вания Пушкина" {6, с. 127], Представляется, чтоаля-бьевский романс - наиболее сильно« музыкальное п ро чта пте дани ого сти хотйоре! I ия.
I; ';!чг^а-к';1ьнг,ч ¡ч.ими^с А ( . ДаргомыжсКОРО (1843) чувство подается более сдержанно. Это со-«."редоточенное н I [уГн гае раздумье. Мелодия сочетает песенное и декламационное начала. Тут компо-тор приближается к той форме лирического высказывания (беседа "наедине с собой"), которая чуть позже станет характернейшим признаком его лермонтовских романсов. Это очень интересный момент: Да; ■ 1мыжиы|П ¡' : I -.■¡ - :....:■1 , р^--.; н-
сово-песенной лирике открыл, что нет железной гра-ннцы между Пушкиным и Лермонтовы^
Лирически-созерцательное и драматически-взволнованное (последнее - не акцентируется) начала есть а романсе Е С Шереметьева (1870), музыка которого выдержана в традициях русской бытовой вокальной лирики. Зазорного в этом нет, каждый композитор музыкально ''прочитывает^ то, что ему ближе в Пушкине. Несколько удивляет другое: в последнее аремя на концертной эс граде романс Шереметьева звучит намного чаще; чем другие вокальные произведения на эти стихи. Не идут ли тут певцы (даже крупные) по линии наименьшего сопротивления?
В романсе "Л вас любил" Н.К. Метнера (1916) при внешней простоте вокальной и фортепианной партий чувствуется и глубина,!: геп лота, и сердечная страстность прнзнаннл-исповедн. Психологически детализируются каждый такт мелодии, каждая ннзх>-
нацнж, Детализируются настолько, что до сих пор задается вопрос: не "повершГ ли Метнер 'алгеброй гармонию"? Речь идет не только об зтом романсе, а о принципиальном подходе Н.К. Метнерн, композитора первой половины XX столет ия, к наследию Пушкина. Уже по цифрам можно судить, что значил Пушкин для Мстнера: у композитора 111 романсов и 32 из них- пушкинские! Метнеропскнй Пушкин, а это ! 900~30-е гг., иызынал возражения, а том числе и таких маститых современников композитора как Б, Асафьев. Есть суждение, наиболее тонко сформулированное певцом К. I I лужи и ко в ым, солистом Ма-рнинского театра в его книге "Забытые страницы русского романса": "Асафьев... утверждал,что... "пушкинский стих обезличен ml-t перовскими интонациями", что Метнер лишен "дара наивной и вдохновенной непосредственности" и потому утверждает себя в "плане интеллектуальном"... Но можно ли так ставить вопрос? На стихи Пушкина сочинялись романсы самого разного достоинства... Н эпоху же Мстнера острой была проблема, как писать на ст ихи I [утки на? Сохранять стиль и язык предшествующей эпохи или искать новое - главное« свое - выражение мыслей, ofipaion ¡кота? И обвинение н интеллектуализме прочитывается в наше время как самая высокая похвала..." [7, с.7т|
В год 200-летня со дня рождения A.C. Пушкина ск: гается очевидным, что развитию^эыкальноН пуш кинианы конца ни предвидится.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкин А. Письмо ПА Вяземскому От 4 ноября 1023 года // Пушкин А. По», собр. соч.. В 6 т. Т, 6,- М., 1938.
2. Климовицкич А. Отзвуки русского сентиментализма в пушкинских операх Чайковского Ц Музыкальная академия. - 1995 -№ 1.
3 Чайковский М. Жизнь Леща Ильича Чайковского: В Э т. Т. 2,- М., 1997. .1 Тлцьца .У Записки - Л., 1Э53.
5. Медведева И. Александр Сергеевич Даргомыжский,-М., 1989.
5 Д^р'охотояБ Алекса^ Алябьев,-М., 1966.
7. Плужников К Забытые страницы русского романса,- Л., 1988.
