Научная статья на тему 'МОРСКИЕ ОХРАНЯЕМЫЕ РАЙОНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ПАЦИФИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЛАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ'

МОРСКИЕ ОХРАНЯЕМЫЕ РАЙОНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ПАЦИФИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЛАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ ОХРАНЯЕМЫЕ РАЙОНЫ / СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ПАЦИФИКА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРИРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Качур Анатолий Николаевич

Дана оценка состояния морских охраняемых районов (МОР) в водах дальневосточных морей России, предложены меры по их количественной и качественной оптимизации, приведены ссылки на российские нормативные материалы, регулирующие создание и функционирование МОР, а также международные, определяющие направления развития региональной системы МОР в Северо-Западной Пацифике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Качур Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARINE PROTECTED AREAS OF THE NORTH-WEST PACIFIC (CURRENT STATUS, MANAGEMENT PLANS AND DEVELOPMENT STRATEGIES)

Evaluation of the marine protected areas (MPA) in the seas of the Russian Far-East is given, measures on their quantitative and qualitative optimization are offered and Russian standard materials regulating the creation and functioning of MPA, as well as the international standard materials which determine directions for the development of MPA regional system in the North-West Pacific are referenced.

Текст научной работы на тему «МОРСКИЕ ОХРАНЯЕМЫЕ РАЙОНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ПАЦИФИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЛАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ»

Морские особо охраняемые природные территории мира

Вестник ДВО РАН. 2020. № 4

УДК 502.4; 502.7 DOI: 10.37102/08697698.2020.212.4.024

АН. КАЧУР

Морские охраняемые районы Северо-Западной Пацифики: современное состояние, планы управления и стратегии развития

Дана оценка состояния морских охраняемых районов (МОР) в водах дальневосточных морей России, предложены меры по их количественной и качественной оптимизации, приведены ссылки на российские нормативные материалы, регулирующие создание и функционирование МОР, а также международные, определяющие направления развития региональной системы МОР в Северо-Западной Пацифике.

Ключевые слова: морские охраняемые районы, Северо-Западная Пацифика, Дальний Восток России, геоэкологические проблемы, природный менеджмент.

Marine protected areas of the North-West Pacific (current status, management plans and development strategies). A.N. KACHUR (Pacific Institute of Geography, FEB RAS, Vladivostok).

Evaluation of the marine protected areas (MPA) in the seas of the Russian Far-East is given, measures on their quantitative and qualitative optimization are offered and Russian standard materials regulating the creation and functioning of MPA, as well as the international standard materials which determine directions for the development of MPA regional system in the North-West Pacific are referenced.

Key words: marine protected areas, North-West Pacific, Russian Far East, geoecological problems, nature management.

Мировой океан занимает 2/3 поверхности нашей планеты. В нем обитают животные из 73 классов, тогда как на суше - только из 33. Биологические ресурсы морей и океанов играют большую роль в жизни человечества: в настоящее время ежегодный вылов рыбы и морепродуктов достигает 100 млн т, но не всегда добыча ведется рационально, в результате чего некоторые массовые виды становятся редкими и даже попадают в Красную книгу. Наряду с ограничением промысла отдельных видов, а также усилением контроля за состоянием прибрежных вод важнейшую роль в сохранении природы морей и океанов играет создание морских и прибрежноморских особо охраняемых природных территорий и акваторий (морских охраняемых районов - МОР) - заповедников и заказников, природных парков и памятников природы.

Основными функциями МОР являются поддержание и увеличение биоразнообразия, сохранение морских экосистем, а именно их способность возвращаться в свое естественное состояние или поддерживать его. Эффективные МОР могут обеспечить долгосрочную жизнеспособность и генетическое разнообразие морских видов и систем. Такие преимущества являются результатом защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, сохранения мест обитания, а также предотвращения деятельности, наносящей ущерб морской среде.

