Пятницкую улицу. Ее название напоминает об уничтоженной в 1935 году церкви Параскевы Пятницы, находившейся на месте станции метро Новокузнецкая. Перейдем улицу и свернем направо. Вскоре мы увидим знаменитый «дом со львами» (№64; 1897, арх. С.В.Шервуд).

Официально он принадлежал Вильгельмине Ивановне Рекк - жене известного предпринимателя, владельца крупной строительной фирмы Якова Ивановича Рекка (1867-1913), который был выходцем из семьи поволжских немцев-колонистов. Впрочем, Рекки здесь не жили. Вскоре после завершения строительства дом был продан.

Особняк В.И.Рекк (фрагмент)

Свернем налево, в 1-й Монетчиковский переулок, а затем еще раз налево,

в 3-й Монетчиковский. В доме №4-6 располагалось Пятницкое попечительство о бедных, где находились учебные классы, мастерские, спальни и домовая церковь. Здание, облик которого гармонично соединяет черты русского стиля и модерна, было построено по проекту архитектора К. К. Гиппиуса в начале ХХ века. Уроженец Петербурга Карл Карлович Гиппиус (1864-1941) - известный московский архитектор. Среди его построек - чайный магазин Перловых (ныне магазин «Чай-кофе» на Мясницкой) и особняк Бахрушиных на Зацепском валу (ныне Государственный театральный музей им. Бахрушина). В 1920-е годы К.К.Гиппиус был главным архитектором московского зоопарка.

Напротив, на углу со 2-м Новокузнецким переулком, - кондитерская фабрика «Рот-Фронт», основанная в 1826 году купцами Леновыми. Свое нынешнее название ( в переводе с немецкого - «Красный фронт») она получила в 1931 году в честь приезда в Москву группы немецких коммунистов во главе с Э.Тельманом.

Сворачиваем направо, во 2-й Новокузнецкий переулок. До 1954 года он назывался 2-м или Малым Спасоболвановским, а параллельный ему 1-й Новокузнецкий - Большим Спасоболвановским.

Названия переулков напоминают о слободе Болвановка. Относительно этимологии этого слова нет единого мнения. Одни исследователи считают, что здесь жили ремесленники, изготовлявшие болваны - формы для головных уборов; другие считают, что здесь находились болваны, то есть идолы, которым поклонялись обитатели Золотой Орды. Напротив фабрики «Рот-Фронт» -церковь Спаса Преображения на Болвановке. Вероятно, она была построена на месте подворья, где жили баскаки - сборщики дани из Золотой Орды. По преданию, именно здесь Иван III в 1486 году разорвал ханскую грамоту, отказавшись платить дань татаро-монголам. Что касается нынешнего здания церкви, то оно было построено в XVIII веке.

На Болвановке жили не только выходцы из Золотой Орды, но и европейцы, о чем свидетельствуют найденные в этом районе надгробия. Недалеко отсюда был казнен венецианский врач, не сумевший вылечить

смертельно больного сына Ивана III.

Кстати, в Москве была еще одна Болвановка. Она находилась в районе нынешней Таганской площади. До 1919 года о ней напоминали названия улиц -Верхняя Болвановская (ныне Верхняя Радищевская) и Нижняя Болвановская (ныне Нижняя Радищевская).

Выходим на Новокузнецкую улицу. До 1922 года она именовалась Кузнецкой, а еще раньше - Ленивкой, так как на ней, в районе Климентовского переулка, находился ленивый торжок, то есть велась торговля с возов. Впрочем, название Ленивка сохранилось на карте Москвы, но принадлежит оно другой улице, находящейся близ Каменного моста.

Сворачиваем направо, а затем дворами выходим в 5-й Монетчиковский переулок, откуда лучше всего смотрится старообрядческая Покровская церковь (Новокузнецкая улица, 38; 1910, арх. В.П.Десятов).

Опять выходим на Новокузнецкую улицу и сворачиваем налево. Дом №27 - один из особняков Бахрушиных, перестроенный в 1896 году К.К.Гиппиусом. Неподалеку (Новокузнецкая, 23/15) - храм св. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (XIX век).

Переходим Новокузнецкую улицу и идем вдоль многоэтажного дома. Вскоре мы увидим памятник известному татарскому поэту Габдулле Тукаю (1886-1913). Стоит он здесь не случайно. За памятником - арка, а за ней начинается Татарская слобода, основанная в XIV веке. Правда, как и другие иноземные слободы, она давно утратила национальный колорит, однако здесь сохранились памятники исламской культуры.

В Малом Татарском переулке, в котором мы оказались, пройдя через арку, находится дом, построенный в 1913 году на средства бакинского нефтепромышленника Ага Шамси Асадуллаева (№8; арх. В.И.Краузе). В нем была школа Московского мусульманского благотворительного общества и читальня. В 1920-е гг. здесь располагались два татарских детских дома, татарская школа, центральный татарский клуб, центральная библиотека тюркских народов. В 1930-е годы в связи с началом массовых политических

репрессий все эти учреждения, как и другие культурные объединения национальных диаспор Москвы, были закрыты. В 2003 году здание возвращено татарской национально-культурной автономии.

