Научная статья на тему 'Московский международный кинофестиваль на страницах журнала «Советский экран» (1959-1969 гг. ): гендерный анализ'

Московский международный кинофестиваль на страницах журнала «Советский экран» (1959-1969 гг. ): гендерный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1155
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLITICS / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГЕНДЕРА / GENDER REPRESENTATION / КИНОФЕСТИВАЛЬ / FILM FESTIVAL / "KHRUSHCHEV THAW" / ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жидкова Наталья Геннадьевна

Рассматривается, как изменяются правила репрезентации Московского международного кинофестиваля в 60-е гг. на страницах журнала «Советский экран». Автор анализирует взаимосвязь между отношением к мероприятию официальных властей и визуальным и вербальным канонами репрезентации мужественности и женственности на страницах одного из самых массовых журналов о кино на советском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow International Film Festival in «The Soviet Screen» («Sovietski Ekran») magazine (1959-1969): gender analysis

The article considers the ways of Moscow International Film Festival representation rules change in 1960s in «The Soviet Screen» («Sovietski Ekran») magazine pages. The author analyzes the interconnection between the official authorities’ attitude towards the event, and visual and verbal canons of masculinity and femininity in the pages of one of the most popular magazines devoted to the cinema in the Soviet space.

Текст научной работы на тему «Московский международный кинофестиваль на страницах журнала «Советский экран» (1959-1969 гг. ): гендерный анализ»

14. Право на имя: биографии XX века. Биографический метод в социальных и исторических науках : Междунар. чтения памяти В. В. Иофе : сб. докл. СПб. : НИЦ «Мемориал» : ЦНСИ : ЕУ СПб, 2004. 192 с.

15. Природа ребенка в зеркале автобиографии : учеб. пособие по педагогической антропологии / под ред. Б. М. Бим-Бада, О. Е. Кошелевой. М. : Изд-во УРАО, 1998. 431 с.

16. Пушкарёва Н. Л. «Странные мужчины» в русской национальной традиции // Государственный фольклорный центр «Астраханская песня». Научный отдел : материалы конференций. URL: http://www.astrasong.ru/c/science/article/348/ (дата обращения: 03.01.2014).

17. Радина Н. К., Никитина А. А. Социальная психология мужественности : социально-конструктивистский подход. М. : БОРГЕС, 2011. 172 с.

18. Радина Н. К., Павлычева Т. Н. «Значимые» в историях жизни выпускников интернатных сиротских учреждений // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 124—135.

19. Рикёр П. Повествовательная идентичность // Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика : (московские лекции и интервью). М. : Academia, 1995. С. 19—37.

20. Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб. : Речь, 2000. 347 с.

21. Тартаковская И. Н. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Гендерные исследования. 2000. № 4. С. 246—265.

22. Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов : пер. / под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. С. 140—165.

23. Эйдельман Т. Автобиография. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 6032bbff-78f6-c764-3048-81e3fb637f9b/1002876A.htm (дата обращения: 03.01.2014).

24. Encyclopedia of Men and Masculinities / ed. by M. Flood, J. K. Gardiner, B. Pease, K. Pringle. New York : Routledge, 2007. 744 с.

25. Levant R., Richmond K. A review of research on masculinity ideologies using the Male Role Norms Inventory // J. of Men's Studies. 2007. Vol. 15, № 2. P. 130—146.

ББК 76.025.2

Н. Г. Жидкова

МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «СОВЕТСКИЙ ЭКРАН» (1959-1969 гг.): ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ

В 1959 г. в Москве впервые состоялся международный кинофестиваль1. Принципиально новое мероприятие, отличающееся от каких-либо предшествующих событий в мире советского кино, активно отражалось в СМИ. Правила подачи материала о кинофестивале сформировались не сразу. Тем интереснее наблюдать процесс формирования визуальной и вербальной фестивальной идеологии в советских журналах. Как отражалась в СМИ тема Московского международного кинофестиваля (ММКФ), как складывались правила репре-

© Жидкова Н. Г., 2014

1 Фактически в первый раз международный кинофестиваль в Москве состоялся в 1935 г., но периодическим культурным событием стал только с 1959 г.

зентации этого события на протяжении 1959—1969 гг.? Какие особенности репрезентации мужественности и женственности сформировались на страницах журналов, посвященных кинофестивалю?