КАЧУР Анатолий Николаевич - кандидат географических наук, руководитель международных проектов (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Владивосток). E-mail: kachur@tigdvo.ru

Система морских и прибрежноморских ООПТ в виде МОР является стержневой при формировании комплексного, интегрированного управления морскими пространствами. Развитые страны мира уже приступили к реализации, как минимум в пилотном режиме, планов в сфере морского территориального планирования. На первых порах этот подход наиболее эффективно применялся в менеджменте морских особо охраняемых зон.

Морской охраняемый район определяется как любой район моря, специально предназначенный для защиты и поддержания биологического разнообразия природных и связанных с ними культурных ресурсов. Морские особо охраняемые территории или акватории часто рассматриваются как модельные объекты для отработки эффективных, комплексных и адаптивных программ управления природопользованием.

МОР являются глобально важными инструментами управления ресурсами, предназначены для:

1) получения информации за деятельностью человека при использовании моря;

2) восстановления эксплуатируемых морских популяций;

3) сохранения или восстановления мест обитания, биоразнообразия и пищевых сетей;

4) оптимизации экосистемных услуг, таких как производство «чистых», или «органических», продуктов питания, очистка воды, развлекательные мероприятия.

Таким образом, основными задачами МОР должны быть поддержание естественных процессов самовосстановления морских экосистем, изучение состояния и особенностей их функционирования, мониторинг и прогноз процессов их естественного восстановления и реакции на внешние воздействия разного характера и интенсивности, в том числе антропогенные, предотвращение и уменьшение новых антропогенных воздействий.

Рис. 1. Регион Плана действия по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана (NOWPAP ШЕР)

Основные виды МОР можно подразделить по статусу: национальные, международные (трансграничные), биосферные; среди них могут быть материковые, прибрежноморские, островные, морские МОР, присоединенные к сухопутным ООПТ морские акватории.

Создание мировой сети морских охраняемых природных акваторий - один из ключевых элементов Рабочей программы международной Конвенции ООН о биологическом разнообразии. Сегодня в мире таких акваторий более 3000, их цели аналогичны стоящим перед заповедниками, национальными парками и иными резерватами, расположенными на суше: поддержание экологических процессов для существования всех видов организмов, в том числе человека, обеспечение устойчивого использования природных ресурсов, охрана биологического разнообразия.

Очевидно, что развитие сети МОР актуально и для северо-востока Азии - региона с развитыми рыболовством и аквакультурой в целом. В данной работе рассматривается система МОР только для региона Плана действия ЮНЕП (UNEP; сейчас используется новое название - UN Environment) по охране, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана (NOWPAP) (рис. 1), действующего с 1991 г. под эгидой Программы ООН по окружающей среде (UNEP)1. В Плане действий принимают участие Республика Корея, Китай, Япония и Россия, а также ряд международных организаций, в частности Международная морская организация, МОК/ЮНЕСКО и др.

В соответствии с документами UNEP2, касающимися NOWPAP, приоритетные проекты Плана действий направлены на решение следующих проблем (в дополнение к уже выполняемым проектам3):

1) сохранение биоразнообразия в регионе, в том числе посредством создания и оптимизации охраняемых акваторий (оптимизация понимается как изменение режима существующих, так и создание новых ООПТ);

2) адаптация экосистем региона к последствиям изменения климата (штормовые нагоны, наводнения, и т.п.);

3) уменьшение воздействия на морскую среду береговых источников загрязнения;

4) применение на практике экосистемного подхода к формированию устойчивого природопользования, в том числе в рамках комплексного управления прибрежной зоной;

5) предотвращение загрязнения морских и прибрежноморских акваторий микропластиком (работы по оценке начались в 2016 г.).

С момента создания первого МОР в регионе NOWPAP (1916 г.) был достигнут огромный прогресс в определении экологически важных областей в качестве МОР. Создано 87 МОР общей площадью 4 090 046 га (табл. 1), большинство из них существует

1 Action plan for the protection, management and development of the marine and coastal environment of the Northwest Pacific Region. NOWPAP publ. N 1. UNEP. 1997. - https://wedocs.unep.org/handle/20.500.11822/25786 (дата обращения: 25.02.2020).

