Научная статья на тему 'Московская Патриархия на международной арене. В центре «большой политики»'

Московская Патриархия на международной арене. В центре «большой политики» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
530
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московская Патриархия на международной арене. В центре «большой политики»»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

М.В. Шкаровский

Московская Патриархия на международной арене. В центре «большой политики»

Опубликовано: Христианское чтение. 1996. № 12. С. 75-102

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

3. МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. В ЦЕНТРЕ «БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ»

началу Великой Отечественной войны Московская патриархия уже несколько лет не вела международную деятельность. В докладе 1946 г. в ЦК ВКП(б) председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова отмечалось, что к 1935—1936 гг. она полностью прекратила связь с заграницей*1. Правда, еще оставалось 5 приходов в ее юрисдикции в Западной Европе, несколько в США, но их связи с Москвой практически оборвались. Государственные органы целенаправленно ликвидировали все контакты Русской церкви с внешним миром, чтобы сведения о ее разгроме и уничтожении духовенства не стали достоянием мировой общественности.

С нападением Германии ситуация изменилась. Теперь для руководства СССР большое значение приобрели отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобританией и США. Правительствам этих стран было небезразлично положение церкви в Советском Союзе. Так, особую заинтересованность в этом вопросе проявил президент Ф. Д. Рузвельт, являвшийся очень набожным человеком. Уже в конце октября 1941 г. прибывший в Москву его личный представитель А. Гарриман сообщил И. Сталину об обеспокоенности американской общественности судьбой Русской церкви и передал просьбу президента улучшить ее правовое и политическое положение. Советское руководство учло и имевшиеся у Московской патриархии значительные возможности для установления тесных контактов с влиятельными религиозно-клерикальными течениями в западных странах и ее способность влиять на антифашистскую борьбу в оккупированной Восточной Европе. В поступившей к И. Сталину докладной записке из НКВД отмечалась важная консолидирующая роль Русской церкви в набиравшем силу антифашистском движении славянских народов на Балканах*2.

И сразу же после наступившего перелома в ходе Сталинградской битвы, когда положение на фронтах улучшилось, руководство Московской патриархии выступило с целым рядом посланий к православным верующим восточно-европейских стран. В ноябре и декабре 1942 г. митр. Сергий обратился к румынскому духовенству и солдатам румынской армии с призывами «окончить войну с русским народом, с которым румыны связаны узами христианского братства, и прекратить пролитие братской единоверной крови» *3. Эти послания готовились и распространялись с санкции высшего партийного руководства. Например, 23 апреля 1943 г. заместитель наркома внутренних дел В. Н. Меркулов писал секретарю ЦК ВК'П(б) А. С. Щербакову: «По просьбе Всеславянского комитета борьбы с фашизмом, глава православной церкви в СССР митрополит Сергий составил антифашистское обращение к славянским народам» *4. После одобрения ЦК обращение «Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах и народам, томящимся под гнетом фашистских оккупантов» было напечатано в типографии и переправлено через линию фронта.

Особенно активно сотрудничал с советскими властями в организации пропаганды за границей митр. Николай (Ярушевич). Он являлся членом созданного правительством Всеславянского комитета, призывавшего братьев-славян поддержать СССР в борьбе с нацистами. В мае 1943 г. митрополит впервые появился в президиуме на III Всеславянском митинге в Москве и его речь опубликовали в газетах. Состоя членом Чрезвычайной комиссия по расследованию преступлений фашистских захватчиков, владыка Николай оказался в числе подписавших заявление о том, что убийство тысяч польских офицеров под Катынью было совершено немцами. Неоднократно писал митр. Николай и антифашистские послания к народам Европы, например, «Братьям-славянам!» от 11 июня 1943 г.*5.

Но подобная деятельность являлась только началом. Уже весной 1943 г. И. Сталина стал беспокоить вопрос о будущем разделе сфер влияния в Европе. Он понимал, что преодолеть идеологический барьер с ее народами будет неизмеримо легче, если ири-

бегнуть к религии, обеспечить передачу своих идей по церковным каналам. Прежде всего предполагалось использовать православные церкви Восточной Европы. Кроме того, с Московской патриархией были связаны и более глобальные планы утверждения ее первенства в православном мире, превращение в своего рода «Московский Ватикан». Определенное значение имело и то, что во многих странах имелась паства Русской церкви. Советскому руководству представлялось возможным распространять свое влияние таким образом на добрую половину мира. Ведь существовали экзархаты, епархии, благочиния, духовные миссии: в Китае, Японии, Северной и Южной Америке, Палестине, Корее, Бельгии, Венгрии и т. д. Лишь небольшая часть из них оставалась в каноническом подчинении Московской патриархии, однако духовные узы общения в Русском православии сохранялись. И 5 июня 1943 г. И. Сталин подписал секретное постановление Государственного комитета обороны «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведовательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к категории интересов советской внешней разведки *6.

Международная деятельность Московской патриархии существенно активизировалсь с сентября 1943 г. сразу же после приема председателем СНК митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Конечно, нельзя ее оценивать исключительно с политических позиций. Русская православная церковь имела традиционные многовековые связи с различными религиозными конфессиями. И поэтому было естественным, как только оказались сняты запреты, восстановление их. Эти контакты касались и сугубо церковных вопросов. Однако, внешние связи патриархии являлись областью, в которой зависимость церкви от государства ощущалась более всего. Некоторые иерархи были заинтересованы в восстановлении могущественной Русской церкви с ее дореволюционным международным влиянием, сочувствовали они и идее «Великой Руси». Правда, активность руководящих деятелей патриархии в выполнен«« чисто политических акций, тяготивших их, оказалась весьма далека от расчетов сталинского окружения.

8 сентября —в день избрания патриарха было принято «Обращение Собора епископов Русской Православной Церкви ко всем христианам мира». А через полторы недели произошла встреча первосвятителя с делегацией Англиканской церкви. В начале осени руководители стран антигитлеровской коалиции готовились к первой личной встрече в Тегеране. Для оказания воздействия на союзников с целью скорейшего открытия второго фронта И. Сталин использовал различные способы, в том числе влиятельные общественные движения. В числе таких организаций, с руководителями которых председатель СНК вел личную переписку, был Объединенный комитет помощи Советскому Союзу в Англии во главе с одним из высших деятелей Англиканокой церкви, настоятелем Кентер'берийского собора X. Джонсоном. В движение за скорейшее предоставление помощи СССР в Великобритании активно включились и другие иерархи, в том числе архиепископ Кентер-берийокий Коэмо Г. Ланг, написавший специальную молитву о даровании победы русскому воинству*7. Руководство Англиканской церкви в конце лета 1943 г. обратилось к советскому правительству с просьбой разрешить визит своей делегации в Москву. Накануне Тегеранской конференции такой визит был признан И. Сталиным желательным и полезным.

