Научная статья на тему 'Морская нефтедобыча в XIX - начале XX века'

Морская нефтедобыча в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
758
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНАЯ ЗОНА / COASTAL ZONE / МОРСКАЯ НЕФТЬ / ДОБЫЧА / MINING / ОСВОЕНИЕ / EXPLORATION / БУРЕНИЕ / DRILLING / ПОИСК / РАЗВЕДКА / OFFSHORE OIL / PROSPECTING AND EXPLORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мовсумзаде Э.М., Сеидбейли М.Г., Мастобаев Б.Н., Бабаев Э.Р., Мамедова П.Ш.

В статье даётся анализ опыта работы в области технологии, поиска, бурения и добычи нефти в 40-60 гг. ХХ века из морских глубин. Менее столетия понадобилось людям, чтобы освоить не только прибрежную зону, но и выйти в глубокие воды на значительные расстояния от берега и чувствовать там себя достаточно уверенно. Развита научно-технической мысли, направленной на создание разнообразных и надежных технических средств, помогало им в освоении морей и подкрепляло их уверенность при выходе в открытый океан. Первые попытки освоить прибрежную зону в XIX в. закончились неудачно, море не приняло новичков. И все же люди вступили в борьбу с морем, стали отвоевывать части его территории. Этот путь оказала более удачным, и первая нефть в Калифорнии и на Каспии, добытая на морской территории, была достойной платой людям за их настойчивость и упорство. Досталась она тяжело, но дала нефтяникам уверенность, что они на правильном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мовсумзаде Э.М., Сеидбейли М.Г., Мастобаев Б.Н., Бабаев Э.Р., Мамедова П.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offshore oil production in XIX - early XX century

The article provides an analysis of experience in technology, research, drilling and production of oil in the middle of the twentieth century from the depths of the sea. Less than a century it took people to master not only the coastal zone, but also to enter into deep water a considerable distance from the shore and feel confident enough there. The development of scientific and technical ideas aimed at creating a diverse and reliable hardware, to help them in the development of the seas and reinforce their confidence in the output of the open ocean. The first attempts to master the coastal zone in the XIX century were unsuccessful, the sea did not take beginners. And all the people came into the fight with the sea, began to win part of its territory. This route proved more successful, and the first oil in California and in the Caspian Sea, extracted in the sea area was decent pay people for their perseverance and persistence. She took out hard, but the oil industry has given confidence that they are on the right track.

Текст научной работы на тему «Морская нефтедобыча в XIX - начале XX века»

УДК 622.276

Морская нефтедобыча в xix - начале xx века

Э.М. МОВСУМЗАДЕ,

д-р хим.наук, профессор, чл.-корр. РАО

Уфимский государственный нефтяной

технический университет

(450062, Россия, Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)

М.Г. СЕИДБЕЙЛИ,

д-р ист. наук

Институт истории науки Национальной

Академии наук Азербайджанской

Республики

Б.Н.МАСТОБАЕВ,

д-р техн. наук, профессор

Уфимский государственный нефтяной

технический университет (450062, Россия,

Республика Башкортостан,

г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)

Э.Р. БАБАЕВ,

канд. хим. наук

Институт химии присадок Национальной Академии наук Азербайджанской Республики

(Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Беюкшорское шоссе 2062) П.Ш. МАМЕДОВА,

д-р хим.наук, профессор Институт химии присадок Национальной Академии наук Азербайджанской Республики

(Азербайджанская Республика, 370029, г. Баку, Беюкшорское шоссе 2062)

E-mail: Eldarmm@yahoo.com

В статье даётся анализ опыта работы в области технологии, поиска, бурения и добычи нефти в 40-60 гг. ХХ века из морских глубин. Менее столетия понадобилось людям, чтобы освоить не только прибрежную зону, но и выйти в глубокие воды на значительные расстояния от берега и чувствовать там себя достаточно уверенно. Развита научно-технической мысли, направленной на создание разнообразных и надежных технических средств, помогало им в освоении морей и подкрепляло их уверенность при выходе в открытый океан.

Первые попытки освоить прибрежную зону в XIX в. закончились неудачно, море не приняло новичков. И все же люди вступили в борьбу с морем, стали отвоевывать части его территории. Этот путь оказала более удачным, и первая нефть в Калифорнии и на Каспии, добытая на морской территории, была достойной платой людям за их настойчивость и упорство. Досталась она тяжело, но дала нефтяникам уверенность, что они на правильном пути.