Т. Т. Уразаева
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПАНСИОН И КУЛЬТУРНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
"ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЭПОХИ"
Томский государственный педагогический университет
Московский университетский благорощный пансион (МУБП) был основан при Московском императорском университете в конце 70-х - начале 80-х гг. XVIII в. Он быстро приобрел славу одного из лучших учебных занедений России. Его выпускниками были участники декабристского движения
(Н.М. Муравьев, И .Д. Якуujкии, II.Г. Каховский. В.Д Hi льхонский, И.И. Ту pre пен, А И. Як:, боиич и др.), В.А. Жуковский, A.C. Грибоедов, В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. МУБП ниел ярко выраженный сословный, элитарный характер, Ото было учебное заведение закрытого типа в отличие от
Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 6(15). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)
разночинских гимназий. В нем обучались лети коренного русского дворянства. Так, поступление в Пансион Лермонтова стад ti возможным благодари гуиу, что по материнской линии он принадлежал * известному в России ролу Столыпиных. Аркадий Алексеевич Столыпин, один из братьев К.А Арсень-••■!■::¡i (i рожд< иной Сто ьп I юй), 6аб>un ;i: i. был известным государственным деятелем, пользовав-niнмоя унижением в декабристских кругах, близким друга» М.М. Сперанского (I].
Длительное время правление Пансиона возглавна) Л А. Прокопович-АнтаискиЙ [2], профессор ес-íl-i.íhü4ii;ihhm Мое коне кого унииерси гета, неоднократно выбиравшийся в деканы физико-математическо-I 'i факультета. В споем представлении об идеале деятельной и нравственно прекрасной человеческой личности он опирался на взгляды Руссо и Ф. Ьэкона. В рассуждении "О воспитании" он писал: "Просвещение без чистой нравственности и утончение ума Ées образования сердца есть злейшая язва" [3]. Воспитатель должен внушать своим питомцам сочувствие к "бедствующим страдальцам". Опираясь на теорию познания Ф. Бэкона, Прокоповнч-А итонский особую роль отводил знаниям, которые "основываются на наблюдении и опытах".
Воспитанниками Пансиона могли стать малинки из Шр^скнх семей и аозрасте m 9 до И дет. Обучение продолжалось н течение шести лег. Окончание МУБП давало право на те же чины Табели о рангах, что и диплом Морешаемого университета. Образование в Пан-с ноне носило энцн клопедн* iec ю i й характер Про до пже-ние учебы в Московском университете, ку;№ лучшие воспитанники могли зачисляться без экзаменов, придавало образованию специальный характер (право, естественные науки, словесности и тх)
Большое место в учебных программах Пансиона отводилось юридическим дисциплинам [5]. Преподавались такие предметы, как богословие, математика, физика, география, естествознание, архитектура, ¡seтория, логика, нравственная философия и др, Изучался курс "военных наук1*. Окончание МУБП давало право на производство в офицеры. По словам декабриста 13. Раевского, окончившего Пансион, гнар-дия была наполнен;! офи i [срами "изэтого заведения".
Обширной была учебная программа по русской и западноевропейской словесности. Особое значение придавалось изучению иностранных языков: английского, французского, немецкого, итальянского. Изучались также древние языки: лаггннский и древнегреческий. На территории МУБП жили иностранцы, н том числе греки, для того, чтобы "благородные воспитанники" имели "живую" языковую среду. В обязательную программу входила игра на флейте, скрипке, фортепьяно, живопись, танцы, фехтование, верховая еда,
I lo воспоминаниям окончившего МУБП Д.А. Милютина, известного государственного деятеля, военного мипис i ра, и учебных занятиях 1 !анснона преобладало "литературное направление". Русскую сло-
весность препода нал и А.Ф, Мерзляков, профессор красноречия и поэзии в Московском университете, известный nurr и переводчик, н С.Е. Рйич, магистр словесных наук Московского университета, поэт, переводчик античной и итальянской поэзии.
В Пансионе была прекрасная библиотека. Книги приобретались на средства воспитанников. Отдельную библиотеку имело, по воспоминаниям С.П. Ше-»ырева [о |. выпускника Пансиона. Литературное общество, возглавляемое С.Е. Раичем. На собраниях Литературного общества воспитанники читали и обсуждали собственные сочинении и переводы. С.Е. Раяч оказал большое влияние на формирование поэтической техники юного Лермонтова, "flee эти внеклассные занятия, конечно, отнимали много времени от уроков, зато чрезвычайно способен довали общему умственному развитию, любви к науке, литературе, чтению... тогда не было "вопроса о школьном переутомлении", - вспоминал Д. Милютин [7].