Основой данного исследования является журнал «Советский экран» за 1959—1969 гг., первое десятилетие существования ММКФ. В это время издавались и другие журналы, связанные с киноискусством, например «Кино и культура» или «Кино». Но только «Советский экран» являлся на тот момент самым массовым журналом о кино, имел сравнительно большой тираж (см. диаграмму). Другие журналы, которые издаются и до настоящего времени, имели небольшой тираж и были направлены на довольно узкую аудиторию. Например, журнал «Искусство кино» позиционировался как орган советской кинокритики и имел не столь обширный тираж. Этот журнал предлагал в первую очередь профессиональный взгляд на киноискусство. По словам известного кинокритика и историка кино М. Туровской, «тощий и бледный» журнал «Искусство кино» отличался профессионализмом и предоставлял возможность заглянуть в западный мир киноискусства, хоть и сквозь призму идеологии [21].

|2 200 000

1969

|2 500 000

1967

1 600 000

1965

1500 000

1963

400 000

1961

250 000

1959

Тираж журнала «Советский экран», 1959—1969 гг., экз.

Гендерные исследования репрезентации образов мужественности и женственности в СМИ охватывают разные эпохи, направления и специализации [7, 19, 20]. Общим местом этих исследований является признание того факта, что СМИ играют значительную роль в конструировании гендерных идентичностей. СМИ были и остаются агентами влияния, несмотря на отсутствие прямой ген-дерной спецификации (как в исследуемом случае).

Правила и нормы визуального и вербального отображения женских и мужских образов, вслед за российскими исследователями (см.: [7]), будут определены в данной статье как канон репрезентации. Априори считается, что к

концу 50-х гг. сложился определенный социалистический советский канон репрезентации мужских и женских образов на страницах журналов.

В поиске новой идентичности

Конец 50-х — начало 60-х гг. ХХ в. — эпоха перемен в значимых сферах общественной жизни для СССР, да и для многих стран социалистического лагеря. Как писал Дж. Боффа, «общим было стремление изменить экономические цели и общие черты, уменьшить капиталовложения, чтобы повысить уровень потребления... больше уделять внимания уровню жизни» [1, с. 451]. Эпоха оттепели начала отсчет формирования некоторой потребительской культуры советского человека [12]. Стала увеличиваться доля легкой промышленности, вырос выбор возможностей в проведении досуга рядовых граждан.

Перемены состояли не только в виде частичной экономической и политической либерализации. Имеется в виду частичная либерализация гендерной политики, расширение сферы индивидуальной свободы, стремление к состоянию, которое И. Кон обозначил как «автономизацию и индивидуализацию» [10, с. 118, 176—177]. Создавалось новое пространство, которое если не противопоставлялось традиционному, то значительно отличалось от него. Происходило «формирование специфической неформальной публичной сферы, то есть дискурса, оппонирующего официальному» [9, с. 303]. Автономная личность в поиске идентичности требует информацию для формирования индивидуальности, исходящую не от государства. Естественную подпитку в виде готовых нормативов, имеющих неэтатистское происхождение, дала сфера культуры. Речь идет о таком важном источнике информации по культурным канонам, потребительским ценностям, как литература, музыка, кино и т. д.

Литературный прорыв оттепели подарил новые ориентиры для поиска моделей поведения и саморепрезентации. Так, в 60-е гг. советские читатели открывают для себя новые имена в литературе — Э. Хемингуэя и Э. М. Ремарка, в творчестве которых доминирует тема индивидуальной свободы. В 1962 г. состоялась первая публикация работ А. И. Солженицына. Феномен «музыки на костях», самодельных записей на рентгеновских снимках, во многом определял музыкальную неформальную культуру крупных советских городов, впустив в повседневную жизнь множество музыкальных направлений, далеких от советского официоза. Кино к концу 50-х гг. становится важным транслятором западных культурных ценностей, нетрадиционных для советского общества ген-дерных идентичностей. Трофейные ленты, попавшие в российский прокат в послевоенное время, подготовили почву для интегрирования новых стандартов поведения. Трофейные американские, немецкие, итальянские ленты стали неформальным «окном» в мир западного общества, с иными потребительскими канонами, другими женскими и мужскими идентичностями, с чуждыми советскому строю образами одиночек, индивидуалов, противостоящих обществу. По словам И. Бродского, «одни только четыре серии "Тарзана" способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущёва на XX съезде» [2].