Ключевые слова: прибрежная зона, морская нефть, добыча, освоение, бурение, поиск, разведка

Начало морской добычи нефти было положено, когда в 1887 г. Г. Вильямс со своими единомышленниками построили пирсы и, выйдя в Тихий океан на расстояние 150 м, освоили глубину чуть больше 10 м. П.Н. Потоцкий пошёл другим путём: вместе с коллегам отобрали у моря часть его пространства, засыпав прибрежный участок Би-би-Эйбатской бухты в 1925 г. привозным грунтом. Г. Вильямс и П.Н. Потоцкий доказали, что нефть в море добывать можно, но для этого нужно приложить много усилий.

В конце 1920-х гг. нефтяники начали более основательное наступление на морские просторы. Несмотря на проводившиеся практические работы в области организации буровых работ в море, примерно до 1933-1935 гг. в периодической литературе СССР не было статей, обобщающих опыт работы на морских промыслах как в Бакинском районе, так и в США. Только в 1934 г. в журналах «Азербайджанское нефтяное хозяйство» и «Нефтяное хозяйство» появились статьи, посвященные изучению опыта строительства морских промыслов в предыдущие годы и определению путей развития морской нефтедобычи. Автор этих статей Ф.Б. Рустамбеков в своих работах всесторонне рассмотрел опыт освоения морских месторождений в СССР и США. Статьи инженера Ф.Б. Рустамбекова явились первыми работами по обобщению опыта разработки морских нефтяных месторождений Каспия.

Большой вклад в развитие морской добычи нефти внес инженер Н.С. Тимофеев, разработавший первые металлические основания для бурения морских скважин. Другой тип оснований позднее был разработан инженером БА. Рагинским. Первое крупноблочное основание ЛАМ было разработано в 1945 г. инженером ЛА. Межлумовым. Несколько позже основание такого типа (1947 г.) было разработано в американской компании «J. Ray McDermott». Следующая конструкция крупноблочного основания МОС была предложена в 1949 г. инженерами Л.А. Межлумо-вым, СА. Оруджевым и ЮА. Сафаровым.

В СССР в 1947 г. начинается строительство первой морской эстакады с примыкающими площадками для оборудования по проекту БА. Рагинского, Н.С. Тимофеева, АО. Асан-Нури, Е.Н. Крылова, Н.В. Озерова.

В США в 1947 г. компания «Керр-Макджи» (основатели Д .Макджи и Р. Керр) осуществляет первое бурение в открытом море с применением тендерной установки. С этого времени освоение морских просторов набирает стремительный темп. Появляются первые плавучие установки различных типов для бурения в море на значительных глубинах и начинается освоение новых районов с предполагаемыми месторождениями нефти: Аляска — 1959 г., Северное море — 1964 г.

В 1956 и 1958 гг. появляются книги советских учёных, посвящённые вопросам строительства и эксплуатации морских месторождений. Первая книга написана И.П. Кулиевым и ЮА. Сафаровым; вторая — И.П. Кулиевым.

И.П. Кулиев, автор многочисленных статей в периодических изданиях, на протяжении многих лет не только вносил свой вклад в дело развития морской нефтедобычи, но и являлся талантливым пропагандистом идей развития техники и технологий, которые он доступно и грамотно доносил до читателя. К сожалению, эти книги в настоящий момент являются библиографической редкостью и недоступны для специалистов.

Период 1950-1965 гг. был отмечен значительным количеством публикаций на тему морской нефтедобычи, но в последующем, в связи с открытием богатейших нефтяных месторождений в Тюменской области, интерес к морской нефтедобыче в СССР стал ослабевать. Информация о развитии добычи в море стала исчезать со страниц нефтяных журналов. Восполнял этот пробел появившийся в середине 1970-х гг. переводной журнал «Нефть, газ и нефтехимия за рубежом», впоследствии «Нефтегазовые технологии». Иностранные журналы, такие как «Нефть и газ» (Oil&Gas), «Океан Индастри» (Ocean Industry) и другие, для специалистов СССР в 1960-1970-е гг. были практически недоступны. Возобновилась публикация статей по морской нефтегазодобыче с середины 1980-х гг., поскольку в этот период значительный интерес стал проявляться к изучению шельфо-вой зоны о. Сахалин и северных морей. Появляются новые монографии, в которых приведены результаты исследований эксплуатации морских месторождений на современном этапе. В 2001 г. выходит значительная монография, в которой авторы представляют современные научно-технические концепции и методические основы разработки морских месторождений углеводородов с учетом специфики условий окраинных морей России.

