www.volsu.ru
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
<N О <N
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.1.9
UDC 94(410)"1485/1603" Submitted: 01.09.2023
LBC 63.3(4)5 Accepted: 01.11.2023
THE MUSCOVY COMPANY AND ENGLISH EXPEDITIONS TO NORTH AMERICA IN THE LAST QUARTER OF THE 16th CENTURY
Aleksandr A. Kiselev
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The introduction of the article includes the justification of the necessity to determine the role of the English Muscovy Company in the study of the geography of North America in the last quarter of the 16th century. The monopoly of the Muscovy Company and the significance of this commercial firm in the discovery of the northeast coast and Arctic waters of North America have not yet been studied. Documents (charters, reports, letters, petitions, and treatises) directly related to the organization of English voyages to the American Arctic waters, as well as diplomatic documents, are used as materials. Analysis. The reasons and circumstances of the Muscovy Company's monopoly on the search for the North-West Passage in North America are studied. The company's contribution to the organization of the expeditions of Martin Frobisher in 1576 and John Davis in 15851587 is determined. The attempts of the Cathay Company and Humphrey Gilbert at the turn of the 1570s-1580s to deprive "Muscovite" merchants of this privilege are analyzed. It is proven that even at the beginning of the 17th century, the Moscow Company retained a monopoly on the exploration of the Arctic seas. Results. With its monopoly on the search for the North-West Passage and its organizational and financial support, the Muscovy Company made an important contribution to the exploration of the north-eastern coast of North America in the last quarter of the 16th century. English navigators had the opportunity to explore Arctic waters, step by step shaping the modern geographical shape of North America on maps.
Key words: Muscovy Company, England, Tudors, North-West Passage, Frobisher, Gilbert, Davis.
Citation. Kiselev A. A. The Muscovy Company and English Expeditions to North America in the Last Quarter of the 16th Century. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2024, vol. 29, no. 1, pp. 102-112. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2024.L9
УДК 94(410)"1485/1603" Дата поступления статьи: 01.09.2023
ББК 63.3(4)5 Дата принятия статьи: 01.11.2023
МОСКОВСКАЯ КОМПАНИЯ И АНГЛИЙСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ В СЕВЕРНУЮ АМЕРИКУ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVI ВЕКА
Александр Александрович Киселев
« Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
ч
(D О
Аннотация. Введение статьи включает обоснование необходимости определения роли английской Московской торговой компании в исследовании географии Северной Америки в последней четверти XVI века.
В качестве материалов используются документы (хартии, отчеты, письма, петиции, трактаты), имеющие непосредственное отношение к организации английских путешествий в американские арктические воды, а также дипломатические документы. Анализ. Исследованы причины и обстоятельства получения Московской компанией монополии на поиски Северо-Западного прохода в Северной Америке. Определен вклад компании в организацию экспедиций М. Фробишера 1576 г. и Дж. Девиса 1585-1587 годов. Проанализированы попытки Катайской компании и Х. Гилберта на рубеже 1570-1580-х гг. лишить купцов, торгующих в России, этой привилегии. Результаты и выводы. Обладая монополией на поиски Северо-Западного прохода, оказывая организационную и финансовую поддержку, Московская компания внесла важный вклад в исследование северо-восточного побережья Северной Америки в последней четверти XVI века. Английские мореплаватели получили возможность исследовать арктические воды, шаг за шагом формируя на картах современный географический облик Северной Америки.
Ключевые слова: Московская компания, Англия, Тюдоры, Северо-Западный проход, Фробишер, Гилберт, Девис.
Цитирование. Киселев А. А. Московская компания и английские экспедиции в Северную Америку в последней четверти XVI века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2024. - Т. 29, №° 1. - С. 102-112. - DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2024.L9
Введение. В конце XV - XVI в. среди географов и мореплавателей Западной Европы распространилась теория о существовании так называемого «Северо-Западного прохода» - северного морского пути в Азию в арктических водах Северной Америки. Согласно популярному мнению этот путь был намного короче тех, которые были открыты и контролировались португальцами и испанцами. В 1560-1580-х гг. инициаторами поисков Северо-Западного прохода выступили английские мореплаватели - знаменитые каперы королевы Елизаветы I М. Фробишер и Х. Гилберт. Они разработали проекты собственных экспедиций в полярные воды, но оказалось, что в Англии монополия на исследование арктических проливов Северной Америки принадлежала только Московской торговой компании, которая не собиралась ею делиться с конкурентами.
Данная статья посвящена вкладу, который внесла английская Московская компания в исследование географии Северной Америки в последней четверти XVI века.
Методы и материалы. Нужно отметить, что тема поисков англичанами СевероЗападного прохода в XVI столетии слабо отражена в историографии. Хотя к ней периодически обращаются авторы научно-популярной литературы [2; 5], специальных научных работ написано мало [38; 51]. Немногим лучше обстоит ситуация с исследованием экспедиций отдельных мореплавателей, которые, как правило, отражены в их жизнеописаниях [12; 18;
23; 31; 33; 34; 36; 42]. В отечественной научной литературе история поисков Северо-Западного прохода была предметом изучения в трудах И.П. Магидовича и Ю.Г. Акимова [1; 4].
Однако во всех указанных исследованиях не отражена проблема монополии Московской торговой компании и роль этого предприятия в изучении северо-восточного побережья и арктических вод Северной Америки. Данные вопросы не были затронуты и в монографии британского историка Т. Уиллана, остающейся до сих пор единственным исследованием деятельности Московской компании в эпоху Тюдоров [52].