Важным агентом формирования новой культуры потребления, альтернативных ценностей и представлений о частной и общественной жизни становятся международные культурные мероприятия. С 1946 г. в Карловых Варах начинает функционировать Первый Международный кинофестиваль социалисти-

ческих стран. В 1957 г. в Москве проходит Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором состоялись первые массовые кинопоказы лент зарубежного производства [11]. Можно сказать, с этого момента стартуют массовые разрешенные контакты с западной культурой. Границы неожиданно стали более проницаемы и для представителей советской власти. В 1959 г. Н. С. Хрущёв посещает Америку и открывает возможности межкультурной коммуникации на официальном уровне2.

В целом изменение ценностных ориентиров советского человека было закреплено в Программе Коммунистической партии в 1961 г. Одна из глав Программы содержала моральный кодекс строителя коммунизма, построенный на гуманистических ценностях [15]. Смена идеологической парадигмы от экспорта революции к пропаганде советского строя заметно отразилась и на сфере кино. Мегазадача советского руководства изучаемого периода «догнать и перегнать» западный мир, мир капитализма, нашла свое отражение и в спорте, и в индустрии, и в покорении космоса. Кинопроизводство также не осталось в стороне. Воплощением торжества социалистического киноискусства призван был стать международный кинофестиваль в Москве.

Кинофестивали как капиталистический/социалистический проект

На первом этапе кинофестивального движения идеология играла определяющую роль. Один из статусных и респектабельных в настоящее время кинофестивалей — Венецианский, идеологическая машина Б. Муссолини, начал свою историю в 1932 г. как пропагандистский орган фашистского режима. В 30-х гг. в Европе было несколько попыток противопоставить ему мероприятие, равное по статусу. Первые попытки были не столь удачны, как у Муссолини. Так, в 1939 г. Каннский кинофестиваль возник как перспективный проект, но был отложен до 1946 г. В Москве в 1935 г. под покровительством И. Сталина состоялась премьера Московского кинофестиваля, который мог стать стартом новой культурной институции советского строя, но не стал. Хотя, по меткому замечанию М. Туровской, «кое-что... перепало и... зрителям» [21].

Политические послевоенные трансформации способствовали институ-ционализации кинофестивалей в первую очередь как пропагандистской и идеологической машины, лишь в дальнейшем произошло наполнение данного события иным функциональным значением. К примеру, ежегодное знаменательное событие для современного мирового кинематографа — Берлинский кинофестиваль — сперва был важным и знаковым для начального этапа холодной войны. Он был организован в 1951 г. при поддержке стран — военных союзников США, Великобритании и Франции на территории Западного Берлина как пропагандистское мероприятие и только со временем стал одним из крупнейших кинособытий Европы.

Помимо противостояния социалистическому лагерю, нельзя отрицать интеграционную роль кинофестивалей на поствоенном европейском пространстве. Ряд исследователей предполагают, что послевоенные кинофестивали явля-

2 Визит Н. С. Хрущёва состоялся в сентябре, уже после первого ММКФ, прошедшего в августе 1959 г.

лись проектом по восстановлению Западной Европы из руин войны [23]. Речь идет прежде всего о восстановлении социальной инфраструктуры.

Период конца 50-х — 60-х гг. интересен как особый этап становления мировой киноиндустрии. К концу 50-х мировое кинопроизводство претерпело ряд технологических революций, что удешевило кинопроцесс и позволило значительно повысить количество кинолент. Эти же технологические новинки позволили увеличить мощности советских кинофабрик. Число кинолент, снимаемых в СССР, возросло до 100 картин в год.

К концу 50-х гг. советская киноиндустрия уже могла противопоставить западному капиталистическому миру свои достижения. Советские режиссеры получили мировое признание. В 1958 г. фильм «Летят журавли» становится победителем Каннского кинофестиваля. В воспоминаниях гуру советского кино сталинской эпохи С. А. Герасимова признается тот факт, что ко второй половине 50-х выросло новое, послевоенное поколение талантливых режиссеров [6]. Таким образом, к концу десятилетия показатели качественные (новые талантливые режиссеры) и количественные (увеличение числа картин в год) стали объективными предпосылками участия СССР в кинофестивальном движении, призванном продемонстрировать преимущество советского строя.