Площадь водной территории Земли составляет более двух третей её поверхности. Первоначально океан исправно служил человечеству в качестве основной транспортной артерии, связывающей континенты, а также в качестве источника пищевых, энергетических и минеральных ресурсов. Первые серьезные шаги к изучению океана человечество сделало только в начале XX в., когда в 1920-е гг. впервые в научном лексиконе появился термин «Мировой океан», под которым советский океанограф и картограф Ю.М. Шокальский предложил понимать как единую водную оболочку: все моря и океаны планеты Земля.

Континентальный шельф морей и океанов, площадь которого 27 млн км2 (шельф СССР составлял четвертую часть шельфа Мирового океана), обладает 60% мировых запасов нефти и газа. Шельфом считается прибрежная часть Мирового океана, глубиной от 0 до 200 м (местами до 500 м), окаймляющая материки и ограниченная материковыми склонами. Законы моря с древних времен до конца XIX в. значили в понимании людей то же, что и законы мореплавания. В конце XIX в. прибрежные страны начинают оспаривать свои права на откры-

тые моря и океанское дно и устанавливают трехмильный предел территориальных вод, являющихся зоной, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства (расстояние пушечного выстрела). В XX в. этот предел расширяется до 6, а затем и до 12 миль. Впервые свобода морей была объявлена в 1945 г. в Декларации Трумэна, которая была взята за основу Женевского Международного соглашения по материковому шельфу в 1958 г., в соответствии с которым внешнюю часть материкового шельфа до глубины 200 м или больше, если есть технические средства для разработки его ресурсов, стали считать попадающей под юрисдикцию прибрежного государства.

В 1950-х гг. несколько латиноамериканских стран объявили, что они распространяют суверенитет на прибрежные пространства в пределах 200 миль от берега. Начиная с осени 1970 г., ООН провела ряд мероприятий, в связи с чем XXV Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию принципов управления морским дном вне пределов национальной юрисдикции, которая возвела принцип морского дна как общего достояния человечества в норму международного закона.

В том же 1970 г. Генеральная ассамблея предпринимает ещё один важный шаг — объявляет о решении созвать в 1973 г. Международную конференцию ООН по морскому праву. Первая её сессия прошла в Каракасе в июне-августе 1974 г., вторая — в Женеве в марте-мае 1975 г., где и было принято решение о 200-мильной «экономической зоне». На конференции латиноамериканских государств в Санта-Доминго в 1972 г. с целью расширения права на изучение и эксплуатацию ресурсов океанского дна и вышележащих вод на расстоянии до 200 миль от берега было выдвинуто понятие «вотчинного моря», а на конференции ООН по Морскому праву в 1975 г. сформулировано представление об «экономической зоне».

«Суверенитет» в классическом понимании, постулирующий твердые границы между суверенными государствами, — понятие статическое. Границы динамической окружающей среды становятся размытыми и бессмысленными, и их географическое положение значит меньше, чем действие норм юрисдикции, потому что ряд решений приходится принимать, невзирая на границы и их расположения. По этой причине необходимо тесное сотрудничество между местными, национальными, региональными и международными организациями для успешного решения проблем, имеющих местное, национальное, региональное и мировое значение. Такой подход полностью распространился и на разработку морских нефтегазовых месторождений различных государств мира. Нефтяники, работающие в 200-мильной экономической зоне, находятся в пределах зоны действия национальной юрисдикции, но процессы бурения глубоководных скважин, разлив нефти в море, сооружение подводных

нефтехранилищ, транспортировка нефти и газа по подводным трубопроводам и танкерами выходят за рамки внутригосударственных функций и должны регулироваться международными организациями.

Освоение морских месторождений

Каспийское море — первое море, потревоженное нефтяниками. Для исследования Каспийского моря в 1781-1782 гг. была отправлена специальная эскадра, посетившая апшеронские берега Каспия. Эскадра, как указывалось в путевых журналах, в условиях шторма приблизилась к о. Жилой. Участники экспедиции почувствовали резкий запах нефти, появившейся над поверхностью воды. В путевом журнале присутствует следующая запись: «Явление сие иначе растолковано быть не может, как тем, что плавающая оная на поверхности моря нефть выходит из самородных ключей, на дне оного находящихся, и по легкости своей наверх выплывает, ибо, как весь бакинский берег изобилует та сими ключами, то весьма вероятно, что некоторые из них простираются подземными своими проходами и до глубины морской».