Основной источниковой базой для изучения проблемы являются документы (хартии, отчеты, письма, петиции, трактаты), имеющие непосредственное отношение к организации английских путешествий в поисках северного морского пути. Большинство из них было опубликовано в XIX - первой половине XX в. [8; 9; 13-15; 19-22; 25; 27; 28; 35; 37; 39; 40; 43-49], однако нами привлекались и материалы из фондов Национального архива Великобритании [10; 11] и Британской библиотеки [26; 29; 50]. В исследовании эпохи Тюдоров значимую роль играют также документы дипломатической переписки [6; 7; 16; 24; 30; 41].
Комплексный анализ архивных и опубликованных материалов дает возможность выявить роль Московской компании в изучении и формировании географических знаний о Северной Америке в последней четверти XVI века.
Анализ. Открытие в 1492 г. Америки стало важным событием мировой истории, положившим начало исследованию и завоеванию целого континента в Западном полушарии. Однако его первооткрыватель Х. Колумб был убежден, что достиг берегов Индии и Китая (европейцы называли эту страну «Катай»). В течение следующего десятилетия испанские и португальские экспедиции доказали, что Колумб ошибался.
В то же время мечта о достижении Азии западным путем продолжала существовать. Одним из тех, кто в конце XV в. попытался ее осуществить, был генуэзский мореплаватель Дж. Кабот. «Предполагая, что Земля круглая», он сделал вывод о расположении Индии и Китая к северо-западу относительно Европы [41]. Получив поддержку английского купечества и лично короля Генриха VII Тюдора, Дж. Кабот в 1497-1498 гг. совершил два путешествия в указанном направлении через Атлантический океан, в результате которых, как он считал, «открыл... страну Великого Хана» [30]. В действительности, ему удалось лишь достичь берегов американского Ньюфаундленда, но это стало понятно позже.
В следующие десятилетия в Северо-Западную Атлантику устремились португальские, английские, испанские и французские экспедиции [1]. Они исследовали северо-восточное побережье Северной Америки, залив Святого Лаврентия, остров Ньюфаундленд и полуостров Лабрадор. С каждым новым плаванием к путешественникам и географам приходило понимание того, что найденные земли - не Азия.
Однако некоторые английские мореплаватели не оставляли надежд открыть и монополизировать северный морской путь. Так, в 1527 г. купец Р. Торн предлагал королю Генриху VIII искать этот пролив не на северо-западе, а на северо-востоке [50, £ 339у]. Но только через 20 лет на поиски Северо-Восточного прохода отправилась экспедиция Р. Ченслера, которая в 1553 г. достигла северных границ Московского государства и установила англо-русские торговые отношения [3].
Итоги этого путешествия были признаны в Лондоне успешными, что привело к созданию в 1555 г. акционерной «Компании купцов-предпринимателей в целях открытия зе-
мель, территорий, островов и неизвестных сеньорий» (с 1566 г. эта организация стала именоваться Московской компанией). В утвержденной королевской хартии данного предприятия было особо отмечено, что «наши [основавшие компанию] члены Тайного Совета, подданные и купцы» могли «открывать, описывать и находить неизвестные и не посещаемые ранее нашими подданными по морю острова, земли, территории, доминионы и сеньории, к которым, по воле и милости Всемогущего Бога, нужно плыть в северном, северовосточном и северо-западном направлениях, куда другие христианские монархи, находящиеся с нами в союзе и дружбе, до сих пор не добирались» [45, р. 304]. Таким образом, Московская компания получила фактическое монопольное право на поиски как Северо-Восточного, так и Северо-Западного прохода.
В 1565-1567 гг. на эту монополию посягнул молодой дворянин Х. Гилберт, обратившийся к королеве Елизавете I с просьбой «дать ему такую же привилегию». В своих петициях он отмечал, что «долгое время ничего не было сказано и сделано касательно открытия северного прохода, чтобы добраться до Катая и всех остальных обширных частей мира» [39, р. 105-106, 108-110]. Нужно отметить, что предложение Х. Гилберта взволновало монополистов, ведь тот имел влиятельные связи при дворе: его мать являлась родной племянницей гувернантки королевы К. Эшли, а сам он был воспитанником лорда-наместника Ирландии сэра Г. Сиднея. Кроме того, инициатива предприимчивого дворянина активно поддерживалась известным путешественником и купцом Э. Дженкинсоном, открывшим для англичан рынки Персии [13, р. 177-178, 188]. Даже испанский посол в Лондоне Г. Де Сильва поспешил сообщить своему монарху Филиппу II о том, что «здесь есть один английский джентльмен, который, как говорят, является великим космографом, и считает, что он может открыть более короткий путь в Ост-Индию, чем тот, который проложили португальцы. Насколько я могу понять из его слов, путь будет пролегать через землю, которую они называют Лабрадором» [24].
Руководство Московской компании со своей стороны не уступало, назвав реализацию предложений Х. Гилберта «нежелатель-
ной». «Компания с самого начала намеревалась открыть Катай, сделала несколько попыток и намерена продолжать их снова как на северо-востоке, так и на северо-западе», -писали губернаторы компании У. Гаррард и Р. Хэйворд лорду-казначею У. Сесилу. -«[Компания] желает, чтобы все открытия были совершены в интересах упомянутой стороны, в соответствии с ее привилегиями и т. п., в чем она не будет отказывать, но желает получить добрый совет, помощь и консультацию м-ра Гилберта, если ему будет угодно, на разумных условиях, чтобы предпринять [экспедицию] или помочь [компании] в этом» [25, р. 111-112]. Иными словами, монополисты предлагали своему конкуренту стать членом Московской компании и отправляться в плавание под их руководством. Вероятно, Х. Гилберт не принял этого условия, поскольку летом 1567 г. он уже снова служил в Ирландии.