Итак, 1959 г. — начало истории ММКФ. Как время «тотального освобождения» охарактеризовали его П. Вайль и А. Генис: «Разоблачен Сталин, напечатан Солженицын, выпущены транзисторные приемники, идет разговор об инициативе и критике.» [3, с. 25]. Кинофестиваль стал вершиной подобного освобождения, открывающего канал прямой коммуникации между социалистическим и капиталистическим миром.

ММКФ как воспитатель и пропагандист

Свободный поиск индивидуума на волне изменений 60-х гг. мог увести в опасные для государства дали. Кинофестивали являлись инструментом не только пропаганды социалистических достижений, но и контроля над советским потреблением западной культуры. Материалы журнала «Советский экран» по первым фестивалям, казалось, придерживались четкой цели: научить смотреть фильмы капиталистических стран сквозь призму советской критики. Запретить просачивание чуждой буржуазной культуры невозможно, но можно контролировать — через формирование самоидентификации с правильным социалистическим обществом и его культурой.

Кинофестиваль 1959—1961 гг. на страницах журнала предстает в первую очередь как воспитательное мероприятие. С одной стороны, журнал проводит разъяснительную работу, почему социалистические фестивали и фильмы лучше фестивалей и фильмов производства капиталистических стран. С другой — даются четкие указания, как правильно смотреть буржуазные фильмы.

В 1959 г. № 13 «Советского экрана», посвященный ММКФ, открывается обширной разъяснительной статьей о том, что такое кинофестиваль, зачем он нужен и какое место он должен занимать в мире социализма. Кроме того, дается четкое разграничение между кинофестивалями буржуазным и социалистическим: «Высоко оценивая пропагандистские возможности кинофестивалей, деятели социалистической культуры использовали эту форму для популяризации идей ми-

ра, добра и дружбы между народами. И если в Канне и Венеции царит коммерческий дух, прикрытый великосветскими развлекательными сенсациями, то в Карловых Варах устраиваются диспуты о развитии киноискусства» [5, с. 1—2].

Подготовка советских граждан к адекватному восприятию чуждой культуры продолжается небольшими статьями, опубликованными от лица обычных советских людей. В этих заметках каждый автор рассказывает, зачем, а главное как нужно смотреть зарубежные фильмы. Состав авторов представляет собой репрезентативную выборку советских граждан — с точки зрения журнала. Это представители рабочих профессий (шофер и слесарь), интеллигенция (ученый, учительница), представитель творческой профессии — артист и, наконец, молодежь в лице студентки московского вуза. Общий тон заметок воспитательный и содержит призыв к индивидуальному правильному отбору фильмов для просмотра: «Советская молодежь будет рада посмотреть новые зарубежные фильмы, которые призывают к миру и дружбе, к борьбе за счастье для всех людей на земле» [14, с. 7].

Фотографии читателей и «простых зрителей кинофестиваля» в журналах 1959—1961 гг. достаточно скупы. Доминирует два варианта визуального ряда. Первый вариант — портреты, сопровождающие воспитательные материалы, как в рубрике «Наши читатели о зарубежных фильмах» или «Фестиваль — наш праздник» («Советский экран», 1959, № 13). Это поясные портреты небольшого размера, где неизменно присутствуют атрибуты профессии. Врач в белом халате, слесарь рядом со станком, композитор у рояля и с нотами в руках и др. (ил. 1).

Вслед за исследователями визуального канона в советских СМИ можно отметить тенденцию к смещению акцента в изображении женщины в журналах этого периода. Образ равной в труде и бою соратницы замещается образом женственной хранительницы домашнего очага. Профессиональная занятость изображаемых женщин — учительница, врач родильного дома, актриса, как правило, близка традиционному гендерному разделению ролей в обществе. В фестивальных журналах «Советского экрана» 1959—1961 гг. не встретишь фотографии женщины с атрибутами «неженских» профессий, что иллюстрирует изменение к концу 50-х гг. тендерного контракта.

Второй вариант изображения зрителей фес-Ил. 1 тиваля на страницах журнала — это массовка:

многочисленные зрители в кинозале или толпа поклонников как фон для позирующих кинозвезд. Такие неперсонифицирован-ные многолюдные фотографии чаще всего не позволяют вычленить отдельные эмоции или образы, но они создают ощущение всеобщего воодушевления и «единого порыва» советских граждан.

