Научная статья на тему 'Московский университет в судьбе Я. П. Полонского'

Московский университет в судьбе Я. П. Полонского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я.П. ПОЛОНСКИЙ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СТИХИ / ПРОЗА / ВОСПОМИНАНИЯ / YA.P. POLONSKY / MOSCOW STATE UNIVERSITY / CREATIVE PERSON / NATIONAL CHARACTER / RUSSIAN LITERATURE / VERSES / PROSE / MEMOIRS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моклецова Ирина Васильевна

Статья посвящена теме влияния Московского университета на становление многих поколений русских людей на примере личности известного русского поэта, писателя, мемуариста и общественного деятеля Я.П. Полонского. Старейшее высшее учебное учреждение страны оказало мощное воздействие как на уровень профессиональной подготовки студентов, так и на формирование их духовно-нравственной, философской, идейно-общественной позиции. Университет давал возможность обучаться выходцам из самых разных слоев общества, что способствовало демократизации русской культуры и искусства, быстрому развитию науки и образования, что коренным образом сказалось на положении всего народа. Источником по университетской жизни 1830-1840-х годов послужили разножанровое творчество Полонского и воспоминания выпускников, оставивших свой след в развитии русской культуры, науки и образования. Для Полонского университет стал важнейшим этапом в жизни и творческой биографии, познакомил с выдающимися людьми того времени, профессионально подготовил для дальнейшей деятельности. Разнообразие мнений по самым острым вопросам русской действительности, с которыми Полонский столкнулся в университете (религия и атеизм, славянофильство и западничество, консерватизм и либерализм, романтизм и реализм), позволили ему выработать жизненные принципы, которым он следовал до конца своих дней. Московский университет укрепил, отшлифовал в дружеском общении с талантливыми, умными, образованными людьми такие личные качества поэта, как благородство помыслов, возвышенность чувств, душевная чистота. В статье отмечается важная роль И.С. Тургенева в творческой судьбе и биографии Полонского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow University in the life of Ya.P. Polonsky

The article deals with the subject of the influence of Moscow University on the formation of the whole generations of the Russian people, and is a case study of the identity of the famous Russian poet, writer, memoirist and public figure Ya.P. Polonsky. The oldest educational institution of the country had a powerful impact both on the professional standard of students, and on the formation of their spiritual and moral, philosophical, ideological viewpoints and public position. The university gave a chance to study to people of all walks of life, promoting the democratization of the Russian culture and art, fast development of science and education which, in its turn, radically affected the position of all people. Polonsky’s works of different genres, as well as the memoirs of university graduates who left an imprint on the development of the Russian culture, science and education, served as a source of information about the university life of the 1840-1850th.For Polonsky Moscow University marked an important stage in his life and creative biography; it introduced him to the outstanding people of that time, professionally prepared for further activity. A wide variety of approaches to the most sensitive issues of Russian life, which Polonsky observed while at university (religion a nd at heism, Slavoph ilism a nd Wester n ism, conser vat ism a nd liberalism, romanticism and realism), allowed him to develop his life principles which he followed all through his life. Communication with Moscow University talented, clever, educated people contributed to the development of Polonsky as a poet with noble aspirations, delicacy of feeling and thought, purity of spirit. In the article the important role of I.S. Turgenev in Polonsky’s personal and creative life is mentioned.

Текст научной работы на тему «Московский университет в судьбе Я. П. Полонского»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4

И.В. Моклецова

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СУДЬБЕ Я.П. ПОЛОНСКОГО1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Статья посвящена теме влияния Московского университета на становление многих поколений русских людей на примере личности известного русского поэта, писателя, мемуариста и общественного деятеля Я.П. Полонского. Старейшее высшее учебное учреждение страны оказало мощное воздействие как на уровень профессиональной подготовки студентов, так и на формирование их духовно-нравственной, философской, идейно-общественной позиции. Университет давал возможность обучаться выходцам из самых разных слоев общества, что способствовало демократизации русской культуры и искусства, быстрому развитию науки и образования, что коренным образом сказалось на положении всего народа. Источником по университетской жизни 1830-1840-х годов послужили разножанровое творчество Полонского и воспоминания выпускников, оставивших свой след в развитии русской культуры, науки и образования.