Делегация прибыла в Москву 19 сентября и за 10 дней своего пребывания несколько раз встречалась с иерархами Московской патриархии, осмотрела разрушенный фашистами Ново-Иерусалимский монастырь в г. Истре. Пропагандистская цель визита была полностью достигнута. Во время прощального посещения патриарха архиепископ Йоркский С. Ф. Гарбетт заявил: «По приезде в Англию, меня будут осаждать корреспонденты, они будут спрашивать «есть ли в России свобода отправления религиозного культа», и я отвечу, что «безусловно, да», а когда книга «Правда о религии в России» будет переведена в Англии на английский язык, она принесет много пользы в деле понимания в Англии разных сторон русской церковной жизни» *8.

Делегацию Московской патриархии несколько раз приглашали посетить Лондон. Но И. Сталин в тот момент высказался против поездки, и когда патриарх обратился за разрешением на ответный

визит к Г. Карпову, то получил отказ. Заместитель председателя СНК В. Молотов 13 октября 1943 г. дал председателю Совета по делам Р.ПЦ следующие указания: «От посылки в Англию церковной делегации следует воздержаться. В разговоре с патриархом, если он будет напоминать, скажите, что в силу национальной гордости нам не следует кланяться и так быстро реагировать на их предложение, к тому же и воюют они еще плохо. Одно дело, когда они приезжали к нам иа поклон, другое дело нам ехать туда. Я считаю, что лучше воздержаться» *9.

Получив отказ, патриарх Сергий больше не проявлял особой инициативы в международных делах. Например, даже после трехкратных просьб о приеме в Москве греческой принцессы Ирины, он так и не сделал запрос в правительство (впрочем там знали об этих просьбах, но молчали). Тем не менее патриархии приходилось все больше внимания уделять внешнеполитическим проблемам. На заседаниях Свящ. Синода 20—28 октября 1943 г. рассматривался доклад патриаршего экзарха, митрополита Алеутского и Северо-Американского Вениамина об общем положении дел, образовании нового прихода в Буэнос-Айресе, ему было поручено возбудить ходатайство перед правительством США о передаче Московской патриархии зданий и имущества, принадлежавших когда-то Русской церкви. Кроме того «Синод определил необходимым провести надлежащее выяснение об имуществе и зданиях, ранее принадлежавших б. Русской Православной Духовной Миссии в Палестине, после чего возбудить ходатайство о возвращении их»*'0.

К 1945 г. Русской церкви удалось возобновить многие международные связи. Большой резонанс имели антифашистские обращения патриарха Алексия к православным румынам и болгарам. Завязалась активная переписка с Восточными патриархами. Теснимые другими религиозными течениями, они ожидали получить от сильной и богатой Русской церкви разнообразную помощь. Ярким примером роста авторитета последней явилось обращение в ноябре 1944 г. через штаб 4-го Украинского фронта представителе Мукачевско-Пряшевской епархии о принятии ее в юрисдикцию Московской патриархии. 8 декабря делегация посетила митр.

Алексия, а 11 декабря Карпова, че£ез которого передала письмо Сталину о желании, не только церкви, но и всей Карпатской Руси (входившей До войны в состав* Чехословакии) воссоединиться с великой Россией *п.

На январском 1945 г. Поместном Соборе присутствовали главы и представители 8 автокефальных православных церквей, не только заявившие о своей признательности правительству СССР, но и фактически давшие согласие на совместную борьбу с Ватиканом, который представлялся советскому руководству основным противником в новой религиозной международной политике. В ответ гостям Собора было подарено 80 музейных предметов драгоценной церковной утвари*12. Щедрая материальная поддержка Восточных патриархов, как инструмент воздействия на них, активно применялась и в дальнейшем. Установившиеся связи были закреплены поездкой патриарха Алексия в мае—июне 1945 г. с официальным визитом к Иерусалимскому, Антиохийокому, Александрийскому патриархам, опиравшейся на традицию паломничества к святым местам. В начале 1946 г. Карпов предлагал Сталину «усилить влияние на восточные патриархаты, которые хотя и малочисленные, но считающиеся авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов». Согласие было получено и в ноябре — декабре 1946 г. митр. Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане, Египте, одаривая крупными суммами валюты, и везде получая заверения местных иерархов, что «возглавляемые ими патриархаты и церкви всегда будут поддерживать Московскую патриархию в международных церковных вопросах» *13. Наибольшую озабоченность вызывала позиция Константинопольского патриарха Максима V и ему в 1946 г. передали 50 тыс. долларов*14. Этв дало свои плоды. Так, например, Вселенский владыка несмотря на давление турецкого правительства отказался осудить Греческих коммунистов, развернувших вооруженную борьбу в своей стране.

Еще больший успех был достигнут в Восточной Европе. В январе 1945 г. патриарх Алексий активно содействовал Снятию Константинопольской патриархйбй схизмы с Болгарской православ-

ной церкви, и в апреле глава последней митрополит Стефан заявил Московской делегации: «Православная Русская церковь заняла ведущее место в большом семействе славянских народов, как старшая и передовая среди православных церквей» *15. Правда, взаимоотношения Болгарского экзарха с новым правительством страны нормализовались далеко не сразу. Посетившие в апреле— мае 1945 г. Югославию и Румынию делегации Московской патриархии были торжественно приняты руководителями этих государств. В октябре 1946 г. Румынский патриарх Никодим, всю войну занимавший крайне недоброжелательную позицию к СССР, нанес ответный визит в Москву. Была достигнута договоренность, что возглавляемая им церковь не примет участие в экуменическом движении, Московской патриархии передадут храм в Бухаресте для организации подворья. Согласно докладной записке Г. Карпова в Совнарком: «Патриарх Никодим и участвовавшие в беседе румынские епископы Николай и Юстиниан высказывали также мысль о том, что Москва должна стать центром православия, ^ Русская православная церковь возглавить борьбу с католицизмом. При этом они дали согласие принять участие в 1947 г. в совещании православных церквей славянских государств для обсуждения этой проблемы» *16. И после возвращения патриарх принялся оказывать помощь демократическому фронту в подготовке к выборам. В докладе в ЦК ВК'П(б) об итогах работы за 1946 г. Г. Карпов подчеркивал, что в период разгара борьбы в Румынии Духовенство активно поддержало сторонников социалистических преобразований: «Это особенно сказалось во время последних вы-доров в парламент, когда Румынская православная церковь, по указанию Никодима, только что вернувшегося из Москвы, во мно-|рм способствовала победе демократического фронта» *17. Не слу-1айно патриарха Алексия и Г. Карпова наградили орденом Звезда Румынии», причем это награждение было одобрено 23 декабря 1946 г. специальным постановлением Политбюро ЦК ЧКП(б)*18. Особенно тесными стали свяаи Русской и Румынской ||вр,к*£й после смерти Никодима и избрания в мае 1948 г. нового Патриарха Юстиниана.

Сербский патриарх Гавриил, заключенный в 1944 г. в концлагерь Дахау на территории Германии, после освобождения поселился в Италии и долгое вр*емя не желал переезжать в Югославию, ожидая возвращения в страну короля Петра. Только переговоры осенью 1946 г. с представителем Московской патриархии архиепископом Елевферием заставили его изменить решение. В докладе Г. Карпова в ЦК ВКП(б) от 14 февраля 1947 г. отмечалось, что архиеп. Елевферий «по поручению патриарха Алексия, провел с Гавриилом ряд бесед и убедил его в необходимости вернуться в Югославию и сотрудничать с демократическим правительством» *19. После возвращения патриарх занял лояльную позицию к гражданским властям страны и вплоть до своей кончины в 1950 г., несмотря на разрыв И. Сталина и И. Б. Тито оставался верным другом Русской церкви.

