С. И. БРЕЕВ, профессор кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева
Ж. А. КОНАКОВА, профессор кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. Л. ШАНЯВСКОГО КАК ТИП ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Частная инициатива
— понятие социально-прикладного плана. Оно связано с деятельностью, исходящей от частного лица, побуждаемой теми или иными мотивами. Чаще всего мотивы носят меркантильный характер, направлены на удовлетворение материальных потребностей. Частная инициатива в сфере образования — принципиально иного характера, в ее основе — совершенно беско-
й
рыстная деятельность частного лица, выражающаяся в содействии просвещению народа.
Сама идея частной инициативы в образовании в истории человечества не так уж и нова. Она зародилась на заре человечества. Классическим ее образцом следует признать деятельность двух великих древнегреческих мыслителей: Платона и Аристотеля. Платоном около 387 г. до н. э. было основано учебное заведение, названное в честь древнегреческого героя Академа Академией. Примеру Платона последовал его ученик Аристотель, который на окраине Афин в 335 г. до н. э. основал свою школу. Так
как в этом месте был расположен храм Аполлона Ликейского, школа Аристотеля стала называться Ликеем (Лицеем). Лицей просуществовал около восьми веков.
Частная инициатива пустила корни и на ниве отечественного просвещения. Она получила широкое распространение в начале XIX в., в период школьных ре-
форм при Александре I. В качестве общественного органа, направлявшего ее, согласно Уставу учебных заведений 1804 г. выступили университеты. Этим уставом и воспользовался П. Г. Демидов (1738 — 1821), вошедший в историю отечества как добродеятель общественного просвещения. Сам меценат был человеком высокообразованным: в 1762 г. за „обширные познания в натуральной истории металлургии44 он получил чин советника берг-коллегии.
Демидов сделал пожертвования в пользу будущих Киевского и Тобольского (Томского) университетов, подарил крупные суммы, богатейшие естественно-научные коллекции, обширную библиотеку, художественные ценности, научные приборы Московскому университету, в котором по уставу 1804 г. существовала особая, Демидовская, кафедра натуральной истории. Но этим далеко не исчерпывалась его благотворительная деятельность. Особый интерес Демидов проявлял к Ярославской губернии, в пределах которой находились его личные владения. Он ходатайствовал о создании в Ярославле университета, однако дело ограничилось „Высших наук училищем44 Училище, „класс наук университетских44, было открыто в 1803 г., а позже преобразовано в лицей. Ему Демидов пожертвовал 100 тыс. руб., приписал свою Угличскую и Романовскую вотчины, в которых
© С. И. Бреев, Ж. А. Конакова, 1999
»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
в момент приписки значилось 3 578 душ мужского населения. Оброк с крестьян, поступавший в распоряжение училища, давал главные средства для его поддержания. Демидовский лицей в Ярославле просуществовал более ста лет — до
1918 г.
Аналогичную инициативу проявил сто лет спустя меценат A. JI. Шанявский (1837 — 1905), выходец из знатного рода. Шанявский обучался в кадетском корпусе для малолетних в Туле, после — в академии генерального штаба, которую окончил в 1861 г. с занесением имени на мраморную доску. Юность мецената совпала с бурными годами освободительного движения шестидесятых годов XIX в., которые оказали влияние на формирование идеалов будущего благотворителя. Он уверовал в человеческий разум, силу науки, в право каждого на образование.
Взгляды на образование Шанявским изложены в письме министру просвещения по поводу открытия университета для широких народных масс. Меценат подчеркивал, что России нужно как можно больше грамотных, образованных людей, в них — сила, спасение общества, а в недостатке их — причина всех бед и несчастий. Уверенный в том, что свободное образование придет и в нашу страну, Шанявский внес в это дело свою лепту.
Ходатайство Шанявского об открытии университета и заявление о пожертвовании в его пользу своего недвижимого имущества — дома в Москве — рассматривались 25 октября 1905 г. на заседании Московской городской думы, которая дала согласие на прием „жертвенного4* имущества, приняла решение о создании комиссии по разработке надлежащего устава.