2 Agenda 21. Chap. 17. United Nations Conference on Environment & Development. Rio de Janerio, Brazil, 3-14 June, 1992. - https://sustainabledevelopment.un.org/index.php?page=view&nr=23&type=400&menu=35 (дата обращения: 25.02.2020);

An Ocean Blueprint for the 21st Century. Final Report / U.S. Commission on Ocean Policy. Washington, DC, 2004. - https://govinfo.library.unt.edu/oceancommission/documents/full_color_rpt/000_ocean_full_report.pdf (дата обращения: 02.07.2020);

Protocol to the Barcelona Convention on Integrated Coastal Zone Management. - http://ec.europa.eu/environment/iczm/ barcelona.htm (дата обращения: 31.01.2020);

Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. United Nations, 1987. 247 p. - www.un-documents.net/our-common-future (дата обращения: 25.02.2020);

UNEP Medium-term Strategy 2010-2013, Monaco, 20-22 February 2008. - https://digitallibrary.un.org/record/664974 (дата обращения: 02.07.2020).

3 NOWPAP medium-term strategy, 2012-2017. 2011. - http://hdl.handle.net/20.500.11822/27219 (дата обращения: 31.01.2020);

NOWPAP medium-term strategy, 2018-2023. 2017. - http://hdl.handle.net/20.500.11822/27258 (дата обращения: 31.01.2020).

непродолжительное время, 10-15 лет. Данные по МОР национального уровня для региона NOWPAP представлены также на рис. 2. В целом учрежденные охраняемые районы в регионе сконцентрированы преимущественно на суше, а не в морских акваториях.

Таблица 1

Количество и площадь (га) морских охраняемых районов в странах NOWPAP

Ранг Специализация

Страна Всего Нацио- Провин- Муниципальный / окружной Природные Дикие животные и растения Природное

нальный циальный экосистемы наследие

КНР 20 1 367 206 9 1 150 525 5 194 149 6 22532 15 1 355 210 17 1 343 716 17 1 359 955

Япония 31 408 737 17 143 945 14 264 792 0 0 31 408 737 31 408 737 20 386 282

Республика 22 22 0 0 22 20 13

Корея 357 333 357 333 0 0 357 333 353710 333 718

Россия* 14 1 956 770 7 1 121 850 7 834 920 0 0 14 1 956 770 14 1956770 7 756 000

Регион 87 55 26 6 82 82 57

в целом 4 090 046 2 773 653 1 293 861 22 532 4 078 050 4 062 933 2 835 955

* См. рис. 2.

Примечание. Для каждой страны и региона в целом в верхней строке приведено количество, в нижней -площадь МОР.

При составлении таблицы использованы материалы Национального координационного центра NOWPAP DINRAC4, Всемирной базы данных по охраняемым районам5, Базы данных Рамсарских угодий6.

В 2016 г. была создана Сеть морских охраняемых районов Северо-Восточной Азии (NEAMPAN) Субрегиональной программы природоохранного сотрудничества СевероВосточной Азии (NEASPEC) как способ улучшения управления различными МОР в Северо-Восточной Азии. Эта субрегиональная сеть МОР выступает в качестве ключевой субрегиональной платформы для обмена информацией, совместной оценки и мониторинга, а также партнерства с другими региональными и глобальными сетями МОР или морских охраняемых территорий (MPA - Marine Protected Area). Международный союз охраны природы (IUCN) определяет морские охраняемые природные территории как любые территории, находящиеся в приливной или подводной зоне, вместе с покрывающими их водами и относящимися к ней флорой, фауной, обладающими историческими и культурными особенностями7. На данном этапе сеть включает только по нескольку МОР от стран, входящих в NEASPEC, и работает в режиме отработки методов и сравнения особенностей управления национальными сетями МОР в разных странах субрегиона.

