МОРСКИЕ ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАК КЛЮЧЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ приморских территориальных узлов
Г.Г. Гогоберидзе,
главный научный сотрудник Российского государственного гидрометеорологического университета (г Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, [email protected]
М.А. Мамаева,
старший научный сотрудник Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург),
кандидат физ.-мат. наук, [email protected]
В статье рассматриваются приморские территории как объект управления и социально-экономического развития. Показано, что особое место в пространственной иерархии приморских территорий играют приморские территориальные узлы и их морские портово-промышленные комплексы. Предложена методология оценки морского потенциала приморских территорий, и метод оценки морского потенциала приморских территориальных узлов.
Ключевые слова: приморская территория, приморский территориальный узел, морской портово-промышленный комплекс, морской потенциал.
УДК 330.341 (210.5) ББК 65.28
В современных условиях приморские территории являются тем пространственным объектом, где с одной стороны ярко проявляется территориальная стратегическая значимость и потенциал, а с другой стороны возникают наиболее сильные противоречия социально-экономического развития. При этом невозможно предвосхищать тенденции конфликта стратегического развития приморских территорий, определять элементы стратегии и межотраслевые развязки, возникающие в системе производства, или установить каналы поступления ресурсов и наращивания специализации, не осуществляя поддержки субъектов экономической деятельности, которыми являются морские портово-промышленные комплексы. Для решения этих проблем необходима постановка ясных политико-экономических задач, отвечающих национальным интересам [1, 2].
При этом под приморской территорией будем понимать прилегающую к морю часть суши с присущими ей свойствами и ресурсами, характеризующуюся протяженностью и площадью, географическим положением, социально-экономическими, политическими, экологическими и иными качествами, являющейся объектом конкретной деятельности или исследования.
Пространственная территориальная организация общества, создающая основу для интеграции ее общественной и природной ветвей, представляет собой «сочетание функционирующих территориальных структур (расселения населения, производства, природопользования), объединяемых структурами управления, в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов». В исследовании закономерностей и особенностей территориальной организации жизни общества, в управлении процессами, от которых зависит эта организация, лежит наиболее перспективный и конструктивный путь развития территориальных социальноэкономических систем, которыми и является приморская территория со всеми объектами управления [3]. Такими элементами территориальной структуры являются экономические районы, промышленные узлы, территориально-производственные комплексы и т.п., но одно из главных мест занимают морские портово-промышленные комплексы.
Экономику приморской территории в полной мере характеризует степень развитости и дифференцированность ее морехозяйственного комплекса, который представляет собой совокупность отраслей экономики, предприятий и организаций, расположенных на морском побережье страны и непосредственно связанных с морской деятельностью, что обеспечивает реализацию национальной морской политики и устойчивое социально-экономическое развитие приморских территорий [4]. В условиях, когда ключевое значение играют планирование
и принятие управленческих решений по развитию приморских территорий и морских портово-промышленных комплексов, расположенных на них, которые являются сосредоточением и базой для всех отраслей морской деятельности, наиболее удачной характеристикой их экономической значимости может служить понятие морского потенциала приморской территории [1, 2, 5]. Морской потенциал приморских территорий можно определить как совокупную способность секторов и отраслей экономики, составляющих морехозяйственный комплекс приморской территории, осуществлять и обеспечивать устойчивое экономическое развитие приморских территорий и морской деятельности государства [6].
При этом, сегодня, применительно к приморским территориям, имеет смысл перенести акценты с глобальной картины на региональный и локальный уровни (отдельных приморских стран, их приморских административно-территориальных образований и локальных центров влияния) [6-12]. Оптимальной единицей анализа является территориальный приморский узел, которым является морской портово-промышленный комплекс, как объект, обладающий экономической, политической и культурной целостностью и изменчивостью вследствие трансграничного характера, изменчивости контуров, культурных, этнических и демографических трансформаций и т.д., со своим значением морского потенциала. Следует подчеркнуть, что морской потенциал может не появляться быстро на приморской территории. Его развитие, а зачастую и его создание, требует наличия соответствующих условий и возможностей, а также многолетней концентрации сил и средств государства на реализацию долговременных программ и проектов, с использованием государственно-частного партнерства и других способов и организационных форм стимулирования устойчивого социально-экономического развития приморских территорий и морских портово-промышленных комплексов. Комплексная оценка морского потенциала приморских территорий дает возможность выявить сильные и слабые стороны, наметить цели, пути и перспективы развития приморских территорий и приморских территориальных узлов, включая морские портово-промышленные комплексы [6].
