Научная статья на тему 'Московская область как субъект привлечения инвестиций'

Московская область как субъект привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИЯ / БИЗНЕС / КАПИТАЛ / КОНЦЕССИЯ / СОГЛАШЕНИЕ / РЕГИОН / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INVESTMENT / BUSINESS / CAPITAL / CONCESSION / AGREEMENT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохановская Индира Ирековна, Кузьмина Екатерина Павловна

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в Послании Президента обозначены задачи по повышению качества жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания. На примере Московской области рассмотрены меры реализации данных задач. Рассмотрены актуальность и основные перспективы развития отраслей хозяйства Московской области. В статье проанализированы текущие проекты государственно-частного партнерства и планируемые соглашения в рамках развития экономики региона и отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кохановская Индира Ирековна, Кузьмина Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW REGION AS A SUBJECT OF INVESTMENT ATTRACTION

In order to implement the breakthrough scientic, technological and socio-economic development of the Russian Federation, The President’s Address outlined the tasks of improving the quality of life of citizens, creating comfortable conditions for their living. On the example of the Moscow region the measures of implementation of these tasks were considered. This article presents the relevance and main prospects for the development of sectors of the economy of the Moscow region. This article discusses the current projects of Public-private partnership and the planned contract in the framework of the development of the region’s economy and industries

Текст научной работы на тему «Московская область как субъект привлечения инвестиций»

УДК 330.322 R58

Кохановская Индира Ирековна

канд. экон. наук, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru

Кузьмина Екатерина Павловна

студент, ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва

e-mail: koh-indira@mail.ru

Koxanovskaya Indira

Candidate of Economics Sciences, Moscow University named after S. Yu. Witte, Moscow e-mail: vkohanovskaya@muiv.ru

Kuzmina Ekaterina Pavlovna

Student, Moscow University named after S. Yu. Witte, Moscow e-mail: koh-indira@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-8-106-110

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация. В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации в Послании Президента обозначены задачи по повышению качества жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания. На примере Московской области рассмотрены меры реализации данных задач. Рассмотрены актуальность и основные перспективы развития отраслей хозяйства Московской области. В статье проанализированы текущие проекты государственно-частного партнерства и планируемые соглашения в рамках развития экономики региона и отраслей. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиция, бизнес, капитал, концессия, соглашение, регион.

MOSCOW REGION AS A SUBJECT OF INVESTMENT ATTRACTION

Abstract. In order to implement the breakthrough scientific, technological and socio-economic development of the Russian Federation, The President's Address outlined the tasks of improving the quality of life of citizens, creating comfortable conditions for their living. On the example of the Moscow region the measures of implementation of these tasks were considered. This article presents the relevance and main prospects for the development of sectors of the economy of the Moscow region. This article discusses the current projects of Public-private partnership and the planned contract in the framework of the development of the region's economy and industries. Keywords: public-private partnership, investment, business, capital, concession, agreement, region.

Соглашения о государственно-частном партнерстве (далее — ГЧП) обеспечивают приток частного капитала в производство товаров, работ и услуг, повышает долю участия бизнеса в проектах ГЧП и сокращает долю государственного участия в экономическом обороте. Данный механизм привлечения инвестиций оказывает положительное влияние на процесс формирования инновационной экономики как страны, так и регионов.

Целью создания соглашения о ГЧП является обмен знаниями и опытом, объединении материальных, финансовых и трудовых ресурсов, разделение рисков, повышение доступности и качества услуг и товаров для достижения наилучших производственных и финансовых результатов с максимальной взаимной выгодой [1].

Тесное сотрудничество государства и бизнеса — необходимое и важное условие для успешного развития страны. Государственно-частное партнерство может работать только на доверительных условиях, где государство определяет цели и задачи, а бизнес участвует в их постановке и несет ответственность за реализацию проекта [5].

Все формы ГЧП в достаточной степени изучены и законодательно урегулированы. Поэтому применение на местах механизма ГЧП дает предпосылку для экономического развития региона [3].

От качества инфраструктуры зависит комфортность жизни каждого региона, города и их жителей. Инфраструктурные проекты считаются наиболее объемными и длительными. Их инвестиционная привлекательность определяется их количеством и объемом вложенных средств, показатели которых характеризуют эффективность проектов [6].

Региональные ГЧП по количеству соглашений занимают вторую позицию по сравнению с федеральными. Одно из первых мест по уровню развития ГЧП занимает Московская область. Динамика развития региона в данной сфере стремительно растет, что свидетельствует поднятие позиции рейтинга за три года с 34-го места в 2014 г. до первого в 2018 г. В современных условиях приоритетное значение для рейтинга стал играть фактор «Опыт реализации проектов» и эффективная институциональная среда больше не имеет конкурентного преимущества, а является обязательным условием [13].