Существуют институциональные различия в структуре управления МОР, имеются проблемы, касающиеся реального количества МОР в Северо-Восточной Азии. Морские экосистемы носят трансграничный характер, и сеть МОР является эффективным инструментом совершенствования управления различными МОР на межнациональном уровне региона. Она окажет содействие более эффективной охране биоразнообразия в морских и

4 Regional Overview and National Reports on Marine and Coastal Nature Reserves in the Northwest Pacific Region (2007). - https://www.unenvironment.org/nowpap/resources/report/regional-overview-and-national-reports-marine-and-coastal-nature-reserves (дата обращения: 02.07.2020);

Summary on Marine and Coastal Protected Areas in NOWPAP Region (NOWPAP DINRAC, March 2010). - https://www. cbd.int/doc/meetings/mar/ebsa-np-01/other/ebsa-np-01-submission-china-03-en.pdf (дата обращения: 06.07.2020).

5 https://www.iucn.org/commissions/world-commission-protected-areas/resources (дата обращения: 31.01.2020).

6 https://www.ramsar.org/sites-countries/ramsar-sites-around-the-world (дата обращения: 06.07.2020).

7 Guidelines for Marine Protected Areas / ed. Graeme Kelleher. Best Practice Protected Area Guidelines Series N 3. IUCN, 1999. - https://www.iucn.org/content/guidelines-marine-protected-areas (дата обращения: 06.07.2020).

Рис. 2. Сеть морских охраняемых районов в Северо-Западной Пацифике8

прибрежных районах, позволит осуществлять обмен опытом и информацией, подготовить общие правила для более эффективного управления и т.п.8

Различные международные соглашения, такие как Конвенция о биологическом разнообразии, так же, как и итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио + 20) в Рио-де-Женейро, Бразилия, июнь 2012 г., поддерживают формирование сетей МОР.

Сохранение биоты Мирового океана как основы стабильности глобальной экосистемы и важнейшего источника возобновляемых ресурсов в соответствии со «Стратегией ЮНЕП для морских и прибрежных районов» относится к важнейшим задачам всемирной природоохранной деятельности и всецело отвечает приоритетам национальной экологической политики Российской Федерации как морской державы9.

В России морскими и прибрежными охраняемыми считаются районы в приливной или морской зоне вместе с покрывающими их водами и связанных с ними флорой и фауной. Эти территории/акватории имеют исторические и культурные особенности, а их экосистемы находятся под полной или частичной защитой закона или других нормативных актов. Природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы и иные охраняемые районы морской и прибрежной акватории Российской Федерации выполняют важнейшие природоохранные и социально-экономические функции, связанные с сохранением биологического разнообразия морской среды в региональном, национальном и глобальном масштабе.

Согласно Конституции Российской Федерации внутренние морские водные ресурсы, территориальные воды, исключительные экономические зоны и континентальный шельф находятся под федеральной юрисдикцией. Вследствие этого морские ООПТ должны обладать федеральным статусом. Тем не менее на практике охранный режим нескольких региональных ООПТ распространяется также и на морские акватории. Таковы, в частности, природные заказники регионального уровня, являющиеся рамсарскими объектами, а

8 Regional Overview and National Reports ...

9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 г. № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года». - http://base.garant.ru/70596992/ (дата обращения 05.07.2020).

также местные охраняемые территории, охватывающие морские лагуны или полузакрытые бухты. Кроме МОР, охраняемые акватории имеются в составе рамсарских водно-болотных угодий или включают морские лагуны или полузакрытые бухты, имеющие особое природоохранное значение в составе не морских ООПТ.

ЮНЕП включает в Стратегию для морских и прибрежных районов направления, связанные с организацией и функционированием МОР, поддержку комплексного управления и восстановления морских и прибрежных местообитаний и их экосистемных услуг, а также повышение эффективности управления прибрежными и морскими экосистемами посредством организации партнерств и сотрудничества на национальном и региональном уровнях.