Важнейшими сущностными параметрами для морского потенциала приморских территорий как динамической величины, являются факторы воздействия на морской потенциал приморских территорий, под которыми необходимо понимать совокупность существенных явлений, воздействующих на процесс изменчивости морского потенциала приморских территорий и определяющих его отдельные черты. Эти факторы воздействия и определяют его характер изменчивости и эволюции, и являются составляющими оценки морского потенциала приморских тер-
29 1
риторий. В свою очередь содержание каждого из перечисленных факторов воздействия определяется набором признаков, которые собственно и отражают систему факторов воздействия (и составляющих их признаков) на морской потенциал приморских территорий. Учитывая энциклопедическое определение, целесообразно воспользоваться представлением о том, что признаком является составляющая фактора воздействия, по которой его можно определить и описать.
Такая система оценки морского потенциала приморских территорий должна рассматриваться на четырех пространственных уровнях [13]:
— глобальный пространственный уровень;
— региональный пространственный уровень;
— районный пространственный уровень;
— локальный пространственный уровень.
На локальном пространственном уровне под приморской территорией необходимо понимать приморские территориальные узлы, которые представляют собой приморское локальное муниципальное образование низшего пространственного управленческого уровня (например, для Российской Федерации
— муниципальное образование поселений), подразумевая, что подобные приморские территории могут быть узловыми в развитии и функционировании морехозяйственного комплекса приморского района и приморского региона. При этом каждый приморский территориальный узел является составной частью определенного (и единственного) приморского района, а границами приморских территориальных узлов служат административные границы приморских локальных муниципальных образований низшего управленческого типа.
В итоге получается следующая иерархия пространственных образований приморских территорий: региональное поле ^ регион ^ район ^ территориальный узел. Отметим, что экономической основой морехозяйственного комплекса приморских территориальных узлов служат морские портово-промышленные комплексы (естественно, при их наличии), и именно такие приморские территориальные узлы являются фундаментом морехозяйственной деятельности более высоких приморских пространственных образований.
Таким образом, становится возможным разработать методологию оценки морского потенциала приморских территорий, включая приморские территориальные узлы. Отправным пунктом обоснования комплексной оценки морского потенциала приморских территорий и анализа его составляющих является факт необходимости использования системного подхода, который является важным условием изучения приморских территориальных систем. Такая комплексная оценка становится наиболее эффективным при системных представлениях об исследуемом объекте и его отображении через систему факторов, признаков и их параметров в виде индикаторных систем. Применение системного подхода позволяет ставить более четкие, конкретно сформулированные задачи.
Оценивая морской потенциал приморских территорий можно использовать своеобразную модель, под которой необходимо понимать упрощенное воспроизведение реальности, обобщенно, комплексно отражающее существенные черты и взаимосвязи факторов воздействия на морской потенциал приморских территорий. Именно такой подход и рассмотрение всех факторов и описывающих их признаков и индикаторов, может быть использован как для накопления и упорядочения данных о различных сторонах состояния приморской территории, включая приморские территориальные узлы и их морские портовопромышленные комплексы, а также и для прогноза стратегического развития приморских территориальных узлов.
Методология оценки морского потенциала приморских территорий различных пространственных уровней может выполнять разнообразные функции, в том числе основные:
— собирательную, т.е. определение необходимой информации по приморским территориям различного пространственного уровня, ее сбор и систематизацию;
— логическую, т.е. выявление и объяснение основных путей стратегии развития приморской территории на основе анализа составляющих морского потенциала приморских территорий;
— систематизирующую, т.е. рассмотрение объекта исследования — приморской территории — как совокупности взаимосвязанных систем описывающих факторов, их признаков и индикаторов;
— конструктивную, т.е., как совершенствование теоретических основ развития приморских территорий, так и создание конкретных стратегических путей развития приморских территорий различного пространственного уровня, в том числе приморских территориальных узлов и их морских портово-промышленных комплексов.