U Пансионе выпускались рукописные альманахи и журналы ("Аркой", "Маяк", "Пчелка", "Улей"). Кроме того, до нас дошли в качестве отдельных, хорошо изданных книг печатные альманахи: "Цефей" (IÜ29), Fi котором были опубликованы прозаические и стихотворные сочинения учеников Раича, и "Каллиопа" (1815, 1SI6. 1817, 1820), издававшаяся под руководством K.M. Давыдова, профессора истории и русской литературы на словесном отделении Московского университета, бывшего с 1815 г. инспектором Пане нона. В "Каллиопе'' печатались оригинальные сочинения воспитанников, а также переводы m Цицерона, Сенеки, Горация, (IV Бэкона, Блэра, Бюф-фонэ, Кон дильяка и других авторов. Пансионеры принимали участие в энциклопедических журналах эпо-хи, которые издавали их учителя, помещая в них переводы или свои собственные сочинения. Это был журнал "Атеней", издаваемый М.Г. Павловым, профессором физики, минералогии и сельского хозяйства в Московском университете, инспектором и преподавателем физики il Пансионе, а также журналы ("Галатея'У Русский зритель") и альманахи (''Новые Аониды" "Северная лира"), издаваемые С.Е. Раичсм.
Ежегодно проводились торжественные акты по случаю выпуска воспитанников, материалы которы\ ("Речи, разговорь и стихи, читаиньн и 1ублнч ом акте, бывшем в Университетском благородном пансионе"), издавались под руководством Давыдова. На торжественных актз\ пансионеры читали отрывки из произведений известных авторов, а также собственные сочинения, про износ if л и "речи" и "размы имения" на иностранных языках. Так, Вл. Строев, входивший в ближайшее литературное окружение Лермонтова в годы учебы в Пансионе, на торжественном акте 1829 г. произнес две речи; о поэзии Томаса Мура на английском языке и о тр^едчик Лльфиерн на итальянском языке. Лермонтов на торжествен ном ню« 1828 г. исполнил на скрипке отрывок из сложного а техническом отношении скрипичной концерта Л. Mavpepa.
По воспоминаниям С.П. Шевырева, за завтраком, обедом и ужином вменялось в обязанность читать дня водворения "тишины и благочиния". Любимым чтением были труды старшеклассников, альманахи Пансиона, отечественная и иностранная периодика. Так, "Энциклопедическое обозрение", "первый тогда ученый журнал в Париже", переходил в руки воспитанников из "рук наставников" [8].
В старших классах Пансиона преподавали лучшие профессора Московского университета, крупные ученые. Воспитанники Пансиона, некоторые из которых поступили в университет (в 1830 г. студентом политического, а затем словесного отделения стал Лермонтов), и студенты Московского университета имели общнх учителей. Так, М.А. Максимович, ученик М. Г. Павлова, магистр физико-математических наук, затем профессор ботаники Московского университета, в годы учебы Лермонтова в Пансионе преподавал естественную историю. Его научные труды. их диалектические идеи были восторженно восприняты любомудрами. В.Ф. Одоевский ввел Максимовича в круг Д. Веневитинова и И. Киреевского. М.А. Максимович оказал большое влияние на Герпеиа, слушавшего его лекции в Московском университете и написавшего под его влиянием свои первые естественнонаучные работы. В.Ф. Одоевский в годы учебы в Пансионе был "любимейшим учеником" КИ Давыдова [9]. По учебным пособиям Давидова (по истории философии, теории познан и» и лога ке) зан и м алея в старши х кл ас сах П анс нон а Л е р-монтов, Павлов, Максимович, Дяльконский, Давыдов пользовались большой популярностью в среде студенческой молодежи в годы учебы в Московс-ком университете Лермонтова, Белинского, Герцена, Станкевича. Интересно, что ДядьковскиЙ [10] был домашним учителем Д. Веневитинова, Все вышесказанное позволяет поставить вопрос об эпохальном типеобраэоваиности человека Лермонтове кой эпохи, типе его интеллектуальной и духовной культуры. Охарактеризуем некоторые основные черты этого типа.