В начале XIX в. бакинский житель Касымбек Селимханов начал добывать нефть со дна моря. На расстоянии 18 и 30 м от берега Биби-Эйбата он соорудил два нефтяных колодца. Эти колодцы, из которых их владелец добывал 3-4 ведра нефти, были защищены от воды срубами из плотно сколоченных досок. В 1825 г. сильный шторм разрушил колодцы, и существование первого морского промысла прекратилось.

12 апреля 1819 г. горный чиновник Эйхфельд в рапорте на имя главнокомандующего на Кавказе генерала Ермолова относительно состояния нефтяных источников обращает внимание на следующее: «Особенно замечательно по бакинской провинции чрезвычайное множество нефти вокруг морского залива... Местами ключи являются недалеко от берегов в самом даже море, поднимаясь под водою вверх изо дна оного...... Академик Г.В. Абих в 1848 г. писал: «За несколько дней перед сим я открыл в бакинском заливе обширную группу газовых источников, освобождающих горючий газ с такой силой и в таком количестве, что вблизи них едва может двигаться лодка». В 1859 и в 1861 гг. Г.В. Абих описал морское нефтяное месторождение «Нефтяные Камни», приложив схему расположения камней. Академик К.М. Бэр, посетивший южную часть Каспия, описал в 1885 г. «извержение нефти. из моря. В 1898 г. геолог Н.И. Лебедев представил записку и два геологических разреза о нефтеносности площади, покрытой водами Биби-Эйбатской бухты. В 1904 г. геолог Д.В. Голубятников убедительно доказал простирание нефтеносных слоев под дном бухты, опубликовав геологическую карту Биби-Эйбата.

В Северной Америке, в Калифорнии за пирсами Санта-Барбары впервые нефть из морских скважин добыли в 1894 г. Бурение в открытом море было начато с 1897 г. неглубокими скважинами (до 1000 м)

в приливной полосе Тихого океана в Сомерлан-де. Буровые вышки устанавливали на деревянных сваях без защитных шахт и соединяли с берегом посредством легких деревянных пристаней. Производительность скважин не превышала 1-2 барреля в день. Во время сильного шторма в 1899 г. во многих скважинах, не имевших защитных шахт, колонны были сломаны и морская вода попала внутрь скважин. Морская добыча нефти в тот момент времени не могла соперничать с интенсивной добычей на суше, и предприимчивые американские нефтепромышленники отказались от нее.

В России, в 1896 г. горный инженер В.К. Згле-ницкий обратился в Управление государственными имуществами Бакинской губернии и Дагестанской области с прошением об отводе ему двух участков под разведку на нефть, которую он предполагал проводить с вышек, сооружаемых в открытом море. Прошение было отклонено названным управлением, сославшимся на то, что море и морское дно не состоят в его ведении. Вследствие этого В.К. Згле-ницкий подал прошение на имя министра земледелия и государственного имущества. В своем прошении он указывал, что вопрос открытия новых нефтяных районов весьма важен для бакинской нефтяной промышленности и что, по его мнению, дно Каспийского моря может быть одним из таких районов.

На это прошение также последовал отказ на том основании, что «земли, занятые морем, могут быть предоставляемы частным лицам не иначе как по особым привилегиям» (ЦГИАЛ, ф. 37, оп. 70, д. 73, с. 3). Одновременно было отклонено аналогичное прошение горного инженера Хатисова.

В своем новом прошении на имя министра В.К. Згле-ницкий указывал, что с точки зрения современной техники разведка морского дна не представляет никаких затруднений, кроме большей их стоимости по сравнению с разведками, производившимися на суше.

Горный департамент, на отзыв которому было послано последнее прошение, не смог оценить по достоинству смелую мысль В.К. Згленицкого и, сославшись на ряд причин (высокая себестоимость нефти, добываемой бурением морского дна, вред для рыболовства и прохода судов, опасность фонтанов и др.), рекомендовал отказать В.К. Згленицкому в его просьбе.

Вместе с тем, однако, Горный департамент вынужден был признать, что, так как дно Каспийского моря близ Баку представляется по всем вероятиям нефтеносным, то в видах будущего было бы весьма желательно, с одной стороны, выяснить степень нефтеносности морского дна, а с другой — проверить опытным путем техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации. Вследствие этого было решено, что этот вопрос необходимо подвергнуть более подробной разработке.

В результате этого решения Кавказское горное управление в 1897 г. передало вопрос о добыче нефти на дне Каспийского моря на обсуждение технической комиссии по охранению Бакинских нефтяных промыслов, а инженеру управления Н.И. Лебедеву было поручено собрать и доставить данные о нефтеносности дна участка, прилегающего к Ап-шеронской бухте.

