Научная статья на тему 'МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ «ПУШКИНСКОЙ КАРТЫ»)'

МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ «ПУШКИНСКОЙ КАРТЫ») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / «ПУШКИНСКАЯ КАРТА» / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акберов Д.Ф.

Проблема сохранения культурного наследия и приобщения к культуре и искусству молодого поколения стоит наиболее остро в современных условиях. Правительство Российской Федерации для достижения данной цели внедрило социальный проект «Пушкинская карта», который получил широкое распространение и завоевал популярность среди молодежи за короткое время, позволил обеспечить доступность широким слоям молодых людей посещение театров, музеев, концертов. Одновременно с этим возникла проблема борьбы с неправомерными действиями в отношении данной социальной программы. В статье раскрыта роль социального проекта «Пушкинская карта», ее достоинства, недостатки, способы мошенничества и возможные пути преодоления неправомерных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акберов Д.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAUD IN THE FIELD OF SOCIAL PROJECTS (ON THE EXAMPLE OF THE "PUSHKIN MAP")

The problem of preserving cultural heritage and introducing the younger generation to culture and art is most acute in modern conditions. In order to achieve this goal, the Government of the Russian Federation has implemented the social project "Pushkin Map", which has been widely distributed and gained popularity among young people in a short time, made it possible to ensure that visits to theaters, museums, concerts are accessible to a wide range of young people. At the same time, there was a problem of combating illegal actions in relation to this social program. The article reveals the role of the social project "Pushkin Map", its advantages, disadvantages, methods of fraud and possible ways to overcome illegal actions.

Текст научной работы на тему «МОШЕННИЧЕСТВО В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ «ПУШКИНСКОЙ КАРТЫ»)»

Мошенничество в сфере социальных проектов (на примере «Пушкинской карты»)

Fraud in the field of social projects (on the example of the "Pushkin Map")

Акберов Д.Ф.

Студент специальности «Экономическая безопасность» Уфимский университет науки и технологий

Россия, Уфа

Akberov D.F.

Student of the specialty "Economic security" Ufa University of Science and Technology

Russia, Ufa

Аннотация.

Проблема сохранения культурного наследия и приобщения к культуре и искусству молодого поколения стоит наиболее остро в современных условиях. Правительство Российской Федерации для достижения данной цели внедрило социальный проект «Пушкинская карта», который получил широкое распространение и завоевал популярность среди молодежи за короткое время, позволил обеспечить доступность широким слоям молодых людей посещение театров, музеев, концертов. Одновременно с этим возникла проблема борьбы с неправомерными действиями в отношении данной социальной программы. В статье раскрыта роль социального проекта «Пушкинская карта», ее достоинства, недостатки, способы мошенничества и возможные пути преодоления неправомерных действий.

Annotation.

The problem of preserving cultural heritage and introducing the younger generation to culture and art is most acute in modern conditions. In order to achieve this goal, the Government of the Russian Federation has implemented the social project "Pushkin Map", which has been widely distributed and gained popularity among young people in a short time, made it possible to ensure that visits to theaters, museums, concerts are accessible to a wide range of young people. At the same time, there was a problem of combating illegal actions in relation to this social program. The article reveals the role of the social project "Pushkin Map", its advantages, disadvantages, methods of fraud and possible ways to overcome illegal actions.

Ключевые слова: социальный проект, социальная помощь, «Пушкинская карта», молодежь, культурное просвещение, культура.

Key words: social project, social assistance, "Pushkin map", youth, cultural education, culture.

В условиях воспитания патриотизма в молодом поколении важную роль играет его культурное просвещение. С этой целью правительством Российской Федерации был взят курс на пересмотр государственной политики по вопросам культурного развития молодежи с помощью использования электронных средств массовой информации - кооперации Министерства культуры Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии Акционерного Общества «Почта Банк» [3].

Результатом данного решения стала разработка и реализация нового социального проекта, направленного на повышение уровня культуры и популяризацию посещения музеев, театров, выставок молодежью за счёт федеральных средств - «Пушкинской карты».