Однако открытие университета состоялось лишь 1 октября 1908 г., уже после смерти мецената, в здании Московской городской думы в присутствии губернатора, попечителя округа, ректора императорского университета и других лиц. Честь открытия выпала на долю городского головы Н. И. Гучкова. Само открытие университета для разночинной молодежи воспринималось как крупное событие в культурной жизни столицы. К становлению университета как нового по-
ковано внимание всей передовой общественности, проявлявшей заботу о создании необходимых условий для педагогического процесса. Например, научный библиотечный фонд создавался за счет
личных пожертвовании следующих лиц: А. И. Чупрова — до 5 000 томов, Л. А. Шанявской — до 2 600, В. Е. Якушкина — до 10 000,
председателя попечительского совета В. К. Рот — 400 томов. Учебный фонд имел 734 тома. Он находился на Волхонке и в Домниковском училище.
Научно-популярный фонд, располагавшийся в Миусском женском училище, имел 460 томов.
Большие неудобства университет испытывал из-за того, что не имел собственного здания. О его строительстве говорилось еще на заседании подготовительной комиссии 29 ноября 1906 г. Но тогда было решено временно воздержаться от строительства из-за недостатка средств. Дохода от недвижимого имущества Шанявского хватало лишь на покрытие текущих расходов.
В конце 1910 г. университет от лица, пожелавшего остаться неизвестным, получил 225 тыс. руб. Вместе с пожертвованиями других лиц, в том числе
певца Л. В. Собинова (680 руб. 50 коп.),
на счету университета скопилось 300 тыс. руб. Располагая такой суммой, руководство вуза приняло решение о начале строительства учебного здания. Несколько раньше, в ноябре 1909 г., Московская городская дума для постройки здания университета на Миусской площади выделила участок земли „мерою 51 533 кв. саж.“ С завершением строительства все подразделения, размещавшиеся в разных учебных заведениях, съехались под собственную кры-
Это позволило увеличить контингент обучаемых. В 1911/12 учебном году в университете насчитывалось 3 609 слушателей. Учебный процесс обслуживало 130 преподавателей. На некоторые специальные курсы студенты съезжались со всех концов России.
В структуре университета имелись два основных подразделения: академическое, представленное тремя циклами предметов, и курсовое, ориентированное в основном на подготовку учителей и работников внешкольного образования. Основ
шу.
длинно демократического вуза было при- ными циклами академического отделения
были историко-юридический, в учебный план которого входило 25 предметов, историко-философский, также с большим набором гуманитарных предметов, естественно-исторический, включавший в себя биологические, физико-математические, географические предметы. В число предметов курсового отделения входили дидактика, педагогика, психология. Со-енно новым предметом было гражданское воспитание.
В связи с революционными и последующими за ними событиями в 1917 — 1921 гг. университет им. А. Л. Шаняв-ского претерпел существенные изменения. На базе курсового отделения был
создан Институт народного образования, который намеревалось финансировать Министерство народного просвещения. Но его участь оказалась иной — некоторое время спустя он был присоединен к министерской академии народного образования. Этой академии было передано все оборудование подразделения. Из института в академию из преподавательского состава перешли буквально единицы, ничем не связанные с привилегированными сословиями. Здание университета постановлением Наркомпроса было передано университету им. Я. М. Свердлова.
II
Г. П. ЮДИНА, аспирант Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
Зубово-Полянское педагогическое училище (ЗПГТУ) осуществляет подготовку учителей начальной школы для общеобразовательных школ Мордовии более 60 лет и занимает достойное место среди ССУЗов республики. Большой педагогический опыт работы позволил коллективу училища вести в стенах учебного заведения многоуровневую подготовку специалистов.
Многоуровневое образование предполагает совокупность последовательных, преемственных образовательно-профессиональных программ. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности и профессиона-
лизма выпускников соответствующего уровня.
Сегодня в ЗППУ обучение осуществляется в группах лицея и группах колледжа.
Профессиональный лицей — общеобразовательное учреждение, дающее углубленные знания, предпрофессиональ-ную подготовку учащимся, желающим и способным получить высшее образование по определенному профилю.
Анкетирование, проведенное с целью выявления мотивов поступления учащихся в лицей, дало следующие результаты: 46 % двигало желание получить образование, 24 руководствовались мотивом
© Г П. Юдина, 1999