Для Полонского университет стал важнейшим этапом в жизни и творческой биографии, познакомил с выдающимися людьми того времени, профессионально подготовил для дальнейшей деятельности. Разнообразие мнений по самым острым вопросам русской действительности, с которыми Полонский столкнулся в университете (религия и атеизм, славянофильство и западничество, консерватизм и либерализм, романтизм и реализм), позволили ему выработать жизненные принципы, которым он следовал до конца своих дней. Московский университет укрепил, отшлифовал в дружеском общении с талантливыми, умными, образованными людьми такие личные качества поэта, как благородство помыслов, возвышенность чувств, душевная чистота. В статье отмечается важная роль И.С. Тургенева в творческой судьбе и биографии Полонского.

Ключевые слова: Я.П. Полонский; Московский университет; творческая личность; национальный характер; русская литература; стихи; проза; воспоминания.

Моклецова Ирина Васильевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: imokletsovamsu@yandex.ru).

1 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в 2018 г. «Литературное наследие Я.П. Полонского: исследование и комментарий» № 17-04-00501 ОГН\18.

Московский университет является старейшим учреждением такого типа в России, на протяжении более чем 260-летней истории он играет важную роль в формировании образованного общества в стране. С момента создания его мощное воздействие сказывается не только на уровне профессиональной подготовки студентов, но и на выработке их духовно-нравственной, философской, идейно-общественной позиции. Как и в наше время, в XIX в. господствовавшие в университете идеалы по-разному воспринимались преподавателями и учащейся молодежью, но для большинства они выражались в принадлежности к передовой научной корпорации, призванной направлять общественные потоки и формировать профессиональное сообщество в различных сферах национальной жизни.

Память об университетских годах нашла отражение в воспоминаниях выпускников, среди которых оказалось много выдающихся творческих, государственных и общественных деятелей, прославивших свою alma mater. Время пребывания в университете с любовью вспоминали русские знаменитости, получавшие образование и вступавшие в жизнь в знаменательные 1840-е годы: Я.П. Полонский [Яков Петрович Полонский: Личность и творчество в истории русской культуры, 2014], А.А. Фет, А.Д. Григорьев, А.Н. Афанасьев, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин и др.2

Московский университет достиг своего расцвета к середине XIX в. Это стало возможным благодаря столетнему накоплению достижений предшественников в период становления различных отраслей естественнонаучных и гуманитарных знаний XVIII - начала XIX в. в России, удачной академической и культурной политике русского правительства в первую очередь в связи с принятием Общего университетского устава 1835 г. и усилиям научно-образовательной корпорации в период 1830-1840-х годов. Особенностью нового этапа университетского образования явилась большая независимость университетских советов, которые самостоятельно разрабатывали учебные планы в соответствии с новыми задачами подготовки студентов по всем специальностям. К середине века выросло несколько поколений учащейся молодежи, которая пришла в науку, образование, медицину, экономику, промышленность, транспорт3.

2 Московский университет в воспоминаниях современников / Сост. Ю.Н. Емельянов. М., 1989; Галахов А.Д. Сороковые годы. [Значение сороковых годов в нашем культурном прогрессе] // Галахов А.Д. Записки человека / Вступ. ст., сост., подг. текста и коммент. В.М. Боковой. М., 1999. С. 210-256.

3 См.: Шевырев С.П. История Императорского Московского университета. М., 1855.

Превосходных достижений добивается русская культура, заявившая о себе как о явлении мирового уровня. Русские писатели, композиторы, художники, театральные деятели (актеры, певцы, балетмейстеры, танцоры, балерины), журналисты, а также архитекторы, реставраторы, искусствоведы способствовали созданию национальных школ во всех сферах культуры. На многих отечественных достижениях лежит благотворная московская университетская печать, сам университет становится образцом для подражания других образовательных учреждений страны, неизменной точкой притяжения для талантливых людей.

В 1830-1840-е годы в Московском университете обучалось много творческой молодежи, в первую очередь будущих знаменитых литераторов, сыгравших видную роль в развитии не только отечественной словесности Нового времени, но и философии, имевшей до того времени преимущественно подражательный характер. Этот феномен получил свое название как «литературоцен-тризм» русской культуры [Кондаков, 2004], что значительно обогатило художественный процесс, генерировало новаторские подходы в его изучении, активизировало литературную журнальную и газетную критику, таким образом подготовив появление общественно резонансных представлений о значимости и ценности художественного слова в новых культурно-исторических реалиях. На этой основе стало развиваться и образование всех уровней, в том числе и высшее.