Выходим на Большую Татарскую улицу и сворачиваем налево. Во дворе, за домом №28, - старейшая московская мечеть. Разрешение на ее строительство было дано в 1813 году в память об участии татарских и башкирских полков в Отечественной войне 1812 года. Десять лет спустя была сооружена каменная мечеть, перестроенная в 1881 году. В конце 1930-х гг. мечеть закрыли, а в 1991-м возвратили московским мусульманам.

Обойдя мечеть справа, мы окажемся в Старом Толмачёвском переулке, где жили толмачи, то есть переводчики. Свернув по нему налево, мы снова окажемся на Новокузнецкой улице, которая выведет нас к Климентовскому переулку. Отсюда открывается великолепный вид на церковь св. Климента папы Римского, построенной в 1770 году. Св. Климент (I век), четвертый папа римский, бывший главой всех христиан задолго до разделения церквей, особенно почитается Русской православной церковью, ибо, сосланный в каменоломни близ Херсонеса, активно проповедовал свою веру, за что и был утоплен. Таким образом, жизнь этого римского святого оказалась связанной с территорией, вошедшей впоследствии в состав России.

У церкви св. Климента, рядом со станцией метро Третьяковская, заканчивается первое кольцо «Замоскворецкой восьмерки». Второе кольцо начинается на углу Новокузнецкой и Климентовского переулка.

Пройдем немного по Новокузнецкой улице в сторону центра. Обратим внимание на дом №18 - типичный памятник послепожарной Москвы, построенный по проекту Осипа Бове. В доме №19, где находилась неоднократно перестраивавшаяся усадьба XVIII-XIX вв., располагается Департамент культурного наследия Москвы. В доме №12, который снимал в 1857-1858 гг. вернувшийся с Крымской войны Л.Н.Толстой, находится филиал Музея Л.Н.Толстого. Бывший торговый дом Гальперина (№13) был построен по проекту Ф.О. Шехтеля.

Свернем налево, в Черниговский переулок. На углу с Пятницкой -колокольня XVIII века (№2), а чуть дальше - Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (XVII-начало ХХ в.), на месте которой до XV века находился Ивановский монастырь. На противоположной стороне переулка (№3) - церковь святых Михаила и Феодора Черниговских. Название церкви напоминает о черниговском князе Михаиле и его боярине Феодоре, отказавшихся поклониться татарским идолам в Золотой Орде и убитым по приказу Батыя в 1246 году. В XVI веке на месте встречи их мощей была сооружена церковь; нынешнее здание построено в XVII веке.

Черниговский переулок выведет нас на Большую Ордынку, за которой начинается Кадашёвская слобода, где когда-то обитали кадаши, то есть бондари (кадь - бочка).

Огибаем справа (по Второму и Первому Кадашёвским переулкам) один из шедевров московского барокко — церковь Воскресения в Кадашах (конец XVII века) - и, свернув направо, а затем налево, входим через арку во двор Дома писателей (1937-1948), где находятся палаты XVII века. Покидаем двор через другую арку и оказываемся перед Третьяковской галереей. Сворачиваем налево, в Большой Толмачёвский переулок.

Перед нами - бывшая усадьба Демидовых (XVIII-XIX вв.). Её уникальная чугунная ограда является шедевром русского литейного искусства. Усадьба принадлежала разным владельцам, а со второй половины XIX века в ней находилась Шестая мужская гимназия, в которой учился известный писатель И.С.Шмелев (1873-1950). Памятник ему находится в сквере, на углу Лаврушинского и Большого Толмачёвского переулков.

Идем по Большому Толмачёвскому переулку вдоль Третьяковской галереи. На углу с Малым Толмачёвским переулком - храм святителя Николая в Толмачах (конец XVII века), входящий в состав Третьяковской галереи. Здесь находится одна из главных русских святынь - Владимирская икона Богоматери (XII век).

Сворачиваем налево, в Старомонетный переулок. Здесь обратим внимание

на церковь Григория Неокессарийского (XVII век) (№32), выходящую фасадом на Большую Полянку. Дойдя до конца Старомонетного переулка, выходим на Большую Полянку. Идем по направлению к церкви Успения в Казачьей слободе (XVII-XIX вв.) (№37) и, обогнув ее справа, выходим в Первый Казачий переулок. Второй переулок направо от Первого Казачьего -Щетининский. В доме №10 - Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Он был основан в 1969 году коллекционером Ф.Е.Вишневским, который передал в дар Москве свой особняк и уникальную коллекцию живописи.

Щетининский переулок, называвшийся до 1922 года Малым Екатерининским, приведет нас к храму Екатерины Великомученицы на Всполье (ул. Ордынка, 60). Он был построен в 1765-1774 гг. в стиле барокко по проекту К.И.Бланка; не исключено, что заказчицей церкви была Екатерина II.