10 февраля 1898 г. Н.И. Лебедев представил записку и два геологических разреза, на основании которых вопрос о нефтеносности был решен положительно.

Техническая комиссия в 1898 г. признала необходимость использования нефтеносного морского дна для добычи нефти, однако по тем же причинам, что и Горный департамент, сочла нецелесообразным осуществление морского бурения, указав, что «в тех частях морского дна, где геологическими исследованиями установлено уже присутствие нефти и где наличность нефтяных промыслов не причинит вреда рыболовству и судоходству, добыча нефти может быть допущена, но не непосредственно с поверхности моря, а после засыпки землей» (ЦГИАЛ, ф. 37, оп. 66, д. 599, с. 4).

Для обращения под добычу нефти прибрежной полосы Каспийского моря в Баку была образована специальная комиссия. В.К. Згленицкий ещё раз делает попытку провести в жизнь свою идею. Он добивается заслушивания указанной комиссией своего проекта.

29 июля 1900 г. В.К. Згленицкий на заседании комиссии подробно доложил о разработанной им методике и технике разведки морского дна бурением. Проект в общих чертах предусматривал (ЦГИАЛ, ф. 37, оп. 66, д. 599, с. 5-6):

• установку буровых вышек на сваях;

• прочную наружную и внутреннюю обшивку вышки и непроницаемый помост, возвышающийся над уровнем моря не менее 12 футов, с целью получения возможности спускать самотеком добываемую нефть с помоста в баржи.

Дальнейшее оборудование вышки, согласно докладу В.К. Згленицкого, заключалось в следующем: кругом по краям непроницаемого помоста возвышается непроницаемый же борт высотой приблизительно 4 фута, а за бортом имеется неширокая панель с перилами и, кроме того, ниже, на высоте горизонта воды, — другая спасательная неширокая панель, с которой в случае пожара рабочие могли бы садиться в лодки или, надев круги, бросаться в море. Обе панели соединяются между собой железной или обшитой железом лестницей. Непроницаемый борт с одной из сторон вышки делается на известном протяжении на 1 фут ниже, снабжается наклонной плоскостью в виде желоба и предназначается для спуска нефти в случае фонтана. Фонтанная нефть накапливается на полу вышки вместе с песком, как бы в большом амбаре, и затем переливается в виде каскада через низкую часть борта (порог) прямо в

большую (200 тыс. пудов) баржу. Пол, борта, панели, перила и выступающие над уровнем моря сваи в целях безопасности от пожара обшиваются толстым листовым железом. Каждая вышка снабжается спасательными кругами и спасательными нагрудниками и, кроме того, для каждой вышки или, по крайней мере, каждого промысла должна быть предусмотрена спасательная лодка.

Устанавливать вышки В.К. Згленицкий предлагал правильными рядами с оставлением между ними для прохода судов десятисаженных каналов. На одну десятину он рассчитывал поставить 24 вышки. Буровые работы следовало вести при помощи электрической силы. Для предотвращения проникновения в скважину воды предполагалось устроить шахту в виде железного кессона с тампонажем внизу. Нефть, получаемую из скважин, предполагалось принимать на обыкновенные наливные суда и отвозить к нефтяным амбарам, устроенным в удобном месте. На случай фонтанов В.К.Згленицким была спроектирована железная баржа, которая могла вместить до 200 тыс. пудов нефти, снабженная сильными насосами, подъемным краном и приспособлениями для регулирования фонтанов. Эта баржа должна была служить посредником между фонтанирующей скважиной и наливными судами.

Как видно, проект был продуман В.К. Згленицким чрезвычайно тщательно. Однако все это настолько противоречило установившейся практике, что комиссия так же, как и предыдущие, высказалась против эксплуатации морского дна с помощью надводных устройств.

Таким образом, В.К. Згленицкому, не получившему ни поддержки, ни даже разрешения, провести в жизнь свой проект не удалось.

Проблема использования нефтяных залежей под дном моря, однако, продолжала оставаться, и в дальнейшем было сделано еще несколько попыток разрешить ее. Особый интерес представляет поданное 24 ноября 1905 г. ходатайство И.С. Заковенко на право разведок и разработку нефти по его способу в Каспийском и других морях (ЦГИАЛ, ф. 37, оп. 66, д. 728). Им был изобретен кессон-понтон с собственными машинами для плавания. И.С. Заковенко были представлены чертежи, изображающие план, продольный и поперечный разрезы кессона, и описание его. С помощью кессона-понтона, свободно передвигавшегося по морю, И.С. Заковенко предполагал осуществить добычу нефти, а так же всевозможных залежей, находящихся в недрах земли, покрытой морем.

