Научная статья на тему 'Морфология нейроэндокринной системы при сенсибилизации и анафилаксии'

Морфология нейроэндокринной системы при сенсибилизации и анафилаксии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Демко П. С., Золотухин М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфология нейроэндокринной системы при сенсибилизации и анафилаксии»

Отличительной особенностью внутрибольнично-го сальмонеллеза, вызванного Salmonella infantis, является слабое вовлечение в эпидемический процесс медицинского персонала. Исходя из результатов исследования, сотрудники как источники инфекции имеют малое значение и, скорее всего, поражаются параллельно с пациентами на пике вспы-шечного распространения возбудителя в стационаре. Однако, в силу меньшего поражения защитных сил организма, инфекция у медицинских работников развивается редко и только в виде бактерионосительства.

Аналогично внутрибольничному сальмонеллезу, вызванному Salmonella typhimurium, при внутриболь-ничном сальмонеллезе, вызванном Salmonella infan-tis, отмечается большое количество случаев заражения, при которых, несмотря на тщательное эпидемиологическое обследование очагов, не удается установить источник инфекции. Очевидно, это специ-

фично для сальмонеллезов как внутрибольничной инфекции в целом, и не зависит от серовара возбудителя.

Такое распределение ролей различных источников инфекции при сальмонеллезе, вызванном Salmonella infantis, может объясняться установленными особенностями: преимущественно скрытым течением эпидемического процесса, распространением возбудителя в большинстве случаев контактно-бытовым путем, ограниченным тесными контактами в пределах одной палаты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акимкин, В.Г. Нозокомиальный сальмонеллез взрослых /В.Г. Аким-кин, В.И. Покровский. - М., 2002. - 136 с.

2. Бухарин, О.В. Сальмонеллы и сальмонеллезы /О.В. Бухарин, Ю.Д. Каган, А.Л. Бурмистрова. - Екатеринбург, 2000. - 258 с.

3. Яфаев, Р.Х. Эпидемиология внутрибольничной инфекции /Р.Х. Яфаев, Л.П. Зуева. - Л., 1989. - 168 с.

Демко П.С., Золотухин М.И.

Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра патологической анатомии,

г. Кемерово

МОРФОЛОГИЯ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ И АНАФИЛАКСИИ

Возрастающая аллергизация населения становится важнейшей проблемой современной биологии и медицины. Отмеченная тенденция предрасполагает к увеличению количества клинических проявлений иммуноаллергических реакций, в том числе анафилаксии [1, 2, 3].

Цель исследования — изучение гистологических, гистохимических, морфометрических и электронно-микроскопических изменений в различных звеньях системы гипоталамус-аденогипофиз-периферические эндокринные железы (ГАПЭЖ) при анафилаксии, а также интерпретация полученных результатов с позиции дизрегуляционной патологии [4, 5].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Эксперименты проведены на половозрелых кроликах-самцах в сентябре-октябре месяцах. Животных сенсибилизировали трехкратным внутривенным введением антирабического гамма-глобулина. На 21 сутки сенсибилизации внутривенно вводили разрешающую дозу антигена и получали анафилактический шок различной степени тяжести. Степень тяжести шока определяли, используя следующие показатели: поведение животных, частоту пульса, дыхания и уровня артериального давления. Животных декапитировали на высоте развития шоковой реакции. Проводили морфологическое исследование гипоталамуса, гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. Контролем служили сенсибилизированные кролики.

Крупноклеточные (супраоптическое — СО, паравен-трикулярное — ПВ, постоптическое — ПО) и мелкок-

леточные (супрахиазматическое — СХ, аркуатное — АР и вентромедиальное — ВМ) ядра гипоталамуса изучали на срединно-центральных срезах. Срезы окрашивали по Гомори-Габу с докраской азаном по Гей-денгайну. Определяли процентную формулу нейро-секреторных клеток, находящихся на различных этапах секреторного цикла. Измеряли диаметры их пе-рикарионов, ядер и ядрышек, вычисляли объемы. Используя окраску галлоцианин-хромовыми квасцами по Эйнарсону, выявляли нуклеиновые кислоты в зоне ядрышек нейросекреторных клеток с последующей цитофотометрией. В срединном возвышении (Ет) и задней доле гипофиза (ЗДГ) по 5-балльной системе оценивали содержание гомориположительно-го нейросекреторного вещества (НСВ) и кровенаполнение сосудов. Соматотропоциты и тиротропоциты передней доли гипофиза выявляли тетрахромным окрашиванием по АШа (1975) в нашей модификации [6]. Проводили подсчет эндокриноцитов, морфомет-рировали ядра и ядрышки, а также изучали их ультраструктуру. Кортикотропные эндокриноциты дифференцировали и исследовали по электронограммам.