Через несколько лет в Англии опять заговорили о поисках Северо-Западного прохода. В 1574 г. проект новой экспедиции в Северную Америку выдвинули капитан М. Фро-бишер и купец М. Лок, который в 1571-1576 гг. работал агентом Московской компании в Лондоне [52, р. 287]. Предприниматели заручились влиятельной поддержкой Э. Дадли, графа Уорика, родного брата королевского фаворита Р. Дадли. Именно граф Уорик убедил английский Тайный совет заставить Московскую компанию поддержать проект Фроби-шера [53, р. 164]. Монополисты получили грозное послание органа государственной власти, в котором им напоминали, что «открытие морского пути в страну Катай было бы чрезвычайно выгодно для Англии, а они являются компанией, созданной для открытия новых торговых путей... Поэтому [им необходимо] ...опять предпринять новые поиски сейчас, спустя 20 лет после первого путешествия, либо предоставить свою лицензию другим, которые желают сделать это в настоящее время» [29, £ 42г].
Могла ли Московская компания самостоятельно организовать подобную экспедицию в середине 1570-х годов? Скорее всего, нет, поскольку в этот самый период начались проблемы в ее деятельности на основном рынке - в России. Русский царь Иван IV не смог
добиться заключения военно-политического союза с Англией, обвинил Елизавету I в неуважении к нему, а «многих людей Аглинс-ких» - в «воровстве и лазучьстве» в пользу Швеции [7, с. 150]. В качестве ответной меры царь отменил привилегии компании, наложил пошлины на английскую торговлю по Волге с Персией и конфисковал часть товаров. «А Московское государьство покаместо без Аглинских товаров не скудно было», - писал он королеве. - «Да и все наши грамоты, которые есмя давали о торговых делех по сей день не в грамоты (то есть аннулируются. -А. К.)» [6, с. 110]. Таким образом, к середине 1570-х гг. Московская компания столкнулась с рядом проблем, в том числе финансовых. В этих условиях организация экспедиции к берегам Америки в поисках Северо-Западного прохода не могла быть среди ее приоритетных целей, поэтому компания уступила требованию Тайного совета «предоставить лицензию» М. Фробишеру.
Поскольку путешествие представлялось рискованным, а его результат - непредсказуемым, М. Лок нашел только 18 инвесторов, среди которых были как представители органов власти (У. Сесил, Ф. Уолсингем, братья Э. и Р. Дадли, Т. Рэдклифф), так и, преимущественно, купцы из Сити (Т. Грэшем, Л. Дак-кетт, Э. Хоган, М. Филд и др.). Американский исследователь Р. Бреннер отмечал, что спонсорами экспедиции М. Фробишера являлись торговцы, ведущие дела на рынках Испании, Марокко и России [17, р. 20]. Однако, кроме М. Лока, непосредственно служащих Московской компании в 1575-1576 гг. среди них не было. В то же время проект был поддержан лордом-казначеем У. Сесилом и государственным секретарем Ф. Уолсингемом, которые имели тесные связи с компанией, а также Э. Дженкинсоном и Т. Рэндольфом - бывшими английскими послами в России. Общими усилиями организаторы собрали 875 ф. ст., на которые была построена небольшая флотилия из 3 кораблей [11].
Экспедиция М. Фробишера продолжалась с июня до октября 1576 года. У побережья Гренландии путешественники попали в шторм, в результате которого были потеряны два из трех судов. На оставшемся барке «Габриэль» М. Фробишер, маневрируя сквозь айс-
берги, добрался до острова Баффинова Земля, где открыл узкий залив (сейчас - залив Фробишера), который ошибочно принял за долгожданный Северо-Западный проход [47, p. 72]. Подтверждением предположениям путешественника стала встреча с местными эс-кимосами-инуитами, которых англичане приняли за азиатов, ведь аборигены «были очень похожи на смуглых мавров или, скорее, на татар» [29, f. 54г]. Как верно отмечал советский исследователь И.П. Магидович, «это была первая исторически доказанная встреча европейцев с американскими эскимосами» [4, с. 115]. Главным же успехом экспедиции, по мнению организаторов, стала находка минералов («золотой руды»), из которых после выплавки в огне удавалось извлекать немного золота [37].
Вернувшись из плавания, М. Фробишер сразу же приступил к подготовке следующих путешествий. Слух о том, что мореплаватель нашел в Северной Америке драгоценный металл, разлетелся по Лондону, и к Фробишеру потянулись инвесторы. Для второго путешествия удалось собрать 4 275 ф. ст., для третьего - 6 952 ф. ст. [10]. Среди вкладчиков была лично королева Елизавета I и многие другие знатные придворные. Их имена Фро-бишер нанес на географические карты (Земля королевы Елизаветы, Земля Лока, остров графа Сассекса, мыс Уолсингема и т. п.) [49].