В Чехословакии после расстрела фашистами в 1942 г. единственного епископа Горазда и значительной части священников встал вопрос о самом существовании православной церкви в стране. Позволила ей возродиться и многократно вырасти прежде всего помощь из СССР. Приехавший в октябре 1945 г. архиепископ Орловский и Брянский Фотий провел переговоры с представителями верующих о принятии Чехословацкой православной церкви в юрисдикцию Московской патриархии. Этот вопрос был решен в январе 1946 г., а в апреле главой учрежденного экзархата архиепископом Пражским и Чешским оказался назначен бывший епископ Ростовский Елевферий. В 1947 г. первый чехословацкий студент стал учиться в Ленинградских духовных школах, а 14 ноября 1948 г. удалось открыть православную семинарию в Карловых В,арах*20. В апреле 1948 г. глава делегации Московской патриархии в Албании еп. Ужогродский и Мукачевский Нестор участвовал в хиротонии во епископа бывшего партизана архимандрита Паисия (Водица). Последний в 1949 г. возглавил Албанскую православную церковь, целиком ориентируясь на Москву.

Более сложная ситуация существовала в Польше. Местная православная церковь в 1920-е гг. объявила себя автокефальной, независимой от Российской, за что подверглась запрещению. После окончания войны глава ее «антисоветски настроенный» митропо-

лит Дионисий был отстранен от управления и патриарх Алексий настаивал на вхождении Польской церкви в юрисдикцию Московской патриархии. Однако польское правительство заняло в этом вопросе резко отрицательную позицию. В ноябре 1946 г. в беседе с Карповым министр юстиции Г. Свентковский заявил о необходимости автокефалии, одновременно подчеркнув, что о руководителе Польской церкви «должен позаботиться ваш патриарх Алексий, на которого мы смотрим как на главу всех славянских церквей» *21. 22 июня 1948 г. Синод Московской патриархии согласился с самостоятельностью польского православия, а в 1951 г. на кафедру митрополита Варшавского и всея Польши был поставлен недавний архиепископ Львовский и Тарнопольский Макарий. Постепенно сложился крепкий союз восточно-европейских православных церквей под эгидой Московской патриархии.

Успешно на первых порах проходило и воссоединение русских эмигрантских приходов. Этому способствовало массовое патриотическое движение в эмигрантской среде в годы войны, появление чувства гордости за свою великую, победившую фашистские державы родину, связь с которой для большей части была возможна только лишь через церковные каналы. «Атмосфера, существовавшая во Франции к концу войны и в период сразу после войны, была исключительно благоприятной как для Советского Союза, так и для Московской патриархии... Сильная волна советского патриотизма захватила этот район русской эмиграции» *22. Уже вскоре после освобождения Парижа, в ноябре 1944 г. глава Западно-Европейской русской епархии, находившейся в юрисдикции Константинопольской патриархии, митрополит Евлогий написал патриарху Алексию о желании пересмотреть свой статус и восстановить связи с Москвой.

В книге воспоминаний о владыке Евлогии его настроения оценивались так: «Огромная непобедимая Россия, от Ледовитого океана до Индийского (мечта!), гроза пограничных сильных держав, покровительница малых, сестра родная всех славян... и .Москва —кто знает! —быть может, всемирный центр Православия, т«, Известие о прекращении гонений, а потом о Соборе и из-

I брании Патриарха Владыка воспринял как великую радость ду-

¡1

ховной победы, связанную с победой на полях сражений, как знак «прощенности» русского народа» *23. В марте 1945 г. планировался приезд митр. Евлопия в #1оскву, но он не состоялся из-за его болезни. Воссоединение 75 евлошанских приходов с Московской патриархией состоялось в сентябре этого года в результате поездки во Францию митрополита Николая (Ярушевича). Из епархии был образован особый экзархат. Правда данное достижение «церковной дипломатии» в конечном итоге оказалось временным. Уже 25 декабря 1945 г. заместитель наркома иностранных дел В. Деканозов с тревогой писал Г. Карпову: «Успехи митрополита Николая Крутицкого вовсе не закреплены и могут быть легко разрушены. Тов. Богомолов (посол во Франции) считает, что следует поспешить с присылкой в Париж постоянных представителей Московской патриархии и закрепить первоначальные успехи Николая, иначе англо-американцы захватят заграничные православные организации в свои руки и обратят их в орудие борьбы против нас» *24. Но это предложение казалось тогда советскому руководству явной перестраховкой.

В сентябре 1945 г. воссоединился с Московской патриархией и глава Западно-Европейской епархии Заграничного ахриерей-ского синода митрополит Серафим (Лукьянов). Подобные процессы охватили русские приходы в Германии, Австрии, Венгрии, Югославии, Великобритании и многих других странах Европы, Африки и Азии. Так, сразу же после избрания патриарха Алексия архиереи дальневосточных епархий Заграничной Русской православной церкви во главе с митрополитом Харбинским и Маньчжурским Мелетием стали возносить «а богослужениях его имя, несмотря на угрозы и репрессии японских властей. В октябре 1945 г. они были приняты в юрисдикцию Московской патриархии, как и Русская духовная миссия в Китае *26.

В Финляндии монахи Валаамского монастыря еще в ноябре 1944 г. ходатайствовали о воссоединении. В октябре 1945 г. в эту страну приехал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, принял в каноническое общение Коневецкий и Валаамский монастыри, 2 прихода в Хельсинки и взял письменные обязательства архиереев Финляндской православной церкви о скором воз-

вращении их из Константинопольской патриархии в Московскую. В 1946 г. и правительство Финляндии, судя по заверениям ее посла в СССР, было оогласно с этим актом, намеченным на декабрь *27. Но запланированный приезд финской делегации в Москву не состоялся. Видя, что разработанный план сорвался, в Совете по делам РПЦ решили изменить тактику и другим способом завоевать нового союзника. В мае 1948 г. патриарх Алексий известил архиепископа Германа о своем решении даровать возглавляемой им Финляндской православной церкви полную автокефалию при условии предварительного возвращения в юрисдикцию Московской патриархии. 16 ноября патриарх даже составил соответствующее постановление Синода, однако Собор Финляндской церкви был перенесен с осени 1948 г. на 1950 г., причем и тогда отложил решение этого вопроса до 1955 г. Таким образом, в Финляндии воссоединились с Московской патриархией лишь 4 указанных монастыря и прихода.