Одним из таких талантливых представителей поколения 1840-х годов был и остается Я.П. Полонский [Я.П. Полонский: Творчество. Судьба. Эпоха, 2015], на формирование личности которого Московский университет оказал определяющее воздействие, стал важнейшим этапом его творческой биографии, профессионально и морально подготовил для дальнейшей, как оказалось, - весьма непростой жизни. Разнообразие мнений, с которыми будущий Полонский столкнулся в университете, позволили ему окончательно выработать жизненные принципы, которым он неукоснительно следовал до конца своих дней. Благородство помыслов, возвышенность чувств, душевная чистота, нашедшие отражение в его творческом наследии, - эти личные качества великого русского поэта Московский университет только укрепил, отшлифовал в дружеском общении с талантливыми, умными, образованными людьми. Поэт высоко ценил свое приобщение к университетскому братству, о чем с благодарностью неоднократно вспоминал, а на закате своей жизни опубликовал мемуары «Мои студенческие воспомина-

ния», ставшие значительным вкладом в историю блистательной 4

культурной эпохи .

Жизнь Полонского в период обучения на юридическом факультете Московского университета в 1838-1844 гг. не была безоблачной, скорее, наоборот. Оказавшись в большом незнакомом городе, в одиночестве, без жилья и практически без средств к существованию после смерти родственницы, поначалу его приютившей, молодой человек научился преодолевать трудности и смог безошибочно определиться с призванием всей жизни - художественным творче-ством5.

В какой-то степени новые программы подготовки на юридическом факультете Московского университета подтолкнули художественно одаренного юношу к занятиям искусством слова, с первого курса получившего возможность с головой окунуться в мировую культуру6. На юридическом факультете ему преподавали не только право и богословские дисциплины, но и предметы общекультурного и общеобразовательного значения: русской и римской словесности, русской и всеобщей истории, российской и всеобщей статистики, физики, философии, политической экономии. Внимание уделялось современным иностранным языкам, музыке, танцам и фехтованию [Томсинов, 2010].

Интересным и достоверным источником в первую очередь по русской культуре и литературе XIX в., а также истории Московского университета той эпохи стали художественные и автобиографические произведения поэта. В них в полной мере отразилась неординарная творческая личность, незаурядный характер, нашел выражение русский взгляд на мир [Моклецова, 2015]. Переживания студенческого времени нашли отражение в многожанровом наследии Полонского, в стихах и прозе, которые стали лучшей автобиографией автора, что неоднократно отмечали исследователи [Полонский, 1906]. В общем потоке обсуждаемых проблем, разнообразии общественных мнений, разнонаправленных потоков жизни русского общества выстраивались его представления, национально глубоко укорененные, дополненные демократическими воззрениями. В лирическом герое поэзии Полонского, в героях его прозаических со-

4 Полонский Я.П. Мои студенческие воспоминания // Полонский Я.П. Сочинения: В 2 т. / Сост., вступит. ст. и коммент. И.П. Мушиной. М., 1986. Т. 2. С. 411-441.

5 Там же.

6 Табель распределения учебных предметов по факультетам и курсам на 1839/40 учебный год (юридический факультет) // ГИА г. Москвы. Ф. 418. Оп. 8. Д. 98. Л. 16об - 17об.

чинений воплощается русский национальный характер, что сильно, выразительно, правдиво, бесхитростно раскрывает духовный мир самого автора.

Полонский вырос в лоне русской традиционной культуры, впитав ее основное содержание - православный взгляд на мир, который способствовал выработке его духовных приоритетов и основанного на них мировоззрения, уважительному отношению к простому народу. Полонский по существу своего творчества вышел из пушкинской эпохи, он сохранил верность ее идеалам, отзываясь на них своей душой и талантом. В бытность его пребывания в Московском университете шло становление славянофильства, которое первоначально защищало самобытность и самодостаточность русской культуры в полемике с западниками, а впоследствии вылилось в одно из ведущих направлений отечественной философии. Полонский лично был знаком с людьми, воззрения которых и завязавшаяся между которыми полемика олицетворяют спор славянофилов и западников, - П.Я. Чаадаевым, А.С. Хомяковым, Т.Н. Грановским, Ф.И. Тютчевым, И.С. Тургеневым и др. [Линицкий, 2012]7.

В конце 1830-х годов Полонский прикоснулся еще к одному университетскому сообществу - кружку Н.В. Станкевича, оказавшему также сильное влияние на его взгляды и жизненную позицию. Его участниками были знакомые ему В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Ю.М. Самарин, под воздействием которых во многом сформировалась идейно-философское, литературное, общественное движение всей последующей жизни русского образованного общества. Одновременно с вполне традиционалистскими ценностями (вера, семья, служение отечеству) он разделяет западнические идеи общественного прогресса, социальной справедливости, которые дополнены у него христианскими смыслами и чувствами [Федосеева, 2014].