Московская компания более не участвовала в организации экспедиций М. Фробише-ра, хотя за ней все еще была закреплена монополия на открытия «в северном, северо-восточном и северо-западном направлениях». Чтобы избежать этой зависимости, М. Фро-бишер и М. Лок создали собственное акционерное общество, названное ими «Катайской компанией». В тексте хартии новой организации, поданной ими на утверждение королеве, они прописали право на проведение экспедиций «в северном, западном и южном направлениях». Бдительный лорд-казначей У. Сесил напротив этих слов поставил пометку о том, что деятельность Катайской компании «не должна противоречить прежним хартиям Московской компании» [14, p. 111-112]. В результате в «согласованных статьях» уставного документа нового акционерного общества осталось только право на исследования в «северо-
западном направлении» [15]. Впрочем, канадский исследователь Дж. Макдермотт убежден, что Катайская компания так и не получила утвержденную королевой хартию [32, р. 163].
Вторая экспедиция М. Фробишера состоялась в мае - сентябре 1577 года. Хотя инструкции Тайного совета предписывали путешественнику «продолжать открытие пути в Катай» [26, £ 296], он сосредоточился на добыче «золотой руды», так и не продвинувшись в своих исследованиях дальше Баффиновой Земли. Осенью 1577 г. экспедиция привезла около 200 тонн добытых минералов. Немецкий металлург Й. Шутц сообщил, что с каждой тонны привезенной М. Фробишером «руды» он сможет выплавить «более чем 40 золотых монет» [9, р. 197]. Этого оказалось достаточно для организации следующей экспедиции в 1578 г., главными задачами которой объявлялись колонизация найденной земли, которую королева Елизавета I назвала «Мета Инкогнита», и добыча 2000 тонн «золотой руды» [27]. Однако из-за айсбергов, туманов, штормов и экстремального холода все это оказалось невозможным. Недовольство корабельных команд заставило М. Фро-бишера завершить путешествие и вернуться в октябре 1578 г. в Англию.
Здесь Катайская компания столкнулась с целым рядом проблем. Прежде всего, грандиозная третья экспедиция за «золотой рудой» не окупилась. К М. Локу, как губернатору и казначею организации, устремились кредиторы и инвесторы, требуя возврата денег. На этой почве предприниматели поссорились и стали писать в Тайный совет жалобы друг на друга о «злоупотреблениях» [43; 44]. В результате М. Лок окончательно разорился, был осужден за невыплату долгов и заключен во Флитскую тюрьму, откуда несколько лет просил бывших благодетелей заплатить за него залог [40]. Главный же удар был нанесен металлургами и алхимиками, объявившими, что «золотая руда», привезенная М. Фробишером, является пиритом (или колчеданом) - минералом, который из-за схожести с драгоценным камнем называли «золотом дураков», а на самом деле он не имел никакой ценности [42, р. 257-258]. Таким образом, Катайская компания закончила свое существование в 1580-х гг., так и не обнаружив Северо-Западного прохода.
Тем временем, в апреле 1576 г. в Лондоне Х. Гилберт опубликовал трактат «Рассуждение об открытии нового пути в Катай», в котором утверждал, что «[восточные земли] вполовину ближе до нас, если [искать их] на северо-западе, а не на северо-востоке» [22, р. 158]. В 1578 г. он добился от королевы Елизаветы I патента, позволявшего ему «искать, открывать и исследовать далекие дикие и варварские земли, страны и территории, не принадлежащие ни одному из христианских монархов» [28, р. 188]. Географическое направление открытий в документе благоразумно не указывалось, чтобы не привести к противоречиям с Московской компанией. Однако путешествия Х. Гилберта все равно не имели успеха. В 1579 г. его флотилия попала в сильный шторм у берегов Ирландии и, потрепанная, вернулась в Англию [16]. А в 1583 г. он достиг Ньюфаундленда и объявил остров владением английской короны, но почти все его корабли погибли, а сам Х. Гилберт утонул во время бури недалеко от Азорских островов.
В начале 1580-х гг. руководство Московской компании, понимая, что теряет контроль над монополией на исследование Северного полушария, начало предпринимать новые полярные экспедиции. Нужно отметить, что первая половина 1580-х гг. являлась для Московской компании временем трудностей: снова осложнились отношения с Россией, была прекращена торговля с Персией, закончилось провалом плавание А. Пета и Ч. Джекмена, отправленных на очередные поиски Северо-Восточного прохода [52, р. 151-154, 157-165, 180-182].
Несмотря на это, весной 1583 г. совместными усилиями губернатора Московской компании Дж. Барна и купцов Тауэрсона, Янга и Хадсона, государственного секретаря Ф. Уол-сингема, известного космографа Дж. Ди и мореплавателя А. Гилберта (брата погибшего Х. Гилберта) была организована экспедиция для новых поисков пути на Восток через Америку [21, р. 484]. В этот раз по согласованию с Московской компанией [35, р. 486] «мастеру Адриану Гилберту и другим» был выдан королевский патент «для поисков и открытия Северо-Западного прохода в Китай» с правом исследований «в северо-западном, северо-восточном и северном направлениях» [48, р. 375].
Под командованием капитана Дж. Деви-са в 1585-1587 гг. состоялись три экспедиции, во время которых были исследованы восточное и западное побережье Гренландии, восточное побережье Лабрадора, юго-восточное побережье Баффиновой Земли. На одном из гренландских островов Дж. Девис обнаружил у эскимосов запасы китового жира - ценного сырья доиндустриальной эпохи [19, р. 395], из-за чего основной целью третьего плавания Дж. Девиса стала «ловля рыбы» у берегов Гренландии, тогда как поиск пути в Азию из-за сложностей с айсбергами и туманами превратился во второстепенную задачу [20, р. 443]. В то же время Девис был убежден, что «Северо-Западный проход несомненно существует, пройти через него можно легко» [8]. Однако путь в Китай в этих водах он так и не нашел.