Особенно интересна традиция изображения на страницах журнала данного периода звезд кино. Социалистический канон очень строг: фото деятелей искусств либо поясные официальные, либо сделаны с большого расстояния. Вариантов сюжета съемок немного. Гости кинофестиваля погружаются либо в

советскую производственную сферу, либо в «повседневную» советскую культуру. Снимки в большинстве своем постановочные: участники позируют. Пример — фото мексиканской киноактрисы Роситы Кинтаны, которая «по просьбе

москвичей поет в сквере у Большого театра», или фото китайской актрисы Цинь И (ил. 2 [16]), посещающей завод «Красный пролетарий». Интересно, что почти на всех фотографиях этого периода мужчины очень сдержанны в проявлении чувств, в то время как женщинам дозволены выражение радости и умеренная жестикуляция. Е. Викулина в исследовании репрезентации гендера в фотографии Ил. 2 оттепели отмечает общую тенденцию 50-х к

отсутствию естественных проявлений эмоций, жестикуляции. Допустимый максимум — это сдержанная радость советского человека [4, с. 21—22]. Размер фото, отсутствие крупного плана лиц, отсутствие фотографий в полный рост формировали телесность, при которой лицо и тело не играли важной роли в отображении индивидуальности. В отличие от неофициальных фото оттепели, анализируемых Е. Викулиной, фото о фестивале можно отнести к разряду официальных — со многими соответствующими характеристиками, свойственными не оттепели, а визуальному канону в СМИ 50-х гг.

Показательна является статья о Т. Самойловой и Д. Лоллобриджиде «Разговор по душам» (рубрика «Из фестивальных встреч») [17]. Одни из самых красивых и востребованных актрис своего времени ведут сдержанную беседу. Темы профессиональные: дисциплина, театр, поиск правды. Сопровождает статью небольшое поясное фото двух актрис, ведущих беседу. Двойные фотографии — представители «нашего» и «чуждого» мира — довольно распространены в журналах 1951—1961 гг. Скажем, снимок 1959 г. — И. Скобцева и Д. Мазина [16, с. 5]. Поясное фото разговаривающих актрис. Никаких бытовых подробностей в сопроводительном тексте, никакой личной информации. В целом журналисты не искали идеологически неверных информационных поводов, не связанных с конкурсом. ММКФ в 1961 г. подарил миру кино скандальное фото, которое облетело весь мир: актрисы Д. Лоллобриджида и Э. Тейлор оказались на приеме в одинаковых платьях. Но подтверждение этого факта в «Советском экране» найти не удалось. Это не та деталь, которая стоила бы внимания официального журнала Союза кинематографистов СССР.

В первые годы существования ММКФ канон визуального и вербального отображения кинофестиваля на страницах «Советского экрана» подтверждает доминирующую воспитательную фестивальную концепцию. Читателя обучают правильно оценивать буржуазное искусство и по-социалистически адекватно воспринимать представителей коммерческого западного искусства. Сдержанные эмоции, отсутствие жестикуляции, постановочность, табу на темы быта или личной жизни — это основные характеристики визуальной и вербальной репрезентации ММКФ на страницах «Советского экрана» в 1959—1961 гг.

ММКФ на перепутье

Ил. 3

Выпуски «Советского экрана», посвященные ММКФ 1963 г., отражают двойственное положение кинофестиваля в советском обществе. В журналах усиливался официальный блок, посвященный советской власти. На первых страницах фестивального выпуска публикуется оценка пленумом ЦК КПСС кино как «могучего средства воспитания масс». Уделяется внимание некинематографическим успехам СССР. В 13-м, фестивальном номере журнала на первой странице, помимо фотографий аплодирующих членов ЦК КПСС, помещены фотографии космонавтов В. Терешковой (с кинокамерой в руках) и В. Быковского (слушающего музыку в наушниках), сопровождающиеся следующим текстом: «Блестящий успех еще одной грандиозной космической эпопеи — живое воплощение титанической силы, таланта и гения советского народа» [18, с. 1].