Главную цель методологии оценки морского потенциала приморских территорий различного пространственного уровня можно сформулировать как выявление условий формирования морского потенциала, функционирования и развития приморских территорий как территориальных систем различного пространственного уровня, а также их взаимодействия с окружающей средой и прогнозирование дальнейшего стратегического развития.
В современных исследованиях методология оценки морского потенциала приморских территорий и анализа его составляющих могут применяться для решения следующих основных задач:
— выявление и изучение факторов территориальной организации природы и общества в рамках приморских территорий;
— исследование структуры и функциональных зависимостей между компонентами (факторами, признаками, индикаторами) морского потенциала приморских территорий, которые объясняют характер внутрисистемных связей, формирующих оценку морского потенциала рассматриваемой приморской территории и ее изменчивость, как внутри системы, так и между системой и окружающей средой;
— получение обобщающей комплексной оценки морского потенциала приморской территории как оценки устойчивости функционирования и социально-экономического развития последней под воздействием различных факторов;
— регионирование, районирование и типология приморских территориальных систем различного пространственного уровня;
— разработка принципов стратегического развития приморских территорий на определенный отрезок времени;
— научное обоснование управления приморскими территориальными системами.
Приморские территории, как совокупность объектов и явлений, представляют собой обширнейший плацдарм для приложения методологии оценки морского потенциала приморских территорий и анализа его составляющих. Однако существенные трудности связаны, прежде всего, с тем, что использование методологии, как и моделей, представляет собой упрощение реальной системы. Поэтому невозможно полностью описать поведение приморской территории как реального объекта, но возможно объяснить некоторую часть функционирования приморской системы в целом. Таким примером может служить описание морского портово-промышленного комплекса в оценке морского потенциала приморского территориального узла. Другая сложность заключается в выборе правильного способа построения факторной системы, на которой основана методология, для того, чтобы, с одной стороны, он был бы как можно проще, с другой — позволял лучше интерпретировать полученные результаты.
Главные причины недостатков заложены в самой природе рассматриваемого объекта — приморской территории и процессов, происходящих в нем и описывающих его. Ведь в данном случае главным объектом изучения являются приморские социально-экономические системы, которые относятся к сложным системам. Важным свойством систем, в том числе территориальных, является эмерджентность — наличие таких качеств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому для понимания особенностей функционирования таких систем недостаточно рассмотрения только отдельных элементов, а необходим именно комплексный подход, с учетом всей совокупности факторов. Сложность системы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Приморские территории обладают всеми признаками сложной системы, они объединяют множество элементов, отличаются разнообразием внутренних связей и связей с другими системами, взаимодействием экономических, социальных, политических, природных, технологических, военных и т.д. компонентов, объективных и субъективных факторов, которые
на локальном уровне и образуют морские портово-промышленные комплексы.
Сложность приморских территориальных систем можно рассматривать как обоснование невозможности их корректного описания и, соответственно, оценки ее морского потенциала. Однако в определенной мере анализировать и оценивать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют в этом плане наибольший интерес, т.к. именно здесь комплексный анализ и оценка могут дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.
В целом, основа методологии оценки морского потенциала приморских территорий заключается собственно в оценке хозяйственной, природной, а также политической и военностратегической составляющих морского потенциала приморских территорий. Пользуясь методологией оценки морского потенциала приморских территорий, и получив, например, неблагоприятное значение оценки морского потенциала приморской территории, можно своевременно внести изменения в экономические, политические и экологические составляющие стратегического развития. Для осуществления устойчивого развития приморской территории важно именно такое применение методологии, подразумевающее обратные связи и возможность управления объектом. Это связано с тем, что в условиях высоких темпов развития производства, техники и науки, политической изменчивости, есть особая потребность в корректной разработке стратегий развития приморской территории, ее морехозяйственного комплекса, а также морских портово-промышленных комплексов.