Литературная эпоха переживала обновление, поэты, писатели, литераторы, журналисты продолжали раздвигать горизонты возможностей литературы, журналистики, критики. Активность предшественников была велика, еще творили представители старшего поколения В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь готовил к печати один том «Мертвых душ» (был напечатан в университетской типографии в 1842 г.), гремела слава поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова. Вместе с тем вырастало целое поколение представителей так

7 См.: Фатющенко В.И. Программа курса «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 3. С. 104-120.

называемой натуральной школы, идейным его вдохновителем стал В.Г. Белинский. Оно было ориентировано на формирование реалистического типа художественного сознания: возникли новые представления о социальном детерминизме в мотивировках концепции личности, соотношении типологического и индивидуального, утверждался диалогизм и психологизм в литературе. Немалый интерес представляли также подходы к выражению специфики соотношения позиций автора и героя, развитию и дальнейшей дифференциации жанровой системы русской словесности.

Учитывая переходный характер русской литературы от романтизма к реализму в 1830-1840-е годы, в эстетическое сознание Полонского прочно вошло сочетание романтико-реалистических представлений, придав в дальнейшем его творчеству неповторимую индивидуальность. Романтической стилистике лирического языка Полонского в конце века учился А.А. Блок, впоследствии трансформировав традицию в ее новом понимании, соединив десятилетия развития русской поэзии. Тема поколения конца 1830-1840-х годов особо запечатлена еще в одном своеобразии переходной эпохи - в жанровом поиске Полонского, который работал как в поэтических (песня, элегия, послание, поэма, роман в стихах), так и прозаических (рассказ, повесть, роман), и мемуарных жанрах (воспоминания, автобиографический рассказ) [Моклецова, 2017].

В период обучения в Московском университете состоялась встреча Полонского с А.А. Фетом, А.А. Григорьевым, И.С. Тургеневым, которые стали его первыми благодарными читателями и добросердечными критиками. Каждый из них сыграл важную роль в становлении юного поэта, обладал своим ярко выраженным художественным дарованием и сильным характером. В таком окружении начинающему автору можно легко было попасть под чужое влияние в ущерб своей индивидуальности, но этого не произошло. Личность Полонского шлифовалась в этом поэтическом соперничестве: поэт утверждался в своих творческих возможностях, «пел» своим голосом, обретая собственную аудиторию и по-своему откликаясь на движения своей души и запросы времени [Затеева, Новокрещенных, 2014].

Одним из первых в 1841 г. отозвался на талант Полонского Тургенев, который смог разглядеть в его ранних поэтических опытах подлинный лиризм и услышать неповторимую авторскую интонацию: «Худо ли, хорошо ли он поет, но поет уж точно по-своему... Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную, смесь простодушной грации, свободной образности языка, на

котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости»8. Впоследствии между ними возникла настоящая дружба, которая продлилась без малого 40 лет до кончины Ивана Сергеевича в 1883 г. Полонский и сам проявил верность в дружбе, горько оплакивал уход писателя из жизни, оставил о нем взволнованные сердечные воспоминания, показывающие русского «европейца» как с творческой, так и человеческой духовно-нравственной стороны9.

Можно утверждать, что даровитая натура Полонского раскроется во всей полноте под влиянием дружбы именно с Тургеневым. В свой приезд в имение Тургенева Спасское-Лутовиново в 1881 г. Полонский успешно проявит еще одну грань своего таланта - способность к рисованию, хотя рисовал он и ранее, но скупо, словно прикровенно. До нас дошло 13 этюдов маслом его кисти, сделанных в последнюю встречу друзей [Фонякова, 1976].

В отсутствие Тургенева с его разрешения семья Полонских посетит это имение и в следующем году. Проведенное там время поэт посвятит зарисовкам с натуры, оставив после поездки своеобразный живописный дневник, полный чувств и переживаний, связанных с памятью о Тургеневе. Такое обилие картин указывает на то, что Полонский, переживший в гимназический период психологическую травму, связанную с рисованием, в живописи раскрылся именно в отношениях с Тургеневым, считая его одним из своих самых близких людей [Яков Петрович Полонский - художник. URL: http://info. rounb.ru/elbibl/el_res/Polonskii_cd/art.htm].

