Научная статья на тему 'Мошенничество с использованием пластиковых карт'

Мошенничество с использованием пластиковых карт Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
629
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мошенничество с использованием пластиковых карт»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОШЕННИЧЕСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ

КАРТ Матвеичева И.Ф.

Матвеичева Ирина Федоровна - преподаватель специальных дисциплин, Профессиональное образовательное учреждение Колледж современного управления, г. Москва

В современном мире компьютерные технологии приобретают больше значение в повседневной жизни любого человека.

Компьютерные технологии присутствуют во многих сферах, и банковская сфера не исключение. Безналичная форма расчетов преобладает над наличной формой.

Согласно статистике Центрального банка РФ доля операций, совершенных гражданами с использованием банковских карт на 2017 год составило порядка 80% от общего числа транзакций, проведенных физическими лицами по своим платежным карта. Это рекордный показатель за последние 5 лет. Количество выпущенных пластиковых карт в 2017 год составило 259 676 млн., что превышает на 8719 млн. показатели 2016 году [2]. Популярность безналичной формы расчета, а также пластиковых карт растет с геометрической прогрессией, во взаимосвязи с ней растет число мошеннических операций с использованием пластиковых карт. Поскольку развитию подлежат не только положительные стороны жизни общества и государства, но и мир преступности. Мошенники приобретают все больше знаний, навыков в банковской сфере, изобретают новые способы хищения денежных средств с личных счетов клиентов банков [1].

Рассмотрим наиболее популярные виды мошенничества подробнее.

Скимминг (от англ. skimming) — кража данных карты при помощи специального считывающего устройства (скиммера). Злоумышленники копируют всю информацию с магнитной полосы карты (имя держателя, номер карты, срок окончания срока ее действия, CVV- и CVC-код), узнать ПИН-код можно с помощью мини-камеры или накладок на клавиатуру, установленных на банкоматах. Стать жертвой скимминга можно не только снимая наличные, но и оплачивая покупки в торговых точках[3].

Фишинг. Цель мошенника проста - узнать логины, пароли, номера карт и кодов CVV2/CVC2 жертвы. Далее, используя полученные данные, мошенники получают доступ к банковским картам, on-line кабинетам интернет-банков и пересылают средства на мошеннические счета или совершают покупки в интернет-магазинах.

Для этого используются разнообразные приемы:

• Мошенник звонит клиенту и представившись сотрудником банка сообщает, что у клиента возникла некая проблема (возможны варианты), для решения которой клиент срочно должен назвать ряд сведений о карте

• Жертва получает СМС с сообщением, что его карта заблокирована и номером телефона якобы службы поддержки, звонящих на указанный номер, мошенники "обрабатывают", используя растерянность клиента и в ходе разговора узнают, необходимые для мошенничества данные

• Мошенник, зная логин и пароль клиента, направляет жертве письмо, что с его карты произошло мошенническое списание средств и для отмены транзакции необходимо назвать код, полученный по СМС от банка. На сомом деле СМС код подтверждает инициированную мошенником операцию и используя названный жертвой код мошенник отправляет средства со счета жертвы на свой счет, либо оплачивает услуги провайдеров.

• Мошенник производит массовую рассылку электронных писем от имени банков, почтовых сервисов или внутри социальных сетей. В письме обычно

содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, ему предлагается ввести свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.[3]

Вишинг (англ. vishing — от voice phishing) — вид телефонного мошенничества, позволяющий красть у клиентов банков конфиденциальную информацию. Клиент получает звонок от автоинформатора, который сообщает, что с картой, например, производятся мошеннические действия, и дает инструкции — перезвонить по определенному номеру. Далее, следуя инструкциям автоответчика, клиент должен сообщить или ввести на телефонной клавиатуре реквизиты карты. Иногда злоумышленники сами звонят жертвам, убеждая, что являются сотрудниками банка.

IM-фрод (SMS-фрод) - относительно новый вид мошенничества, основанный на возможности получения доступа к SIM-карте или SMS-сообщениям держателя банковской карты.

Схема мошенничества:

1. Держатель банковской карты (далее жертва) привязывает к ней (или к интернет-банкингу) номер мобильного телефона для получения SMS-сообщений.

2. Жертва теряет контроль над своим номером.

3. Мошенник получает доступ к номеру жертвы.

4. Мошенник получает SMS уведомления на полученный номер и понимает, что может это использовать в корыстных целях

5. Мошенник посылает в банк жертвы SMS-сообщение с инструкцией на совершение платежа в адрес своих счетов (либо в адрес счетов третьих лиц).

Во всем мире проблеме мошенничества с использование платежных карт уделяется большое внимание, как со стороны банковских структур, так и правоохранительных органов на различных уровнях. В России, с целью повышения эффективности борьбы с такой разновидностью мошенничества, проводятся различные семинары, тренинги, обучения, которые направлены на решение проблемы, связанной с разработкой механизма защиты платежных карт, банкоматов и расследованиями различных вариаций преступлений в данной сфере. Для минимизации риска стать жертвой мошенничества с использованием платежных карт необходимо соблюдать правила безопасности.

Список литературы

1. Центральный банк РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.cbr.ru/

(дата обращения: 26.09.2018).

2. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс].

Режим доступа.: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 26.09.2018).

3. Фролов А.Л. Российский рынок платежных карт: проблемы и перспективы //

Фундаментальные исследования, 2016. № 12-2.

ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ Богазова А.Т.

Богазова Аида Таймуразовна - аспирант, кафедра промышленной логистики, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.