Подводя итоги работы Совета по делам РПЦ за 1943—1946 гг., Г. Карпов писал И. Сталину, что его роль, функции и объем работы значительно вышли за рамки, предусмотренные положением о Совете, так как после окончания войны основное внимание уделялось внешнеполитической деятельности, предусматривавшей расширение сфер влияния Русской церкви. Только в 1945 г. были организованы выезды ее делегаций в 15 стран. В результате с Московской патриархией воссоединилось три митрополита, 17 епископов и 285 приходов*27. В другом отчете в ЦК ВКП(б) от 14 февраля 1947 г. указывалось: «Русское духовенство, в частности, сыграло большую роль в деле агитации за принятие советского гражданства бывшими эмигрантами... Русская эмигрантская печать, пользующаяся поддержкой церкви, также почти повсеместно изменила свое политическое лицо, благожелательно относясь к Советскому Союзу... Осуществляя мероприятия по воссоединению Русской православной церкви заграницей с Московской патриархией и развивая связи с православными церквами славянских государств, Совет ставил основной целью использование |*усской церкви в качестве канала для проведения нашего влияния за рубежом» *28. Так как до революции в нруннейших

городах мира действовало 55 посольских храмов России, Г. Карпов считал возможным вернуть их и организовать на базе этих церквей духовные миссии. Намечалось и добиться возвращения зданий, имущества уже существовавших ранее русских миссий в Палестине, США, Китае, Японии, Корее (что частично удалось). В упоминавшемся отчете от 14 февраля 1947 г. подчеркивалось, что они «являлись бы надежной базой для распространения русского влияния заграницей» *29.

Возвращение русских эмигрантских приходов в юрисдикцию Московской патриархии первоначально способствовал острый кризис Зарубежной Русской православной церкви. Ее высший орган — архиерейский синод в 1944 г. по разным причинам сократился до 3 членов и фактически больше года активно не функционировал. Советская пропаганда распространяла утверждение о том, что он перестал существовать. Окончательная ликвидация влиятельной в своей сфере Зарубежной Русской церкви была важной задачей Совета по делам РПЦ. 10 августа 1945 г. патриарх Алексий написал обращение «К архипастырям и клиру так называемой карло-вацкой ориентации», призывая их принести покаяние. Однако ожидаемого результата оно не принесло. Зарубежная церковь пополнилась оставившими в годы войны родину десятками тысяч верующих из Украины, Белоруссии, России и постепенно восстановила многие свои позиции. Весной 1946 г. в ней насчитывалось уже 26 иерархов и 10 мая архиерейский Собор в Мюнхене принял заявление по поводу обращения патриарха: «Мы не находим для себя нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока высшая церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью, и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ея Божественной природе истинной свободы» *30.

На настроениях русских эмигрантов неблагоприятно сказывались политические акции, которые предпринимала Московская патриархия под давлением государственных органов. Если бы не эта явная компрометирующая зависимость, воссоединение эмигрантских приходов шло бы значительно успешнее. Сыграло свою роль и открытое давление властей ряда западных государств,

прежде всего США. Так, например, священники русских приходов Египта и Южной Кореи, вернувшихся в юрисдикцию Московской патриархии, были арестованы и после тюремного заключения высланы из этих стран*31. В 1946 г. православные японцы обратились к патриарху Алексию с просьбой прислать им епископа, но американские военные власти не пропустили его и вскоре спровоцировали раскол, способствовав приезду в Японию епископа из США и передав ему все храмы и помещение русской духовной миссии. Ощутимую неудачу потерпела Московская патриархия после смерти в августе 1946 г. возглавлявшего Западно-Европейский экзархат митрополита Евлогия. 17 октября епархиальное собрание клира и мирян высказалось за пребывание в качестве автономного экзархата в лоне Константинопольской патриархии. Верными патриарху Алексию остались лишь около 20 приходов *32.

Упорная борьба развернулась в Северной Америке. Ряд православных архиереев' и священнослужителей перешли там в юрисдикцию Московской патриархии в 1944—1945 гг. Автономная Се-веро-Американская митрополия, в 1935 г. восстановившая связь с Заграничным архиерейским синодом, с октября 1943 г. кроме его главы митрополита Анастасия стала возносить за богослужением и имя патриарха Сергия. В феврале 1945 г. делегация митрополии посетила Москву с ходатайством о предоставлении автономии В составе патриархии. Однако она получила указ с требованием, чтобы Американская церковь соборно декларировала распоряжение по всем приходам об отказе от политических выступлений против Советской власти. Именно это далекое от церковных канонов условие стало главным препятствием и вызвало категорическое несогласие с переходом в юрисдикцию Московской патриархии Собора епископов митрополии в мае 1945 г. В дальнейшем оно было заменено требованием прекращения всякого общения с Заграничным синодом. И состоявшийся 26—29 ноября 1946 г. .Всеамериканский Собор клира и мирян подавляющим большинством голосов постановил просить Московского патриарха принять рх б'Яоно своей церкви при условии сохранения полной автономии, [^ прекращением какого-либо подчинения Заграничному синоду.

Глава Американской церкви митрополит Феофил в феврале 1947 г. послал телеграмму с согласием на приезд делегации патриархии для окончательного урегулирования вопроса, но вскоре не без воздействия внешних сил изменил свою позицию. Он отказался от встречи с находившимся в июле — октябре 1947 г. в США митрополитом Григорием (Чуковым). Последнему передали проект автономии Русской православной церкви в Северной Америке, фактически предусматривавший полную внутреннюю самостоятельность, вплоть до необязательности постановлений патриарха и Поместных Соборов. Проект шел вразрез с объединительной тенденцией Московской патриархии на началах централизма. Соглашение не состоялось и Американская церковь по-прежнему осталась независимой *33.

Отпугивала русских эмигрантов и открытая борьба Московской патриархии с Ватиканом, постепенно назревавший кофликт с Англиканской церковью. В 1945 г. отношения с последней были еще вполне лояльными. В мае Великобританию посетил митр. Николай (Ярушевич), встречавшийся с королем Георгием VI, архиепископом Кентерберийским и эмигрантской русской общиной. Он прозондировал почву для организации в Лондоне приходов Московской патриархии, участия англичан в планируемой всемирной конференции христианских церквей в Москве. В ходе визита архиепископ Йоркский выступил с антикатолическими заявлениями, назвав Ватикан общим врагом православия и англиканства. Это дало повод Г. Карпову в отчете ЦК ВКП(б) сделать вывод, что «Англиканская церковь, так же как и Русская православная церковь отрицательно относится к Ватикану и готова принять участие в тех или иных мероприятиях, направленных против Ватикана, хотя и занимает пока в этом вопросе пассивные позиции» *34.

В июне — июле 1945 г. почти два месяца по личному приглашению И. Сталина находился в СССР настоятель Кентерберий-ского собора X. Джонсон. Председатель СНК проявлял заинтересованность в контактах с -ним, в письмах неизменно посылал приветы, теплые пожелания. И «а июньской пресс-конференции в Ереване, накануне открытия Потсдамской конференции X.. Джонсон заявил: «Я полностью и от всего сердца согласен с тем, что обла-

сти, отторгнутые от Турции, должны быть как можно скорее возвращены Армении» *35. И. Сталин высоко оценил большую работу X. Джонсона на посту председателя Объединенного комитета помощи СССР, удостоив его не только теплого приема в Кремле 6 июля 1945 г., но и проведя через Президиум Верховного Совета решение о награждении его орденом Трудовогоо Красного Знамени *36.