Коцовский, на рассмотрение которого был дан проект, доложил, что, по его мнению, добыча жидких ископаемых и драгоценных камней возможна, и полагал разрешить И.С. Заковенко производство работ. Однако Горный ученый комитет, сославшись на недостаточность сведений и расчетов, отказал И.С. Заковенко в его просьбе. Вторичное ходатайство, где И.С. Заковенко были даны ответы по пунк-

там на вопросы комитета, 7 июля 1906 г. было также отклонено.

Авторы умышленно сохранили практически полный текст статьи ЮА. Анисимова, чтобы показать, что именно в России впервые были созданы проекты об использовании нефтяных залежей под дном моря, но в силу консервативности чиновников они не были осуществлены. Позднее многие положения из этих проектов были использованы специалистами США, осуществлявшими разработку морских месторождений Калифорнии и Мексиканского залива.

В 1906 г. фирмой «Товарищество братьев Нобель» пробурена скважина на дне озера, расположенного около селения Кала в месте выхода газов. Глубина скважины составляла около 600 м. На глубине около 400 м были встречены сильные притоки газа и небольшие притоки белой нефти удельного веса 0,7760,781. Заседавшие в 1898-1900 гг. комиссии признали необходимым продолжать разработку морских месторождений путем засыпки морского дна. Этот вариант предусматривал засыпку морского дна таким образом, чтобы вновь образуемая площадь сливалась в одно целое с прибрежной материковой полосой. Такое решение в отношении Биби-Эйбатской бухты мотивировалось тем, что она окружена высотами с большими запасами земли и камня, которые необходимы для засыпки. Обсуждался вопрос о постройке дамбы, соединившей бы Баилов-мыс и Шиков-мыс, с последующей откачкой воды из отгороженного пространства. Однако этот вариант был отклонен.

Для составления проекта засыпки Биби-Эйбат-ской бухты был объявлен международный конкурс. К концу 1906 г. жюри конкурса получило 16 проектов: из Германии — 5; из Франции — 3; из Баку — 4; из других городов России — 4. Тем не менее, техническим отделом конкурса по засыпке бухты был составлен самостоятельный проект. 15 августа 1909 г. подрядчики Тами и Дойгман начали работы по засыпке Биби-Эйбатской бухты. Сооружение каменного мола было закончено в 1912 г., после чего начались работы по засыпке. В 1910 г. бакинские нефтепромышленники пригласили руководить работами по засыпке бухты П.Н. Потоцкого, который в то время руководил строительством канала Херсон-Очаков. Приняв приглашение, П.Н. Потоцкий переехал из Херсона в Баку и проработал на засыпке бухты около 20 лет. В 1910 г. по его предложению Сормовскому заводу был заказан караван землечерпательных машин, которые оказались готовыми только в 1916 г. Караван состоял из двух землесосов мощностью по 1100 л.с., шести буксирных пароходов, десяти барж вместимостью 1100 м3 каждая, двух понтонов и других объектов. Не успев начать работать, караван был переправлен для военных целей на Балтику. До 1917 г. в засыпку бухты вложили более 5 млн руб. золотом, всего было засыпано 193 га. Засыпка, осуществленная для разработки нефтеносных горизонтов, которые залегают под дном

моря в Биби-Эйбатской бухте, является единственной в мировой практике. Благоприятные гидрометеорологические условия в этой акватории, а также наличие богатейших залежей нефти значительно способствовали успешной организации нефтяного промысла на этом участке. Подтверждением наличия значительных запасов нефти является оценка нефтяных месторождений с точки зрения их насыщения нефтью, проведенная Е. Блумером. Результаты его работы показали, что Биби-Эйбат является более всего насыщенным нефтью, имея 75 т нефти на 1 м2 площади (Спиндле-Тол — 6 т/м2, Мо-лени — 8 т/м2, Романо-Сабунчин — только 12 т/м2, Западная Вирджиния — 0,05 т/м2, Пенсильвания — 0,025 т/м2, Канада — 0,01 т/м2).