1. Общеевропейский характер образованности, европеизм, ориентация на западную культуру в самом широком смысле. "Совместное действие важнейших государств Европы участвовало » образовании нашего просвещения, приготовило ему характер общеевропейский и вместе дало возможность будущего влияния на всю Европу'" [11], - писал И. Киреевский. Русские люди 20-30-х гг. проделали огрбмную внутреннюю работу по осмыслению исторического к духовного опьгга Западной Европы, предопределившую необыкновенную интенсивность развития нацно-на тьного самосознания.
Широкое знакомство Лермонтова с западноевропейской философской и художественной мыслью стало возможным благодаря тому, что он владел европейскими языками - французским, немецким, английским. Белинский, посетивший поэта в ордонанс-гаузе, где он находился за дуэль с Барантом, был восхищен гем, как он блестяще образован. В письме
к Боткину он писал: "...Он а образовании подальше Пушкина. Он слан но знает по-немецки и Ген* почти всего наизусть дует. Байрона режет тоже в подлиннике" [12J.
2. Характерной чертой ментальное™ русской интеллигенции лермонтовской эпохи была философская рефлексия. Философские идеи органически входили а ее духовный мир. Философская мысль была [ранью художественного миросозерцания Веневитинова, В. Одоевского, Лермонтова, Тютчева, Герцена.
В то время как в российских университетах после восстания декабристов были упразднены кафедры философии, в МУБП большое внимание уделялось философскому образованию, прежде всего нравственной философии. В основе учебных пособий по истории философии ("Опыт руководства к истории философии") и логике ("Начальные основания логики"), автором которых был И.И. Давыдов, была его докторская диссертация о философии Ф. Бэкона "О преобразовании в науках, произведенном Баконом" [13]. Пансионеры делали переводы из античных философов, Ф. Бэкона, Монтеня, Паскаля. Ларошфуко, Лабрюйера, Венса, Руссо и др. Проводником диалектических идей немецкой философии в Пансионе и Московском университете был М.Г. Павлов.
Именно в 20-30-е гг. складывается особый, наци Он&льный 1ип философствования. Его можни охарактеризовать словами И, Бердяева: "Мое философское мышление не наукообразное, не рационально-логическое, а интуитивно-жизненное, в основании его лежит духовный опыт" [14]. Характерно, что одной из духовных родин философа наряду с Толстым и Достоевским были Лермонтов и Герцен.
Для русских мысли телей был характерен особый способ познания жизни ''отдельными наблюдениями", афоризмами в отличие от"системаггиков". "Систематикам" ("от Аристотеля и до Спинозы и Гегеля") 'i. 'lo. ic той црчтиы 'П.: и ,":г. гт ¡ pyi па гип мьв ii'i лей, к которому он относил многих философов древности, французских моралистов с характерным для них афористическим способом мышления [15].
В умственной атмосфере Пансиона было особое пристрастие к философам второго типа.
3. Амтиномичность мышления, его диалогический характер, открытость по отношению к развивающей с я действительное ги.
Одннм из любимейших философов у преподавателей Пансиона и их воспи ганников был Платон с его "Диалог ами . Излюбленным жанром в литературных опытах пансионеров был жанр разговора, восходящий к античной т радиции диалога, спора. Разговору отводилась особая роль в развитии диалектического мышления у воспитанников. А.Ф. Мерзляков писал: "Писатель разговора всегда имеет выгоду перед писателем обыкновенных философских рассуждений: он может показать истину из разных точек зрения. Самые отвлеченные материи могут быть объяснены в виде диалога..." [I6J
Вестник ТГПУ. ¡999. Выпуск 6(15). Серия ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)
Жанр разговора был связан с афористической культурой. Веерные афоризм как мегсд познания г спосЫ^ мышления был исследован Ф. Бэконом [17]. Афористическая мысль, как правило, раскрывается в оппозициях, в движении противоречий, отражая присущий человеку ант иномический характер познания, его диалогичность н незавершен кость.