Провал очередных попыток найти северный морской путь в Азию привел к упадку интереса в Лондоне к этому направлению на целых пятнадцать следующих лет. Все это время Московская компания продолжала сохранять за собой монополию на исследование англичанами полярных морей как в Евразии, так и в Северной Америке. Когда в 1601 г. руководство недавно образованной Ост-Индской компании попыталось взять инициативу в свои руки, оно получило решительный отпор со стороны Московской компании, заявившей, что «имея права на [Северо-Западный] проход, они ни в коем случае никогда не откажутся от своей заинтересованности в нем» [46, р. 188].
Результаты. Обладая столь значимой монополией, Московская торговая компания в последней четверти XVI в. внесла важный вклад в исследование английскими мореплавателями северо-восточного побережья Северной Америки. Он мог быть результатом вынужденных мер, как в случае с первой экспедицией М. Фробишера 1576 г., или добровольного решения, как организация плаваний Дж. Девиса 1585-1587 годов. На рубеже 1570-1580-х гг. компания едва не утратила монополию из-за энергичных конкурентов в лице М. Фробишера, М. Лока и Х. Гилберта, но крах Катайской компании и провал экспедиции на Ньюфаундленд в 1583 г. позволили купцам, торгующим в России, сохранить свой статус.
Благодаря их организационной и финансовой поддержке в поисках Северо-Западного прохода английские мореплаватели получили возможность исследовать арктические воды, шаг за шагом формируя на картах современный географический облик Северной Америки.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Акимов Ю. Г. Испанские мореплаватели у атлантического побережья Северной Америки в первой четверти XVI в. // Латинская Америка. 2013. № 5. С. 80-89.
2. Блон Ж. Великие тайны океанов. Средиземное море. Полярные моря. Флибустьерское море. М.: Азбука, 2023. 928 с.
3. Киселев А. А. Себастьян Кабот и организация английских морских экспедиций в середине XVI века // Британские исследования / ред. С. Н. Гав-рилов. М.: Аквилон, 2022. Вып. VII. С. 26-59. DOI: 10.21267/AQUILO.2022.VII.VII.010
4. Магидович И. П. История открытия и исследования Северной Америки. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1962. 478 с.
5. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М.: Прогресс, 1977. 208 с.
6. Царь - Елисавете, 1570. Окт. 24 // Толстой Ю. В. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией, 1553-1593. Грамоты, собранныя, переписанныя и изданныя Юрием Толстым. СПб., 1875. С. 106-110.
7. Царь - Елисавете, 1574. Авг. 20 // Толстой Ю.В. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией, 1553-1593. Грамоты, собранныя, переписанныя и изданныя Юрием Толстым. СПб., 1875. С. 148-153.
8. A Letter of the Sayd M. John Davis Written to M. Sanderson of London Concerning His Forewritten Voyage, 16th September 1587 // Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow: James MacLehose and Sons, 1904. P. 423.
9. A Note of the Charges Requisite for the Triall of One Tonne of the North-West Ore // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 15761578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 196-198.
10. Account of Michael Lok Listing the Amounts Invested by Himself and Other Adventurers in All Three of the Frobisher Voyages to the Canadian Arctic in 1576-1578 // The National Archives (UK), SP 12/ 126/34/65.
11. Accounts, with Subsidiary Documents, of Michael Lok, Treasurer, of First, Second and Third Voyages of Martin Frobisher to Cathay by the North-West Passage // The National Archives (UK), E 164/35/3.
12. Andrews K. R. Trade, Plunder and Settlement: Maritime Enterprise and the Genesis of the British Empire, 1480-1630. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 394 p.
13. Anthony Jenkinson to Sir W. Cecil // Early Voyages and Travels to Russia and Persia by Anthony Jenkinson and Other Englishmen. Vol. II. L.: The Hakluyt Society, 1886. P. 177-188.
14. Articles of Graunt from the Queene's Majestie to the Companye of Kathai // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 111-113.
15. Articles Consented and Fully Agreede by the Companye of Kathai // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 114-115.
16. Bernardino De Mendoza to Gabriel de Zayas, 26th February 1579 // Calendar of State Papers. Spain (Simancas). Vol. 2, 1568-1579. L., 1894. P. 653.
17. Brenner R. Merchants and Revolution. Commercial Change, Political Conflict, and London's Overseas Traders, 1550-1653. L., N. Y.: Verso, 2003. 756 p.
18. Chidsey D. B. Sir Humphrey Gilbert: Elizabeth's Racketeer. N. Y.: Harper & Brothers, 1932. 204 p.
19. Davis J. The Second Voyage Attempted by M. John Davis with Others, for the Discovery of the North-West Passage, in Anno 1586 // Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow: James MacLehose and Sons, 1904. P. 393-406.
20. Davis J. A Report of Master John Davis of His Three Voyages Made for the Discovery of the North-West Passage, Taken Out of a Treatise of His, Intituled the Worlds Hydrographicall Description // Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow: James MacLehose and Sons, 1904. P. 440-444.
21. Discussions with the Muscovy Company, 6 March 1583 // The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. II. L.: The Hakluyt Society, 1940. P. 484.
22. Gilbert H. A Discourse of a Discoverie for a New Passage to Cataia, 12 April 1576 // The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. L.: The Hakluyt Society, 1940. P. 129-165.