Продолжилась засыпка бухты и после Октябрьской революции. Большой вклад в проведение работ внесли С. Киров, А. Серебровский, М. Бари-нов, П. Потоцкий, Ф. Рустамбеков и др. В августе 1919 г. П.Н. Потоцкий ослеп на один глаз, а затем у него стал слепнуть и второй. Тем не менее, П.Н. Потоцкого пригласили вернуться к работе и руководить засыпкой бухты. Работы велись круглосуточно, на каждый гектар будущей суши засыпали 65 тыс.м3 грунта. На засыпанной территории бухты 6 ноября 1922 г. была заложена первая буровая им. А. Енукидзе. Первые стволы скважин врезались в жерло грязевого вулкана и не дали нефти. Этот факт стал серьезным препятствием на пути дальнейшего освоения бухты. Разгорелись серьезные дискуссии — быть или не быть морской нефти. Многие специалисты требовали прекращения работ, доказывая, что вулкан есть «неизлечимый дефект месторождения», и поэтому нефти не будет.

Шли интенсивные дискуссии и на страницах технических журналов. В каждом номере журналов «Азербайджанское нефтяное хозяйство», «Нефтяное и сланцевое хозяйство», в газете «Бакинский рабочий» помещались статьи за и против засыпки. Геолог А. Меликов писал: «С целью уменьшить по возможности ущерб, наносимый непроизводительным бурением в полосе распространения вулкана, необходимо остановить работы в уже построенных, но еще не пущенных буровых». Смотритель Горного округа М. Бродский требовал: «Кроме уже остановленных скважин № 13, 12, 19 остановить ещё ряд буровых. Не пускать в ход ни одной буровой, расположенной на очерченном нами участке». Бывший в то время руководителем треста «Азнефть» А.П. Се-ребровский из-за серьезности возникших разногласий в конце декабря 1923 г. вызвал из Москвы К.П. Калицкого для участия в обсуждении вопроса о дальнейшей засыпке бухты.

В журнале «Азербайджанское нефтяное хозяйство» (1924 г., № 2) было опубликовано его заключение: «Мы вынуждены смотреть на ископаемый вулкан бухты как на прирожденный неустранимый дефект самого месторождения». В четвертом номере этого же журнала другой приглашенный из

Москвы геолог Н. Смирнов писал: «Нельзя упрекать «Азнефть»... Можно ли было предсказать существование ископаемого вулкана на засыпке?» Все это привело к тому, что 1 мая 1924 г. засыпку бухты приостановили. Буровые работы возобновились к осени 1924 г., и вскоре скважины № 2, 5, 23, 27 дали нефть с общей производительностью 50-100 тыс. пудов в сутки. В 1925 г. на старой площади Биби-Эйбата добыли 778,8 тыс.т нефти, на засыпке — 521,4 тыс.т; в 1929 г. — 823,2 тыс. и 1622,7 тыс.т, а в 1933 г. — 931,2 и 2677,9 тыс.т соответственно.

В прибрежной части Биби-Эйбатской бухты площадью 350 га (освоено 300 га) добыто с 1923 по 1935 гг. при разработке только одного верхнего отдела продуктивной толщины около 15 млн т нефти. В более поздней оценке засыпки бухты Н.С. Тимофеевым и В.С. Мелик-Пашаевым указывалось, что вследствие недостаточной разведки за оградительным молом осталась нефтеносная площадь, а некоторая площадь, (около 90 га) засыпана напрасно.

Так начиналась морская нефть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абих Г.В. О появившемся на Каспийском море острове и материалы к познанию грязевых вулканов Каспийской области // Тр. Геол. ин-та АзФАН, 1939.

Анисимов ЮА. К истории бурения на нефть на дне моря // Нефтяное хозяйство. — 1951. — № 6. — С. 57.

Асцатуров А.Г., Удянский Н.Я. Скоростная передвижка буровых вышек на море // Азербайджанское нефтяное хозяйство. — 1947. — № 6. — С. 9.

Баяндурова Н. Бурение на море // Азербайджанское нефтяное хозяйство. — 1947. — № 6. — С. 35.

Богдановский С. Результаты разведочного бурения в Соединенных Штатах в 1926 г. как конъюнктурный показатель // Нефтяное хозяйство. — 1927. — № 8. — С. 142.

Бэр К.М. Автобиография. — М.: Изд. АН СССР, 1950.

Вяхирев Р.И., Никитин БА, Мирзоев ДА. Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений. — М.: Изд-во Академии горных наук, 2001. — 459 с.

Детин Г. Нечто легендарное // Нефтяник. — 1967. — № 16. — С. 36.

Ергин Д. Добыча. — М.: Де Ново, 2001. — 888 с.

Жабреев Д. Пять лет электроразведки нефтяных месторождений // Азербайджанское нефтяное хозяйство. — 1935. — № 10. — С. 9.

Касум-Заде Д.С., Таранков В.В., Газарбеков ГА. Строительство основания морской буровой системы Л.А. Меж-лумова // Азербайджанское нефтяное хозяйство. — 1947. — № 3. — С. 5.