1963 г. оказался переломным для ММКФ. Складывается ощущение, что фестиваль вышел из-под контроля советской пропагандистской машины. С одной стороны, присутствует обязательный официальный блок со строгим визуальным и вербальным каноном, как в предыдущие годы. С другой — в журнале отдельно, не пересекаясь с официозом, живут своей жизнью материалы о кинофестивале. Верстка, текст и визуальный ряд фестивальных номеров претерпели значительные изменения.

Для визуального ряда теперь характерны эмоции и жестикуляция. На фестивальных страницах 1963 г. появляется много графических рисунков, на которых эмоции подаются в утрированном виде. Почему не фотографии, а рисунки? Возможно, что рисунок стал одним из инструментов формирования советской индустрии кинореальности. Ю. Лотман в работе по семиотике кино, рассматривая концепцию условных и изобразительных (иконических) знаков, указывает на то, что к изобразительным знакам испытывают меньше доверия, чем к условным. Возникает оппозиция «способное быть средством обмана — неспособное быть средством обмана» [13, с. 10]. Слово — кино, рисунок — фотография... Рисунок открывает возможности свободной интерпретации, фантазии, работы воображения. Такая дихотомия укладывается в современное представление о киноиндустрии как индустрии грез. Рассказы, очерки и интервью о ММКФ, сопровождаемые рисунками, становятся в 1963 г. основой для легитимизации собственного, советского киномира, способного стать миром грез для советского человека.

Из кадра практически исчезают статисты — «простые» зрители и читатели. Хотя это не отменяет направленности риторики материалов на советских граждан («Наш хозяин — зритель» — статья в «Советском экране» за 1963 г.). Главными и единственными персонажами кинофестиваля на страницах журнала становятся деятели кино. Тексты, часто посвященные повседневной жизни звезд на фестивале, становятся более художественными. Материалы журнала не только предоставляют информацию о конкурсе или анализируют кинолен-

ты, они несут развлекательную функцию. Кто с кем встретился, где и как, о чем поболтали, что ели и как выглядели — это те немногие темы, которые в легком и шутливом тоне затрагиваются на страницах «Советского экрана» в рубрике «Спутник кинофестиваля» в 1963 г.

Образ женщин на фестивальных страницах также претерпевает значительные изменения. При сравнении журналов за 1959—1961 гг. и 1963 г. первое, что сразу бросается в глаза, — это появление на фотографиях женских ног.

Ил. 4 («Советский экран», № 15).

Фестивальные журналы «Советского экрана» за 1963 г. создают ощущение отсутствия взаимного интереса официальной советской власти и участников фестиваля. Это подтверждается конкурсной политикой ММКФ. Несмотря на рекомендации партии, в 1963 г. победителем стал итальянский режиссер Ф. Феллини. Фестиваль, который должен был демонстрировать миру превосходство социалистического киноискусства, явно не оправдал надежды как эффективное средство критики буржуазной культуры. Фрондерство фестивального жюри и «провал» в идеологической борьбе привели к явному падению интереса советского руководства к фестивалю в целом.

«Звездопад» второй половины шестидесятых

Неоспоримым для авторов фестивальных исследований является признание значимости кинофестиваля как точки «пересечения искусства, коммерции, технологий, культуры, идентичности, власти, политики и идеологии» [22]. Успех кинофестивалей мирового уровня кроется в их многоплановости. С 1963 г. ММКФ теряет свою значимость как идеологическое и политическое явление, но не наполняется новым смыслом ни как коммерческий институт в связи со спецификой социалистического хозяйства, ни как значимое соревновательное событие кинематографического мира. С 1965 г. результаты конкурса стали предсказуемыми: фильмы из капстран не становились единоличными победителями3. Тем не менее кинофестиваль сохранял свое познавательное значение, по-прежнему давая возможность знакомиться с мировым кинематографом, оставаясь площадкой для межкультурной коммуникации. ММКФ стал советским развлекательным мероприятием со слабой коммерческой и идеологической составляющей. Изменения статуса ММКФ отразились и в правилах отображения кинофестиваля на страницах исследуемого журнала.

Фестивальные номера «Советского экрана» за 1965, 1967, 1969 гг. продемонстрировали радикальную смену канона репрезентации. Официальный ма-

3 До 1987 г., когда победителем вновь стал Ф. Феллини.