Однако уже в 1946 г. отношения с англичанами стали портиться. Камнем преткновения стала их руководящая роль в экуменическом движении, выступавшем за объединение христианских конфессий (от греческого ойкумена — вселенная, обитающий мир). В февральском 1947 г. отчете Совета -по делам Р.ПЦ указывалось: «экуменическое движение во главе с англиканской церковью все более и более скатывается на реакционные политические рельсы, оставляя церковные вопросы на заднем плане. Об этом особенно красноречиво говорят принятые на последнем заседании экуменистов в Женеве в 1946 г. решения с требованием пересмотра потсдамских решений в отношении Германии, борьбе с марксизмом и т. д.» *37. Правда, в то (время еще считалось возможным, как писал Г. Карпов, обеспечить «руководящее влияние в экуменическом движении Русской православной церкви и других религиозных организаций СССР» *38. Для этого Московская патриархия должна была в 1947 г. предъявить во время переговоров с архиепископом Кентерберийским два условия своего участия в движении: «а) отказ экуменистов от политических выступлений и обеспечение чисто церковной деятельности этого движения; б) значительное расшироение представительских мест для православных церквей во главе с Русской церковью» *39. Однако соглашение с англиканами достигнуто не было, не вступили они в конечном итоге и в создаваемый антиватикановский церковный блок.

Борьба с Ватиканом была одной из важнейших составляющих сталинского плана создания мирового религиозного центра в Москве. Хотя и эта борьба разгорелась далеко не сразу. Внешняя пол-и^ика Ватикана имела непростую динамику. В 1939—1942 гг. для нее была характерна двойственная линия. Сначала попытки

избежать крупного военного конфликта, чреватого катастрофой для западного мира, затем оказание моральной поддержки оккупированной Польше, но и нежелание открыто осудить лидеров германского нацизма. Папа Пий XII не поддался давлению держав «оси», настаивавших, чтобы он после нападения Германии на СССР провозгласил «крестовых поход» против коммунизма, однако ватикановская дипломатия активно сотрудничала с немецкой, рассчитывая добиться разрешения на деятельность католических миссионеров в восточных землях. 14 августа 1941 г. было заключено соглашение с германским военным командованием о совместных мероприятиях с Ватикановокой восточной миссией, но без санкции руководства НСДРП и Главного Управления имперской безопасности, из-за чего оно так и не вступило в силу» *40.

С 1943 г. дипломатическая роль Ватикана значительно возросла, он стремился стать посредником между странами «оси» и западными союзниками. Так, папа резко отозвался о совместном заявлении Ф. Рузвельта и У. Черчилля, сделанном в Касабланке 20 января о безоговорочной капитуляции фашистских держав. Он видел в будущей Европе сильную, по возможности не нацистскую Германию, протянувшуюся как можно дальше на восток католическую Польшу, очень опасался возможной «коммунизации» Италии. С сентября 1943 г., после капитуляции фашистской Италии обострилась дипломатическая борьба США, Великобритании и Германии за влияние на Ватикан. Речь все больше шла о планах послевоенного переустройства мира *41.

За колебаниями в политике Римского престола внимательно следили в Москве. Продвижение советских войск на Запад, в регионы традиционного католического влияния поставило перед дипломатическим ведомством СССР задачу поиска контактов с Ватиканом. В декабре 1943 г. И. Сталин попросил через начальника 2-го Управления НКГБ составить справку «О состоянии римско-католических костелов на территории СССР» (подготовленную 4 мая 1944 г.)*42. Этой темой вплотную занялись работники госбезопасности, Совет по делам РПЦ, а с лета 1944 г. и недавно созданный Совет по делам религиозных культов. Первоначально государственные органы приступили к поиску компромиссов с ру-

ководством католических общйн в западных районах,СССР. В Латвии было разрешено возобновить деятельность духовной семинарии. В апреле—мае 1944 г. СССР посетил американский католический священник С. Орлеманьский. Он был принят И. Сталиным и В. Молотовым, которые заявили, что Советский Союз готов к сотрудничеству с папой Римским и не собирается ущемлять права католиков *43.

Летом 1944 г. был освобожден Львов и, вопреки зарубежным прогнозам, отношение новых властей к униатам Западной Украины сначала оказалось вполне терпимым. Глава Греко-католической (униатской) церкви митрополит Андрей Шептицкий в конце августа направил в Москву письмо с заявлением о лояльности и просьбой принять его делегацию для окончательного урегулирования отношений. Смерть Шептицкого и избрание нового главы церкви — митрополита Иосифа (Слепый) задержали приезд делегации до декабря 1944 т. Ее члены выразили «приветствие.и благодарность Советской власти, Красной армии и её Главнокомандующему товарищу Сталину» и заявили об осуждении бендеров-окаго движения, стремлении участвовать в «устроении мирной жизни» на освобожденной территории Украины. Руководство Совета по делам религиозных культов, по согласованию с В. Молотовым и Н. Хрущевым, в свою очередь указало, что все просьбы униатов, не расходящиеся с законом, будут удовлетворены. От делегации приняли 100 тыс. рублей в фонд Красного Креста *44. Председатель Совета И. В. Полянский, встречаясь в первых числах января 1945 г. с американским журналистом Д. Фишером, подчеркнул, что некий компромисс католической и униатской церквей с государством достигнут и эти церкви «живут» *45. Таким образом Москва всячески демонстрировала свое желание нормализовать отношения с Ватиканом.

Однако папа «¡не понял» подаваемых «сигналов» й не изменил своей позиции в отношении «безбожного большевистского режима». В определенной мере это было и успехом германских дипломатов, осознавших, что между СССР и ¡Ватиканом возможно урегулирование отношений и не допустивших такого развития событий. В начале 1945 г. в выступлениях Пия XII вновь зазвучали

мотивы враждебности к коммунистам, СССР и одновременно призывы к милосердию к побежденным .в ¡войне и установлению «мягкого мира». У Ватикана ¡возникли идеи создания конфедерации Придунайских стран, организации комитета «Католического действия» («Авдио Католика») для развертывания борьбы против леворадикальных элементов*46. В этих условиях советское руководство отказалось от поисков компромиссов и курс в отношении католицизма начал меняться. Отныне Ватикан характеризовался как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире. Стратегия закрепления в восточно-европейских странах стала включать и задачу преодоления этого влияния.