23. Gosling W. G. The Life of Sir Humphrey Gilbert: England's First Empire Builder. L.: Constable, 1911. 304 p.
24. Guzman De Silva to the King, 15th March 1567 // Calendar of State Papers, Spain (Simancas). Vol. 1. 1558-1567. L., 1892. P. 627.
25. Humphrey Gilbert's Petition to the Queen, with the Comments of the Muscovy Company, 24 January 1567 // The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. L.: The Hakluyt Society, 1940. P. 111-115.
26. Instructions Given to Martin Frobisher for His Second Voyage to Cathay // British Library, Add MS 35831. F. 296-298.
27. Instructiones Geven to Our Lovinge Frind Martine Ffrobiser, Esquire, for the Order to be Observed in His Voyage Nowe Recommended to Him for the Lande Now Called by Hir Majestie Meta Incognita to the Northwest Partes and Cathaye // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 212-218.
28. Letters Patent to Sir Humphrey Gilbert, 11 June 1578 // The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. L.: The Hakluyt Society, 1940. P. 188-194.
29. Lok M. Account of Sir Martin Frobisher's Voyage for the Discovery of a Passage Towards Cathay. 1577 // British Library, Cotton MSS Otho E VIII. F. 42r-54r.
30. Lorenzo Pasqualigo to his Brothers Alvise and Francesco, 23 August 1497 // Calendar of State Papers Relating to English Affairs in the Archives of Venice. Vol. 1. 1202-1509. L., 1864. P. 260.
31. Markham C. R. A Life of John Davis, the Navigator. N. Y.: Dodd, Mead & Company, 1889. 301 p.
32. McDermott J. The Company of Cathay: The Financing and Organization of the Frobisher Voyages // Meta Incognita: A Discourse of Discovery. Martin Frobisher's Arctic Expeditions, 1576-1578. Vol. 1. Hull, The Museum of Civilization, 1999. P. 147-178.
33. McDermott J. Martin Frobisher: Elizabethan Privateer. New Haven: Yale University Press, 2001. 509 p.
34. McGhee R. The Arctic Voyages of Martin Frobisher: An Elizabethan Venture. Montreal: McGill-Queen's Press, 2001. 210 p.
35. Memoranda of Things Necessary for the Discovery of the North-West Passage // The Voyages
and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. II. L.: The Hakluyt Society, 1940. P. 485-486.
36. Meta Incognita: A Discourse of Discovery. Martin Frobisher's Arctic Expeditions, 1576-1578. Hull: The Museum of Civilization, 1999. 2 vol. 636 p.
37. Mr. Lockes Discoors Touching the Ewre, 1577 // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 92-99.
38. Neatby L. H. In Quest of the North West Passage. L.: Constable & Company Ltd., 1958. 194 p.
39. Petition from Humphrey Gilbert to the Queen, 1565-1566 // The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. L.: The Hakluyt Society, 1940. P. 105-110.
40. Petition of Michael Lok, Prisoner in the Fleet, to the Privy Council, 16th June 1581 // Calendar of State Papers Colonial, East Indies, China and Japan. Vol. 2, 1513-1616. L., 1864. P. 63.
41. Raimondo de Raimondi de Soncino, Milanese Ambassador in England, to Ludvico Maria Sforza, Duke of Milan, 18 December 1497 // Calendar of State Papers, Milan. Vol. I. L., 1912. P. 337.
42. Ruby R. Unknown Shore: The Lost History of England's Arctic Colony. N. Y.: Henry Holt, 2001. 320 p.
43. The Abuses of Captayn Furbusher Agaynst the Companye, Anno 1578 // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 359-362.
44. The Answers of Michael Lok // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 15761578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 363.
45. The Charter of Marchants of Russia, Graunted Upon the Discoverie of the Saide Countrey, by King Philip and Queene Marie // Hakluyt R. The Principal Navigations Voyages Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. II. Glasgow: The Macmillan Company, 1903. P. 304-316.
46. The Dawn of British Trade to the East Indies as Recorded in the Court Minutes of the East India Company, 1599-1603. L.: Henry Stevens and son, 1886. 331 p.
47. The Fyrst Booke of the First Voyage of Martin Frobisher, Esquier, Captayne Generall for the
Discoverie of the Passage to Cataya and the East India, by the Northweast, 1576 // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 26-76.
48. The Letters Patents of the Queenes Majestie, Granted to Master Adrian Gylbert and Others, for the Search and Discovery of the North-West Passage to China // Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow: James MacLehose and Sons, 1904. P. 375-381.
49. The Names of the Venturars in the Second Voyage for Cathaia, & C, Besydes Their Venture in the First Voyage // The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. L.: The Hakluyt Society, 1867. P. 107-108.
50. Thorn R. The Whole Letter to King Henry the Eight... Written AD 1527 by Mr. Robert Thorn // British Library, Cotton MS Vitellius C VII, ff. 339v-345r.
51. Williams G. Arctic Labyrinth: The Quest for the Northwest Passage. LA: University of California Press, 2010. 462 p.
52. Willan T. S. The Early History of the Russia Company, 1553-1603. Manchester: Manchester University Press, 1956. 295 p.
53. Wilson D. Sweet Robin: A Biography of Robert Dudley, Earl ofLeicester, 1533-1588. L.: H. Hamilton, 1981. 355 p.
REFERENCES
1. Akimov Yu.G. Ispanskiye moreplavateli u atlanticheskogo poberezhya Severnoy Ameriki v pervoy chetverti XVI v. [Spanish Navigators of the Atlantic Coast of North America in the First Quarter of the 16th Century]. Latinskaya Amerika [Latin America], 2013, no. 5, pp. 80-89.
