Научная статья на тему 'Московское образование в дни суровых испытаний (к 75-летию Московской битвы)'

Московское образование в дни суровых испытаний (к 75-летию Московской битвы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МОСКОВСКАЯ БИТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / ФРОНТ / РАБОТА В ТЫЛУ / ГЕРОИЗМ МОСКВИЧЕЙ / GREAT PATRIOTIC WAR / BATTLE FOR MOSCOW / SCHOOLING / THEATRE OF WAR / WORK IN REAR AREAS / HEROISM OF THE MOSCOWITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Половецкий Сергей Дмитриевич

В статье освещается деятельность органов государственной власти, образовательных организаций, педагогов и учащихся в период сражения под Москвой (сентябрь 1941 апрель 1942). Приводятся различные статистические данные, примеры героизма, стойкости и самопожертвования, проявленные москвичами в период Московской битвы. В статье использованы многочисленные архивные источники, воспоминания участников тех героических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow Schooling During the Days of Severe Trials (to the 75th Anniversary of the Battle for Moscow)

He article focuses on the activity of the state bodies, educational institutions, teachers and pupils during the Battle for Moscow (September, 1941 April, 1942). The statistics, various examples of heroism, perseverance and self-sacrifice displayed by the Moscowites during this period are drawn. The article is based upon numerous archives, recollections of the participants of those heroic events.

Текст научной работы на тему «Московское образование в дни суровых испытаний (к 75-летию Московской битвы)»

УДК 37.017 ББК 74.03(2)

МОСКОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДНИ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ (к 75-летию Московской битвы)

MOSCOW SCHOOLING DURING THE DAYS OF SEVERE TRIALS (TO THE 75TH ANNIVERSARY OF THE BATTLE FOR MOSCOW)

Половецкий Сергей Дмитриевич

Директор Московского музея образования имени академика Г. А. Ягодина, доктор исторических наук, профессор E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье освещается деятельность органов государственной власти, образовательных организаций, педагогов и учащихся в период сражения под Москвой (сентябрь 1941 - апрель 1942). Приводятся различные статистические данные, примеры героизма, стойкости и самопожертвования, проявленные москвичами в период Московской битвы. В статье использованы многочисленные архивные источники, воспоминания участников тех героических событий.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Московская битва, образование, фронт, работа в тылу, героизм москвичей.

Polovetsky Sergey D.

Head of Moscow museum of education named after G. A. Yagodin, ScD in History, Professor E-mail: [email protected]

Abstract. The article focuses on the activity of the state bodies, educational institutions, teachers and pupils during the Battle for Moscow (September, 1941 - April, 1942). The statistics, various examples of heroism, perseverance and self-sacrifice displayed by the Moscowites during this period are drawn. The article is based upon numerous archives, recollections of the participants of those heroic events.

Keywords: Great Patriotic War, Battle for Moscow, schooling, theatre of war, work in rear areas, heroism of the Moscowites.

Среди героических страниц истории Великой Отечественной войны особое место занимает Московская битва (30 сентября 1941 г. - 20 апреля 1942 г.). Именно здесь, под стенами нашей столицы, немецкая армия потерпела свое первое стратегическое поражение. Под Москвой был похоронен гитлеровский план «Блицкриг», а миф о непобедимости фашистов был развенчан навсегда. Операция «Тайфун» по захвату столицы закончилась провалом. Советские войска 5-6 декабря 1941 г. перешли в контрнаступление, и к апрелю 1942 г. враг был отброшен на 100-250 км от столицы. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой положил начало Победе в Великой Отечественной войне.

В эти суровые дни москвичи стремились внести свой вклад в общую Победу. Начало Великой Отечественной войны совпало с выпускными вечерами в московских школах. Предполагалось, что 1 сентября 1941 г. новый учебный год в столице начнут 699 общеобразовательных школ (более 600 тыс. учащихся), 98 ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения - ФЗО (около 51 тыс. учеников) [1, с. 157].

В первые дни войны и последующий период были призваны в действующую армию десятки тысяч выпускников учебных заведений, учителей, воспитателей, мастеров школ ФЗО и училищ. В столице было сформировано 12 дивизий народного ополчения: в него вступали рабочие московских предприятий, служащие, ученые, преподаватели вузов и студенты, учителя и их ученики. Героическая и трагическая судьба этих дивизий, принявших участие в Московской битве, хорошо известна. Например, вчерашние выпускники средней школы № 34 в полном составе ушли на фронт. Многие не вернулись, погибли в боях. С июня 1941 г. по июль 1942 г. были призваны или ушли добровольцами на фронт 1873 учителя, перешли на работу на оборонные предприятия и в учреждения Наркомата обороны 2666 педагогов [2, л. 1].