Антикатолические планы впервые были опробованы на Поместном Соборе 1945 г. В обращении его участников, принятом б февраля, решительно отвергалось предложение папы о «мя-гком мире»*47. В соответствии с указаниями В. Молотова от 2 марта 1945 г., через 13 дней Г. Карпов направил И. Сталину докладную записку, в которой говорилось: «Политический блок с фашизмом усилил профашистскую деятельность Ватикана, особенно ярко выраженную в дни войны. Римско-католическая церковь в своем стремлении к мировому господству ведет наступление и систематическую борьбу за поглощение православия католицизмом» *48. Следует отметить, что руководство СССР располагало документальными подтверждениями для некоторых из подобных утверждений. Так, например, в «особой папке» И. Сталина хранятся заявления бывшего начальника церковного отдела Главного Управления имперокой безопасности К. Нейгауза, взятого в плен 28 мая 1945 г. и вывезенного в СССР. В них говорилось: «Несмотря на общеизвестный антагонизм, существовавший перед Второй Мировой войной между Гитлером и католической церковью, в ходе войны папа Пий XII проводил скрытую политику в пользу гитлеровской Германии и оказывал ей моральную поддержку. Это стало мне известно на основе изучения ряда секретных документов и личных бесед с наиболее крупными агентами СД по католическому духовенству»*49. В советской зоне Германии был арестован ряд лиц, упомянутых К. Нейгаузом. ©се они подтвердили содержав-

шиёся в его показаниях сведения. И. Сталин получил дополнительные подтверждения «необходимости» жесткого курса по отношению к Ватикану. Прежде всего он самым трагическим образом сказался на судьбе униатов в СССР. Наличие в стране более 4 миллионов верующих, объединенных в особую церковь, контролируемую папой, показалось председателю СНК крайне нежелательным.

В осуществлении замыслов «вождя» заставили участвовать и Московскую патриархию. 15 марта 1945 г. Г. Карпов писал Сталину, что православная церковь «может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви... Совет предлагает: а) организовать в г. Львове православную епархию. ..; б) предоставить епископу и всем священнослужителям данной епархии права на проведение миссионерской работы...; е) организовать внутри униатской церкви инициативную группу, которая должна будет декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и призвать униатское духовенство к переходу в православие» *50. Для привлечения патриархии (Правительство пошло на значительные уступки в западных областях СССР. Так, например, 28 августа 1945 г. Совет утвердил представленный патриархом проект типового устава православных духовных братств, подлежащих организации во Львове, Минске, Вильнюсе и других городах. Согласно уставу братствам разрешалось не только издание листков, брошюр, молитвенников, ио и благотворительная деятельность. Подобные уступки вызвали заинтересованность части иерархов.

Первоначально униатскому епископату предложили «самоликвидироваться». Некоторое время глава церкви митрополит Иосиф (Слепый) вел переговоры с Московской патриархией. Когда же определенно выяснилось, что все 5 униатских архиереев не желают переходить в православие, в апреле 1945 г. их арестовали. Через месяц появилась «¡инициативная группа» по воссоединению во главе с протомреавитером Г. Костел ышкоком, которая развернула широкую агитацию. Следует отметить, что движение полностью инспирировано не было. Среди верующих Западной Украины традиционно существовала сильная тяга к православию. Об

этом свидетельствуют массовый переход греко-католиков в Русскую церковь © 1914—1915 гг., православное движение на Лемков-щине в 1925—1939 гг. и т. п. Значительная часть униатов стала бы православными добровольно и вмешательство государственных органов, кровавые репрессии только дикредитировали данный процесс.

К весне 1946 г. 997 из 1270 униатских священников Западной Украины подписали заявления о присоединении к «инициативной группе» и 8—10 марта на Львовском Соборе греко-католического духовенства и мирян было принято решение о воссоединении с православной церковью и упразднении Брестской унии 1596 г. Как видно из документов ЦК ВКП(б) осуществление акции контролировал 1-й секретарь компартии Украины Н. С. Хрущев, который по всем значительным деталям запрашивал санкции Сталина *51. Львовский Собор нанес ощутимый удар по Ватикану. Но это оказалось только началом. 14 февраля 1947 г. Г. Карпов представил на утверждение новую программу борьбы с центром католицизма: «а) окончательно ликвидировать униатскую церковь в СССР; б) подготовить проведение аналогичных мероприятий в некоторых странах за границей...; д) создать альянс христианских церквей в виде международного движения во главе с Русской православной церковью для борьбы с Ватиканоом, пригласив участвовать в нем все другие вероисповедания» *52.

Еще более детально эта программа была изложена в совместной докладной записке в ЦК ВКП(б) руководителей Советов по делам РПЦ и религиозных культов от 1 февраля 1947 г. В ней отмечалось, что предпринятые попытки борьбы с католицизмом как с вероисповеданием успеха не имели: «борьба против привычного, устоявшегося ритуала и традиций, не оправданная логически и политически, вызывает лишь раздражение в массах, усиливая тем самым сопротивление». Предлагался другой вариант: «Католическая церковь при условии очищения ее от элементов прямо диктующих вмешательство в политическую борьбу и устанавливающих теократию, освобожденная от централизма и разделенная на национальные («автокефальные») церкви... могла бы быть терпима» *53.

Создание независимых от Ватикана церквей в СССР, Восточной Европе и других регионах мыслилось основным средством борьбы с ним. Главная роль опять отводилась Московской патриархии. Она должна была выступить инициатором международного христианского движения и в качестве первого шага выпустить «Обращение ко всем христианам мира», в котором бы говорилось, что «долг христиан всего мира помочь католикам освободиться от папизма» и «для этого должны быть объединены силы всех христиан, независимые от различий в вероисповедании». Предполагалось, что после опубликования обращения к нему декларативно присоединятся другие христианские церкви, как в СССР (что считалось гарантированным), так и за рубежом: православные, лютеране, баптисты, методисты, старокатолики, англикане, копты и некоторые католики (в Польше, Югославии, Бразилии, США). Далее эти присоединения будут рассматриваться планируемым на сентябрь 1947 г. в Москве совещанием глав /православных церквей, которое призовет к созданию исполнительного органа нового движения. И уже этот орган с местопребыванием в Москве поведет текущую организационную и пропагандистскую работу и подготовит созыв всемирной конференции христианских церквей (задуманной еще в марте 1945 г.)*54. Таким образом, в конечном итоге через борьбу с Ватиканом Русская церковь должна была возглавить всемирное христианство (и осуществлять через него советское влияние на большую часть человечества).

Одно время казалось, что планы создания '«Московского Ватикана» близки к осуществлению. В сентябрьском 1946 г. номере «Журнала Московской Патриархии» говорилось «об исключительном оживлении в лоне Православной Вселенской Кафолической Церкви, под фактическим водительством Русского Православия: «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать...»*55. Еще в марте 1946 г. митрополит Николай (Ярушевич) писал в Совет по делам РПЦ о необходимости проведения в Москве Вселенского Собора. Трудно сказать, у кого родилась эта идея, но она была дехлщ^Ящ тИ«'Сталиным,.возлагавшим на ее осуществ-

ление большие надежды. Первоначальный замысел отличался грандиозностью. 13 января 1947 г. патриарх Алексий писал Кар-

псиау о предполагаемом проведении 1—10 октября в Москве Собора ЕГсех существовавших тогда в мире автокефальных православных церквей, причем представлейы они должны были быть своими главами. Планировалось и участие делегаций Сиро-Халдейской, Армяно-григорианской, Коптской церквей в связи с обсуждением вопроса об их соединении с православием. 23 января начала работать подготовительная комиссия патриархии, в программу Собора намечалось включить 9 вопросов, главные из котрых носили «политический» характер — отношение к воинствующему католицизму и экуменическому движению. Для создания заинтересованности у будущих участников, в начале 1947 г. готовилась передача подворий Иерусалимской, Сербокой, Антиохийской, Александрийской патриархиям в Москве, Киеве и Ленинграде; выплата денежных подарков в валюте главам Константинопольской, Кипрской, Грелкой, Албанской, Сербской церквей. В свою очередь и Московской патриархии пообещали передать все здания Троице-Сер-гиевой лавры, собор в Новодевичьем монастыре и т. п. *56.