2. Blon G. Velikiye tainy okeanov. Sredizemnoye more. Polyarnye morya. Flibustierskoye more [Great Mysteries of the Oceans. The Mediterranean Sea. Polar Seas. The Sea of Flibustiers]. Moscow, Azbuka Publ., 2023. 928 p.
3. Kiselev A.A. Sebastian Cabot i organizatsiya angliyskih morskih ekspeditziy v seredine XVI veka [Sebastian Cabot and the Organisation of English Maritime Expeditions in the Mid-16th Century]. Gavrilov S.N., ed. Britanskiye issledovaniya [British
Studies]. Мoscow, Akvilon Publ., 2022, iss. VII, pp. 2659. DOI: 10.21267/AQUIL0.2022.VII.VII.010
4. Magidovich I.P. Istoriya otkrytiya i issledovaniya Severnoy Ameriki [History of the Discovery and Exploration of North America]. Мoscow, Gos. izd-vo geogr. lit., 1962. 478 p.
5. Ramsay R. Otkrytiya, kotorih nikogda ne bylo [Discoveries That Never Happened]. Мoscow, Progress Publ., 1977. 208 p.
6. Tsar - Elisavete, 1570. Ост. 24 [Tsar to Elizabeth, 1570. Oct. 24]. Tolstoy Yu.V. Pervye sorok let snoshenii mezhdu Rossiey i Angliey, 1553-1593. Gramoty sobranniya, perepisanniya i izdanniya Yuriem Tolstym [The First Forty Years of Intercourse Between Russia and England, 1553-1593. Documents Collected, Copied and Edited by Yuri Tolstoy]. Saint Petersburg, 1875, pp. 106-110.
7. Tsar - Elisavete, 1574. Avg. 20 [Tsar to Elizabeth. 1574 Aug. 20]. Tolstoy Yu.V. Pervye sorok let snoshenii mezhdu Rossiey i Angliey, 1553-1593. Gramoty sobranniya, perepisanniya i izdanniya Yuriem Tolstym [The First Forty Years of Intercourse Between Russia and England, 1553-1593. Documents Collected, Copied and Edited by Yuri Tolstoy]. Saint Petersburg, 1875, pp. 148-153.
8. A Letter of the Sayd M. John Davis Written to M. Sanderson of London Concerning His Forewritten Voyage, 16th September 1587. Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow, James MacLehose and Sons, 1904, p. 423.
9. A Note of the Charges Requisite for the Triall of One Tonne of the North-West Ore. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 15761578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 196-198.
10. Account of Michael Lok Listing the Amounts Invested by Himself and Other Adventurers in All Three of the Frobisher Voyages to the Canadian Arctic in 15761578. The National Archives (UK), SP 12/126/34/65.
11. Accounts, with Subsidiary Documents, of Michael Lok, Treasurer, of First, Second and Third Voyages of Martin Frobisher to Cathay by the North-West Passage. The National A rchives (UK), E 164/35/3.
12. Andrews K.R. Trade, Plunder and Settlement: Maritime Enterprise and the Genesis of the British Empire, 1480-1630. Cambridge, Cambridge University Press, 1984. 394 p.
13. Anthony Jenkinson to Sir W. Cecil. Early Voyages and Travels to Russia and Persia by Anthony Jenkinson and Other Englishmen. Vol. II. London, The Hakluyt Society, 1886, pp. 177-188.
14. Articles of Graunt from the Queene's Majestie to the Companye of Kathai. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprintedfrom the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 111-113.
15. Articles Consented and Fully Agreede by the Companye of Kathai. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 114-115.
16. Bernardino De Mendoza to Gabriel de Zayas, 26th February 1579. Calendar of State Papers. Spain (Simancas). Vol. 2,1568-1579. London, 1894, p. 653.
17. Brenner R. Merchants and Revolution. Commercial Change, Political Conflict, and London's Overseas Traders, 1550-1653. London, New York, Verso, 2003. 756 p.
18. Chidsey D.B. Sir Humphrey Gilbert: Elizabeth's Racketeer. New York, Harper & Brothers, 1932. 204 p.
19. Davis J. The Second Voyage Attempted by M. John Davis with Others, for the Discovery of the North-West Passage, in Anno 1586. Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow, James MacLehose and Sons, 1904, pp. 393-406.
20. Davis J. A Report of Master John Davis of His Three Voyages Made for the Discovery of the North-West Passage, Taken Out of a Treatise of His, Intituled the Worlds Hydrographicall Description. Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow, James MacLehose and Sons, 1904, pp. 440-444.
21. Discussions with the Muscovy Company, 6 March 1583. The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. II. London, The Hakluyt Society, 1940, p. 484.
22. Gilbert H. A Discourse of a Discoverie for a New Passage to Cataia, 12 April 1576. The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. London, The Hakluyt Society, 1940, pp. 129-165.
23. Gosling W.G. The Life of Sir Humphrey Gilbert: England's First Empire Builder. London, Constable, 1911. 304 p.
24. Guzman De Silva to the King, 15th March 1567. Calendar of State Papers, Spain (Simancas). Vol. 1. 1558-1567. London, 1892, p. 627.