30 августа 2021 в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина состоялась презентация программы «Пушкинская карта». Задача данного проекта - приобщить молодых людей к культуре и искусству. Благодаря этому проекту молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получили возможность бесплатно в рамках лимита (в 2021 г. был - 3000 руб., а в 2022 г. - 5000 руб.) посещать концерты, музеи, выставки не только в своём городе, но ив соседних регионах. Кроме того, согласно федеральному закону от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» [2] данная карта помогает решить проблему поддержания уровня жизни малоимущих семей, усилить адресность социальной поддержки граждан, выявить востребованность тех или

иных культурно-массовых мероприятий или учреждений культуры, создать необходимые условия для обеспечения доступности социальных услуг, повышения доходов населения, снизить уровень социальной дифференциации населения. На реализацию нового проекта выделено 3,9 млрд.руб. из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а Министерство Культуры России является органом, контролирующим целевое и эффективное использование бюджетных средств [5].

«Пушкинская карта» оформляется офлайн или онлайн и действует на территории всей страны. Статистика показывает, что в регионах Российской Федерации Пушкинскую карту в 2022 г. оформили более 2 млн. человек, однако это только около 15% всего населения адресной категории (14-22 года). Общая сумма приобретенных социальных карт составила 271 млн. руб., средний чек покупки - 700 руб.

Актуальность Пушкинской карты не вызывает сомнения и данные социологических исследований подтверждают это (таблица 1).

Таблица 1.Уровень обеспеченности культурной инфраструктурой и удовлетворенности населения условиями

18-22 23-33 34-59 60 лет и старше

Обеспеченность жителей Вашего населённого пункта услугами в сфере культуры, искусства

Хорошая и отличная 46,5 35,4 39,1 33,7

Неудовлетворительная 16,7 26,4 21,2 20,4

Степень важности наличия досуга в жизни и возможности его реализации

Высокая 89,7 87,0 79,1 65,8

Невысокая, незначительная 3,4 5,0 7,6 16,2

Степень важности культурной инфраструктуры в жизни

Высокая 82,7 81,7 77,6 73,0

Невысокая, незначительная 3,4 5,0 5,4 8,4

Уровень удовлетворенности наличием возможности реализации досуга в вашем населенном пункте

Высокий, достаточный 50,0 51,4 52,2 45,3

Невысокий, незначительный 29,3 24,5 22,3 25,1

Анализ показал, что люди разных возрастов имеют различные оценки по тем или иным вопросам, касающимся культуры и организации собственного досуга.

Так, 46,6% опрошенной молодежи в возрасте 18-22 года оценивает обеспеченность места своего проживания услугами культуры как отличную или достаточно хорошей, эта же группа считают досуг и его организацию важными в своей жизни (89,7%), требования к культурной инфраструктуре также высокие у представителей данной группы (82,7%), однако уровень удовлетворенности их высокий или достаточной лишь у половины, самое большое количество неудовлетворительных ответов по данному вопросу также у самых молодых респондентов. Одна из причин неудовлетворительных ответов - это финансовые ограничения и недоступность многих мероприятий для молодежи, большинство представителей которой - учащиеся, не имеющие самостоятельного или стабильного дохода. Это заставляет молодых людей путешествовать и искать места досуга в других населенных пунктах и регионах.

С возрастом требования и запросы граждан меняются в сторону повышения уровнем удовлетворенности наличием культурной инфраструктуры и возможностями организации досуга в своем населенном пункте, что говорит о снижении активности граждан.

Вызывает тревогу и активность посещения учреждений в сфере культуры и спорта (таблица 2).