Одним из источников интереса к афоризму, диалогу, разговору в атмосфере Пансиона была также нечеткая романтическая культура. К жанру разговора обращаются Шеллинг, Ф, Шлепель. В немецкой роматической философии и эстетике угверждаегся
диалогический характер творчества и познания, идеал открытого фрагментарногофилософствовання, не связанного жесткой формой какой-либо системы. Прообраз такого философствовання видится в творчеств Платона.
Даныдпв, Павлов, Максимович, испытавшие влияние шеллингианства, некоторые свои научные сочинения, в том числе адресованные пансионерам, пишут в форме афоризмов, разговора.
К диалогу, разговору как художественной форме обращаются в своем творчестве Д. Веневитинов, В. Одоевский, Лермонтов, I ерцеи.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.; Назарова Л.Н, Столыпины // Лермонтовская энциклопедия (ЛЭ).~ М.. 1991.- С. 550
2. См.: Шевырев С. Антон Антонович Проколович-Литовский. Воспоминания, посвященные воспитанникам Университетского благородного пансиона,- S'., 1В40.
3. Прокопович-Антонс*«& А.А. О воспитании // Утренняя заря. Труды воспитанников Университетского благородного пансиона -М. 1807- Кн V- С. 55.
4. См.: Мурьянов М.Ф. Московский университетский благородный пансион // ЛЭ - М., 1ЙЙ1.- С. 290.
5. Программы из вышних классов Университетского благородного пансиона. Для испытания воспитанников, окончивших куре ■увечий назначенных к выпуску.- м , 1&2Э.
& 01(!вырев С Указ, сон,- С 23.
7. Московский Университетский благородный пансион эпохи Лермонтова {из неизданных воспоминаний графа Д.А. Милютина). Публикация Н Л. Бродского Ц М.Ю. Лермонтов. 4Статьи и материалы.- М., 1939.- С. 11-
8. Шеяыре«С. Указ соч - С. 21
9 Так называл А Одоевский своего двоюродного брата В. Одоевского в письие к нему от 2 марта 1023 г См.' Русская старина -1901.-Февраль.- С. 375,
10. О мировоззрении И.Е. Дядьковского см.: Микулинскнй С.Р, НЕ Дчдьковский - М„ 1951: Ши/мнисЮА Врач-философ И Е.Дядь-хсвскнй.- Л., 1951: Лушннков А. Г. Мировоззрение И.Е. Дядьковского // Дядыговский НЕ. Сочинения Вопросы общей патологии.
11 Киреевский И В Обозрение русской словесности 1529 год // Киреевский И.В. Избранные статьи - М.. .1984- С. 61.
12. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т - М.. 19А9,- Т. 9,- С. 365.
13 См Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета (1755-1в55).-М., 1855-■ I,- С. 279.
14. Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики - Париж, 1947,- С. 9-
!5. Толстой П.Н. Полное собрание сочинений,- М.-Л., 1930.- Т. 40,- С. 218.
16. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических, изданная для благородных "воспитанников Московсжо! о университетскрго пансиона профессором А Мерэляковым- М., 1828 - С. 55.
17. См.: Федоре иго Ч.Г, Соксяьскач f\,A. Афорис^ика,- М., 1990. С. 95.
ЯЛ. Тюршш
ПОРТРЕТЫ П,Ф, ГШЕШАНОВА В КОЛЛЕКЦИИ ТОМСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Томский художествениый музей
НАлк'чце ь коллекция музей шести портретов кисти академика П Ф. Пне ¡Панова предполагает иеоохо-димость более глубокого знакомства с творческой деятельностью этого художнику.
ГТа&ел Федорович Плешанов (1Е39-!882) в 1860-е гг., в период создания портрётов, находящихся в нашей коллекции, был фигурой достаточно из-вестной и даже значительной в академических кру-
гах. Имя его приобретает некий нарицательный характер. "В Спасе ворочают Плешаковы и прочие''. -пишет П, Чистяков П.Третьякову [I]. В храме Христа спасителя Плешанов ныполнт десятки образов, ни один из которые не дошел до нашего времени.
В 1860-е гг., когда уже выразительно проявилось реалистическое направление в исторической живописи, творчество П. Плешанова являет яркий пример