териал отсутствует: нет приветствия от генерального секретаря КПСС, нет информации о достижениях социализма. Содержание журнала оставляет впечатление полного равнодушия представителей официальных структур к ММКФ. Меняется политика в отношении обложки фестивальных номеров. Так, обложки 1965 и 1967 гг. выходят с портретами зарубежных звезд (М. Влади, С. Лорен, К. Кардинале и др.), что разительно отличается от обложек журналов предыдущих лет (ил. 5). Исключением выглядит журнал за 1969 г., но в этот год отмечался юбилей кинофестиваля, и материал выпуска был сборным из всех предыдущих номеров.

й

«'"•♦ЕСТиет;

1959

1965

1961

1967

1963

1969

Ил. 5

Женщины все больше предстают на страницах журнала как активные участницы фестиваля. В эти годы снимается табу на освещение личной жизни кинодеятелей. Мужья, жены, разводы, дети, условия жизни — эти и другие темы появляются в журнальных материалах. Например, история брака и детей итальянской актрисы К. Кардинале не могла быть помещена в «Советском экране» более раннего времени (ил. 6) [8, с. 13].

Сюжетные линии фотографий разнообразны: портреты, групповые фото, жанровые зарисовки (звезды за едой, на прогулке, смеющиеся, танцующие и т. д.). Объединяет все эти фотографии объект съемки — деятели кино в разных жизненных ситуациях, не постановоч-

Ил. 6

ных, со схваченными живыми эмоциями. Данное направление вербальной и визуальной презентации подчеркивает преобладающую развлекательную функцию кинофестиваля, которая начинает доминировать с 1965 г. Он остается вне идеологии, вне жесткой регламентации, вне официального вербального и визуального канона.

Неверным было бы охарактеризовать визуальный ряд фестивальных журналов как полностью не ограниченный правилами советской репрезентации. Так, обязательным условием фестивальных материалов оставалась тенденция к интернациональности. Вьетнамские, индийские, монгольские, сенегальские и других национальностей актеры, их фото и текстовой материал о них стали обязательным условием каждого фестивального номера журнала «Советский экран».

Другой отличительной чертой журналов второй половины 60-х гг. являлась демонстрация приобщения гостей фестиваля к советской культуре. Разнообразные сюжеты — возложение цветов к памятникам, посещение Третьяковской галереи, Эрмитажа или Петергофа, фотографии на фоне архитектурных исторических сооружений — становятся частью канона репрезентации фестиваля. Например, фото Софи Лорен у могилы К. С. Станиславского (1965 г.), гостей фестиваля у Московского университета (1967 г.) или камбоджийской актрисы Ди Саветх (ил. 7) у самовара (1969 г.) («Советский экран», № 13).

В целом «Советский экран» второй половины 60-х гг. отражает процесс институционализа-ции советской сферы развлечения.

Предпринятая в данной статье попытка описания канона репрезентации фестиваля в журнале «Советский экран» за 1959—1969 гг. проблематизирует вопрос о том, как именно определялась визуальная и вербальная идеология репрезентации международного события. Международный статус события подразумевал появление чуждых советскому строю образов женственности и мужественности на страницах советских СМИ. Формирование канона репрезентации фестиваля в журнале в полной мере отражает генезис фестиваля как социального института на советском пространстве.

Трансформация визуального и вербального канона в течение первого десятилетия существования фестиваля отражает несколько значимых изменений, которые можно объединить в отдельные этапы. На первоначальном этапе (1959, 1961 гг.) в журнале преобладало жесткое конструирование образов социалистических и капиталистических кинодеятелей, что объясняется важностью пропагандистской роли ММКФ. Фотографии женщин в этот период практически всегда контекстуальны, связаны с профессией или с какой-либо созидательной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1963 г. ситуация меняется: наблюдается параллельное сосуществование двух канонов — официального и неофициального. С одной стороны, продолжается конструирование образа советского государства великих достижений, а с другой — наблюдается выстраивание канона отображения деполитизирован-ного светского мероприятия. Подобный диссонанс дает возможность сосуще-

Ил. 7

ствовать на страницах журнала образу советской женщины-труженицы и образу светской, эмоциональной, привлекательной участницы. Новые возможности позволяют транслировать индивидуальность, и, если у моделей недостает эмоций или не хватает мастерства фотографа, фото заменяется рисунками.