Таблица 2. Активность посещения учреждения культуры и спорта, %

Количество посещений учреждений 18-22 23-33 34-59 60 лет и старше

Кинотеатр

Несколько раз в месяц 18,0 7,3 5,4 2,5

Несколько раз в год 40,6 39,2 28,4 15,7

Раз в год 24,3 22,9 27,8 25,3

Никогда 17,0 30,6 38,4 56,5

Музей

Несколько раз в месяц 4,3 2,0 2,1 1,3

Несколько раз в год 28,4 18,8 15,9 12,6

Раз в год 32,8 29,8 31,6 27,3

Никогда 34,5 49,4 50,3 58,7

Театр

Несколько раз в месяц 3,4 2,9 1,8 1,7

Несколько раз в год 19,0 13,5 13,9 13,2

Раз в год 39,7 31,1 26,9 21,8

Никогда 37,9 52,5 57,4 63,3

Библиотека

Несколько раз в месяц 10,3 3,7 3,4 5,2

Несколько раз в год 19,0 13,9 8,7 12,8

Раз в год 32,8 24,1 26,1 17,2

Никогда 37,9 58,4 61,8 64,8

Данные таблицы 2 показывают, что молодые люди в возрасте 14-22 года - это наиболее активные посетители кинотеатров, музеев, библиотек, театров. При этом наиболее популярными для молодежи являются кинотеатры (18,0% посещают это учреждение несколько раз в месяц, в то время как лица в возрасте 23-33 года -почти вдвое, 34-59 лет - в 3 и более раз, а 60 лет и старше - в 9 реже). Примерно аналогичная картина наблюдается и по другим учреждениям культуры. Хотя активность посещения проводимых в этих учреждениях мероприятий значительно ниже, молодые люди 14-22 лет лидируют и здесь. В связи с этим введение «Пушкинской карты» является возможностью активизировать работу музеев, театров, библиотек, раскрыть их потенциал и расширить кругозор подрастающего поколения [4].

Проведенное исследование показало, что:

- Программа «Пушкинская карта» обладает высокой актуальностью с позиции развития отрасли культуры и повышения культурной активности молодых людей. Молодежь в регионе имеет запрос на качественный досуг и услуги культуры, существует весомый потенциал увеличения посещаемости ими театров, музеев и потребления культурных благ в традиционных офлайн-формах, в тех случаях, где перевод в цифровой формат невозможен без потери качества и смысла.

- Программа «Пушкинская карта», при условии включенности большинства потенциальных участников, сможет увеличить финансовые влияния в отрасль культуры Вологодской области на 23%, изменить потребительские расходы домохозяйств участников на услуги культуры более чем в 8 раз (с 366 руб. до 3000 руб. на одного члена домохозяйства или 15% от общей структуры расходов).

Как правило, учреждения культуры включают в программу «Пушкинская карта» классические произведения и мероприятия, способствующие трансляции культурных образцов россиян и формированию культурной самоидентичности молодежи.

В то же время у «Пушкинской карты» есть и определенные недостатки или неудобства:

- у жителей малых населенных пунктов ограничен выбор для посещения интересных мероприятий;

- программа и приложение требует нормативно-правовых и технических доработок;

- возможна передача карты лицам, которые не имеют никакого к ней отношения.

Представленная программа, имея ряд недостатков, позволяет недобросовестным лицам использовать ее и выделенные средства не по назначению - в мошеннических целях. Неправомерные действия с «Пушкинской картой» были совершены еще в самом начале ее действия.

На старте проекта имело место быть нецелевое использование средств «Пушкинской карты» со стороны

их владельцев из-за недоработок в защите средств на карте. Некоторые обладатели карт приобрели с помощью «Пушкинской карты» билеты на мероприятия, не включенные для посещения за счет средств на карте в список доступных - это концерты современных групп и исполнителей, чей репертуар можно отнести к ненормативной культуре, склоняет молодежь к употреблению запрещенных средств, разлагает психику человека (алкоголь, наркотики, табак). Одно из объяснений такой ситуации - это ограниченный перечень культурных мероприятий, среди которых молодые люди не могут найти интересные для себя места посещения [6].

Это наталкивает некоторых обладателей карт на возможность их реализации или обналичивания, пусть даже за цену, ниже ее реальной стоимости. Соответственно спрос рождает предложение - случаи конвертации социальных средств в валюту участились, что представляет собой факты мошенничества.