Не случайно на закате жизни Полонский возвращался к воспоминаниям о Московском университете, который занимал в его жизни значимое место. Здесь он обрел не только веру в свои творческие силы, бескорыстную дружескую поддержку, но и обширные знания по юриспруденции, истории, культуре, в немалой степени благодаря которым сформировался как незаурядная личность. Интеллектуализм университетского сообщества отложил на Полонском отпечаток подлинной интеллигентности, которая всегда его отличала. Годы, проведенные в Московском университете, позволили Полонскому войти в круг выдающихся деятелей эпохи 1830-1840-х годов, стать участником коренных изменений российской действительности.

8 Полонский Я.П. Стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. Б.М. Эйхенбаума. Л., 1957. С. 36-37.

9 См.: Полонский Я.П. И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину // Полонский Я.П. Проза / Сост., вступ. ст., примеч. Э.А. Полоцкой. М., 1988. С. 394-480.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Затеева Т.В., Новокрещенных Е.Г. Автобиографическая проза русских поэтов XIX века: А.А. Григорьев, Я.П. Полонский, А.А. Фет. Улан-Удэ, 2014. 128 с.

2. Кондаков И.В. «Образ мира, в слове явленный»: Волны литературоцентризма в истории русской культуры // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004. С. 229-293.

3. Линицкий П.И. Славянофильство и либерализм (западничество): Опыт систематического обозрения. М., 2012. 260 с.

4. Моклецова И.В. «Русская идея» в творчестве Я.П. Полонского // Язык. Культура. Коммуникация: Сборник научных трудов / Научный редактор В.З. Демьян-ков. М., 2015. С. 458-461.

5. Моклецова И.В. Мемуарное наследие Я.П. Полонского в контексте романтической традиции 1820-1840-х гг. // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2017. № 4 (57). С. 167-171.

6. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века: Учебное пособие. М., 2010. 336 с.

7. Федосеева Т.В. Творчество Я.П. Полонского: О направлениях современного изучения // Вестн. Рязан. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2014. № 8 (44). С. 66-84.

8. Фонякова Н.Н. Спасское-Лутовиново в этюдах Полонского // Литературное наследство. Т. 76. М., 1976. С. 605-630.

9. Я.П. Полонский: Творчество. Судьба. Эпоха (посвящается 195-летию со дня рождения поэта) / Сост. и науч. ред. Т.В. Федосеева. Рязань, 2015. 356 с.

10. Яков Петрович Полонский - художник. URL: http://info.rounb.ru/elbibl/el_res/ Polonskii_cd/art.htm (дата обращения: 11.05.2018).

11. Яков Петрович Полонский: Его жизнь и сочинения: Сб. историко-литературных статей / Сост. В.И. Покровский. М., 1906. 480 с.

12. Яков Петрович Полонский: Личность и творчество в истории русской культуры / Под ред. Л.В. Чикурина. Рязань, 2014. 208 с.

Irina V. Mokletsova

MOSCOW UNIVERSITY IN THE LIFE OF YA.P. POLONSKY

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article deals with the subject of the influence of Moscow University on the formation of the whole generations of the Russian people, and is a case study of the identity of the famous Russian poet, writer, memoirist and public figure Ya.P. Polonsky . The oldest educational institution of the country had a powerful impact both on the professional standard of students, and on the formation of their spiritual and moral, philosophical, ideological viewpoints and public position. The university gave a chance to study to people of all walks of life, promoting the democratization of the Russian culture and art, fast development of science and education which, in its turn, radically affected the position of all people. Polonsky's works of different genres, as well as the memoirs of university graduates who left an imprint on the

development of the Russian culture, science and education, served as a source of information about the university life of the 1840-1850th.

For Polonsky Moscow University marked an important stage in his life and creative biography; it introduced him to the outstanding people of that time, professionally prepared for further activity. A wide variety of approaches to the most sensitive issues of Russian life, which Polonsky observed while at university (religion and atheism, Slavophilism and Westernism, conservatism and liberalism, romanticism and realism), allowed him to develop his life principles which he followed all through his life. Communication with Moscow University talented, clever, educated people contributed to the development of Polonsky as a poet with noble aspirations, delicacy of feeling and thought, purity of spirit. In the article the important role of I.S. Turgenev in Polonsky's personal and creative life is mentioned.

Key words: Ya.P. Polonsky; Moscow State University; creative person; national character; Russian literature; verses; prose; memoirs.