Общими принципами методологии оценки морского потенциала приморских территорий являются:
— системный принцип, который заключается в анализе приморской территории как сложного пространственного объекта;
— принцип анализа зародышевых форм явлений, процессов, которые могут развиваться в перспективе, поиск зачатков будущего в настоящем, которые могут служить ядром последующего развития морского потенциала приморских территорий;
— принцип этапности, в рамках которого реализация методологии проходит ряд общих этапов, на каждом из которых ставятся определенные задачи, например, сбор исходной информации, осуществление выбора метода, проведение факторных оценок и т.д.;
— принцип ассоциативности (принцип системной связанности), заключающийся в том, что оценка морского потенциала приморских территорий должна осуществляться с учетом взаимодействия его структурных элементов между собой; зная состояние одних структурных элементов и частей приморской территории, можно дать более верную оценку других, менее известных элементов и частей;
— принцип сравнений, аналогий, сопоставлений, который дает возможность проведения оценки морского потенциала рассматриваемой приморской территории с учетом и по сравнению с другими территориями соответствующего пространственного уровня (при проведении анализа составляющих морского потенциала и разработке стратегии развития позволяет учесть в ней уже пройденные пути более развитых приморских территорий для разработки стратегии развития менее развитых);
— принцип непрерывности, означающий необходимость постоянного уточнения и пересмотра оценки морского потенциала приморских территорий и его составляющих, так как меняются цели, открываются новые закономерности и тенденции развития, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы в прогнозы ее стратегического развития.
В методологии оценки морского потенциала приморских территорий можно выделить следующие основные методологические подходы:
— генетический подход, заключающийся в разработке стратегии развития приморской территории, с учетом исходной оценки ее морского потенциала и проведенного комплексного анализа составляющих с выявлением исследователем возможных закономерностей развития;
— нормативный подход, состоящий в комплексном анализе тех явлений и условий, которые должны учитываться для достижения поставленной цели;
— комплексный подход, включающий рассмотрение явлений в их связи и зависимости, используя для этого методы исследования других наук; применение комплексного подхода в оценке морского потенциала приморских территорий и анализе его составляющих объясняется сложностью самого объекта;
— системный подход, заключающийся в рассмотрении объектов — приморских территорий — как систем и применении системных способов их исследования (описание, объяснение, конструирование и т.д.);
— системно-структурный подход, предполагающий структуризацию, параметризацию и формализацию систем;
— программно-целевой подход, проявляющийся в решении крупных социально-экономических, политических и экологических задач, в управлении обществом в целом, отраслями и территориальными и хозяйственными объектами, и основу которого составляет разработка комплексных стратегических программ, предназначенных для решения крупных проблем;
— экологический подход, состоящий в анализе взаимодействия общества и природы с позиции динамического равновесия между обществом и природой;
— социальный подход, в основу которого положены интересы человека, территориальных и этнических общностей людей, общества в целом.
Сформулированная методология оценки морского потенциала приморских территорий различных пространственных уровней и анализа его составляющих может позволить:
— получать достоверные данные о состоянии приморских территорий различного пространственного уровня, от региональных полей до приморских территориальных узлов и их морских портово-промышленных комплексов;
— обеспечивать лица и организации, принимающие решения, информацией, необходимой для перспективной оценки условий жизни населения и размещения составляющих морехозяйственного комплекса и морского портово-промышленного комплекса, в частности;
— разрабатывать планы стратегического развития для приморских территорий различных пространственных уровней;
— составлять прогнозы взаимодействия общества и природы, включая оптимальный вариант размещения производительных сил и прогноз состояния приморских территорий.
Относительно последнего методологического подхода можно заметить, что прогноз состояния приморских систем, их морехозяйственного комплекса и морского портово-промышленного комплекса заключается в получении достоверных данных о будущем социально-экономическом, политическом и природно-экологическом состоянии приморских территорий, обеспечение лиц и организаций, принимающих решения, информацией, необходимой для перспективной оценки условий жизни человека и размещения производства. При этом использование методологии оценки морского потенциала приморских территорий дает возможность применения различных методов и подходов моделирования (ситуационного, имитационного, сценарного и др.), и выбор того или иного метода зависит от цели, информационной базы, характера обработки исходной информации и т.д.