В середине февраля планы были откорректированы — в сентябре 1947 г. намечалось проведение уже предсоборного совещания, основной целью которого провозглашалась подготовка созыва в 1948 г. Вселенского Собра «для решения вопроса о присвоении Московской патриархии титула вселенской» *57.

Однако, всё эти замыслы сразу стали рушиться. Еще в январе 1947 г. тяжело заболел и полностью отошел от дел лояльный к СССР Константинопольский патриарх Максим. Его окружение, почувствовав в Московской патриархии соперника по вопросу лидерства в православном мире, заняло гораздо более жесткую позицию. На Константинополь всецело ориентировались Греческая и Кипрская церкви. Так, от главы последней архиепископа Леонтия 29 йюня 1947 г. в Москву Пришла телеграмма: «К сожалению не принимаем приглашения на всеправославный Собор, каковое полномочие йМеет одна лишь Вселенская патриархия Константинопольская» *58. Сыграла свою роль и широкая кампания в западной прессе по компрометации Русской церкви. В борьбу за срйв' М'осКоВсКОго замысла активно включился Ватикан, роль которого в мире явно недооценили. На Восточных патриархов ока-

зывалось разностороннее давление, представители различных американских организаций подкупали их крупными суммами валюты. Например, руководитель международного общества по охране свободы религии Ж. Нусбаум даже в Софии и Праге убеждал православных иерархов отказаться от поездки в Москву, обещал значительную материальную помощь.

В результате орыв первоначальных планов стал очевиден. Советское руководство решило ограничиться более скромной задачей— проведением в Москве летом 1948 г. совещания глав православных церквей под благовидным предлогом празднования 500-летия автокефалии Русской церкви. Поскольку на приезд значительной части Восточных патриархов надежды уже не было, на совещании намечалось окончательно оформить европейский православный блок. В связи с этим в сентябре 1947 г. в Сочи готовилась еще одна встреча патриарха Алексия со Сталиным, но из-за нездоровья владыки и по ряду других причин она не состоялась*59.

В конечном итоге совещание оказалось даже более представительным, чем ожидалось. В Москву приехали делегации И автокефальных церквей из 13. Иерусалимский патриарх прислал телеграмму с извинениями, что только война в Палестине и осада Иерусалима помешали его представителям прибыть в СССР, и впоследствии одобрил все решения совещания. Лишь Кипрская церковь не изменила своей бескомпромиссной позиции. Сербский же патриарх Гавриил мужественно приехал, несмотря на запрещение и прямые угрозы репрессий со стороны своего правительства. А ведь в Югославии в это время действительно проводились массовые аресты православных священников. В беседах с Карповым владыка говорил о своей верности России, поддержке Москвы в ее конфликте с И. Б. Тито и желательность иметь во главе правительства не хорвата, а . серба. Две делегации — Константинопольская и Греческая (Элладская) прибыли только на празднества и в работе совещания непосредственно не участвовали, пьииедсь воздействием на некоторых глав церквей сорвать Жриня-тие ряда решений

Празднества и заседания проходили в Москве почти всю первую половину июля. Об их ходе Г. Карпов чуть ли не ежедневно писал доклады секретарям ЦКг ВКП (б) — сначала А. Жданову, а затем Г. Маленкову, копии которых передавались Сталину. Все решения совещания заранее получили санкцию партийного руководства. Так, отдел пропаганды и агитации ЦК 6 июля высказал мнение: «В проекте резолюции «Ватикан и православная церковь» желательно было бы сказать сильнее о реакционном, антинародном характере деятельности Ватикана и папизма. В особенности необходимо указать на поддержку папою фашизма и на организацию борьбы против СССР» *61. Пожелания были учтены.

В результате предварительной работы удалось достичь единства позиций участников совещания, хотя без борьбы не обошлось. Колебался Болгарский митрополит Стефан и его поведение определила только телеграмма министра иностранных дел о принципиальном согласии правительства Болгарии на установление патриаршества. Единогласно были приняты постановления «Ватикан и православная церковь», «Экуменическое движение и православная церковь», направленные против Римского папы и гнезда протестантизма Америки, а также схожее по характеру «Обращение к христианам всего мира». В резолюции «Об англиканской иерархии» хотя и в мягкой форме ей фактически отказывали в признании действительности *62. Конфронтация бывших военных союзников повлияла на межцерковные связи, Англиканская церковь рассматривалась уже как претендент на европейское лидерство. Между тем на совещании решались и вопросы, которые вполне могли бы ставиться на Вселенском Соборе. Изданные деяния его содержат большой и интересный материал по многим и сейчас злободневным богословским вопросам. К сожалению, это был кратковременный прорыв православной мысли, возможно, «по недо-омотру» контролирующих государственных органов.

С точки зрения советского руководства, как видно из итогового отчета Карпова, совещание прошло вполне успешно. Задача минимум— сплочение восточно-европейских церквей под руководством Московской патриархии была выполнена, намеченные постановления приняты. В Совете Министров приступили к подготовке

так и не состоявшихся решений об организации новых встреч глав православных церквей, увеличении денежной помощи Восточным патриархиям, усиление деятельности Русской церкви за границей *63. Но международные и внутренние аспекты советской религиозной политики уже начали существенным образом меняться.

Во второй половине 1948 г. произошло резкое падение заинтересованности руководства СССР во внешнеполитических акциях Русской церкви. Потерпели крах все «средиземноморские» планы И. Сталина в Греции, Турции, Израиле и соответственно не так нужны стали Восточные православные иерархи. Кроме того, 1 ноября 1948 г. новым Константинопольским патриархом был избран «американский ставленник» архиепископ Нью-Йоркский Афи-ногор, настроенный антикоммунистически. 27 января 1949 г. на интронизации он призвал к сотрудничеству христиан и мусульман для борьбы против коммунизма *64. В основном завершилось выполнение Московской патриархией своей «миссии» в восточно-европейских странах, там утверждались режимы «народной демократии». У. Флетчер во многом справедливо писал: «Над Восточной Европой успешно устанавливался советский контроль; влияние Московской патриархии могло быть полезно, но теперь уже не было так важно. И покуда не откроется какая-нибудь другая сфера приложения услуг церкви, период использования Русской православной церкви в интересах сталинской внешней политики подошел к концу» *65.