About the author: Irina V. Mokletsova - Dr.habil. in Philology, Associate Professor, Professor at Department of Comparative Studies in Literatures and Cultures, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: imokletsovamsu@yandex.ru).

REFERENCES

1. Zateeva T.V., Novokreshchennykh E.G. 2014. Avtobiograficheskayaproza russkikh poetovXIXveka: A.A. Grigor'ev, Ya.P. Polonskii, A.A. Fet [Autobiographic prose of Russian poets of the 19th century: A.A. Grigor'ev, Ya.P. Polonskii, A.A. Fet]. Ulan-Ude, Izd-vo Buryatskogo gosuniversiteta. 128 p. (In Russ.)

2. Kondakov I.V. 2004. «Obraz mira, v slove yavlennyi»: Volny literaturotsentrizma v istorii russkoi kul'tury ["The image of the world, showed in word": Waves of literary centrism in the history of Russian culture]. Tsiklicheskie ritmy v istorii, kul'ture, iskusstve [Cyclic rhythms in history, culture, art]. Moscow, Nauka, pp. 229-293. (In Russ.)

3. Linitskii P.I. 2012. Slavyanofil'stvo i liberalizm (zapadnichestvo): Opyt sistematicheskogo obozreniya [Slavophilism and liberalism (occidentalism): Essay of systematic review]. Moscow. 260 p. (In Russ.)

4. Mokletsova I.V. 2015. «Russkaya ideya» v tvorchestve Ya.P. Polonskogo ["Russian idea" in works of Ya.P. Polonsky]. In V.Z. Dem'yankov (ed.) Yazyk. Kul'tura. Kommunikatsiya: Sbornik nauchnykh trudov [Language. Culture. Communication: a collection of scientific works]. Moscow, TEZAURUS, pp. 458-461. (In Russ.)

5. Mokletsova I.V. 2017. Memuarnoe nasledie Ya.P. Polonskogo v kontekste romanticheskoi traditsii 1820-1840-kh gg. [Memorial heritage of Ya.P. Polonsky in the context of romantic tradition of 1820-1840s]. Vestn. Ryazan. gos. un-ta im. S. A. Esenina, no. 4 (57), pp. 167-171. (In Russ.)

6. Tomsinov V.A. 2010. Yuridicheskoe obrazovanie iyurisprudentsiya vRossii vo vtoroi treti XIXveka: Uch. Posob [Legal education and jurisprudence in Russia in the 2nd third of the 19th century: Tutorial]. Moscow, 336 p. (In Russ.)

7. Fedoseeva T.V. 2014. Tvorchestvo Ya.P. Polonskogo: O napravleniyakh sovremennogo izucheniya [Creative works of Ya.P. Polonsky: areas of modern study]. Vestn. Ryazan. gos. un-ta im. S.A. Esenina, no. 8 (44), pp. 66-84. (In Russ.)

8. Fonyakova N.N. 1976. Spasskoe-Lutovinovo v etyudakh Polonskogo [Spasskoe-Lutovinovo in essays of Polonsky]. Lit. nasledstvo [Lit. heritage]. Vol. 76. Moscow, pp. 605-630. (In Russ.)

9. Ya.P. Polonskii. Tvorchestvo. Sud'ba. Epokha (posvyashchaetsya 195-letiyu so dnya rozhdeniya poeta) [Ya.P. Polonsky. Creative works. Destiny. Era (dedicated to the 195-th anniversary of the poet]. 2015. In T.V. Fedoseeva (ed.). Ryazan', Ryaz. gos. un-t imeni S.A. Esenina, 356 p. (In Russ.)

10. Yakov Petrovich Polonskii - khudozhnik [Yakov Petrovich Polonsky]. URL. http.// info.rounb.ru/elbibl/el_res/Polonskii_cd/art.htm (accessed. 11.05.2018). (In Russ.)

11. Yakov Petrovich Polonskii. Ego zhizn' i sochineniya. Sb. istoriko-literaturnykh statei [Yakov Petrovich Polonsky. his life and works. Collection of historical and literary articles]. 1906. In V.I. Pokrovskii (red.). Moscow, 480 p. (In Russ.)

12. Yakov Petrovich Polonskii. Lichnost' i tvorchestvo v istorii russkoi kul'tury [Yakov Petrovich Polonsky. personality and creative works in the history of Russian culture]. 2014. In L.V. Chikurin (ed.). Ryazan', Pervopechatnik, 208 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.