После окрашивания гематоксилином-эозином измеряли ширину коры надпочечников и ее зон, определяли диаметры и рассчитывали объемы ядер и ядрышек эндокриноцитов клубочковой, пучковой и сетчатой зон. Выявляли и цитофотометрировали аскорбиновую кислоту и альфа-кетогруппы кортико-идов, исследовали 11-ОКС в плазме крови и моче. На срезах щитовидной железы, окрашенных гематоксилином и эозином, измеряли внутренние диа-

40 № 4 2005 ^УПвощина

в Кузбассе

О^Аедици

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

метры фолликулов, высоту тироцитов, диаметры их ядер. Рассчитывали индекс накопления коллоида и объем ядер фолликулярных эндокриноцитгов. Выявляли содержание йода в коллоиде [6].

Полученные количественные показатели подвергались статистической обработке. Значимость средних оценивали по критерию Стьюдента. Рассматривали только достоверные различия (Ч < 0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На высоте сенсибилизации (продуктивная фаза иммунологической стадии) наблюдается состояние повышенной морфофункциональной активности СО, ПВ и ПО, а также СХ, АР и ВМ ядер гипоталамуса. Усиление процессов синтеза и выведения нейро-гормонов в нейросекреторных клетках СО, ПВ и ПО ядер гипоталамуса восстанавливает содержание НСВ в ЗДГ до уровня интактных животных после снижения его на 14 сутки сенсибилизации. Морфо-метрические и электронно-микроскопические показатели свидетельствуют о повышении секреторной активности соматотропоцитов, кортикотропоцитов и снижение ее в тиротропоцитах передней доли гипофиза. По данным литературы и результатам собственных морфометрических, гистохимических исследований, на 21 сутки сенсибилизации снижается морфофункциональная активность коры надпочечников, прежде всего, пучковой зоны, и противоположно изменятся активность щитовидной железы.

Легкая степень тяжести анафилактического шока протекает на фоне однонаправленных изменений мор-фометрических показателей крупно- и мелкоклеточных ядер гипоталамуса, свидетельствующих о повышении секреторной активности составляющих их клеток. Высокий уровень морфофункциональной активности отмечается в гипоталамо-гипофизарной нейро-секреторной системе (ГГНС). При этом процессы синтеза нейрогормонов в крупноклеточных ядрах гипоталамуса, поступление их в ЗДГ и выброс через па-рааденогипофизарный путь, видимо, относительно сбалансированы, указывая на проявления устойчивой адаптации. Активное функционирование гипоталами-ческих центров сопровождается аналогичными мор-фофункциональными сдвигами в передней доле гипофиза (соматотропоциты, тиротропоциты, кортикот-ропоциты), коре надпочечников и щитовидной железе. Анализируя полученные показатели, можно заключить, что анафилаксия легкой степени протекает на фоне выраженной внутрисистемной согласованности морфофункциональных сдвигов в центральных и периферических звеньях системы ГАПЭЖ, свидетельствующих о высоком уровне ее функционирования.