Явной неудачей закончились планы создания «Православного Ватикана» в Москве. Да и основные цели борьбы с Ватиканом настоящим не были достигнуты. Всемирного христианского антипапского движения создать не удалось. Более того, после окончания войны политический вес и влияние Римского престола в международных делах значительно выросли. Во многих европейских странах появились активные демохристианские группировки с успехом противостоявшие коммунистам. В ряде государств католическая церковь стала главным препятствием продвижения последних к власти. В мае 1947 г. не без участия Ватикана коммунисты были устранены из французского и итальянского правительств. Упорная борьба разгорелась на парламентских выборах в апреле

1948 г. в Италии. Демохристиане выдвинули лозунг «Рим или Москва». Папа в своем послании объявил «дезертиром и предателем любого, кто окажет... поддержку... партиям или властям, не признающим Бога». В итоге Христтианоко-демократическая партия победила, набрав 48,7% голосов»*66.

Кроме Римского папы у Московской патриархии появились новые сильные конкуренты — Константинопольский владыка и Всемирный совет церквей (ВСЦ), созданный на проходившей в августе— сентябре 1948 г. Ассамблее экуменического движения в Амстердаме. Несмотря на все противодействие СССР, в организации ВСЦ участвовали и 3 автокефальные православные церкви.

Таким образом, Русская церковь недолго играла одну из центральных ролей в «большой политике» советского руководства — с осени 1943 по лето 1948 гг. В этот период она являлась одним из важнейших инструментов реализации наступательной стратегии СССР, осуществления попытки установить доминирующее влияние в послевоенном мире. Основными направлениями международной деятельности Московской патриархии в указанные годы являлись: 1. перевод в свою юрисдикцию всех русских заграничных приходов, 2. обеспечение поддержки христианскими конфессиями в восточно-европейских странах режимов «народной демократии», 3. борьба с Ватиканом, 4. утверждение своего первенства в православии и даже во всем христианском мире. Далеко не все из поставленных задач были реализованы. Но это объясняется прежде всего их чрезмерной глобальностью, авантюристическим подходом советских государственных органов, разрабатывавших данные планы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. РЦХИДНИ, ф. 17, од. 125, д. 407, л. 14.

2. Судоплатов П. А. «Остаюсь единственным живым свидетелем...», с. 40; Поповский М. Жиэнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга, с. 361.

3. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943, с. 77.

4. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 183, л. 8.

5. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938—1943 гг.), с. 65—67; Fletcher W. A Poft-

rait of the Most Praised and Vilified of Modern Churchmen — Metropolitan Nhtolai of the Russian Orthodox Church —and of the Dilemma the Faced as Religions Leader ina Militantlu Secular Soviety Ninolai. London, 1968, p. 43—44.

6. Кнышевский П. H. Истоки тотального шпионажа //Государственная безопасность и демократия. 1993, № 2, с. 45.

7. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы, с. 336—337; Русская Православная Церковь 988—1988. Вып. 2. Очерки истории 1917—1988 гг. М., 1988, с. 52. г

8. «Русская православная церковь стала на правильный путь.» // Исторический архив, 1994, № 3, с. 143.

9. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943—1945 гг.), с. 47.

10. ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 3, лл. 21—21об.

11. «Русская православная церковь стала на правильный путь.»//Исторический архив, 1994, № 4, с. 266—268.

12. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 21.

13. Васильева О. Ю. Кремль против Ватикана. Полковник Карпов под руководством генералиссимуса Сталина атакует папу римского//Новое время, 1993, № 30, с. 39.

14. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 34.

15. ЖМП, 1945, № 5, с. 19; ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 65, л. 280.

1«. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, лл. 91-92.

17. Там же, л. 31.

18. Там же, д. 506, л. 102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Там же, д. 407, л. 27.

20. ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 130, л. 457; Цыпин В. История Русокой Православной Церкви 1917—1990, с. 141.

21. ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 10, л. 39.

22. Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London, 1961, p. 59.

23. Еазюгий (Георгиевский), митрополит. Путь моей живни: Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий, 1994, с. 611—612. .

24. ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 65, л. 452.

25. Православие на Дальнем Востоке. 276-летие Российской Духовной Миссии в Китае.. СПб.: Андреев и сыновья, 1993, с. 86—87, 95.

26. ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 130, л. 552.

27. «Русская православная церковь стала на правильный путь.» // Исторический архив, 1994, № 3, с. 100.

28. РЦХИДНИ, ф. IV, оп. 125, д. 407, лл. 25, 32.

29. Там же, л. 25.

30. П о л ь с к и й М. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1948, с. 120.

31. Православие на Дальнем Востоке, с. 95—96, 142.

32. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке, с. 231—232.

33. Григорий (Граббе), епископ. К истории русских церковных разделений за границей. Джорданвилль, 1992, с. 49—56; РЦпИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 23.

34. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 37.

35. Правда, 1945, 29 июня.

36. А л е к с е е в В. А. Указ. со., с. 354—355.

37. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 38.

38. «Русская православная церковь стала на правильный путь», с. 100.

39. РЦХИДНИ, ф. 17, on. 125, д. 407, л. 38.

40. Васильева О. Ю. Ватикан в горниле войны //Наука и религия, 1995, № 6, с. 14—15; Шейнман ДМ. От Пия IX до Павла VI. М.: Наука, 1979, с. 100; Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР 1917—1968. М.: Прогресс, 1977, с. 162.

41. Васильева О. Ю. Указ. соч., с. 16; Одинцов М. И. Как появился этот документ // Наука и религия, 1995, №6, с. 10.

42. ГАРФ, ф. Р-9401сч, оп. 2, д. 65, лл. 25—31.

43. Одинцов М. И. Указ. соч., с. 11.

44. Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декреты 1944 г.)./Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1994, № 3, с. 56—71.

45. О д и н ц о в М. И. Государственно-церковные отношения накануне и в годы Великой Отечественной войны // Религиозные организации СССР в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Материалы «Круглого стола», посвященного 50-летию Победы 13 апреля 1995 г. М.: Российская Академия госслужбы при Президенте РФ, 1995, с. 37.

46. Там же, с. 38; Васильева О. Ю. Указ, соч., с. 15.

47. ЖМП, 1945, № 2, с. 17.

48. «Русская православная церковь стала на правильный путь», с. 93.

49. Откровения бывшего штурмбанфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Найгауза //Наука и религия, 1995, № 6, с. 8, 16.

50. Одинцов М. И. Хождение по мукам. 1939—1954 годы //Наука и религия, 1990, № 8, с. 21.

51. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 313, лл. 29—48.

52. Там же, д. 407, лл. 36—37.

53. Там же, д. 506, лл. 13—14.

54. Там же, лл. 14—16; «Русская православная церковь стала на правильный путь», с. 96.

55. ЖМП, 1946, № 9, с. 56.

56. ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 2, д. 17, лл. 3—4; ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 65,

лл. 1—4.

57. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 125, д. 407, л. 34.

58. ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 16, л. 57.

59. Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? с. 193.

60. РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 132, д. 8, лл. 100—103.

61. Там же, л. 25.

62. Там же, лл. 104—105.

63. Там же, л. 108.

64. Там же, д. 111, л. 212.

65. Fletcher W. Religion and Soviet Foreign Policy, 1945—1970, London, 1973, p. 29.

66. Григудевич И. P. Папство. Век XX. М.: Политиздат, 1978,

с. 260—261; Винтер Э. Указ. со., с. 191, 194.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.