Карл Иванович Бланк (1728-1793) происходил из семьи французских гугенотов, бежавших в Германию в XVII веке. Его дед, Яков Бланк, приехал в Россию при Петре I, работал кузнецом на Олонецком заводе. Отец, Иван Яковлевич Бланк, был петербургским архитектором, работая вместе с П.М.Еропкиным. В 1740 году П.М.Еропкин был казнен за участие в заговоре против фаворита императрицы Анны Иоанновны Бирона, а И.Я.Бланк с семьей отправлен с семьей в Сибирь. Однако вскоре Анна Иоанновна умерла, и новая императрица Елизавета вернула ссыльных в Петербург. К.И.Бланк работал преимущественно в Москве и в Подмосковье. Крупнейшая его работа -московский Воспитательный дом на Солянке.

Марфо-Мариинская обитель. Покровский собор. Арх. А.Щусев (1909). Большая Ордынка, 34

Через церковный двор выйдем на Большую Ордынку и направимся в сторону станции метро Третьяковская. Последняя остановка на нашем пути -Марфо-Мариинская обитель (№34). Она была основана в 1909 году великой княгиней Елизаветой Феодоровной, сестрой императрицы Александры Феодоровны. При ней находились приют, больница, амбулатория и аптека; обитель оказывала материальную помощь нуждающимся и помогала в трудоустройстве. В 1918 году Елизавета Феодоровна была арестована и расстреляна вместе с другими членами царской семьи, а в 1926 году обитель прекратила свое существование.

В настоящее время она возрождена и продолжает традиции, заложенные Елизаветой Феодоровной.

Марфо-Мариинская обитель

На территории обители - Покровский собор, построенный по проекту А.В.Щусева; росписи интерьеров выполнены М.В.Нестеровым и П.Д.Кориным.

Вместо заключения

Итак, на протяжении четырех виртуальных прогулок мы познакомились с памятниками архитектуры, связанными с историей и культурой 15 национальных диаспор Москвы (англичане, армяне, голландцы, греки, евреи, итальянцы, казахи, молдаване, немцы, поляки, татары, украинцы, французы, швейцарцы, эстонцы) и тремя монотеистическими религиями (синагога, мечеть и христианские храмы трех конфессий - православные, католические и протестантские).

Мы увидели немало, но еще больше осталось за пределами наших маршрутов, которым мы посвятим будущие статьи.

Литература

1. Билялитдинова Г., Тарасов А. Замоскворечье. Путеводитель. - М.: Новая элита, 2007. - 328 с.

2. Бусева-Давыдова И. Л., Нащокина М.В. Архитектурные прогулки по Москве. - М.: Издательство «Ворон»,1996. - 319 с.

3. Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С.О.Шмидт. - М.: БРЭ, 1997. - 976 с.

4. Нащокина М.В. Московский модерн. - М.: Коло, 2011. - 824 с.

5. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. - М.: Искусство, 1994. - 320 с.

6. Романюк С.К. Из истории московских переулков. М.: Сварог и К, 2003. - 648 с.

7. Романюк С.К. Москва. Китай-город: путеводитель. - М.: Москвоведение, 2007. - 318 с.

8. Романюк С.К. Переулки старой Москвы: история, памятники архитектуры, маршруты. - М.: Центрполиграф, 2014. - 830 с.

9. Сорокин В.В. По Москве исторической. М.: Тончу, 2006. - 464 с.

10. Амирханян А. Т. Армянский переулок,2. М.: Московский рабочий,1989. - 62 с.

11. Белов С.С., Кеймах В.Р. Украинская диаспора в Москве. История и современность // Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2014. С.213-222.

12. Долбакян Э.Е., Мурадян С.Х. История армянской общины в Москве // Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2014. С. 15-30.

13. Клемперт А.И. Евреи в Москве // Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2014. С.87-112.

14. Кони А.Ф. Ф.П.Гааз. СПб.,1897.

15. Копелев Л. Святой доктор Федор Петрович Гааз. СПб.: ПетроРИФ,

1993.

16. Полякова О.Б. Французы в Москве // Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2014. С.223-235.

17. Стародуб К.В. Московские мотивы в жизни и творчестве поляков // Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2014. С.159-180.

18. Томан И.Б. Московские немцы: опыт национального путеводителя // Московский журнал. 1991, №10, 12.

19. Томан И.Б. Памятники истории и культуры московских немцев. - М., 2013. - 121 с.

20. Томан И.Б. История культуры московских немцев в памятниках архитектуры. XVIII - начало ХХ вв. // Москва гостеприимная: люди, памятники и традиции многонациональной Москвы. - М.: Издательский центр «Москвоведение», 2014. - С. 123-158.

21. Чагин Г.В. Армянский переулок, 11. М.: Московский рабочий, 1990. - 74 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.