На высоте развития анафилаксии средней тяжести нарушается характерная для легкого анафилактического шока согласованность реакций различных звеньев системы ГАПЭЖ. Некоторое повышение секреторной активности в исследованных гипоталами-ческих центрах сочетается со снижением ее в сома-тотропоцитах, тиротропоцитах передней доли гипофиза, а также с высокой активностью морфофун-кционального состояния щитовидной железы и с не-

достаточно выраженными морфометрическими, гистохимическими сдвигами в коре надпочечников. Оценивая морфофункциональное состояние СО, ПВ и ПО ядер гипоталамуса с учетом изменений в срединном возвышении и ЗДГ, можно считать, что ГГНС находится в состоянии напряженного функционирования. Недостаточно активные процессы синтеза и выведения нейрогормонов в крупноклеточных ядрах гипоталамуса и, видимо, повышенная потребность в них животных в условиях шока ведет к выраженному уменьшению НСВ в ЗДГ. Выявленная обратная сильная корреляционная связь (К.К. 0,9352) между содержанием НСВ в ЗДГ и высотой тиротропоцитов не исключает, что щитовидная железа в данном случае стимулируется нейрогормона-ми (вазопрессином, окситоцином), поступающими через парааденогипофизарный путь. Кроме того, при анафилаксии средней тяжести, наряду с морфофун-кциональными проявлениями в ГАПЭЖ, обнаруживаются и деструктивные изменения, которые наиболее выражены в коре надпочечников (дискомплек-сация и дегенерация корковых эндокриноцитов).

Таким образом, на высоте анафилаксии средней тяжести отмечается изменение сочетанной реакции различных звеньев нейроэндокринной системы. Повышение морфофункционального состояния крупно- (СО, ПВ) и мелкоклеточных (СХ, ВМ) ядер гипоталамуса сочетается со снижением секреторных процессов в соматотропоцитах, тиротропоцитах и повышением в кортикотропоцитах. Активное функционирование щитовидной железы с противоположным морфофункциональным состоянием коры надпочечников и наличием в ней дегенеративных изменений.

Тяжелая форма анафилаксии сопровождается выраженной дезорганизацией морфофункционального взаимодействия между гипоталамическими центрами и периферическими железами, а также между отдельными эндокринными органами. Среди гипо-таламических центров активно функционирует СХ, а ПО, ПВ, ВМ ядра гипоталамуса находятся в состоянии сниженной секреторной активности. Наблюдается торможение этого процесса в СО и АР ядрах гипоталамуса. Блокирован выброс нейрогормо-нов в портальные сосуды и общий кровоток. ГГНС как бы отключается от участия в ответной реакции организма. Напротив, ультраструктурные и морфо-метрические показатели соматотропоцитов, тиротро-поцитов и кортикотропоцитов не исключают активной продукции соответствующих гормонов в передней доле гипофиза, но при этом выявляется снижение морфофункциональной активности коры надпочечников и некоторое повышение ее в щитовидной железе. Во всех отделах ГАПЭЖ морфофункцио-нальные сдвиги граничат с выраженными деструктивными изменениями, которые особенно преобладают в коре надпочечников (дискомплексация корковых эндокриноцитов, их дистрофия и некроз).

Сопоставляя полученные показатели крупно- и мелкоклеточных ядер гипоталамуса после анафилаксии легкой, средней и тяжелой степеней, можно отметить, что с возрастанием тяжести ее течения в послешо-

ОЛ^ищт

. и № 4 2005 41

в Кузбассе ^ 1

ковом периоде проявляются деструктивные изменения в клеточных и тканевых элементах. Отмечается вакуольная дистрофия, кариопикноз и кариолизис. Увеличивается количество пикноморфных клеток. Наблюдаются перицеллюлярные, периваскулярные отеки. Эти процессы принимают особую выраженность после тяжелого анафилактического шока. Своеобразны изменения морфометрических показателей мелкоклеточных ядер гипоталамуса после анафилактического шока различной тяжести. Объемы ядер ней-роцитов СХ на 10 минуте после всех форм анафилактического шока остаются на уровне сенсибилизированных животных. Только с 30 минуты после легкого и среднего течения анафилаксии они достоверно увеличиваются, а после тяжелого — уменьшаются. К 60 минуте послешокового периода объем ядер клеток СХ при легкой форме анафилактического шока возвращается к показателям сенсибилизированных животных, а в случаях средней и тяжелой анафилаксии, превышает их. Размеры же ядер нейроцитов АР в послешоковом периоде, преимущественно, колеблются в пределах их параметров у интактных и сенсибилизированных животных. Лишь достоверно они уменьшаются на 10 минуте после выхода из состояния легкого анафилактического шока и на 30 минуте после тяжелого анафилактического шока. Ядра нейроцитов ВМ резко увеличиваются с 10 минуты после легкого и тяжелого шока, возвращаясь к исходному уровню в конце наблюдения.