Таким образом, можно выделить две группы мошенничества в отношении «Пушкинской карты»:

1) нарушения в использовании карты со стороны владельцев (держателей) карты;

2) неправомерные действия со стороны лиц, которые не являются держателями карты.

Со стороны держателей карт выявлены такие правонарушения, как продажа карты, которая, по сути, является мерой социальной поддержки граждан со стороны государства, а также обман и злоупотребление с причинением имущественного вреда при реализации карты. Граждане, лица, не являющиеся держателями, осуществляют незаконное оформление «Пушкинской карты», обман по услуге обналичивания «Пушкинской карты», использование чужой «Пушкинской карты».

Пресечение и предупреждение фактов мошенничества с «Пушкинской картой» становится актуальным на сегодняшний день. Пока в законодательстве Российской Федерации нет статьи за продажу социальной карты, как средства социальной поддержки, имеющей адресный характер. Возможно лишь условно квалифицировать деяния владельца карты по статье 7.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] покупателя карты, поскольку продавец, будучи собственником карты, вводит покупателя в заблуждение -новый обладатель карты фактически не становится ее собственником и не имеет возможность пользоваться ею, поскольку данная социальная карта именная, пользование другим лицом данными социальными услугами недопустимо. Однако в законодательной практике прецеденты привлечения к ответственности за неправомерные деяния в отношении «Пушкинской карты» со стороны как ее держателей, так и других сторонних лиц, пока отсутствуют.

В связи с этим для пресечения данных случаев необходимо ввести уголовно-правовую ответственность за причинение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием лицом за аналогичные действия.

Известны случаи, когда граждане, не имеющие права на получение «Пушкинской карты», совершали попытки оформить ее через идентификацию в «Госуслугах» или представляя заведомо ложные сведения или документы в Почта-банке - участнике программы. В этом случае речь идет о незаконном получении социальных выплат и данные деяния подлежат квалификации по статье 159.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации [4].

В целом, незаконное использование чужой льготной карты - мер адресной социальной поддержки, является правонарушением и подлежит наложению на виновного административного наказания в виде штрафа, аналогично тому, что за незаконное использование документа, например, предоставляющего право на льготный проезд в транспорте, предусмотрен штраф в размере 2,5 тыс. руб. «Пушкинская карта», которая также является адресной социальной помощью конкретным категориям граждан, также должна быть юридически защищена от подобных действий [3].

Таким образом, «Пушкинская карта» - это мера адресной социальной поддержки молодых людей, направленная на обеспечение доступности им посещения культурно-массовых мероприятий. Использование

карты в других целях запрещено. Возможное увеличение категорий граждан, в частности, введение такой категории как пенсионеры, которые получат право на обладание «Пушкинской карты», продление данной социальной программы на многие годы, делает актуальным проблему привлечения к ответственности недобросовестных пользователей и усиление контроля к данной программе со стороны государства и общественных организаций.

Список используемой литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая система «Гарант». - Текст: электронный. -https://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения: 10.05.2023).

2. Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699.

3. Махинации и «обнал»: недетские шалости вокруг «Пушкинских карт» // Новости России, СНГ и мира ИА REGNUM. 2021. - Текст: электронный. - URL: https://regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/3364028.html (дата обращения: 10.05.2023)

4. Акладская, А.В. Некоторые вопросы привлечения к юридической ответственности за незаконное использование «Пушкинской карты» / А. В. Акладская, М. А. Мищенко. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2022. - №45. - С. 90-94. - URL: https://moluch.ru/archive/440/96161/ (дата обращения: 10.05.2023).

5. Бесплатный билет в мир искусств // Lenta.ru. - Текст электронный. - URL: https://lenta.ru/articles/2021/08/30/karta/?ysclid=l2gcb4a9k0/ (дата обращения: 10.05.2023).

6. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России. - Текст электронный. - URL: http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=95/ (дата обращения: 10.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.