В современных условиях структурная и функциональная сложность охраны морских и прибрежных экосистем делает весьма актуальной проблематику формирования более эффективной системы управления и развития МОР России. При этом успешный международный опыт деятельности по усилению потенциала МОР будет полезен для развития национальной системы ООПТ.

Дальний Восток Российской Федерации в целом и его юг в первую очередь не имеют равных среди всех регионов России по многообразию видов фауны и флоры, в том числе и в прибрежноморских зонах (табл. 2). Здесь располагаются уникальные природные объекты, многие из которых имеют международную или федеральную значимость. Вместе с тем инвентаризация занесенных в Красные книги видов растений прибрежных и островных экосистем, проведенная в МОР, выявила, что более половины из известных в регионе краснокнижных видов не охвачены охраной в сети МОР. Важно сохранить, в том числе с помощью механизмов МОР, баланс между экономическим развитием и сохранением уникальной природы на Дальнем Востоке РФ, это особенно актуально, поскольку экономика региона имеет ярко выраженную природно-ресурсную направленность10.11

В пределах субокеанической и океанической части российского Дальнего Востока, охватывающей побережье Охотского и Японского морей, плотность ООПТ относительно высока, а система этих территорий представлена сложными природоохранными комплексами. Эти районы характеризуются в среднем весьма умеренной освоенностью (первичные ландшафты диффузно чередуются с вторичными), позволяющей относительно безболезненно организовывать здесь новые ООПТ.

36 морских ООПТ (МОР) федерального значения всей России занимают свыше 327 тыс. км2, при этом площадь охраняемых акваторий составляет 169,8 тыс. км2, или 51,8 % от всей площади данных ООПТ (без учета береговой части). Буферная зона вокруг МОР, включающая морские акватории, занимает около 67,5 тыс. км2, но организована для менее чем одной трети (30,5 %) территорий/акваторий. Место МОР в системе ООПТ Дальнего Востока и Якутии см. рис. 3.

Согласно «Концепции развития системы особо охраняемых природных

10 Жирмунский А.В. Особо охраняемые природные территории и акватории Дальнего Востока // Вестн. ДВО РАН. 1999. № 1. С. 47-59.

11 См.: Стратегия и План действий по сохранению биологического разнообразия Российской Федерации / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. М., 2014. 256 с. - https://docplayer. ru/38350370-Strategiya-i-plan-deystviy-po-sohraneniyu-biologicheskogo-raznoobraziya-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения: 25.02.2020).

Таблица 2

Видовое богатство (число видов) основных групп организмов некоторых прибрежных морских экосистем России11

Море Донные беспозвоночные Рыбы и круг-лоротые Водоросли

Японское 2000 603 379

Охотское 2100 276 299

Берингово 1500 297 138

Балтийское 20 50 50

Баренцево 1800 182 194

Черное 791 166 236

Карское 186 82 134

Рис. 3. Система ООПТ федерального уровня Дальнего Востока РФ и Якутии, включая морские охраняемые районы

Условные обозначения:

Государственные природные заповедники (обозначены квадратом):

1 - о-в Врангеля, 2 - Усть-Ленский, 3 - Олекминский, 4 - Магаданский, 5 - Корякский, 6 - Командорский, 7 - Кроноцкий, 8 - Джугджурский, 9 - Буреинский, 10 - Комсомольский, 11 - Болоньский, 12 - Ботчинский, 13 - Большехехцирский, 14 - Зейский, 15 - Норский, 16 - Хинганский, 17 - Бастак, 18 - Поронайский, 19 -Курильский, 20 - Сихотэ-Алинский, 21 - Ханкайский, 22 - Уссурийский, 23 - Лазовский, 24 - Кедровая Падь, 25 - Дальневосточный морской; национальные парки (ромб):

1 - Анюйский, 2 - Удэгейская легенда, 3 - Зов тигра, 4 - Земля леопарда, 5 - Берингия, 6 - Шантарские острова; округа горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов (треугольник):