Заключительный этап становления московского кинофестиваля (1965, 1967 и 1969 гг.), который синхронизируется с приходом к власти в СССР Л. И. Брежнева, характеризуется практически полной деполитизацией журнального материала о фестивале. Правила и нормы репрезентации женских образов становятся более свободными: фото раскрепощенных героинь, сюжеты о приватных сферах жизни звезд. Здесь они предстают в силу специфики мира кино в образах, связанных с темой красоты, юности и таланта.

В целом вербальные и визуальные каноны репрезентации международного кинофестиваля в журнале «Советский экран» определялись в первую очередь отношением к мероприятию официальных властей. Строгое следование советскому визуальному канону 50-х гг. сменилось в течение десятилетия тенденцией к репрезентации внеконтекстуальной женственности и мужественности представителей мира кино, предназначенного развлекать, а не воспитывать или пропагандировать.

Библиографический список

1. Боффа Дж. История Советского Союза : в 2 т. 2-е изд. М. : Междунар. отношения, 1994. Т. 2 : От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущёв, 1941—1964 гг. 632 с.

2. Бродский И. Трофейное // Иностр. лит. 1996. № 1. С. 237—244. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1996/1/brodsky-pr.html (дата обращения: 01.05.2014).

3. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М. : Новое лит. обозрение, 2001. 368 с.

4. Викулина Е. Репрезентация гендера в советской фотографии «оттепели» // Современный дискурс-анализ. 2011. № 5. С. 21—34.

5. Вступительная статья // Советский экран. 1959. № 13. С. 1—2.

6. Герасимов С. А. Жизнь, фильмы, споры. М. : Искусство, 1971. 256 с.

7. Дашкова Т. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских журналах 1920—30-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века : форум немецких и российских исследователей / под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Гарбовского. М. : АИРО-ХХ, 2002. С. 103—128.

8. Долинский М., Черток С. Клаудиа Кардинале // Советский экран. 1967. № 13. С. 12—13.

9. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 3/4. С. 299—323.

10. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М. : ОГИ, 1997. 464 с.

11. Кудрявцев С. Рекорды и мифы советского кинопроката // Время новостей. 2007. № 136. 2 авг. URL: http://www.vremya.ru/2007/136/13/183976.html (дата обращения: 21.02.2014).

12. Лебина Н. Б., Чистяков А. Н. Обыватель и реформы : картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. 404 с.

13. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Эсти Раамат,

1973. 138 с.

14. Наши читатели о зарубежных фильмах // Советский экран. 1959. № 13. С. 3—7.

15. Программа Коммунистической партии Советского Союза, 1961 г. М. : Политиздат,

1974. Гл. 5, п. 1.

16. Советский экран. 1959. № 18.

17. Советский экран. 1961. № 15. С. 12—14.

18. Советский экран. 1963. № 13.

19. Тартаковская И. Мужчина и женщина на страницах современных российских газет: дискурсивный анализ // Рубеж. 2000. № 5. С. 168—241.

20. Тартаковская И. «Сильная женщина плачет у окна»: гендерные репрезентации в советской и постсоветской массовой культуре // Аспекты социальной теории и современного общества / под ред. С. Кухтерина, А. Согомонова. М. : Ин-т социологии РАН, 2000. С. 155—176.

21. Туровская М. Голливуд в Москве, или Советское и американское кино 30—40-х годов // Киноведческие записки. 2010. № 97. URL: http://www.kinozapiski.ru/data/ home/articles/attache/51.pdf (дата обращения: 21.02.2014).

22. Charles-Clemens ruling Jesper Strandgaard Pedersen. Film festival research from an organizational studies // Perspective Scandinavian Journal of Management. 2010. № 26. URL: http://openarchive.cbs.dk/bitstream/handle/10398/8170/49-R%C3%Baing-Strandgaard-2010-Film%20Festival%20Research%20from%20an%200rganizational%20Studies%20Perspect ive.pdf?sequence=1 (дата обращения: 21.02.2014).

23. Strandgaard P. J., Mazza C. Who's last? Challenges and advantages for late adopters in the international film festival field // Creative Encounters Working Papers. 2008. Nov. URL: http://openarchive.cbs.dk/bitstream/handle/10398/7782/Creative%20Encounters% 20 Working%20Papers%2016.pdf?sequence=1 (дата обращения: 21.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.