Сотни выпускниц московских школ, техникумов, училищ, вузов пополнили войска ПВО. В ночь на 22 июля 1941 г. вражеская авиация совершила первый налет на столицу, когда 220 вражеских бомбардировщиков пытались прорваться к столице. Тогда защитникам московского неба удалось сбить 22 вражеских самолета. Всего с июля по декабрь 1941 г. войска ПВО отразили 122 воздушных налета.

Службы местной противовоздушной обороны (МПВО) при активном участии детей и подростков боролись с последствиями бомбардировок в городе и ликвидировали 43,5 тыс. пожаров [3, с. 19-20]. Массированные воздушные атаки фашистов продолжались весь 1941 г.

С началом войны основные усилия государственных органов столицы были сосредоточены на эвакуации детей. Уже 1 июля 1941 г. было принято Постановление Исполкома Моссовета по их эвакуации [3, с. 160]. Это решение оказалось абсолютно обоснованным, поскольку ровно через месяц после начала войны, 22 июля 1941 г., начались налеты фашистов на Москву, а в октябре столица была объявлена на осадном положении.

31 июля 1941 г. исполком Моссовета доложил председателю Совета по эвакуации при СНК СССР Н. М. Швернику, что «вывезено из Москвы 472 тыс. детей» [4, с. 127-128]. Из столицы и области было эвакуировано 97 школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ с общим числом учащихся 140 тыс. чел. [1, с. 165]. Из Москвы с интернатами эвакуированных детей выехал 2381 учитель, с другими организациями - 6900 педагогов. В

местах эвакуации, предназначенных для размещения москвичей, было создано 306 интернатов, 56 детских домов и 16 дошкольных учреждений [2, л. 1].

По мере приближения фашистов к столице становилось ясным, что в близлежащих областях к Москве - Тульской, Владимирской, Ярославской - детей оставлять опасно. Поэтому их начали эвакуировать в глубь страны, на Урал, в Сибирь, в союзные республики Средней Азии [4, с. 614]. С этой целью исполком Моссовета образовал специальную комиссию по организации эвакуации детей во главе с заместителем председателя Горплана Н. П. Федорковской и заведующим Мосгороно А. Г. Орловым.

Важно отметить, что вывезенные дети, подростковая молодежь находились под постоянным контролем столичных органов власти. Так, во все регионы, принявшие эвакуированных детей и педагогов, выезжали для изучения положения дел на местах уполномоченные Моссовета и Мосгороно.

Вместе с тем в столице оставалось 8 ремесленных и железнодорожных училищ, 16 школ ФЗО - всего 30 тыс. чел., которые получили правительственные спецзадания и приступили к изготовлению деталей для военной техники [4, с. 169]. Учащиеся и мастера трудились по 10-12 часов в сутки, выпуская оборонную продукцию. После разгрома гитлеровцев под Москвой сеть этих учебных заведений стала быстро расширяться, для промышленности и транспорта готовились квалифицированные рабочие более чем 70 специальностей [5, с. 423].

13 сентября 1941 г. исполком Моссовета принял решение №34/4 «О работе школ г. Мо -сквы в 1941-1942 учебном году». В нем предусматривалось открыть 997 классов в 134 школах с числом учащихся 34 788 чел. и начать учебный год с 15 сентября [6, л. 8]. Однако этим планам не удалось осуществиться, поскольку учащиеся были направлены на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы Московской области, а враг приближался к столице. Вместе с тем в специальных школах Москвы - артиллерийских, военно-воздушной и военно-морской - учебные занятия начались в установленный срок [6, л. 8].

Ввиду чрезвычайных обстоятельств перед московским образованием встала задача организации работы с учащимися, в первую очередь выпускных 7-х и 10-х классов. Обучение было организовано таким образом, чтобы в условиях военного времени гарантировать сохранность жизни и здоровья учащихся, обеспечить успешное освоение ими программы за соответствующий класс, дать возможность учащимся выпускных классов успешно окончить неполную среднюю или среднюю школу и осенью 1942 г. поступить в техникумы и высшие учебные заведения [7, с. 341-342].

Как только враг был отброшен от Москвы, в декабре 1941 г. в столице было открыто 32 консультационных пункта для учащихся старших классов, где занималось около 12 тыс. школьников 7-10-х классов. Эти пункты работали по консультационно-зачетной системе. Учителя три раза в неделю по два часа проводили с учащимися консультации, дети получали задания, отчитывались за них, затем в конце обучения сдавали выпускные или переводные экзамены [1, с. 167].

С 15 января 1942 г. такие консультационные пункты работали уже во всех 25 районах Москвы при 30 школах, в которых обучалось 13 964 чел., в том числе учащихся 7-х классов - 10 677, 10-х классов - 3287 чел. [8, л. 1].