© Кохановская И.И., Кузьмина Е.П., 2018

Общая сумма инвестиций, привлеченных в Московскую область для реализации проектов ГЧП, около 250 млрд руб., что составляет половину бюджета региона. Почти 30 % из них составляют действующие соглашения, 14 % соглашений в стадии подписания и 56 % соглашений планируется подписать. Как отмечает министр инвестиций и инноваций Московской области Д. Буцаев, ведется непрерывная активная работа по привлечению частных инвестиций в регион.

На Петербургском экономическом форуме, целью которого стало создание экономики доверия, был заключен ряд соглашений с иностранными и российскими инвесторами. Заключено два договора с «Ренейссанс Констракшн» и «Сбербанк Лизинг» об информационно-консультационном взаимодействии в интересах привлечения внебюджетных инвестиций для реализации проектов в сфере здравоохранения, создания офисных и гостиничных комплексов [9].

Самые крупные действующие проекты в регионе в области здравоохранения - это онкологические центры: в Подольске и Балашихе. Подольский онкологических центр начал работать в апреле текущего года, оснащен высокотехнологичным медицинским оборудованием и дополняет возможности действующего центра в Балашихе. Таким образом, Подмосковье делает шаг на пути выполнения одной из задач, которые президент РФ В. В. Путин озвучил в Послании Федеральному собранию РФ — провести модернизацию онкоцентров, выстроить современную комплексную систему от правильной диагностики до своевременного эффективно лечения, которая позволит защитить человека [2; 11].

Механизм ГЧП является очень эффективным в целях привлечения частного капитала, но проблема в длительных сроках подготовки и реализации проектов остается актуальной. Проблемой так же является неэффективный менеджмент и недостаток квалифицированных кадров в сфере ГЧП.

Для решения данных проблем и повышения эффективности механизма ГЧП в регионе создан проектный офис, который занимается заключением и сопровождением проектов ГЧП и концессионных соглашений, объединяющий опыт людей, непосредственно занимающихся данной сферой. В Московской области действует центр сопровождения проектов ГЧП, который представляет собой площадку, объединяющую публичных партнеров и частных инвесторов. Одни специалисты занимаются предпроектной подготовкой, а другие -сопровождают готовый проект.

Специалисты предпроектной подготовки готовят проект к конкурсу, занимаются поиском потенциальных инвесторов и заключают договор. Срок подготовки проекта не должен превышать одного года. Сопровождением проекта занимаются специалисты первого в России Центра содействия строительству объектов коммерческого назначения, созданного при правительстве Московской области в начале прошлого года. Он оказывает содействие в решении всех возникающих вопросов от этапа подписания соглашения до сдачи объекта в эксплуатацию. На сегодняшний день Центр обслуживает более тысячи проектов на разных этапах реализации. Это означает, что за помощью в центр обращаются не только начинающие инвесторы, но и опытные. За каждым проектом коммерческого, общественного, административного, промышленного, сельскохозяйственного назначения площадью более 5 тыс. кв. м закреплен персональный менеджер, который оказывает содействие в получении необходимых согласований и проектных решений. Результатом работы центра является решение за текущие месяцы 2018 г. более 287 задач, с которыми в центр обратилось более 164 предпринимателей. Например, центр совместно с Росреестром оказал помощь кондитерскому заводу ООО «САВС», планировавшему строительство производства кондитерских изделий в Истре, устранить ошибку в документах на земельный участок. По результатам успешной работы Центров содействия строительства, в целях содействию бизнесу в инфраструктурных и сельскохозяйственных проектах подобные центры планируется создать и в других регионах страны [10].

Источниками финансирования в проекты ГЧП являются финансовые ресурсы средств областного бюджета, областные внебюджетные и валютные фонды. Финансовые ресурсы регионов могут быть консолидированы с бюджетами других регионов и муниципальных образований, со средствами граждан, компаний, банков и финансирующих организаций, готовых вложиться в проект для социальной значимости и экономического развития. В структуру областного бюджета входит региональный бюджет, бюджеты городов и районов и взаимодействие между ними [4].

В Московской области все активнее проявляется интерес к финансированию проектов ГЧП. У финансирующих организаций появилось более четкое представление и понимание о таких проектах. Банки не бояться вкладывать

в перспективные проекты, что порой превышает их конкуренцию за право участия в кредитовании. В последнее время все чаще наблюдается превышения предложений банков по кредитованию над количеством самих проектов.

Вопрос выбора перспектив и средств взаимовыгодного сотрудничества публичного и частного партнера в Московской области остается таким же актуальным, как и заключение подобных задач в национальном масштабе. Многолетним опытом Подмосковья накоплены важные ресурсы инновационного развития региона [7].