1 - Малкинский, 2 - Паратункинский, 3 - Мухенский, 4 - Кульдурский, 5 - Синегорский, 6 - Шмаковский, 7 -Курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива; дендропарки и ботанические сады (светлый кружок):

1 - Якутский ботанический сад, 2 - Горно-таежная станция им. В.Л. Комарова ДВО РАН, 3 - Ботанический сад-институт ДВО РАН; памятники природы (серый кружок): 1 - о-в Талан;

государственные природные заказники (прямоугольник):

1 - Лебединый, 2 - Южно-Камчатский, 3 - Удыль, 4 - Ольджиканский, 5 - Баджальский, 6 - Тумнинский, 7 -Хехцир, 8 - Орловский, 9 - Хингано-Архаринский, 10 - Малые Курилы

территорий федерального значения на период до 2020 года» МПР РФ планируются создание еще семи заповедников и национальных парков, включая морские, расширение территорий трех заповедников и организация буферных зон вокруг заповедников и национальных парков. Таким образом, предполагается, что система МОР федерального значения продолжит расширяться.

На побережье дальневосточных морей России в 3 из 23 физико-географических провинций МОР отсутствуют, МОР федерального значения расположены в 11 провинциях, регионального и местного значения - в 1612. Степень репрезентативности провинций в МОР федерального и регионального значения в регионе в целом достигает 87 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечено недостаточное количество МОР федерального значения в Беринговомор-ской, Охотской и Сахалино-Японской географических странах. Специалисты России рекомендует в акваториях дальневосточных морей довести количество МОР федерального значения до 2613, уделив особое внимание побережью о-ва Сахалин, где существенно возросла антропогенная нагрузка. Акватории и территории, на которые специалисты предлагают прежде всего обратить внимание, представлены на рис. 4.14

о

РОССИЯ ^ ¿США

Игл rs^—4 \з Ггч2

КИТАЙ / Ъ f

'¿J9 / ^ А

V Jr

КНР) гУ \

1 ЧЧ /> оХ J

Рис. 4. Предлагаемые для организации МОР экологически и биологически значимые районы в находящихся под юрисдикцией России водах северо-западной части Тихого океана14. 1 - прибрежные воды восточной Чукотки, 2 - шельф и подводный склон Командорских островов, 3 - шельф и подводный склон южной Чукотки, 4 - прибрежные воды юго-восточной Камчатки, 5 - шельф западной Камчатки, 6 - Ямские острова и западная часть зал. Шелихова, 7 - центральная часть Охотского моря, 8 - шельф в районе Шантарских островов, 9 - шельф восточного Сахалина, 10 - шельф в районе центральных и южных Курильских островов, 11 - шельф в районе Малых Курильских островов, 12 - шельф в районе о-ва Монерон, 13 - зал. Петра Великого

12 Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития / авт.-сост. В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня / WWF России. М.: Орбис Пиктус, 2009. 456 с. - https://wwf.ru/upload/ iblock/cd9/oopt_sovrem_sost_web.pdf (дата обращения: 02.07.2020).

13 Там же.

14 Report of the North Pacific Regional Workshop to facilitate the description of ecologically or biologically significant marine areas. Moscow, 25 February to 1 March, 2013, p. 36-93. - https://www.cbd.int/doc/meetings/mar/ebsa-np-01/ official/ebsa-np-01-04-en.pdf (дата обращения: 06.07.2020).

Исследования в области глобального состояния сетей МОР демонстрируют различные преимущества региональных сетей для сохранения биоразнообразия, общего и усовершенствованного управления МОР, в том числе использования информации и технологий, эффективного использования ресурсов15.

Рассматривая направления развития систем МОР в российской части Северо-Западной Пацифики, необходимо отметить необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере организации и функционирования МОР, в том числе трансграничных, а также использования международного опыта в области их управления.

15 Прибрежно-морское природопользование: теория, индикаторы, региональные особенности / И.С. Арзамасцев, П.Я. Бакланов, С.М. Говорушко, А.Н. Качур и др. Владивосток: Дальнаука, 2010. 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.