Каталог морских буровых установок, 1983-1984 гг. // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. — 1983. — № 9. — С. 30.

Креме А.Я. Поиски, разведка и промышленное освоение новых нефтяных месторождений в США // Нефтяное хозяйство. — 1936. — № 9. — С. 23.

Кулиев И.П., Мочалов М.Н., Гузик И.С. Некоторые итоги применения плавучих буровых установок // Азербайджанское нефтяное хозяйство. — 1960. — № 11. — С. 46.

OFFSHORE OIL PRODUCTION IN XIX - EARLY XX CENTURY

Movsumzade E.M. Dr.Sci.(Chem.), Corresponding Member of Russian Academy of Education. Ufa State Petroleum Technological University (1, Kosmonavtov ul., Ufa, 450062, Republic of Bashkortostan, Russian Federation)

Seyidbeyli M.G. Dr.Sci. (History). Institute of the History of Science of the National Academy of Sciences of the Republic of Azerbaijan (162, Narimanov prosp., Baku, 370029, Azerbaijan Republic)

Mastobaev B.N., Dr.Sci.(Tech.), Prof. Ufa State Petroleum Technological University (1, Kosmonavtov ul., Ufa, 450062, Republic of Bashkortostan, Russian Federation)

Babaev E.R., Cand.Sci.(Chem.). Institute of Chemistry of Additives of the National Academy of Sciences of the Republic of Azerbaijan (2062, Beyukshorskoe shosse, Baku, 370029, Azerbaijan Republic)

Mamedova P.Sh., Dr.Sci.(Chem.), Professor. Institute of Chemistry of Additives of the National Academy of Sciences of the Republic of Azerbaijan (2062, Beyukshorskoe shosse, Baku, 370029, Azerbaijan Republic)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: Eldarmm@yahoo.com ABSTRACT

The article provides an analysis of experience in technology, research, drilling and production of oil in the middle of the twentieth century from the depths of the sea. Less than a century it took people to master not only the coastal zone, but also to enter into deep water a considerable distance from the shore and feel confident enough there. The development of scientific and technical ideas aimed at creating a diverse and reliable hardware, to help them in the development of the seas and reinforce their confidence in the output of the open ocean.

The first attempts to master the coastal zone in the XIX century were unsuccessful, the sea did not take beginners. And all the people came into the fight with the sea, began to win part of its territory. This route proved more successful, and the first oil in California and in the Caspian Sea, extracted in the sea area was decent pay people for their perseverance and persistence. She took out hard, but the oil industry has given confidence that they are on the right track.

Keywords: coastal zone, offshore oil, mining, exploration, drilling, prospecting and exploration.

REFERENCES

Abikh G.V. Tr. Geol. in-ta AzFAN, 1939. (In Russian).

Anisimov Yu.A. Neftyanoye khozyaystvo. 1951, no. 6, p. 57. (In Russian).

Astsaturov A.G., Udyanskiy N.Ya. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo. 1947, no. 6, p. 9. (In Russian).

Bayandurova N. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo. 1947, no. 6, p. 35.

Bogdanovskiy S. Neftyanoye khozyaystvo, 1927, no. 8, p. 142.

Ber K.M. Avtobiografiya [Autobiography]. Moscow, AN SSSR Publ., 1950. (In Russian).

Vyakhirev R.I., Nikitin B.A., Mirzoyev D.A. Obustroystvo i osvoyeniye morskikh neftegazovykh mestorozhdeniy [Construction and development of offshore oil and gas fields]. Moscow, Akademiya gornykh nauk Publ., 2001, 459 p. (In Russian).

Detin G. Neftyanik. 1967, no. 16, p. 36. (In Russian).

Yergin D. Dobycha [Upstream]. Moscow, De Novo Publ., 2001, 888 p. (In Russian).

Zhabreyev D. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo. 1935, no. 10, p. 9. (In Russian).

Kasum-Zade D.S., Tarankov V.V., Gazarbekov G.A. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo. 1947, no. 3. p. 5. (In Russian).

Katalog morskikh burovykh ustanovok, 1983-1984 gg. [Catalog of offshore drilling rigs, 1983-1984] Neft', gaz i neftekhimiya za rubezhom, 1983, no. 9, p. 30. (In Russian).

Kreme A.Ya. Neftyanoye khozyaystvo, 1936, no. 9, p. 23. (In Russian).

Kuliyev I.P., Mochalov M.N., Guzik I.S. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo. 1960, no. 11, p. 46. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.