Непосредственно сущность метода оценки морского потенциала приморских территорий локального пространственного уровня и анализа его составляющих представляет собой последовательность нескольких логически взаимосвязанных этапов:
— постановка цели и задач исследования приморских территориальных узлов и их морских портово-промышленных комплексов;
— определение территориальных рамок исследования и соответствующий набор приморских территорий локального пространственного уровня и приморских районов, в состав которых входят приморские территориальные узлы;
— обоснование и построение системы индикаторов с выявлением ограничений по построению системы индикаторов с учетом поставленных целей и задач исследования;
— сбор и систематизация информации о функционировании приморских территорий локального пространственного уровня по социально-экономическому и природно-экологическому факторам воздействия и соответствующим признакам, с учетом построенной индикаторной системы;
— проведение расчетов индикаторов и получение оценок морского потенциала и его составляющих для приморских территориальных узлов и проведение районирования приморских территорий;
— экспертиза и корректировка полученных результатов;
— анализ полученных результатов и заполнение информационной базы кадастра приморских территорий;
— использование кадастра приморских территорий как инструмента принятия решений по управлению ресурсами приморской территории для решения теоретических и практических задач, а также построения стратегии развития морских портово-промышленных комплексов как ключевых экономических субъектов управления.
Исходя из сущности метода оценки морского потенциала приморских территориальных узлов, использование данного метода подразумевает составление кадастра приморских территорий, включая, естественно, анализ составляющих морского потенциала приморских территорий локального пространственного уровня, включая анализ и прогноз деятельности морских портово-промышленных комплексов.
В рамках, использования метода оценки морского потенциала приморских территорий локального пространственного уровня, и, учитывая статус и важность приморских территориальных узлов вообще, представляется целесообразным разработка положения о едином уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по управлению приморскими территориями. Региональные подразделения подобного агентств должны предусматривать в своих струк-
турах либо специальные группы (центры) по ведению кадастра приморских территорий, либо вменять это в обязанность существующим профильным организациям, действующим на уровне связок и обобщений по стандартным схемам. Непосредственные наблюдения с целью оценки состояния, контроля и прогноза развития приморских территориальных узлов с созданием банка данных и ведением справочно-информационной системы должны выполняться соответствующими производственными, научно-производственными и научно-исследовательскими организациями на основе государственных контрактов. Естественно, что ведение такого кадастра должно осуществляться последовательно в связи с установленными перспективами освоения приморских территорий, со стратегией развития морских портово-промышленных комплексов, расположенных в пределах приморских территориальных узлов.
Использование метода оценки морского потенциала в приморских территориальных узлах и анализ его составляющих дает возможность:
проведения анализа деятельности морских портово-промышленных комплексов как ключевых экономических субъектов на данном пространственном уровне;
получения оценок морского потенциала в приморских территориальных узлах;
составления кадастра приморских территорий; разработки стратегии развития морских портово-промышленных комплексов для средне- и долгосрочного периода деятельности.
Литература
1. Синецкий В.П. Поиск закономерностей // Теория и практика морской деятельности. Вып. 12 / Под ред. Г.К. Войтоловско-го. — М.: СОПС, 2007.
2. Теория и практика морской деятельности. Вып.2. Реферативный очерк / Под ред. Г.К. Войтоловского. — М.: СОПС, 2004.
3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. — М.: Мысль, 1983 с.
4. О Министерстве экономического развития Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 (Д) // Законодательство РФ: Предпринимательское право. — Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности / НДП «Альянс Медиа». — М., 2008. — Режим доступа: www.businesspravo.ru.
5. Теория и практика морской деятельности. Вып. 4. Системный подход / Под ред. Г.К. Войтоловского. — М.: СОПС, 2005.
6. Гогоберидзе Г.Г. Понятие и сущность морехозяйственного потенциала прибрежных зон и приморских территорий // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 2. — С. 266-270.
7. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (Д) // Законодательство РФ: Предпринимательское право. — Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности / НДП «Альянс Медиа». — М., 2008. — Режим доступа: www.businesspravo.ru.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // Совет Безопасности Российской Федерации. Документы: Официальный сайт / Совет Безопасности РФ. — М., 2009. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
9. Жан К., Савона П. Геоэкономика. Господство экономического пространства. — М.: Изд. Ad Marginom, 1997.
10. Кочетов Э.Г. Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеполитической доктрины. — М.: МНФ, 1997.
11. Кочетов Э.Г. Геоэкономика: освоение мирового экономического пространства. — М.: Изд-во Бек, 2002.
12. Смирнов А.Н. Уровни геополитического восприятия действительности в современной России // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 1999. — № 3. — С. 98-116.
13. Гогоберидзе Г.Г. Структура и свойства морехозяйственного потенциала приморской территории // Вестник Рос. гос. ун-та им. И. Канта. Сер. Эконом. и юридич. науки. — 2008. -№ 3. — С. 75-81.