Вызывает интерес реакция ядер нейроцитов ВМ при анафилаксии средней степени. Их объемы значительно возрастают только в конце послешоково-го периода. Независимо от тяжести течения анафилактического шока, в послешоковом периоде выявляется относительно однонаправленное изменение объемов ядрышек клеток СХ, АР, ВМ ядер гипоталамуса. Они снижаются на 10 минуте после шока и сохраняют достоверно уменьшенные размеры до конца наблюдения в сравнении с интактными, сенсибилизированными животными и в состоянии шока.

Морфофункциональные изменения ГГНС в пос-лешоковом периоде зависят от тяжести течения анафилаксии. Судя по соотношению морфофункцио-нальных типов нейросекреторных клеток, объемам их ядер и ядрышек СО, ПВ и ПО ядра гипоталамуса активно функционируют в раннем периоде после легкого анафилактического шока. Вероятно, этим

можно объяснить восстановление исходного содержания НСВ в ЗДГ уже на 30 минуте послешокового периода. Аналогичная динамика морфофункци-ональных сдвигов ГГНС наблюдается в послешоко-вом периоде у животных, перенесших анафилактический шок средней тяжести. Однако морфофун-кциональные изменения ГГНС после тяжелого анафилактического шока не укладываются в общепринятые представления. В течение всего послешоко-вого периода соотношение морфофункциональных типов нейросекреторных клеток СО, ПВ и ПО ядер гипоталамуса существенно не изменяется. Их мор-фометрические показатели проявляют тенденцию к уменьшению, периодически выходящему за пределы исходных показателей. ЗДГ, содержащая при тяжелой форме анафилаксии большое количество НСВ, опустошается с 10 минуты после шока и остается в таком состоянии до конца наблюдения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные гистологические, гистохимические, морфометрические и электронно-микроскопические показатели в различных звеньях системы ГА-ПЭЖ и ГГНС в условиях анафилаксии легкой, средней, тяжелой степеней тяжести, а также в раннем и позднем периодах после нее наглядно демонстрируют доминирование морфофункциональных изменений в исследованных системах при легкой степени анафилаксии. Для средней и, особенно, тяжелой форм анафилаксии характерно наличие патоморфологичес-ких проявлений с выраженной рассогласованностью внутрисистемного взаимодействия, как проявление дизрегуляционной патологии [4, 5].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адо, А.Д. Общая аллергология /Адо А.Д. - М., 1970. - 543 с.

2. Фелтен, Ш. Аллергия: помоги себе сам /Фелтен Ш. - М., 1995. - 368 с.

3. Heidrun, B. Environmental allergy /Heldrun B. //Zent. Hyg. und Unwelt. - 1989. - V. 189, N 1. - P. 64.

4. Крыжановский, Г.Н. Некоторые общебиологические закономерности и базовые механизмы развития патологических процессов /Крыжановский Г.Н. //Арх. патол. - 2001. - № 6. - С. 44-49.

5. Крыжановский, Г.Н. Дизрегуляционная патология /Крыжановский Г.Н. //Пат. физиол. и эксп. тер. - 2002. - № 3. - С. 2-19.

6. Демко, П.С. Комплексная оценка морфофункционального состояния нейросекреторной и эндокринной систем: Метод. реком. /Демко П.С. //Кемерово. - 1990. - 38 с.

Денисова С.В., Малкова О.Л., Третьяк В.М.

Кемеровская государственная медицинская академия,

Кафедра фармакологии, г. Кемерово

ВЛИЯНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОСТРОЙ ИШЕМИИ МИОКАРДА, НА ГЕМОСТАЗ

Этиология, патогенез, клиника и лечение ише- всех звеньев гемокоагуляционного гемостаза, сме-мии миокарда тесно связаны с состоянием ге- щение равновесия между свертывающими и фибри-мокоагуляции. Нарушение отдельных или нолитическими свойствами плазмы, клеточных эле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.