Каждый консультационный пункт был рассчитан на 720 учащихся, размещался в трех отдельных зданиях для предупреждения скопления детей в одном помещении и был оборудован бомбоубежищем. Учащиеся были объединены в небольшие группы по 10-12 чел., прикреплены к определенному учителю, который организовывал их самостоятельную работу [8, л. 2].

Изучение учебных предметов в 1941-1942 учебном году включало 3 цикла по 2-3 дисциплины в каждом. Учебный год был поделен на три равные части, примерно по 70 дней -с 19 января по 5 апреля, с 6 апреля по 17 июня и с 18 июня по 25 августа 1942 г. В каждом триместре учащиеся должны были изучить весь программный материал соответствующего цикла и пройти установленные устные и письменные испытания, после чего они приступали к изучению следующего цикла дисциплин. Важно отметить, что результаты экзаменационной сессии были высокими, количество учащихся, выдержавших испытания, составило 97%, при этом 40% учащихся совмещали учебу с работой на производстве, оказывая посильную помощь фронту [7, с. 340].

Несмотря на все сложности, педагогические коллективы добивались хороших показателей успеваемости, при этом все учителя отмечали серьезное и ответственное отношение школьников к учебе.

Заслуженный учитель РСФСР Антонина Васильевна Корнеева вспоминала о том времени: «Не помню, чтобы когда-либо ученики занимались серьезнее, вдумчивее, добросовестнее, чем в тот тяжелый год, когда враг был у ворот столицы. Очень много времени уделяли общественно полезной работе. И как самоотверженно трудились наши ученики!» [9, с. 108].

Почти все учащиеся десятых классов (96%) выдержали экзамены и получили аттестаты, а ученики седьмых-девятых классов были успешно переведены в следующие классы. Для выпускников были проведены скромные выпускные вечера. Многие из них ушли на фронт, совершали подвиги, гибли. Среди них брат Зои Космодемьянской Александр Космодемьянский - Герой Советского Союза [9, с. 168].

Параллельно уже в первые дни контрнаступления советских войск под Москвой, когда угроза для столицы миновала, началась целенаправленная подготовка всех школ города к плановым учебным занятиям. Так, 10 декабря 1941 г. на заседании Мосгороно слушался вопрос о возобновлении занятий в школах. По итогам обсуждения было принято постановление обязать всех заведующих районо представить на утверждение в Мосгороно сведения о школьной сети района с указанием адресов школ и вместимости бомбоубежищ, а также список школьных зданий, занятых сторонними организациями и подлежащими освобождению [7, с. 341].

С 21 сентября 1942 г. в 275 столичных школах со 163,9 тыс. учащимися начались плановые учебные занятия. В течение 1942/1943 учебного года к этому процессу подключились еще 26 школ, а численность обучаемых возросла до 176,26 тыс. чел. К педагогическому труду возвратились многие учителя. Их численность составила 5974 чел.

Вместе с тем количество учащихся в 7-10-х классах сократилось, а девятиклассников и десятиклассников в военной Москве 1942 г. было менее 8 тыс. [10, л. 21-25]. Связано это было с тем, что значительная часть учащихся 5-10-х классов трудилась на предприятиях,

многие выполняли весьма сложную и квалифицированную работу. Снимать их с производства в условиях военного времени при нехватке рабочих мест было нецелесообразно.

Необходимо было учитывать и горячее желание ребят работать, выпускать снаряды, мины и другую необходимую для фронта продукцию. Они показывали настоящие примеры трудового героизма. 14-, 15-, 16-летние подростки вместе с кадровыми рабочими самоотверженно трудились у станков, не уходили из цехов, не выполнив задания.

Многие из них были двухсотниками (выполнявшими план на 200% и более), многостаночниками, организаторами и членами фронтовых комсомольско-молодежных бригад. За успехи, достигнутые на производстве, большая группа учащихся системы трудовых резервов была награждена орденами и медалями СССР.

Школьники принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений, помогали раненым в госпиталях, постоянно привлекались к сельскохозяйственным работам. Немаловажным заданием, стоявшим перед школами города, была починка военной формы, изготовление теплых вещей для фронтовиков и многое другое.

В период Московской битвы большое внимание уделялось не только учебной, но и воспитательной работе. 27 декабря 1941 г. исполком Моссовета принял решение «О культурно-массовой работе среди детей в зимнее время». Была активизирована работа с детьми в библиотеках, бомбоубежищах, красных уголках и по месту жительства.

Вместе с тем главной задачей оставалась борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военное время. «Как мы ни были поглощены войной, - писала газета «Правда» в период сражения под Москвой, - забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач... Никаких ссылок на военную обстановку» [11].