25. Humphrey Gilbert's Petition to the Queen, with the Comments of the Muscovy Company, 24 January
1567. The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. London, The Hakluyt Society, 1940, pp. 111-115.
26. Instructions Given to Martin Frobisher for His Second Voyage to Cathay. British Library, Add MS 35831, f. 296-298.
27. Instructiones Geven to Our Lovinge Frind Martine Ffrobiser, Esquire, for the Order to be Observed in His Voyage Nowe Recommended to Him for the Lande Now Called by Hir Majestie Meta Incognita to the Northwest Partes and Cathaye. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 212218.
28. Letters Patent to Sir Humphrey Gilbert, 11 June 1578. The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. London, The Hakluyt Society, 1940, pp. 188-194.
29. Lok M. Account of Sir Martin Frobisher's Voyage for the Discovery of a Passage Towards Cathay. 1577. British Library, Cotton MSS Otho E VIII, f. 42r - 54r.
30. Lorenzo Pasqualigo to His Brothers Alvise and Francesco, 23 August 1497. Calendar of State Papers Relating to English Affairs in the Archives of Venice. Vol. 1. 1202-1509. London, 1864, p. 260.
31. Markham C.R. A Life of John Davis, the Navigator. New York, Dodd, Mead & Company, 1889. 301 p.
32. McDermott J. The Company of Cathay: The Financing and Organization of the Frobisher Voyages.
Meta Incognita: A Discourse of Discovery. Martin Frobisher's Arctic Expeditions, 1576-1578. Vol. 1. Hull, The Museum of Civilization, 1999, pp. 147-178.
33. McDermott J. Martin Frobisher: Elizabethan Privateer. New Haven, Yale University Press, 2001. 509 p.
34. McGhee R. The Arctic Voyages of Martin Frobisher: An Elizabethan Venture. Montreal, McGill-Queen's Press, 2001. 210 p.
35. Memoranda of Things Necessary for the Discovery of the North-West Passage. The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. II. London, The Hakluyt Society, 1940, pp. 485-486.
36. Meta Incognita: A Discourse of Discovery. Martin Frobisher's Arctic Expeditions, 1576-1578. Hull, The Museum of Civilization, 1999. 2 vol. 636 p.
37. Mr. Lockes Discoors Touching the Ewre, 1577. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of
Hakluyt 's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 92-99.
38. Neatby L.H. In Quest ofthe North West Passage. London, Constable & Company Ltd., 1958. 194 p.
39. Petition from Humphrey Gilbert to the Queen, 1565-1566. The Voyages and Colonising Enterprises of Sir Humphrey Gilbert. Vol. 1. London, The Hakluyt Society, 1940, pp. 105-110.
40. Petition of Michael Lok, Prisoner in the Fleet, to the Privy Council, 16th June 1581. Calendar of State Papers Colonial, East Indies, China and Japan. Vol. 2, 1513-1616. London, 1864, p. 63.
41. Raimondo de Raimondi de Soncino, Milanese Ambassador in England, to Ludvico Maria Sforza, Duke of Milan, 18 December 1497. Calendar of State Papers, Milan. Vol. I. London, 1912, p. 337.
42. Ruby R. Unknown Shore: The Lost History of England's Arctic Colony. N. Y., Henry Holt, 2001. 320 p.
43. The Abuses of Captayn Furbusher Agaynst the Companye, Anno 1578. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprintedfrom the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867. pp. 359-362.
44. The Answers of Michael Lok. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 15761578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, p. 363.
45. The Charter of Marchants of Russia, Graunted Upon the Discoverie of the Saide Countrey, by King Philip and Queene Marie. Hakluyt R. The Principal Navigations Voyages Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. II. Glasgow, The Macmillan Company, 1903, pp. 304-316.
46. The Dawn of British Trade to the East Indies as Recorded in the Court Minutes of the East India Company, 1599-1603. London, Henry Stevens and son, 1886. 331 p.
47. The Fyrst Booke of the First Voyage of Martin Frobisher, Esquier, Captayne Generall for the Discoverie of the Passage to Cataya and the East India, by the Northweast, 1576. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, A.D. 1576-1578. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 26-76.
48. The Letters Patents of the Queenes Majestie, Granted to Master Adrian Gylbert and Others, for the Search and Discovery of the North-West Passage to China. Hakluyt R. The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation. Vol. VII. Glasgow, James MacLehose and Sons, 1904, pp. 375-381.
49. The Names of the Venturars in the Second Voyage for Cathaia, & C, Bbsydes Their Venture in the First Voyage. The Three Voyages of Martin Frobisher, in Search of a Passage to Cathaia and India by the NorthWest, A.D. 1576-1578. Reprintedfrom the First Edition of Hakluyt s Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office. London, The Hakluyt Society, 1867, pp. 107-108.
50. Thorn R. The Whole Letter to King Henry the Eight... Written AD 1527 by Mr. Robert Thorn. British Library, Cotton MS Vitellius C VII, f. 339v-345r.
51. Williams G. Arctic Labyrinth: The Quest for the Northwest Passage. Los Angeles, University of California Press, 2010. 462 p.
52. Willan T.S. The Early History of the Russia Company, 1553-1603. Manchester, Manchester University Press, 1956. 295 p.
53. Wilson D. Sweet Robin: A Biography of Robert Dudley, Earl of Leicester, 1533-1588. London, H. Hamilton, 1981. 355 p.
Information About the Author
Aleksandr A. Kiselev, Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of History and International Relations, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7687-3305
Информация об авторе
Александр Александрович Киселев, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7687-3305