Важным для региона проектом ГЧП в транспортной сфере является совместный со Сбербанком проект «Стрелка» по автоматизации оплаты проезда. Проект активно развивается как в техническом, так и технологическом направлении. Расширяется многообразие видов транспорта, появляются новые формы в регионе также ведется масштабная работа по развитию ГЧП в сфере оплаты, как оплата проезда банковской картой.

Благодаря государственным и региональным мерам поддержки, в регион удается привлекать инвесторов и по программе импортозамещения, и тех, кто хочет развивать свой экспортный потенциал [8].

В настоящий момент ведется активная работа по развитию ГЧП в жилищно-коммунальной сфере, животноводческом и фермерском хозяйстве.

25 мая 2018 г. на площадке Петербургского международного экономического форума был представлен рейтинг инвестиционного климата субъектов РФ. Подмосковье вошло в десятку лидеров по развитию инвестиционного климата и заняло девятое место, как регион с заметным приростом инвестиций, после таких регионов как Тюменская область, Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Тульская область, Краснодарский край, Воронежская область, Чувашская Республика, Московская область. Чем выше субъект РФ в рейтинге, тем заметнее прирост инвестиций. За 2018 г. значительно повысился инвестиционный климат в 72 регионах страны, конкуренция ужесточилась.

По итогам XII Петербургского международного экономического форума, девизом которого и являлось создание атмосферы доверия, были подписаны важные соглашения о сотрудничестве с инвесторами. Второе крупное соглашение подписано с группой «Черкизово» по производству продовольственной продукции. Планируется инвестировать в строительство производства около 10 млрд руб.

В регионе активно развиваются особые экономические зоны и индустриальные парки, в частности особая экономическая зона «Дубна». Ее территорию расширяют для привлечения новых инвесторов. В Подмосковье действуют около 200 компаний с участием немецкого капитала привлеченного из Германии. Ногинский район стал главным индустриальным центром региона с участием инвесторов из Германии, которые, однако, активно вкладывают свой капитал и в другие районы Подмосковья, так, например, в Солнечногорске строится автомобильный концерн Mercedes-Benz [10].

Важное значение для региона является вложение инвестиций в агропромышленную сферу. Возрождается молочная отрасль — в десяти районах Подмосковья началась активная реконструкция заброшенных молочных ферм. В текущем году планируется провести работы не менее чем на 12-15 фермах, всего за три года реконструируют и обновят до 40 ферм в Ногинском, Лотошинском, Раменском, Сергиево-Посадском районах, а также в Луховицах, Коломне, Наро-Фоминске, Рузе, Коломне, Чехове и Кашире. Благодаря программе субсидирования старых молочных ферм, из регионального бюджета возвращается до половины затрат из регионального бюджета на покупку оборудования.

В Подмосковье уделяется внимание и жилищно-коммунальной сфере. На Петербургском экономическом форуме принято решение о сотрудничестве между Московской областью и Агентством стратегических инициатив. Соглашением планируется привлечь инвестора, который вложит 3,7 млрд руб. в модернизацию систем водо- и теплоснабжения в Мытищинском и Серебрянопрудском районах. Планируется сократить сроки отключения горячего водоснабжения до трех дней, повысить энергосбережение и энергоэффективность, что позволит существенно снизить потери в тепловых сетях. В Мытищах планируется модернизировать десять котельных, провести реконструкцию семи километров тепловых сетей, установить 250 узлов регулирования отопления и горячего водоснабжения. В Серебряных Прудах обновят около семи километров сетей холодного водоснабжения, модернизируют четыре водозаборных узла, построят четыре блочно-модульных котельных, установят 231 индивидуальный тепловой пункт, реконструируют около четырех километров теплосетей, модернизируют пять котельных, а также канализационные очистные сооружения [12].

При этом в Подмосковье уже имеется положительный опыт привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства: обновление системы теплоснабжения городского округа Можайск и сооружение очистки сточных вод в Рузском округе.

Планируемый суммарный объем частных инвестиций в систему теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения региона в рамках соглашений ГЧП в текущем году составит более 17 млрд. руб. Мероприятия по привлечению инвестиций в проекты ГЧП коммунальной и сельскохозяйственной сферы позволят улучшить качество жизни жителей и экономику региона.

В Послании Президента Федеральному собранию одним из важных критериев для успешного сотрудничества и привлечения инвестиций является формирования доверия. В Московской области уже функционируют и созданы все условия для входа на рынок многих иностранных и российские инвесторов, являющихся мощным экономическим потенциалом для развития региона [2].