Постепенно восстанавливалась сеть внешкольных учреждений. В марте 1942 г. открылись первые 25 детских садов. К концу лета 1942 г. их стало 252. К осени 1942 г. в столице действовало 12 домов пионеров, 9 детских парков, 9 спортивных школ, 8 станций юных техников и другие учреждения [12, с. 149].

Начиная с 1942 г. городские власти делали все возможное для того, чтобы занятые ранее воинскими частями и другими организациями школьные здания были вновь переданы общеобразовательным школам и профессионально-техническим училищам.

Победоносное завершение московской битвы, других сражений с врагом оказали огромное влияние на восстановление и укрепление системы московского образования. Так, в 1943 г. к началу нового учебного года в Москву возвратились почти все дети и подростки школьного возраста. Более 276 тыс. учеников в 379 школах столицы сели в сентябре за парты. Возобновили работу школы-интернаты [1, с. 175].

В 1944/45 учебном году в Москве функционировали 437 школ, в которых обучалось 360 тыс. школьников, а в 1945/46 учебном году эти цифры возросли соответственно до 466 и 465 тыс. [1, с. 175].

Победоносное окончание войны поставило задачу завершить процесс скорейшего восстановления школ столицы, а демобилизация военнослужащих из Красной Армии способствовала возвращению к педагогической работе учителей и других работников народного образования. Так, число учителей на 1 января 1944 г. составило 10629 чел., на 1 января 1945 г. - 13493 чел., а на 1 января 1946 г. - 15707 чел. [7, с. 341-342].

Этому героическому времени посвящена выставка, развернутая в Московском музее образования имени Г. А. Ягодина «Московское образование в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Экспонаты, представленные на ней, ярко свидетельствуют о том вкладе, который был внесен педагогами, учащимися, всеми жителями Москвы в нашу общую Победу. В экспозиции музея на основе научных исследований, проведенных в московских архивах, представлены материалы о московских школах, педагогах и школьниках в период Великой Отечественной войны, подлинные документы, фотографии, предметы того времени.

Разработанная научными сотрудниками музея экскурсионно-образовательная программа «Московское образование в годы суровых испытаний (к 75-летию Московской битвы и 71-й годовщине Великой Победы)» содержательно и эмоционально повествует об эвакуации детей из Москвы летом-осенью 1941 г., о трудовых и ратных подвигах московских учителей и педагогов, об условиях и особенностях учебного процесса школ, техникумов и высших учебных заведений в годы войны. Участникам экскурсии предлагается перенестись в то героическое и трудное время, в 1941 г. - написать письмо от имени московского школьника (студента) бойцу на фронт.

Список литературы

1. Образование в Москве. История и современность [Текст]. - М., 2000.

2. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 528. Оп. 1. Д. 857. Л. 1.

3. Справочник Мосгороно [Текст]. - Горький, 1941.

4. Москва военная [Текст]. - М., 1995.

5. Народное образование в СССР [Текст]. - М., 1974.

6. ЦГА г. Москвы. Ф. 528. Оп. 1. Д. 795. Л. 8.

7. Вызова, О. М. Народное образование Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст] / О. М. Вызова // Вестн. Тамбовского гос. унта. Сер.: Гуманитарные науки. - 2012. - Вып. 4 (108). С. 339-342.

8. ЦГА г. Москвы. Ф. 528. Оп. 1. Д. 833.

9. На крыльях живой памяти...: Книга воспоминаний женщин о годах войны и труда [Текст]. - М.: СИМС, 1997. - 154 с.

10. ЦГА г. Москвы. Ф 528. Оп. 1. Д. 1324.

11. Правда [Текст]. - 1942. - 24 марта.

12. История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. 1941-1945 [Текст]. - М., 1967. - 566 с.

References

1. Obrazovanie v Moskve. Istoriya i sovremennost. Moscow, 2000.

2. Central State Archive in Moscow. F. 528. Op. 1. D. 857. L. 1.

3. Spravochnik Mosgorono. Gorkiy, 1941.

4. Moskva voennaya. Moscow, 1995.

5. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Moscow, 1974.

6. Central State Archive in Moscow. F. 528. Op. 1. D. 795. L. 8.

7. Byzova O. M. Narodnoe obrazovanie Moskvy v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945. Vestn. Tambovskogo gos. unta. Ser.: Gumanitarnye nauki. - 2012. Iss. 4 (108), pp. 339-342.

8. Central State Archive in Moscow. F. 528. Op. 1. D. 833.

9. Na krylyakh zhivoy pamyati...: Kniga vospominaniy zhenshchin o godakh voyny i truda. Moscow: SIMS, 1997. 154 p.

10. Central State Archive in Moscow. F. 528. Op. 1. D. 1324.

11. Pravda. 1942. 24 Mar.

12. Istoriya Moskvy v gody Velikoy Otechestvennoy voyny i v poslevoennyy period. 1941-1945. Moscow, 1967. 566 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.