Привлечение инвестиций в экономику региона позволит создать новые рабочие места, привлечь новые знания и технологии, что может решить множество стоящих перед регионом и страной задач. Планируется всестороннее развивать и вкладывать все новые ресурсы в отрасли, привлекать иностранных инвесторов и создавать стимулы российским предпринимателям для вклада капитала в общественно-важную деятельность.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182660/ (дата обращения: 18.06.2018).

2. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 26.06.2018).

3. Алпатов, А. А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / А. В. Пушкин, Р. М. Джапаридзе. - М.: Альпина Паблишерз, 2016 - 196 с.

4. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 687 c.

5. Глазьев, С. Ю. Жребий брошен // Эксперт Online. - 29 апреля 2013. - № 17-18. - 849. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/18/zhrebij-broshen/?n=172 (дата обращения: 27.06.2018).

6. Еганян, А. Инвестиции в инфраструктуру: деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 715 с.

7. Полякова, Т. В. Взаимодействие бизнеса и власти как фактор социально-экономического развития региона / Т. В. Полякова, Е. В. Ерзамаева, Н. А. Спицына // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/75587 (дата обращения: 08.06.2018).

8. Раевский, С. В. Формирование и реализация инвестиционной программы региона: монография - Директ-Медиа - М.: Берлин. 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.directmedia.ru/book_437467_formirovanie_i_realizat-siya_investitsionnoy_programmyi_regiona/poisk_knig/ (дата обращения: 28.06.2018).

9. Сайт Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. forumspb.com (дата обращения: 25.06.2018).

10. Сайт Правительства Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosreg.ru (дата обращения: 24.06.2018).

11. Сайт информационного агентства Regnum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2385900. html (дата обращения: 25.06.2018).

12. Сайт агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.asi.ru (дата обращения: 24.06.2018).

13. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.06.2018).

References

1. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 224-FZ (red. ot 03.07.2016) «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chast-nom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Federal law dated July 13, 2015 (Ed. 03.07.2016) № 224 «Aboutpublic-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and modification of separate legal acts of the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182660/ (accessed 18.06.2018).

BecmuuK yuueepcumema № 8, 2018

2. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 [President's address to the Federal Assembly March 01.2018]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (accessed 26.06.2018).

3. Alpatov A. A., Pushkin A. V., Dzhaparidze R. M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: mekha-nizmy realizacii [Public-private partnership: mechanisms of implementation]. M.: Al'pina Pablisherz, 2016. 196 p.

4. Babich, A. M. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy [State and municipal Finance]. M.: Yuniti-Dana, 2013. 687 p.

5. Glaz'ev S. Y. Zhrebij broshen [The lot is cast]. Ekspert Online [Expert Online]. April 29, 2013, I. 17-18 (849). Available at: http:// maxpark.com/community/5006/content/1966355 (accessed 27.06.2018).

6. Eganyan A. Investicii v infrastrukturu: den'gi, proekty, interesy. PPP, koncessii, pro-ektnoe finansirovanie [Investments in infrastructure: money, projects, interests. PPP, concessions, project financing]. M.: Al'pina Pablisher, 2016. 715 p.

7. Polyakova T. V., Erzamaeva E. V., Spicyna N. A. Vzaimodejstvie biznesa i vlasti kak faktor social'no-ekonomicheskogo raz-vitiya regiona [Interaction of business and government as a factor of socio-economic development of the region] // Sovremen-nye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern research and innovation]. 2016. No. 12. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2016/12/75587 (accessed 08.06.2018).

8. Raevskij S. V. Formirovanie i realizaciya investicionnoj programmy regiona: monografiya [Formation and implementation of the investment program of the region: monograph] - Direkt-Media [Direkt-Media] - M.: Berlin. 2016. Available at: https:// www.directmedia.ru/book_437467_formirovanie_i_realizatsiya_investitsionnoy_programmyi_regiona/poisk_knig/ (accessed 08.06.2018).

9. Sajt Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma [The website of the St. Petersburg international economic forum]. Available at: https://www.forumspb.com (accessed 25.06.2018).

10. Sajt Pravitel'stva Moskovskoj oblasti [The website of the Government of the Moscow region]. Available at: http://mosreg.ru (accessed 24.06.2018).

11. Sajt informacionnogo agentstva Regnum [The website of the information Agency Regnum]. Available at: https://regnum.ru/ news/2385900.html (accessed 25.06.2018).

12. Sajt agentstva strategicheskih iniciativ [Website of the Agency for strategic initiatives]. Available at: http://archive.asi.ru (accessed 24.06.2018).

13. Sajt federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Website of the Federal state statistics service]. Available at: http://www.gks. ru (accessed 24.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.